Еврейскую Пасху по-другому называют Иудейским Песахом. Но если копнуть глубже, то это два разных праздника и похожи они только условно.
История еврейской Пасхи
Еврейской пасхой (Песахом) называют самый древний и самый большой семейный иудейский праздник. Каждый год Светлый День припадает на весну, и в отличие от православной церкви евреи празднуют его неделю.
Несмотря на то, что православное и иудейское название практически одинаковое, обычаи и традиции у них разные. В переводе с иврита Песах переводится как “пройти мимо”. Этот день выступает символом освобождения евреев от рабства.
Более 3 тысяч лет назад Господь наказывал египетское правительство за несвободу Израиля. 14 числа нисана каждый еврей должен был принести в жертву молодого ягненка. Мясо молодого ягненка готовили на огне и съедали с горькими травами. Кровь ягненка нельзя было выливать, ею смазывали все дверные косяки в доме. И вот когда в Израиль пришел ангел смерти, он уничтожил всех евреев, чьи дома не были помечены кровью.
Какого числа 2018 года евреи отмечают Пасху
Как и у православных верующих, еврейская Пасха не имеет определенной даты, и каждый год она отмечается по-разному. В 2018 году евреи начинают отмечать Светлый День с последнего дня марта, продолжается он до субботы 7 апреля. Первый и последний день Песаха является официальным выходным. Вся неделя считается праздничной, но не выходной.
Особенности еврейской Пасхи
При праздновании Песаха евреи проводят разные ритуалы, также у них есть определенные запреты на праздничную неделю. В праздник евреи не едят, и даже не держат в руках продукты, которые бродят, это категорически запрещено. Это касается дрожжевого хлеба, кваса, макарон и пива. Подобные продукты называют хамецами. Они должны отсутствовать в доме во время праздничной недели.
В Песах евреям разрешено употреблять только пресный хлеб, который евреи называют мацой. Таким образом евреи вспоминают свое освобождение из рабства. Когда они покидали территорию Египта, то не успевали взять с собой еду, поэтому брали только хлеб.
Уже за семь дней до Пасхи евреи начинают свои приготовления. Женщины тщательно убирают свое жилье и уничтожают все продукты, которые даже запрещено брать в руки в праздничный день.
Традиции праздничной трапезы у евреев в Светлый День
Еврейская Пасха, как и православная, празднуется в кругу семьи. У евреев особое внимание уделяется вечерней трапезе. Праздничная трапеза начинается только тогда, когда спрячется последний солнечный луч. Это как раз то время, когда все члены семьи приходят из синагоги.
Перед тем как приступить к приему пищи, все молятся, поют псалмы и благословляют друг друга. На столе самая красивая посуда, как правило, та, которая передается по наследству следующему роду.
Также на столе стоит миска с соленой водой, которая символизирует слезы матерей за погибшими сыновьями. Все, кто присутствуют за столом, должны кушать мацу, выпить четыре бокала вина, прочитать псалмы и Агаду.
Еврейская Пасха (Песах) – самый древний и самый большой семейный праздник у иудеев, который ежегодно отмечается весной и длится целых семь дней. Какова история данного праздника и откуда происходит его название? Как отмечают Песах в еврейских семьях: особенности, традиции и запреты праздника. Порядок проведения торжественного ужина Садер: последовательность действий. Когда будет еврейская Пасха в 2018 году: какого числа начнётся и какого закончится?
История и смысл праздника
Несмотря на схожесть названия данного праздника у православных и евреев, его значение и традиции у каждой религии свои. Еврейская Пасха Песах, что в переводе с иврита значит «пройти мимо», посвящена освобождению евреев из многолетнего египетского рабства.
Свыше трёх тысяч лет назад Господь решил наказать Египет и его правителя за то, что он не хотел давать Израилю свободу. Бог повелел всем евреям в ночь на 14-е число месяца ниссана принести ему в жертву годовалого ягнёнка. Мясо животного должно быть приготовлено на огне и съедено с горькими травами, а кровью ягнёнка следовало пометить дверные косяки в доме. Ангел смерти прошёл мимо всех помеченных домов, оставив в живых еврейские семьи. Все первенцы в домах, которые не были измазаны кровью пасхального ягнёнка, были уничтожены карой Господней. В ту же ночь все евреи под предводительством Моисея покинули египетскую землю.
Когда отмечается Песах в 2018 году?
Время наступления Песах определяется по лунному календарю, поэтому каждый год дата празднования разная. В 2018 еврейская Пасха отмечается с вечера пятницы 30 марта по вечер субботы 7-го апреля. При этом первым днём Песах считается 31 марта.
Что касается выходных, то в Израиле нерабочими являются только первый и последний дни празднования. В это время для евреев любая работа запрещена. Период между началом и окончанием Песах также считается праздничным, но с существенным послаблением к запретам относительно работы.
Еврейские традиции пасхального Седера
Для празднования Песах по всем канонам, существует множество раввинских заповедей, указаний и наставлений, которые собирались и хранились веками. Одним из символов пасхи у евреев является торжественный ужин, именуемый Седер (иуд. «порядок»), который предполагает определённый план действий. Последовательность правил и традиции этой трапезы следующие:
- Кадэш (освящение) – благословение с наполненным бокалом вина.
- Урхац (омовение) — ритуал умывания рук.
- Карпас – процедура окунания кусочка овоща карпас в солёную воду.
- ЯХАЦ – преломление мацы на две половины, большую из которых откладывают в сторону.
- Магид (повествование) – чтение Агады, истории об исходе евреев из Египта.
- Рахца – умывание рук и благословение перед поеданием мацы.
- Моци-Маца – поедание мацы.
- Марор – вкушение горькой зелени после произнесения благословения на исполнение заповеди.
- Корех – поедание мацы с зеленью.
- Шулхан-орех – переход к поеданию всего, что есть на столе.
- Цафун – съедание десерта (второй половины мацы).
- Барех – молитва после приёма пищи.
- Алель – чтение благодарственной молитвы пророку Элиягу.
- Нирца – распитие вина с просьбами и пожеланиями.
Помимо подготовки к праздничному ужину, хозяевам необходимо заблаговременно позаботиться о чистоте дома. Поэтому в канун еврейской пасхи в квартирах и домах проводится генеральная уборка, которая предполагает очищение от пыли и грязи даже самых труднодоступных мест.
Праздничный стол на Песах
На еврейскую Пасху хозяйки готовят множество угощений, которых бы хватило на весь период празднования. По традиции в эти дни на стол ставится самая лучшая посуда (кошерная), которая используется только в этот праздник.
Блюда на Песах:
Название | Описание |
Маца | Хлеб из пшеничной муки, который выпекается без дрожжей |
Зроа | Жареная баранина на косточке или куриная шея |
Карпас | Весенние овощи |
Марор | Горькая зелень (смесь листового салата с хреном) |
Бейца | Неочищенное сваренное в крутую яйцо |
Харосет | Сладкая закуска из овощей, фруктов, вина и специй |
Для каждого присутствующего за столом должно быть предусмотрено столько красного вина, чтобы хватило на четыре бокала. Ведь именно вино у иудеев символизирует счастье, радость и благодать. Для детей, а также людей, страдающих какими-либо заболеваниями, вино сменяется на сок из винограда.
К запретным продуктам на столе относятся те, которые прошли процесс брожения. Это могут быть:
- пиво, ликёр и квас,
- хлебобулочные изделия (макароны),
- майонез,
- консервированные продукты.
Такое ограничение записано в священном писании:
«Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа того будет истреблена из народа Израиля…» (Шмот, 12:15,19).
Что касается такого явления как приметы, то для евреев это понятие определяется законами Бога и материализацией природы, а не психологией человека. Суеверие для них чуждо.
Далеко не все современные еврейские семьи по разным причинам в точной последовательности соблюдают традиции празднования Песах. Но как бы не сложились жизненные обстоятельства, этот праздник они отмечают всегда. При любых условиях и при любой погоде…
Еврейская Пасха - это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта. Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.
Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход". Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта. По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой "казнью египетской" было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.
Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального седера.
Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную "ночь бдения", поэтому в конце седера в ознаменование "бодрствования духа" открывают входную дверь.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".
В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта - рождения еврейского народа как нации.
В Израиле Песах - пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.
Песах - это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории - освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.
По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев - есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца - символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.
К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи "кашировали" к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили.
Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая "Седер". Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: "Чем отличается эта ночь от других ночей?").
Песах отмечается в память избавления евреев от 400-летнего рабства. Это библейское событие произошло 3,5 тысячи лет назад, когда пророк Моисей вывел свой народ из египетского плена. Иудейская Пасха, вычисляемая по лунному календарю, продолжается восемь дней, из которых особо выделяются два первых и два последних. На них распространяются все законы шаббата - субботы покоя, запрещающие работать и даже пользоваться транспортом.
Одна из главных традиций - употребление мацы (пресного бездрожжевого хлеба) как память о ниспослании евреям в египетской пустыне манны небесной. Три года назад российские еврейские организации полностью отказались от закупки мацы в Израиле. В Москву было поставлено самое современное оборудование для выпечки этого национального пресного хлеба. Общинные пекарни поставляют его в регионы России. Песах - один из трех паломнических еврейских праздников. В Израиле - это пора массовых экскурсий и прогулок по стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих древнее паломничество освобожденного из рабства народа.
Еврейская Пасха в 2019 году будет с 19 по 27 апреля. В 2020 году – с 9 по 17 апреля. Иудейскую Пасху (ее называют Песах) в Израиле отмечают в течение целой недели.
О том, почему так сложилось, и какой смысл вкладывают в праздник Пасхи евреи, подробно рассказывается в статье.
Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля.
А вот на территории страны праздник отмечают ровно неделю. То есть именно иудейская Пасха в 2019 году в Израиле , стране еврейского народа будет с вечера пятницы 19 апреля до вечера пятницы 26 апреля — 7 дней подряд.
В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.
Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.
Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение. А вот празднование продолжается в течение:
- 40 дней — по православной традиции;
- 50 дней — согласно католическим представлениям.
Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.
Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».
Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря.
Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.
И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.
С НОВЫМ 5779 ГОДОМ!
Особенность календаря израильтян еще и в том, что отсчет в нем ведется со дня сотворения мира. Поэтому в 2019 году в Израиле будет 5779 год. Кстати говоря, в России в далекую допетровскую эпоху также вели отсчет со начала бытия.
Однако годы учитывались иначе. Если бы сегодня продолжал действовать прежний порядок, сегодня был бы приход не 2019, а 7528 года.
4 названия праздника Песах
Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так:
- Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей – египтян, державших евреев в рабстве.
- Хаг а-Мацот переводится как «праздник опресноков». Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, т.е. пресными лепешками (мацой), состоящими только из муки и воды.
- Хаг а-Херут – «праздник свободы». Комментарии излишни.
- Хаг а-Авив означает «праздник весны». Кстати говоря, месяц «нисан» называют также «авив».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Не напоминает ли это слово кое-какое название? Действительно, столица Израиля город Тель-Авив – это наименование переводится как «холм весны» в значении «место возрождения, обновления». В мире найдется совсем немного столиц с таким поэтичным названием.
Пасха и Песах: один праздник – два смысла
Итак, Пасху и Песах отмечают примерно в одно и то же время. А вот смыслы, которые придаются разными народами одному торжеству, сильно отличаются:
- Пасха – это праздник христиан всех конфессий, который отмечается в ознаменование воскресения Христа. И в этом заключается важнейшая основа веры и великая духовная радость.
- Песах – это праздник именно еврейского народа (почитается она еще и самаритянами, а также караимами).
Однако, если вдуматься и помыслить вне контекста конкретной истории, случившейся в Египте более 3300 лет тому назад, никаких явных противоречий между этими смыслами мы не найдем.
Конечно, еврейский народ трактует Песах как освобождение от рабства. А что же христиане? Смерть и последовавшее воскресение Христа – это торжество жизни над смертью, получение свободы от греха.
И если вдобавок ко всему прочему вспомнить древние поверья, Пасха в понимании разных народов – это праздник весны, когда вся природа освобождается от власти зимы и долгих, темных ночей. Удивительным образом переплетаются многовековые, даже тысячелетние традиции разных культур, которые долгое время даже не подозревали о существовании друг друга.
И у этого своеобразного цивилизационного синтеза есть свое весомое, вполне твердое обоснование. Чтобы его почувствовать, достаточно знать только один факт: христианская Пасха почему-то празднуется практически одновременно с иудейским Песахом. Все дело в том, что Христос воскрес именно в тот день, когда евреи уже в который раз собирались отметить свой главный праздник.
Случайно это совпадение или нет, но так уж сложилось, что Пасха стала тем связующим звеном, которое наверняка объединяет религиозные представления большинства народов нашей планеты. И несмотря на разный исторический контекст, своеобразные традиции и символы, общая идея, несомненно, существуют:
- Песах – символ свободы.
- Пасха – символ возрождения.
Каждый народ и каждый конкретный человек вкладывает собственный смысл в понятие освобождения. Кто-то свободен в своих творческих талантах, кто-то счастлив в браке, а иной просто наслаждается своим делом и искренне благодарит судьбу.
В такой прекрасный день все люди могут почувствовать себя частью чего-то светлого, разделить неповторимую благодатную атмосферу праздника. И искренне поздравить друг друга со Светлой Пасхой, или с Песахом, как говорят иудеи.
Среди главных смыслов праздника можно выделить и такую идею, как жертвоприношение. Как израильтяне закалывали агнца (ягненка), так и Христос сам стал священной жертвой, благодаря которой каждый человек имеет право на прощение и помилование.
Вот и получается, что если вдуматься, можно понять, что пасхальные торжества отличаются своими символами и историей, однако их фундаментальная основа едина.
Что делают на еврейский Песах: традиции
Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.
Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.
Праздничный стол Песаха: седер
Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.
На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.
Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день? Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор).
Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.
Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).
Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.
А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:
- горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
- соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
- зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
- кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.
Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.
Дни после седера
Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.
Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера. А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей.
Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).
То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.
Что нельзя делать на Песах
Что касается запретов, то евреи весьма уважительно относятся к своим нормам. Поэтому все, что перечислено ниже, следует понимать буквально. К запрещенным действиям относятся:
- Стирка, выжимание белья.
- Стрижка, бритье.
- Написание любых текстов.
- Работа в поле, в саду.
- Включение и выключение любых электроприборов, телефона, автомобиля.
- Разведение огня.
Считается, что Песах – праздник, который посвящен всему еврейскому народу. Поэтому недопустимо рассуждать о личных проблемах, вести серьезные переговоры и даже загадывать личные желания во время торжественного ужина или в другие дни священного праздника. Соответствующие разъяснения дают и раввины, например.
От редактора DisciplesToday: «Несколько лет назад я отмечал праздник Пасхи в Иерусалиме в окружении 300 евреев со всего мира. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных во всех поколениях». Филипп Лестер, брат-еврей из церкви Христа в Нью-Йорке поделится своим изучением на эту тему.
«Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо , наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).
Этот отрывок адресован христианам в греческом Коринфе. И хотя многие из них не были евреями, апостол Павел предполагает, что они были хорошо знакомы с картиной Пасхи. Павел увидел уникальное применение этой истории Пасхи в ситуации, которая была в то время в Коринфской Церкви. Проблема распространения грехов и гордый дух коринфян были фоном для ссылки на практику избавления от старых дрожжей, что было неотъемлемой частью празднования Пасхи.
Давайте мы воспользуемся моментом, чтобы задуматься о значении Пасхи, которую празднуют в апреле в течение семи дней. А также рассмотрим её актуальность для нас, современных христиан. В своем первоначальном виде Пасха представляла собой празднование чудесного вмешательства Бога, которое в итоге привело к освобождению израильского народа из рабства. Это событие помогает нам, оглянувшись назад, увидеть силу крови ягненка, которая привела к освобождению миллионов рабов из египетского рабства. Как мы увидим, это также указывает на окончательное освобождение всех людей через последнюю жертву – Мессию, Которого Бог послал в этот мир. Есть очень много сильных и вдохновляющих уроков о Пасхе, и, хотя эта статья лишь поверхностно рассмотрит эту тему, я надеюсь, что тот, кто заинтересован в лучшем понимании , его актуальности на сегодняшний день и его связи с Новым Заветом, найдет много интересного для себя.
Пасха — больше, чем просто праздник
Для многих светских евреев Пасха, в основном, сосредотачивается вокруг таких вещей как семья, еда и традиции. Как и в большинстве случаев, праздник становится хорошей возможностью передачи обычаев, традиций и истории новому поколению. К сожалению, более глубокий смысл Пасхи часто упускается из виду, все больше оставляя на поверхности только атрибуты праздника. Глубокий смысл кроется в послании Бога, свободе, избавлении от духовного рабства и угнетения. Это послание о Его любви, Его власти, Его обещаниях, чудесах и Его окончательном плане – освобождении человечества через кровь совершенного Агнца. Такие пророки, как Исайя, говорили о Том, Кто должен был придти, став человеком, чтобы дать нам защиту от самых разрушительных вещей в нашей жизни – наших грехов. Эта статья поможет нам найти подтверждение этой истины.
Истинное значение и смысл Пасхи – празднование свободы
Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. Наравне с «Йом Киппур» (День искупления) это один из самых значительных праздников для еврейского народа. Это один из трех праздников, которые Бог повелел евреям отмечать ежегодно. Пасха, как день рождения израильского народа, является напоминанием об освобождении древних евреев из египетского рабства тысячи лет назад. Название праздника на иврите означает «пройти мимо, обойти стороной». Бог решил использовать эту крайнюю меру, в результате которой были уничтожены все первенцы и людей и скота в Египетской земле, за исключением первенцев евреев. Бог повелел израильтянам пометить косяки своих дверей кровью ягненка, чтобы они были защищены и чтобы Он мог увидеть этот знак и пройти мимо домов израильтян. В течение тысяч лет каждый год евреи соблюдают особый пост, который длится 7 дней. Пасха для еврейского народа является особым напоминанием, благодаря которому они вновь восстанавливают эту историю.
Что происходит в Пасху? Восстановление истории праздника
Как и большинство праздников – это повод для радости, когда все друзья и родственники собираются вместе, чтобы есть особую еду. Основным событием вечера со специальной едой является пересказ древней истории о том, как Бог чудесным образом освободил израильский народ от тирании Фараона. Эта история о чудесах, о Боге, о Его обещаниях, о Его суде, о Его руководстве, но прежде всего – о спасении. Бог хочет, чтобы эта история передавалась из поколения в поколение и никогда не была бы забыта. Эта история рассказывается не только словами, но и через употребление в пищу особых продуктов, которые её символизируют.
Сегодня Пасха празднуется с различными продуктами питания, которые используются для приготовления специальной еды под названием «Седер». Еда сочетается с чтением специальной брошюры под названием «Аггада». Это происходит вокруг обеденного стола, и чаще всего во главе стола находится глава семьи. Делается все возможное, чтобы все участники трапезы были задействованы в этом празднике, воспроизводя события истории. Как правило все приглашенные гости участвуют в Седер, читая Аггада. Попутно произносятся молитвы, выпивается вино и принимается пища. Так как одно из предназначений Пасхи – обучение, то в этот день особое внимание уделяют детям. На самом деле этот праздник был составлен таким образом, чтобы вызывать интерес у молодежи и привлекать их.
Традиционно молодым задаются четыре вопроса. Эти вопросы готовят почву для ведущего вечера, чтобы он мог начать объяснять истинное значение этого вечера.
Задаются вопросы типа:
- Почему эта ночь отличается от других?
- Почему в эту ночь у нас есть только пресный хлеб?
- И почему мы принимаем пищу с горькими травами?
Затем ведущий отвечает на эти вопросы, объясняя важность этой ночи и уникальных продуктов. Все эти символические вещи и традиции призваны помочь вновь прочувствовать события, приведшие к освобождению евреев из египетского рабства.
История Пасхи
Исторические предпосылки этого праздника находится в первых двенадцати главах книги Исход, второй книги Библии, которая возвращает нас к древнему египетскому миру. Однако, чтобы еще лучше оценить эти события, нам надо вернуться назад в историю, чтобы посмотреть на обещания Бога, которые Он давал Аврааму. Эти обещания включают в себя:
- Создание сильной нации из его потомков
- Предоставление специальной земли для жизни этих потомков
- Приход обещанных «семян» для благословения всех наций (Бытие 12:1-3)
Интересное пророчество было дано Аврааму в отношении его потомков. На самом деле, это пророчество действительно предсказывает Пасху:
«…и Господь сказал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет». (Бытие 15:13)
Это предсказание на самом деле исполнилось. Бытие заканчивается историей Иосифа и переездом семьи Иакова в количестве 70 человек из Ханаана в Египет. Получив приглашение от Иосифа, они покинули свои дома в Ханаане, чтобы избежать сильнейшего голода. Они поселились в Египте в качестве гостей и сильно разбогатели там. Их переезд в Египет был изначально предназначен для того, чтобы они выжили, как нация. Они уходили из обетованной земли, но это был Божий план.
Пасха в Ветхом Завете
Книга Исход в Ветхом Завете рассказывает нам историю, которая случилась спустя 400 лет. Все это время израильтяне находились в египетском рабстве. Однако со временем они стали сильной нацией, которая насчитывала уже миллионы людей. Из-за того, что был голод в их земле, они вынуждены были переехать в Египет, где и стали рабами. Вот тут-то и начинается вся драма Пасхи.
Израильтяне были порабощены египтянами, которыми правил фараон Рамзес II. Из Книги Исход и истории мы знаем, что Египет был миром фараонов, пирамид и многобожия. Для тех, кто не знаком с Библией: фильм «Десять заповедей» и мультфильм «Принц Египта» могут немного вас познакомить с тем миром. Однако имейте в виду, что эти события были на самом деле, а не являются выдумкой Голливуда. Крик израильского народа об освобождении от жесткой тирании был услышан Богом. Его план заключался в том, чтобы вырастить Моисея как освободителя народа. Тем не менее Моисею необходимо было научиться многим вещам, чтобы сделать это. Сорок лет он воспитывался в Египте, а затем в течение еще сорока лет он проходил тренировку в качестве пастуха. В 80 лет он получил право быть представителем Бога для фараона. Моисей, простой пастух, получил предназначение идти к фараону, чтобы требовать свободу для своего народа. Моисей вышел из дворца в пустыню, а затем вернулся во дворец в качестве пророка.
Бог снабдил Моисея сверхъестественными способностями для того, чтобы продемонстрировать, что именно Он его послал. Итак, Моисей спустился с горы с посланием «Позволь народу Божьему уйти…» Просьба Моисея была проигнорирована. Фараон отказался слушать Моисея и не отпустил народ. Моисей предупредил Фараона, что нашлет на него много наказаний, если он не отпустит народ. Много раз Фараон игнорировал Моисея. В итоге Богу пришлось развязать серию из 10 наказаний народа египетского. Весь народ Египта постигли эти страшные 10 казней.
- Вода превратилась в кровь
- Нашествие жаб
- Наказание мошками
- Наказание пёсьими мухами
- Моровая язва
- Наказание нарывами
- Нашествие саранчи
- Смерть первенцев
Боги Египта были осуждены Богом Моисея. Бог Нила превратился в кровь, бог солнца «Ра» превратился во тьму. Всё равно Фараон не собирался отпускать евреев, вплоть до смерти всех египетских первенцев, в том числе и в доме Фараона. Эти события подробно описаны в 12 главе книги Исход:
«Сегодня ночью Я пройду по Египту и убью всех первенцев, людей и животных, и произведу суд над всеми богами Египта. Я Господь. Кровь же на ваших домах будет для Меня особым знаком: увидев кровь, Я обойду ваши дома стороной. Всё плохое Я причиню египетскому народу, вас же не поразит ни одна из этих страшных болезней». (Исход 12:12,13)
Прочитайте всю 12 главу книги Исход.
Когда фараон, наконец, согласился отпустить израильтян, люди покинули свои дома так быстро, что даже не было времени, чтобы испечь свой хлеб. Таким образом, им пришлось взять с собой сырое тесто. Когда они шли через пустыню, тесто запеклось в жаркой пустыне, в результате чего получились лепешки, которые называются «мацой». Сегодня в честь этого события евреи едят мацу вместо хлеба в Песах.
Хотя евреи были теперь свободны, их освобождение было неполным. Армия фараона преследовала их в пустыне, по пути к Красному морю. Когда они вышли к морю, то оказались в ловушке. Именно тогда произошло еще одно чудо. Воды Красного моря расступились и израильтяне смогли перейти на другую сторону. Как только последний человек достиг другого берега, воды сомкнулись, поглотив армию Фараона. И только тогда они поняли, что свободны. В Пасху отмечают это освобождение.
Празднование Пасхи сегодня еврейским народом
Пасха отмечается в течение семи дней, в которые евреи воздерживаются от употребления хлеба с закваской. Праздник начинается со специального богослужения и торжественной еды «Седер». Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома.
Как христианам относиться к празднику Пасхе
Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять. Много язычников (не евреев) стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника. Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве.
Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа
Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять. Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству (Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств), взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день.
Праздник Пасха: уроки и выводы
1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.
2. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время – спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими.
3. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог.
4. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь . Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него.
5. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными (2 Петра 1:5-11).
6. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости (1-е Коринфянам 5:7)
Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе – удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи. В преддверии первой ночи Песах (или Пасхи) весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться (1-е Коринфянам 5:7).
7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе. Мессия – хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе – это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» (Исаия 53:5б). В Ветхом и закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» (Евангелие от Матфея 16:6). Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» (1-е Коринфянам 5:8). Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».
8. Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора - бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти. Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» (Исаия 53:1), что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас. Еще раз, Ха Шем (Бог) отдал на заклание Агнца без «пятна и порока». Как это было предсказано в книге пророка Исайи 53:6-7 последняя жертва будет человеком. Пасха предсказывает искупление. Для верующих в Мессию праздник Пасхи имеет особое значение. Вся нить символов Пасхи воплотились во Христе. Иоанн перед крещением Христа сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоанн 1:29б). Иудеи праздновали Пасху полторы тысячи лет. Они понимали значение такого заявления.
Закланный на Пасху ягненок был предвестником искупления, которое мы обрели через Христа, нашего Пасхального Агнца. Принцип искупления значит, что мы проданы в рабство греху и можем быть свободны от его владычества (Иоанн 8:31-32). Быть «искупленным» значит быть «выкупленным из рабства». Христос Иисус заплатил за нашу свободу Своей кровью — это цена искупления (1-е Петра 1:18,19, Галатам 3:13, Ефесянам 1:7, 1-е Иоанна 1:7).
Для полного понимания связи Пасхи и Креста мы должны посмотреть историю искупления греха, описание которой началось в книге Бытие и продолжилось через всю Библию. От начала времен Бог сказал: «Нельзя приблизиться ко Мне иначе, как через кровь ягненка». Жертва была предписана Богом с самого начала. Адам и Ева никогда не видели смерти. Они не знали, как это - умереть. Когда они нарушили заповедь Бога, Он принес в жертву животное, чтобы покрыть их грех. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21). Он использовал непорочного агнца покрыть их вину, и Он поступает так же и сегодня. Глава 53 в книге пророка Исайи написана за сотни лет до Иешуа (прим. редактора: автор использует еврейское имя Христа –Иешуа) и иллюстрирует жизнь во имя жертвенного служения: Человек–Агнец должен страдать «от лица» других.
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:4-7)
9. Кровь защищает на Суде. В течение Седер участники должны погрузить мизинец в их бокал с вином и, перечисляя свои грехи (прим.ред.: автор употребляет слово, которое так же может означать просто проблемы и беспокойства), отряхивать его. Вино символизирует разные грехи и беспокойства. Когда Бог видел кровь, Он проходил мимо этого дома и не воспоминал грех (не вершил суд) над израильтянами. Аналогично кровь ягненка покрывает и защищает нас от Суда: «Они победили его кровию Агнца…» («его» — сатану, Откровения 12:11а).
10. Тема Новой жизни. Кухня Пасхи включает овощи и травы, традиционные для Седер, которые подают к столу и как закуску, и как напоминание. (Прим.редактора: на иврите «карпас» – овощ или травы, которые макают в соленую воду во время Седер, это м.б. картофель, сельдерей, лук и т.д.) Карпас напоминает про весну — символ начала новой жизни. И многие другие подобные символы, которые объединяют этот праздник: свобода, перерождение, новая жизнь, надежда даже среди отчаяния.
11. Афикоман – преломление хлеба и возвращение к жизни. Во время Седер бездрожжевой хлеб разламывают на три части, их прячут (прим. ред.: символично прячут под салфетку), потом воссоединяют и раздают всем участникам. (Прим. редактора: после чего нельзя есть до утра, чтобы во рту остался “вкус свободы”. Этот кусочек и называется афикоманом.). Ясный и красноречивый образ терзаний Христа, Его погребения и воскресения. Это как бы тот самый хлеб, который в последний Седер Иисус преломил и сказал: «Сие творите в воспоминание обо Мне». Та самая чаша вина, о которой Христос сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов!»
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Евангелие от Матфея 26:26-29).
12. Третья чаша вина. Третья чаша вина традиционно называется «чашей искупления». Чаша символизирует самый последний шаг Бога, который принес нам всем искупление через страдания Его Сына на Кресте. Очевидно и абсолютно ясно, что Христос имел в виду, когда разделил чашу вина с Его учениками. В Его последний Седер на Земле Он был с ними и Он сказал: «… сие творите в Мое воспоминание» (Евангелие от Луки 22:19б), «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:28). Осознание связи Иудейской Пасхи с Вечерей Господней принесет более глубокое понимание и благодарность за еженедельное Причащение.
Песах и современная Пасха
Традиционно, к несчастью, Пасха зачастую затмевает Песах. Пасха ассоциируется с кроликами и яйцами, которые пришли из языческих традиций, почитающих Весну. Эти традиции перемешались с празднованием воскресения и мотивом новой жизни. Однако, на основании Библии есть много причин делать более значимым и отмечать Песах более Пасхи. И на самом деле все больше и больше христиан соблюдают Седер помимо их традиционных праздников, и даже всю «святую неделю». Особенно, когда традиционная Пасха и Песах иудеев совпадают по Иудейскому и Григорианскому календарю.
Выводы
Пасха прекрасный символ освобождения от рабства – и физического и духовного. Пасха уходит корнями в историю, но не традиции! Хотя традиции, которые добавили авторы Талмудов (прим.ред.: Талмуд, Талмуды – многотомный свод правил иудаизма, «устный закон») не ужасны, они все-таки рискуют затмить истинный смысл, как и многие прочие околобиблейские легенды. К несчастью, многие типичные евреи и почитатели Аггада могут и кое в чём просто «закопаться», потеряв настоящие чувства в сердце. Мы всегда нуждаемся в постоянном обращении к Писанию, чтобы возвращать всему истинное значение.
Волнение во время изучения Библии о Пасхе наполняет нас, когда мы понимаем как все эти символы и отдельные события возвращают к тому, как Сам Бог вершил историю, как Он использовал кровь ягненка на косяках дверей, чтобы защитить людей, и как это предсказывало будущую кровь Агнца на дереве креста. Он искупил все человечество! Он далее будет назван «Агнец Божий, Кто взял наказание мира…» (по Исаия 53:5). Приход Иисуса из Назарета — это больше, чем случайное совпадение. Когда Иисус пришел в Иерусалим в Вербное воскресенье (прим.ред.: тогда, по традициям того времени это были пальмовые ветви, более поздние традиции дали воскресенью перед Пасхальной неделей название Вербное), Он Сам предсказал о Себе – Агнец, который будет предан в Иерусалиме на позорное страдание. Он потом искал, чтобы быть на последней вечере на Седер с Его учениками, которые потом передали нам заповедь о причащении. И потом был Он как Агнец, заклан за наши грехи, да исполнятся пророчества!
«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов…» (1-е Петра 1:18)
Понимание истинного значения Песах и древнееврейских корней Вечери Господней делает нас ближе к христианам первого столетия, мы проникаемся их отношением к причащению. Это также может помочь нам быть ближе к нашим друзьям-евреям, чтобы делиться с ними о Христе, Агнце Бога, Кто взял грехи мира на Себя.
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29)
Не пропустите Мессию в Пасху
Мессия в Пасхе. Подобно тому, как многие евреи пропустили Мессию, когда Он пришел (Евангелие от Иоанна 1:1-12), так и в Седер миру не хватает глубоких мессианских размышлений.
Этот обзор Пасхи призван осветить те темы, которые часто не подчеркивались. При этом я надеюсь, что еврейские семьи и их друзья будут глубже всматриваться в мессианский смысл Пасхи, чтобы и другие верующие могли иметь более глубокое представление о корнях их веры. Именно через Его жертву, Его кровь мы можем освободиться от рабства греха. И только благодаря Его руководству мы вышли из «Египта». Иисус вывел нас из рабства вещей, которые делали нашу жизнь горькой, и именно Он освободил нас от ложных богов.
Я надеюсь, что это исследование помогло вспомнить и еще раз убедиться в том, что для нас всех сделал Иисус. Чтобы не быть слепыми, что мы были очищены от прежних грехов — (2-е Петра 1:1:3-11). Другими словами, чтобы не забыть Египет (Послание Римлянам 6:4-23)!
Если вы получите приглашение принять участие в Седер в доме вашего друга, соглашайтесь и узнайте из первых рук, что же это такое. Вы, может быть, даже сможете ответить на четыре вопроса. Это даст вам возможность делиться о вашей связи с еврейским Мессией. Быть может и этот праздник станет одним из ваших любимых!
Шалом (иврит, означает пожелание мира, дословно «мир»)!
Желаю вам очень хорошей Пасхальной недели!
Перевод: , Ксения Балдина