Воздвижение креста господня история праздника кратко. Воздвижение Креста Господня: знак победы

21.04.2021

Женой имп. Клавдия II ( –).

3-я версия, также, видимо, возникшая в в. в Сирии , сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в в.

Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в или г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум . День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей .

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.

Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора .

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Пост Воздвижения

Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6–9 и Мф 10. 37–42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением – Гал 6. 11–18 и Ин 3. 13–17; для субботы по Воздвижении – 1 Кор 1. 26–29 и Лк 7. 36–50; для недели по Воздвижении – Гал 2. 16–20 и Мк 8. 34–9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня , со своим последованием.

Праздник Воздвижения в Типиконах студийской традиции

Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церковь); на утрене – чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви.

Вечером 13 сентября совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем – прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28–36a, после которого поется «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й – кондак Воздвижения, по 9-й – «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха . После стихир, «Благо есть» и Трисвятого св. Крест полагается перед алтарем и начинается поклонение ему с пением стихир. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сентября указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах.

В день попразднства 15 сентября отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты ; тропарь 1 гласа. На утрене – 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сентября), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сентября, строго говоря, не является попразднством Воздвижения; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству Воздвижения. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии константинопольской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сентября и где праздник прекращается 14 сентября с возвращением Креста во дворец после литургии.

В Типиконе указаны чтения для субботы и недели перед Воздвижением. (те же, что и в Типиконе Великой церковь); предписаний о субботе и неделе по Воздвижении в Студийско-Алексиевском Типиконе нет. Уставные особенности Воздвижения по славянским студийским Минеям XII –XIII вв. соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону.

II. Уставные указания о Воздвижении в Евергетидском Типиконе почти буквально совпадают с теми же указаниями в Типиконе монастыря Христа Человеколюбца . Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и отдания 15 сентября В предпразднство соединяются последования предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия; в отдание – Воздвижения и вмч. Никиты.

После вечерни под день предпразднства совершается «паннихис » (в Евергетидском Типиконе – служба, аналогичная совр. пасхальной «полунощнице») с каноном и седальном Воздвижения. Тропарь предпразднства – 2-го гласа; на литургии на блаженнах – 3-я песнь канона предпразднства; чтения литургии – сщмч. Корнилия.

Перед праздничной вечерней, при пении тропаря 1-го гласа «Спаси, Господи, люди Твоя»; этот же тропарь поется на службах праздника и отдания), совершается перенесение Древа Креста в алтарь. На вечерне стихословие Псалтири отменяется (но если праздник попадет на воскресенье, поется «Блажен муж»); бывают вход и паремии . После вечерни служат паннихис с канонами дня (видимо, Октоиха) и В. (4-го гласа, творение Германа). На утрене Воздвижения на «Бог Господь» – тропарь праздника и. Стихословятся 2 кафизмы: 1-я рядовая, 2-я – 13-я (избранная ради Пс 91–100, содержащих пророчества о Кресте; эта же кафизма указана для Воздвижения в одной из рукописей Студийско-Алексиевского Типикона, отражающей влияние Евергетидского Типикона); после кафизм – крестные седальны Октоиха и святоотеческие чтения. После чтений – полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье – степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28–36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени – прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона – седален Креста; по 6-й – кондак Воздвижения и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й – «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за которым следует сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из которых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Апостол – 1 Кор 1. 18–24).

15 сентября в Типиконе называется попразднством и отданием праздника Воздвижения, в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя” .На вечерне – прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сентября с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед и по Воздвижении чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы после Воздвижения – Ин 3. 13–17).

III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл Воздвижения не имеет предпразднства (13 сентября празднуется память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника Воздвижения бывает 21 сентября . Утреннее Евангелие Воздвижения согласно этим памятникам длиннее, чем в константинопольских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12. 25–36a.

Редакция текста от: 25.09.2014 08:47:38

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Смысл этого, казалось бы, парадоксального явления объясним чуть позже. А пока скажем, что слово "воздвижение" указывает на торжественное поднятие Креста вверх - после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня - один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. В основе его лежат события, произошедшие в IVв. по Рождеству Христову. И, как известно из жития святителя Иоанна Златоуста, тогда же, в IV в., событие Воздвижения Креста Господня начали отмечать как праздник. А само слово "Воздвижение" встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту.

Как же был обретен Крест, на котором распяли Христа? Первые христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя - об этом свидетельствовал святой Кирилл Иерусалимский. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с жизнью Иисуса. Так, нарочно был изменен вид Голгофы - горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом "фундаменте" воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (IIв. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обрести Святыню было непросто.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. Всем сердцем желая обрести святыню - Крест Господень, который однажды явился ему в видении, возвещая победу, император Константин направил в Иерусалим свою мать - царицу Елену. Долгие поиски равноапостольной царицы увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней - именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и Лобное место - место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Лобным местом и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа "эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски".

Итак, место захоронения крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, было найдено. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? И здесь было явлено чудо - исцеление больной и воскресение усопшего. Так благодатная сила Животворящего Креста была открыто явлена в нашем мире.

Но почему же христиане поклоняются Кресту - орудию пытки, орудию казни, орудию мучительной смерти своего Бога? Почему Крест - величайшая святыня христиан? Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.

Потому что безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи - так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим - "смерти было невозможно удержать Его". Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. "Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души", - объясняет святой Григорий Богослов.

Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест - это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, "глава нашего спасения". Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире. "Трофей против бесов, оружие против греха, копьё, которым Христос пронзил змия" (свят. Иоанн Златоуст).

Итак. 326 год нашей эры. В Риме уже которое поколение правят императоры-христиане, христианская культура становится доминирующей в Европе, и буквально в прошлом году закончился Первый Вселенский Собор (Никейский), на котором были сформированы основные догматы и положения христианства – «Символ веры». Но каждому «символу» нужно какое-то материальное подтверждение, так что императрица Елена – мать будущего великого императора Константина I, снаряжает экспедицию в Палестину. Как раз по местам, упомянутым в Библии.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провести логичную параллель. И задуматься, что древесина, пусть и довольно прочная, 300 лет в земле без повреждений пролежать не может. Точнее, может, но при соблюдении ряда специфических условий, которые императоры и священники тех времён вряд ли знали. Но факт остаётся фактом – кресты были обнаружены. По крайней мере, когда в средние века комиссия иезуитов изучала подлинность исторически-религиозных событий, в делах, предшествующих основанию праздника Воздвижения Креста Господня, никто даже и не сомневался.

Проблема была в малом – понять, какой именно крест «тот самый!». Выяснили это экспериментально – прикосновение к одному из крестов исцелило какую-то даму. Так что в подлинности креста сомнений не было. И что с ним сделали? Разобрали на «запчасти» — щепки и гвозди, и в таком виде перевезли в Константинополь, где разместили в огромном и величественном храме Воскресения Христова. Впрочем, ненадолго.

Дальнейшая история Креста Господня

В самом начале VII века Константинополь осадила армия персидского царя Хосрова II. Зороастрийца, поэтому не испытывающего к авраамическим реликвиям решительно никакого пиетета. Но понимающего их значение для всего населения христианской Европы. И решившего, что лучший способ дополнительно унизить византийцев и примкнувших к ним – лишить их парочки священных реликвий.

14 лет остатки Креста Господня хранились где-то в Персии. И только успешная военная компания императора Ираклия I позволила вернуть его обратно в Константинополь. Это событие, кстати, тоже выпало на 27 сентября, поэтому вместе с Воздвижением Креста Господня празднуют ещё и «обретение» или «возвращение» его.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать более подробно о мельком упомянутом выше храме Гроба Господня. Это крайне интересное с культурной, исторической, религиозной и даже мистической точек зрения место.

Смысл праздника.

В некоторых местах трудолюбивые жители Израиля уже самостоятельно успели основать церкви – всё же Библию читали не только императоры и первосвященники, но некоторые крайне важные с исторической и религиозной точки зрения места были незаслуженно забытыми. В общей сложности Елена, которую после смерти назвали «равноапостольной», отыскала и обновила что-то около 8- подобных мест. И особое место среди них заняла небольшая пещера на склонах Голгофы. Пещера Гроба Господня. Возле нее, по счастливой «случайности», было обнаружено 3 креста.

Воздвижение считается одним из самых важных православных праздников и ежегодно отмечается 27 сентября. Его история достигает IV века, когда в Палестине был обнаружен Крест Господний. Он входит в число двунадесятых праздников. В народе этот день еще называют Третьими Осенинами, имеющими свои традиции и приметы.

Главным символом этого дня является крест, на котором был распят Иисус Христос. Однажды императрица Елена отправилась на поиски места захоронения Спасителя, но перед ней оказалось три креста. Изначально никто не мог указать точно, на котором из них был распят Божий Сын, но подсказка пришла сама по себе. Одна из женщин, помогавших раскапывать место захоронения, внезапно исцелилась от тяжелой болезни после того, как прикоснулась к одному из крестов. Легенда также рассказывает о том, что однажды крест воскресил мертвого человека.

Каждое из этих событий теперь тщательно запечатлено в истории христианства, поэтому примерно в 335 году церковь решила отмечать это событие праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Императрица Елена, которой удалось обнаружить крест, основала храм в честь Креста Господня, и позже была причислена к лику святых.

В современном мире хранится много фрагментов священного Креста. Конечно, большинство из них ненастоящие. В Иерусалиме находится самый крупный фрагмент. Ранее несколько частей хранилось в России, но сейчас их не сохранилось.

Как праздновать.

В день праздника принято устраивать званые обеды для всей семьи и родственников, на которых обязательно присутствуют пироги с капустой. Традиция пошла с древних времен, когда наши предки собирали новый урожай.

Стоит окропить дом святой водой, чтобы очистить его от любого зла и отвадить людей с дурными помыслами.

Наши предки верили, что в этот день можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывают его на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.

В прежние времена в день Воздвижения рисовали мелом кресты на входных дверях и с обратной стороны, чтобы обезопасить себя и животных от нечистого духа и болезней. На сараях, где жил домашний скот, делали то же самое. К тому же использовали обереги, защищающие от зла.

Можно выполнять необходимые домашние дела: стирку, готовку, уборку, мытье посуды и купание. Церковь не запрещает таких мероприятий, если они действительно необходимы. Например, в доме есть больные родственники, требующие ухода, или маленькие дети.

В день праздника принято приносить из церкви три свечи, обходить углы дома, соединив свечи вместе, и читать защитную молитву.

На Воздвижение святая вода обладает сильными свойствами исцеления. Ею можно умыться и напоить тяжелобольных людей, чтобы те пошли на православных Воздвижение считается днем борьбы добра со злом, света с тьмой. В этой борьбе в итоге побеждает Божий крест.

Независимо от дня недели, церковь призывает в этот день придерживаться строгого поста. Совсем неслучайно Воздвижение еще в народе называют капустницей. Именно этот продукт чаще всего готовят на праздник. Хозяйки умудряются в постный день приготовить массу вкусных блюд, содержащих капусту, таких как: борщ, щи, пироги, вареники, пирожки, всевозможные салаты и т. п.

В некоторых регионах Воздвижение называют Ставров день. Такое название происходит от древнегреческого слова «ставрос», что означает крест.

В этот день нельзя начинать новых дел, которые могут оказаться проигрышными или их невозможно будет завершить по разным причинам.

Запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения.

По заветам предков, в этот день в лес не было хода - звери готовились к зимней спячке, и их нельзя было тревожить.

Нельзя браниться, потакать негативным эмоциям и вступать в конфликты.

Отказаться стоит от рукоделия и работы с землей.

Еременко А.Г.
кандидат культурологии, доцент,
заведующий отделом истории, этнографии и природы КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

Воздвижение Креста Господня — православный праздник, который отмечают 27 сентября 2018 года. В этот день верующие вспоминают о том, как в 326 году нашли Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Рассказываем об истории и традициях праздника, есть ли в этот день пост и что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня-2018.

В чем смысл праздника Воздвижение Креста Господня?

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: так полностью называется праздник 27 сентября. В этот день православная церковь вспоминает сразу два события, сообщает журнал «Фома ».

Согласно Священному Писанию, в 326 году император Константин с матерью, царицей Еленой, отправились в поход на Святую Землю, чтобы найти святыню. Недалеко от Голгофы они нашли три креста. По преданию, к одному из крестов прикоснулся болеющий человек и выздоровел. Так нашли тот самый Крест, на котором распяли Христа.

Праздник называется Воздвижением, потому что Крест поднимали и с возвышения показывали людям, чтобы все могли увидеть его и помолиться.

В 7 веке праздник Воздвижения Креста соединился с воспоминанием еще об одном событии: в 628 году Крест Господень вернули в Иерусалим из Персии.

Сейчас часть Креста хранят в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме. Как складывалась судьба христианской святыни, точно не известно.

Крестовоздвижение-2018: церковные и народные традиции

В день Воздвижения Креста Господня верующие ходят на праздничную службу в храм, стараются исповедаться и причаститься.

Церковные и народные традиции праздника Воздвижения Креста Господня на Руси смешались.

  • В праздник Крестовоздвижения крестьяне рисовали кресты на дверях домов.
  • В кормушки коровам и лошадкам клали деревянные крестики.
  • Считалось, что 27 сентября — последний день бабьего лета;
  • Молодые устраивали «Капустинские вечерки», и они длились две недели;
  • Необходимость соблюдать пост отразилась в пословицах и поговорках: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-среда, постная еда!» или «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится».

Есть ли пост в праздник Воздвижения Креста?

Да, в праздник Крестовоздвижения в православной церкви установлен строгий пост.

Что можно есть 27 сентября 2018?

В праздник Воздвижения Креста Господня постящимся нельзя есть мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Пищу можно приправлять растительным маслом.

Михаил Винокурцев.

Что нельзя делать в праздник Воздвижения Креста-2018?

  • Нельзя увлекаться всяческими поверьями. Все приметы, которые связаны с днем Воздвижения Креста Господня, церковь считает суевериями. Они не имеют отношения к православному вероучению.
  • Не стоит думать, что в православные праздники запрещено работать на огороде, шить или делать уборку. Это не так. Рекомендуется посвятить праздничный день Богу и общению с близкими. Но если человеку нужно поработать, это не является грехом.
  • В праздник Воздвижения Креста Господня нельзя сквернословить, ругаться с окружающими.
  • В церкви советуют на Крестовоздвижение-2018(как и в другие дни) воздержаться от заговоров, оккультных и магических обрядов.
  • 27 сентября 2018 нельзя злоупотреблять алкоголем. В православный праздник нужно сходить в храм, помолиться, принять участие в церковных обрядах, в не устраивать буйный праздник.

Праздник, посвященный Кресту Спасителя, на котором Христос страдал и умер, символизирует поднятие Креста из земли после того, как его там обнаружили.

Это один из 12 главных праздников церковного календаря – дата торжества из года в год остается неизменной.

После распятия и воскрешения Иисуса, язычники, пытавшиеся стереть из памяти людской всеми способами воспоминания об этом событии, засыпали землей Голгофу и Гроб Господень, а на их месте возвели храм и поклонялись своим идолам.

Величайшая святыня христианства была обретена вновь при Константине Великом (306-337) - через 300 лет.

Рассказывает историю Воздвижения Креста Господня, почему постятся в праздник и какие молитвы читать в этот день.

Воздвижение Креста Господня

Установление праздника Воздвижение Креста Господня связано с событиями IV века – именно тогда Святой Константин объявил христианство, прежде гонимое римскими императорами, государственной религией империи.

Равноапостольный Константин, взойдя на престол, задумал построить храмы Божьи на месте рождения, страданий и воскресения Спасителя и других и найти Крест, на котором распяли Христа.

© AP Photo / Tsafrir Abayov

В Иерусалим с этой целью в 326-м отправилась равноапостольная Елена – мать императора. После долгих поисков выяснилось, что о местонахождении Креста Господня знает престарелый еврей по имени Иуда.

Он рассказал, что святыня, заваленная землей и мусором, брошена в одной пещере. Ориентиром служил языческий храм, выстроенный на этом месте.

По приказу Святой Елены здание разрушили и откопали пещеру. В ней нашли три креста и дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, царь Иудейский", лежащую от них отдельно.

Чтобы выяснить, который из трех крестов есть Крест Господень, по совету Иерусалимского Патриарха Макария один за другим их стали подносить к тяжело больной женщине. Чудо произошло, когда на женщину возложили третий крест - она сразу же выздоровела.

Предание повествует, что в это время мимо несли для погребения умершего. Когда на покойного возложили третий крест - он ожил. Так узнали Крест Спасителя, через который Господь показал его животворящую силу и совершил чудеса.

Чтобы множество людей, собравшиеся на месте обретения Креста Господня, смогли увидеть святыню, Патриарх Макарий, вместе с другими духовными лицами, стал Крест высоко поднимать или воздвигать, как говорили раньше. Так произошло название праздника.

История праздника

Воздвижение Креста Господня - единственный церковный праздник, который начали праздновать одновременно с самим событием, ему посвященным. Во всех православных храмах в этот день проходят праздничные службы – во время литургии Крест для поклонения торжественно выносят из алтаря на середину храма.

Праздник Воздвижение Креста Господня имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь - попразднства. Отдание праздника отмечают 4 октября.

Суббота и воскресенье (Неделя), предшествующие празднику Воздвижения, называются субботой и Неделей перед Воздвижением.

В день праздника, в память крестных страданий Спасителя, установлен строгий пост – в этот день дозволяется пища с растительным маслом.

С днем обретения Креста Господня, в VII веке соединилось воспоминание о его возвращении из Персидского плена. Персидский царь, завоевав и разграбив Иерусалим в 614-м, среди прочих сокровищ забрал и Древо Животворящего Креста Господня.

Четырнадцать лет пребывала святыня у иноземцев. Крест Господень вернулся в Иерусалим лишь в 628-м, когда император Ираклий, одержав победу над персами, заключил с ними мир.

Дальнейшая судьба святыни достоверно неизвестна – говорят, что его, разделив на части, разнесли по всему миру.

Часть Креста Господня покоится, по сей день, в греческом храме Воскресения в Иерусалиме.

Празднику Воздвижение Креста Господня посвящена икона - искрение молитвы перед ней помогают многим исцелиться.

Молитвы Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Похожие статьи
 
Категории

Где купить роликоопоры ленточных конвейеров? Конвейерные роликоопоры. Роликоопоры ленточн ого конвейер а обеспечивают его непрерывную и эффективную работу. Это металлическая конструкция, на которую устанавливаются ролики с целью поддержания конвейерной ленты, придания ей нужной для производства формы.
Видеоматериалы