Балюстрада в архитектуре. Современная и стильная балюстрада - это сочетание практичности и красоты

27.02.2020

(франц. balustrade) ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху горизонтальной балкой или перилами. * * * ряд балясин. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * Сквозное ограждение из ритмично расположенных фигурных столбиков, поддерживающих поручень. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (франц. balustrade - перила) - сквозное ограждение балконов, террас, галерей, лестниц, крыш в виде перил с невысокими фигурными стойками - БАЛЯСИНАМИ. Балюстрадой ограждена терраса Павильона трех граций Ч. Камерона в Павловске. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)


Смотреть значение Балюстрада в других словарях

Балюстрада — ж. франц. поручни, перила, обнос, ограда, балясник.
Толковый словарь Даля

Балюстрада — балюстрады, ж. (фр. balustrade) (архит.). Перила из ряда фигурных столбиков, украшающие наружные и внутренние балконы, террасы.
Толковый словарь Ушакова

Балюстрада Ж. — 1. Ограждение лестницы, террасы, балкона и т.п., состоящее из ряда фигурных столбиков - балясин, соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.
Толковый словарь Ефремовой

Балюстрада — -ы; ж. [франц. balustrade от balustre - балясина]. Ограждение из балясин, соединённых сверху перилами. Б. лестницы, балкона. Каменная б. пристани.
◁ Балюстра́дный, -ая, -ое. Б-ые перила, столбики.
Толковый словарь Кузнецова

Балюстрада — Ограждение крыш, лестниц, галерей, балконов в виде перил с невысокими фигурными стойками (балясинами).
Строительный словарь

Создавая внутреннее пространство дома в несколько этажей, каждый владелец задумывается, как сделать перила деревянной лестницы красивыми. В том числе - решая, выбрать простые перила или установить балюстраду. Учитывая, что балюстрада красивее и эффектнее внешне, выбор второго варианта вполне обоснован. Самостоятельно установить балюстраду для деревянной лестницы достаточно просто. Принцип работы полностью повторяет работу по созданию простых перил.

Материалы и инструменты

Для создания оригинальной балюстрады домашнему мастеру понадобятся:

  • готовые фигурные балясины из прочной древесины;
  • клей для дерева;
  • болты;
  • гвозди размером 2 дюйма для древесины повышенной твердости;

При проведении отделки используются:

  • морилка;
  • краска;
  • замазка для дерева.

Для самостоятельного выполнения работ желательно пригласить помощника. Задачей помощника будет удерживание балясин при склеивании или использовании дрели.

Порядок выполнения работ

Предпосылкой успешного выполнения работ становится создание подробного плана. Первым шагом является выполнение проекта будущей конструкции и проведение замеров. При создании проекта заранее определяется расстояние между отдельными балясинами и ширина проемов.

Готовые балясины с одной стороны имеют шероховатую поверхность с шипом и обработанный гладкий край - с другой стороны. Сверху готовой конструкции располагается обработанный край.

Мастер определяет высоту каждого элемента балюстрады и проводит тщательные замеры перед началом разделения балясины на отдельные части по высоте балюстрады.

На основании выполненных замеров сверлятся отверстия в лестничной тетиве (несущей опорной конструкции), в которые будут вставляться готовые элементы будущей балюстрады. Принцип сохраняется и при выборе модели на косоурах. При создании балюстрады принцип крепления ступеней не играет в готовой лестнице большой роли, укладываются ли они сверху на несущую балку (косоуры) или врезаются в нее (тетива),.

Создание балюстрады начинается с формирования крепления в верхней части балясины. Это крепление может держаться на болтах или на древесном клее. При использовании болта он вкручивается в заранее подготовленное с помощью дрели отверстие. Гвозди для дерева окончательно закрепляют основу конструкции с обоих концов. Места расположения шляпок маскируются с помощью древесной замазки и аккуратно затираются.

Завершающим этапом становится подготовка поверхности балюстрады к обработке морилкой и, при желании, к нанесению краски. Планируя использовать лестницу максимально долгий срок, предпочтение можно отдать специальной краске для дерева. Она создает на поверхности дополнительное защитное покрытие и препятствует неблагоприятному воздействию окружающей среды. Обработанная морилкой или покрытая специальной краской поверхность не подвержена гниению. Ей не может навредить жучок.

Особенности создания балюстрады

Решив выбрать максимально эффектный вариант ограждения, важно помнить, что балюстрада обычно состоит из балясин сложной формы. При обработке каждой детали можно использовать специальные инструменты. Например, при нанесении защитного слоя морилки или краски можно использовать простую зубную щетку.

Большое внимание лучше уделить обработке поверхности каждой детали и удалению шероховатостей. Сделать поверхность почти идеально ровной поможет обработка специальным шлифовальным станком или простой наждачной бумагой.

Сложность конструкции балясин для балюстрады особенно ощущается при формировании срезов. Для того чтобы все они были распилены под одинаковым углом, удобно использовать специальный станок, способный делать спил по заранее введенным параметрам. При отсутствии такого станка можно предварительно нанести замеры и зафиксировать место распила с помощью изоленты.


Изначально сегодняшняя статья планировалась, как разговор об ограждении промежуточных лестничных площадок. Мы хотели рассказать о том, что такое балюстрада лестницы, как она устанавливается и из каких материалов делается. Но потом подумали и решили, что с перилами эта часть ограждения составляет одно целое, поэтому будем рассказывать обо всем вместе. Так статься получится интереснее и информативнее.

Итак, вне зависимости от того, какой тип лестницы у вас установлен, она в обязательном порядке должна оборудоваться системой ограждения, если в ней насчитывается более трех ступеней (это норматив, установленный на государственном уровне).

Систему ограждения можно разбить на две части:

  1. – с этим понятием знакомы абсолютно все.

  1. Балюстрада – горизонтальная часть ограждения. Сделана из тех же деталей, что и перила, но ограждает площадку со свободными краями, к которой подходит лестница.

Задача системы ограждения – обеспечить полную безопасность передвижения людей по лестнице, в связи с чем ее параметры также регламентируются на государственном уровне – об этом чуть позже.

Помимо этого балюстрада и перила могут нести огромную декоративную составляющую как отдельной лестницы, так и всего интерьера в целом. Вот, взгляните на следующие фото, чтобы в этом убедиться.

Строение перил и балюстрады

Строение ограждения может сильно отличаться от модели к модели лестниц. Тут влияют и материал, из которого она изготовлена, и конструкционная задумка инженера.

Сейчас мы перечислим элементы, начиная с самых распространенных, и заканчивая более редкими деталями. Для визуального представления обращайтесь к приложенной схеме выше.

Итак:

  • – наклонный, ровный, гладкий элемент, за который мы держимся при перемещении по лестнице.

  • Он может иметь разный профиль, но обычно при их производстве ориентируются на антропоморфные особенности строения кисти человека (отдельные дизайнерские композиции не счет).
  • Поручень обычно изготавливается в виде цельного, неразрывного элемента, чтобы при подъеме человек не мог травмировать руку. Также часть их могут разбивать на секции, между которыми устанавливаются декоративные элементы.
  • Опорные столбы – часть ограждения, придающая ему основную жесткость. Устанавливаются в начале подъема, его завершении, местах поворотов конструкции, а также с некоторым шагом в балюстрадах, при их большой протяженности.
  • В связи с этим различают столбы – заходные, поворотные, конечные и промежуточные.
  • Столбы жестко крепятся либо к ступеням, либо к тетивам конструкции. Для этого используются мощные металлические шпильки или большие деревянные чопики.
  • Внешне они больше балясин, да и выглядят красивее – на них наносят резьбу, крепят различные фигуры, устанавливают разнообразные навершия.

  • – это вертикальная часть ограждения, которая заполняет пространство между опорными столбами.
  • Делают их тоже фигурными, но обычно они все имеют одинаковую форму.
  • Балясины не являются несущим элементом системы ограждения, однако при правильном монтаже они существенно добавляют ей жесткости, так как тоже соединяются со ступенями и поручнем, как и столбы.
  • Балясин существует просто огромное разнообразие. Их вытачивают на станках или изготавливают вручную, создавая по-настоящему уникальные, ни на что непохожие композиции.

  • Балясины – это не единственные детали, которыми наполняется ограждение. Тут могут быть установлены горизонтальные элементы, сплошные щиты, решетки и многое другое. Так что отдельно стоит выделить этот момент.
  • Подбалясенная планка – устанавливается на некоторые конструкции, когда не нужно связывать балясины со ступенями. Делается это ради дизайнерской задумки, либо для того, чтобы впоследствии без демонтажа ограждения можно было легко осуществлять ремонт и замену ступеней.
  • Эта деталь остается на виду, поэтому ее внешнему виду тоже уделяют внимание.

  • Надбалясенная планка – этот элемент является чисто конструкционным, и его не видно при рассмотрении лестницы со стороны.
  • Применяется он для того, чтобы аккуратно крепить поручень, скрывая саморезы с глаз наблюдателей.
  • Фактически является частью поручня, который после склейки становится с ним одним целым.

  • Дальше идут декоративные элементы конструкции, к которым можно отнести: крышку столба, навершия, например, шар с ножкой, декоративные накладки для столбов.

Требования к ограждению

Основным документом, устанавливающим требования к в нашей стране, является ГОСТ 25772-83, однако помимо него нужную информацию содержат еще около 7 других нормативных документов. Если суммировать все требования там описанные, то можно выделить следующие основные моменты, которые должны быть учтены при строительстве лестницы с ограждением.

  • Высота ограждения должна составлять минимум 90 сантиметров, иначе при передвижении за поручень будет неудобно держаться. Тут данные сориентированы на рост среднего человека, так что вы можете подбирать любое удобное вам значение самостоятельно.
  • Ограждение должно справляться с высокими нагрузками – горизонтально приложенное усилие в 200 килограмм не должно повредить и даже деформировать конструкцию, в противном случае пользоваться лестницей будет небезопасно – представьте ситуацию, когда два разговаривающих человека облокотились на перила.
  • Ограждение должно быть прочно закрепленным. Недопустим люфт деталей и всей конструкции в целом.
  • Расстояние между балясинами обычно составляет 20 сантиметров, либо же ориентируются на габариты самих ступеней. В случае если лестницей будут пользоваться маленькие дети, это значение не должно превысить 12 сантиметров. Также рекомендуется удалить из наполнения горизонтальные элементы, по которым ребенок может забраться вверх.

  • Если речь идет о детских дошкольных учреждениях, то в систему ограждения добавляют дополнительный поручень, на высоте 40 сантиметров. Сами же перила делаются большей высоты – до 120 сантиметров. Расстояние между балясинами также сокращается.
  • Все элементы конструкции должны быть хорошо обработанными, не иметь, зазубрин, окалины и прочих дефектов, о которые во время пользования можно получить травму руки.
  • Поручень из любого материала должен быть покрыт слоями лакокрасочных материалов. Это улучшает эксплуатационные характеристики конструкции и дополнительно защищает вас от травм.
  • В домах, где проживают люди с ограниченными возможностями или старики, лестницу дополнительно оснащают пристенным поручнем.

Изготовление и сборка ограждения лестницы из нержавеющей стали

Мы уже не раз в материалах нашего сайта рассказывали, как происходит сборка перил из дерева, бетона и даже пластика. Но вот металлические поручни, пока мы как-то обходили стороной.

Причина в том, что их ставят редко, ведь к этому материалу не всегда приятно прикасаться руками, почему его часто заменяют деревом. Однако если вы захотели поставить вариант ограждения из нержавеющей стали, ничего инородного в нем быть не должно.

В общем, сегодня часть статьи по монтажу мы решили целиком посвятить этой теме. Материал будет очень интересным, особенно для тех, кто любит все делать своими руками.

Рабочее оборудование

Про материалы, с которыми мы будем работать, мы будем рассказывать по ходу описания работ, а вот инструменту хотелось бы уделить немного внимания.

Для работы нам потребуются:

  • Болгарка – с ее помощью мы будем нарезать металлическую трубу на отрезки нужной длины. В комплект приобретается также тонкий распилочный диск по металлу. Как вариант, можно работать и ручной ножовкой, но это очень долго и отнимает много сил.

  • Полукруглый или круглый напильник понадобится нам для того, чтобы снимать с мест среза заусенцы.

  • Нам предстоит достаточно много сверлить металл, поэтому у вас обязательно должна быть в наличии удобная дрель. Ее можно заменить и перфоратором, но лучше иметь оба инструмента, так как постоянная смена насадок – занятие утомительное, да и габариты с массой у некоторых перфораторов слишком велики, чтобы выполнять аккуратные работы.

  • Обязательно возьмите и шуруповерт , так как все соединения мы будем выполнять без сварки, а значит, понадобится затянуть много винтов.

  • Рисовать на шлифованном металле карандашом не выйдет, поэтому запаситесь несколькими хорошими маркерами для проведения разметочных работ.

  • Куда же без рулетки . Этот небольшой помощник незаменим при проведении любых работ.

  • Так как перила и балюстрада должны быть закреплены очень прочно, монтажные отверстия мы будем заполнять химическими анкерами – подробнее по ходу описания работ.

Как видите, весь набор достаточно стандартен и будет в наличии практически у каждого, так что покупаем нужный материал и вперед.

Нюансы работы с нержавеющей сталью

Инструкция наша будет подробной, снабженной множеством фотографий, так что внимательно читаем и смотрим.

Итак, работать нам предстоит с трубой из нержавеющей стали. Цена на материал не самая низкая, но затраты оправдываются высокими эксплуатационными характеристиками, приятным внешним видом и отсутствием необходимости в обработке материала защитными и декоративными составами.

Очень важно уметь правильно резать такую трубу, ведь она имеет неудобное круглое сечение:

  • Начинаем с того, что по рулетке отмечаем на трубе длину куска, который нам нужен.

Для устройства балюстрады своими руками по расчету нам потребуются следующие материалы:
Профильная труба размером квадрата 30х30 мм, для устройства опорных столбов;
Профильная труба размером квадрата 20х20 мм, для устройства балясин, подперильника и подбалясника.

Для того чтобы ограждение лестничного проема было симметрично с ограждением лестничных маршей его высота должна быть равна 900 мм (из расчета ограждения лестницы). Разделим ограждение лестничного проема на три секции — А, Б и В. Общие размеры секции (А) — 710 мм, секций (Б и В) — 2995 мм, длина взята с учетом ширины опорных столбов.

Из выше перечисленных материалов нам необходимо сделать заготовки конструктивных элементов балюстрады, которую в отличии от ограждения лестницы будем изготавливать непосредственно на месте их установки.

Нам потребуются заготовки следующих размеров:

опорные столбы с подпятниками — 3 штуки высотой по 900 мм;
подперильники и подбалясники для секций (Б) длиной по 1454 мм — 2 штуки;
подперильники и подбалясники для секции (В) длиной по 1451 мм — 2 штуки;
подперильник и подбалясник для секции (А) длиной по 650 мм — 2 штуки;
балясины в количестве 24 штук высотой по 778 мм.
Изготовление заготовок — опорных столбов, подперильников и подбалясников осуществляется по такому же принципу, как и изготовление ограждения лестницы. Есть только два отличия: на концах подперильников, подбалясников и балясин не нужно делать скосы, делаем ровные срезы, так же различаются размеры конструктивных элементов. Одинаковые размеры остаются только у опорных столбов ограждения, высота которых равна 900 мм (с учетом толщины подпятника).

Переходим от теории к практике и начинаем изготовление ограждения. Для этого мы с вами сначала сделаем каркас ограждения, а после его устройства приступим к установке и креплению балясин.

Установка каркаса балюстрады

Так как у нас уже определено место установки опорных столбов, можно приступать к устройству ограждения. Сначала выполним работу по устройству секции (А), ее элементы выделены красным цветом. Сначала устанавливаем опорный столб № 1, и выравниваем его относительно опорному столбу лестничного ограждения — столбы должны находиться на одной оси и расстояние между ними должно быть равным 650 мм.

Столбы равняем относительно торцов, а не подпятников. Расстояние от края проема до внутреннего торца опорного столба должно быть равным 45 мм. Между опорных столбов крепим подперильник и подбалясник, расстояние между ним (от внутренних торцов равняется 778 мм).

После этого устанавливаем промежуточный столб № 2 секций (Б и В) и продолжаем работу по устройству ограждения. Между столбов секции (Б, выделена желтым цветом) устанавливаем и крепим с помощью сварки подперильник и подбалясник их длина равна 1454 мм. Далее, устанавливаем столб № 3 и так же проводим работу по устройству секции (В, выделена синим цветом).

Так же как и при установке столбов ограждения лестничных маршей, контролируем вертикальность столбов с помощью уровня — угольника.

Установка и крепление балясин

Так как мы с вами рассматриваем пример устройства ограждения лестничного проема непосредственно на месте его установки, то в этом случае балясины устанавливать и крепить будет немного сложнее, чем в то случае когда мы с вами выполняли работу по изготовлению секций ограждения лестницы. Но можно облегчить работу за счет применения струбцины.

После установки и выравнивания балясины один конец крепим, например, к подперильнику с помощью струбцины, а нижний конец балясины крепим к подбаляснику с помощью сварки.

После крепления нижнего конца балясины, снимаем струбцину и при необходимости выравниваем верхний конец по разметке и крепим его с помощью сварки к подбаляснику — все, первая балясина установлена. Продолжаем в том же порядке установку и крепление остальных балясин. Этот вариант можно применять, если у вас нет помощника, если есть помощник, то тогда процесс работы упрощается, и струбцина не потребуется.



), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» - буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х годах прошлого века) эскалаторы ограждались настоящей балюстрадой, без всяких движущихся поручней. Такой эскалатор можно увидеть в фильме «Контролёр универмага ».

Изобретение балюстрады приписывается ассирийцам , которые использовали их в фасадном декоре дворцов как ограждения оконных проёмов.

Балюстрада упоминается в Ветхом Завете при описании несчастного случая с самарийским царем Охозией: "Охозия же упал через решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог" (4-я книга Царств 1, 2). То есть царь слишком сильно перегнулся через балюстраду (она своим внешним видом действительно напоминает решетку) на втором этаже дворца, потерял равновесие и сорвался вниз.

В Европе балюстрадные системы начали активно применяться с конца XV века как альтернатива миниатюрным аркадам с балясинами в виде маленьких колонн . Впоследствии были предложены привычные виды балясин - с перетяжкой кольцом посередине и классическая форма в виде вазона.

Балюстрада используется и в оформлении мебели как элемент спинки стула, изножья либо изголовья кровати.

Конструкция и материалы

Основные элементы конструкции балюстрад:

  • Фигурные столбики (балясины) - монтируются на тумбе и поддерживают перила ;
  • Тумбы - основной элемент балюстрады, на который ложится основная нагрузка;
  • Основание - нижняя балка, которая кладётся между тумбами;
  • Поручни или перила - фиксируют балясины между собой.

Традиционные материалы для изготовления систем - дерево , гипс , камень и бетон . С развитием новых технологий и материалов в 1970-х годах начали применяться балюстрады из литьевого полиуретана высокой плотности.

Довольно часто, столбцы между балюстрадами увенчивались обелисками и вазами, создавая органический переход к стене или крыше. Обычно балюстрады выполняются из камня, дерева или металла.

Размеры балюстрад тесно связаны с физическими размерами человека и, в отличие от большинства ордерных форм, не увеличиваются и не уменьшаются в зависимости от масштаба и параметров сооружения.балюстрада также имеет и символическое значение - неприкосновенности огражденного пространства.

В пхеньянском метро балюстрады используют для освещения. Наклонный ход станции освещают не люстры, а светящиеся части балюстрад. Это признано особенностью метро столицы КНДР.

Галерея балюстрад

    Balustrad med dockor 1700-talet , Nordisk familjebok.png

    Baluster, Nordisk familjebok.png

    Balustrad, gotisk, från Notre Dame i Paris, Nordisk familjebok.png

    Balustrad, gotisk, från katedralen i Carcassone 1300-talet, Nordisk familjebok.png

    Balustrad från slottet St Germain 1500-talet, Nordisk familjebok.png

    Balustrad från slottet Maison sur Seine 1600-talet, Nordisk familjebok.png

    Balustrad från Sofiakyrkan i Konstantinopel 2, Nordisk familjebok.png

    Balustrad från Sofiakyrkan i Konstantinopel 1, Nordisk familjebok.png

Напишите отзыв о статье "Балюстрада"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам . М.: Стройиздат, 2001.

Отрывок, характеризующий Балюстрада

– Да что? – сказал он Денисову, – не дойдет дело до драки. Вот увидишь, назад уйдем.
– Чог"т их знает, что делают – проворчал Денисов. – А! Г"остов! – крикнул он юнкеру, заметив его веселое лицо. – Ну, дождался.
И он улыбнулся одобрительно, видимо радуясь на юнкера.
Ростов почувствовал себя совершенно счастливым. В это время начальник показался на мосту. Денисов поскакал к нему.
– Ваше пг"евосходительство! позвольте атаковать! я их опг"окину.
– Какие тут атаки, – сказал начальник скучливым голосом, морщась, как от докучливой мухи. – И зачем вы тут стоите? Видите, фланкеры отступают. Ведите назад эскадрон.
Эскадрон перешел мост и вышел из под выстрелов, не потеряв ни одного человека. Вслед за ним перешел и второй эскадрон, бывший в цепи, и последние казаки очистили ту сторону.
Два эскадрона павлоградцев, перейдя мост, один за другим, пошли назад на гору. Полковой командир Карл Богданович Шуберт подъехал к эскадрону Денисова и ехал шагом недалеко от Ростова, не обращая на него никакого внимания, несмотря на то, что после бывшего столкновения за Телянина, они виделись теперь в первый раз. Ростов, чувствуя себя во фронте во власти человека, перед которым он теперь считал себя виноватым, не спускал глаз с атлетической спины, белокурого затылка и красной шеи полкового командира. Ростову то казалось, что Богданыч только притворяется невнимательным, и что вся цель его теперь состоит в том, чтоб испытать храбрость юнкера, и он выпрямлялся и весело оглядывался; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдет к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения.
Знакомая павлоградцам, с высокоподнятыми плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка) подъехала к полковому командиру. Жерков, после своего изгнания из главного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону. Он приехал к своему бывшему начальнику с приказанием от начальника ариергарда.
– Полковник, – сказал он с своею мрачною серьезностью, обращаясь ко врагу Ростова и оглядывая товарищей, – велено остановиться, мост зажечь.
– Кто велено? – угрюмо спросил полковник.
– Уж я и не знаю, полковник, кто велено, – серьезно отвечал корнет, – но только мне князь приказал: «Поезжай и скажи полковнику, чтобы гусары вернулись скорей и зажгли бы мост».
Вслед за Жерковым к гусарскому полковнику подъехал свитский офицер с тем же приказанием. Вслед за свитским офицером на казачьей лошади, которая насилу несла его галопом, подъехал толстый Несвицкий.
– Как же, полковник, – кричал он еще на езде, – я вам говорил мост зажечь, а теперь кто то переврал; там все с ума сходят, ничего не разберешь.
Полковник неторопливо остановил полк и обратился к Несвицкому:
– Вы мне говорили про горючие вещества, – сказал он, – а про то, чтобы зажигать, вы мне ничего не говорили.
– Да как же, батюшка, – заговорил, остановившись, Несвицкий, снимая фуражку и расправляя пухлой рукой мокрые от пота волосы, – как же не говорил, что мост зажечь, когда горючие вещества положили?
– Я вам не «батюшка», господин штаб офицер, а вы мне не говорили, чтоб мост зажигайт! Я служба знаю, и мне в привычка приказание строго исполняйт. Вы сказали, мост зажгут, а кто зажгут, я святым духом не могу знайт…
Похожие статьи