*) Яджна (ягья, ягна) - жертвоприношение. (ср. с "ягненок" - жертвенное животное)
*) Праджапати, "владыка твари", предок людей
(В этой легенде излагаются события четырех комиксов - этого, комикса "Шива и Парвати", "Ганеша" и "Картикея")
Однажды поспорили Брахма и Вишну, кто из них родился первым. Чтобы открыть истину, взметнулся перед ними Шива в виде огненного столпа безупречной прямизны. Сверкал он посреди надетых на него огненных венков, и нельзя было понять, где его середина, где начало, а где конец. Сказал Брахма Вишну: Давай я пойду вверх, а ты иди вниз. Тот, кто отыщет край. будет считаться перворожденным. Брахма стал белоснежным гусем, быстрым, как мысль, стремительным, словно ветер. Летел он вверх тысячу лет, но верхнего края огненного столпа не достиг. Вишну превратился в огромного кабана н тысячу лет рыл клыками землю, но до нижнего края столпа не докопался. Возвратившись в то место, откуда ушли, они признали Шиву величайшим из богов. С тех пор Шиве поклоняются во всех трех мирах, с тех пор он вместе с женой своей Дэви, удивляя мир силой, пляшет на теле повергнутого им небога Апасмары. При виде этого танца никто не может удержаться от любви. Рассказывают, что Шива с его помощью совратил 10000 отшельников, которые удалились в леса и пещеры, чтобы не видеть женщин. Правда, сначала пустынники пытались противиться Шиве и чувству, которое он воплощает. Они развели жертвенный огонь, сотворили из него свирепого тигра и напустили на Шиву. Но он задушил зверя и, содрав с него ногтем мизинца шкуру, стал носить ее как накидку. Сотворили тогда аскеты гигантскую антилопу и змею, которых наслали против Шивы. Но бог надел змею на шею как ожерелье, а антилопу навечно зажал в руке. Тогда против него вышло чудовище в виде карлика с дубиной в руке. Шива придавил карлика ступней к земле, сломал ему позвоночник и стал исполнять на его спине танец. Подавленные его мощью и красотой, смирились пустынники, поняв, что Шиве никто не может противостоять.
И, конечно же, ни одна женщина, даже самая добродетельная, не в состоянии устоять против чар бога любви и плодородия. Рассказывали, что у первопредка людей Дакши была дочь Сати, которую он любил больше жизни. Была она чиста и добродетельна, поэтому, приглашая богов, чтобы выбрать ей супруга, а себе зятя, не пригласил Дакша Шиву, ибо знал о его непристойном поведении. Но Сати втайне почитала Шиву и мечтала соединиться с ним. Во время смотрин должна была Сати передать обручальный венок тому, кого она хотела иметь супругом. Но вместо этого бросила Сати венок вверх, и он попал на огненный столп безупречной прямизны, в котором все узнали Шиву. Пришлось Дакше отдать Шиве дочь, но примириться с этим он так и не смог. Однажды во дворце Брахмы, где Шиве устраивали торжественный прием, Дакша при появлении зятя не встал, но проклял его и сказал, что не будет приносить ему жертв. Нет, это была не пустая угроза. Устраивая через некоторое время у себя в доме великое жертвоприношение коня, Дакша пригласил всех богов, кроме Шивы. Заколов коня, стали раздавать богам куски окровавленного мяса. Видя это, возмутилась Сати, потребовав, чтобы мужу оставили его долю. Когда же этого не сделали, бросилась в огонь. Шива же сотворил из себя грозное чудовище, которому приказал уничтожить жертвоприношение Дакши. Приняв вид сотен и тысяч небогов, набросилось чудовище на жертвенные дары в доме Дакши и разметало их. Мало того, досталось и самим богам, принявшим участие в священнодействии. У Дакши же была отрублена и брошена в огонь голова. Потом, успокоившись. Шива решил оживить убитых чудовищем богов. Но голову Дакши он отыскать не смог и насадил на туловище тестя голову козла. После смерти Сати Шива погрузился в глубокую скорбь. Он удалился в неприступные горы, в царство вечной Зимы, не желая ничего и никого видеть. Черноволосый, в звериной шкуре на голом теле, с черным луком и стрелами, бродил он одиноко по заснеженным горам. Только снежные барсы и мохнатые яки натыкались порой на его следы. Ложась на брюхо, они лизали их, как соль, как частицу своего владыки. Но ненасытная женская любовь все же отыскала Шиву в горах. Во второй жизни Сати стала Умой, дочерью горного князя Химаванты. Полагая, что сумеет покорить сердце Шивы суровым покаянием. Ума отправилась в горную глушь. Сбросив там человеческую одежду, она облекла свое нежное тело в древесную кору. Сто лет она питалась опавшими листьями, забыв вкус людской пищи. Трижды в день она мылась в ледяной Бодр горных рек, и богам не раз удавалось взглянуть на прелести той, которую называли невестой Шивы. Но сам он, погруженный в созерцание, ничего не знал о ее существовании.
А между тем на земле появился злокозненный демон Тарака, да такой могучий, что с ним не совладали все боги. Один лишь Шива мог породить сына, который был сильнее Тараки. И решили боги пробудить Шиву к жизни. Они отправили к нему своего посланца Каму, бога вожделения и любовной страсти, умевшего принимать различные образы и их изменять. Взял Кама с собою свою подругу Рати (Страсть) и помощницу Васанту (Весну). Едва они коснулись своими нежными ступнями гор, как потекли ледники, переполняя горные реки, растаяли снега на горных склонах, запестрели цветы. Птичий гомон наполнил долины. Все ожило. Один Шива не сдвинулся с места. Он угрюмо сидел, погруженный в свои мысли. Страшась гнева Шивы, Кама долго не решался выполнять поручение богов. Наконец, уступая их мольбам, он прибыл в место уединения Шивы и застал его сидящим между деревьями, в окружении сладостно жужжащих пчел. Проникнув в мозг Шивы через уши. Кама изгнал образ Сати. Осознав это, Шива вздрогнул и стал силой памяти оживлять исчезнувший образ. Поняв, что ему кто-то препятствует, он, потрясая головой, ударяя ею о стволы деревьев, изгнал Каму. И вновь черты лица Шивы успокоились, его три глаза закрылись, губы сложились в блаженную улыбку. К нему вернулась его Сати в виде прекрасной тени. Не успокоился Кама. С помощью Васанты он создал из благоуханных цветов стрелу и, натянув тетиву из сцепившихся пчелок, направил ее Шиве в сердце. От боли приоткрыл Шива третий глаз, и из него посыпались искры, мгновенно превратившие Каму в горсточку пепла. С тех пор Кама зовется Анангом (Бестелесным).
Очнувшись, увидел Шива Уму, омывающуюся в горном потоке, в пене, среди камней. Поняв, что это подобие Сати, он отправил к ее отцу сватами семерых мудрецов. - Химават!- обратились они к нему. - Не отдашь ли ты в жены Шиве свою дочь? - Отдам! - ликующе воскликнул отец, и его голос стал слышен в горах, заглушив грохот горных рек. "Да-а-м",- ответило эхо, наполнив радостью сердца Шивы и Умы. Вернувшись в родительский дом, Ума сбросила с себя кору, облачилась в женское одеяние, умастилась благовониями, запах которых она забыла за век жизни в горах, и опустилась на мягкое ложе. Ночь перед свадьбою показалась девушке длиннее, чем тысяча лет. Наконец, послышался рев быка и топот ног. Шива спускался с гор на спине могучего быка Нандина в сопровождении небожителей, кружившихся в бешеной пляске. Они радовались тому, что Кама вернул великого бога к жизни. После исполнения свадебного обряда, которым руководил сам Брахма, Шива усадил Уму рядом с собой на спину могучего быка и помчался, словно на крыльях, на гору Мандару, предоставившую влюбленным луга опушки и гроты для брачных утех. И, как каждая женщина, стала мечтать Ума о первенце, но его странным образом не было. Чтобы утешить себя, Ума слепила из пахучих масел, душистой пудры, пота, покрывавшего ее тело, и кала куклу в виде человека с головой слона. Но вскоре она ей надоела, и Ума бросила ее в Ганг. На лету кукла выросла, и Шива принял ее за сына, рожденного Умой. Дал он ему жизнь и сделал богом успеха, покровителем слонов, поэтов и купцов, главой карликов и духов, составивших свиту Владыки. Имя ему Ганеша. Это он впоследствии записал на пальмовых листьях "Махабхарату", продиктованную мудрецом. Для этого ему пришлось использовать в качестве палочки для письма свой бивень. Стали изображать Ганешу с одним бивнем. Был Шива грозным воителем, непримиримым врагом небогов. Опаснее других считался демон Тарака, ибо победить его мог лишь сын Шивы. Уничтожил Тараку шестилетний сын Шивы от его третьей жены Парвати. Он спалил его, как сухой стебель травы, превратил в пепел, а затем, с согласия Брахмы, соорудил Трипуру - три города, которые можно было уничтожить только одной стрелой. Один из этих городов, железный, находился на земле, а два других, золотой и серебряный, на небе. В городах этих поселились могучие демоны, объявившие войну богам. Поражая богов на небе и на земле, они сами были неуязвимы, поскольку у всех богов, вместе взятых, не было сил, чтобы выпустить стрелу, которая могла бы пронзить три города сразу. У одного Шивы также не хватало для этого сил. Но, когда боги отдали ему свою силу, он наложил на лук губительную стрелу и выпустил ее. Стал кроваво-красным небосвод. словно бы в огромном тигле смешалось расплавленное золото с пурпуром. Сверкание стрелы слилось с сиянием солнца. Стрела пронзила три крепости одну за другой, словно стога соломы. Радовались боги победе над демонами, и, взявшись за руки, плясали вместе с Шивой и его свитой.
В Индии до сих пор почитается Шива. Бог вечный, олицетворяющий начало всего. Его религия считается древнейшей в мире. Тогда мужское начало считалось пассивным, извечным и статичным, а женское — активным и материальным.
В нашей статье мы с вами поближе познакомимся с образом этого древнего божества. Многие видели его изображения. Но лишь единицы людей западной культуры знают подробности его жизни.
Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.
Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.
С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива — бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.
Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».
В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.
Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.
Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.
В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».
Изображение
Как же изображается Шива? Бог в своей древнейшей ипостаси имел вид лингама с трипундрой (три белых горизонтальных полосы). Знак этот обозначал три тюрьмы человеческой души или три гунны, составляющие мир Майя.
Позже Шиву начали изображать сидящим в позе лотоса или танцующим. В первом варианте он имел бледную кожу, был с синей шеей и четырьмя руками. Обычно бог сидит в позе лотоса на тигровой шкуре, а на плечи накинута кожа слона или тигра. Всегда во лбу у него открыт третий глаз. Кроме этого, при нем находится змея. Она переброшена через плечо, висит на шее или в виде браслетов на руках и ногах. Шива имеет две разные серьги. В одном ухе мужская, а во втором женская.
Второй вариант — танцующий Шива. Нритья-Мурти (статуэтка) может иметь разное количество рук, быть вооруженной или мирной, но всегда под ногами пляшущего бога находится поверженный карлик. Это демон Апасмар-Пуруш, символизирующий иллюзорный мир, в котором мы живем.
Атрибуты
Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.
У Шивы есть много оружия — Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.
Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы — Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.
Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).
Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).
Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.
Семья
Индийский бог Шива изначально женился на Сати, или Шакти, дочери Дакши. Но существует легенда, согласно которой девушка совершила самосожжение из-за обиды на отца.
Но после она возрождается в новой инкарнации. Теперь ее зовут Парвати (горянка) и ее отец — горный хребет Гималаи. Именно она чаще всего и изображается как жена бога Шивы.
У них есть двое сыновей — Ганеша (слоноголовый бог мудрости) и Сканда (божество войны, у которого шесть голов и двенадцать рук и ног), а также дочь Манаси.
Имена
В западной традиции индийский бог Шива известен только под этим именем. Однако индуисты знают более тысячи слов, являющихся эпитетами божества.
Среди них есть «Ужасный» и «Прекрасный», «Величественный» и «Оборванец», «Царь лингама», «Побеждающий смерть», «Владыка тварей» и многие другие.
Наиболее значимые и известные 108 из них. Они произносятся в виде молитвы и призваны очистить мысли просящего, а также способствовать его возвышению.
Функции, ритуалы, праздники
Многорукий бог Шива является верховным божеством в шиваизме. Он почитается как триединство эволюции вселенной — рождение, рост и смерть. Также считается, что он разрушит нынешний мир в конце махаюги, чтобы на его месте был создан новый.
Он покровительствует целителям, дал людям мантру Ом и санскрит. Кроме этого, Шиву всегда сопровождает свита из демонов и духов.
Два главных ритуала, связанных с этим богом, называются Панчабрахма-мантра и Рудра-сукта. Они проводятся в самый знаменательный праздник года, посвященный Шиве. Махашиваратри отмечается в конце февраля и означает ночь свадьбы Шивы и Парвати.
Самый знаменитый храм
В городке Байджнатх в начале тринадцатого века был построен храм бога Шивы. Он называется одним из его имен — Вайдьянатх (покровитель лекарей).
Некогда на этом месте стояло святилище бога, но местные купцы решили увековечить свои имена, соорудив величественное здание. Имена торговцев — Ахук и Маньюк.
Сегодня этот храм является главной туристической достопримечательностью городка. Он построен в лучших традициях нагара (североиндийской архитектурной школы). Здание окружено стеной и имеет два входа.
Обычно многорукий бог Шива внутри храма изображен только в виде лингама. Причем он считается сваямбху («самовозникшим»). На стенах постройки находятся барельефы многих божеств, демонов и прочих персонажей индуистского пантеона.
Перед входом стоит статуя Нанди, белого быка. Это животное является одним из наиболее распространенных средств передвижения Шивы. Оно символизирует чистую дхарму, а также искренность, преданность и мужество.
Сегодня храм Вайдьянатх притягивает многомиллионные толпы паломников и туристов.
Символ бога
Мы уже много раз упоминали слово «лингам». Именно с ним ассоциируется Шива. Бог часто просто обозначался этим понятием. Что же это такое?
Лингам в переводе с санскрита обозначает «знак, метка». Это цилиндрическая скульптура с круглым, реже полусферическим верхом. Многие исследователи склонны видеть в ней символ эрегированного фаллоса. Древние индусы считали лингам абстрактным образом божества.
Часто он изображается не сам по себе, а в паре с кругом или квадратом, который обозначает «йони» (влагалище, чрево). Сегодня принято считать эти два предмета древнейшим упоминанием единства мужского и женского начал. Только в индуизме мужское было вечным и статичным, а женское временным, изменчивым и материальным.
Некоторые ученые видят в лингаме прообраз стамбха, специального жертвенного столба. К нему привязывали скот, который готовился к закланию.
Существует специальный ритуал, который включает в себя омовение лингама, чтение мантр и приношение жертвенных фруктов, цветов, благовоний и прочих дозволенных предметов.
Брак Шивы и Парвати
Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.
Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.
Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.
Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.
Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.
После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.
В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.
Бог богов
Как вы уже убедились, у личности, о которой мы говорим в данной статье, много имен. Среди них есть бог богов, Махадев, Шива. Первые два в декабре 2011 года были выбраны как название для телевизионного сериала. Его серии снимаются в Индии по сегодняшний день.
Сюжет эпизодов базируется на мифах, легендах и отрывках из упанишад. Главные события взяты из Пуран. Кроме этого, при написании сценария были использованы работы Девдатт Паттанаик, известного индийского мифолога и религиоведа.
Сериал был переведен на ряд южных языков Индии. Сегодня сняты уже более ста пятидесяти эпизодов. Музыку к ним написали братья Бавра.
«Devon ke Dev…Mahadev» известен и в России. Поклонники индийской культуры могут наслаждаться сериалом с субтитрами.
Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним из древнейших божеств в истории. Узнали атрибуты, имена и прочие интересные детали о Шиве.
Удачи вам, друзья! Путешествуйте чаще!
- (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии
Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия
В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь
- (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен
Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов
єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво
Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь
- (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза
шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Книги
- Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга - не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…
- Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…
Кумран и Христос
Приложение 13
Философский и ритуалистический Шива
О раннеиндийском Шиве (в отличие от позднеиндийского и современного синкретического Шивы) Е.П.Блаватская писала, что
"строго говоря, Шива не есть бог Вед (арийской культуры). Когда Веды писались, он числился в ранге Махадэва (дэвы , санскр. – «боги », мах , санскр. – «великий». – А.В. ), или Бэла, среди богов аборигенов (дравиды и пр. – А.В. ) Индии" .
Сказанное Блаватской о прото-Шиве подтверждается находками хараппской культуры в Мохенджо-Даро и Хараппе (Др.Индия, IIIтыс. до н.э., совр. Пакистан). Основные раскопки в этом районе начали проводиться с 1921г., хотя первый отчет об этой культуре был опубликован А.Каннингхэмом еще в 1875г. В древнем божестве дравидов можно вполне разглядеть черты Шивы-Пашупати. А.М.Дубянский по этому поводу пишет: «Аийанар (тамил. aiyanar, "господин"), в дравидийской мифологии сельский бог (ср. с Паном. – А.В. ), культ которого очень древен и восходит, вероятно, к культу Мохенджо-Даро и Хараппы. Сохранился в некоторых районах южной Индии как божество, связанное с земледелием и плодородием; считается сыном богини-матери. Изображается с трезубцем на голове...» . В.Н.Топоров о печатях, находимых в Мохенджо-Даро, придерживается сходного мнения: «Мужской аспект плодородия связан с встречающимся на печатях изображением рогатого и трехликого божества, восседающего на троне или на земле в ритуальной позе (с поджатыми ногами, в позе типа «лотос». – А.В. ); между рогами – вырастающая из головы ветвь с цветами; вокруг животные – олени или антилопы, носорог, слон, буйвол, тигр. По своему типу это изображение наиболее близко образу Шивы-Пашупати, господина зверей...» . Г.М.Бонгард-Левин и Г.Ф.Ильин, со ссылкой на Д.Гонда, также отмечают, что «ряд исследователей склонны увязывать с Шивой (прото-Шивой) ... трехликое рогатое существо в йогической позе, изображенное на хараппских печатях» .
дэвы индийской мифологии исполняют роль духов, или полубогов. Шива считается главою духов, обитающих на кладбищах. Свита Шивы весьма напоминает свиту греческой Гекаты (богини Черной Луны). - А.В.Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.52.
Мифы народов мира. Т.1. С.52.
Там же. С.343.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. С.513.
Е.П.Блаватская утверждала, что предки израильтян пришли в Месопотамию из Индии (III-IIтыс. до н.э.) и что ранее, в Индии, принадлежа к автохтонному населению, они смешались с пришедшими с севера так называемыми солнечными ариями и вошли в лунную династию Яду (Iadoo ), и что здесь они поклонялись хтоническому прото-Шиве, и много тысячелетий спустя, попав сначала в Месопотамию, а потом в Египет, после египетского Исхода, они узнали от финикийских кабиров его имя – Йахо (Йахве) .
Индийские историки Н.К.Синха и А.Ч.Банерджи писали, что «многочисленные индийские печати (на некоторых из них имеются письмена Мохенджо-Даро) были обнаружены в Уре (Ур Халдейский , – согласно Библии, родина Авраама. – А.В. ), Тель-Асмере (нынешний Багдад, в прошлом – Вавилон) и других местах Западной Азии. Строительство ступенчатых арок и ниш в стенах, поклонение Богине-Матери, изображение некоторых животных на печатях – все это отчетливо свидетельствует о связи между Мохенджо-Даро и Месопотамией. Было сделано предположение, что цивилизации этих двух различных районов обязаны своим происхождением одной общей цивилизации, а их различия вызваны различиями местных условий и расовыми особенностями населения» .
Среди шиваитов символ дамары в руках Шивы трактуется как барабанчик, на котором Шива отстукивает ритм времени. Свами Шивананда пишет: «Дамара – двухсторонний барабанчик, по форме напоминающий песочные часы; символ разрушения и воссоздания; атрибут Шивы» . Напомним, что в греческой мифологии богом времени был Кронос, или Сатурн.
О связи философско-абстрактного Шивы со временем говорит его функция Разрушителя (время тоже предстает в этом смысле как разрушитель ), о том же говорят имена Шивы: Каласамхара
Кабиры - здесь жрецы одноименного культа Кабиров. Кабиры, финик. - божества, весьма почитавшиеся в Фивах, Лемносе, Фригии, Македонии и особенно в Самофракии. Они были богами мистерий. Геродот делает их богами Огня и указывает на Вулкана как на их отца (известно, что огонь имеет двойственный характер - блага и разрушения. - А.В. ). Кабиры, или Кабирим, аналогичны семитическим Элохим"ам. О них сообщается, что Кабирим - весьма таинственные божества у древних народов, включая израильтян, некоторые из которых, подобно Тераху, отцу Авраама, поклонялись им под именем Терафима. Некогда все божества, связанные с огнем, - независимо от того, были ли они божественными, адскими или вулканическими - назывались кабирийскими (см. Теософский словарь, ст.ст. ,).См.: Е.П.Б.Т.Д. т.1/2, с.393; т.2/1, с.252, 255-256; т.2/2, с.981; Разоблаченная Изида. Т.1. С.539-540.
Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. М., 1954. С.35.
Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. М., 1999. С.303.
Различение философско-общего принципа Разрушения и его частного претворения на Земле требует более подробного рассмотрения. Надеемся, нам удастся это сделать в следующей нашей книге «Путь Солнца».
Имя Шива - благоприятный, может не показаться подходящим для бога разрушения. Однако разрушение считается необходимой прелюдией перед творением, поэтому бог разрушения одновременно является и богом-творцом, олицетворяя разрушительное и созидательное начала. Согласно Шива-пуране, Шива сам является создателем и , и Брахмы.
«Разрушение» означает процесс беспрестанных изменений во Вселенной. Всё преходяще, всё уничтожается и воссоздаётся.
Шиву изображают в виде аскета , сидящего на тигровой шкуре в позе лотоса, полуобнажённого или одетого в тигровую или слоновью шкуру. Светлокожим, но с сине-чёрной шеей. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла вибхути. Спутанные кудри Шивы стянуты кольцами змеи, капюшон которой раскрыт над его головой, или скручены на макушке (джата). Другая змея обвивает его шею, а третья служит священным брахманским шнуром. Также змеи надеты на руки и ноги, как браслеты. На голове Шива носит узкий серп луны. На лбу у него третий глаз. В своей воинственной ипостаси он изображается с трезубцем в руке.
В отличие от Брахмы и , Шива не обладает небесным дворцом для жилья. Он в большей степени остаётся бездомным скитальцем, хотя местом его обитания считается священная гора Кайласа , где Шива занимается аскетическими практиками. В священных текстах о нём нередко говорится как о странствующем нищем, часто навещающем места кремаций и просто уединённые места в сопровождении призраков и духов.
В Вишну-пуране рассказывается , что Шива был осуждён на странническую жизнь за грех, который совершил, отрубив голову Брахме. По легенде, Брахма и Шива оба родились от Верховного Абсолюта и начали борьбу за превосходство. В бою Шива одной рукой схватил одну из голов Брахмы, а другой - отрубил её. Но та рука, которой он держал отрубленную голову, оказалась парализованной и не смогла выпустить тяжкий груз. Пока ослабевший Шива стоял так, Брахма сотворил яростного демона и натравил его на Шиву, который, не в состоянии обороняться, бежал и укрылся в городе Бенарес (современный Варанаси). Там он и получил прощение за тяжкий грех убийства брахмана (т.к. Брахма считается отцом брахманов), и лишь тогда голова отделилась от его руки. Тем не менее, он был осуждён жить странником и просить подаяние на небесных улицах.
Следующая история объясняет, как Шива приобрёл синюю шею . Во время змея, которая использовалась вместо верёвки, изрыгнула смертельный яд и Шива выпил его, не дав упасть в океан и отравить амброзию. Но Парвати, жена Шивы, схватила мужа за горло прежде, чем яд успел достичь желудка и опалить его. С тех пор яд остаётся в горле Шивы, окрасив его в синий цвет.
Святой мудрец Дурваса, являвший собой часть самого Шивы, посетил однажды собрание земных правителей и получил от них цветочную гирлянду. На обратном пути в мир богов мудрец размышлял об относительных достоинствах всех его обитателей и решил отдать гирлянду Индре, решив, что именно он заслуживает этот подарок. Индра принял подарок, но, как только Дурваса удалился, отдал гирлянду для развлечения одному из своих слонов. Вдруг Дурваса вернулся, чтобы сообщить что-то Индре, и увидел, что слон играет его гирляндой. Разгневанный святой тут же проклял Индру и всех подчинённых ему богов и пожелал им стать такими же беспомощными перед смертью как люди.
Вскоре Бали, царь асуров, объявил войну богам и двинулся на них с огромной армией. Поражение казалось неизбежным. Тогда боги отправились к Шиве и рассказали, какая неудача с ними приключилась. Шива не мог отменить проклятие Дурвасы и отправил их к Брахме, а тот - к . , после погружения в медитацию, сказал, что только амброзия (сливки Молочного Океана) сможет вернуть их прежние свойства.
Ни одной обычной мутовкой нельзя было взболтать этот океан, так что для данной цели надо было вырвать гору Мандару. Одним богам было не под силу поднять эту гору и вертеть её в океане, поэтому попросил Индру заключить перемирие с асурами на их собственных условиях, пообещать им равную долю амброзии и, таким образом, привлечь их силы для пахтания океана. Индра спросил , не опасно ли делиться с асурами амброзией, ведь она только усилит их мощь, но просил предоставить это дело ему.
Перемирие было заключено, боги и асуры вырвали из земли Мандару и опустили её в Молочный Океан. Затем боги схватили огромного змея Васуки, живущего в одном из адов, и обвязали его вокруг горы вместо верёвки. предложил богам встать в головах этой «верёвки», но асуры заподозрили подвох и заявили свои права на данную позицию. Таким образом, боги взялись за хвост змея и в результате его обжигающее дыхание ослабляло асуров, тогда как богов освежал прохладный бриз, дувший с океана.
В процессе пахтания гора начала проваливаться в жидкое дно океана и её было невозможно вращать. Тогда принял форму гигантской черепахи (это его воплощение называется Курма-аватара), нырнул в океан и подставил спину под гору.
Вскоре на поверхности океана стали появляться четырнадцать драгоценных предметов (чатурдаса-ратнам):
Луна, которая досталась Шиве,
Дерево Париджата и слон Айравата, их потребовал для себя Индра,
Корова Камадхену, её отдали семерым риши,
Варуни, богиня вина, её отдали владыке морей Варуне,
Апсары, небесные танцовщицы, которых также отдали Индре,
Белая лошадь Уччайшравас, которую отдали Бали, но позже Индра выиграл её, победив в сражении после питья амброзии,
Богиня Лакшми, морская раковина, булава и сокровище Каустабха - всё это забрал себе Вишну,
Дханвантари, божество Аюрведы, с сосудом амброзии,
Сосуд с ядом, который мог бы уничтожить всю вселенную.
Увидев сосуд с ядом, так долго хранившийся на дне мирового океана, боги решили скорее от него избавиться, иначе яд мог разрушить всю Вселенную. Шива спас и богов, и людей, и все живые существа, проглотив яд. Яд по-прежнему хранится в горле Шивы, за что он носит эпитет Нилаканта (Синегорлый), яд жжётся и причиняет боль, поэтому часто шею Шивы обвивает холодное тело кобры, охлаждая её.
Когда появился сосуд с амброзией, боги и асуры бросились к нему. Началась драка, в которой асурам удалось присвоить амброзию себе и убежать прочь. Но и между самими асурами завязалась перепалка - кому пить первым. Тут среди них неожиданно возникла дева божественной красоты. Асуры позабыли про амброзию и встали как вкопанные, любуясь красотой Мохини, в образе которой явился сам . Мохини остановила свой взор на сосуде и один из асуров галантно предложил ей разрешить спор. Мохини заметила, что боги и асуры трудились на равных, добывая амброзию и поэтому все должны получить равную долю. Она усадила богов и асуров в два ряда и сначала стала обносить напитком богов. Но как только она напоила последнего из них, то сразу же исчезла вместе с сосудом. Асуры разразились проклятиями и тут же началась битва, но боги, вернувшие свои силы с помощью амброзии, легко её выиграли и обратили асуров в бегство.
Следует добавить, что Шива был столь очарован красотой Мохини, что отправился к и попросил его снова принять эту форму. уважил его просьбу, но, обезумевший от страсти Шива, привлёк к себе Мохини и попытался овладеть ею. поспешил вернуть себе прежний облик, однако Шива так крепко сжимал его в своих объятиях, что они слились в единое существо.
Шива принял небесную в свои волосы , когда богиню попросили спуститься на землю, дабы смыть прах предков царя Бхагиратхи. Шива подставил свою голову, чтобы ослабить мощь напора полноводных и стремительных вод, тем самым спасая жизни всех живых существ на земле. Священный поток обрушился на голову Шивы и, струясь по его волосам, разделился на семь рек.
Пураны описывают возникновение яростной вражды между Шивой и Дакшей (сыном Брахмы), кульминацией которой стала гибель последнего. У Дакши была прекрасная дочь по имени Сати. Когда она достигла совершеннолетия, он разослал всем богам приглашения явиться на её сваямвару (брак по выбору) с тем, чтобы она могла выйти замуж за любого бога по своему выбору. Однако Шиву он не пригласил, посчитав, что личность с его привычками и внешностью - плохая пара для его дочери.
Но Сати была усердной поклонницей Шивы и поклялась, что не выйдет замуж ни за кого другого. Поэтому в день свадьбы, войдя в зал, где собрались боги, и не найдя Шиву, она была жестоко разочарована, и, моля Шиву явиться и принять свадебную гирлянду, она подбросила её в воздух. Шива появился и принял гирлянду, в результате чего раздосадованный Дакша вынужден был отдать свою дочь Шиве. Однако это положило начало вражде.
Однажды, совершая великое жертвоприношение, Дакша пригласил всех богов, кроме Шивы. Но Сати, сидя на Кайласе, увидела на дороге толпу богов и, поинтересовавшись, узнала, что они идут к её отцу, чтобы присутствовать на жертвоприношении. Глубоко оскорблённая таким пренебрежением, Сати отправилась в дом своего отца без приглашения.
Достигнув дома Дакши, Сати спросила отца, почему он не пригласил на жертвоприношение её мужа. Дакша, с нежностью усадив дочь к себе на колени, сказал: «Дорогая, всему виной то, что твой муж ведёт себя недостойно богов, он развлекается на кладбищах в компании призраков и духов, обнажённый или полуодетый в шкуру тигра, покрытый пеплом, в ожерелье из человеческих черепов, украшенный змеями, постоянно скитается как бродячий нищий, презирая все божественные установления. Он недостоин быть среди богов». В ответ разгневанная Сати громко заявила о первенстве своего мужа над другими богами. Последовал продолжительный спор и Сати, чтобы постоять за честь своего мужа, прыгнула в жертвенный огонь и сожгла себя.
Узнав о её смерти, Шива пришёл в ярость и немедленно отправился в дом Дакши. Из своих волос он произвел несколько демонов, которые в одно мгновение положили конец жертвоприношению. Началась жестокая схватка, в которой Шива принял одну из своих форм, называемую (воитель), отрубил голову Дакше и обратил в бегство своих соперников. После чего, невменяемый в своём горе, поднял обугленное тело Сати и, прижимая его к груди, в приступе безумия начал танцевать. Семь раз он протанцевал вокруг всего мира с телом супруги. Неистовство и ритм танца начали сказываться на мире и его жителях. Не зная, к чему приведёт безумный танец Шивы, Вишну разрубил тело Сати на несколько частей, которые упали на землю. Перестав ощущать в руках тяжесть тела, Шива немедленно пришёл в себя.
Затем, откликнувшись на мольбу богов, он усмирился и, раскаявшись в убийстве Дакши, согласился вернуть его к жизни. Но в суматохе, которой прервалось жертвоприношение, отрубленная голова Дакши потерялась. Вместо неё он получил голову козла и воскрес.
Сати же перевоплотилась в Уму, дочь Гималаев (отсюда её второе имя Парвати, рождённая горой), но к этому времени Шива превратился в отшельника и Уме пришлось в течение нескольких лет совершать аскетические подвиги, прежде чем она смогла стать его женой.
Однажды Парвати, добиваясь расположения Шивы и сгорая от желания к нему, попросила Каму, божество страсти, выпустить в Шиву свою стрелу (стрелы Камы обрекают на любовную страсть того, в кого они попали). Пребывавший в состоянии медитации, Шива огнём третьего глаза испепелил Каму и на земле восторжествовала Према, чистая любовь. Правда затем, по просьбе супруги Камы, Рати, восстановил его в облике Прадьюмны, сына и Рукмини. В связи с этим, Каму часто называют Ананга (Лишенный тела).
В Пуранах приводится рассказ о происхождении третьего глаза Шивы . Однажды, когда он сидел на горе Кайласа, Парвати в игривом настроении подкралась к нему сзади и закрыла ему глаза руками. Результат был катастрофическим. Три мира погрузились во тьму и, лишившись света и тепла, всё живое начало гибнуть. Однако на лбу Шивы немедленно возник третий глаз и спас вселенную.
Шива - бог ритма в форме Натараджа . Его танец отображает непрестанное движение во вселенной. Он танцует и в радости, и в горе. Он танцует на мёртвом теле убитого им асуры и этот танец символизирует окончательную победу добра над злом. Вот легенда о его мистическом танце:
Однажды в лесу жили отшельники-риши, проповедовавшие анти-шиваистское учение. Шива решил научить их истине. Он пригласил составить ему компанию в виде прекрасной женщины. И вот Шива, одетый как странствующий йог, и , изображавший его жену, вступили в дикий лес. В тот же миг все жёны риши оказались охвачены неистовой страстью к йогу, а самих риши свела с ума мнимая жена йога. Вскоре всё население пришло в беспокойство и отшельники стали подозревать, что всё не совсем так, как кажется. Они собрались вместе и произнесли в адрес новоприбывших проклятия, которые остались совершенно безрезультатными. Тогда они приготовили жертвенный огонь и вызвали из него ужасного тигра, который набросился на Шиву, чтобы пожрать его. Шива, едва улыбнувшись, слегка ткнул в тигра мизинцем, содрал с него шкуру и завернулся в неё. Тогда риши произвели ужасную змею, но Шива повесил её себе на шею вместо гирлянды. Затем появился злобный карлик с огромной булавой, но Шива наступил ногой ему на спину и начал танцевать, продолжая прижимать карлика к земле. Обессилившие отшельники, чьё упорство было истощено сначала их собственными трудами, а теперь великолепием и быстротой танца, видом раскрывшихся небес и богов, собравшихся, чтобы лицезреть танцора, распростёрлись перед величественным богом и стали его приверженцами.
Из которых самое популярное - Махадева, Великий Бог. Предполагается, что он один превосходит силой всех остальных богов вместе взятых. Махабхарата рассказывает о том, как он приобрёл такое могущество.
Асуры хитростью получили от Брахмы в дар три крепости, уничтожить которые смогло бы только божество, способное сокрушить их одной единственной стрелой. Затем асуры развязали войну против богов, никто из которых не был достаточно могуч, чтобы уничтожить три крепости. Царь богов Индра обратился за советом к Шиве, который сказал, что боги смогут побороть врагов, воспользовавшись половиной его силы. Усталые боги даже все вместе не смогли выдержать половину силы Шивы, поэтому они передали ему половину своей собственной силы. Шива уничтожил асуров, а силу богов оставил себе.
Наиболее широко Шиву почитают в виде лингама - космического созидательного принципа. Ритуальная значимость лингама подчёркивается легендами о преданном почитании этого символа: таким почитанием Парвати заслужила статус супруги Шивы, а великий мудрец Маркандея - удлинение срока жизни. В иконографии лингам изображается изолированно, а также вместе с изображениями Шивы, Парвати, Нанди. Глубокий смысл содержит изображение лингама в сочетании с йони, воплощающее идею жизненной силы и плодородия. Символ лингам-йони пользуется особым почитанием у шактистов.
В Линга-пуране рассказывается о том, как Шива разрешил спор между Брахмой и о превосходстве. Он явился перед ними в виде гигантского огненного столба-лингама. Чтобы достичь его границ, Брахма превратился в гуся и летел вверх тысячу лет, а в виде вепря тысячу лет рыл землю вглубь. Но ни тот ни другой не добрались до границ лингама и признали превосходство Шивы над всеми другими богами. В этом мифе огненный лингам функционально соответствует мировой оси и символизирует не только бесконечную творческую мощь Шивы, но и его непревзойденность и непознаваемость.
Атрибуты, окружение и основные характеристики Шивы:
Анкуша - инструмент для управления слоном; символ того, что Шива погоняет практикующего (садхака) в практике (садхане)
Бхуджанга - кобра, как символ контроля внутренней энергии; ею опутаны волосы Шивы, шея, а также руки и ноги, виде браслетов
Бхуты - нежить, духи и демоны - свита Шивы, бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение
Вибхути - священный пепел (бхасма), символ отрешённости от мира; шиваитов можно узнать по отличительному знаку в виде трёх горизонтальных полос на лбу и на всём теле, нарисованному пеплом