Русский язык правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Урок "правописание неопределенных местоимений"

12.02.2020

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе.

Правописание неопределенных местоимений.

Учитель: Фролова О.Н.

Класс – 6-ой (общеобразовательный).

Тип урока – обобщение и закрепление изученного.

Тема лингвистическая – правописание местоимений. .

Тема коммуникативная – пословицы русского народа.

Тема по развитию речи – сочинение повествовательного характера.

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементарная отработка умений и навыков при закреплении); самоконтроль выполнения заданий; работа со словарем и опорными схемами.

Применяемые технологии: урок-практикум (относится к вузовским технологиям), личностно-ориентированный урок, предметно-ориентированный (разноуровневые задания), игровые технологии, компьютерные технологии.

Средства обучения – учебник; дидактический материал, тестовые задания, словарь, схемы, компьютерная презентация.

Цели урока.

1. Познавательные:

повторить основные ранее изученные сведения о местоимении (его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении, орфограммы, связанные с правописанием местоимений).

2. Практические:

закрепить умение определять местоимение по морфологическим признакам, умение выделять орфограммы и применять необходимое правило для правописания.

Ход урока.

1. Организационный момент. Объяснение темы урока.

Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие задачи вы ставите перед собой?

Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

2. Повторение изученных сведений о местоимении .

1.Расскажите о местоимении по плану.

1. Местоимение как часть речи.

2. Назовите разряды местоимений по значению.

3. Как изменяются местоимения.

4. Синтаксическая роль в предложении.

2. Найдите правильное определение местоимения.

Местоимение – часть речи, которая:

А) обозначает предмет, признак, количество;

Б) указывает на предмет, но не называет его;

В) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их;

Г) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо.

3. В данных пословицах укажите все известные вам местоимения.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь. (Личное)

Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. (Относительное)

Кто в нраве крут, тот никому не друг. (Относительное)

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг. (Личное)

Держись за землю-матушку - она одна не выдаст. (Личное)

Жаль друга, да не как себя . (Возвратное)

4. Укажите ошибку в определении падежа.

1. собой - творительный падеж

2. себе - дательный падеж

3. о себе - винительный падеж

4. с собой - творительный падеж.

5. В каком примере нет грамматической ошибки?

1. ихние книги

2. сел напротив его

4. у некоторых участников

6. Выберите правильный ответ.

3. Повторение и закрепление изученного о неопределенных местоимениях.

1. - Назовите разряды местоимений в последнем задании. (Личные, неопределенное)

Почему неопределенные местоимения так называются? Как вы понимаете значение слова «неопределенный»? (Указывают на неопределенный признак. По словарю С.И.Ожегова: « 1. Точно не установленный. 2. Не вполне отчетливый, неточный, неясный.»)

2. Из предложенного текста выпишите неопределенные местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Все ли слова в тексте вам известны?

Что означает слово «зубрит»? (Зубрить – бессмысленно заучивать.)

Почему же Витька зубрит, а не учит неопределенные местоимения? Кто мешает ему сосредоточиться? (Ему очень хочется погулять с друзьями, а не учить слова, не выполнять домашнее задание, поэтому-то у него ничего и не учится)

А у вас так бывало?

Проверим выписанные слова. (Чьи-то, несколько, кем-то, некто, кое-кто, кое в чем, кто-нибудь, с кем-нибудь, кое за кем)

Что вы можете рассказать о правописании выписанных неопределенных местоимений? (В неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько и др. Приставка НЕ- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Приставка кое- , суффиксы -либо, -то, -нибудь пишутся через дефис.

Местоимения с предлогом пишутся в три слова.)

Запоминалка для дефисов в местоимениях

КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ

Про дефис не позабудь!

(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь…)

3. Спишите, раскрывая скобки. (если время не позволяет, то задание выполняется в этих же листочках)

Поговорить кое(с)кем, подойти кое(к)кому, чей(либо) предмет, встретиться с кем(либо) , подозвать кого(нибудь), увидеть кое(у)кого, заметить что(либо), сделать что(нибудь), отойти от кого(то), присмотреться к чему(нибудь).

Ключ к заданию. Поговорить кое с кем, подойти кое к кому, чей-либо предмет, встретиться с кем-либо, подозвать кого-нибудь, увидеть кое у кого, заметить что-либо, сделать что-нибудь, отойти от кого-то, присмотреться к чему-нибудь.

5. Игра «Редактор». Найдите и исправьте ошибки. Выпишите с тем словом, к которому относится местоимение.

Три чёрных собаки на чём то сидели,
Три чёрных собаки куда то глядели,
Три чёрных собаки увидели что то,
Три чёрных собаки вскочили с чего то,
Три чёрных собаки к чему то подкрались,
Три чёрных собаки за чем то погнались,
Но кто то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое чем и на что то взобрался.
(А. Хургин)

Ключ к заданию: на чем-то сидели, куда-то глядели, увидели что-то, вскочили с чего-то, к чему-то подкрались, за чем-то погнались, кто-то, вильнул кое-чем, на что-то взобрался.

6. Словарный диктант.

Кое-кто, кое у кого, кое-чему, кое-как, кое с чем, какой-то, у кого-либо, к кому-нибудь, что-либо, перед кем-то, кое-каким, некоторый, несколько, от кого-то.

Составьте с любым местоимением 1 – 2 предложения на тему «Дружба. Друзья».

4. Проверочная работа.

А1. какое местоимение является неопределенным?

  1. некоторый

А2. В каком случае падеж определен неверно?

1. кое с кем - творительный падеж

2. о ком-либо - предложный падеж

3. кому-то - дательный падеж

4. какой-нибудь - предложный падеж

А3. В каком случае местоимение пишется слитно?

    (не)который

    кое(у)кого

  1. чем(нибудь)

А4. В каком случае местоимение пишется через дефис?

    кое(с)кем

    кое(у)кого

  1. кем(нибудь)

А5. В каком случае местоимение пишется раздельно?

  1. что(либо)

    кое(у)кого

    какой(нибудь)

В1. Выпишите неопределенные местоимения.

(1) Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. (2) Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. (3) Я сидел и не шевелился, видел, как она исчезла под кустами. (4) Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

(По И.Соколову-Микитову)

В2. Укажите в предложенном тексте предложения, в которых есть относительные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

В3. Выпишите из текста личные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Ключ к проверочной работе.

В1. что-то, что-нибудь

В2. 1,2

В3. я, она, я, она, мне

5. Задание для работы дома.

Выполните упражнение 405 учебника (рассказ по картинке).

6. Подведение итогов урока.

Понравился ли вам урок?

Довольны ли вы своими результатами?

Пригодятся ли нам на последующих уроках орфограммы, которые мы сегодня изучили? В каких случаях.

7. Минутка для шутки.

1. Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)

2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)

3. Какие местоимения самые чистые? (Вы – мы – ты)

4. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Я – майка)

5. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья)

Список литературы.

    Русский язык. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцоа и др. – М.: Просвещение, 2010.

    Русский язык. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки в ГИА/ Авт.-сост. Н.В. Бутыгина. – Ярославль: Академия развития, 2010.

    Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 6 класс: псобие для учащихся/ Л.А.Ахременкова. – М.: Посвещение, 2007.

    Л.Н.Ситников. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003.

    А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся/Под ред. Доктора филологических наук Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, например: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь.

Примечание . В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь по традиции называются частицами.

Если после приставки кое- следует предлог, то она пишется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего) под ударением пишется не , без ударения - ни , например: некого спросить - никого не заметить, нечего волноваться - ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем.

3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное .

Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, как - не иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.)

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не употребляется союз как , но в составе предложения возможен оборот с предлогом кроме . В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в них не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает; 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало", 3) Он ничем иным не интересуется.

Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях могут употребляться слова другой, другое ; не кто другой, как; ничто другое и т. д.

267. Спишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные - двумя. В неопределённых и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение.

1) Маше чудился какой(то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что(то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких(либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое)(в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни)чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни)(о)чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни)(к)чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни)чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни)другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни)сколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни)в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни)в чём не отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни)чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни)перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни)какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.)

268. Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и (н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал, но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить, (н..)кому поверить своего горя. (JI. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.)

II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то) случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это помещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди. 6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.) 7) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и (н..)словоохотлив был. (Бун.)

269. Дополните предложения отрицательными местоимениями.

1) Не встретил... . 2) Не встречался... . 3) Встречаться было.... 4) Не слушал.... 5) Слушать было.... 6) ... не было слышно в комнате. 7) Я не говорил... . 8) Разговаривать было... и... .

270. Включите в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была..., как река. 2) ..., кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места. 3) Вошедший в вагон пассажир оказался..., как нашим старым знакомым. 4) Это село славится..., как искусными костяными изделиями. 5) ..., кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался..., как жилищем лесника.

271. Спишите. Проверьте написанное по орфографическому словарю. С выделенными словами составьте словосочетания.

Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, столетний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чём-нибудь), безынициативный, агр..техника, газ..фикация, электрификация, пан..рама, хрестоматия, инв..нтарь, им..тация, карикатура, ун..чтожить, п..родия, небезынтересный, экзамен..тор.

272. Запишите сначала предложения с неопределёнными местоимениями, затем - с отрицательными. Устно объясните, правописание каких местоимений требует проверки. Какими способами её можно осуществить?

1) Вот счастье бывает какое - дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем... (Пришв.) 2) Грубость не делает чести никому. (Пауст.) 3) Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. (Г.) 4) Мы так бедны смехом, что нужно, чтобы кто-нибудь расправлял наши морщины. (С.-Щ.) 5) Тячковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тячках нет ни у кого ни одной телеги. (М.-С.) 6) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее. (М. Г.) 7) Никто в Запорожье ничем не заводился и ничего не держал у себя: всё было на руках у куренного атамана. (Г.) 8) Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.)

273. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот текст. Какую роль играют местоимения в установлении связи предложений и их частей? Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Школа только нач..нается с детского садика но (не)кон(?)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной степен.. участвует в бесконечном поход.. за знаниями.

Образование мастерская где оттачивается и закаляется разум. Но знания (не)связанные с ч..ством гражданств..ности ответств..ности перед обществом (н..)чего (не)стоят. (По)этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное - с детства пр..общиться к духовному миру Отечества жить одним дыханием со своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (А. Кирсанов)

Обобщение изученного по теме «Правописание неопределённых и отрицательных местоимений». Цель урока:

  • формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм (условия выбора дефисного написания и написания НЕ- и НИ-);
  • определение синтаксической роли местоимений в предложении.
Орфографическая разминка
  • Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
  • Выделить изученные орфограммы.
Пирож_к лишь ра_л_мила
  • Пирож_к лишь ра_л_мила
  • Да кусоч_к пр_кусила.
  • «Месяц месяц мой друж_к
  • П_з_лоченный рож_к!
  • Ты вст_ёшь во тьме глубокой…»
  • Ст_руш_нка хлеб поймала;
  • «Бл_годарствую, -ск_зала, -
  • Бог тебя бл_госл_ви…»
  • Вмиг тогда мой петуш_к
  • Пр_подымет гр_беш_к…
Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их. Разряды местоимений: - личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они); - возвратное (себя); - вопросительные (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько - служат для выражения вопроса); - относительные (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько - употребляются в сложных предложениях для связи их частей); - неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, какой-то и др.); - отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, ни сколько, некому, не с кем и др.); - притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой и др.); - указательные (этот, тот, такой, таков, столько); - определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой). Чтобы не ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ. поплыл куда-то
  • поплыл куда-то
  • приплыл откуда-то
  • кто-то плыл
  • какие-то чайки
  • кричали о чём-то
  • какой-то дельфин
  • какие-то люди
  • кто-то думал
  • кто-нибудь встретит
  • кто-либо ждёт
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Чтобы не допускать ошибок при написании местоимений этих разрядов, необходимо помнить два правила: -местоимения с суффиксами -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис. Например: КТО-ТО, ЧТО-ЛИБО, ГДЕ-НИБУДЬ, КОЕ-КАК. Если приставка КОЕ- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно, например, КОЕ У КОГО; -в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка НЕ пишется под ударением , а НИ - в безударном положении. Например: НÉКТО- НИКТÓ, НÉЧЕМУ-НИЧЕМУ Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно, например: НÉ У КОГО, НИ О ЧЕМ. Самостоятельная работа.
  • Участвовал в какой(то) экспедиции, кто(то) ра_рисовал причудливые узоры, сотворил н(е, и)что уд_вительное, ра_даю(т, ть)ся какие(то) звуки, р_стут (кое)какие р_стения, (кое)(с)кем пов_да(т, ть)ся, о чём(нибудь) пом_чтать, п_думать о чём(либо) приятном, н(е, и)кто подош_л (к)нему бли_ко, (н_)(с)кем не ссорься, (н_)(к)кому мне пр_езжать.
Проверка.
  • Участвовал в какой-то экспедиции, кто-то раз рисовал причудливые узоры, сотворил нé что уди вительное, раз даются какие-то звуки, ра стут кое- какие ра стения, кое с кем пови даться , о чём-нибудь поме чтать, по думать о чём-либо приятном, нé кто подошё л к нему близ ко, ни с кéм не ссорься, нé к кому мне при езжать.
Выписать из текста все местоимения
  • Вдруг что-то шлёпнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. Я сидел и не шевелился. Внезапно она исчезла под кустами. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.
Что-то, я, которая, она, которым, я, она, мне, что-нибудь Выводы
  • На этом уроке вы узнали, что:
  • местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставкой КОЕ- пишутся через дефис;
  • в отрицательных и неопределённых местоимениях приставка НЕ- пишется под ударением, а НИ- - в безударном положении;
  • если приставки НЕ-, НИ-, КОЕ- отделены от местоимения предлогом, то их надо писать отдельно;
  • местоимения бывают разными членами предложения.
Домашнее задание:
  • Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла!», используя неопределённые и отрицательные местоимения.
Проверочная работа. Раскрыть скобки, вставить буквы, расставить запятые, подчеркнуть местоимения.
  • Всё смолкло. В грозной т_шине
  • Ра_дался дважды голос странный
  • И кто(то) в дымной глубине
  • Взв_лся чернее мглы туманной.
  • Всё тихо,(н_)кого здесь нет;
  • (Н_)кто на девушку не взглянет.
  • Чтоб чем(нибудь) играть от скуки,
  • Коп_ё ст_льное взял он в руки.
  • И од_нокие досуги
  • Уже (н_) с кем я не делил.

Неопределённые местоимения указывают на:

  • неопределённый предмет: кто-то , кто-нибудь , кто-либо , кое-кто , н е кто ; что-то , что-нибудь , что-либо , кое-что , н е что ;
  • неопределённый признак: какой-то , какой-нибудь , какой-либо , кое-какой , некоторый , н е кий ;
  • неопределённое количество: сколько-то , сколько-нибудь , сколько-либо , н е сколько .
  • Слова, не называющие, но указывающие на время действия (когда-то ), место (где-нибудь ), причину (почему-то ), цель (зачем-то ), образ действия (как-нибудь ) одни лингвисты относят к наречиям (учебники М.Т. Баранова и М.М. Разумовской), а другие – к местоимениям (учебник В.В. Бабайцевой).

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных с помощью:

    • трёх суффиксов -то , -нибудь , -либо : что-то , кто-то , какой-то , сколько-то ; кто-нибудь , что-нибудь , какой-нибудь , сколько-нибудь ; кто-либо , что-либо , какой-либо , сколько-либо ;
    • двух приставок кое- и не- : кое-кто , кое-что , кое-какой , н е кто , н е что , н е который , н е кий , н е сколько .
    • Неопределённые местоимения, образованные при помощи разных суффиксов и приставок, имеют некоторые различия в значении:

    • с суффиксом -то указывают на неизвестный предмет, признак: Кто-то стучит. Какая-то собака лает;
    • с суффиксами -нибудь и -либо указывают на любой (всё равно какой) предмет или признак: Возьми какую-нибудь книгу. Обратись к кому-либо ;
    • с приставками кое- и не- указывают на известный говорящему, но неизвестный собеседнику предмет или признак: К тебе кое-кто приходил, а кто, не скажу. Я для тебя кое-что приготовила, но это сюрприз . Некто спал на диване и оставил следы грязных лап.

    Все неопределённые местоимения имеют один постоянный признак – разряд. Их переменные морфологические признаки зависят от того, на что они указывают: на предмет, на признак или на количество.

    Неопределённые местоимения, указывающие на предмет, изменяются только по падежам: Нужно у кого -нибудь узнать дорогу. Кому -то не повезло. Мне нужно о чём -то тебя спросить.

    Местоимение некто имеет только форму именительного падежа: Некто с усами восседал в любимом кресле отца.

    Местоимение нечто имеет формы именительного и сходного с ним винительного: Случилось нечто необычное. Я покажу вам нечто интересное.

    Неопределённые местоимения, указывающие на предмет, изменяются по числам, родам и падежам: Ты пришёл к каким -нибудь выводам? ; Прими, наконец, какое -либо решение ; Я испытывал некоторую неловкость ; Он разговаривал с неким серьёзным господином .

    Неопределённое местоимение несколько изменяется по падежам: Я был в нескольких местах, познакомился с несколькими городскими достопримечательностями, купил несколько сувениров .

    Местоимения сколько-то , сколько-нибудь , сколько-либо встречаются только в именительном и сходном с ним винительном падеже: Сколько -то человек пропало в горах, а сколько неизвестно. Дай мне сколько -нибудь денег .

    school-collection.edu.ru

    3.6.2. Правописание местоимений

    При правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:

    1) употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;
    2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;
    3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

    Слитное, раздельное и дефисное написание местоименных наречий было частично разобрано в п. 3.5.2. Правописание наречий.

    1. Употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях:

    а) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.

    Ср.: нéкто, нéчто, нéкоторый, нéсколько, нéгде, нéзачем – никтó, ничтó, никогó, нискóлько, никакóй, нигдé.

    б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих словосочетаниях – никто иной (другой) ; ничто иное (другое) – пишутся по общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.

    Ср.: Это был не кто иной, как мой школьный товарищ. – Никто иной этого сделать не мог; Это было не чем иным, как простым фокусом. – Ничем иным он не занимался.

    2. Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями:

    а) в неопределённых и отрицательных местоимениях-существительных, местоимениях-прилагательных, местоимениях-числительных не и ни пишутся:

    слитно , если между не и ни и корнем нет предлога;

    Некто, нечто, некого, никого, никакого, несколько.

    Не у кого, не к чему, ни у кого, ни у какого, ни к чему.

    б) в неопределённых и отрицательных местоименных наречиях не и ни всегда пишутся слитно , поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при себе предлогов;

    Негде жить, неоткуда ждать помощи, незачем плакать.

    в) обратите внимание на правописание слов:

    нипочём – ни при чём, ни за чем, ни за что, ни в какую, ни в чём ни бывало (см. п. 3.5.2. Правописание наречий);

    г) с остальными местоимениями (включая местоименные наречия) при отрицании употребляется частица не, которая пишется с местоимениями раздельно .

    Не я, не вас, не любой, не сам, не каждому, не здесь, не туда.

    3. Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений:

    а) местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные с предлогом пишутся раздельно .

    По этому полю, по тому берегу, за тем углом, на сколько рублей дороже?

    В этом случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог оставить, или заменить местоимение существительным, прилагательным, числительным;

    Ср.: по полю, по берегу, за углом, на пять рублей дороже.

    б) местоименные наречия, образованные путём слияния предлога и падежной формы местоимения-существительного, местоимения-прилагательного, местоимения-числительного, пишутся слитно .

    Поэтому, потому, посему, затем, насколько.

    В этом случае местоимение-существительное или местоимение-прилагательное нельзя изъять из предложения или словосочетания, а предлог оставить;

    Ср.: Он всё сделает правильно, поэтому не стоит беспокоиться; Его не было потому, что он был болен; Он встал, затем вышел.

    в) всегда пишутся раздельно сочетания:

    от этого, при этом, за этим, за что, к чему, к тому, во что бы то ни стало;

    г) необходимо различать сочетание союза и с местоименным наречием так (в этом случае союз и можно изъять из предложения) и вводное слово итак со значением вывода, итоговой мысли (и нельзя изъять из предложения; вводное слово итак можно заменить другим вводным словом, например: таким образом ).

    Ср.: Мать пилила меня за бездействие каждый день, и так продолжалось в течение месяца (так продолжалось в течение месяца ). – Во-первых, он слишком стар, во-вторых, не здоров. Итак, рассчитывать на его помощь не следует (Таким образом, рассчитывать на его помощь не следует );

    д) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

    Кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь.

    Упражнения к теме «3.6.2. Правописание местоимений»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

    У местоимений 3-го лица он, она, оно, они в косвенных падежах пишется начальная н, если эти местоимения употребляются после предлогов: у н его (н ее, н их), к н ему (н ей, н им), о н ем (н ей, н их), с н им (н ей, н ими) и т. д.

    Примечание 1 . Буква н не присоединяется, если личные местоимения употребляются после производных предлогов, управляющих дательным падежом (благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу): благодаря ему (ей, им) Нет наращения н, если указанные местоимения следуют за сравнительной степенью прилагательного: моложе его (ее, их) , ближе их.

    Примечание 2 . Местоимение женского рода она в творительном падеже после предлога может иметь вариантные формы нею и ней; форма ней более свойственна устной речи.

    У неопределенных местоимений пишется только приставка не- , при этом она всегда ударная: не ‘ кто, не ‘ что, не ‘ кий, не ‘ который.

    Примечание. Местоимение некто не склоняется; местоимение нечто имеет формы именительного и винительного падежей.

    Частицы (аффиксы) кое- (кой- — разг.), -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис: кое-что, кое-кого, кое-какой, кое-какого, кто-то, что-то, кто-либо, кому-либо, какой-нибудь, какому-нибудь. Если между частицей кое- (кой-) и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким.

    В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не- , без ударения — ни- : не ‘ кого — ни кого, не ‘кому — ни кому, не ‘чем — ни чем.

    Примечание 1. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.

    Примечание 2. При отсутствии предлога не- и ни- (как приставки) пишутся с местоимениями слитно, при наличии предлога не и ни являются отрицательными частицами и пишутся с местоимениями раздельно: не кем — не с кем, ни кого — ни у кого, ни чьих — ни при чьих, ни какой — ни о какой.

    Примечание 3. Различаются в написании сочетания не кто иной (другой), как — не что иное (другое), как и никто иной (другой) — ничто иное (другое) . Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как выражают противопоставление, а не в данном случае является отрицательной частицей и пишется с местоимением раздельно: Сказка в фольклоре — это не что иное, как рассказ о выдуманном событии; Передо мной стоял не кто иной, как сам хозяин дачи. Такие сочетания употребляются в утвердительном предложении, т. е. в них невозможно без изменения смысла поставить второе отрицание. Союз как синонимичен союзу а, отчетливо выражающему противительные отношения; ср.: Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи. Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом, ни в этом случае выполняет роль словообразующей приставки и пишется слитно: Это задание не мог выполнить никто другой; Ничем иным, как безответственностью, нельзя объяснить такой поступок (есть второе отрицание). При употреблении в утвердительных предложениях без отрицания при сказуемом рассматриваемые конструкции носят присоединительный характер, а непредставленное второе отрицание легко восстанавливается; ср.: Такой поступок можно объяснить безответственностью, и ничем иным (его нельзя объяснить). Как правило, рассматриваемые обороты различаются по формальному признаку — союзу: пишется не (всегда раздельно), если употребляется союз а, пишется ни (слитно или раздельно), если следует союз и. Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются и в сравнительном обороте с союзом как — как никто другой или в усеченной форме — как никто: Левитан, как никто иной (другой) , сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. — Левитан, как никто, сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья.

    Не с неопределёнными местоимениями правило

    МОРФОЛОГИЯ

    МЕСТОИМЕНИЕ

    §41 Неопределенные местоимения. Не в неопределенных местоимениях

    1. Прочитайте стихотворение. Предположите, о ком идет речь в этом стихотворении. Почему возможны разные предположения?

    2. Выпишите слова, указывающие на героев стихотворения, не называя их.

    Брел по дороге кое-кто

    В своем поношенном пальто.

    Бог весть куда держал он путь.

    С ним рядом топал кто-нибудь.

    Еще бежал вприпрыжку кто-то.

    Не зная горя и заботы.

    Едва добрались до проспекта.

    За ними увязался некто.

    Кто-либо тоже шел с друзьями.

    Но это, братцы, между нами!

    Тем более, скажу вам честно:

    Как звали их, мне неизвестно.

    Хоть нет сомнений никаких.

    Что все же как-то звали ых.

    3. Используя материалы схемы на стр. 154, определите разряд местоимений.

    1. Прочитайте теоретический материал о неопределенных местоимениях. Сколько правил правописания неопределенных местоимений в нем приводится? Подготовьтесь сформулировать каждое правило отдельно.

    Неопределенные местоимения указывают на неопределенных лиц, предметы, их признаки и количество: кто-то, какой-нибудь, что-либо, кое-кто, кое о чем, несколько.

    Неопределенные местоимения с частицами -то, -либо, -нибудь, кое — пишутся через дефис: кто-то, чей-либо, что-нибудь, кое-что.

    Если между частицей кое — и местоимением есть предлог, надо писать в три слова: кое о чем, кое с чем, кое от кого.

    Префикс не всегда находится под ударением и с неопределенными местоимениями пишется слитно: некто, нечто, несколько.

    2. Грамматические признаки неопределенных местоимений совпадают с грамматическими признаками вопросительных и относительных местоимений. Используя материал о вопросительных местоимениях (см. упражнение 369), расскажите о грамматических признаках неопределенных, вопросительных и относительных местоимений.

    1. Спишете местоимения. Подчеркните частицы -то, -либо, -нибудь, кое-, не-.

    Что-то, о чем-то, чей-то; с кем-либо, чей-либо, какой-либо; чему-нибудь, какой-нибудь, сколько-нибудь; кое-что, кое-кому, кое-какой; кое с кем, кое о чем, кое для кого; нечего, некоторый, несколько.

    2. Сделайте словообразовательный разбор выделенных слов. Вот каких местоимений образуются неопределенные местоимения?

    Образец. Что-то что.

    1. Образуйте от вопросительных местоимений неопределенные с помощью частиц -то, -либо, -нибудь, кое-.

    Образец. К кому - к кому-то, к кому-нибудь, к кому-либо, кое к кому.

    Какой, что, чему, у кого, с чем, о чем, сколько, чей.

    2. Образуйте от вопросительных местоимений неопределенные с помощью префикса не-. Прочитайте местоимения вслух: можно ли допустит ошибку при выборе гласной в префиксе не-? Свое мнение обоснуйте.

    Который, сколько, что, кто.

    3. Составьте четыре словосочетания с неопределенными местоимениями. Укажите в словосочетании главное слово.

    Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу частицы -то, -либо, -нибудь, кое-. Обозначьте орфограммы в корнях с чередованием.

    Что сг..рело; что.. предл..жить; что.. предпол..гать; ..что вырастет; ..что выращу; что.. сд..рает; ..какие сбережения; прик..снуться к чему.. к чему.. прик..саться; ..как прибьет..рает; что.. отп..рает; зап..реть..что: к кому.. прид..раться, что.. отт..рать: чем.. приж..гать; ..что пон..мать.

    1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Предположите или расскажите, если вы читали рассказ «Кинохроника», что могло так разволновать Владю Аникеева.

    2. Нибудь запишите текст под диктовку. Выделите известные вам орфограммы. Подчеркните местоимения как члены предложения. Укажите их разряд.

    3. Обменяйтесь работами и проведите взаимопроверку без опоры на напечатанный текст.

    4. Повторно обменяйтесь работами. Проверьте свои работы, сверяясь с напечатанным текстом.

    Раздался громкий звонок. Я открыт дверь и увидел своего двоюродного брата пятиклассника Владю Аникеева. Я сразу догадался, что у Власти что-то произошло. Что-то необычное. Занятия в школе давно

    уже закончились, а он был с портфелем в руках. Кроме того, обычно такой солидный, подтянущий, аккуратный, он имел сейчас какой-то совершенно растрепанный вид. Пальто его было застегнуто кое-как, воротничок рубашки расстегнут, волосы взъерошены, а большие круглые очки сидели криво на его носу.

    4. Сделайте морфологический разбор выделенного местоимения.

    Проверьте свои знания

    Ответьте на вопросы. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

    1. Всегда ли неопределенные местоимения с частицей кое — пишутся через дефис?

    2. Надо ли проверять гласную в префиксе не — в неопределенных местоимениях?

    Задайте друг другу вопросы по изученной теме, проверяя правильном ответов по материалам параграфа. Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос.

    1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.

    2. Обозначьте орфограммы.

    3. Подчеркните местоимения как члены предложения. Укажите их разряд.

    1. Валерка Зиндеев х..дил в секц..ю ле..кой атлетике и показала какой(то) (не)вероятный прыж..к. (С. Георгиев). 2. Вдруг Серега почу..ствовал что какая(то) (не)понятная сила подн..мает его тело вверх (С. Георгиев). 3. Телескоп был похож на какую(то) (неизвестную птицу с дли..ым клювом (А. Алексин). 4. В темноте казалось что какое то гиган..скоэ ч..среда ра..леглось на песча..ом б..регу (А. Алексин). 5. Пр..ятели (кое) о чем (не)громко стираешь..птывались и все время оглядывались по сторонам. 6. Муравьи все время или куда(то) б..гут, или откуда(то) во..вращаются и всегда с собой тащ..т или какой(нибудь) листик, или к..мочек..милл, или хвойную иголку (. Медведев).

    НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях

    Упр. 27. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Объясните слитное или раздельное написание.

    (Н.)когда не отчаиваться, (н.)куда пойти, (н.)кто не приходил, (н.)(с)кем посоветоваться, (н.)(к)кому не подошел, (н.)(за)чем торопиться, все препятствия (н.)(по)чем, (н.)чуть не сомневаться, (н.)мало не беспокоиться, (н.)(от)куда позвонить, (н.)(от)кого не зависеть, (н.)где не бывать, (н.)сколько не расстраиваться, (н.)(с)кем разговаривать, (н.)(за)кем не зайти, (н.)(во) что больше верить, (н.)мало повидать, человек (н.)(от)куда, (н.)(о)чем нам разговаривать, (н.)откуда ждать помощи.

    НЕ и НИ пишутся раздельно в сочетаниях местоимения с предлогом: не у кого — ни у кого, не с кем — ни с кем, не к кому — ни к кому, не о ком — ни о ком, не с чем — ни с чем и под. В наречиях неоткуда — ниоткуда, незачем, невдалеке, неподалеку от, за, в, по в середине слова не являются предлогами. Проверить это легко: задайте вопрос к слову, если в вопросе есть предлог, то он же сохраняется в ответе. Сравните: У кого был? — Ни у кого не был\ С_кем можно встретиться? — Не с_кем встретиться. Но: Зачем видеться? — Незачем. Откуда пришел? — Ниоткуда. Итак, в отрицательных и неопределенных наречиях НЕ и НИ пишутся слитно. Для надежности можно запомнить наиболее употребительные наречия: незачем, неоткуда, невдалеке, неподалеку.

    Упр. 28. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Объясните слитное или раздельное написание.

    Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого (н.)кто (н.)(за)что не мог припомнить. Сколько (н. Переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том(же) месте в том(же) положени. в той(же) самой должности, тем(же) (н.)изменным чиновником для письма. В департаменте (н. указывалось к нему (н.)какого уважения. Сторожа (н.)только (н.)вставали со своих мест, когда он проходил, но даже (н.)сколько и (н.)глядели на него, (как)будто через приемную пролетела простая муха. Какой(нибудь) отнюдь (н. Значительный помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, (н.)сказав даже: «Перепишите», или «Вот интересное дельце», или что(нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, (н.)глядя (н.)кто ему подложил, (н.)имел ли он на то право. Кто (н.)пр. бывал в подобном положени. тот (н.)в силах представить себе всю унизительность такого существования. Молодые чиновники посмеивались над ним, сколько хватало канцелярского остроумия. Но (н.)одного слова (н.)отвечал на это Акакий Акакиевич, (как)будто(бы) (н.)кого и (н.)было перед ним; это (н.)имело (н.)малейшего влияния на дела его: среди всех этих докук он (н.)делал (н.)одной ошибки в письме. Только если уж чере. чур (н.)выносима была шутка, он произносил: «Остав. те, зачем вы меня обижаете?». Ну как тут было (н.)посмеят. ся над ним! Однако, в сущности, было это совсем (н. Занимательно, а скорее, напротив. Но как (н.)старались молодые чиновники, им (н.)удавалось вывести его из равновесия.

    Слитное, раздельное, дефисное написание слое

    Эта общая тема объединяет две конкретных: правописание сложных существительных и прилагательных (вопрос: слитно или через дефис) и правописание наречий (слитно, раздельно, через дефис).

    Правописание сложных слов

    Начнем, как обычно, с наиболее простых правил: сложные слова с первой частью полу- всегда пишутся слитно — полумесяц, полуправда, полупальто.

    Слова с пол- пишутся через дефис, если вторая часть начинается на Л, гласную, прописную (большую) букву, в остальных случаях — слитно: пол-лимона, пол-арбуза, пол-России, но: полкласса, полбанки и т.п. Запомните: слова с пол- никогда не пишутся раздельно, кроме разговорных сочетаний пол чайной ложки, в которых есть согласованное определение.

    Для сложных существительных и прилагательных основная орфографическая проблема — слитно или через дефис Одно общее правило: прилагательные, образованные от сложных существительных, сохраняют свойственное производящим словам слитное или дефисное написание: юго-западный (юго-запад), летописный (летопись).

    Существительные с начальной частью вице-, обер-, унтер-, экс-, лейб-, штаб(с)-: экс-премьер, вице-канцлер. Не путайте их с простыми словами с иноязычными приставками: транс-, архи-, гипер-, контр- (в значении противоположности/’ транссибирский, контратака. (Но: контр-адмирал с иным значением контр-). 2.

    Прилагательные с начальной частью воєнно-, массово-, народно-, научно- и некоторые термины: военно-полевой, научно- исследовательский, народно-освободительный. 3.

    Названия политических партий, сторон света, оттенков цвета, вкуса и качества: социал-демократы, либерально-демократический, северо- восток, сине-зеленый, иссиня-черный, ярко-голубой, горько-соленый. 4.

    Существительные (без соединительной гласной) и прилагательные, между частями которых можно поставить союз И: диван-кровать, ка- фе-конд и терская, англо-русский (‘английский и русский), сердечнососудистый (сердечный и сосудистый).

    Существительные с соединительной гласной О, Е, И (первая часть — глагол), существительные, созданные по типу слияния слов (основ), сложносокращенные слова: паровоз, конезавод, семяпочка, сумасшедший, медакадемия, сорвиголова. Искл. перекати-поле. 2.

    Существительные с первой частью авиа-, авто-, аэро-, био-, вело-, видео-, гидро-, кино-, метео-, радио-, фото- и под. (авиакасса, биосфера, видеоклип) и прилагательные с первой (безударной) частью

    высоко-, мелко-, низко-, глубоко- широко-, узко-, много-, мало-, остро-, слабо-, верхне-, нижне-, тонко-, чисто-, выше-, ниже- и

    под., часто терминологического характера: высокоточные (методы), верхненемецкий (диалект), чистошерстяной (материал). 3. Прилагательные, образованные от подчинительных сочетаний (главное + зависимое слово): древнерусский (Древняя Русь), общенародный (общий для народа).

    I Здесь можно ошибиться

    Никогда не пишутся через дефис слова, в которых первая часть — наречие на -юще или -ски. вызывающе грозный вид, детски наивная улыбка, энциклопедически образованный человек.

    Как правило, пишутся через дефис прилагательные, первая часть которых оканчивается на -ико: критико-библиографический, жоно- мико-статистический.

    Правило дефисного написания наречий — едва ли не единственное четкое правило в этой теме, вот почему его надо хорошо запомнить. Итак, через дефис пишутся наречия 1.

    С приставкой по- и суффиксами -ому (-ему), -ски (-цки), -ьи: по-моему, по-волчьи, по-татарски. Искл.: по одному. 2.

    С приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных: во-первых, в-третьих, в-сотых. 3.

    С -то, -либо, -нибудь, кое-: кто-нибудь, что-либо, кое-какой. 4.

    Образованные повторением синонимов или однокоренных слов: мало-мальски, еле-еле, шиворот-навыворот. Искл. всего ничего (хотя всего-навсего) и сочетания типа столб столбом, дурак дураком, честь честью, в которых одно из повторяющихся слов стоит в творительном падеже.

    Что касается слитного или раздельного написания наречий, то жестких и четких правил здесь нет, существуют только тенденции правописания, объединяющие более или менее обширные группы слов. Излагать их — дело неблагодарное, потому что всегда можно привести контрпримеры — многочисленные исключения. Ну, скажем, обычно наречия с приставкой в-, оканчивающиеся на -КУ, пишутся слитно: врастяжку, вдогонку, вприпрыжку, вперемешку и т.п. Однако наречия в насмешку, в диковинку, в рассрочку, в обтяжку и некоторые другие пишутся раздельно. Обычно пишутся слитно наречия, образованные сочетанием предлога- приставки с полным прилагательным типа врассыпную (броситься), вкрутую (сварить), втемную (играть), вслепую (бродить). Однако если прилагательное начинается на гласный, то предлог в пишется отдельно: действовать в открытую, в общем (вводное слово).

    Что может хоть чуточку помочь вам? Возможно, понимание того, что наречие — это такая категория, которая образуется вследствие перехода в нее других частей речи. Естественно, при этом их значение и синтаксическая функция в предложении изменяются: говорил нехотя («неохотно», смысловая связь с деепричастием от глагола «хотеть» почти утрачена) — вы не можете поступить в университет, страстно не хотя этого (деепричастие, можно сказать если не хотите, не желая)\ проиграться вчистую — вошел в чистую горницу.

    Несколько полезных советов 1.

    Посмотрите, имеет ли смысл раздельно написанное слово: исподтишка, чересчур, втридорога, дотла, наотмашь и т.п. Несмотря на простоту этого приема, он нередко срабатывает, ведь нет слов *отмашь, *тло, *тишка (или тишок), *три дорога, а чур сохранилось лишь во фразеологизме чур меня! Если же в наречном сочетании одно из слов (чаще существительное) сохраняет живые синтаксические связи или падежные формы, оно пишется раздельно: в насмешку, на дом, не под силу, на память, без толку и под. 2.

    Мы упоминали о разнице в синтаксической функции наречий и похожих на них сочетаний слов. Наречия обычно относятся к глаголу (или к другому наречию) и отвечают на вопрос как? Они не имеют при себе пояснительных слов. С другой стороны, внутрь сочетаний существительных с предлогом можно вставить прилагательное-определение. Сравните по этому признаку следующие пары:

    Идти врукопашную — в рукопашную схватку Мелькнуть вдали — в голубой дали Подняться ввысь — взлететь в небесную высь Результаты налицо — прядь волос упала на (моё) лицо Носить пальто внакидку — закутаться в накидку из шелка Вконец разобидеться — уйти в конец переулка

    Ввек не забыть друга — в век техники Вскарабкаться наверх — на верх шеста Одежда впору — в пору расцвета

    Склониться набок — повернуться на бок (на правый бок)

    Упр. 29. Раскройте скобки. Объясните правописание сложных слов.

    (Буро)желтый, (спорт)лагерь, (ближне)восточный, (воен- но)транспортный, (вице)консул, (вагон)ресторан, (вагонно)паровозный, (верти)хвостка, (выше)названное лицо, (гос)аппарат, (электро)лампа, (пол)Киева, (южно)уральский, (северо)западный, (древне)русский, (по- лу)шепот, (горно)лыжный, (ветхо)заветный, (дом)музей, (держи)морда, (сине)голубой, (сине)глазый, (ракета)носитель, (теоретически)важный, (видео)продукция, (сорви)голова, (первобытно)общинный, (соци- ал)революционер, (темно)бровый, (темно)каштановый, (ума)лишенный, (детски)веселый, (химико)фармацевтический, (химически)чистый, (чер- но)смородинный, (пол)шага, (четырех)граммовый, (полу)правда, (с)(ног)сшибательный, (псевдо)учение, (трудо)день, (механи- ко)конструкторский, (теле)зритель, (обще)народный, (видео)клип, (ги- пер)инфляция, (генерал)губернатор, (высоко)калорийный, (пол)торта, (за- падно)сибирские реки.

    Упр. 30. Раскройте скобки. Объясните слитное, раздельное или дефисное написание. В сложных случаях используйте орфографический словарь.

    Запомнить (на)век, (на)веки, (на)веки вечные, (на)всегда, сохранить (до)ныне, (по)ныне, разбить (в)дребезги, спрашивать (по)русскому языку, говорить (по)русски, бежать (в)рассыпную, (эсё)таки успел, спать (в)(пол)глаза, заготовить (в)прок, рассчитаться (по)одному, (по)двое, действовать (в)одиночку, разделить (на)двое, (на)трое, (в)двое больше, (во)вторых, (во)обще, (в, во)общем, (в)открытую обманывать, (в)силу привычки, (в)тихомолку, (в)семеро больше, (в)семером, бояться (до)смерти, (на)веки, (на)век, (на)веки вечные, (крепко)накрепко, (в)конец устал, (в)конце концов, (на)конец, (по)наслышке, (по)малу, (по)осеннему, (по)очередно, (по)свойски, (с)права, (с)разбегу, (по)купечески, точь(в)точь, (по)неволе, спустить (с)верху, поступить (по)джентльменски, (худо)бедно, (по)старинке, (по)древнему преданию, (по)глупости, (по)пятеро, думать (по)своему, (на)редкость умный, (всего)навсего, (по)особому распоряжению, (темным)темно, (как)будто, жить (по)американски, (на)попятную, (в)миг исчезнуть, (дело)делом, (по)моему мнению, (на)верху горы, (на)ряду с остальными, выть (по)волчьи, действовал (в)одиночку.

    Упр. 31. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    (Овоще)хранилище, (по)щучьему велению, (истори- ко)биографический, (гор)администрация, (древне)греческий, (богатыр- ски)крепкий, (мало)мальски подумать, говорить (в)растяжку, отделение для (тяжело)больных, заготовить (в)прок, (царь)девица, (с)глазу(на)глаз, средство от (с)глаза, уходит (в)даль, (темно)волосый, набить (до)отказа, делить (по)ровну, поднять голову (к)верху, прикрепить флажок (к)верху палатки, упасть (на)взнич. (сорока)ведерный чан, перенести совещание (на)завтра, (на)завтра будет бой, ударил (на)отмаш. (фото)элемент, (пол)крутого яйца, (норд)вест, (рабоче)крестьянский, (каме. о)угольный, вести себя (по)хол опеки, (с)глазу(на)глаз, (по)(добру)(по)(здорову), (контр)адмиральский, (средиземно)морский, быть (на)чеку, (слож- но)сочине. ое предложение, (в)семеро больше.

    • Быстрая загрузка: Гиббд Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем. Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной […]
    • Дезавуировать заявление Поэтому вряд ли стоит впадать в другую крайность и пытаться дезавуировать их стремление к суверенности (культурной в том числе). Однако он будет достаточно систематическим, чтобы дезавуировать результаты такого рода работы в тех аспектах, в которых […]
    • Чтобы проверить, какой суффикс (-ова- или -ыва-) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-: разведывать – разведываю, складывать – складываю. Если в суффиксе произошло чередование -ова-/ […]
    • Описание сони из преступления и наказания Соня Мармеладова является главной героиней романа "Преступление и наказание" Достоевского. В этой статье представлен цитатный портрет Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание": описание внешности героини в цитатах. […]
    • Графическое разрешение 640 480 Урок " Определение объема графического файла" Задача 2. Какой объем информации занимает черно-белое изображение размером 600 х 800? Решение: 600 х 800 = 480 000 точек 480 000 точек х 1 бит = 480 000 бит 480 000 бит / 8 бит / 1024 байт ≈ 58, […]
    • Способы подчинительной связи в словосочетании В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово. […]
    • 20. Понятие и цели наказания по российскому уголовному праву. Закон определяет наказание как меру государственного при­нуждения, назначаемую по приговору суда и применя­емую к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание заключается в предусмотренных […]
    • Правила терминов /П Т/ П Т - 1 . В каждом силлогизме должно быть только три термина. При на­рушении этого правила возникает логическая ошибка «учетверение терми­нов», состоящая в том, что один из терминов употреблен в двух значениях. Например: Жизнь - это борьба Жизнь - […]

    03.04

    7 класс

    Занятие № 14

    Тема: Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

    Цель урока : сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)

    Ход занятия

      Организационный момент. Введение в тему.

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:

      как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

      как правильно писать местоимения?

      Актуализация знаний:

    Моряков в плавании нередко подстерегают опасности, поэтому каждый член экипажа должен быть уверен в своих силах. Давайте проверим свою смекалку, умение принимать правильное решение.

    Тест

    1. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая

    1) называет предметы, признаки, количества
    2) указывает на предметы, признаки, количества
    3) обозначает предметы, признаки, количества

    2. Укажите ряд, в котором допущена ошибка:

    1)местоимения-существительные: кто-то, с кем-нибудь, к нему
    2) местоимения-наречия: где, неоткуда, когда-либо
    3) местоимения-прилагательные: свой, тебе, никакой

    3. Найдите неопределённое местоимение:

    1) нечего
    2) некто
    3) себя

    4. Местоимения пишутся через дефис, если есть

    1) приставка ПО и суффиксы ОМУ-ЕМУ
    2) БЫ, ЛИ, ЖЕ
    3) ТО, ЛИБО, НИБУДЬ

    5. В этом ряду все слова пишутся через дефис:

    1) (кое)где, поступил (по)своему
    2) кое(с)кем, какой(либо)
    3) чей(то), сделал (по)своему плану

    Результат: “Вперёд, УДАЧА вас ждёт!”

      В поисках сокровищ”

    Цель: повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений.

    Словарный диктант (один человек у интерактивной доски; проверку осуществляет ученик-эксперт). Дополнительное задание для эксперта – указать местоимения.

    Одноногий моряк на деревянной ноге, матросский сундук, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски чьих-либо сокровищ, кто-нибудь будет исследовать неприступные скалы, приключения на суше и на море, кое у чего развевался пиратский флаг.

      Остров исследователей”. Изучение нового материала.

      Сравните!

    какой-то остров

    где-нибудь плавали

    кое с кем познакомились

    увидели нечто

    встретился некто

      никакого острова

      нигде не плавали

      ни с кем не познакомились

      нечего запоминать

      не встретился никто

    ВОПРОСЫ:

      Найдите сходства и различия

      Как же отличить неопределённые местоимения от отрицательных?

      Почему у одних местоимений пишется приставка НЕ , а у других НИ ?

      Почему НЕЧЕГО написано слитно, а НИ с КЕМ раздельно?

      Посмотрите мультфильм, сформулируйте правило. Закончите составление схемы

    Стихотворение-запоминалка

    Вот это выучи старательно:
    В местоименьях отрицательных,
    Когда предлог стоит внутри,
    Слов пишем не одно, а три.

    Эмоциональный итог работы: “Да, всякий раз убеждаешься, что НИКОМУ НИКОГДА не обойтись без ЗНАНИЙ, которые и приносят УДАЧУ”

    Примечание . После того как дети сформулировали выводы, им раздаются справочные материалы

      Игра “Поймай местоимение”.

    Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание.

    Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.

      По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.

      Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.

      Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам

      Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.

      Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.

      Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.

      Пристань чудес”.

    Задание:

      объясните правописание;

      сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно

      нечему огорчаться – не к чему огорчаться

      никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать

      нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки

      некому приходить – не к кому приходить

      нечем связать – не с чем связать

      Морские байки”

    Задание . Придумать подписи к рисункам

      С кем бы поговорить моряку? - Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.

      У какого острова Флинт увидел свой корабль? - Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.

      Откуда пират ждал помощи? - Пирату неоткуда было ждать помощи.

      Диктант с самопроверкой.

    Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.

    Жило-было ничто.
    Не умело ничего.
    Взад-вперёд оно ходило
    И ни с кем не говорило.
    Никого не замечало,
    Лучше всех себя считало.
    А про это ничего
    И сказать-то
    Нечего!
    И.Михайлов

    Как вы поняли смысл стихотворения?

    Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс". Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

      Подведение итогов урока.

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. . Чему мы научились сегодня на уроке?

      Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

      Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?

    Исключите лишнее:

      ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)

      Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)

      Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова

    Похожие статьи