Тренировочные упражнения падежи имен существительных. "Упражнение в определении склонений имен существительных,стоящих в косвенных падежах"

04.08.2020

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

Разделы: Начальная школа

Цели урока.

  1. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
  2. Способствование развитию внимания, мышления, орфографической зоркости, умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.
  3. Воспитание культуры общения, любви к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, картина “Зимний пейзаж”, таблица “Слова – помощники”, таблица для самопроверки, индивидуальные карточки, музыкальное сопровождение “Вальс”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Под музыкальное сопровождение (“Вальс”) входит главный герой урока –“ Зима” ( учитель в костюме “Зимы” ) :

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки Зимы.

(А.С. Пушкин, отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.)

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

II. Сообщение темы и целей урока.

– Легкий ветерок занёс меня сюда, к вам на урок русского языка по теме “Упражнение в написании окончаний имён существительных”.

– Я буду рада, если вы и меня научите писать окончания имён существительных. Что же для этого нужно уметь? (Уметь изменять имена существительные по падежам.)

– А что нужно знать? (Знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания.)

III. Проверка домашнего задания.

– Проверим как вы научились склонять мена существительные: снежинка, мороз, метель.

(Дети на перемене записали домашнее задание на доске .)

– Какие безударные окончания мы должны проверять? (-и, -е)

– В каких падежных формах пишется окончание -е? (Д.п., П.п. -1-ескл., П.п. – 2-ескл.)

– А когда пишется окончание –и? (Р.п. 1-ескл., Р.п. Д.п., П.п. 3-е скл .)

– Что называется склонением? (Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)

IV. Упражнение на внимание.

(Работа в тетрадях.)

– Я очень хочу научиться писать окончания имён существительных, но для этого нужно быть очень внимательным.

– Спишите цепочку букв и найдите имена существительные, спрятавшиеся здесь.

(Взаимопроверка.)

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу и, если всё правильно, поставьте плюс на полях.

(Один ученик выходит к доске, подчёркивает слова, обозначает склонение .)

– А какие имена существительные относятся к 3-ему склонению?

(Имена существительные ж. р. с ь на конце, с окончанием .)

– Какие это слова? (Слова с непроверяемым написанием.)

V. Упражнение на развитие орфографической зоркости, повторение пройденного.

1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам)

Докажи правописание окончаний имён существительных.

Хлопочет у проруб. ()
Растёт на опушк. ()
Визжит от злост. ()
Подошла к берёз. ()

2. Коллективная работа.

– Я написала на доске предложение. Прочитайте его. Что вы заметили?

(В предложении допущены ошибки.)

– совсем заморозил мне голову мороз! Исправьте, пожалуйста, ошибки и объясните правописание орфограмм.

За кружылись в белом вихри снежные хлопя понислись подороги

.

(Закружились в белом вихре снежные хлопья, понеслись по дороге.)

– Почему поставили запятую? (Однородные члены предложения. )

Назовите их.

Чем они связаны между собой?(Интонацией перечисления .)

– Объясните правописание орфограмм.

– Объясните правописание окончаний им. существительных.

Какие слова – помощники можно использовать для проверки написания безударных окончаний имён существительных?

VI. Определение падежей имён существительных.

(Работа с сигнальными карточками: падеж существительных.)

– Так, значит нужно уметь определять падеж имён существительных? Хорошо, тогда я называю существитель7ные, а вы показываете падеж и называете окончания.

У подруги(Р.п,1-е скл., -и), по тропинке(Д.п.,1-ескл., -е), в зоопарке (П.п.,2-е скл, -е), к площади (Д.п., 3-ескл., -и)

– Молодцы, ребята, я кажется уже понимаю, в каких падежных формах нужно писать окончание –и, а в каких – -е.

VII. Определение склонения имён существительных.

– А ещё нужно знать три типа склонения.

И сейчас, работая, мы отдохнём. Я называю существительные, а вы,услышав существительные 1-ого скл. , топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете.

Зима (1), снег (2), пыль (3), дорога (1), даль (3), мороз (2), сказка (1), серебро (2), ладонь (3),
мышь (3), вьюга (1), город (2), мама (1), дождь (2), тишь (3), лёд (2), радость (3), горка (1).

– Молодцы, ребята!

VIII. Дифференцированная работа.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин отрывок из стихотворения “зимнее утро”.)

– После таких замечательных слов я предлагаю выполнить творческую работу.

I гр. По иллюстрации написать мини – сочинение.

II гр. Составить из слов предложения, доказать правописание окончания существительных.

в, порт, судно, возвратилось, из Арктик., научное
в Арктик. , изучали, жизнь, учёные, океана

(Коллективная проверка)

III. гр. Списать два предложения, объяснить пропущенные окончания существительных.

К обеду мы добрались до опушк. леса. На опушк. слышались голоса.

(Самопроверка. До опушки (Р.п., 1-ескл., -и), на опушке (П.п., 1-ескл, -е ))

Домашнее задание. Написать три существительных 3-его скл. в Р., Д. и П. падежах.

Итог урока.

– Итак, ребята, вы целый урок учили меня правильно писать безударные окончания имён существительных. Теперь вы должны проверить мои знания. Задавайте мне вопросы.

(– Что нужно уметь, знать… Какие окончания надо писать в форме Р.П. 1-ого скл и т. д.)

– Спасибо за урок! До свидания, до новых встреч!

Упражнения по теме «Правописание окончаний имен существительных»

Упражнение 1.
Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.
Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Упражнение 2.
Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами.
Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.

Упражнение 3.
От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание.
Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия.

Упражнение 4.
От следующих существительных образуйте формы:
а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;
б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено;
в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на. Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.

Упражнение 5.
От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.
Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

Упражнение 6.
От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.
Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

Упражнение 7.
Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.
Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.

Упражнение 8.
Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.
1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

Упражнение 9.
Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.
1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

Упражнение10.
Перепишите, добавляя нужные окончания.
1. Губернский предводитель был в отчаяни.... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь.... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот.... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).

Упражнение 11.
Допишите окончания, объясните их написание.
1. Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ....
2. Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк....
3. Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил....

Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»

1. В каком слове окончание Е?
1) в комментари...
2) присутствовать на заседани...
3) по алле...
4) о благосостояни...

2. В каком слове окончание Е?
1) сообщить о метел...
2) в ближнем зарубежь...
3) отправить письмо Анастаси...
4) свидетельство о рождени...

3. В каком слове окончание И?
1) окна в ине...
2) конфликт в Закавказь...
3) обратиться к Наталь... Петровне
4) приехать из Турци...

4. В каком слове окончание И?
1) готов к отправк...
2) в глубоком ущель...
3) в усть... реки
4) в теплом помещени...

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
1) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
2) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
3) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
4) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дательного и предложного падежей. Были разработаны разноуровневые задания, на каждом этапе уроке был дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения.

Цель: Упражнять учащихся в правописании падежных окончаний.

Задачи: 1. Закреплять умения и навыки в правописании падежных окончаний.

2. Формировать умение применять знание правила на практике.

3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность при работе в тетради; бережное отношение к природе родного края.

Наглядность: Проектор мультимедиа, компьютер, картинка озера Калач, карточки с заданием, таблица падежных окончаний существительных 1 склонения, карточка-таблица.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Встали все ровно. Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в парк им. Гагарина. Ведь красота природы имеет волшебную силу, которая все время притягивает к себе. И мы все любим, отдыхать в парке.

Итак, начинается наша экскурсия, но что бы нас пропустили, мы должны выполнить ряд заданий.

II. Проверка домашнего задания.

Назовите существительные 1 склонения в предложном падеже. Докажите, почему вы считаете, что это предложный падеж.

Назовите существительные 1 склонения в родительном и дательном падежах. Докажите, почему вы так считаете.

Молодцы ребята! С домашним заданием вы все справились и получаете каждый оценку.

III. Оформление тетради.

А теперь запишите в тетрадь число, месяц и классная работа.

Ше ст надцатое марта.

Кла сс ная р а бота.

Пишем красиво, аккуратно.

VI. Словарная работа. (слайд 2,3)

На слайде написаны словарные слова, вы должны списать слова, вставляя пропущенные буквы, поставить ударение.

В…рблюд, б…лото, …враг, …хота, пр…рода, р…внина.

Инд. работа: 3 группа (4 слова).

Молодцы, а теперь возьмите ручку с зеленой пастой, и проверти с помощью словарю в конце учебника или с помощью слайда.

На полях поставьте себе оценку, а я потом проверю насколько вы были внимательны при проверки.

V. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)

Найдите среди словарных слов существительные 1 склонения (охота, природа, равнина ).

Составьте с любым из существительных предложение.

Запишите предложение в тетрадь и у доски с комментированием. Определите склонение, падеж и выделите окончание у существительного 1 склонения.

Подведение итогов, оценивание.

VI. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим работать над темой: « написание падежных окончаний имен существительных 1 склонения».

А цель нашего урока: закрепить умение определять падеж имен существительных 1 склонения и правильное написание падежных окончаний.

Скажите, что называется именем существительным?

На какие вопросы отвечают существительные в Д.п., Р.п., П.п.?

У вас на партах лежит карточка-помощница, которая вам будет помогать при выполнение задании.

Р.п. - кого? чего? - и, -ы

Д.п. - кому? чему? - е

П.п. - о ком? о чем? – е

VII. Работа по картинке. (слайд 4)

Итак, наша экскурсия продолжается. И первая остановка- это озеро Калач.

А кто скажет, почему озеро так называется? А как должны себя вести на озере?

Посмотрите внимательно на картинку и назовите существительные 1 склонения. (вода, трава, дорога).

Молодцы, давайте с вами запишем эти слова. Составьте предложение и запишите. У существительных определите склонение, падеж и выделите окончание.

Молодцы, вы все справились с заданием и получаете на память мини озеро Калач.

Инд.работа: 3 группа указать падеж.

VIII. Физминутка. (слайд 5)

Давайте с вами отдохнем, закройте глаза и представьте что вы находитесь в лесу, послушайте пение птиц.

IX. Работа по учебнику. (слайд 6)

Вы отдохнули и наша экскурсия продолжается. Мы оказались в волшебном месте, которое называется лес.

Скажите, а какие деревья растут в парке? Как вы должны вести себя в лесу?

Молодцы, и следующие задание мы будем выполнять по учебнику. Откройте учебник на странице 143 упражнение 373.

Разбор упражнения,1 предложение вместе.

Инд. раб. :1 группа самостоятельно.

2 группа с частичной помощью.

3 группа под руководством учителя.

Молодцы, вы все справились с заданием и получаете листочек березы на память.

X. Работа по карточкам. (слайд 7)

Наша экскурсия продолжается. Скажите, а какие звери и птицы живут у нас в парке?

Посмотрите внимательно отрывок про обитателей нашего парка. Смотрите внимательно, т.к. после выполнения задания я проверю, как вы запомнили.

Следующие задание вы выполните самостоятельно по карточке. Прочитайте внимательно задание и приступайте к выполнению.

Молодцы, вы все справились с задание.

А название, каких животных вам встретились в задании?

А за выполнение задания вы получаете птичку.

XII. Домашнее задание.

Обратите внимание на упражнение 371 на странице 140.

Вам даны предложения, которые надо дописать, вставляя в нужном падеже существительное 1 склонения книга .

Объяснение домашнего задания(1 предложение объясняет учитель, 2,3 предложения- учащиеся вместе с учителем)

Инд. раб. :1 группа - полностью.

2 группа – указать падеж и выделить окончание.

3 группа -1,2 предложение, указать падеж и выделить окончание. - Выставление оценок.

XIII. Итог урока. (слайд 8)

Вот и подошла наша экскурсия к концу.

Где мы сегодня с вами побывали?

А какие задания выполняли?

В каких падежах у существительных 1 склонения пишется окончание –е?

Молодцы, встали все ровно, урок окончен.


Упражнения по теме «Склонение существительных» 3 класс.

Ф. И. _________________________________________________________

Задание № 1.

Вставь окончания -и- , -е- . Напиши склонение и падеж

существительного.

словосочетания

склонение

отдыхал на природ……

уехал из деревн….

рассказал о радост…

случилось в поезд….

постучал по парт…

скатился с ладон….

написал по памят….

вылетел на самолёт….

съехал с горк…..

стихи о мудрост….

Задание № 2.

Допиши окончания в словах.

Зимой на улиц… шёл сильный снегопад.

Метель понеслась и закружилась в снежном вальс…. .

Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой трав…. .

Белым снег…. занесло все лесные тропинки.

Мы читаем стихи о весенней капел…. .

Задание № 3.

Найди и исправь ошибки.

Серые заяц сидел на старам пеньке.

По лесной дорожки пробежал волки.

Из тене деревьев выглядывали рыжие лисички.

Подсказка: в этом тексте 5 ошибок!

Задание № 4.

Прочитай предложения, вставь подходящие по смыслу слова.

В ночном ……………. ярко сверкают звёзды.

Стая крикливых журавлей пронеслась над ………… .

Осенью на приусадебном ……………. дети собрали хороший урожай.

Я с ………….. прочитал интересный детектив.

На ……….. русского языка мы писали сочинение.

Слова для справок: урок, небо, участок, поле, друг.

Задание № 5.

Прочитай слова, запиши эти существительные в родительном,

дательном и предложном падежах.

Родительный падеж

Дательный

падеж

Предложный падеж

библиотека

тетрадка

Задание № 6.

Напиши в скобках пропущенные вопросы, определи падеж.

гулял (……………..) по полю (…...падеж);

рисовал (………..…..) на листе (..….падеж);

смотрел (……..……..) в окно (……..падеж);

платье (………….….) сестры (………падеж);

доволен (…………….) работой (…..падеж);

рассказал (………..…) о храбрости (……падеж).

Задание № 7.

Определи и запиши склонение существительных, просклоняй эти слова,

выдели окончания.

Именительный

свиристель

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Задание № 8.

Просклоняй существительные множественного числа, выдели

окончания.

Падеж

Существительные множественного числа

стулья

крылья

парты

тетради

печати

Задание № 9.

Прочитай внимательно текст, подумай и напиши слова в скобках в

нужном падеже.

На (урок)………….. занимательной (математика)………………. идёт

самостоятельная работа.

У Димы на (парта)…………лежат школьные (принадлежность)….………….. .

Он выполняет задание в (тетрадь)……….. по (карточка)…………. .

Нужно сделать чертёж (отрезок)……………. по (линейка) …………….

Мальчик аккуратно чертит отрезок (карандаш) ……………

После окончания этого (задание)……………, он выполняет следующее.

Дима внимательно проверяет свою (работа)…………….. .

Задание № 10.

Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.

    Мышь, мелочь, туч, дочь, молодёжь.

    Кирпич, сторож, луч, мяч, куч, чиж.

    Лебедь, мебель, печаль, медь, плеть.

    Луж, стуж, задач, могуч, дач.

    Рука, строка, старча, удача, передача.

    Солнце, перец, яйцо, лицо, кольцо, колесо.

Задание № 11.

Найди и подчеркни несклоняемые имена существительные.

1.Ножницы, кофе, кенгуру, пальто, ружьё.

2. Перчатки, такси, носки, дети, кисти.

3. Шоссе, метро, кашпо, шимпанзе, фламинго.

Задание № 12.

Допиши окончания существительных.

    В магазин привезли тридцать килограмм…. апельсин…..., мандарин….,

    персик…, банан…., яблок….., слив….

    На урок…. математик….. ученики изучали таблиц…. умножения.

    Городской праздник проходил на центральной площад……

    У Маш…. и Витал….в субботу состояться соревнован…. по плаван…..

    Нужно начертить квадрат при помощ…. линейк……

Похожие статьи