До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки (и монголы) имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв.
На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря со стоящей на нем чашей, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.
Тенгрианство - религия , основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II - начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир, «небо».
Полного согласия среди ученых в понимании сущности тенгрианства пока не сложилось. Часть исследователей пришли к выводу, что это вероучение приняло форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв.
В то же время в одном из древних рукописных источников сообщается, что к 165 г. до н.э. тюрки уже обладали полностью сложившейся религией с развитым каноном, во многом близким буддийскому, завещанному индийским царем Канишкой, от которого берет начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие и оформившаяся как тенгрианство.
Часть исследователей настаивает на том, что системного письменного изложения теологической доктрины тенгрианство не оформило и имело небольшой по количеству священный реквизит, благодаря простоте и ясности которого просуществовало несколько тысяч лет в устойчивых формах религиозного ритуала и практики. В то же время другая часть исследователей заявляют о наличии главной священной книги тенгриан - «Псалтырь» (тюрк. - «венец алтаря»), содержащей тенгрианский канон - обычаи, обряды и правила, по которым надлежало обращаться к Богу.
ПИК ХАН-ТЕНГРИ - ПО ЛЕГЕНДАМ ТАМ ОБИТАЕТ ТЭНГРИ
Тенгри (Тэнгри)
Культ Тенгри - это культ Голубого неба - небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо. Кипчаки называли его Тенгри, татары - Тэнгри, алтайцы - Тенгри, Тенгери, турки - Танри, якуты - Тангара, кумыки - Тэнгири, балкаро-карачаевцы -Тейри, монголы - Тэнгер, чуваши - Тура; но речь всегда шла об одном - о мужском неперсонифицированном божественном начале, о Боге-Отце.
Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он - творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.
Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.
Строение Вселенной
Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба - Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем - куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга.
СТРОЕНИЕ МИРА, ИЗОБРАЖЕННОЕ НА БУБНЕ ШАМАНА
Средний мир, невидимый, был заселен божествами и духами окружающей природы: хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников, других объектов, а также духами умерших камов. Они управляли видимым миром и были наиболее близки людям. Постоянное местонахождение духов-хозяев - граница человеческого и природного миров, зона вторжения человека, которая обусловлена его хозяйственной деятельностью. Если равнинная часть ландшафта - степь, горная долина принадлежала людям, то места, расположенные выше или ниже, были заселены духами-хозяевами, и человек, будучи там гостем, проникал за эту черту после «кормления», или простейшего жертвоприношения. Отношения между людьми и духами - хозяевами местности понимались как отношения партнерства, а если их и почитали, то как старших родственников, или предков, каковыми они часто и мыслились. Наиболее значимым хозяевам гор, лесов и вод тюрки устраивали общественные жертвоприношения. Считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества. Серединный видимый мир воспринимался древними тюрками как живой и неживой. Для человека это был мир наиболее доступный для освоения, познания, особенно в тех местах, где он родился и жил.
Нижний, подземный мир, невидимый, являлся сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом. Он также был многослоен, но имел предел был обитаем людьми, срок жизни которых в среднем мире кончился. Особенности подземного мира - его зеркальная перевернутость и запахи, отличные от земных. У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любая впадина и отверстие могли оказаться входом в подземное царство. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. Производительные характеристики нижней части человеческого тела переносились на «низ» во всех его проявлениях.
В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира - непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены - прямо или косвенно - все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.
Божественное начало
Древние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан - верховное божество; божества: Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. Тенгри-хан, иногда в купе с Йер (Землей) и другими духами (йорт иясе, су анасы и т.д.), вершил земные дела и, прежде всего, «распределял сроки жизни», однако рождением «сынов человеческих» ведала Умай - олицетворение женского земного начала, а их смертью - Эрлик, «дух подземного мира».
Земля и Тенгри воспринимались как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а взаимопомогающие. Человек рождался и жил на земле. Земля - его среда обитания, после смерти она поглощала человека. Но Земля даровала человеку только материальную оболочку, а чтобы он созидал и этим отличался от других обитателей на Земле, Тенгри посылал на Землю к женщине, будущей матери, «кут», «сюр». Дыхание - «тын» как признак рождения ребенка, было началом периода пребывания человека на «лунно-солнечной земле» до самой смерти, пока оно не обрывалось - «тын бетте». Если «тын» являлся признаком всех живых существ, с «кутом», самой сутью жизни божественного происхождения, приходящего с Космоса, связывали жизненную силу человека от его зарождения до самой смерти.
Вместе с «кутом» Тенгри даровал человеку «сагыш» («мын», «бэгер») и этим отличал его от всех живых существ. «Сюр» также даровался человеку вместе с кутом. Считалось, что в «сюр» заключен его внутренний психологический мир, который взрослел вместе с ним. Кроме того, Тенгри даровал человеку «кyнел», благодаря которому человек был способен предчувствовать многие события - «кунелем сизэ». После смерти, во время сожжения физического тела умершего, «кут», «тын», «сюр» - все одновременно испарялись в огне, и умерший «отлетал», переселяясь на Небо вместе с дымом погребального костра, где становился духом (духом предков). Древние тюрки верили, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни человека во Вселенной: рождаясь и умирая не по своей воле, люди приходили на Землю не зря и не временно. Смерти физического тела не боялись, понимая ее как естественное продолжение жизни, но в другом существовании. Благополучие в том мире определяли тем, как родственники исполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если они были исправны, дух предка покровительствовал роду.
Шаманизм
Традиции почитания духов, предков и героев
Глубоко почитаемым древними тюрками был «культ предков-героев, прославившихся своими подвигами на поле брани» или творениями, материальными и духовными, которые возвеличили имя тюрков. Тюрки верили, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из источников энергии души был дух предков. Считалось, где жил и творил Герой, или Гений дела, там и после смерти его дух мог оказывать постоянную защиту и помощь своим сородичам и народу. Славным предкам тюрки устанавливали каменные памятники, на плитах выбивались слова о подвиге и обращение к потомкам. Памятник был местом встречи между людьми и духом предка. Во время памятных жертвоприношений, молений, иногда в государственном масштабе, дух предка находил в памятнике временное пристанище, остальное время он обитал на Небе. Каменные памятники в древние времена стояли от Алтая до Дуная и были разрушены в средние века после принятия тюрками мировых религий.
Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков.
Почитание предков у тюрков (и монголов) нашло выражение в их тотемическом отношении к Волку - предку Бозкурту, гаранту бессмертия тюркского народа, посланному Великим Тенгри, о чем символизирует небесно-синий цвет шерсти Бозкурта. Древние тюрки считали, что их предки спустились с Неба и с ними «небесный волк» - существо небесное, дух-предок, дух-покровитель. «Верования, связанные с Бозкуртом, в мифологических текстах тюрков делятся на три части: вера в Бозкурта как отца, основателя рода; вера в Бозкурта как вождя и вера в Бозкурта как спасителя. Предок-Бозкурт являлся не случайно в те исторические моменты, когда тюркский народ находился на грани вымирания, и всякий раз Он стоял у истоков его возрождения. Бозкурт - незаменимый воитель, вождь, выводивший тюрков на путь боевых побед в периоды, когда бурлила их национальная жизнь и совершались великие походы». «Золотая волчья голова красовалась на тюркских победоносных знаменах», вызывая страх перед ним у противника. Тюрки почитали волка как умного, самоотверженного, преданного другу, лидера среди зверей. Он смел и свободолюбив, не поддается дрессировке и этим отличается от служилых собак и подлых шакалов. Волк - санитар леса, когда Духу Неба и Земли становилось невмоготу и они нуждались в очищении, тогда среди тюрков рождались небесные люди и Бозкурты, которые своим поведением и примером направляли за собой тюркский мир.
ЧУВАШСКИЕ ТЕНГРИАНСКИЕ СИМВОЛЫ
Именем Голубого неба - Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача хана заключалась не только в том, чтобы заботиться о материальном благополучии своего народа, его главной задачей являлось укрепление национальной славы и величия тюрков. Тенгри наказывал гибелью, пленом, другими карами каганов, а порой целые народы за совершенные ими преступления или проступки. От Тенгри зависело все, благодать или кара следовали обычно моментально или в течение шестидесяти лет (средняя продолжительность жизни человека) в солнечном мире, избежать их было невозможно. После смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась.
Обряды почитания Тенгри-хана были достаточно строгими, молитвы долгими и очищающими душу. При всех обстоятельствах в жизни за помощью обращались к Тенгри, а если обращение было к другим божествам или духам, то оно обязательно упоминалось после возвеличивания Тенгри. Молились, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили дать хороший ум и здоровье, оказать помощь в справедливом деле, в бою, в хозяйственных делах; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь всем, кто почитал Его и сам проявлял активность, целеустремленность в действии.
ТЕНГРИАНСКИЕ ОБРЯДЫ
Тенгрианские моления
Ежегодно в государственном масштабе устраивались общественные моления - приношения жертвы. В начале лета, в указанное каганом время, в орду (столицу) съезжались племенные вожди, беки, знатные полководцы и нойоны и т.д. Вместе с каганом они восходили на священную гору, чтобы принести жертву Великому Тенгри. В этот день моления Тенгри проходили по всему государству. На священные горы, долины, речки, озера и источники съезжались тысячи людей из близлежащих аулов и городов. Моления проходили без женщин и камов, последние никогда не входили в состав священников (прорицателей) религии Тенгри, их роль заключалась в волховании, врачевании, в том числе гипнозом, заговорами - их просто опасались. Возле берез на священных землях горели десятки тысяч костров, в жертву приносили лошадей, овец, ягнят. Небесному Богу поклонялись, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили, чтобы Он дал хороший ум и здоровье, помогал в справедливом деле; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь тем, кто Его почитал и сам был активным, т.е. кроме молитвы совершал целеустремленное действие. Заканчивалось все праздничным пиршеством, весельем, различными играми, состязаниями, скачками.
ТЕНГРИАНСКОЕ МОЛЕНИЕ У ЧУВАШ
Жертвоприношения Йер-суб (Великое божество, видимый мир в образе Родины) в период тюркских каганатов также носили общегосударственный характер. С принятием ислама или других религий общетюркские моления в государственном масштабе прекратились, получили преимущественное развитие местные родоплеменные моления. Обрядовая сторона моления Тенгри стала ослабевать, а затем постепенно исчезать.
Символ креста в тенгрианстве
Свою покорность Тенгри-хану степняки подчеркивали, используя древнейший символ, знак равностороннего креста - «аджи»: его наносили на лоб краской либо в виде татуировки. Он символизировал понятие рум - мир, откуда берет все начало и куда все возвращается. Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в руме вспыхивает, словно молния, крестообразная ваджра - «алмаз», по аналогии с буддизмом символ неуничтожимости. При раскопках степного города Беленджера в Дагестане были обнаружены остатки храмов и сохранившиеся древние кресты. Такие же кресты археологи находили на могильных камнях от Байкала до Дуная - на земле исторического Дешт-и-Кипчак. Археолог М.Магометов, исследовавший остатки древних храмов кипчаков, так описывает свои находки: «Они расположены в центре курганных групп и отличаются небольшими размерами… Ломаные внутренние очертания строения воссоздают в плане форму равностороннего креста».
Помимо прочности, неуничтожимости, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. По представлениям древних тюрков, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств. В остальное время божества находились по своим ярусам на небе, а духи в основном в горах. Храм для тенгриан был святым местом, рядовым верующим входить в храм не разрешалось. Только священнослужитель по ходу службы мог ненадолго посетить его. Один раз в год ему разрешалось входить в алтарную часть храма. Подобная традиция оправдывалась тем, что храм считался местом отдыха божества, и верующим полагалось молиться только возле него. Площадка для моления называлась «харам» - «место для молитвы». Все остальное, кроме моления, здесь было запрещено, отсюда еще одно значение слова «харам» - «запрет», «запретный». Тенгрианские храмы назывались «килиса» - от названия священной горы Кайласа, одной из самых высоких гор на юге Тибетского нагорья. У многих народов Востока она считалась обителью богов. По утверждению части исследователей тенгрианства, Южный Тибет прежде являлся традиционным местом паломничества тюрков. Люди останавливались на берегу озера Манас и смотрели на Кайласу издали. Здесь они молились и вели философские беседы.
Зафиксированные у древнетюркских народов ритуалы имели различные функции. И поэтому обрядовые действия их были различными. Одни сопровождались жертвоприношениями, другие ограничивались только молениями. При произнесении молитв требовались знания о божествах и духах, хозяевах местности, об их характерах и т.д. Древние тюрки пользовались священными устными текстами, которые передавались из поколения в поколение и назывались алгыш, алгас, алкыш, под этими названиями они встречаются и в древнетюркских памятниках. Во время жертвоприношений чтение алгышей являлось важным атрибутом праздника. Читались алгыши на родном диалекте ясно и внятно, чтобы не разгневать покровителей, для этого перед началом празднества выбирали из присутствующих одного, чаще двоих, умеющих говорить алгыши. Во время общественного моления они занимались кроплением, сопровождая его алгышами.
ТЕНГРИАНСКОЕ МОЛЕЛЬНОЕ МЕСТО
Почитание стихий в тенгрианстве
В тюркской религии было много культовых обрядов. В китайской летописи сказано: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимн земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом (Тенгре)». Свое почитание солнца они объясняли тем, что «Тенгри и его помощник Кун (Солнце) руководят созданным миром; лучи солнца - нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем. Тюрки дважды в год приносили жертву солнцу - свету: осенью и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор». Луна не являлась объектом поклонения. Ее почитание возникло значительно позже и входило лишь в число традиций, связанных, по-видимому, с лунным календарем. Культ огня у тюрков, как и монголов, был связан с верой в его могущественную очистительную силу от зла, дарованную Тенгри. Сохранились сведения византийского посла Земарха (568 г.), который, прежде чем был допущен к хану, прошел обряд очищения огнем. С культом огня связан погребальный обряд тюрков - обычай сожжения умерших. Среди глубоко почитаемых объектов природы у тюрков был металл - железо, из которого ковали оружие. Оно встречается во всех легендах, в которых древние тюрки излагали историю своего происхождения. Хунны первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа. «По китайским источникам, развитие металлургии позволило роду Ашина перевооружить свою армию и создать отборные ударные части из латной кавалерии - фули, т.е. бури - волки». «Хунны молились железу и символом его сделали клинок, который римляне назвали мечом Марса. На границе тюркской империи византийские послы в VI веке присутствовали при религиозной церемонии, во время которой им поднесли железо».
ЧУВАШСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ
Общественно-религиозная значимость тенгрианства
Итак, тенгрианство, будучи оформленной религией, на протяжении многих веков через систему духовных кодов культивировало и социализировало определенные устойчивые этнические константы кочевых народов Степи, где сложился психологический тип «небесных людей»: свободолюбивый тюрк - бесстрашный воин, подвижный, темпераментный от природы, и владелица дома - женщина (мужу принадлежало только оружие). Во всех тюркских родах, племенах и ордах все они были объединены одной идеей Единства через «стремление к Вечному элю» - гаранту порядка в Степи, рожденной еще Мете-шаньюем во II веке до н.э. «При полной политической раздробленности идейное единство тюркских племен сохранялось; этническая традиция, она же сигнальная наследственность, не была нарушена, незабвенные деяния предков вдохновляли их на подвиг». В результате тюрки создали много десятков империй и ханств. Часто война уносила их из родных мест на тысячи километров. Рождаясь в одном краю, тюрок умирал чаще в другом. Его родиной была Степь.
Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.
Тенгрианство - древняя религия тюрков
Тенгрианство и ислам
В X в. исторически сложились политические условия тесного взаимодействия религиозных моделей тенгрианства и ислама. Обе они по своей природе были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Столкнувшись, они не пришли в непримиримое противоборство между собой: со стороны тюрков благодаря высокодуховности и правилам веротерпимости в Степи, со стороны мусульман благодаря высоким адаптационным способностям исламской религии. Обладая высокой наступательностью, ислам должен был пройти период культивирования, предполагавший оседлый образ жизни в городских центрах.
Суфизм как производное ислама наиболее близкий по своей природе к тенгрианству, широко распространившись в Степи, внес некоторые элементы, смягчающие и приспосабливающие восприятие кочевыми и полукочевыми народами жестких предписаний и обязанностей мусульман и общины в целом. Несмотря на то, что процесс исламизации затянулся на века, тюркский мир, расколотый наступательностью мировых религий и принявший отчасти буддизм, отчасти христианство, что ввергнуло Степь в невиданные до того религиозные конфликты, вновь попытался восстановить раздробленную однозначность духовного кода, объединившись под знаменем ислама.
Восприятие Тенгри по своим сущностным характеристикам в целом не противоречило восприятию Аллаха. В функционировании общин тенгриан и мусульман также были важные пересекающиеся сходства. Например, свод древних обычаев тюрков и монголов - Яса и предписания Корана и сунны:
1. в защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей;
2. обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное;
3. предписывали пожилым воспитывать молодежь в любви к своей семье, народу (для тенгриан - к братству «небесных людей» Степи, вне зависимости от рода и племени; для мусульман, вне зависимости от национальности, - ко всем, поклоняющимся Аллаху);
4. обязывали богатых людей служить общине, помогать бедным;
5. провозглашали собственником земли государство (правитель от имени государства закреплял за определенные повинности (при преобладании военной, с учетом выслуги лет, причем с правом разжалования за проступки) права на владение землей); понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще.
Вместе с тем, ислам в Степи получил тюркскую модификацию на основе преемственности культурных традиций тенгрианства, особенностей этнического мироощущения и мировосприятия человека, соотнесенного с фактором сосуществования его с одухотворенной природой. Приведем лишь один факт: представление о «душе» - важнейшем звене в теологии каждой религии - в тенгрианстве носило иной и весьма специфический характер, совершенно непохожий на то, что в исламе вкладывается в понятие «жан». Объективно это создавало непреодолимые трудности адекватной трансляции на тюркский язык, порождало новое по качеству в мусульманской культуре прочтение, отражающее традиционное для тюрков мировоззрение о жизни и смерти.
_________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
http://www.neonomad.kz/history/
1. Безертинов Р.Н. Тенгрианство - религия тюрков и монголов. - Набережные Челны: Аяз. - 2000.
2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.-Л. - 1950. - Т. 1.
3. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - Баку, 1991.
4. Делорман А. Бозкурт // Хазар. - 1990. - No 1.
5. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках //
6. Попов А.А. Тавщийцы. - М.-Л., 1936.
7. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л., 1991.
8. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири // АН СССР Сибирское отделение. - Новосибирск, 1988.
http://images.km.ru/kino/2009/02/xan/1.jpg
http://tengry.org/site/algis/
http://fotki.yandex.ru/users/sarisanna/
До принятия мировых религий — ислама, христианства и буддизма, тюрки имели древнюю религию – тенгрианство.
Тенгрианство — религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II — начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир, «небо». Полного согласия среди ученых в понимании сущности тенгрианства пока не сложилось. Часть исследователей пришли к выводу, что это вероучение приняло форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв.. В то же время в одном из древних рукописных источников сообщается, что к 165 г. до н.э. тюрки уже обладали полностью сложившейся религией с развитым каноном, во многом близким буддийскому, завещанному индийским царем Канишкой, от которого берет начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие и оформившаяся как тенгрианство. Часть исследователей настаивает на том, что системного письменного изложения теологической доктрины тенгрианство не оформило и имело небольшой по количеству священный реквизит, благодаря простоте и ясности которого просуществовало несколько тысяч лет в устойчивых формах религиозного ритуала и практики. В то же время другая часть исследователей заявляют о наличии главной священной книги тенгриан — «Псалтырь» (тюрк. — «венец алтаря»), содержащей тенгрианский канон — обычаи, обряды и правила, по которым надлежало обращаться к Богу.
Диаграмма тенгрианского мировоззрения на барабане шамана. Мировое дерево растёт в центре и соединяет три мира: Нижний мир, Средний мир и Верхний мир.
Культ Тенгри — это культ Голубого неба — небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо. Кипчаки называли его Тенгри, татары — Тэнгри, алтайцы — Тенгри, Тенгери, турки — Танри, якуты — Тангара, кумыки — Тэнгири, балкаро-карачаевцы — Тейри, монголы — Тэнгер, чуваши — Тура; но речь всегда шла об одном — о мужском неперсонифицированном божественном начале, о Боге-Отце. Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он — творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.
Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.
Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба — Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем — куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга.
Средний мир, невидимый, был заселен божествами и духами окружающей природы: хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников, других объектов, а также духами умерших камов. Они управляли видимым миром и были наиболее близки людям. Постоянное местонахождение духов-хозяев — граница человеческого и природного миров, зона вторжения человека, которая обусловлена его хозяйственной деятельностью. Если равнинная часть ландшафта — степь, горная долина принадлежала людям, то места, расположенные выше или ниже, были заселены духами-хозяевами, и человек, будучи там гостем, проникал за эту черту после «кормления», или простейшего жертвоприношения. Отношения между людьми и духами — хозяевами местности понимались как отношения партнерства, а если их и почитали, то как старших родственников, или предков, каковыми они часто и мыслились. Наиболее значимым хозяевам гор, лесов и вод тюрки устраивали общественные жертвоприношения. Считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества. Серединный видимый мир воспринимался древними тюрками как живой и неживой. Для человека это был мир наиболее доступный для освоения, познания, особенно в тех местах, где он родился и жил.
Нижний, подземный мир, невидимый, являлся сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом. Он также был многослоен, но имел предел был обитаем людьми, срок жизни которых в среднем мире кончился. Особенности подземного мира — его зеркальная перевернутость и запахи, отличные от земных. У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любая впадина и отверстие могли оказаться входом в подземное царство. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. Производительные характеристики нижней части человеческого тела переносились на «низ» во всех его проявлениях.
В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира — непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены — прямо или косвенно — все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.
Древние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан — верховное божество; божества: Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. Тенгри-хан, иногда в купе с Йер (Землей) и другими духами (йорт иясе, су анасы и т.д.), вершил земные дела и, прежде всего, «распределял сроки жизни», однако рождением «сынов человеческих» ведала Умай — олицетворение женского земного начала, а их смертью — Эрлик, «дух подземного мира». Земля и Тенгри воспринимались как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а взаимопомогающие. Человек рождался и жил на земле. Земля — его среда обитания, после смерти она поглощала человека. Но Земля даровала человеку только материальную оболочку, а чтобы он созидал и этим отличался от других обитателей на Земле, Тенгри посылал на Землю к женщине, будущей матери, «кут», «сюр». Дыхание — «тын» как признак рождения ребенка, было началом периода пребывания человека на «лунно-солнечной земле» до самой смерти, пока оно не обрывалось — «тын бетте». Если «тын» являлся признаком всех живых существ, с «кутом», самой сутью жизни божественного происхождения, приходящего с Космоса, связывали жизненную силу человека от его зарождения до самой смерти. Вместе с «кутом» Тенгри даровал человеку «сагыш» («мын», «бэгер») и этим отличал его от всех живых существ. «Сюр» также даровался человеку вместе с кутом. Считалось, что в «сюр» заключен его внутренний психологический мир, который взрослел вместе с ним. Кроме того, Тенгри даровал человеку «кyнел», благодаря которому человек был способен предчувствовать многие события — «кунелем сизэ». После смерти, во время сожжения физического тела умершего, «кут», «тын», «сюр» — все одновременно испарялись в огне, и умерший «отлетал», переселяясь на Небо вместе с дымом погребального костра, где становился духом (духом предков). Древние тюрки верили, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни человека во Вселенной: рождаясь и умирая не по своей воле, люди приходили на Землю не зря и не временно. Смерти физического тела не боялись, понимая ее как естественное продолжение жизни, но в другом существовании. Благополучие в том мире определяли тем, как родственники исполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если они были исправны, дух предка покровительствовал роду.
Глубоко почитаемым древними тюрками был «культ предков-героев, прославившихся своими подвигами на поле брани» или творениями, материальными и духовными, которые возвеличили имя тюрков. Тюрки верили, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из источников энергии души был дух предков. Считалось, где жил и творил Герой, или Гений дела, там и после смерти его дух мог оказывать постоянную защиту и помощь своим сородичам и народу. Славным предкам тюрки устанавливали каменные памятники, на плитах выбивались слова о подвиге и обращение к потомкам. Памятник был местом встречи между людьми и духом предка. Во время памятных жертвоприношений, молений, иногда в государственном масштабе, дух предка находил в памятнике временное пристанище, остальное время он обитал на Небе. Каменные памятники в древние времена стояли от Алтая до Дуная и были разрушены в средние века после принятия тюрками мировых религий.
Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков.
Почитание предков у тюрков (и монголов) нашло выражение в их тотемическом отношении к Волку — предку Бозкурту, гаранту бессмертия тюркского народа, посланному Великим Тенгри, о чем символизирует небесно-синий цвет шерсти Бозкурта. Древние тюрки считали, что их предки спустились с Неба и с ними «небесный волк» — существо небесное, дух-предок, дух-покровитель. «Верования, связанные с Бозкуртом, в мифологических текстах тюрков делятся на три части: вера в Бозкурта как отца, основателя рода; вера в Бозкурта как вождя и вера в Бозкурта как спасителя. Предок-Бозкурт являлся не случайно в те исторические моменты, когда тюркский народ находился на грани вымирания, и всякий раз Он стоял у истоков его возрождения. Бозкурт — незаменимый воитель, вождь, выводивший тюрков на путь боевых побед в периоды, когда бурлила их национальная жизнь и совершались великие походы». «Золотая волчья голова красовалась на тюркских победоносных знаменах», вызывая страх перед ним у противника. Тюрки почитали волка как умного, самоотверженного, преданного другу, лидера среди зверей. Он смел и свободолюбив, не поддается дрессировке и этим отличается от служилых собак и подлых шакалов. Волк — санитар леса, когда Духу Неба и Земли становилось невмоготу и они нуждались в очищении, тогда среди тюрков рождались небесные люди и Бозкурты, которые своим поведением и примером направляли за собой тюркский мир.
Именем Голубого неба — Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача хана заключалась не только в том, чтобы заботиться о материальном благополучии своего народа, его главной задачей являлось укрепление национальной славы и величия тюрков. Тенгри наказывал гибелью, пленом, другими карами каганов, а порой целые народы за совершенные ими преступления или проступки. От Тенгри зависело все, благодать или кара следовали обычно моментально или в течение шестидесяти лет (средняя продолжительность жизни человека) в солнечном мире, избежать их было невозможно. После смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась.
Слово Тенгри, написанное древнетюркским руническим письмом (орхоно-енисейская письменность)
Обряды почитания Тенгри-хана были достаточно строгими, молитвы долгими и очищающими душу. При всех обстоятельствах в жизни за помощью обращались к Тенгри, а если обращение было к другим божествам или духам, то оно обязательно упоминалось после возвеличивания Тенгри. Молились, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили дать хороший ум и здоровье, оказать помощь в справедливом деле, в бою, в хозяйственных делах; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь всем, кто почитал Его и сам проявлял активность, целеустремленность в действии.
Ежегодно в государственном масштабе устраивались общественные моления — приношения жертвы. В начале лета, в указанное каганом время, в орду (столицу) съезжались племенные вожди, беки, знатные полководцы и нойоны и т.д. Вместе с каганом они восходили на священную гору, чтобы принести жертву Великому Тенгри. В этот день моления Тенгри проходили по всему государству. На священные горы, долины, речки, озера и источники съезжались тысячи людей из близлежащих аулов и городов. Моления проходили без женщин и камов, последние никогда не входили в состав священников (прорицателей) религии Тенгри, их роль заключалась в волховании, врачевании, в том числе гипнозом, заговорами — их просто опасались. Возле берез на священных землях горели десятки тысяч костров, в жертву приносили лошадей, овец, ягнят. Небесному Богу поклонялись, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили, чтобы Он дал хороший ум и здоровье, помогал в справедливом деле; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь тем, кто Его почитал и сам был активным, т.е. кроме молитвы совершал целеустремленное действие. Заканчивалось все праздничным пиршеством, весельем, различными играми, состязаниями, скачками.
Жертвоприношения Йер-суб (Великое божество, видимый мир в образе Родины) в период тюркских каганатов также носили общегосударственный характер. С принятием ислама или других религий общетюркские моления в государственном масштабе прекратились, получили преимущественное развитие местные родоплеменные моления. Обрядовая сторона моления Тенгри стала ослабевать, а затем постепенно исчезать.
Свою покорность Тенгри-хану степняки подчеркивали, используя древнейший символ, знак равностороннего креста — «аджи»: его наносили на лоб краской либо в виде татуировки. Он символизировал понятие рум — мир, откуда берет все начало и куда все возвращается. Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в руме вспыхивает, словно молния, крестообразная ваджра — «алмаз», по аналогии с буддизмом символ неуничтожимости. При раскопках степного города Беленджера в Дагестане были обнаружены остатки храмов и сохранившиеся древние кресты. Такие же кресты археологи находили на могильных камнях от Байкала до Дуная — на земле исторического Дешт-и-Кипчак. Археолог М.Магометов, исследовавший остатки древних храмов кипчаков, так описывает свои находки: «Они расположены в центре курганных групп и отличаются небольшими размерами… Ломаные внутренние очертания строения воссоздают в плане форму равностороннего креста. Помимо прочности, неуничтожимости, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. По представлениям древних тюрков, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств. В остальное время божества находились по своим ярусам на небе, а духи в основном в горах. Храм для тенгриан был святым местом, рядовым верующим входить в храм не разрешалось. Только священнослужитель по ходу службы мог ненадолго посетить его. Один раз в год ему разрешалось входить в алтарную часть храма. Подобная традиция оправдывалась тем, что храм считался местом отдыха божества, и верующим полагалось молиться только возле него. Площадка для моления называлась «харам» — «место для молитвы». Все остальное, кроме моления, здесь было запрещено, отсюда еще одно значение слова «харам» — «запрет», «запретный». Тенгрианские храмы назывались «килиса» — от названия священной горы Кайласа, одной из самых высоких гор на юге Тибетского нагорья. У многих народов Востока она считалась обителью богов. По утверждению части исследователей тенгрианства, Южный Тибет прежде являлся традиционным местом паломничества тюрков. Люди останавливались на берегу озера Манас и смотрели на Кайласу издали. Здесь они молились и вели философские беседы.
Зафиксированные у древнетюркских народов ритуалы имели различные функции. И поэтому обрядовые действия их были различными. Одни сопровождались жертвоприношениями, другие ограничивались только молениями. При произнесении молитв требовались знания о божествах и духах, хозяевах местности, об их характерах и т.д. Древние тюрки пользовались священными устными текстами, которые передавались из поколения в поколение и назывались алгыш, алгас, алкыш, под этими названиями они встречаются и в древнетюркских памятниках. Во время жертвоприношений чтение алгышей являлось важным атрибутом праздника. Читались алгыши на родном диалекте ясно и внятно, чтобы не разгневать покровителей, для этого перед началом празднества выбирали из присутствующих одного, чаще двоих, умеющих говорить алгыши. Во время общественного моления они занимались кроплением, сопровождая его алгышами.
В тюркской религии было много культовых обрядов. В китайской летописи сказано: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимн земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом (Тенгре)». Свое почитание солнца они объясняли тем, что «Тенгри и его помощник Кун (Солнце) руководят созданным миром; лучи солнца — нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем. Тюрки дважды в год приносили жертву солнцу — свету: осенью и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор». Луна не являлась объектом поклонения. Ее почитание возникло значительно позже и входило лишь в число традиций, связанных, по-видимому, с лунным календарем. Культ огня у тюрков, как и монголов, был связан с верой в его могущественную очистительную силу от зла, дарованную Тенгри. Сохранились сведения византийского посла Земарха (568 г.), который, прежде чем был допущен к хану, прошел обряд очищения огнем. С культом огня связан погребальный обряд тюрков — обычай сожжения умерших. Среди глубоко почитаемых объектов природы у тюрков был металл — железо, из которого ковали оружие. Оно встречается во всех легендах, в которых древние тюрки излагали историю своего происхождения. Хунны первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа. «По китайским источникам, развитие металлургии позволило роду Ашина перевооружить свою армию и создать отборные ударные части из латной кавалерии — фули, т.е. бури — волки». «Хунны молились железу и символом его сделали клинок, который римляне назвали мечом Марса. На границе тюркской империи византийские послы в VI веке присутствовали при религиозной церемонии, во время которой им поднесли железо».
Итак, тенгрианство, будучи оформленной религией, на протяжении многих веков через систему духовных кодов культивировало и социализировало определенные устойчивые этнические константы кочевых народов Степи, где сложился психологический тип «небесных людей»: свободолюбивый тюрк — бесстрашный воин, подвижный, темпераментный от природы, и владелица дома — женщина (мужу принадлежало только оружие). Во всех тюркских родах, племенах и ордах все они были объединены одной идеей Единства через «стремление к Вечному элю» — гаранту порядка в Степи, рожденной еще Мете-шаньюем во II веке до н.э. «При полной политической раздробленности идейное единство тюркских племен сохранялось; этническая традиция, она же сигнальная наследственность, не была нарушена, незабвенные деяния предков вдохновляли их на подвиг». В результате тюрки создали много десятков империй и ханств. Часто война уносила их из родных мест на тысячи километров. Рождаясь в одном краю, тюрок умирал чаще в другом. Его родиной была Степь.
Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.
В X в. исторически сложились политические условия тесного взаимодействия религиозных моделей тенгрианства и ислама. Обе они по своей природе были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Столкнувшись, они не пришли в непримиримое противоборство между собой: со стороны тюрков благодаря высокодуховности и правилам веротерпимости в Степи, со стороны мусульман благодаря высоким адаптационным способностям исламской религии. Обладая высокой наступательностью, ислам должен был пройти период культивирования, предполагавший оседлый образ жизни в городских центрах. Суфизм как производное ислама наиболее близкий по своей природе к тенгрианству, широко распространившись в Степи, внес некоторые элементы, смягчающие и приспосабливающие восприятие кочевыми и полукочевыми народами жестких предписаний и обязанностей мусульман и общины в целом. Несмотря на то, что процесс исламизации затянулся на века, тюркский мир, расколотый наступательностью мировых религий и принявший отчасти буддизм, отчасти христианство, что ввергнуло Степь в невиданные до того религиозные конфликты, вновь попытался восстановить раздробленную однозначность духовного кода, объединившись под знаменем ислама.
Восприятие Тенгри по своим сущностным характеристикам в целом не противоречило восприятию Аллаха. В функционировании общин тенгриан и мусульман также были важные пересекающиеся сходства. Например, свод древних обычаев тюрков и монголов — Яса и предписания Корана и сунны:
1. в защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей;
2. обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное;
3. предписывали пожилым воспитывать молодежь в любви к своей семье, народу (для тенгриан — к братству «небесных людей» Степи, вне зависимости от рода и племени; для мусульман, вне зависимости от национальности, — ко всем, поклоняющимся Аллаху);
4. обязывали богатых людей служить общине, помогать бедным;
5. провозглашали собственником земли государство (правитель от имени государства закреплял за определенные повинности (при преобладании военной, с учетом выслуги лет, причем с правом разжалования за проступки) права на владение землей); понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще.
Вместе с тем, ислам в Степи получил тюркскую модификацию на основе преемственности культурных традиций тенгрианства, особенностей этнического мироощущения и мировосприятия человека, соотнесенного с фактором сосуществования его с одухотворенной природой. Приведем лишь один факт: представление о «душе» — важнейшем звене в теологии каждой религии — в тенгрианстве носило иной и весьма специфический характер, совершенно непохожий на то, что в исламе вкладывается в понятие «жан». Объективно это создавало непреодолимые трудности адекватной трансляции на тюркский язык, порождало новое по качеству в мусульманской культуре прочтение, отражающее традиционное для тюрков мировоззрение о жизни и смерти.
Самое главное, что видит человек в своей жизни, - это небо. Оно больше всех. Оно самое первое, что есть, было и будет. Человек рождается, его выносят из юрты на свет, привязав к руке веревочку, чтобы не унесли злые духи, а отец его держит саблю. Человек открывает глаза и видит небо. Оно впереди, и сзади, и над головой, куда ни посмотри. Земля маленькая, взгляд обегает ее быстро, вот она под ногами и на ладонь до горизонта, а небо…
- Это был великий бог - Тенгри Вечное Синее Небо. Сейчас о нем почти забыли, но он жив, он будет всегда, он вечный. Это Тенгри Вечное Синее Небо. Он открывает нам все пути. Погляди, - отец поднял руку вверх, - он смотрит на нас. На краю земли с неба течет великая река Ардви - Аму-Дарья, она источник всех рек.
Сын слушал отца, но он не смотрел на небо, он смотрел вперед, на низкий горизонт, смотрел не отрываясь, потрясенный, околдованный, и видел чудо - там она, простая, обычная их земля, с травой, холмами, норами сусликов, с бычьими рогами в ковыле, может быть, даже с людьми, которые живут там, на этом горизонте, превращалась в великого бога, в Вечное Синее Небо. И когда они, он и отец, доберутся туда и встанут в эту голубую дымку, с которой начинается Бог, они тоже станут Им.
У сына закружилась голова, но отец подхватил его.
- Когда я думаю о Нем, моя голова тоже становится как надутый бурдюк. И мне хочется упасть, и полететь, и заплакать, и засмеяться. Это такое Небо.
Отец и сын продолжили свой путь под Вечным Синим Небом, и Великий Бог смотрел на них и был доволен. А вечером небо сошло к ним - дождем.
Задолго до появления официального единобожия, принесенного мусульманской религией, у тюркских племен существовала вера в могучее существо - Естество Неба, или Вечное Синее Небо - Тенгри.
Почему именно небо стало у тюрков олицетворением божества? Во-первых, восприятие неба как чего-то волшебного, прекрасного, недостижимого, идеального и в то же время неотъемлемого, необходимого, дающего влагу, урожай, а значит фактически жизнь и смерть, - изначально для человека. Во-вторых, небо наделено безусловной сакральностью, является воплощением трансцендентности, мощи и святости, такой, что само созерцание небесного свода можно приравнять к откровению. И в-третьих, на равнинных просторах степей небесный купол явно превалирует над всеми прочими проявлениями окружающего мира. Ни в каких других ландшафтных условиях невозможно такое полное и целостное восприятие неба, как в степи. Именно поэтому и появился этот удивительный бог-небо. Тенгри.
Его имя осталось в языках всех современных тюркских народов и даже в языках, казалось бы, тюркским совершенно не родственных, например, тувинцы произносят его как дээр, хакасы - тигир, шорцы - тегри, полинезийцы - тангароа, якуты - тангара (таныр), чуваши - тура, караимы - тары, татары и башкиры - тэнре, турки - танры, азербайджанцы - танры и т. д.
Сам термин Тенгри представлен еще в языке хунну (III в. до н. э. и раньше) - близок с хуннским «ченли». Можно провести и более широкие параллели: например, китайское - тянь, шумерское - дингир. Значение в любом случае одно - небо.
Вполне возможно, что Тенгри как образ неба связан со скифским божеством Вселенной в образе мифологического героя Таргитая. А от Таргитая, героя-первопредка, идет целая линия культурных героев, пронизывающих древние религии почти всех земных народов. Можно привести здесь такую таблицу:
Тенгри - тюрки
Тангрихан - гунны
Тархунт, Гарху - хетты
Таргелий - греки на Балканах и в Малой Азии
Таргиенос - греки в Лидии (эпитет Зевса)
Тархетий - италики, дед основателей Рима - Ромула и Рема
Таргитай - скифы, славяне
Траитана - индо-арийцы
Траетаона - иранцы, арии
Таранджелос - иранцы, осетины
Таранис - кельты
Тарку - армяне
Первоначальной общей религией тюрков был шаманизм - религия духов. Духи делились на добрых, злых, духов-предков и духов-хозяев. Представление о Тенгри складывались, судя по всему, на основе верований о небесном духе-хозяине, причем небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. На определенном этапе тюркское шаманство превратилось в религию одного верховного духа бога-Тенгри. Носителями измененной тюркской религии и руководителями отправлений тэнгрианских обрядов, хранителями нравов и обычаев остались те же самые шаманы, или камы. Причем никакого четко выраженного института у этой религии фактически не было - религиозные обряды передавались напрямую камами-шаманами от отца к сыну либо от наставника к ученику.
В различных преданиях по-разному передается версия происхождения Тенгри. Вот самая распространенная модель тюркской версии сотворения мира, разделения его на стихии и вычленения из первичного хаоса: «Вначале было вверху голубое небо (Тенгри), а внизу темная земля, а между ними появились сыны человеческие». То есть здесь Тенгри возник одновременно с землей и, соответственно, всем сущим миром. А вот как говорит о сотворении мира карачаево-балкарский эпос «Нарты»: «Когда Тейри сотворил голубое небо и землю, между ними появились нарты». То есть Тенгри выступает здесь как бог-творец, демиург.
Верховный бог тюрков первоначального периода хотя и являлся высшим и могущественнейшим божеством, еще не обрел черты единого бога, а выполнял лишь определенные - хотя и ключевые - функции: руководил ходом жизни, давал счастье и посылал беды, невзгоды и наказания, управлял погодой, громом, молнией, ветром и дождем, обеспечивал богатые урожаи, хороший приплод скота и т.д. Небо - это начало, которое дарует жизнь и несет смерть.
Рядом с верховным богом соседствует еще целый пантеон богов рангом ниже. Умай - богиня плодородия, олицетворение женского начала. Она называлась «благодетельной Умай-царицей». Умай до сих пор почитается у шаманистов Алтая. Вместе с Тенгри она покровительствует воинам. Возможно, существовал миф о божественной супружеской чете Тенгри и Умай. У сибирских татар до сих пор сохраняется представление о божестве Умай. В их представлении Умай - это духовное начало, находящееся в человеке и поддерживающее его физические и духовные силы
Главное божество среднего мира - «священная земля - вода». Это божество нигде не упомянуто обособленно, оно вместе с Тенгри и Умай покровительствует тюркам и наказывает согрешивших. В различных источниках упоминается, что тюрки «поют гимны земле», говорится о чародеях, призывающих к земле, о жертвоприношениях земле и воде. В китайских источниках упоминается священная гора тюрок, называвшаяся «бог земли». В древнетюркских енисейских текстах и «Книге гаданий» несколько раз упомянут Эрклиг, бог - владыка нижнего мира, разлучающий людей, враждебный верхнему миру. В древнеуйгурских текстах он именуется Таму-Эрклиг-хан («адский Эрклиг-хан»). В енисейских надписях вместе с Эрклигом упомянут Бюрт - бог скорой смерти. У предков казанских татар считалось, что Тенгри подчинялись еще 16 помощников.
Целью богослужения в тенгрианстве обычно являлось спасение от злых духов, болезней или бед. И осуществляли его шаманы, общаясь с духами и непосредственно с самим Тенгри. Тенгрианские обряды исполнялись чаще на вершинах гор, на берегах рек, под священными для тюрков деревьями - буком, можжевельником. Используемые камами музыкальные инструменты, будь то барабан или бубен, комуз и т.д., были изготовлены из древесины священных деревьев и кожи жертвенных животных. Шаман окроплял кумысом священный горящий очаг и, танцуя, в состоянии экстаза падал на землю и начинал говорить стихотворные речи, которые истолковывались кочевниками определенным образом. Считалось, что совершающие подобным образом тенгрианские обряды в случае болезни - выздоравливают, а у загадавших определенное желание - оно исполняется. В жертву Небу-Тенгри приносили баранов, коней и других животных, это сопровождалось возлияниями кумыса, айрана, молока, мясного бульона.
Можно совершенно уверенно сказать, что, несмотря на разнообразие воззрений тюрков, все они имели единые ключевые черты и со временем сложились в общую национальную религию.
В настоящее время похожих на прежние шаманских обычаев придерживаются в основном кочующие туркмены. А бельтиры, алтайцы, тувинцы, качинцы еще в начале двадцатого столетия устраивали специальные моления Небу - Тенгри.
Когда произошла трансформация верховного тюркского бога, первого среди равных, в бога единого и единственного, достоверно сказать невозможно. Мы можем лишь констатировать этот факт, причем констатировать четко и определенно, и доказательством тому сохранившиеся до наших дней древние моления, гимны, сказания.
Вот что сказано о Тенгри в гимне, принадлежащем древней религии балкарцев и карачаевцев:
Тейри неба - один-единственный, истинный тейри.
Тейри неба - тот, кто создал землю и небеса,
Тот, кто каждый день дарует нам рассвет.
А вот как говорили о Тенгри алтайские шаманы:
Пребывающий в верхах Великий Отец Хан Тенгре,
Звезды и весь мир украшающий Тенгре,
Очаги людей разжигающий и защищающий высший Тенгре.
То есть мы можем видеть, что в этих отрывках служители культа конкретно называют и обращаются к Тенгри как к ЕДИНОМУ и ЕДИНСТВЕННОМУ божеству.
Одним из уникальных сведений, касающихся древних верований тюркских народов, является сообщение Михаила Сирийского (XII век): «Тюрки всегда провозглашали единого бога, даже во внутренней земле, где жили, они считали видимый небесный свод богом. Они полагают, что небо есть единственный бог Тенгри-хан».
В раннем средневековье тенгрианство, без сомнения, являлось развитой религией. Все необозримые степи Евразии от устья Дуная до Маньчжурии исповедовали тенгрианство. Тенгри как единый бог, отражал высокую ступень развития духовной жизни тюркских народов.
Образ верховного божества, созданный у тюркских народов в глубочайшей древности в результате длительной эволюции, вырос в образ, практически тождественный образу Бога в мировых монотеистических религиях. Например, Тенгри незрим, как Яхве у иудеев, и не подлежит изображению. Иудеи всех остальных богов объявляли богами из камня, металла и дерева, поскольку они были изображаемыми. Отсутствие изображения Тенгри можно объяснить пониманием Тенгри как невидимого и вездесущего владыки вселенной. Тенгри - вечное небо, создатель космоса, людей, животных, податель благ и властелин мира. Тенгри - бог-творец, судья, создатель мира.
Бог в большинстве религий представлен в виде единого, всемогущего, абстрактного существа. Это дает объяснение легкого принятия мировых религий, в частности Ислама, тюркским этносом ввиду схожести главных канонов тенгрианства с основными канонами мировых религий. Тюрки были предрасположены к единобожию, требовалось одно - верховного бога Тенгри надо было называть Аллахом. В то же время, тюрки не восприняли религии, которые не соответствовали их древнему религиозному мировоззрению - буддизм, ламаизм, зороастризм.
Вот как древний путешественник писал о балкарцах: «Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии, они почитают бога, называемого не Аллах, а Тенгри, который является творцом блага». Впоследствии, после принятия ислама, теоним Тенгри стал считаться одним из 99 эпитетов - имен Аллаха. Несмотря на то что основная масса тюркского этноса исповедует современные монотеистические религии - ислам, часть - христианство и иудаизм (чуваши, гагаузы, небольшая часть казанских татар, караимы), все они сохранили в памяти имя верховного бога тюрок Тенгри. Тюрки пронесли через мусульманскую религию многие свои верования и обычаи, к примеру, равенство мужа и жены, священность домашнего очага и порога, священность горных вершин, ведь у тюрков считалось, что вершины гор ближе к Тенгри.
Причудливы и неисповедимы пути и судьбы народов. Кто знает, не столкнись тюркский этнос с мощными религиозными течениями Запада и Востока, может быть, в глубине Великой Степи вызрела бы совершенно непохожая на старые конфессии новая религия. И кто знает, что сталось бы со старым миром, если бы понесли эту новую религию в свет на остриях своих клинков стремительные и неудержимые тюркские всадники. Может быть, на одну мировую религию стало бы больше. Но в жизни случается лишь то, что должно случиться. Великий Тенгри ушел, но, как бы то ни было, если вы поднимите глаза вверх, вам обязательно улыбнется с вышины Вечное Синее Небо.
Фатим Аллабердин
Недавно было издано третье издание книги Каната Серикпаева под названием «Тайны тысячелетий тюркского мира», в которой ярко и интересно он повествует об эпохальных событиях в истории человечества. Особенно интересны в книге исследования монотеистической религии тюрков – Тенгри, насчитывающая тысячелетнюю историю. Большая заслуга автора в том, что им сделана попытка представить в целом и разносторонне, в историческом и географическом планах тему тенгрианства. И надо отдать должное, из всех религий ведь наибольший след в представлении современных казахов оставил культ космического Бога Тенгри (Танир). Читателю, пожалуй, представлен весь этнографический материал по тюркскому миру, и на его основе показана духовная культура и религия кочевых племен древней степи – тенгрианство.
Тематика божества Тенгри очень разнообразна, и сохранила свою актуальность по нынешний день. Не случайно, по мнению К.Серикпаева, с именем Тенгри у казахов связано множество преданий, сказаний. Действительно, в древнетюрском религиозном пантеоне он занимает главное место. Начнем с того, что Тенгри означает Небо у всех тюркских народов, видимую часть мироздания. Он Бог в их понимании, являет собой Божество. Божественный, Повелитель, Господин,- так величали гунны, пращуры казахов своего Бога, Божественную Силу. По степени частой упоминаемости имени Бога Тенгри, пожалуй, заслуживает внимания его место и роль в жизни древних племен, кочевых народов. Древние туры, арии, гунны, саки поклонялись Солнцу, Небу, Огню, Земле, Воде.И над всеми верованиями господствовала вера в Единого Бога, Единое Небо-Танир, с его символом –Солнце. Этот символ, как пишет автор, в виде равностороннего креста пращуры и предки современных тюрков в качестве амулета носили на груди, или наносили как татуировку на части тела. Не секрет, кресты, обнаруженные археологами в тюркских захоронениях на территории от Алтая до Дуная имели так называемую «мальтийскую форму». Из исторических хроник известно, гунны-завоеватели пришли в языческую Европу с Богом на устах, их вера опиралась на развитую религию, называемую тенгрианством. Это были воины Атиллы, и их сила заключалась в высоком духе… Позднее этого культа придерживались гунны и булгары. Позже его переняли тюркские племена. Как видим, в истории этносов Бог Тенгри играл важнейшую роль, и что, несомненно, носил общественный характер.
В целом, взгляды историков на роль и место Бога Тенгри в жизни тюркских племен, народностей, не отличаются и контатируют лишь об особенностях восприятия Бога Тенгри у народностей, поклонявшихся Богу Тенгри. По приведенным трактовкам Верховным Богом в тенгрианстве является Тангра (у тюрков Тенгри-хан) – Бог Неба. Согласно булгарским преданиям Его почитали еще в древней Бактрии под двумя сходными именами Тангра и Тара. Буквально Тангра означает – гром, сходные значения он имеет и в других европейских языках: Тандор – в английском, Доннар – в германских и Тандра – в языках белых народов Памира. Кроме того близкими понятиями обозначается “клятва перед Богом” – на уэльском диалекте – “тингор” и “тогарм” – по ирландски. Кроме того, сходны с именем Тангра/Тара и имена Богов-громовержцев: кельтского Тарана/Тараниса, германо-скандинавского Тора и хеттского Тару. Однако, предположительно, как указывают исторические справки, имя это также происходит от древнеиндоевропейского понятия *ТАН, обозначающего Небо и столь же широко распространенного у многих арийских народов.
Все это воспроизводит, разумеется, историческое явление образа Бога Тенгри. Это естественно. Поэтому повествование о Боге Тенгри из далекой древности можно продолжать дальше. По истокам видно мифологический образ Тенгри является достоянием многих народов Центральной Азии, Востока. Вообще, само слово “Танир” переводится дословно “Бог небесный”, и это слово есть у всех тюркских народов, включая тюрков принявших буддизм. Достоверно известно Атилла (Итиля)(татар.), Едиль(каз.), потом Чингисхан верили в одного бога, по тюркскому обряду и богослужение проводили на тюркском языке. Надо отметить, казахский язык, ведь не особо отличается от древнетюркского языка. Разновидности слова «Тенгри», варианты, широко распространены у алтайцев, казахов, кыргызов, и у тех же хакасов, узбеков, уйгуров, булгар, чувашей, балкаро-карачаевцев, что означало у всех тюркоязычных народов одно верховное божество. Например, Дангир называлось верховное божество шумеров, Тэнно звучит в синтоизме японцев, Тян-Ди –верховное божество в Китае. Список имен можно продолжать. Если классифицировать корни «тан» и «ери», то они, как видим, соединены меж собой. Слово «Тан» связано в смысловом значении с восходящим солнцем. Трактовка неба и солнца присутствует изначально. А корень «ери» означает в тюркском языке «муж, мужчина, герой».
Во всех упоминаемых фактах из прошлого в настоящей книге есть элементы действительности. Остановимся вкратце на культовых сооружениях храмах тенгрианцев, столь увлекательно описываемых К.Серикпаевым. У тенгрианцев были свои храмы, тому свидетельство археологические раскопки. Оказывается, на верхнюю часть купола тюрки крепили равносторонний крест (!).Примечательны примеры, на которые опирается автор книги. Речь идет о главном отличии тенгрианских храмов. Как пишет он, «свои культовые сооружения тюрки возводили на фундаментах, которые в планах имели форму разностороннего креста» (о чем мы уже упомнили выше). Первые древнеармянские христианские храмы гунны «поставили» на фундаменты тенгрианских храмов». Эта тема касается уже церковной архитектуры…
Храм тенгрианцев являлся святым местом, и только священнослужители могли входить для службы. Таковы были правила. Свои храмы тюрки называли словом «килиса», что перекликается с современным названием священной горы Кайлас в Тибете, и которая у тюрков считалась местом отдыха их Доброго Бога Тенгри. Храмы у тюрков тоже строились шпилями, уходящими в небо, повторяя черты знаменитой священной горы Кайлас на Востоке. Ведь Гора Кайлас являлась местом паломничества некогда тюрков, а ныне всех последователей восточных учений.
Символом Бога Тенгри в миропонимании тюрков являлось Солнце. И этот символ в качестве амулета предки современных казахов носили в качестве амулета в виде нагрудного знака, или же наносили на лоб знак солнца. Знак Солнце ворота всем знаком. Это та же Свастика, присутствующая на изображениях в индийских, буддийских храмах. Значение правосторонней свастики у тюрков символизирует прибывающее Солнце, а левосторонняя представлена как убывающее. Они, таким образом, несут положительные или отрицательные качества явления.
Тюрки также, как и последователи восточных учений (индуизм -Веды, буддизм), верили, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни во Вселенной (инд. Учения о Колеснице Самсары). Поэтому тюрки смерти физического тела не боялись, принимая ее как естественного перерождения в другой облик.
Любопытна и христианская тема, поднимаемая автором, в тенгрианстве. Одной из ипостасей Тенгри является Умай, которая олицетворяет женское земное начало и является покровительницей детей, и которая изображалась с младенцем в руках. Ее образ повторяется в христианстве и носит имя Девы Марии…
Из всего приведенного, как видим, связь с тенгрианством прослеживается во всех мировых религиях. Например, взять Учение о трех Мирах. В пантеоне тенгрианства существовало устойчивое понимание о трех мирах. Мирах Небесном, Земном, Подземном. Встречается также удивительное совпадение в девятиуровневом понимании мира, которая в тенгрианстве считается счастливым числом. Поскольку известно в мусульманстве число 9 является священной, самой сакральной, что вызывает исключительный интерес и почитание у последователей ислама. Такое сходство можно найти в других вероисповеданиях, и преданиях. Тематика тенгрианства разнообразна и не до конца исследована, что пытается сделать автор настоящей книги «Тайны тысячелетий тюркского мира», продолжая свои исследования, поиски. Познавательны приводимые им сведения о троичности мира в тенгрианстве, и рассматриваемая им цифра девять.
Согласное его поиску, троичность мироздания о трех мирах представляется у тюрков как Древо Жизни или же Мировое Древо-Байтерек, которое связует три уровня жизни: Верхний, Средний. Нижний. Связь между мирами осуществлялась через Врата Тенгри. Эти уровни представляют собой части отдельных миров:корни-мир подземный, ствол от корней до веток-мир средний, крона есть верхний мир, на которой сидит вещая птица счастья Самрук, а в листьях из серебра и злата души усопших, святые живут, поддерживая с неба своих потомков. Древо Байтерек есть символ, центр мироздания, имеет горизонтальную структуру мира. Справа и слева расположены небесные светила Солнце и Луна, причем, каждая на своей стороне. Интересны здесь астрономические и географические явления в сравнениях автора о звездах, светилах, созвездиях-планетах, и весь так называемый небосвод. Как, само собой разумеется, имя Танир (Тенгри) в казахских притчах, легендах олицетворялось с Высшей Силой мироздания, что позволяет заключить, оно тесно связано было с образом жизни пращуров, предков. Ведь кочевая жизнь всегда регулировалась движениями небесных светил, прямым обращением к Небу. Неизменно одно, они обращались и поклонялись Небу, солнцу, луне, звездам. Это мы находим на примере сказания о Древе Байтерек. Мир символически, у тюрков разделен как бы на день и ночь. А указанные три вертикальных мира внутри делятся на ярусы, которых насчитывается 99, на каждом из которых божества с разными именами. Отсюда считается, что у Тенгри – Отца 99 имен…
Таким образом, Канат Серикпаев в своей книге широко и вполне оправданно использует данные из исторических хроник, исследований известных ученых-историков. Примечательны записи посла арабского халифа в 10 веке, который писал о том, что население Мангышлака понимало под Тенгри Единого Бога. Также интересно свидетельствует на тему Тенгри рассказ другого путешественника ал-Муттахара ал-Мак-Диси: «Тюрки, обращаясь к своему Богу говорят-Б1р Танир, то есть Един Господь». Здесь есть своя особенность и у казахов, потомков тюрков. Ведь понятие Бога Тенгри активно бытовало в казахском народе во все времена и сохранилось поныне, поскольку часто можно услышать из уст казахов «Танир жарылкасын». Это обращение отражает связь с историческим прошлым, и оно, скорее всего, носит космогонический характер, продолжает свое бытование уже в наши дни.
Значение влияния тенгрианства на развитие мировых религий нельзя отрицать. Во всех канонах религий преобладает образность, форма обращения к Богу, Всевышному. Это и есть взаимовлияние культур, духовных ценностей. Таковы были и остаются представления о мироздании, как бы ни пытались умолчать последователи современных вероучений. И это естественно, о чем надо всегда помнить, ибо они основываются на исторически достоверных событиях, касаются судеб многих народов на земле.
В итоге всего рассказанного автором в одной из ключевых глав о тенгрианстве вообще в настоящей книге «Тайны тысячелетий тюркского мира», констатируя можно определить содержание религии Тенгри, суть обрядов и традиций народов степи. Изучение истории тенгрианства, несомненно, дает широкое представление об этнической странице древней кочевой цивилизации. Это наши истоки, откуда берут свое начало древние степные празднества, названия, олицетворяют взаимосвязь времен, духовные ценности казахов.