Переселение души умершего. Перерождение души после смерти

31.01.2020

Невероятные факты

У вас когда-нибудь было такое ощущение, будто вы уже жили раньше? Испытывали ли вы когда-нибудь дежавю? А может быть вы когда-то при знакомстве с новым человеком думали, что знаете его всю жизнь? Это общие характеристики процесса реинкарнации.

Если вы обнаруживаете, что вас непреодолимо тянет к какой-то стране или культуре, или, что еще экстремальнее, вам снятся сны на другом языке, это значит, что реинкарнация оставила неизгладимый отпечаток на вашем сознании.

Люди во всех уголках мира и во все времена верили и верят в реинкарнацию. О ней говорили в Древнем Египте, в восточных религиях (буддизм и индуизм), а теперь говорят и в западном мире, где прошлые жизни регулярно исследуются специалистами и психологами.

Кажется, что духовное путешествие, с которым знакомы многие люди, касается не только развития души, накапливаемое за всю жизнь, но и охватывает целую серию жизней, иногда сотен и более. Итак, поговорим подробнее.

Реинкарнация

Что такое реинкарнация?


Реинкарнация – это процесс, посредством которого душа рождается в физическом теле, умирает и возвращается в духовную форму, чтобы родиться снова в новом теле. Цикл продолжается в течение тысяч лет, и душа постепенно в своем путешествии обретает мудрость и опыт. Таким образом, реинкарнация – это путь, который позволяет человеческой душе постоянно развиваться.

Подумайте о реинкарнации, как о волнах, которые раз за разом подходят к берегу. Волна имеет очень короткую "жизнь". Попадая на берег, она смешивается с песком, получает кратковременную передышку на суше, прежде чем снова уйти в открытые воды. Это бесконечное "туда-сюда" и есть то, как живет море, тело и душа человека. Реинкарнация представляет этот цикл жизни.

Как работает реинкарнация?


В человеческой осознанности существует творческий процесс, который делит всезнание на неограниченное количество копий самого себя. Это происходит на всех уровнях жизни, от духовных начал до физических проявлений. Ближайшее возможное сравнение – это клеточная биология, форма духовного митоза, в процессе которой клетка делится, умножая тем самым возможности для роста и расширения сознания.

Есть еще один способ объяснения, но в более грандиозном масштабе: сущность отделяет от себя идентичную версию себя, которая состоит из такой же духовной ДНК. Главное отличие состоит в том, что только сущность наделена даром коллективного духа, а духовная ДНК специально закодирована таким образом, чтобы реагировать только на тех, кто обладает этим даром.


Коллективное тело сущности остается на астрале, но его более чистые формы, его субличности (как их иногда называют), воплощаются в физические тела на земле. Новая душа, по сути, является очередной версией сущности, хотя дублированная духовная ДНК позволяет новой личности получить доступ к приобретенным ранее навыкам, скрытым талантам и другим особенностям предыдущих жизней сущности.

Прошлые жизни

После смерти воплощающегося фрагмента душа возвращается в астрал. Если рассматривать как семью, то сущность резонирует как родитель с ребенком (фрагментом), связь между которыми сильна и убедительна. В конце концов, фрагмент возвращается к сущности.


Поглощение – это один из терминов, используемых для описания процесса, но сущность не является тем, кто «переваривает» фрагмент и поглощает его питательные вещества (в данном случае опыт). Лучшим термином было бы сращивание. Фрагмент слит с сущностью, что означает объединение двух энергий, создающих ощущение единства, но позволяющие индивидуализировать дух.

Сущность – это не раздутая масса личностей, а коллективный дух, объединенный большим сознанием разрозненных душ, которые связаны между собой, но в то же время свободно ведущие своё собственное существование.


Отдельные души (или фрагменты сути) не перевоплощаются, но они глубоко осознают другие воплощения и энергетически являются их частью. Души, дети сущности, как бы продолжают эволюционировать через свое объединение с сущностью и в своём собственном стремлении к личностному росту.

После того, как сущность рекомбинируется со своей сутью, ее эволюционирующие фрагменты души перестраиваются в новый цикл и получают в дар возможность духовной репликации, поэтому в тот момент она может создавать Жизнь как коллективные духи в реинкарнационном цикле. Это дает бесконечные возможности для постоянного расширения сознания.

Но не будет ли неуклонное нарастание потомства слишком тяжелой ношей? Как работает этот процесс приумножения?


Этот процесс только в том случае выглядит тяжелой ношей, если смотреть на него сквозь ограниченный фокус трехмерного мышления. Способность души создавать находится далеко за пределами линейного каркаса человеческого разума и совершенно поражает тех, кто придерживается более традиционных интерпретаций.

Реинкарнация души

Чтобы инкапсулировать процесс, каждая искра от Дао порождает новые выражения сознания. Эти выражения работают как в союзе с сущностью, так и по своему собственному желанию. Важно не преумножение потомства, а творческое выражение в акте.


К этому не нужно относиться легкомысленно. Акт прививания самосознания новой форме сознания в некотором отношении является таким же весомым и внушающим страх, как акт создания целой новой Вселенной.

Поскольку реинкарнационные "я" существуют под эгидой сущности, но функционируют независимо, огромное количество сознательных идентичностей (или фрагментов сущности) никогда не станут неуправляемыми. Количество клеток в человеческом теле, к примеру, исчисляется в триллионах. Им не нужно сознательное управление, и нет необходимости в чрезмерном обдумывании. Они независимы, но по-прежнему функционируют в рамках системы.


Тот факт, что фрагмент сущности (который теперь стал полномасштабной сущностью) может повторить себя, является продолжением эволюционного импульса, который затрагивает всю сознательную жизнь. С каждым вдохом и выдохом фрагменты собираются и работают новыми, значимыми способами.

Если бы этот акт творческого выражения был каким-то образом исключен из происходящего, то духовные импульсы души все равно находили бы средства. Это исследование большего самосознания нельзя отрицать.

Различия между сущностями и ее личностями несколько запутаны для обывателя. Давайте остановимся на них подробнее.


Многим непонятно, чем сущность отличается от своих фрагментов, которые воплощаются физически. Короче говоря, различий никаких нет. Суть – это сущность. Не имеет значения, имеете ли вы в виду сущность в коллективном смысле или те ее части, которые воплощаются на Земле.

Реинкарнация душ

Духовный состав этих множественных форм одинаковый. Эти субличности просто являются продолжением одного и того же существа. Это не неуправляемые дети. По возвращении на астрал, фрагмент вскоре осознает, что является частью чего-то большего, и нередко только одна мысль возвращает их к своему изначальному "я".


Однако, как только личность создаётся, она продолжает развиваться по своему собственному пути, оставаясь при этом частью большого организма, известного как сущность. В некотором смысле созданная личность подобна сущности, но в гораздо меньших масштабах и более простой конфигурации.

Происходит замешательство, когда люди пытаются примирить различия, к примеру: "Почему личности передаются из других жизней, если они не реинкарнируют, или они все еще проживают в сущности"?


Опять же, эти субличности являются частью сущности. Когда сущность создаёт новые личности, она отделяет от себя (упомянутый выше процесс духовного митоза) клетку, но большое количество отделенных клеток все еще являются частью одного и того же организма. Когда в копилку сущности, к примеру, поступает еще одна прожитая жизнь, вся сущность целиком ее переживает, потому что она единое целое со всеми своими частями.

Что такое духовная ДНК? Отличается ли она от физической ДНК?

Проблема с духовной ДНК по сравнению с физической ДНК заключается в том, что по очевидным причинам точное соотношение невозможно сделать на биохимическом уровне.


Духовная ДНК выполняет аналогичную функцию в передаче идентифицирующих элементов сущности от одной личности к другой, но она не включает в себя генетический код развивается и сущности, который перегоняется для поглощения опыта жизни без загрязнения из других источников.

Про реинкарнацию

Означает ли это, что новая личность может наследовать ДНК предыдущих личностей?

Кодирование от сущности к личности – это процесс, который передает соответствующий материал, всегда один и тот же. Если вопрос подразумевает то, является ли процесс наследования эмпирическим, то ответ в данном случае положительный. Неразрешенные переживания часто выплескиваются на поверхность сознания для переработки в течение всей жизни. Однако, это явление не повсеместно, и только опыт конкретной жизни может подсказать ответ.

Почему мы выбираем реинкарнацию?


Выбор реинкарнироваться, выбор проходить через сотни жизней со сложными переживаниями, происходит из-за глубокого стремления внутри сущности (нашего высшего Я) испытать непредсказуемое, но очень волнующее величие (или боль) физического существования.

Этот выбор происходит из-за желания по-настоящему что-то понять, по-настоящему сделать что-то своим, а для этого нужно смотреть на мир глазами разных людей с разными точками зрения. С точки зрения сущности это означает реинкарнацию.


Жизнь невозможно записать в один абзац, так же как и невозможно иметь опыт, основываясь на точку зрения только одного человека. Картина в таком случае будет неполной и неудовлетворительной. Реинкарнация добавляет необходимые измерения через коллективный опыт.

Представьте, к примеру, что ваша сущность – это мастер-драматург Уильям Шекспир. Представьте теперь сцену с большим количеством характерных персонажей, которые являются воплощением его творческого разума, но они с таким же успехом могли бы быть воплощением сущности (его высшего Я).


Каждый персонаж на сцене воспринимает происходящее со своей уникальной позиции. Кто-то может смотреть на сцену с необузданным оптимизмом, в то время как другой будет всё воспринимать с позиции полного цинизма. То, что изначально кажется конфликтом, на самом деле представляет собой целое полотно взаимодействий между участниками – персонажами, которое порождает понимание человеческого состояния, невозможного для понимания без множественных точек зрения.

Жизнь души

Точно также работает и реинкарнация. Несколько жизней дают больше возможностей для получения жизненного опыта, который управляет целой гаммой человеческих эмоций. Неограниченные пути для обучения приводят к эмпирическому взаимодействию со всеми аспектами состояния человека, как светлыми, так и темными. Во многих случаях темная сторона человека может стать его величайшим учителем. Здесь он может научиться состраданию.

Сколько раз мы перевоплощаемся?


В среднем большинство людей перевоплощаются около ста раз в течение великого цикла. Однако, количество воплощений не имеет никакого значения и не предполагает наличие чего-то отрицательного или положительного в отношении человека. Образно говоря, некоторые души рисуют карандашами внутри очерченных линий, в то время как другие выходят далеко за пределы линий.

Это не имеет значения. К примеру, один человек будет покупать всегда один и тот же вкус мороженого, а другой всегда будет искать что-то новое. Количество жизней больше зависит от личных предпочтений, чем от всего остального. Единственное требование заключается в том, чтобы душа прошла все пять эмпирических ступеней возраста души, а также прошла через сопровождающие каждую ступень внутренние монады.


Некоторые души считают, что Земля – это дикий запад Вселенной, и быстро проходят через свои воплощения. Другие наслаждаются возможностью приключений и предпочитают более глубокий опыт, который можно получить только большим количеством жизней. Закон земли – это индивидуальный выбор.

Сколько времени проходит между жизнями?

Количество времени, прошедшего между жизнями, часто основывается на нескольких вещах: анализ предыдущей жизни, усвоенные уроки и достигнутые цели, а также необходимая подготовка для следующего этапа. В процессе подготовки происходит осознание жизненной задачи, выбор набора препятствий, заключения "договоров" с людьми (в том числе и с потенциальными родителями) и многое другое.


Время, проведенное на астрале, тоже проходит с толком. Это место, где души между жизнями перезаряжаются, залечивают эмоциональные раны, оставшиеся от предыдущей жизни.

Как правило, если душа задерживается на астрале слишком надолго, это не есть хорошо. В этом случае душа утрачивает связь с культурными достижениями, рискует стать анахронизмом, а эмоциональные связи между всеми фрагментами, которые всё еще участвуют в реинкарнационном цикле, могут потерять свою силу.

Рождения в прошлой жизни

Некоторые души, часто из-за неопытности или стремления к более спонтанным переживаниям, могут реинкарнировать очень быстро. В этом случае доступны все варианты. Ни один опыт не является неправильным, потому что есть чему учиться на каждом опыте.

Почему мы не помним наших прошлых жизней?


На самом деле прошлые жизни можно запомнить, некоторые моменты мы видим во сне, ощущаем их, когда испытываем дежавю, когда встречаемся с людьми, которых, возможно, знали в прошлой жизни, оттого нам кажется будто знакомы с ними всю жизнь. Также прошлая жизнь может проявиться с помощью различных интересов, увлечений и талантов.

Тем не менее, существует фундаментальная причина, по которой прошлые жизни не являются очевидным элементом нашей осознанной памяти: вновь воплощающаяся душа является нетронутой копией сущности. То есть новая личность является более чистым аспектом сущности, который не приносит остатки коллективной памяти бодрствующему сознанию.


Эти воспоминания лежат на поверхности сознания, а некоторые и вовсе останутся недоступными. Маленькие дети, однако, иногда сохраняют воспоминания о своей последней прошлой жизни, но и эти воспоминания опускаются за пределы сознания, так как в приоритете новая жизнь.

Так как доступ к этим воспоминаниям очень косвенный, их, как правило, что-то вызывает, к примеру, дежавю. Регрессии прошлой жизни также работают в качестве триггера. Вызов информации о прошлой жизни может быть похожим на то, как работают вкусовые рецепторы.


Во время еды какие-то продукты вызывают более сильную реакцию по сравнению с другими, а могут также вызвать ассоциации с забытыми кулинарными фаворитами, открывая более глубокие слои воспоминаний из прошлой жизни.

Эта аналогия не предполагает, что прошлые жизни потребляются и усваиваются, это предполагает, что воспоминания, которые вызывает ассоциация, могут помочь вспомнить любимую еду из прошлой жизни или принять значимого человека из прошлого.

Есть ли у души базовое сознание, которое не зависит от призвания, роли человека, его интересов и хобби?


Идея основного сознания верна. Колебательная энергия любой искры от сущности имеет тенденцию со временем привлекать опыт, который определяет его ядро. Определенный жизненный опыт уход в пользу какой-то личности, и в нужный момент искра становится магнитом для тех видов опыта, на которых она хочет сосредоточиться.

Душа, путешествие

Если таковые переживания естественным образом не приходят к душе, они намерено будут ее искать. Это создает сознание, которое фокусирует внимание на наборе переживаний, соответствующим желаемым намерениям и идеалам.


Стать понимающим основное сознание так же просто, как следовать естественным импульсам, которые многократно в течение дня выходят на поверхность. Они очень заметны тогда, когда человек наблюдателен и достаточно самосознателен.

Всегда ли мы перерождаемся как люди?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, как работают великие циклы.

Технически говоря, реинкарнация заканчивается тогда, когда душа завершает инкрементальную серию жизней на планете. Все жизни предназначены для того, чтобы расширить спектр жизненного опыта души и укрепить ее духовное развитие, прогрессируя через перспективы, окрашенные этапами ее возраста (младенец, ребенок, молодой, зрелый и старый).


Однако путешествие души на этом этапе не заканчивается. Из физического мира душа продвигается в более высокие измерения, иногда называемые планами существования (астральное, причинное, ментальное, мессианское и буддхаическое). В конце этого цикла происходит воссоединение с Богом. Затем можно начинать новый цикл на другой планетарной системе.

Решение о начале нового грандиозного цикла не дается легко и требует значительных усилий. Как только начинается инкарнационный цикл, душа уже не может прыгать в другую галактику на середине пути и воплотиться в теле инопланетянина, так как в этом случае ее настройки для другой системы не будут верными.


Постепенная настройка происходит со временем, когда новая душа, обычно в девической форме, адаптируется к требованиям новой системы. Большинство душ, которые только начинают цикл, берут новую планету на тест-драйв, если так можно выразиться, но как только нужное состояние достигнуто, редко бывает, когда душа отказывается от обязательств. Жизнь на другой планете всегда можно изучить в следующем великом цикле.

Реинкарнация - выдумка или явление, существующее на самом деле? Природа человека такова, что он не может поверить в конечность своего существования. Впрочем, и в бесконечность тоже. Десять вопросов о жизни до жизни, которыми мы задаемся. Предлагаем вам десять самых распространенных вопросов о реинкарнации.

«Существуют всё ещё не изведанные излучения. Вы помните, как смеялись
над электрическим током и невидимыми радиоволнами?
Знание о человеке всё ещё переживает свое детство».
Альберт Эйнштейн.

1. Что такое реинкарнация?

Слово «реинкарнация» относительно молодое. Оно появилось в английском языке лишь в середине XIX столетия и состоит из пяти латинских слов: re - «снова», in - «в, внутрь»; carn - «плоть»; ate - «причинять, или становиться»; и ion - «процесс». То есть дословно реинкарнацию можно перевести как «процесс попадания снова в плоть» или «перевоплощение». Следовательно, нечто отделяется от тела после его смерти, чтобы затем вернуться и обрести новую плоть. Реинкарнация - это не что иное, как повторяющиеся рождение и смерть, через которые проходит живое существо в соответствии со своей кармической деятельностью.

2. Зависит ли следующее перевоплощение от поведения человека в его нынешнем воплощении?

Согласно ведическим текстам, перемещение души из одного тела в другое - процесс отнюдь не хаотичный. В соответствии с принципом «что посеешь, то и пожнешь», если в данном воплощении человек ведет себя неподобающе, то он вправе ожидать следующего рождения в теле животного, например. Причем вряд ли можно расценивать это как наказание или расплату, напротив, утверждают Веды, Господь милосерден и просто предоставляет более подходящую оболочку. При этом у живого существа всегда остается выбор: новое тело не обязывает его к определенному поведению.

«Кармическая деятельность живого существа формирует его очередное тело, обладающее соответствующим материальным умом и органами чувств. Когда живое существо закан чивает пожинать плоды определенного этапа своей деятельности, этот конец называют смертью, а когда оно начинает получать результаты следующего этапа деятельности, такое начало называют рождением».
Шримад-Бхагаватам 3.31.44

3. Можно ли предугадать или выбрать свою будущую жизнь?

При смерти грубого тела тонкое тело ума не уничтожается.

«В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется»
Шримад-Бхагаватам, 4.29.60

То есть, тонкое тело, которое продолжает жить после смерти грубого тела, обеспечивает преемственность мыслей, чувств и желаний. И наше материальное тело - это порождение нашего ума. В ведических текстах говорится, что то или иное тело дается нам в зависимости от состояния нашего ума в момент смерти. Следовательно, вполне осознанно человек может предопределить свое будущее воплощение.


4. Присутствует ли понятие реинкарнации в западной культуре?

Артур Шопенгауэр как-то заметил: «Если бы азиат попросил меня дать определение понятия «Европа», я был бы вынужден так ответить ему: «Это часть мира, где слепо и упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это рождение есть его первое появление на свет». Однако над бессмертием души и переселением сознания задумывались и на Западе.

Идеи о перевоплощении восходят к VI веку до н. э., приблизительно ко временам Орфея и Пифагора. Греческий философ Сократ трактует значение слова «душа», ссылаясь на орфических поэтов. Они рассматривали тело как темницу для души, отбывающей тюремное заключение в материальном мире.

Имя Пифагора также тесно связано с учением о реинкарнации. В «Метаморфозах» Овидия приводится речь философа, в которой он полностью поддерживает идею трансмиграции. Согласно Диогену Лаэртию, Пифагор был первым, кто сказал: «Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, в круговороте, предписанном необходимостью».

Идеи реинкарнации существовали и в средние века, присутствовали они и в раннем христианстве. В III веке н.э. теолог Ориген, выдающийся знаток Библии, писал: «Из-за своей склонности ко злу некоторые души... входят в тела, поначалу человеческие; затем, за неразумные страсти, прожив отпущенный им срок человеческой жизни, они превращаются в животных, с уровня которых деградируют до уровня... растений. Из этого состояния, через те же стадии, они поднимаются, и им возвращают их место в раю». А в ХХ веке идея перевоплощения привлекла к себе общественное внимание. В реинкарнацию верил и Поль Гоген, и Джек Лондон, и Генри Форд, и многие-многие другие. Одни из самых известных исследований «жизни после смерти» и «жизни до жизни» принадлежат американскому врачу-психиатру Рэймонду Моуди, который приводит довольно убедительные аргументы в пользу реальности реинкарнации. Вообще же, согласно опросам последних лет, около половины европейцев и американцев верят в жизнь после смерти и переселение душ.


5. Реинкарнация – закон или вера?

«Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно...», - говорится в Бхагавад-Гите. Реинкарнация - это закон, который действует в масштабах всего материального мира. Подобно другим вселенским законам, закон реинкарнации воздействует на всех людей, независимо от их конфессиональной принадлежности. Все подвержены смерти и новым рождениям, подобно тому как огонь обжигает всех людей, независимо от их вероисповедания.


Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное. \ Бхагавад Гита. 2.22


6. Если прошлые жизни существуют, то почему мы их не помним?

В принципе, ничего удивительного в этом нет: живые существа знают и помнят ограниченный объем информации, остальное они забывают, в том числе и то, что происходит с ними в этой жизни. А что же тогда говорить о прошлой?

Веды утверждают, что забвение или потеря памяти происходит в результате контакта с материей. Память - это функция тонкого тела, а его работа тесно связана с состоянием грубого тела. Кроме того, определенные вещи мы и сами не хотим помнить, мы не любим, когда нам напоминают об ошибках и склонны вытеснять из сознания все плохое. И никто не поручится, что таких неприятных воспоминаний у нас нет о прошлой жизни.

Другая причина, по которой человек не помнит свое прошлое воплощение, - его самолюбие. Ведь мужчина в прошлой жизни мог быть женщиной или собакой. Ясное воспоминание об этом может привести к кризису самоидентификации и раздвоению личности, иными словами, шизофрении.


7. Можно ли вспомнить прошлые жизни?

Если принять за основу то, что сознание просто меняет оболочку, то логично предположить, что вся информация о прошлых жизнях так или иначе сохраняется на уровне подсознания. Добраться до нее можно с помощью гипноза. В этом состоянии удается вызвать процесс регрессии - возвращение памяти к прошлой жизни. Именно этот процесс изучал Р. Моуди. В итоге он сумел выделить ряд характерных особенностей, указывающих на то, что пациенты в состоянии регрессии видят именно свои прошлые жизни.

Среди них такие, как визуальность (картины ярче обычных сновидений); испытуемый в увиденных картинах всего лишь созерцатель, а не активный участник; картины регрессии кажутся знакомыми (дежа вю); увиденные события часто перекликаются с проблемами сегодняшними; чувства испытуемого весьма сильны и т.п. Кроме того, процесс регрессии часто служит толчком к улучшению душевного состояния испытуемого. А большинство прошлых жизней - это жизнь простых людей, а не выдающихся деятелей истории.


8. Есть ли материальные подтверждения реинкарнации?

В своих исследованиях Рэймонд Моуди приводил ряд убедительных примеров, когда между регрессией и реинкарнацией можно поставить знак равенства. Так, доктор Пауль Хансен из Колорадо увидел себя при регрессии французским дворянином по имени Антуан де Пуаро, жившим в своем имении под Виши с женой и двумя детьми. Заинтересовавшись своими воспоминаниями, Хансен посетил Францию и выяснил, что Антуан де Пуаро действительно существовал.

Другой случай связан с немецкой пациенткой, обратившейся к врачу с жалобами на переедание. Под гипнозом женщина увидела страшные эпизоды, связанные с каннибализмом. «Я была десятилетней девочкой в то время, и я помню, как мы съели дедушку. Это было страшно, но мать говорила мне: “Так надо, так хотел дедушка...”», - ужасалась женщина. Рассказанное ей в подробностях проиллюстрировало трагедию, произошедшую в 1846 году в Скалистых горах в США. Большая группа переселенцев была застигнута поздней осенью снежными заносами. Высота снега достигала четырех метров. Женщины, дети, умирая от голода, были вынуждены прибегнуть к каннибализму... Из 77 человек выжили 47, в основном женщины и дети.

Зачастую люди под гипнозом начинают свободно говорить на других языках или рассказывать тонкости ремесел, о которых не имеют ни малейшего представления. Все это необъяснимо, если только… не поверить в реинкарнацию.


9. Можно ли избежать последующего рождения и смерти?

Чтобы полно ответить на этот вопрос, необходимо понять, что в каждом теле пребывают две души: индивидуальная искра жизни (атомарная душа) и источник всей жизни (Сверхдуша). И очень важно их различать. В «Упанишадах» душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами, сидящими на дереве. Первая птица стремится наслаждаться плодами на дереве, другая - самодостаточна. Так и человека борется за обретение материального счастья в этом мире, в то время как Сверхдуша просто за ней наблюдает.

Сверхдуша, согласно Ведам, самый близкий друг живого существа, направляющий его и посылающий ему истинного гуру для духовного совершенствования. Результатами применения такой практики являются ручи (вкус к духовной жизни), вайрагья (чувство непривязанности) и према (любовь к Богу). Именно они гарантируют освобождение от повторяющихся рождений и смертей.

Человек, погруженный в трансцендентное, ничего более не жаждет и ни о чем не сожалеет, он просто живет в этом мире, служа Богу. Только формально он обитает в царстве материи, в действительности же он пребывает в духовном царстве Бога. Это чистые, обладающие полным знанием люди, которые испытывают безграничное сострадание к другим, менее развитым душам и посвящают свою жизнь, чтобы помочь им. Под действием этого устремления, говорят Веды, они избавляются от последствий всей кармы и по окончании жизни покидают этот мир навсегда.


10. Могут ли воспоминания о прошлой жизни помочь в нынешней?

На сегодняшний день очевидно, что регрессия в прошлые жизни помогает справиться с порой неразрешимыми проблемами. Рэймонд Моуди утверждает, что в первую очередь регрессия эффективна в отношении разных фобий, нарушений нервной системы, навязчивых идей. Во многих случаях излечиваются также астма и артрит... По данным исследований, у 63% пациентов после лечения наблюдается устранение хотя бы одного симптома болезни. Особенно интересно, что 60% излеченных улучшили здоровье, поскольку пережили в прошлом собственную смерть, а у 40% улучшение произошло благодаря другим переживаниям. Таким образом, воспоминание о прошлой жизни подобно любому пережитому опыту: это ошибки, на которых учатся, дабы их не повторять. А само существование подобных воспоминаний - еще один весомый факт в пользу того, что нынешняя наша жизнь не единственная, и смысл ее не исчерпывается исключительно обеспечением комфортного проживания. Духовное развитие и совершенствование личности в этом отношении гораздо важней.

На вопросы отвечал Аударья Дхама прабху

Все религии мира утверждают, что душа бессмертна! А поскольку смертность в этом мире - 100%. Это значит, что существует процесс перерождения, который и называется на востоке «реинкарнация».

Приятно осознавать себя бессмертным. Поэтому против идеи бессмертия души обычно никто не возражает. Но лишь только дело доходит до череды перевоплощений, неизбежных для каждого из нас, сразу слышится: «Не может быть!»

Нам трудно смириться с вероятностью родиться в совершенно непрезентабельном теле собаки или свиньи. Впрочем, свое будущее рождение заказываем мы сами...

Идея перевоплощения, или реинкарнации души , чаще других вызывает в обществе споры и удивление. Еще бы! Душа бессмертна и из жизни в жизнь она просто меняет тела. И получается, как в песне В.Высоцкого: «Возможно, тот облезлый кот был раньше негодяем, а этот милый человек был раньше добрым псом!». Однако поэт ошибался, говоря, что эту идею «придумали индусы».

Реинкарнация души в мировых религиях

Учение о реинкарнации души признавалось древними мистическими школами Египта, Греции, и Ближнего Востока. Перевоплощение - одно из основополагающих понятий индуизма, буддизма, джайнизма, сикхизма, зороастризма, африканской космологии и верований американских индейцев.

Kris.h.Nive
www.Vedic-Culture.in.ua

Термин "реинкарнация" означает, как известно, "инкарнировать снова". Слово "инкарнировать" происходит от латинского слова inkarnatio - воплощение. Термин carnal означает "плоть и кровь" - то есть нечто физическое, материальное. Понятия "реинкарнация", "переселение душ", "перевоплощение", "метемпсихоз" имеют почти тождественное значение.

Специалисты по религиям отмечают наличие различных домыслов, пытающихся обосновать реинкарнацию в зависимости от ключевых особенностей соответствующих вероучений. Истинное христианство по своей сути абсолютно несовместимо с идеей реинкарнации. Если какой-либо человек симпатизирует измышлениям о реинкарнации или, тем более разделяет их, то он явно не православный. Критике реинкарнации посвящен ряд замечательных исследований, прежде всего – диакона Андрея Кураева и доктора философских наук В. Шохина. В настоящей статье приводятся дополнительные сведения, полезные для православных миссионеров.

Православные миссионеры должны по возможности точно знать взгляды своих духовных противников. Поэтому вначале кратко изложим понимание реинкарнации теми ее сторонниками, которые стоят на позиции псевдо-восточного синтетического вероучения (например, сторонников и последователей А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады). Будем использовать здесь фрагменты текстов из их собственных книг.

Подобные вероучения, принимающие гипотезу реинкарнации, определяют ее как переселение личности, или души из старого или бесполезного тела в новое тело. Знание о реинкарнации, по мнению ее неовосточных приверженцев, можно получить двумя путями:

Восходящим методом, то есть попыткой понять Абсолютную истину силой чувственного восприятия и умственного анализа;

Нисходящий метод, то есть получением информации об Абсолютной Истине от Абсолютной Истины, от Бога, через священное писание, через Параматму (Господа в сердце), мудрецов или святых личностей прошлого, живущего духовного учителя - гуру. Сторонники гипотезы реинкарнации указывают, что постоянная и тождественная сама себе личность ("я") - это не тело, основываясь на факте динамичной изменчивости тела в процессе метаболизма (обмена веществ). С другой стороны, они разделяют ум (мысли) и личность, отмечая то, что умозаключения могут контролироваться личностью. Они пишут, что "ваши грубое и тонкое тела материальны по сущности, но ваша сущность - дух". Этот дух (духовную энергию) они считают универсальной основой любого проявления жизни в растениях, животных, людях. В свою очередь материальную энергию они называют низшей, потому, что она не живая и не обладает сознанием. Индивидуальную духовную энергию они называют жизненной частицей, душой и считают ее навечно неделимой единицей, которую невозможно разделить или разрушить. В прямом смысле умирания нет, есть лишь нахождение личности либо в теле, либо вне тела. По их учению, существование души не может закончиться, потому что она - искра Божия. Понимание этого они считают началом самоосознания личностью своей истинной сущности.

Если личность сознает Бога, то после физической смерти она возвращается в духовный мир, Царство Бога. Но если она не вполне сознает Бога, когда оставляет свое тело, - если у нее все еще есть материальные желания и привязанности и ей еще причитается кармическая реакция - то, как считают сторонники реинкарнации, она получает другое материальное тело, она должна реинкарнировать. Поборники реинкарнации думают, что переселение душ аналогично метаболизму, особенно такому, которое наблюдается у насекомых с их метаморфозами, например, яйца, гусеницы, куколки и бабочки. По мысли идеологов неовосточных культов, переселение души из старого тела в новое происходит не скачком, а непрерывно. Между этими двумя грубыми материальными телами имеется связь - тонкое материальное тело. Важно, что оно не духовно и не личностно.

Материальный ум, покрывающий душу, якобы служит мостом между воплощениями. Желания и привязанности этого ума, которые личность развивает в течение жизни своего грубого материального тела, не умирают после гибели этого тела. Они остаются с душой и служат соединительным звеном со следующим грубым телом. Ум - хранилище опытов чувств предыдущих и, даже, последующих жизней. Причем помнить живые существа могут лишь по милости Бога. Именно материальные желания являются причиной реинкарнации согласно взглядам сторонников этой гипотезы. Смерть тела вызывает уничтожение средств чувственного удовлетворения, но не означает гибели самих материальных желаний, душа берет их с собой. Это есть желание души быть в материальном мире.

Бог знает желание души, уважает ее волю, и поэтому возвращает ее в мир в теле, тип которого соответствует этим влечениям. Пока у души имеется стремление наслаждаться материей, то, как предполагают принявшие гипотезу реинкарнации, Бог будет давать ей грубые материальные тела одно за другим. При этом ум подобен ядру, вокруг которого развивается новое материальное тело. Тонкое тело - местонахождение всевозможных желаний и планов - это форма, в соответствии с которой выбирается и растет грубое тело. Здесь уже природа дает душе тело определенного типа. То, к чему душа наиболее привязана, будет преобладать во время смерти. Если же во время смерти личность погружена в любовь к Богу, то она отправляется к Богу.

Сознание личности, по мнению сторонников реинкарнации, определяет ее будущее тело, но именно нынешние действия человека, или карма, определяют его сознание. Санскритское слово karma - карма означает "обряд, действие, деяние". Именно карма формирует тонкое тело. Действия, выполняемые в любовном служении Богу, не дают никакой кармической реакции, не создают материальную энергию.

Хорошая карма означает хорошее действие и удовольствие, а плохая - плохое действие и боль. Кроме того, личность может попасть на райские, средние или адские планеты. В первом случае удовольствия наиболее сильны, а в последнем - соответственно, страдания. Вечного ада сторонники измышлений о реинкарнации не признают.

Животные, однако, не создают никакой кармической реакции. По утверждению последователей гипотезы реинкарнации только в человеческой форме создается та или иная карма и душа отправляется вверх или вниз. Блуждания души от одной смерти к другой называются "самсара". Но любая душа рано или поздно якобы обязательно возвращается к человеческой форме жизни и тогда может сойти с колеса рождений и смерти. Человеческая форма жизни - единственная форма, пребывая в которой, душа ответственна за свои действия. Но она не цель: она служит точкой взлета к действительной цели, Царству Бога, она есть форма ответственности. Человек может осознать Абсолютную Истину и начать развитие своего сознания Бога.

Сознание Бога означает сознавать Его, сознавать то, что личность есть Его ребенок, Его якобы неотъемлемая частица. Он - самый Дорогой Друг и Верховный Возлюбленный, Истинный Владелец личности. Однако часто души в материальном мире пытаются становиться ложными господами, властителями и поддельными богами. Такие действия, или карма, привязывают их колесу рождений и смертей. Тот, кто любит Бога чистой любовью, кто трудится для Него из одной только радости, получаемой от служения Ему, называется бхакти-йогом. Такая душа освобождается от колеса рождений и смертей. Она после оставления своего тела сразу достигает природы Бога.

Для достижения такого спасения, согласно измышлениям о реинкарнации, необходимы три условия:

Нужно освободиться от материальных желаний;

Не нужно создавать никакой новой кармической реакции, а тонкое тело должно быть очищено от всех кармических реакций, которые в нем есть;

Не должно быть никакой привязанности или так называемой любви ни к какой материальной форме, в том числе к людям.

Доверенные слуги Бога, живущие чистым служением Ему, называются у сторонников гипотезы реинкарнации парамахамсами или лебедеподобными.

В подобных вероучениях весь материальный мир, высшие и низшие планеты - место страданий. Весь нынешний исторический период отнесен к веку Кали (хаоса, ссор, замешательства). Для них сверху донизу сама материя (прáкрити) и материальное существование - адское, временное, убогое, несовершенное. Материальный мир воспринимается как якобы извращенное отражение духовного мира.

С другой стороны, согласно рассматриваемым вероучениям, материальная природа есть энергия Бога. Материальный мир, по их мнению, предназначен для того, чтобы быть восстановительным центром, школой, исправляющей частью Царства Бога для мятежных душ. Господь сознательно и преднамеренно сделал материальное измерение местом материального страдания, а также удовольствия. Всем в равной степени дана свобода выбора служить Богу или нет. Закон кармы касается всех.

Для принявших учение о реинкарнации неестественно не страдание или несчастья живых существ, а пребывание души здесь, в материальном мире. Рай - это лишь более высокий уровень чувственного наслаждения и опять смерти, а поэтому не привлекает преданного Богу. Чистая душа в этих материальных мирах якобы по правде не там, где кажется, что она находится. На самом деле она с Богом, она - живое продолжение Царства Бога, проявляющееся в материальном мире. В свою очередь погружение в ад лишает душу памяти о Боге, уменьшает ее сознание Бога. Таковы кратко изложенные некоторые особенности одного из псевдовосточных измышлений о реинкарнации.

Рассмотрим взгляд саентологов на эту проблему. Согласно этому псевдонаучному вероучению (по мнению многих специалистов по религиям - разновидности сатанизма, везде объявляющей о своей особой тщательной научности) "сам человек есть дух, контролирующий тело через разум". Этот дух (по новоязу саентологов - тетан) "способен создавать пространство, энергию, массу время". Тетан "отделим от тела (что не вызывает смерти тела) и способен управлять им и контролировать его, будучи вне его". Тетан "не заботится о том, чтобы помнить жизнь, которую он только что прожил, - после того, как он расстается с телом и разумом". "Умирая, человек всегда экстериоризируется, то есть, попадает в такое состояние тетана (самого человека), когда он находится вне тела и обретает уверенность, что он является самим собой, а не своим телом". Человек - тетан, "экстериоризировавшись, как правило возвращается на планету и обычно добывает себе другое тело, принадлежащее к расе того же типа".

Парасаентологи пытаются дать определение "области между жизнями: то, что происходит с тетаном во временном промежутке между потерей тела и приобретением нового. После смерти тела тетан покидает его и направляется в определенное место, где он "докладывается" и где его заставляют забыть все. Затем его посылают назад, на Землю, в новое тело, прямо перед тем, как оно рождается". В самоуверенной сектантской манере саентологи утверждают, якобы точно установлено, что тетан бессмертен и что сам не может реально умереть, и "подделывает смерть забыванием". Однако они ввели понятие "трак времени", которое обозначает "последовательную запись умственных образов - картинок, которые накапливаются на протяжении жизни или жизней человека". Этот трак якобы "очень точно датирован". Трак времени - "это полная последовательность событий "сейчас", в которых полностью содержатся все восприятия, полученные человеком за все время его существования".

То есть, согласно саентологии, в земной телесной жизни человек не помнит о своем прошлом бытие, однако где-то хранится подробнейшая запись предыдущих событий всех его жизней. Такое понимание реинкарнации сложилось в саентологии, как сами они, ничуть не смущаясь, пишут, в связи с тем, что "знание, лежащее в основе этого вероучения, берет свое начало в ядерной физике, высшей математике и в понимании, которым обладали древние на Востоке".

Необходимо помнить, что трактовок реинкарнации в восточных и псевдовосточных вероучениях чрезвычайно много, но все они появились не как результат прямого божественного Откровения, а как плод субъективного языческого мистического видения "риши" - древних мудрецов-провидцев или претендующих на эту роль современных "гуру" - учителей. Поэтому при изучении восточной и псевдовосточной литературы наблюдаются исторические изменения понимания реинкарнации и связанных с ней космологических, антропологических, сотериологических и иных проблем. В иудейской каббалистике также допускается (не отвергается) возможность реинкарнации.

***

Читайте также по теме:

  • Диалог о перевоплощении (реинкарнации) - святитель Иоанн Шаховской
  • Критика учения о перевоплощении - епископ Александр Милеант
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Раннехристианская традиция о переселении душ - диакон Андрей Кураев
  • Раннее христианство и переселение душ. Куда идет душа? (архив книги) - диакон Андрей Кураев
  • Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? - Виталий Питанов
  • Возможна ли реинкарнация? - протопресвитер Антоний Алевизопулус
  • Православные святые о реинкарнации - доцент МДА Юрий Максимов
  • Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ? - Алексей Коблов
  • Реинкарнация, Библия и ранняя Церковь - Марк Альбрехт
  • О реинкарнации (переселении душ) - иерей Андрей Хвыля-Олинтер
  • Доктрина реинкарнации и христианство - профессор Владимир Шохин
  • Лжеучение о реинкарнации - иерей Андрей Дудченко
  • "Диагностика кармы" и диагностика совести - диакон Андрей Кураев
  • Диагностика кармы: мировоззрение Лазарева в свете христианства - Юрий Греченюк
  • Реальна ли реинкарнация? (результаты научного исследования) - Кристофер Мимс

***

Православные востоковеды-индологи указывают на серьезные и непреодолимые противоречия в гипотезе реинкарнации. "Концепция кармы отождествляется, прежде всего, с так называемым законом кармы, по которому "история индивида" подчиняется жесткой детерминации причинно-следственных связей, обусловливающей и качественные, и количественные характеристики настоящей жизни индивида его предшествующими телесными, словесными и ментальными действиями.

Сансара - единая иерархическая лестница реинкарнации, по которой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуг или порока, сложившегося в предыдущих воплощениях (преимущественно в последнем). Она безначальна, а потому безначален и сам мир как сцена этой игры с разными телами, но для тех, чье незнание устранено, она может иметь конец, который совпадает с достижением "освобождения" (мокша) как высшей цели человеческого существования".

Но есть один важный вопрос: Кто же или что, "собственно, перевоплощается в соответствии со своими деяниями, ибо высший Атман (суть, сущность, самотождественность) не подвергается никаким изменениям посредством добрых или злых деяний - как и достигший познания Атмана уже не беспокоится о том, почему он не совершил добро или совершил зло". Невозможно принять сам принцип воздаяния (ретрибутивный принцип), составляющий основу данного учения. "Падшие" люди наказываются воплощением, при котором они, с одной стороны, не могут в их новом состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой - прочнейшим образом "закрепляются" в этих формах в своем падшем состоянии. В животном состоянии они не способны оценить свое прошлое, сделать необходимые выводы и исправиться. Поэтому получается фикция воздаяния, то есть ретрибутивного принципа. Учение о перевоплощении предполагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и, во-вторых, "свободный" "нефиксированный" характер ее связи с телесными образованиями, которые выполняют некую внешнюю функцию.

В целом реинкарнация, как единогласно указывают все православные специалисты, никак не совместима со следующими основными христианскими догматами (перечень доктора философских наук В. Шохина):

С догматом о творении - поскольку он означает, что нетварным, безначальным началом может быть только Бог, который является Творцом всего сущего, в том числе и души.

С догматом о творении человека в частности - поскольку уже первый человек был создан как неразделимое личностное единство одной души (отображающей образ Нетварного бытия, но тварной по природе) и одного тела, созданных вместе и "привязанных" друг к другу их общим Создателем, и передал это нераздельное единство всем своим потомкам.

С догматом о Боговоплощении - поскольку уже сам Бог "воспринимает" в свое личностное ипостасное единство одну человеческую душу, нераздельно связанную с одним телом, а не меняет свои телесные формы в течение каждого мирового периода (которые безначальны и бесчисленны).

С догматом об Искуплении - поскольку оно предполагает, во-первых, глубинное, онтологическое единство человеческого рода, которое в свете учения о карме и сансаре полностью "размывается" и, во-вторых, уникальную возможность "стереть рукописания" человеческих проступков, которая несовместима с самим принципом "закона кармы".

С догматом о Воскресении - поскольку вочеловечившийся Бог соединяется после своей человеческой смерти со своим единственным телом, а вслед за ним и человеческие души должны соединиться со своими единственными (а не бесконечными) телами в конце времен.

С догматом о Вознесении - поскольку воскресший Бог "подтверждает" здесь свое ипостасное единство со своим единственным телом навсегда для того, чтобы не только человеческая душа, но и тело могло быть "обóжено".

Поэтому конечной задаче человека, поставленной перед ним в христианстве - "обóжению" - идеал, непосредственно следующий из учения о реинкарнациях - "освобождение" противостоит самым радикальным образом. В первом случае речь идет о полном восстановлении личности в душевно-телесном единстве ее природы и о реализации в человеке "подобия" Божия. Во втором - о полном разъединении того, что можно назвать душевными и телесными компонентами индивида посредством последовательного демонтирования личностного самосознания (результат которого и мыслится как окончательное выздоровление субъекта).

Недаром буддисты, все верящие в реинкарнацию, пишут: "Совершенно ложное воззрение - это омраченность разума, отрицающего прошлую и будущую жизни, закон кармы и подобное или верящего, что первопричиной существ является Бог, Природа и подобное" (Из вероучебных книг Чже Цонкапа). Это для них есть наихудшая из всех десяти клеш, то есть факторов, "взбаламучивающих поток психики". Буддисты прекрасно осознают абсолютную несовместимость христианской веры в Бога и закона кармы.

Необходимо, в связи с некоторыми спекуляциями сторонников гипотезы реинкарнации, напомнить об отличии плоти от тела. Первое есть весь динамичный человеческий организм в каждый конкретный момент непрерывного метаболизма. Плоть всегда и непрерывно меняется. Какой плоть будет после Воскресения, нам не ведомо. Телом же в настоящих беседах называется та физическая, нервно-психическая и иная реальность, которая заставляет все атомы, молекулы, клетки, органы и их совокупности функционировать необходимым образом и в нужных для организма местах, регулирует обмен веществ, движения и другие процессы плоти. Разум управляет телом, а не собственно плотью. По воле, автоматически, а часто и помимо воли человека тело управляет плотью. Можно предположить, что душе после смерти человека оставляется его тело, а плоть, состоящую из конкретных атомов, предают погребению.

Теперь кратко рассмотрим православное отношение к этой проблеме. Ключевым моментом являются стихи Библии: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт.1:26-28.). Из них следует, прежде всего, то, что человек сотворен Единым Богом из ничего (в исходном тексте книги Бытия применен особый глагол древнееврейского языка, подразумевающий творение из ничего) по Своему образу, то есть тоже уникальным, цельным и неповторимым, не имеющим никакой предъистории. Важен и следующий стих Библии: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2.7.). Он свидетельствует о качественном отличии человека от любой иной живой твари, потому что только ему Сам Бог непосредственно вдунул дыхание жизни.

В пространном христианском Катихизисе православной кафолической восточной Церкви святителя Филарета написано, что при воскресении мертвых, в соответствии с православным вероучением, все тела умерших людей, соединяясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бессмертны. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1Кор.15:44). "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою" (1Кор.15.50-54.). Воскреснут все умершие; а у тех, которые до времени общего воскресения останутся в живых, грубые нынешние тела (плоть) мгновенно изменятся в духовные и бессмертные. Воскресение мертвых произойдет при конце сего видимого мира. Сей тленный мир кончится тем, что преобразится в нетленный мир посредством огня. До всеобщего воскресения души праведных находятся во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии. Полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела (в новой плоти) и последнем суде Божием. "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп.1:21-23).

Христианский Катихизис раскрывает отношение Православия к существованию человека после его смерти, то есть и к спекуляциям о реинкарнации. Но в рамках религиозной философии также можно лаконично сформулировать грубейшие изъяны этой гипотезы. Сия идея, принятая в большинстве восточных и псевдо-восточных вероучений, противоречит ряду важнейших богословских, философских и нравственных принципов. В первую очередь нарушаются принцип абсолютности Творца и основные принципы существования тварного бытия:

1. Принцип абсолютности творческой потенции Бога. Творение Абсолютом как процесс абсолютно эффективный, осуществляется минимальными ресурсными затратами (до исчезающе малых) и дает максимум целевого разнообразия тварному.

2. Принцип абсолютной любви Бога.Сам Бог по Своей энергии есть абсолютная Любовь. Поэтому Творец дает в любви максимально возможное благое бытие каждому тварному индивидуальному как цельности и любой совокупности их. Бытие всего тварного мира и каждого человека ограничивает лишь воля и мера этого человека, а также совокупность воль и мер всех других людей.

3. Принцип абсолютной жертвы Бога. Как абсолютная Любовь Творец для полного спасения любой тварной личности в ее цельном бытии готов на абсолютную жертву любви, то есть жертвовать Самим Собой Самому Себе через Самого Себя в Своем внутреннем Троичном сверх-бытии. Для мира, по православному учению, это есть Жертва Голгофы. Принятие данной жертвы людьми зависит от желания самой тварной личности.

4. Принцип абсолютного совершенства творческой энергии Бога. Каждое тварное индивидуальное и любая их совокупность есть единственно и наиболее возможное совершенное. Но совершенное не означает статичной законченности или зрелости, так как оно совершенно и своей динамичностью во времени. Совершенство личности не прекращается земной смертью. Иначе Бог несет ответственность за убийство, что невозможно из-за пунктов 2 и 3. Реинкарнация предполагает, что совершенным является лишь часть индивидуальности.

5. Принцип абсолютной полноты бытия тварного. Внутри и вне каждого тварного индивидуального (особенного) все связано со всем наиболее полным количеством связей и представляет собой цельную систему. Это следует из пунктов 1-3, ибо ослабление хотя бы одной связи есть умаление Абсолютного. Реинкарнация нарушает полноту внутренних связей в индивидуальности.

6. Принцип всеобъемлющей цельности бытия тварного. Каждое тварное индивидуальное представляет собой цельную систему, в которой максимально задействованы все ее части. Это следует из пунктов 1-4, ибо частичное использование хотя бы одного звена есть умаление Абсолютного. Человек создан цельным по своей природе. Реинкарнация расчленяет цельную индивидуальность на передаваемую и отбрасываемую части.

7. Принцип абсолютной неповторимости бытия тварного. Невозможно наличие двух одинаковых индивидуальностей или любых их частей во всем тварном бытии, времени и пространстве. Также невозможен переход без разрушения природы и качественных изменений какой-либо части одной индивидуальности в другую индивидуальность. Иначе умаляется Абсолют. Реинкарнация нарушает принцип неповторимости переходом одной и той же души в разные индивидуальности.

8. Принцип полной зависимости каждого тварного от всего тварного. Энергия Бога влияет на все всем и через все. Поэтому прошлое зависит от будущего, пространство от времени, большое от малого и наоборот. Отсюда следует, например, общая ответственность всех людей за частные грехи каждого человека и наоборот. Реинкарнация предполагает момент независимого переноса кармы от одного тела к другому в акте передачи ее последующему воплощению.

9. Принцип сохранения тварного. Все, присущее тварному, не исчезает, но может переходить в другую форму. После смерти тело изменяется, но не теряется для личности и не меняет своей природы. Реинкарнация противоречит этому, так как предполагает смену тела и по его природе.

10. Принцип невозможности точных предсказуемости и предвидения со стороны тварного. Любое предсказание, предвидение или понимание указания Бога тварным не может быть точным, а есть лишь частичное (такая правда, которая познается лишь после свершения события), ибо точное предсказание или предвидение противоречит пункту 7 и умаляет Абсолют. Этот принцип действует не только в отношении будущего, но и прошлого. Любая модель не может точно соответствовать тварной реальности, ибо это есть умаление Абсолюта. Например, заведомо ложны "воспоминания" якобы прошлых жизней, отождествляемых как свои одной и той же личностью, так как отождествление есть присвоение иной цельной и неповторимой индивидуальности. Это противоречит так называемым "доказательствам" истинности реинкарнации, опирающимся на известные случаи подобных воспоминаний.

11. Принцип полной личной ответственности за самореализацию своего бытия. Каждая личность отвечает перед собой, любой иной индивидуальностью и Творцом за самореализацию всей цельной полнотой своей природы (телом, психикой, волей, умом, сознанием, совестью) во всем пространстве и времени своего бытия. Эта ответственность не может быть передана иной личности без ее и взаимного добровольного согласия. В теории реинкарнации ответственность передается безличностной кармой, поэтому в таком случае делает одна цельная личность, а отвечает другая.

12. Принцип полного прощения Богом. Истинное и полное раскаяние перед Богом по данным Им Самим правилам полностью снимает последствия греха для личности и ее природы во всей цельности и полноте. Отрицание этого противоречит пункту 2 и 3 и умаляет Абсолют. Выбор зависит только от свободной воли личности. Поэтому нет необходимости в реинкарнации.

13. Принцип абсолютного уважения Богом воли личности . Творец абсолютно уважает волю и желания каждой личности при выборе ею того или иного действия, но результат этого действия зависит от воли и желания всех личностей. Не все совершается по воле Бога, но против воли Бога не совершается ничего. Но воля есть качество единой и цельной природы человека, а не какой-либо части его. Реинкарнация расчленяет волю.

14. Принцип общения душ между собой. Души любых людей могут общаться между собой вне времени и пространства видимого мира, так как соединяют видимый и невидимый миры. Последний же имеет другую, не физическую структуру. Предположительно так объяснимы случаи "вспоминания якобы предыдущих (и даже якобы будущих!) жизней", которые на самом деле невозможны из-за неизбежного расчленения цельной индивидуальности при признании реинкарнации.

15. Принцип соблюдения прав и свободы личности. В правовой сфере учение о реинкарнации грубо нарушает права и свободу личности. Согласно этой идее, каждый человек через безличностную карму оказывается ответственным за деяния других людей (так называемых иных воплощений).

Особо следует еще раз остановиться на достоверно зафиксированных случаях "вспоминания якобы предыдущих (и даже якобы будущих!) жизней". Духовно-мистически этот феномен возможно объяснить, если вспомнить, что подлинным носителем веры всегда предстает тот или иной, принятый человеком дух. Через выбранного личностью духа веры происходит сближение и как бы соединение (единение) духовно родственных человеческих душ, и содержание одной жизни словно бы имитируется в памяти иного разума.

Но Дух истины оберегает уникальность человека, которая есть следствие того, что все люди созданы по образу Бога. В случае действия духов лжи истинное уникальное бытие предстает в искаженном, деформированном, иллюзорном виде, якобы соединяющем неповторимые и цельные индивидуальности. Появляются искусственные алгоритмические циклы реинкарнаций, и карикатурная модель вытесняет реальную картину в сознании человека. Это разновидность духовной болезни. Тогда подобный человек начинает воспринимать иного как будто бы себя, идентифицирует, отождествляет себя с другой неповторимой личностью, дезориентируется, утрачивает ощущение своей и иной безусловной ценности.

Некоторые сторонники спекуляций вокруг домыслов о реинкарнации пытаются найти подтверждение своей позиции в стихах Нового Завета. В частности, они весьма вольно трактуют слова Господа Иисуса Христа о пророке Иоанне Крестителе и пророке Илии. Диакон Андрей Кураев показал несостоятельность ссылок на Новый Завет при попытках оправдать измышления о реинкарнации. Кроме того, еще раз проясняется необходимость глубокого пребывания в Священном Предании (живом слове Божием) при изучении Священного Писания. "Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1Кор.13:9-12.). Божие Откровение не постигается самоуверенным человеческим рассудком или помощью лукавых духов, в том числе и в отношении посмертного будущего каждого человека и человечества.

В заключение статьи приведем несколько практических примеров, показывающих, к чему приводит принятие идеи реинкарнации.

Рассмотрим вначале некоторые ключевые аспекты вероучения Центра Обществ Сознания Кришны в России (ЦОСКР), имеющие отношение к гипотезе реинкарнации. Неоднократно лидеры и адепты этой организации заявляли, что основой их деятельности является принцип ненасилия. Поэтому следовало бы ожидать, что ЦОСКР относится к самым мирным и безобидным религиозным организациям. Так ли это? В справочнике по деструктивным культам, выпущенным Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви, приведены многочисленные примеры из их подлинных книг, показывающие понимание в МОСК (следовательно, и в ЦОСКР) принципа "ненасилия" в отношении к людям. В соответствии с ним "насилие" - любое действие, отдаляющее душу человека именно от Кришны, а "ненасилие" - все равно какое действие, лишь бы оно приближало душу к Кришне в ее перевоплощениях (реинкарнациях). Поэтому убийства людей, в зависимости от взглядов МОСК, могут трактоваться им или как насилие, или как ненасилие. Убийство же человека, неверующего в Кришну, может стать даже благом для убиваемого. Далее, физическая смерть человека есть для кришнаитов лишь "смена тела" как одежды для вечной души. Важно, что высшие критерии нравственности кришнаитов находятся вне добра и зла, вне материального мира (как иллюзии). Все определяется целями Кришны, но так, как они понимаются лидерами МОСК.

В итоге принцип "ненасилия" в культе оказывается совсем иным, чем понимаемый правом и традиционной человеческой нравственностью. Якобы "ненасилие" оборачивается насилием, оправданным религиозной установкой.

Подобные тексты в вероучебных книгах МОСК допускают оправдание экстремизма и насилия, если они трактуются самим культом или его ответвлениями как совершаемые в сознании Кришны или, что тоже самое, во имя Кришны, или, что тоже самое, в подчинении представителю Кришны, в исполнении указаний истинного духовного учителя, в роли слуг слуги Кришны. Приходится констатировать, что здесь имеется система оправдания насилия по отношению к неверующим в Кришну и, даже, стимулирования к нему.

В значительной мере это объясняется выбором МОСК в качестве своей главнейшей вероучебной книги именно "Бхагавад-Гиты", описывающей в социально-политической линии сюжета подготовку правителей к кровавой битве ради власти и оправдывающей войну с религиозно-философских позиций, но являющейся лишь малой частью гигантского индийского языческого эпоса - Махабхараты.

Разгадка столь поразительной метаморфозы понятия "ненасилия" у кришнаитов находится, главным образом, в реинкарнации. Дело в том, что, как уже выше отмечалось, ценность каждой конкретной личности в глазах сторонников этой антихристианской гипотезы становится исчезающе малой. А для православных каждый конкретный человек более ценен, чем весь внеличностный мир, ибо он создан по образу Бога.

Человеческие жертвоприношения в той или иной форме практикуют почти все культы, признающие реинкарнацию. В индуизме имеются подобные древние обычаи. Иногда они являются "обыкновенными" обрядами повседневной жизни индусов. Например, так называемое "сати" - самосожжение вдов. В сегодняшней Индии ежегодно регистрируются несколько тысяч подобных ритуалов. Этот обряд напрямую связан с идеей перевоплощения. "Сати" воспринимается как искупление за грехи прошлых жизней. Завершение жизненного пути в пламени погребального костра считается духовным подвигом вдовы. О совершивших "сати" брахманы слагают гимны, в их честь у индуистских храмов ставят особые камни с изображением солнца, луны и правой руки с раскрытой ладонью. А женщины, которые не решаются на это ужасное самоубийство, становятся в глазах многих современных индусов париями, изгоями.

Тибетский буддизм также приносит кровавые человеческие жертвы в форме тайных древних тантрических ритуалов, где блаженство достигается при муках живого существа. В юртах верховных лам висит человеческая кожа, содранная с невинных жертв - это их необходимая молитвенная принадлежность "тулум". Оказывается, у "миролюбивых" буддистов ритуальное убийство человека очищает душу.

Последователи Е. Блавадской и Рерихов готовы приносить масштабные человеческие жертвоприношения на алтарь прогресса и эволюции, маскируя их под искусственный отбор наиболее достойных рас и цивилизаций.

Весьма ценят человеческие жертвы сатанисты, поголовно верящие в реинкарнацию. Учитель российских сатанистов Алистер Кроули похвалялся, что с 1912 по 1928 год приносил в жертву в среднем по 150 младенцев ежегодно. Он писал до своего низвержения в ад: "глупо считать, что убивая жертву, мы приносим ей вред. Напротив, это самая благословенная и милосердная из всех смертей, поскольку элементарный дух тут же объединяется с Божеством, то есть достигает цели, к которой он стремился в течение многочисленных воплощений". Здесь главный сатанист нашей эпохи, автор кришнаитской книги "Бхагавад-гита как она есть" и прочие обожатели реинкарнации удивительно единодушны.

Православие и вера в реинкарнацию несовместимы!

Христиане отвергают реинкарнацию и в принципе не могут пролить человеческую, всякую иную кровь ради культового ритуала. Для спасения верных православных христиан, любых желающих этого людей и всего мира истинную Жертву один раз и навсегда принес Сам Бог. "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2Кор.5:21.). "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного" (Евр.7.26-28.).

Андрей Хвыля-Олинтер , иерей
проректор по науке Белгородской духовной семинарии

Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии

Фото - "Колесо Сансары" - avalon.net.ua

Все мы слышали о таком явлении как Реинкарнация. Кто-то читал об этом в книгах, кто-то видел об этом фильмы, слышал от знакомых, но в большинстве своём на этом часто заканчивается знакомство и разбор данного понятия. А ведь понимание данного явления и процесса играет важную роль для каждого из нас.

Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь…

Бхагавад-гита, 2.27

Реинкарнация, или перевоплощение - это данная нам Богом возможность рождаться заново. Вся Вселенная и человек как ее частица развивается и живет по определенным Законам. Они называются Боже¬ственными или Космическими Законами. Эти Законы гласят, что все сущее в Космосе - минералы, растения, животные, человек, - проходят определенные Циклы эволюции. Эти Циклы обычно называют Эпохами.



Земля вращается вокруг Солнца за один астрономический год, наша Солнечная система вращается вокруг центра Галактики за 25788 лет, а наша Галактика вращается вокруг центра Вселенной примерно за 200 миллионов лет. Все это циклы, эпохи, время. И жизнь Души человека подчинена этим циклам. Проходя цикл - душа эволюционирует, а в конце цикла сдает экзамен на зрелость. И мерилом здесь является известный многим Галактический закон Причины и Следствия, в просторечии Кармы. А движущей силой эволюции души - реинкарнация.

Большинство людей в мире всегда верило в реинкарнацию — переселение душ. Эта вера была распространена не только на Востоке, но и на Западе. До эпохи христианства ее придерживались ранние греческие философы — Платон и Сократ. Для них перевоплощение являлось предметом не религиозной веры, а скорее — веры философской.

Платон утверждал, что существует врожденное знание, то есть знание, полученное не в результате обучения в этой жизни; тот факт, что некоторые знания, которыми обладает человек, невозможно получить, руководствуясь органами чувств, являлся, по его мнению, доказательством опыта прежней жизни.

Кто-то может, спросит, зачем это нужно знать и какая в этом польза? Польза на самом деле огромная. У нас как будто отбили тягу и стремление к знаниям, интерес к познанию себя и окружающего мира. Ведь каждый человек должен задать себе вопрос: Кто я, для чего я живу, и что будет потом? Люди должны увидеть более глубокий смысл жизни, нежели удовлетворение своих физических потребностей на уровне существования. Жизнь человека это не просто прозябание как нам пытаются внушить. У человека есть этот естественный интерес и вопросы, на которые он в глубине души стремится найти ответы, но социальная среда делает всё возможное, чтобы не дать этому реализоваться.

Так вот на вопрос «Что будет потом?» отвечает, в том числе такое явление как реинкарнация. Точнее она отражает в себе ответ, да есть и другие источники ответа. По сути, в каждой религии есть этот ответ. Явление перевоплощение душ рассматривается в большинстве индийских религий, но хочется обратить внимание, откуда у индусов появились знания об этом, и какого они были качества. Сами индусы знают, что знания - Веды, в том числе и о перевоплощении, им передали белые люди с севера. Индусы не кричат об этом на каждом шагу, а пытаются выдать за своё. А какая страна находится севернее Индии и что это за белые люди, думаю не трудно догадаться. Оказывается, не является для нас чужим это знание о перевоплощении.

Что же говорят другие религии о том, что будет с человеком после смерти? Взять, например, христианство. Ответ на этот вопрос в данной религии таков - человек попадает после смерти либо в ад, либо в рай, т.е. на этом жизнь в физическом теле по понятиям христианства заканчивается, и душа попадает туда куда заслужила. Но мало кто знает, что идея реинкарнации ранее была и в христианстве и была исключена из своей доктрины только в 1082 году на очередном Вселенском соборе.

Вот, например, фрагмент из Евангелие от Иоанна глава 9 стих 2:

«Однажды, увидев слепца на пороге храма, ученики подошли к Иисусу и спросили: «Учитель! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?»

Отсюда следует, что ученики Иисуса знали, что на будущее воплощение повлияет качество жизни человека, и о том, что перевоплощение душ является естественным процессом. Получается, что в прошлом идеи реинкарнации придерживалась большая часть мира, если не сказать вся. Так почему вдруг в том же христианстве исключили это понятие? Неужели явление перевоплощения стало таким несостоятельным, что все позабыли про него? Неужели нет фактов подтверждающих это?

Есть и немало. Взять, например, книгу Яна Стивенсона "Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях". Автор, занимаясь этим вопросом почти тридцать лет, собрал огромное количество фактов. Получается, что и в прошлом у народов мира были основания верить в реинкарнацию, так же как и в настоящее время полно свидетельств этого «феномена». Так почему же нам внушают явно противоположное - что человек живёт только один раз, а потом в лучшем случае в рай или в ад?

Посмотрим, что говорят известные люди, занимавшиеся в той или иной степени познанием мира, ища ответы на столь важные вопросы. Вот что говорит писатель Вольтер на эту тему:

«Концепция реинкарнации не является ни абсурдной, ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды, нет ничего странного».

А вот слова Артура Шопенгауэра:

«Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: «Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение — это первое вступление в жизнь».

Шрила Прабхупада постоянно обращается к вопросу о реинкарнации в комментариях к священным ведическим писаниям Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гита, в лекциях и очерках, эссе и частной переписке. В письме к известному кардиохирургу доктору Бигелоу он пишет: «Душа индивидуальна и переселяется из одного тела в другое так же, как человек переходит из младенчества в детство, из детство в отрочество, из отрочества в юность и, наконец, в старость. Затем происходит изменение, называемое смертью, когда мы меняем старое тело на новое, подобно тому, как старую одежду меняют на новую. Это называется переселением души» («Наука самоосознания», стр. 72).

В последние десятилетия уходящего XX века общественное мировоззрение на Западе стало склоняться в сторону признания реинкарнации. Ученые, работающие в разных областях знания — биологи и врачи, психологи и психиатры, религиоведы и специалисты по мифологии, — стали уделять в своих исследованиях этому вопросу пристальное внимание. Наблюдения и доказательства различного рода начали накапливать и систематизировать. На смену априорному отрицанию реинкарнации как таковой постепенно пришел аналитический подход с попытками приблизиться к пониманию сущности этого феномена.

Приведем высказывания современных ученых, исследующих эту проблему в вопросах своей компетенции. Специалист по мифологии Джозеф Кэмпбелл: «Реинкарнация предполагает, что вы больше того, что вы есть по вашему мнению. Существуют измерения вашего существа, потенциал для реализации и сознание, которые вы не включаете в вашу концепцию себя. Ваша жизнь намного глубже и шире, чем вы представляете ее, будучи здесь. То, что вы переживаете, всего лишь разрозненные намеки на то, что действительно есть внутри вас, что дает вам жизнь, дыхание и глубину. Но вы можете жить, соотносясь с этой глубиной. И когда вы сумеете познать ее на опыте, вы вдруг увидите, что все религии толкуют именно об этом».

Слова этих людей заставляют нас задуматься о понимании реинкарнации или отрицании её. Зная, что реинкарнация существует, человек будет сознательно приобретать и накапливать в себе лучшие качества, стремиться получить положительный опыт, новые знания и понимание, чтобы в следующей жизни продвинуться ещё дальше. И наоборот, отвергая, человек в неведении может наломать дров, за что потом придётся расплачиваться в следующем воплощении или вообще выпасть из круга воплощений, что часто происходит при самоубийстве и при других нарушениях законов природы. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

И тут стоит задать вопрос: «Кому это выгодно?» Кому выгодно чтобы люди просуществовали пустоцветом свои жизни, не реализовав себя и своего предназначения, а часто ещё и наработали себе проблемы, которые потом надо будет расхлёбывать? Вспомним, что идеология является мощнейшим оружием в тёмных руках. При каждой смене власти в государствах менялась идеология, устанавливалась та, которая была выгодна тому или иному правителю. Народу часто приходилось только принимать, то, что за него кто-то решил, часто навязывали силой и постепенно люди забывали всё старое и верили в полную противоположность как по велению волшебной палочки. Так постепенно забылось всё важное, что человек знал и осознавал, в том числе идея реинкарнации.

Хочется ещё обратить внимание на то, для чего существует перевоплощение, на чём основаны некоторые его механизмы. Видимо душе или если сказать по-другому сущности, требуется физическое тело для накопления опыта на определённом этапе развития, иначе сущность не воплощалась бы вновь и вновь. И здесь интересен момент, почему человек, рождаясь в новом теле, не помнит о своих предыдущих воплощениях. Нам якобы кто-то закрыл память, чтобы мы не пошли уже по проторенной дорожке, а пошли новым путём, так как предыдущий путь видимо оказался не столь верным. Получается, даже сама природа располагает нас в этом моменте к развитию.

Следует отметить, что в большинстве случаев информация о предыдущих воплощениях не доступна человеку в течение жизни. Это связано с тем, что запись информации происходит на качественных структурах сущности. И для того, чтобы «прочитать» эту информацию, человек в новом воплощении должен достичь такого же уровня эволюционного развития, что был в предшедствующей или предшедствующих жизнях. И только, когда человек при своей жизни эволюционно продвинулся дальше, чем в какой-либо из предыдущих жизней, возможно открытие и прочтение всей информации, накопленной сущностью за всю историю её существования.

А как же человек продвинется дальше, если он и не знает, что ему это нужно, точнее ему так внушили. Иллюзия того, что мы живём один раз - губительна для процесса развития. Таким образом, создаётся благоприятная почва для различных манипуляций и ловушек. Особенно для молодёжи, когда подсовывается подмена понятия свободы, выставляя её как распущенность и вседозволенность. Такие лозунги как: «Жизнь нужно прожить так, чтобы потом было стыдно вспомнить» - являются следствием социальной болезни, которая возникла в результате украденного мировоззрения и понимания законов природы. Следуя логике: «живём один раз - надо всё успеть», и человек без понимания и должного воспитания пускается во все тяжкие в погоне за удовольствиями, развлечениями и мнимым счастьем. А счастье всё не наступает и не наступает.

Всё это отрицательно отражается не только на отдельной личности, но и социуме в целом. Людей преднамеренно лишили стержня, который помог бы им устоять перед многими соблазнами. Людей приучили к пассивности. При идеологии единственной жизни страх смерти, страх получения проблем, потеря работы, денег, дома довлеет над человеком, но, если человек будет знать о перевоплощении и законах кармы, то ситуация в корне изменится. Страшнее не умереть, а переступить через такие понятия как совесть и честь. Человек лишний раз подумал бы, прежде чем совершать преступление, ведь потом придётся отрабатывать в следующем воплощении. Ведь покаяние не исправит ситуацию и нет того кто бы искупил за нас все грехи человечества. Представьте, каким могло быть общество, если бы в нём преобладало правильное мировоззрение.

Тогда человек становится сам ответственным за свою жизнь. Несправедливость в обществе воспринимается уже не как чье-то наказание или испытание, а как то, с чем человек сам вправе справиться. Не откладывая при этом свои пороки в дальний ящик, а начиная с ними работать, меняя при этом себя и своё будущее, будущее своего народа и общества в целом. У человека появляется ответственность за каждый свой поступок и помысел. При этом он сознательно нарабатывает положительные качества не только для себя, но и для своих будущих потомков, желая им оставить добро, а не проблемы. А ведь когда-то всё это было, нам нужно лишь вспомнить и разобраться. В заключение приведу слова Эдуарда Асадова:

"Человеком мало родиться им ещё надо стать."

Похожие статьи