Сценарий праздника "Русская печь – тепло и добро". День русской печи 19 мая день русской печи

15.03.2020

При словах «русская печка» становится как-то сразу тепло и уютно, вспоминаются старые сказки про Емелю, Бабу Ягу, богатыря Илью Муромца… История русской печи насчитывает не один десяток веков. Печь занимала самое важное место в доме. Она и кормила, и грела, и лечила, в ней даже мылись. Важную роль печь играла в народных верованиях, представлениях о времени. Будучи вместилищем огня, домашним очагом, печь обладала целительной и объединяющей энергией, могла превратить «чужих» людей в «своих», т.к. входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой. Считалось, что за печкой или в подпечье живет домовой, покровитель дома.

Печь олицетворялась с женщиной, даруя жизнь. Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. Как пуповиной, печью человек был привязан к дому с младенчества до старости. Полежать на печи всем было по нраву, но по праву место на печи принадлежало старикам и детям. Молодым давали наставления: «Корми деда на печи – сам там будешь». Детки забирались под бочок бабушке или дедушке, слушали сказки, впитывали знания, развивали воображение и поэтическое восприятие мира. Женщины занимались домашними делами, рукоделием, мужчины что-то мастерили или чинили. В старину людей здоровых, но любивших поваляться на печи, осуждали, называли их печушниками-лежебоками.

Русскую печь в крестьянской избе топили и летом, и зимой. Огонь разводили раскаленными углями, которые берегли и хранили в небольшом углублении (горнушке) под слоем золы. Взаймы их давали с неохотой и только с условием обязательного возврата после растопки. Печь была незаменима: в ней варили, жарили еду, пекли хлеб и пироги, грели воду, сушили продукты и одежду, предсказывали погоду, ворожили, и, конечно, на ней спали. Благодаря печке лечились не только теплом и огнем. Но и, например, дымом, окуривая помещения или вдыхая его (ингаляции). Для ингаляций пользовались раскаленным кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тертым картофелем. Заваривали и пили опечину (пережженную глину) при лихорадке. Лечились золой, готовили снадобья из трав. В русской печи мылись и парились почти до середины XIX века. Сейчас печи видоизменились, приспособлены к новым условиям и требованиям, но всё-таки остаются популярными в частных домах. Ни с чем не сравнится еда, приготовленная в печи – ароматный хлеб, томленая каша или щи… (Секрет в равномерном распределении жара и поддерживании определенной температуры.) Ну и, конечно, существует тяга к ощущению связи поколений. Археологи утверждают, прообраз современной печи появился около 4 тысяч лет назад, именно тогда человек догадался поместить огонь под глиняный свод.

Из известного: в Древней Руси очаги были курными – без дымовой трубы. Лишь в 15 веке – русская печь приобрела знакомый нам вид. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, изготавливали из древесины в виде толстого теса. Грело хорошо, но пожары стали случаться в избах все чаще. В 1718 году Петр I , устав выделять деньги на восстановление сгоревших изб и служебных помещений, издал указ, запрещающий строительство домов с курными печами и деревянными трубами в Петербурге. В 1722 году указ распространили и на деревянную Москву.

Новое слово в строении печей сказали кирпичные заводы. По всей Руси, не только печи, но и трубы – дымоходы стали выкладывать кирпичем. Среди дворянского сословия стало модным отделывать русскую печь расписными изразцами голландского образца. Такие печи, получившие в простонародье название «голландки» сегодня можно увидеть в музеях, например в парке Кусково в Москве. На протяжении двух веков (17-19) русские мастера – печники высоко ценились и в Европе. История хранит имена выдающихся мастеров печного искусства: Мартын Васильев, Ермолай Иванов, Иван Степанов и другие.

В середине 18 века к народным умельцам – печникам приходит на помощь наука. Тк, например, рсский архитектор Львов заложил основы конструирования печей и систем печного отопления. А строитель и архитектор Свиязев изобрел оригинальные топливники и печи, в своем труде «Теоретические основы печного искусства» привел методику расчета газовых каналов и сечений дымовых труб. Изучению и совершенствованию печного искусства уделялось огромное внимание. Печное отопление на Руси использовали все – от самой захудалой крестьянской избенки до Кремлевских палат. При последней реконструкции Московского Кремя, непосредственно Грановитой палаты, была обнаружена сложная система отопления, действовавшая еще в конце 15 века.

Повелось отмечать день этой гениальной многофункциональной конструкции неизвестно. Но однозначно, если бы такой даты не существовало, её стоило бы придумать и объявить официальным праздником, отдавая дань уважения печи, которая несколько столетий помогала российскому народу зимовать в теплых домах, готовить пищу, лечить болезни, дезинфицировать жилище.

Первые печки на Руси появились в IX - X веке нашей эры. Печи-каменки, похожие на примитивный очаг, сложенные без какого-либо скрепляющего раствора из необработанных валунов использовали для обогрева домов, приготовления пищи.

В XV веке печная конструкция претерпела значительные изменения. В избах, на возвышении - опечье, стали устанавливать глинобитные курные печи, представлявшие собой свод с толстыми стенками. В одном торце свода оставляли отверстие - через него ставили посуду, в которой готовили еду, закладывали дрова.

Из-за опасности возникновения пожара в таких конструкциях нельзя было разводить сильный огонь, они «курились» на малом огне, у них не было трубы - дым выходил на улицу через верхний притвор входных дверей. В дальнейшем в стене под потолком стали прорубать волоковое окно. Если печь не топилась, окно заволакивалось (закрывалось) деревянными заслонками.

Топились по-черному, но стены комнат не загрязняли. Наши мудрые предки, используя в качестве топлива лиственные породы деревьев, добивались полного сгорания дров, копоть оседала только вокруг волоконного оконца. Именно курная печь стала прародительницей знаменитой русской печи.

В начале XVII века появились деревянные печные трубы, которые подняли производительность печных конструкций, одновременно увеличив риск возникновения пожаров. Петр I запретил строить курные печи и деревянные трубы сначала в Санкт-Петербурге (1718г.), затем и в Москве (1722г).

Петровский указ привел к совершенствованию технологии возведения печей. В результате в XVIII веке в российских домах появилась и прочно обосновалась белая русская печь. Установленная непосредственно на печном корпусе труба выводила все продукты сгорания прямиком на улицу.

Среди существующих на тот момент отопительных приборов русская печь оказалась вне конкуренции: простата и универсальность конструкции, многофункциональность и большая теплоемкость обеспечили ей широкое признание в России и в зарубежных странах.

Всенародную любовь и почитание снискала она за безопасность, хорошее сохранение тепла (медленное остывание), высокий уровень КПД - 68% (в печах с подтопкой – нижним уровнем прогрева - 80 %), долгий срок службы (более 30 лет), возможность использования в лечебных и гигиенических целях, для сна и отдыха.

Печь обогревала жилое помещение, в ней готовили еду, сушили ягоды, грибы, травы. Мылись в печах, парились как в бане, «допекали» новорожденных младенцев, прогревали больные суставы и спину. На них спали, общались - вечерами, забравшись на печные полати, дети рассказывали всевозможные истории - печь придавала таинственности, давая простор детскому воображению.

Топили русскую печь с сентября по май. Вероятно, День русской печи отмечают 19 мая именно потому, что к этому времени холода на Руси отступали, и печь прекращали топить, предоставляя ей летний отдых.

Поддержим народные традиции и вспомним добрым словом домашнюю труженицу – белую русскую печь, подивимся смекалке, изобретательности российских умельцев пусть будет их на земле российской превеликое множество.

  • приобщить учеников к истокам культуры русского народа, быта, обычаям и традициям;
  • привить интерес к народному творчеству, его красоте и гармонии, воспитать чувство прекрасного;
  • пополнить словарный запас учеников, обогатить новыми знаниями.

Оборудование, оформление, реквизит:

  • интерьер старинной русской избы;
  • русские народные костюмы;
  • музыкальное сопровождение (записи русских народных песен).

Действующие лица:

  • ведущий (учитель);
  • Марфа Петровна (бабушка);
  • печник;
  • внучки;
  • два домовенка (можно использовать куклы).

Звучит народная песня, Марфа Петровна принимает гостей.

Марфа Петровна:

Рады видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем”.

Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.

Печь – это часть нашей культуры. Старое нужно знать и беречь.

Ведущий: У печного огня древнее происхождение – у слов “пещера” и “печь” один корень. С давних времен печь символизировала, прежде всего, родной очаг. На его прошлом – отблеск живого, доброго, дарящего надежду огня. В пустынных местах и на холодных пепелищах жизнь всегда начиналась с костров и печурок.

Очаг, который был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовивший для него пищу, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устраивать крышу, возводить стены, а потом и двери, – словом строить дом. А когда в доме появилась первая утварь, очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с оконцами и дверцей. Так получилась печь.

Первые печи сооружали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел прямо внутрь дома (курная изба). Лишь, к началу нашей эры появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины – изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи большие, в пол-избы (Приложение I) .

Марфа Петровна: На Руси говорили: “Изба без русской печи, что человек без души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба”.

Ведущий: Огонь в русской печи – незабываемое зрелище: вокруг него собирались большими семьями сумерничать. Кто дремлет, кто рассказывает бывальщину, и все смотрят на догорающие угли, как на мерцающее сокровище. А кто-то залез на полати, где было особенно хорошо, пахло теплыми кирпичами и хлебным дымком.

Приготовление в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарят тушками. А какие пироги дарит нам печь, самые румяные!

Планировка избы была традиционной до начала ХХ века (Приложение I) . Печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окну. На печи спало все семейство. Под потолком между печью и стеной устраивали полати – досчатые нары, используемые для сна и хранения вещей.

Марфа Петровна: Место против печи называлось упечь.Оно предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской. У печи хозяйка всегда ставила печную утварь: кочергу, лопату для выгребания угля (“заметалка”), и конечно ухват. Считалось, что ухваты и кочерги на ночь нужно было класть, а не ставить, чтобы они отдыхали и дольше служили заботливой хозяйке. Существовало поверье, что когда во время ливня и града хозяин выбросит из избы лопату и кочергу, а она упадет крест – накрест, то град пройдет стороной.

Ведущий: Чтобы приготовить еду для человека, в первую очередь, следовало накормить печной огонь. Временами это было нелегко сделать, т.к. огонь мог “закапризничать”. Если во время топки верхнее полено скатывалось вниз, и готово было выпасть из печи, или беспричинно вдруг развалился дровяной шалашик, то следовало ожидать прибытия гостей.

Гость обязательно должен появиться именно в тот день, если хозяйка укладывала в печь дрова, и при этом одно полено падало на пол.

Марфа Петровна: Считалось, если на отстроенной и в первые дни натопленной печи полежит собака, или погреется захожий человек, то до конца службы печка будет исправно служить.

Внучка: Мама всегдазажигала огонь с молитвой, чтобы не прогневать едва затеплившееся пламя. Если огонь разгорался плохо, это означало, что домовой за что-то рассердился на хозяев. По цвету и поведению печного огня, мама определяла погоду и разные события: красное пламя, которое потрескивало, дым столбом предсказывали морозную погоду, а дрова, которые дымили и долго не воспламенялись, и дым, который стелился – предшествовали оттепель, снег.

Марфа Петровна: Существует поверье, что в трубе живут Печкины ребята – это таинственные человечки, чумазые, как маленькие цыганята, которые живут в печной трубе. Они вылезают из печной трубы ночью, когда все спят. Если светит луна, они сидят на крыше, а в пасмурную погоду спускаются в избу, бегают по полу, забираются на полки, в шкафы. Они любят прятать мелкие вещи: пуговицы, катушки с нитками, спички, ленты, гребенки. А после приходиться искать, заглядывая во все углы и приговаривать: “Печкины ребята, поиграйте и отдайте”! И, правда, найдешь вещи в самом неожиданном месте: катушку с нитками – на полке среди посуды…

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, как появилось высказывание “танцевать от печки”?

Изначально танцами у огня забавлялись не только люди, но, и, как считалось, обитатели небес. Люди верили, что на ней танцуют Святые Василий и Меланья и старались не спать на печи в новогоднюю ночь.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам о приметах.

Марфа Петровна: О, их много. Если в печи сбегало молоко, то это место посыпали солью, чтобы у коровы не потрескалось вымя.

Искра, выскочившая из печи, или уголек, который упал на пол, означали, что гости уже около порога.

Перед тем, как хозяин собирался на поиски заблудшего скота, он кричал в трубу, надеясь, что его голос достигнет дальних пастбищ.

Рожали женщины, бывало на печке, так как в доме были только лавки и стол. А, чтобы ребенок вырос здоровым, и ни кто не мог его обидеть, после крещения кума вытягивала из печи уголек, шла с ним на перекресток и бросала его через себя. И в дальнейшем печь в жизни младенца играла большую роль, особенно, если у того со здоровьем было не все в порядке.

Ведущий: “Перепеканием ребенка” называли обряд, который совершался над больным рахитом. Грудного ребенка клали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь.

Еще считалось, что нельзя бросать в затопленную печь волос, также считалось грехом бросать в печь скорлупу от пасхальных яиц, потому что родители на том свете будут сильно обижаться.

Марфа Петровна: Мой отец был печником. Он выкладывал русскую печь в нашем доме. Со всех окрестных деревень шли к нему люди, подозрительные и мнительные старались задобрить перед работой, так как работу печников окружали много легенд, слухов, небылиц.

Ремесло это ценилось. Печника не знали где посадить, как угостить, к нему ходили на поклон люди за полтора десятка верст.

Печник: Много у нас секретов, как печь добрую сложить. Часто начинали работу на новолуние. Опытные люди говорили, что в этом случае печь будет долго удерживать тепло во всех своих частях. Новую печь первый раз топили в присутствии мастера житной соломой, вложив в нее несколько прутиков освященной вербы. Очаг оживал и обретал душу.

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны русские печи оказались просто не заменимы, т.к. нужно было высушивать сразу много зерна для людей, которые защищали нашу Родину. Жители деревни освобождали лежанки, принимали хлеб на просушку с радостью, хотя знали, что на утро он будет увезен на фронт. Но хлеб, высушенный в русских печах – был знаком любви тем, кто не щадил своих сил на фронте: отцам, мужьям, братьям, сыновьям.

Марфа Петровна: Вот бывало, собирался мух на работу, а я, когда его провожала, открывала заслонку в печке и дверь настежь распахивала. Обычай такой был, чтобы его в пути домашнее тепло согревало, и живой вернулся. А дверь в доме открыта, – значит, дом его ждет.

Когда я была маленькой, любила смотреть, как печь топиться. Дрова в печке потрескивают, и на шесток время от времени летят маленькие золотые угольки. А мама постоянно про Чура печного рассказывала. Якобы есть такой печной дух – Чур – маленький старичок с лохматой бородой из дыма. Так – то он невидимый, но иногда людям показывается. И если ему язык показать, то он уйдет в другой дом и тогда хоть топи, хоть не топи печь, все будет холодная.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам сказку.

Марфа Петровна: “Встретились два домовенка, которые жили в соседних дворах.

– У меня хозяйка заботливая, – похвалился один, – всегда вовремя печку побелит, и сажу из трубы вычистит, а шесток заметает чистым березовым веником, ни одного уголька не уронит.
А у меня такая неряха, – жалуется второй, – вся печь забита золой, вынести ей лень. Но это еще полбеды. А вот как скандалить начнет – меня от ее слов так всего и скручивает, словно соломенный жгут. Сегодня ночью сожгу ее дом.
Только смотри решето не сожги, – говорит первый, – твоя хозяйка вчера у моей взяла, муку сеять… Ночью у бабы – неряхи сгорел дом весь дотла, а решето осталось целехонько, даже не закоптилось”.

Внучка: Бабушка, какие свадебные обычаи были раньше?

Марфа Петровна: Когда приходили сваты, девушка пряталась в угол за печью – это считалось признаком скромности и умения держать себя. А посланцы жениха, чтобы сватание удалось, приносили с собой в кармане кусочки печной глины. После свадьбы, когда жена приходила в избу к мужу, из ее бывшего жилища переносился печной огонь.

Существовал и такой обычай: попав к мужу в дом, молодая жена бросала в печь курицу, которую подарила ей мать, чтобы жить со свекровью в согласии. Печь стояла на страже брачной морали. Вдовы и старые девы, которые обрекли себя на безбрачную жизнь, не должны были лежать на печи. Это считалось большим грехом, потому что печь – это “второй муж”.

А еще существовал обычай: осенью до Покрова жители деревни утепляли избу, наваливая вдоль стен хворост и сухие кукурузные стебли. Они говорили: “Покров, Покров, натопи избу без дров”! Накануне Покрова “засушивали избу” – начиная топить печь, выполняли некоторые “дровяные” обряды.

Ведущий: До начала ХХ века в нашем районе клали два вида печей:

– голландская (комнатная), разного вида и устройства. Она была предназначена для тепла и угрева;
русская печь (кирпичная или битая). Помимо тепла, в ней можно было готовить еду, выпекать хлеб, варить пиво, кисель.

Печник: Устройство печи состоит из двух частей: русская печь и подтопок. Русская печь кормит, а подтопок греет (Приложение IV) .

Сооружение печи– дело непростое (Приложение II , Приложение V ). Прежде надо найти глину, причем необычную, красную, а желтоватую, с песком. Она обладает особой вязкостью. Даже из кирпича не просто сложить печь, а русскую печь надо слепить из совершенно бесформенной глиняной массы, которая от воды не может затвердеть, как цемент, а от сильного жара трескается. Как с ней быть и как сделать свод? Только на под и дымоход дается несколько десятков кирпичей. Поэтому поиски печной глины начинают в старых ямах, откуда обычно, мы берем глину. Пригодность глины определяется, помяв ее в пальцах.

После того, как глину выкапывают и привозят домой, ее нужно сделать вязкой и однородной, как тесто, а для этого заготавливают деревянные колотушки – чекмари : распиливают сучковую березу так, чтобы у каждого опилыша был свой держак . Получаются деревянные огромные молотки с затесанными верхушками, которыми надо бить глину.

Для самого сложного сооружения в печи – кружала , нужно напилить досок, набрать жердинок, подходящих поленьев.

Прежде чем приступить к сооружению основной печи, делается опечек . Потом работа становится все ответственнее, тоньше – мастер начинает выкладывать из досок кружало – то самое место, ту пустоту, которая станет потом сводом печи. Чтобы закрепить кружало, делают деревянную подпорку. Потом кружало обмазывают. На глазах поднимается тяжелая громада уже напоминающая печь, она сулит тепло и добро. Но печь еще не готова, нет ни чела , ни печурков , куда кладут в доме всякую всячину. Прорезать их еще рано.

Печку сделали – радость в доме. Как это много уметь мастерить, хорошо знать свое ремесло.

После того, как сложить кожух и выведет на крышу трубу начинается тонкая работа. В том месте, где торчала из печи вешка, обозначившая кружало, вырезают чело. Выбрав подсохшую глину, вытаскивают то решающее поленце, которое держало всю деревянную клетку, и открывают свод печи . Отличный, на совесть сделанный свод! Теперь можно вырезать и печурок. Он должен получиться красивым и ровным.

Марфа Петровна: Недели через две печь следует протопить и побелить, что бы она стала ласковой, добродушной, настоящей печью, которая и ребятишек согреет, и еду сварит, и картошку да пироги испечет.

Печник: В домах с достатком печи украшали печными изразцами (Приложение VI , Приложение VII ), а также украшали заслонки и печные дверца (Приложение V) .

Ведущий: Спасибо вам хозяева за интересный рассказ.

Ребята, мы предлагаем вам поиграть и вспомнить, что нового вы сеггдня узнали (Приложение VIII) .

Класс делится на 2–3 группы (команды). Каждая команда выполняет задание.

Задание 1. Вам необходимо заполнить кроссворд.

Ведущий: Я буду загадывать загадки, а вы отгадки впишите в кроссворд.

По горизонтали:

2. Ниже верху, выше печи – греет плечи. (Полати)
3. И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу. (Искра)
4. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришел – семью кормил. (Глиняный горшок)
9. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, Сесть на него сядешь, а с места не свезет? (Печь)
10. Разновидность печей, используемые на территории Руси. (Русская)

По вертикали:

1. Залезла Варвара выше амбара: не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба)
5. Без рук, без ног – на гору ползет. (Огонь)
6. У нас под лавкой медвежья лапка. (Полено)
7. Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Кто строит дом не для жилья, а для поленьев и угля, Что бы огонь нам в нем потом, еду варил и грел весь дом (кров). (Печник)
11. Чем украшали печи? (Изразцы).

Задание 2.

На карточках – горшочках написаны слоги (буквы). Командам необходимо составить слово и объяснить, что оно означает. (Например: изразец, искра, полено, полати, труба, угли, огонь, ухват, утварь, кочерга, горшок, печь, печник, дым и т.д.)

Задание 3.

А. Командам предлагается украсить печь печными изразцами (Нарисовать изразец).
Б. Команде предлагается изобразить русский быт (интеръер крестьянской избы). (Приложение III) .

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б.А.Введенский . второе издание. Государственное научное издательство “Большая советская энциклопедия” 1955.
  2. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. Сост. Н.В.Шахматова и др. СПб.: ИД “весь”, 2004.
  3. Паршин В.В. Сокровищница Калужского края: История.– Калуга: Золотая аллея, 2005.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.:ООО Фирма “Издательство АСТ”, ЗАО “ Издательский дом “Семейная библиотека”, 1998.
  5. Боровский край в истории России. Часть1. Боровский край с древнейших времен до конца 17 века. Издание 2е, исправленное. Учебное пособие для учителей 8–10 классов школ Боровского района Калужской области. Составитель В.И.Осипов . 2004.
  6. Боровск: страницы истории. Историко-краеведческий сборник. Гл.ред. В.И.Осипов. Учредители историко-краеведческий музей. Фонд культуры МО “Боровский район”. № 3 2001.
  7. Часть информации собрана в 2006 году в ходе краеведческо-исследовательской работы: встреча с мастерами и старожилами города Балабанова.

Русская печь неотъемлемая часть культуры русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили травы, грибы и ягоды; в печи парились (да, русская печь была и баней); гадали и ворожили, с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали. Сюжеты с печкой часто фигурирует в фольклоре – в народных сказках, поговорках, загадках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, прежде чем встал и сделался богатырем – народным защитником и героем. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи даже в лес по дрова. Сейчас все говорят, что Емеля – это образ русского ленивого человека. Но тогда сейчас все и в Европе и в Америке страшные лентяи, так как ездят даже в булочную на автомобилях. Печка Емели – это прообраз теперешнего мерседеса. Большую любовь к печи обнаруживает и пожилая Баба-Яга.

Печка наделялась человеческими чертами, например, способностью разговаривать. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего братца набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей сначала отведать пирожков и говорит, куда гуси-лебеди понесли ее братика, а впоследствии, на обратном пути, печка прячет девочку от погони. А может, действительно, в лихие времена при набегах врагов русские женщины прятали детей в печке?



Лежит Емеля на печи на девятом кирпичи.

Сначала русские печи топились по-черному, отчего избы назывались курными.
Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой – дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.


Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет.
Печи с трубой на руси начали делать, когда освоили изготовление кирпича. Но не сразу люди отказались и от печей по-черному. Печь с дымоходом и трубой менее экономичная, она требует больше дров, так как тепло с горячим дымом уходит, что называется, в трубу – на обограв улицы. Кроме того, дезинфекции избы не происходит, а искры из трубы на крыше очень опасны, особенно в ветреную погоду. Крыши раньше часто крыли соломой, дранкой, а в сухую погоду этот материал мог воспламеняться от малейшей искры.

Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20–30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.

Сажа скапливалась лишь у верхней притолоки избы или возле специального «волчка» (так называемого волокового оконца, то есть проделанной в стене щели в диаметр бревна, которая, когда печь не топилась, закрывалась задвижкой – заволокой).


Русская печь по-черному. Не одну сотню лет наши предки отапливали свои дома вот такими печами. Сегодня найти такую печь не в музее почти невозможно.

В 1718 г. Петр I издал указ, запрещающий строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Следовательно, до этого времени россияне отапливали свои дома по-черному даже в столицах. Россия стала подражать Западной Европе, все свое стало осмеиваться, казаться плохим и примитивным. Петр I забыл, что климат в России совсем не такой, как в Голландии или Англии. После этого его указа число простудных заболеваний в Петербурге резко увеличилось. А туберкулез легких для жителей Петербурга стал широкораспространенной болезнью. Но сел и деревень, слава богу, указ Петра I не коснулся, и там в северных деревнях продолжали делать печи по-черному вплоть до ХХ века

Русская печка по-белому
Вначале русские печи по-белому появились в домах богачей - бояр да князей, но к XVII веку широко распространились и среди среднего сословия. Основным центром печного искусства и выучки мастеров печных дел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. были города Владимир и Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, изготовлявшие печные приборы – задвижки, дверки, ухваты и т.д. В XVIII веке кирпичное производство приобрело массовый характер, в это время было возведено много церквей в городах и селах. Но русские не спешили отказваться от дерева в качестве строительного материала. Избы строили из бревен и богатые, и бедные. В домостроении если кирпич и использовали, то из него делали первый нежилой этаж, а жилым этажом был второй деревянный. Долгое время и церкви каменные и деревянные сосуществовали в одном селе рядом друг с другом. Каменная холодная церковь была летняя, а деревянная – теплая зимняя.


Глинобитная русская печка по-белому. Фото с сайта: http://sontucio.livejournal.com

Русская печь – это действительно гениальное изобретение. Поражает ее простота, эффективность и универсальность одновременно – три в одном, как говорят сегодня.

В русской печи готовили пищу: варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались горшками, корчагами, плошками, гусятницами, чугунками, сковородками, противнями. А чтобы поставить в печь и вынуть из нее что-то, использовали ухваты, сковородники (цапельники), деревянные лопаты. Обязательным атрибутом возле печи были: клюка или кочерга, емкость для гашения и хранения древесных углей, которые выгребали при окончании топки из печи. Посуда раньше изготавливалась из глины, но потом по большей части пользовались металлическими горшками из чугуна – чугунками, однако применялись и глиняные плошки и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было еще 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы, металлический совок – угли выгребать. Кроме тепла и варки пищи, печка производила древесный уголь для кипячения самовара и золу, которую использовали для стирки одежды, когда не было мыла, и для удобрения огородов. Золу складывали в специальную емкость во дворе – зольник. В деревнях на дорогу ни уголь, ни золу никогда не выбрасывали. Поэтому снег в деревне был чистый до самой весны. Не то, что сегодня в городах!


Русская печь в действии. Дружно горят сухие дрова. Дым выходит через устье. В чугунках варится: в одном картошка, в другом, надо полагать, щи или борщ.

Русская печь многофункциональна: она обогревает дом, в ней готовят завтрак, обед и ужин, пекут блины, оладьи, хлеб и пироги, готовят корм (пойло) для домашнего скота, греют воду. На ней сушат зерно, травы, грибы и другие дары леса и огорода. В лютые морозы возле печи согревают новорожденных домашних животных. На печи лечатся от простуды. Постели теплее, чем на печи или на полатях возле русской печи, не бывает.

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку голбцах и полатях спали дети. От тех времен осталась непонятная современному человеку поговорка: "Ты что, с печи упал что ли?". Так говорят о человеке, который начал говорить бессмыслицу или вести себя неадекватно. Действительно, упасть с печи было очень и очень больно, да еще упасть во сне: поневоле станешь неадекватен. Поэтому по краю печи хорошие хозяева обязательно делали барьеры и загородки из реечек или досок, чтобы люди с печи не падали.


Топленое молоко с настоящей пенкой можно приготовить только в русской печке в глиняном горшке.



В русской печи пекли очень вкусные пироги: открытые, как этот, или закрытые, когда начинка помещалась внутрь пирога. С чем только не пекли пироги: с творогом, с яйцом, с клюквой, с малиной, с картошкой, с капустой, с рыбой...



Хлебы в печи испеклись, можно вынимать.


Каши и запеканки, приготовленные в русской печи, очень вкусные. Одна корочка поджаристая чего стоит!


Наверное, увидев этакую сценку, кто-то шутливо произнес: "А потом – суп с котом". Поговорка так понравилась, что до сих пор употребляется.

Русская печь располагалась практически в центре избы и прогревала ее равномерно.
На печи был устроен обязательный лежак. Размеры русской печи были таковы, что на лежаке вполне располагались два взрослых человека. Поговорка такая была: "Приходи меня искать, я на печке буду спать". Рядом с печью традиционно строился голбец – дощатый лежак рядом с печью, но чуть пониже лежака печи. Если лежать на печи становилось слишком жарко, можно было перелезть на голбец. Внутри голбца, как в чулане, хранили домашнюю утварь. Кроме того, через голбец был вход в подполье. Человек, не сгибаясь, мог зайти через голбец в подполье, где хранились картошка, овощи, соленья и варенья.



Когда на печи становилось жарко, можно было перелезть на полати. В деревнях такая частушка-прибаутка была в старые времена: "Я на печке спал, на карачки встал, на полати перешел, Маньку рыжую нашел".

Пока печь в доме топилась, живы были и ее хозяева. Остывала печь только вместе с гибелью всей семьи. Даже при пожаре, когда дом сгорал, русская печь на своем фундаменте еще долго стояла среди других домов в деревне. Наверное, на такую вот беcхозную печь на месте сгоревшего дома – на пепелище – и набрела сказочная девочка Маша в поисках своего братца Иванушки.

С печью в сознании были связаны понятия надежности, защиты, основательности. Ребятишки, испугавшись грозы, жались поближе к печи.
Она являлась ядром дома, домашним очагом, дающим благополучие, сытость, тепло.


19 мая отмечается День русской печи. Такой неофициальный праздник придумали для главного символа славянского быта. Ни одну крестьянскую избу невозможно представить без этого уютного домашнего очага.

Основное назначение русской печки - приготовление пищи. В ней варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили».

Русскую испечь использовали для обогрева помещения. Отопительный сезон начинался с праздника Покрова (середина октября) и заканчивался в Благовещенье (апрель-май).

Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала ее равномерно. Самое теплое место в доме было на полатях. Такая уютная лежанка согревала озябших ребятишек, врачевала хворых, дарила тепло в лютые морозы появившейся на свет домашней скотине. Печь олицетворялась с женщиной, дарующей жизнь. Чтобы роженице облегчить потуги, в крестьянской избе открывали заслонку, двери, окна. Печь обладала целительной силой, могла превратить «чужих» людей в «своих», т.к. входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой.

Благодаря печке лечились не только теплом и огнем, но и окуривая дымом или вдыхая пар. Для ингаляций использовались раскаленный кирпич с углублением, в которое насыпали травы, источающий ароматы. Для компрессов применяли угольный порошок, смешанный с тертым картофелем. Заваривали и пили опечину (пережженную глину) при лихорадке. Русскую печку часто использовали в качестве бани. До середины XIX века в ней мылись и парились, стирали одежду.

Она была поставщиком древесного угля для кипячения самовара и золы для удобрения огородов. На печке сушили зерно, травы, грибы и другие природные дары.

Русская печка была неотъемлемой частью всей культуры народа. По печи предсказывали погоду. Каждый наблюдательный хозяин знает, что предвещают звуки печной трубы: высокий и протяжный - к перемене погоды, низкий и порывистый - к затяжному ненастью. Своеобразным метеосигналом служил и дым, идущий из трубы: столбом - к морозу, стелющийся или расползающийся - к ветру и дождю, а в зимний период - к оттепели или метели. Огонь тоже сулил, какой будет завтра день. Если пламя яркое и дрова горят весело с легким потрескиванием, то жди ясную погоду.

Русская печка служила народным ремеслам. Она была и гончарным горном, в ней плавили металл для изготовления домашней утвари и женских украшений, и распаривали лучинки, чтобы смастерить забаву для детей.

Сюжеты с печкой отражены в фольклоре - в народных сказках, поговорках, загадках. Например, теплая лежанка взрастила такого богатыря, как Илья Муромец, была идеальным местом укрытия для детей («Гуси-лебеди»), служила уникальным средством передвижения («По щучьему велению»).

Подробно

Крупным планом

Не успел завершить свое триумфальное шествие по кинотеатрам фильм «Холоп», как на экраны вышел своего рода «Холоп-2» - фильм «На Луне», снятый на ту же тему только в серьезном ключе. Название наводит на мысль о фантастике, но в фильме нет ничего фантастического - разве что вряд ли кто-то из богатых будет посылать сына на исправление в глухие края.

Крупным планом

Похожие статьи
 
Категории

Видеоматериалы