Есть ли сейчас смоковница проклятая христом. Великий Понедельник: проклятие смоковницы

23.01.2020

Страстная седмица - главная неделя года в жизни каждого христианина. В эти дни необходимо по возможности отложить все дела, вообще забыть о себе, о своих заботах и проблемах, мелких и пошлых по сравнению тем, что более двух тысяч лет назад совершалось в Палестине.

Тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней». Каждый день этой недели по-своему важен.

В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа Израильский народ и всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни; а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе, как прообразе Христа в Его страданиях и дальнейшей победе.

В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (т.е. инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11, 13). И тогда Спаситель сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 19). Некоторые читатели могут удивиться кажущейся несправедливости Господа: как это так Он наказал ни в чем не повинное дерево, хотя оно по всем законам природы просто не могло тогда принести плодов. Это недоумение, по крайней мере, странно: речь ведь идет всего лишь о дикорастущем дереве, а применять в отношении бездушных предметов категории справедливости абсурдно. Проклятие смоковницы не более, чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Ин. 19, 55-56). Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении не человека, а бездушного дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями.

Это чудо также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», - молится Церковь в этот день.

Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? - спросил Иисус у старейшин и первосвященников. Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21, 41). По святоотеческому толкованию, виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте (Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38), - скажет Спаситель) и разрушении (не останется здесь камня на камне ), которые останутся в душе после этого «богоубийства», и предупреждает эта притча. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа - один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить.

В этот же день Церковь вспоминает и ветхозаветного . За свою чистоту жизни он претерпел множество страданий: был продан братьями, оклеветан женой египетского царедворца и был заключен в темницу. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Своего угодника. В конце концов, уже Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. В этом он стал прообразом Христа, много пострадавшего от людей и распятого ими, но победившего смерть своим воскресением и, тем самым, даровавшего спасение человеческому роду.

(Евангелие от Луки 13:6-9)

6 . И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

7 . и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8 . Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9 . не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.


Истолкование:

Давайте я сначала постараюс ь объяснить образы, которые показаны в этой притче. В этой притче господином виноградника показан сам Бог. 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой -- виноградарь. (От Иоанна 15:1 ) }. Бог имел у винограднике посажанную смоковницу. Смоковница это плодовитое дерево, которое приносит плоды. Людей можно сравнить из смоковницей. СМОКОВНИЦА, СМОКВЫ (Ис. 34:4, Вт 8:8, Мф. 21:19, Ин 1:48, От 6:13 и др.) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ енном Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт 3:7) . В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение "сидеть под смоковницею" иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25, 4 Пар 18:31, Ин 1:48) . Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф. 21:19) . Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн. 2:13, Мф. 24:32) . Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер. 5:17, 8:13, Иол. 1:7,12) . Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида:

Ранние смоквы (Песн. 2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер. 24:2). Так пророк Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. "Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я oтцoв ваших", - говорит он (Ос 9:10) . В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пророк Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: "Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть" (Наум. 3:12) .

Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять.

Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их собирают даже в после зимние время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше чем первые, продолговатые, и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар 25:18) . Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но кроме того они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пророк Исаия сказал: "возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел" (4Цар 20:7) .

Бог пришел у виноградник чтобы собрать плодыи пришел искать плода на ней, и не нашел;

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Евангелие от Иоанна 15:1-6 ).

Дерево, которое не приносять плод, срубают и бросают в огонь. 10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Евангелие от Матфея 3:10) .

Давайте представим себе такую картину. Например, у нас есть свой сад или плодовитое дерево. И вот мы дождались время урожая. А наше дерево не принесло плод. Что же мы будем делать с ним? Я думаю, что каждый человек сказал бы: « Давай я срублю это дерево, которое не приносит плод. Его можно использовать для обогрева дома, больше с него ни какой пользы нет!»

Деревья приносят разные плоды, одни приносят хорошие плоды, а другие плохие плоды. Не возможно чтобы было все наоборот. 17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.(Евангелие от Матфея 7:18) .

Деревья распознаются по плодам. 33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Евангелие от Матфея 12:33) .

В новом завете Иисус Христос видел смоковницу . 19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Евангелие от Матфея 21:19) . Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв уже наступило; Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Бог хочет, чтобы мы приносили много плода. 8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Евангелие от Иоанна 15:8 ) .

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни…, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. (Откровение 22:2) .

Обратите внимание, что господин хотел срубить смоковницу . 7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? (Евангелие от Луки 13:7) . Господин хотел получить какую то пользу с смоковницы. В притче сказано, что Он три года ждал от смоковницы плодов. Господин принимает решение: с рубить смоковницу. Но дальше в притчи за смоковницу заступаетсявиноградарь.

8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий _год_ срубишь ее.

(Евангелие от Луки 13:8-9).

Мы видим, что виноградарь не хотел, чтобы господин срубал смоковницу. Виноградаря в этой притчи можно сравнить с Иисусом Христом. Виноградарь в притче делает все для того, чтобы смоковница принесла плоды.Обкапывает смоковницу, удобряет землю навозом. Виноградарь дает еще один шанс, чтобы смоковница принесла плоды. Иисус Христос есть наш ходатай перед Богом. Он пострадал за всех нас, умер на кресте и в третий день воскрес. Иисус Христос, как виноградарь в этой притче просит у Бога, не срубить смоковницу. Иисус Христос дает нам с вами шанс исправится на протяжении года. Какой чудный и милостивый наш Иисус Христос. Не желает смерти грешника! Хочет, чтобы все спаслись. От нас самых зависит наше спасение! Бог желает, что бы мы принесли обильный плод.

Нашу с вами жизнь можно сравнить из смоковницей. Каждый из нас отдельно растет как дерево. Бывает очень часто, что мы приносим худые плоды. Доброе дерево должно приносить добрые плоды. Если Иисус Христос является нашим виноградарем, то мы соответственно должны приносить добрые плоды, угодные Богу. Давайте задумаемся, что означает плод? Плоды можно сравнить с делами каждого человека. В библии написано, что каждый человек будет судим по своим делам. Если мы хотим жить с Богом вечно, мы должны делать добрые дела, приносить плод. 16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. (Евангелие от Иоанна 15:16) . Бог нас нашел и избрал. Надо помнить нам, что мы все блуждали в этом мире. Бог избрал нас еще, когда мы были грешники. И как часто бывает больно Нашему Небесному Отцу, когда Он не находит у нас плода. Давайте будем справляться! Бог дал нам все необходимое для нас. Нам остается лишь принести обильные плоды, чтобы приобрести вечную жизнь с Иисусом Христом.

Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород - на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: "По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя "еще не время было собирания смокв" (глава 11, стих 13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево - ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон? Неужели это было просто сделано от раздражения, от досады?

Смоковница - плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы - Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (книга Бытия, глава 3, стих 7). В символике Ветхого Завета смоковница - образ мира и Божественного благорасположения.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: "Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: "вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?" Но он сказал ему в ответ: "господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее" (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется "виноградником Господа" и "смоковницей". Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы - Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

Какой же плод должна была принести "смоковница"? Стержень Ветхого Завета - подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды... Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа - вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь - от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, "удобрял", "окапывал" и "возделывал" окаменевшие человеческие сердца - не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.

Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жег огнем неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы - а иссушив смоковницу, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.

Проклятие бесплодной смоковницы - это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов - в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).

Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но...

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков - то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов - она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос "пришел к своим и свои Его не приняли" (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус - это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны.

В историческом плане проклятие смоковницы - это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание - это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне - любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены... Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце... Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Роман Маханьков

Протоиерей Андрей Чичеринда

Проклятие смоковницы: жестокость или притча?

В первый день Страстной седмицы Церковь напоминает нам о том, как Иисус Христос проклял смоковницу. Зачем Он это сделал? Какое отношение это событие имеет к нам с вами? Комментирует благочинный Николаевского округа в г. Константиновка протоиерей Андрей Чичеринда.

Закончилось время Святой Четыредесятницы и, внимая себе, мы можем увидеть - принесла ли наша душа плоды покаяния, или пост был всего лишь сменой рациона? С сегодняшнего дня началась Страстная седмица, каждый день которой посвящён воспоминанию важных Евангельских событий.

В богослужении Великого понедельника вспоминается евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Притча о проклятии смоковницы вызывает очень много споров. За что Иисус проклял дерево, которому еще не настал срок цвести?

Евангелие от Марка, глава 11, стихи 12-21:

«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он (Иисус) взалкал;
И увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней;
Но пришед к ней, ничего не нашей, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от себя плода вовек. И слышали то ученики его.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.»

За что Иисус проклял дерево?

Проклятие Иисусом смоковницы (Мф. 21:18-19) - это чудо, на которое часто «накидываются» критики, утверждая, что такой поступок просто недостоин Господа. Один из них даже замечает, что Иисус, мол, «после спора со Своими врагами, ради смеха обратил весь Свой гнев на невинное дерево, которое, впрочем, ничего не потеряло, разве что было лишено листьев и цветов на тот год».

Ведь чаще всего чудеса, совершаемые Иисусом, представляли собой исцеления, помощь людям в несчастьях, неся радость угнетенным сердцам. Когда Он совершал чудеса в области природы - например, в случае усмирения шторма на море - то это все делалось с целью помочь нуждающимся.

Единственным исключением кажется проклятие смоковницы. Небольшое размышление, однако, поможет решить эту трудность.

Во-первых, данное чудо не повлекло за собой боли или страданий. Более того, оно показало апостолам всемогущество их Учителя и дало Ему возможность поведать им о силе веры.

Вот толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского:

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. Ввиду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, - и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно.

Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость.

Проклятие смоковницы - это одна из притч. Из слов Иисуса ясно вырисовывается проводимая им аналогия бесплодного дерева с грешником, зарывшим данный ему талант в землю. Проклиная смоковницу, Иисус как бы говорит нам: смотрите, чтобы когда вы внезапно предстанете на суд, Я вас нашёл не бесплодными, но с плодами покаяния и добрых дел. А иначе, если вы за свою жизнь не принесёте никаких полезных плодов, то будете под вечным проклятием.

Но возникает второй вопрос. Если бы смоковница вообще никогда не плодоносила, тогда понятно, за что ее прокляли. Но ведь еще не время было собирания смокв
Да. Именно так. Иначе притча-действие не была бы столь глубокой.

Человек (а притча обращена-то к людям!) должен в любое время приносить плоды, не ссылаясь на обстоятельства и время.

Вся Страстная седмица, начина с самого Вербного воскресенья, тесно привязана к Евангельскому повествованию. Она как бы прослеживает последние дни земной жизни Спасителя. Именно поэтому каждый день этой седмицы дважды читается Евангелии: на утрени и на вечерни, в отличие от всего остального времени Поста, когда мы могли услышать Евангельские слова только в субботние и воскресные дни.

На утрени Великого понедельника читается повествование о бесплодной смоковнице. Эта история излагается двумя Евангелистами, Матфеем и Марком. Рассмотрим оба текста.

Св. Евангелист Матфей описывает эпизод со смоковницей как бы кратко, подчеркивая мысль, которую он почел главной, а именно: если иметь веру и не сомневаться, то природа послушается повелению учеников Христовых. Вот как писал евангелист Матфей:

"Поутру же, возвращаясь в город, [Христос] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21: 18-22).

В Евангелии от Марка этот эпизод приведен более подробно:

"На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его" (Мк. 11: 12-14).

"Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мк. 11: 20-26).

Св. Евангелист Марк упоминает одну важную подробность: было не время собирания смокв! В чем "виновато" дерево? И что двигало Господом, когда Он произносил слова проклятия: гнев, безрассудная прихоть, проявление немощи человеческого ествества, невежество законов природы? Или же все происшедше имеет более глубокий смысл?

Заметим прежде всего, что чудо со смоковницей совершил Тот, Кто сказал прежде через пророка о Себе: "Аз есмь изсушаяй древо зеленое и проращаяй древо сухое (Иез. 17,24)", Тот, Кто сотворил небо и землю, всякое бытие и древо, и все мироздание.

Все случившееся на подступах к Иерусалиму имеет глубочайший символический смысл и описано символическим языком. Смоковное древо является символом, который очень часто использовался в Священном Писании не только Нового, но и Ветхого Завета. Сам Спаситель неоднократно прибегал к нему за время Своей проповеди. Для того, чтобы правильно понять чудо со смоковницей, необходимо иметь в виду и понимать все другие параллельные места, в которых упоминается смоковное дерево в символическом и прямом значении.

Для начала вспомним о событии, совершившимся за год до описываемого нами времени. О нем повествует св. Евангелист Лука.

6. И сказал сию притчу: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7. И сказал Виноградарю: вот, Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8. Но Он сказал Ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока Я окопаю ее и обложу навозом, -
9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.
(Лук.13:6-9)

Некто – это Хозяин сада, Бог, Который приходит искать плодов добродетели в Своем винограднике. Виноградарь – Сам Сын Божий, Христос, явившийся во плоти, для того, чтобы приложить попечение и очистить виноградник. Виноградник – дом Израилев, как именуется он у пророка Исаии. Смоковница – Иудейское сонмище.

На примере этой смоковницы мы понимаем, что дерево обязано приносить плоды. Доброе дерево – добрые плоды. Бесплодное дерево, не приносящее добрых плодов, срубают и бросают в огонь. 3 года – это время служения Иисуса Христа. В эти 3 года Он призывал Израиль к покаянию, творил чудеса, проповедовал, показывая, что Он и есть долгожданный Мессия. Однако все эти 3 года Израиль, как и смоковница, не приносил никакого плода покаяния, отвергая Иисуса. В притче виноградарь умоляет своего господина (ссылка на Христа) подождать еще год. Он обещает «окопать ее и обложить навозом – не принесет ли плода». Если же и через год все останется по-прежнему, смоковницу обязательно срубят.

Нельзя исключить того, что в притче, сказанной год назад, Господь подразумевал то же самое дерево, уже давно заметив его неплодность, которую сделал символом бесплодия Иудейского сонмища. Господь дал ему 3 года, – время Своей проповеди, предупредив, что секира уже лежит при корне смоковницы. Проклятие этого дерева в конце Своего служение символизировало окончание данного срока и проклятие самого сонмища.

Интересно то, что произнося эту притчу с предостережением, Христос фактически повторял символическую притчу пророка Исаии, подводя ее к логическому завершению.

Ис. : 7. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. ... 25. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

Не будет лишним ознакомиться с полным текстом пророка Исаии о возлюбленном винограднике. Для желающих вот текст:

Ис.: 5, 1 – 13. Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках.

Не трудно заметить, что слова пророка Исаии удивительно перекликаются с еще одной притчей Спасителя о злых виноградарях, то есть – служителях Иудейского сомища, которая читатеся в тот же день вечером.

Св. Евангелие от Матфея 21:33-46

33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.


42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46. и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Таким образом, притчей о злых виноградарях и чудом со смоковницей, Господь хотел показать, что пришло время исполнения страшных пророчеств св. пророка Исаии и "винограднике Господа Саваофа".

Каких же плодов искал Господь от смоковницы – Иудейского сонмища? Покаяния. Покаяние изменило бы осуждение на милость. Как сонмище – то есть Иудейская церковь, не принесла покаяния, так и Иерусалимская смоковница не принесла плода. И как здесь не вспомнить еще один текст, связанный со смоковницей.

«Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1–10).

Иерихонская смоковница, в отличие от Иерусалимской, принесла Спасителю долгожданный плод – покаяние. И как следствие – это дерево стоит до сих пор и плодоносит.

Но нельзя не упомянуть еще об одном толковании чуда о смоковнице. Преподобный Исидор Пелусиот видел в смоковнице древо преслушания или древо познания добра и зла, от которого вкусили вопреки благословения прародители, из листьев которого сделали себе опоясания, чтобы скрыть от Бога открывшуюся внезапно свою наготу. потому оно и проклято Христом – Новым Адамом, чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха.

Существует также еще одно толкование, которое говорит, что смоковница пострадала за то, что не узнала времени посещения своего, то есть не увидела в убогом Галилеянине своего Создателя, просящего у нее плода в преддверии Своей смерти.

Солнце померкло и земля содрогнулась, узнав Своего Творца, страждущего на кресте, а смоковница оправдывается, как бы говоря: "Господи, не время плодов!" Бесплодная смоковница является образом бесплодной с духовной точки зрения, души, не стяжавшей послушания. Как смоковница не узнала своего Создателя, так и непослушная душа всегда противится воле Божией, не узнавая ее в словах дающего послушания, и всегда оправдывает свое неповиновение благовидными, разумными и объективными причинами. Конец же и у той и у другой одинаковый: "Да не будет же впредь от тебя плода вовек!"

Похожие статьи