Управление комплексом изменений. Осуществление общего управления изменениями

16.02.2020

Управление организационными изменениями

Управление изменениями в организации представляет собой осуществление изменений, которые не имеют отношения к изменению поведения и сознания человека (изменения в процессе, системе, организационной структуре, должностной роли и др.) Управление изменениями в компании может быть сконцентрировано на технической стороне проведенных на предприятии изменений.

Управление изменениями на предприятии имеет более формализованный и структурированный характер, чем управление изменениями личностного уровня. Данный тип управления изменениями выстроен в зависимости от подходов и методов управления проектами. Не смотря на это, оба типа изменений всегда проводят совместно, поскольку невозможно осуществлять изменения без изменений поведения сотрудника. И наоборот, изменение в поведении сотрудника всегда приводит к изменениям на уровне организации.

Уровни управления изменениями

В процессе построения системы качества управление изменениями предприятия затрагивает несколько уровней деятельности, которые определяются числом вовлеченных в изменения единиц.

Уровни управления изменениями представлены уровнем отдельных сотрудников, отделов (подразделений), их групп, организации.

На уровне отдельных сотрудников происходит управление изменениями по порядку действий на рабочих местах, что затрагивает исполняемые функции, задачи, ответственность и подчиненность работников. Документально данные изменения отражаются чаще всего в должностных инструкциях.

Уровень отдельных подразделений затрагивает обособленную деятельность самих подразделений, при этом процесс начинается и заканчивается в пределах определенного подразделения, что предопределяет обеспечение работы данного подразделения. Документально данные изменения отражены в положениях о подразделениях и локальных процедурах.

Уровень групп подразделений (сотрудников) связывает управление изменениями взаимодействием различных подразделений и сотрудников в рамках единственного процесса, который является общим для всех подразделений. Документально управление изменениями данного уровня представлено картами процессов и процедурами.

На уровне предприятия управление изменениями включает все процессы и всю совокупность сотрудников и подразделений. Эти изменения фиксируются документально в целях, бизнес плане или концепции развития компании.

Принципы управления изменениями

Управление изменениями — трудоемкая и длительная работа, ошибки, при осуществлении которой могут дорого обойтись предприятию и его сотрудникам. По этой причине при проведении изменения в сознании сотрудников нужно обладать уверенностью, что они смогут привести к желаемым результатам (рост качества работы, улучшение деятельности).

Такая уверенность достигается посредством соблюдения базовых принципов управления изменениями:

  1. Четкая постановка целей изменений, понимание, какие цели требуется достичь.
  2. Согласование целей личностного уровня с целями изменений всего предприятия.
  3. Точное понимание текущего положения предприятия.
  4. Осуществление планирования изменений.
  5. Доведение информации до сотрудников.

Реализация управления изменениями

Первое и обязательное условие заинтересованности сотрудников во внедрении предполагаемых изменений — вовлечение в исследование существующих проблем функционирования компании. До того времени, пока работники не смогут понять, для чего происходит внедрение новых правил (процедур), они будут считать это бессмысленным.

Работников нужно в обязательном порядке информировать о намечаемых изменениях по поводу распределения ответственности за качество. При этом руководство должно доводить до подчиненных, что применение карт и процедур системы качества является приказом, а не поводом для обсуждений.

Управление качеством должно быть обеспечено посредством эффективного общения подчиненных и руководителя. Руководство должно предоставить сотрудникам информацию об их задачах в том объеме, который требуется для исполнения работ в соответствии с новыми схемами работы.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Управление изменениями на предприятии характеризуется:

1.) Использованием только одного метода управления,

Норберт Том директор Института организации и персонала Бернского университета (Швейцария)
Из архивов журнала "Проблемы Теории и Практики Управления"

  • Вид кризиса социотехнической системы определяет срочность перемен и степень их радикальности
  • Хозяйственный реинжиниринг (революционная модель изменений) - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование предприятия
  • Организационное развитие (эволюционная модель) - долгосрочный и всеобъемлющий процесс изменений и развития организации и ее сотрудников
  • Сегодня очевидно, что предприятия для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Более того, потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления изменениями ("менеджменту изменений").

    Концепция управления изменениями охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. "Менеджмент изменений" занимается специфическими вопросами управления предприятием, включая организационные, кадровые, коммуникационные и информационные аспекты.

    Предпосылки изменений

    Принципиально важный вопрос заключается в следующем: как предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, но нерегулярно и практически непредсказуемо), а также с помощью предварительных мер или ответной реакции сохранять свою жизнеспособность и достигать намеченных целей. Предприятие должно постоянно следить за основными компонентами окружающей системы и делать выводы относительно своих потребностей в переменах. Обычно среди этих компонентов выделяют экономические (например, глобализация рынка или его региональная дифференциация), технологические (быстрое распространение новых технологий), политико-правовые (изменения в законодательстве), социально-культурные (демографические сдвиги, изменения в системе ценностей) и физико-экологические (климатические условия, нагрузка на экосистему).

    На предприятие, стоящее перед необходимостью изменений, большое влияние оказывают производственные и кадровые параметры. К первой категории относятся стратегические хозяйственные области, организация и ход производственного процесса, фирменная культура, применяемая техника, отношения собственности. Среди кадровых параметров наиболее важное значение имеют такие, как психологические способности восприятия изменений членами организации, личные амбиции, возможности профессионального развития, готовность к кооперации.

    Как правило, толчком к изменениям являются кризисные ситуации. С экономической точки зрения кризисы следует различать по тому, в каких областях они представляют опасность для достижения фирменных целей. Так, кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. Поэтому необходимы срочные меры, иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка (например, в результате его продажи с торгов или других ликвидационных процедур).

    Кризис успеха характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, производстве, капиталовложениях, кадровой политике.

    Менее заметным и не столь непосредственным является стратегический кризис . Хотя положение фирмы в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации (например, выход на новые рынки, продуктовые или технологические инновации). Как правило, такие изменения рассчитаны на многие годы.

    Два крайних подхода к управлению изменениями

    Изменения в стратегии, производственных процессах, структуре и культуре могут осуществляться постепенно, в виде мелких шагов или же радикально, в виде крупных скачков. В этой связи соответственно говорят об эволюционной и революционной моделях изменений. В духе подобной "экстремальной" классификации целесообразно представить и концепции изменений социотехнических систем.

    Революционные изменения в рамках "реинжиниринга хозяйственной деятельности"

    В 1993 г. американские специалисты по менеджменту М.Хаммер и Дж.Чампи в основных чертах сформулировали концепцию реинжиниринга бизнеса. По их мнению, хозяйственный реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование предприятия и его важнейших процессов. Результатом является резкое (на порядок) улучшение важнейших количественно измеряемых показателей издержек, качества, обслуживания и сроков. Согласно этой концепции речь должна идти о глубинной реорганизации предприятия по всей цепочке создания стоимости. Радикальной реорганизации также подлежит процесс удовлетворения потребностей клиента.

    Важной предпосылкой достижения столь амбициозных целей является ориентация на производственный процесс и клиента, а также творческое использование новейшей информационной технологии на рабочем месте компетентных сотрудников. Новые решения должны сознательно проводиться в жизнь недемократическим путем. Руководство сосредоточивается в руках немногих лиц, которые наделяются всей необходимой легитимной властью, чтобы энергично и за короткий срок провести намеченные изменения.

    В центре любого пересмотра хозяйственного процесса стоит удовлетворение запросов внутренних и внешних клиентов. От стратегии предприятия зависит, что нужно принять в качестве ключевых процессов. Но основное внимание следует уделять лишь немногим из них (например, разработкам новой продукции, интеграции логистики и т.п.).

    Вспомогательные процессы должны оптимизироваться не сами по себе, а исключительно с учетом нужд ключевых процессов. По-новому необходимо подходить и к проблематике так называемых точек пересечения интересов.

    Особое внимание придается информационной технологии . Цель ее внедрения заключается в полной переработке информации о клиентах и производстве. При этом речь идет о совершенно новых областях применения, а не просто об автоматизации процессов. Благодаря целенаправленному использованию банков данных, экспертных систем, телекоммуникационных сетей можно существенно расширить сферу задач сотрудников.

    Более совершенная информационная база не принесет желаемого результата, если не изменить компетенцию персонала, имея в виду не только организационные (обязанности, полномочия), но и чисто квалификационные (возможности, способности, навыки) параметры. Авторы концепции хозяйственного реинжиниринга в этой связи говорят об "уполномоченных" сотрудниках, которые должны стать "профессионалами процесса".

    Коренным образом должно быть улучшено сотрудничество персонала (например, в рабочих группах). По мере надобности сотрудник должен иметь средства коммуникации с любым коллегой. Необходимы и другие изменения в области кадрового менеджмента. Так, особенно важна новая база компенсаций (оплаты труда). Систему стимулирования следует ориентировать прежде всего на фактические способности сотрудников, а не на их прежние заслуги.

    Эволюционные изменения в рамках организационного развития

    Под организационным развитием подразумевается концепция планирования, инициирования и осуществления процессов изменения социальных систем с привлечением широкого круга участников. Сторонники эволюционной концепции исходят из того, что в первую очередь должны меняться взгляды, ценностные представления и модели поведения членов социотехнической системы, а затем и сама система ("организация" в институциональном понимании).

    Организационное развитие определяется как долгосрочный, тщательный, всеобъемлющий процесс изменения и развития организации и работающих в ней людей. Процесс основывается на обучении всех сотрудников путем прямого взаимодействия и передачи практического опыта. Цель изменений заключается в одновременном повышении производительности организации и качества труда.

    Данное определение уже намечает основные нормативные положения организационного развития. Изменения должны осуществляться членами организации. Внутрифирменные и внешние консультанты (так называемые агенты изменений) могут выступать в качестве вспомогательной силы, но не как основные исполнители изменений. Это выражается в постулате "опора на собственные силы" (без зависимости от экспертов), а также "люди, затрагиваемые переменами, становятся их участниками". Тем самым организационное развитие может содействовать демократизации труда. Излишние иерархические ступени должны ликвидироваться, а властные отношения сводиться к уровню партнерства с упором на взаимное доверие.

    Расширенная концепция организационного развития включает как структурный, так и кадровый аспект. В рамках структурного подхода делается попытка с помощью изменений в организационном регулировании (например, организационных планов, описаний отдельных ролевых функций) создать благоприятные рамочные условия для достижения целей организационного развития. Кадровый подход заключается в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников (развитию персонала) и стимулированию их готовности к принятию и осуществлению изменений. Несомненно, целеустановка организационного развития (экономическая и социальная эффективность) должна опираться на комбинацию обоих подходов.

    Организационное развитие осуществляется в несколько этапов. Вначале происходит "размораживание" социальной системы. Ставятся под вопрос взгляды, ценности и модели поведения членов системы и проводится экспертиза их пригодности для достижения системных целей (производительность, инновационная активность, гуманизация труда). На втором этапе начинается движение к переменам. Новые модели поведения и организационного регулирования испытываются и в ходе обучения персонала закрепляются.

    Сопоставление основных методов управления изменениями

    Происхождение метода

    Инженерные науки, консультационная практика по менеджменту

    Социальная психология, консультационная практика по социологии

    Основная идея

    Радикальное переосмысление и перепроектирование предприятий или производственно-хозяйственных процессов

    Долгосрочное, всеобъемлющее изменение и развитие организации и ее членов

    Критерий

    Хозяйственный реинжиниринг

    Организационное развитие

    Принципиальная позиция менеджеров

    Сохранение членов организации на своих местах
    Расчет на собственные силы

    Привлечение к участию сотрудников, затрагиваемых переменами
    Демократизация, ликвидация иерархии

    Отношение к персоналу

    Предоставление дополнительных полномочий
    Формирование профессионалов

    Опора на сотрудников, способных к обучению и готовых взять на себя ответственность

    Характер изменений

    Глубокие и всеохватывающие перемены
    Прерывность процесса
    Изменения крупными скачками

    Длительный процесс обучения и развития
    Непрерывность процесса
    Изменения мелкими шагами

    Cроки реализации проекта

    Несколько лет с упором на быстрый успех, измеряемый в количественных показателях

    В течение длительного времени с расчетом на терпение и открытость

    Объект изменений

    Предприятие в целом или ключевые процессы

    Предприятие в целом или его части

    Значительное и стабильное повышение рентабельности (экономической эффективности)

    Повышение рентабельности (экономической эффективности), гуманизация труда (социальная эффективность)

    Вид кризиса

    Кризис ликвидности
    Кризис успеха

    Кризис успеха
    Стратегический кризис

    Стратегия изменений

    Стратегия "сверху вниз"

    Стратегия "сверху вниз"
    Стратегия "снизу вверх"
    Биполярная стратегия
    Стратегия "клина"
    Стратегия "многих точек"

    Методические аспекты

    Реорганизация ключевых процессов в соответствии с принятой рыночной стратегией
    Адаптация организационных структур и должностных инструкций
    Изменение ценностных представлений (например, ориентация на процесс создания стоимости или клиентуру)
    Внедрение современной информационной технологии
    Развитие персонала и новые методы оплаты труда

    Структурный и кадровый подход (новые формы организационных структур, изменение взглядов и моделей поведения сотрудников, квалификационные мероприятия для отдельных лиц и групп)

    Ключевые роли

    Лидер ("властный покровитель")
    "Хозяин процесса" (в роли его куратора)
    Группа реинжиниринга
    Управляющая комиссия (в составе "властного покровителя" и специалистов)
    "Шеф реинжиниринга" (специалист)

    "Агенты изменений" (в составе специалистов и "хозяина процесса" в роли консультанта)
    "Система клиента" (реорганизуемая область)
    "Катализатор изменений" ("властный покровитель")

    Сильные стороны

    Возможность радикального обновления
    Шансы на явное повышение рентабельности
    Быстрота изменений
    Концептуальное единство мероприятий
    Значительное расширение компетенции специалистов

    Социальная приемлемость в связи с естественным ходом изменений
    Учет способности к развитию членов системы
    Стимулирование самоуправления и самоорганизации
    Долгосрочная перспектива
    Отсутствие (снижение) сопротивления изменениям

    Слабые стороны

    Нестабильность в фазе изменений
    Ограничения во времени и действиях в связи с желанием быстро улучшить результаты
    Исключение альтернатив стратегии перемен (только "сверху вниз")
    Низкая социальная приемлемость

    Недостаточная скорость реакции
    Завышенные требования к социальной компетенции участников процесса организационного развития
    Необходимость поиска компромиссов
    Недостаточная возможность реализации непопулярных, но необходимых решений

    Процессы изменений требуют логического завершения, так как известно, что они могут длиться бесконечно долго. Поэтому необходимы стабилизация и консолидация новых, официально узаконенных моделей поведения и организационных правил. Это происходит на этапе так называемого замораживания процесса изменений.

    В рамках концепции организационного развития важно установить, в каком месте организационной иерархии находится исходный пункт для процесса изменений, который в последующем станет всеохватывающим для социальной системы. Рассматриваемая концепция в этом отношении сильно отличается от концепции хозяйственного реинжиниринга. Если для последнего характерно движение "сверху вниз", то концепция организационного развития значительно богаче вариантами. Она допускает не только обратный ход процесса ("снизу вверх"), но и его инициирование в нижней и верхней частях иерархии одновременно (так называемая биполярная стратегия).

    Процесс изменений может начаться также в нескольких иерархических звеньях, разных специальных областях и на разных иерархических уровнях (стратегия "многих точек") или подобно клину в центре иерархической структуры, постепенно распространяясь на прилегающие пласты социальной системы (стратегия "клина").

    Следует отметить, что метод организационного развития (по крайней мере его наиболее существенные составляющие) находит широкое применение в организационной практике современных предприятий.

    Сопоставление подходов

    Оценка целесообразности использования того или иного метода зависит от многих факторов. Определяющее значение имеют отношение персонала к переменам и понимание властных полномочий как со стороны управляющего персонала, так и сотрудников. Ситуационная готовность к переменам в соответствии с одной из крайних концепций должна оцениваться в зависимости от вида кризиса, в котором оказалась социальная система.

    В условиях кризиса ликвидности организационное развитие не может рассматриваться в качестве серьезной альтернативы хозяйственному реинжинирингу, тогда как принципы и техника первого предоставляют достаточно возможностей для решения проблем при стратегическом кризисе. Особенно важно принять правильное решение относительно выбора подхода в случае кризиса успеха. При этом прежде всего следует учитывать кадровый фактор, а также хозяйственные параметры.

    В таблице рассмотренные методы сопоставляются по ряду наиболее важных критериев.

    Основополагающая идея каждого из методов изменений определяет ролевые функции участников процесса. Представитель власти (при хозяйственном реинжиниринге - лидер, при организационном развитии - "катализатор перемен") в силу высокого положения в организационной иерархии легитимирует процесс изменений, обеспечивает необходимые ресурсы, снимает системные барьеры. В рамках хозяйственного реинжиниринга высший менеджмент берет на себя роль мощного инициатора перемен. При организационном развитии "катализатор перемен" может ускорять или замедлять (что случается чаще) процесс изменений.

    Функция ответственных за исполнение процесса (при хозяйственном реинжиниринге - "хозяин процесса", при организационном развитии - "агент изменений") состоит в том, чтобы сформировать проектную группу, предотвратить бюрократическое вмешательство, а также непосредственно вдохновлять и мотивировать участников. На них возлагается и функция главных координаторов. Они обеспечивают информацию о ходе перемен.

    Наконец, роль специалистов (соответственно "шеф реинжиниринга" и "агент изменений" в сочетании с "системой клиента") заключается в обеспечении инструментария изменений. Сюда можно отнести обучение технике изменений (анализ процесса, техника творческого подхода, упражнения в составе групп и пр.), а также приложение конкретных знаний к проблемным решениям. В рамках организационного развития специальные знания не монополизированы "агентом изменений", к сотрудничеству сознательно привлекаются силы "системы клиента", т.е. сотрудники перестраиваемой области. Все участники процесса, безусловно, должны эффективно сотрудничать и работать в атмосфере свободы.

    Идея дифференцированного и интегрированного управления изменениями

    Анализ показывает, что управление изменениями может применяться в самых разнообразных ситуациях и обретать самые разные формы осуществления. Важной областью дальнейших исследований становятся связи, которые могут возникать между внутри- и внефирменными условиями, кадровыми параметрами организации, разными видами кризисов, основными инструментами управления изменениями. Необходимо прежде всего четко выявить эти связи, а затем сделать эмпирически обоснованные оценки адекватности состояния предприятия и инструментария реализации перемен (см.схему).

    Между крайними формами изменений - хозяйственным реинжинирингом и организационным развитием - лежит ряд промежуточных вариантов. Они могут отличаться степенью участия членов организации и свободы действия высшего менеджмента в осуществлении перемен. В зависимости от этого делается акцент на экономической и/или социальной эффективности. Вид кризиса определяет срочность перемен и тем самым степень их радикальности.

    Успешное применение того или иного метода существенно зависит от мероприятий в области кадрового менеджмента. Наряду с мерами по сохранению занятости нельзя игнорировать и дифференцированные концепции сокращения персонала. Руководители программы перемен должны решать проблемы занятости не нанося морального ущерба увольняемым и стремясь обеспечить их использование на рынке труда. Цель управления изменениями не в сокращении персонала, а в раскрытии и реализации его потенциала для повышения конкурентоспособности предприятия.

    Отправные рамки дифференцированного и интегрированного управления изменениями

    Изменения являются важной составляющей любого бизнеса. Они могут быть проактивными и реактивными. Проактивные направлены на улучшение бизнеса, например, уменьшение издержек или увеличение эффективности поддержки. Реактивные являются ответными действиями на возникающие обстоятельства. Чаще всего осуществление реактивных изменений связано с адаптацией бизнеса к изменяющимся обстоятельствам.

    Изменение может иметь различную трактовку в зависимости от контекста. Изменение услуг - добавление, модификация или удаление утвержденной, запланированной или поддерживаемой услуги или ее компонента и соответствующей документации.

    Управление изменениями охватывает изменения в основных активах услуг и конфигурационных единицах в течение всего жизненного цикла услуг.

    Управление изменениями необходимо по следующим причинам:

    1. оптимизация рисков;
    2. минимизация негативного влияния на бизнес со стороны ошибок и сбоев;
    3. успешная реализация изменений с первой попытки.

    Основными целями Управления изменениями является обеспечение:

    • использования стандартных методов и процедур для быстрой и эффективной реализации изменений;
    • фиксации всех изменений в активах услуг и конфигурациях в Системе Управления конфигурациями (CMS);
    • оптимизации всех рисков для бизнеса.
    • дополнительные ресурсы, которые будут необходимы в случае реализации изменения;
    • влияние на план обеспечения непрерывности, план распределения мощностей, план обеспечения безопасности и т.п.

    При оценке важно сфокусироваться на факторах, которые могут навредить бизнесу, препятствовать предоставлению услуг надлежащего качества или негативно влиять на цели и политики организации.

    На основании оценки влияния, рисков и выгоды для бизнеса от реализации изменения, менеджмент должен принять решение об утверждении изменения.

    Если в организации запланировано много изменений, необходимо провести их категорирование . Это позволит установить порядок реализации изменений - наиболее критичные должны выполняться в первую очередь . Категории изменения определяются из двух факторов:

    • выгода для бизнеса в случае успешной реализации изменения;
    • издержки и нарушения, которые возникнут, если изменение не будет реализовано.

    Аккуратное и детальное планирование изменений позволит исключить все неясности в процессе реализации изменения. При планировании рекомендуется ориентироваться на расписание бизнеса, а не IT, дабы не планировать изменения на время, критичное для бизнеса. На этом этапе формируется график изменений и ожидаемый простой услуги (см. выше).

    Следующим этапом является утверждение изменения уполномоченными лицами. Это может быть один человек или группа людей. Уровень руководства для отдельных изменений определяется исходя из их масштаба, влияния, рисков, стоимости и т.п.

    Утвержденные RFC поступают на реализацию. При этом процесс Управления изменениями следит за тем, чтобы все изменения осуществлялись согласно расписанию. Как уже отмечалось выше, для каждого изменения должен быть план исправления - действия, которые будут предприняты, если что-то пойдет не так и изменение не получится. При этом в документации к изменению должны быть определены роли и ответственности для тех, кто может инициировать эти планы.

    Отчет о реализации изменения должен показать, достигло ли изменение поставленных целей. Отчет предоставляется персоналу, ответственному за управление изменениями и всем заинтересованным лицам (в случае значительных изменений). Отчет также должен содержать все проблемы и инциденты, возникшие в процессе реализации изменения.

    После определенного промежутка времени Управление изменениями должно проводить обзор новой или измененной услуги с целью убедиться, что:

    • изменение достигло своих целей и принесло ожидаемый эффект;
    • пользователи, заказчики и другие заинтересованные лица удовлетворены результатами (в том числе определить неудовлетворенность, если она есть);
    • нет непредвиденных или нежелательных побочных эффектов в функциональности, уровнях услуг, качестве и т.п.;
    • для внедрения изменения понадобилось столько ресурсов, сколько планировалось;
    • планы релиза и развертывания были корректно реализованы;
    • изменение реализовано в заданных рамках времени и затрат;
    • план по исправлению работает корректно (опционально).

    В контексте Управления изменениями вводится термин Комитет по изменениям.

    Комитет по изменениям(Change Advisory Board или CAB) - группа людей, консультирующих менеджера по изменениям при выполнении им оценки соответствия, приоритезации и планирования изменений. Этот комитет обычно формируется из представителей всех заинтересованных сторон - поставщика услуг, бизнеса и третьих сторон, таких как прочие поставщики.

    CAB принимает решения о принятии изменений, требующих утверждения высокого уровня. При возникновении экстренных ситуаций иногда бывает недостаточно времени для того, чтобы получить одобрение всех членов CAB. Для таких случаев рекомендуется создавать Комитет по срочным изменениям.

    Комитет по срочным изменениям (Emergency Change Advisory Board или ECAB) - группа людей в составе Комитета по изменениям, которые принимают решения по Срочным изменениям с высоким влиянием. Необходимость участия в ECAB может быть выявлена непосредственно при созыве (организации) совещания и определяется исходя из сути Срочного изменения. В рамках Управления изменениями должно быть специализировано, как будет определяться состав CAB и ECAB в той или иной ситуации. Состав CAB должен быть гибким, чтобы обеспечить представление интересов бизнеса в процессе предложения значительных изменений. Состав ECAB должен быть способен принимать необходимые решения в случае непредвиденных обстоятельств.

    Запросы на изменение могут поступать со всех этапов жизненного цикла услуг, а также от других организаций, в частности, от поставщиков и заказчиков.

    RFC от Построения стратегии направлены на достижение целей по минимизации рисков и затрат. Например:

    • изменения в соответствии с законом и требованиями регуляторов;
    • организационные изменения;
    • изменения политик и стандартов;
    • изменения после анализа деятельности (бизнеса, заказчиков, пользователей);
    • Запросы на изменения;
    • Предложение изменения;
    • Планы изменения, внедрения, релиза, развертывания, тестирования, оценки и исправления;
    • График изменений и Ожидаемый простой услуги( PSO );
    • активы и конфигурационные единицы;
    • результаты и отчеты тестирования/оценки.

    Выходами процесса Управления изменениями являются:

    • отклоненные RFC;
    • утвержденные RFC;
    • изменения услуг и инфраструктуры - результат утвержденных RFC;
    • новые, измененные или распределенные активы или конфигурационные единицы;
    • график изменений;
    • пересмотренный Ожидаемый простой услуги( PSO );
    • утвержденные планы изменений;
    • решения и действия по реализации изменений;
    • документация и записи изменений;
    • отчеты Управления изменениями.

    Ключевые показатели производительности для Управления изменениями должны быть связаны с целями бизнеса, в частности, отражать сокращение издержек, увеличение доступности и надежности услуг, которые стали возможными в результате реализованных изменений. Такими показателями могут быть:

    • количество реализованных изменений, которые смогли удовлетворить согласованные требования заказчиков в качестве/издержках/времени;
    • выгода изменений - сравнение "ценность сделанных улучшений"+"предотвращенное негативное влияние" и стоимости реализации изменений;
    • уменьшение количества сбоев услуг, дефектов и дополнительных работ;
    • уменьшение количества неутвержденных изменений;
    • уменьшение количества невыполненных запросов на изменение;
    • уменьшение количества незапланированных изменений и экстренных исправлений;
    • процент успешных изменений - отношение изменений, признанных успешными, к общему количеству утвержденных запросов на изменение;
    • уменьшение количества изменений, в рамках которых есть работы по исправлению;
    • уменьшение количества неудавшихся изменений;
    • уменьшение количества инцидентов, связанных с изменениями;
    • и т.п.
  • 3. Количественный подход к управлению
  • 4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-s
  • 5. Американская, европейская и японская модели управления
  • 6. «Новая философия управления»
  • Лекция № 3. Внутренняя и внешняя среда организации
  • 1. Содержание понятия «среда организации»
  • 2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
  • 3. Организационная культура, ее элементы и типы
  • 4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды
  • 5. Реакции организации на изменения внешней среды
  • Лекция № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации
  • 1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
  • 2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников
  • 3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях
  • Лекция № 5. Принятие управленческих решений
  • 1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления
  • 2. Классификация управленческих решений
  • 3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
  • 4. Групповое принятие решений
  • Лекция № 6. Стратегическое управление
  • 1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности
  • 2. Сущность и значение стратегического планирования
  • 3. Стратегия, ее элементы и уровни
  • 4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты
  • 5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
  • Лекция № 7. Структура управления
  • 1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие
  • 2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование
  • 3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура
  • Лекция № 8. Коммуникации в организации
  • 1. Понятие и роль коммуникаций в управлении
  • 2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
  • 3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
  • 4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
  • 5. Типы коммуникационных сетей
  • 6. Управление коммуникациями в организации
  • Лекция № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления
  • 1. Понятие и модель мотивации
  • 2. Развитие концепции мотивации разными школами управления
  • 3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей а. Маслоу; двухфакторная теория ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория erg к… Альдерфера
  • 4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель
  • 5. Понятие и классификация методов управления
  • 6. Основные принципы управления
  • Лекция № 10. Лидерство в организации
  • 1. Природа лидерства и его основа
  • 2. Баланс власти и ее формы
  • 3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы
  • 4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка р. Блэйка
  • 5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона
  • 6. Лидерство женщин
  • Лекция № 11. Управление группами
  • 1. Группы в организации и их типы
  • 2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой
  • 3. Характеристика групп и их эффективность
  • 4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими
  • 5. Преимущества и недостатки работы в командах
  • Лекция № 12. Управление конфликтами и стрессами
  • 1. Природа и типы конфликтов в организации
  • 2. Причины и последствия конфликтов
  • 3. Методы разрешения конфликтной ситуации
  • 4. Причины стресса и снижение его уровня
  • Лекция № 13. Управление изменениями в организации
  • 1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями
  • 2. Типы организационных изменений
  • 3. Методы разрешения конфликтной ситуации
  • 4. Концепция организационного развития
  • Лекция № 14. Самоменеджмент
  • 1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
  • 2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей
  • 4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей
  • Лекция № 15. Управление человеческими ресурсами
  • 1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации
  • 2. Цели и функции управления чр
  • 3. Стратегическая и оперативная роли управления чр
  • 4. Этапы управления чр
  • 6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой
  • 7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала. Увольнение
  • Лекция № 16. Природа контроля в организации
  • 1. Понятие контроля, его цели и области
  • 2. Этапы процесса контроля
  • 3. Формы оперативного контроля
  • 4. Формы организационного контроля
  • Примечания
  • Лекция № 13. Управление изменениями в организации

    1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями

    Современные организации, действующие в сложной, динамичной среде с высоким уровнем неопределенности, должны непрерывно изменяться. Умение осуществлять эти изменения, перестраиваться, адаптироваться к постоянно меняющейся среде или, что еще более важно, способность изменять саму среду является важнейшей характеристикой сегодняшних организаций, обеспечивающей их конкурентоспособность и выживание в долгосрочной перспективе.

    Организационное изменение можно определить как процесс освоения новой идеи, типа поведения или как любое относительно самостоятельное видоизменение какого-то ее элемента. Примерами крупных изменений могут быть освоение улучшенной технологии, создание нового продукта, необходимого рынку, совершенствование организационной структуры, обучение и повышение квалификации работников, формирование соответствующей корпоративной культуры с новыми ценностями, традициями, стилем управления.

    2. Типы организационных изменений

    Все изменения в организации можно свести к двум типам: операционным изменениям, связанным с улучшением производственных процессов, процедур, и к трансформационным изменениям, направленным на обновление организации в целом, переориентацию ее функционирования. Основные типы изменений – это изменения миссии и целей, стратегии, технологии, структуры, продукта, людей и культуры.

    Существуют плановые и стихийные изменения. Первые осуществляются в соответствии с разработанной стратегией, планом, в котором организация пытается спрогнозировать свои действия с учетом будущих событий. Для этого изучаются тенденции развития внешней среды, ее возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны организации. Цель таких планов – подготовить организацию к возможным изменениям среды, противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов.

    Стихийные (реактивные) изменения – это непредусмотренные ответные действия организации на непредвиденные обстоятельства по мере их возникновения. Поэтому, как правило, они осуществляются в условиях нехватки времени, бывают недостаточно продуманы и не позволяют эффективно адаптироваться к окружению. Часто после таких перемен потребность в управляемых изменениях возрастает.

    Модель плановых изменений представлена на рисунке 4. В ней процесс изменений разбивается на пять последовательных этапов:

    1) на организацию воздействуют внутренние и внешние силы, которые вызывают необходимость изменений;

    2) менеджеры изучают эти воздействия и осознают необходимость перемен;

    3) осознанная потребность изменений побуждает, инициирует поиск нововведений и их внедрение;

    4) изменения осуществляются;

    5) закрепляются изменения на основе положительных результатов, они становятся необходимым элементом организации.

    Рис. 4. Модель процесса управления изменениями

    Рассмотрим представленную модель более подробно. Воздействие внешней среды, появление возможностей и угроз развитию организации связано с изменением любого из ее факторов прямого или косвенного воздействия. А именно: потребителей, конкурентов, поставщиков, собственников, рынка рабочей силы, контролирующих и регулирующих органов, а также состояния экономики в целом, социокультурных, политико-правовых, технологических и международных факторов.

    Внутренние воздействия, требующие изменений, связаны с производственной деятельностью организации, ее целями и возможностями их достижения. Здесь выявляется потенциал организации, ее сильные и слабые стороны в разных функциональных областях.

    Сопоставление внешних и внутренних импульсов, осознание несоответствия между средой и организацией, существующим и необходимым уровнями производительности, эффективности и качества приводят к пониманию необходимости перемен. Это понимание предопределяет последующие действия по созданию нового продукта, внедрению современной технологии, системы мотивации персонала, формированию культурных ценностей, перестройке структуры управления и т. д.

    После осознания необходимости реорганизации наступает третий решающий этап управления изменениями – инициирование изменений. Здесь разрабатываются идеи будущих перемен, направленные на устранение несоответствия между организацией и средой или более мелкого несоответствия существующих операций и процедур принятым в организации стандартам.

    Существуют разные способы стимулирования поиска идей. Наиболее эффективны следующие:

    1) изучение существующего опыта решения аналогичных проблем;

    2) содействие творчеству, новаторству, проявлению инициативы;

    3) отстаивание идеи, доведение ее до стадии внедрения;

    4) создание венчурных команд.

    Первый способ предполагает изучение всех имеющихся разработок как внутри, так и вне организации, которые могут быть использованы для осуществления необходимых изменений. Этот способ не исключает приглашения опытного консультанта по решению аналогичных проблем. Однако данный способ имеет определенные ограничения. Они связаны с опасностью применения старых решений к новым проблемам и с тем, что многие изменения не могут быть осуществлены на основе имеющихся знаний и опыта. Поэтому организация должна искать новые уникальные решения своих проблем.

    Необходимость инициирования новых оригинальных решений для выявленных проблем означает, что способность к творчеству, новаторству как отдельных людей, так и целых подразделений должна быть встроена в организацию. Такие организации свободно структурированы, децентрализованы, имеют открытые каналы коммуникаций и эффективные системы подачи рационализаторских предложений и изобретений. Их корпоративная культура отличается открытостью, свободой общения, доброжелательностью, участием в обсуждении новых идей, поощрением ошибок. Система вознаграждений в таких организациях поддерживает нововведения. Многие программы партисипативного управления родились из желания стимулировать творчество, новаторство в организации.

    Каждый человек имеет способность к творчеству, но есть особо одаренные люди, которые способны увидеть уникальные, необычные возможности развития организации даже в обычных ситуациях. Таких работников необходимо специально изыскивать и создавать им все условия для работы. В литературе даны характеристики особо творческих людей, включающие профессионализм, оригинальность мышления, открытость новым концепциям, идеям, любознательность, независимость, отсутствие авторитетов, целеустремленность, настойчивость, оптимизм.

    Если в подразделении создана творческая атмосфера и генерируются новые идеи, то возникает необходимость в их пропаганде, продвижении и реализации. На этом этапе должен появиться человек, который осознает плодотворность идеи, объясняет и отстаивает ее, доводит до стадии внедрения, поскольку сами по себе изменения не происходят. Часто новая идея отвергается руководством без должной ее проработки.

    Последний способ инициирования перемен – создание венчурных команд, новой современной формы содействия новаторству в организации. Венчурная команда – это отдельная, самостоятельная структурная единица, существующая вне иерархической пирамиды организации, которая отвечает за разработку основных изобретений и инновационных проектов. Члены таких команд имеют большую свободу творчества и освобождаются от необходимости соблюдать принятые в организации правила и процедуры. Венчурные команды малочисленны и отделены от компании, чтобы исключить бюрократическое вмешательство.

    Четвертый этап управления изменениями – осуществление изменений предполагает знание причин сопротивления переменам и его умелое преодоление.

    Таких причин несколько:

    1) неопределенность. Люди могут негативно относиться к изменениям только из-за отсутствия информации о последствиях перемен, подозревая угрозу своему положению в организации. Ведь неопределенность всегда страшит;

    2) ощущение потерь. Люди сопротивляются переменам, если предполагают, что они приведут к личным потерям: полномочий, власти, статуса, престижа, оплаты, дополнительных льгот и привилегий, социальных контактов, т. е. к снижению удовлетворения какой-либо потребности;

    3) отсутствие понимания и доверия. Служащие часто не понимают замысел изменений или сомневаются в их положительных последствиях, не доверяют руководителям, так как уже имели негативный опыт;

    4) убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут, не решат существующих проблем, а может быть принесут с собой новые;

    5) разные оценки и цели. Авторы идей, их последователи и люди, которые должны будут подвергнуться переменам, по-разному оценивают ситуацию. Менеджеры разных подразделений имеют свои локальные цели, и нововведения могут умалить результат деятельности какого-либо подразделения;

    6) отсутствие необходимых навыков, умений, чтобы справиться с изменениями;

    7) встроенные элементы сопротивления переменам: существующие правила, процедуры, политики, нормы, рабочие методы, традиции, философия высшего руководства.

    Эти элементы формировались в течение длительного периода времени, стали привычными, необходимыми, поэтому от них нелегко отказаться. Существуют два основных подхода к преодолению сопротивления переменам:

    1) анализ «силового поля», который предполагает определение и изучение факторов, способствующих и препятствующих изменениям;

    2) использование существующих методов уменьшения или полного устранения сопротивления.

    Анализ «силового поля» предложил Курт Левин, который предполагал, что изменения являются результатом «борьбы» между движущими и противодействующими им силами. Когда предлагается изменение, одни силы продвигают его, другие препятствуют переменам. Менеджер должен проанализировать эти силы и изменить соотношение между ними в пользу движущих сил. Это можно сделать тремя способами:

    1) усилить существующие движущие силы;

    2) ослабить существующие противодействующие силы;

    3) добавить новые движущие силы.

    Причем руководство должно знать, что лучшее время преодоления сопротивления изменениям – это период до их возникновения.

    "Постоянны только перемены "

    Гераклит, 500 г. до н. э.=

    • Факторы, влияющие на необходимость изменений;
    • Причины неудач в управлении изменениями;
    • Ключевые принципы управления изменениями;
    • Анализ существующей ситуации в компании. Определение проблемных (в т.ч. потенциально) областей;
    • Анализ возможностей компании: кадровых, сбытовых, финансовых, технологических, логистических, производственных и других;
    • Составление/ формулирование/ корректировка планов и задач, необходимых для достижения организацией желаемого состояния;
    • Оценка планов и задач на предмет необходимых ресурсов для их выполнения;
    • Оценка влияющих факторов на внедрение изменений, управление изменениями и оценка степени их влияния;
    • Разработка и внесение в систему планов возможных сценариев в зависимости от влияния внешних факторов;
    • Разработка/ реинжиниринг существующих бизнес-процессов и процедур планирования, управления и отчетности;
    • Подбор (при необходимости) программных средств для эффективного управления и контроля внедряемых изменений.

    "Вы можете не изменяться.

    Выживание не является обязанностью ".

    = Эдвардс Деминг=

    Управление изменениями

    В современных условиях изменения в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности приобретают значение, которое трудно переоценить. Необходимость постоянных изменений диктуют следующие факторы:

    Внедрение изменений и управление изменениями

    в компании, говоря иными словами, давно перешло из области ВОЗМОЖНОГО в область ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ . Систематическая деятельность, направленная на совершенствование форм и методов работы, бизнес-процессов, стратегического и оперативного управления бизнесом, построения взаимоотношений, производственной и распределительной деятельности организации, а также многих других, становится обязательным условием выживаемости организаций в современных рыночных условиях.

    Несмотря на очевидность необходимости изменений и преобразований, большинство инициатив по проведению каких-либо изменений в организации «изнутри» проваливается или не приносит компаниям сколь-либо ощутимых преимуществ. Анализ причин такой «неуспешности» заставил нас попытаться сформулировать основные причины, которые в различной «комплектации» могут присутствовать в Вашей или любой другой организации:

    • отсутствие понимания в необходимости изменений со стороны владельца бизнеса и/или топ-менеджмента организации,
    • отсутствие должного опыта, квалификации и навыков управления руководителя проекта,
    • невысокий статус инициатора внедрения изменений в организации,
    • односторонний подход к решению проблем,
    • сопротивление изменениям (защита позиций и борьба за ресурсы),
    • излишняя бюрократизация организации и ее зарегулированность,
    • нечеткое определение целей предполагаемых изменений,
    • невозможность команде проекта сосредоточиться на проекте изменений без отвлечений на выполнение основных управленческих функции,
    • отсутствие финансирования и стимулирования проекта.

    C нашей точки зрения, наиболее важными причинами неудачных преобразований являются следующие:

    • отсутствие понимания и поддержки со стороны руководителя организации,
    • неразвитая система управления в компании,
    • отсутствие должной квалификации и опыта внедрения подобных изменений,
    • отсутствие правильного видения проблемы, определения приоритетов, планирования и обеспечения «обратной связи» со всеми ключевыми участниками проекта,
    • отсутствие финансирования и мотивации руководителей проекта изменений.

    Необходимо также отметить тот факт, что зачастую на успешность внедрения изменений оказывает влияние сопротивление среды . Сопротивление изменениям представляет из себя определенные сознательные действия или бездействия персонала, направленные на затягивание принятия решений и/или реализации тех или иных действий в области внедрения изменениями. Опыт управления изменениями говорит, что сопротивление изменениям в возникает всегда и это не зависит от внедряемых изменений, будь то внедрение , изменение структуры компании или переезд в новый офис. Сопротивление изменениям всегда имеет подсознательное объяснение: изменения всегда связаны с ситуацией неизвестности и потери чего-либо (статуса, времени, денег, новые обязанности и др.).

    Сопротивление изменениям может быть активным и пассивным.

    • Активное сопротивление может выражаться в стачках, забастовках, бойкотировании или активной критике внедряемых изменений;
    • Пассивное сопротивление обычно выражается в выполнении работы по-старому, снижении интенсивности труда, нагнетание негативного психологического климата в коллективе и увольнения персонала.

    Управление изменениями - область деятельности консультантов, к которой обязательно приходится прибегать, занимаясь .

    Хорошо понятно, что любые радикальные преобразования, одним из которых является антикризисная деятельность, будут в любом случае предполагать:

    * изменение организационно-штатной структуры,

    * изменение функциональных обязанностей персонала компании,

    * изменение системы ценностей внутри организации,

    * изменение системы управления организации,

    * изменение отношения и порядка управления материальными средствами и их управления,

    * изменение системы мотивации персонала,

    * изменение служебных отношений между работниками,

    * изменение внутренней коммуникационной среды,

    * изменение отношений внутри коллектива,

    *

    Похожие статьи