Банник - тайны мира.загадки планеты. Кто такой банник и какую роль он играет в жизни человека Кто такой банник и что он может

23.01.2020

Кто такой банник? Если вы любите баню посещать, то скорее всего знаете. Кто-то может подумать, что это человек, который баней заведует. Однако, банник, он же анчутка, он же лазник и нечистик, и еще можно найти немало имен -это главный в бане. Он, как и домовой, относится к мифическим персонажам, присутствующим в жизни человека.
Легенд вокруг этого существа ходит много, но одно неизменно во всех сказаниях, что нет существа более злобного и доброго одновременно, чем банник.

Банник — хозяин бани

Противоречивость натуры анчутки сформировалась благодаря соединению разных стихий — огня, воды и духа человеческого.

Баня — не простое помещение. В деревнях, в древности, в бане не только мылись, но и стирали. А в лютый мороз, в северных краях, когда умирал человек, его могли и подхоронить под полом бани, в единственном месте, где земля поддавалась лопате, до весны.

Кроме того, послед роженицы тоже хоронили в бане, считая, что в нем живет ангел –хранитель. Вот так, духи темные и светлые, силы добра и зла должны были уживаться в бане.

Таким сложным заведением могло управлять только очень сложное существо.

Хозяин бани знал, что его жилище, как граница между чистым и нечистым, между душой человека и зловредными духами природы.

Баня помогала не только смыть грязь и усталость, но и исцелить душу и тело. И во всем этом человеку помогает банник. А чтобы помощь пришла быстрее, надо знать, как попросить об этом банника.

Основная задача банника, анчутки — охранять свой дом, не пропускать в него злобных для человека духов. Наш мифический герой хоть и привязан к человеку, стремится быть для него полезным, но может и напугать не на шутку, а то и угару напустить, если сильно рассердится.

Поэтому, банника – лазника всегда приветствовали и славили у входа в баню, просили разрешения помыться, постирать или обряд какой провести. Переступали порог со словами: «Тебе, банничек, во славу, нам на здоровье».

Как банник помогает человеку

Если человеку нужно было душу очистить, то в баню ходили с полынным веником, парились и просили хозяина бани прогнать нечисть из души.

Если нужно было вылечить спину, да ноющие косточки, в баню приходили с таким угощением: молоко, мед и . Клали в уголок угощение и просили банника отведать его без брезгливости. Потом ложились на живот и просили спину полечить, кости укрепить. Только потом начинали париться и мыться.

Каждый раз, уходя из бани, надо анчутку благодарить — оставлять ведро с водой, свежий и кусок мыла. Пусть и он после вас попарится.

По поверьям и преданиям просили банника и о богатстве. Заговаривали в бане неразменную монету. Но не всегда человек получал желаемого роста дохода, и все потому, что банник решал, когда человек готов стать богатым.

Живя в городской квартире, не посещая баню, к баннику тоже можно обратиться за помощью.
Приготовьте картинку с изображением банника, угощение для него, зажгите свечу и поставьте стакан с водой. Прилягте на диван или кровать, думайте об этом существе и молите о выздоровлении. После сеанса, поблагодарите, а картинку с банником оставьте стоять на столе на три дня. Затем спрячьте.
Угощением своим потом накормите домашних животных, или птиц.

Разговаривать можно не только с банником, но и с домовым, дворовым и всеми их братьями и сёстрами, мифическими существами, сопровождающими человека по жизни. Не нойте и не стоните, а говорите достойно, и просите с верой о помощи. Просите именно помочь справиться с проблемой, найти решение и выход, а не конкретную вещь.

Легкого пара всем любителям бани, и доброго банника в помощь.

Банный, лазьник (белорус.), в восточнославянской мифологии дух бани, опасный для моющихся: может испугать, бросая камни с печи, содрать с них живьём кожу. Б., который приходит мыться в баню после того, как в ней вымылись три человеческие пары,… … Энциклопедия мифологии

1. БАННИК, а; м. Воен. Щётка цилиндрической формы на длинной составной палке для чистки и смазки канала орудийного ствола. 2. БАННИК, а; м. В народных поверьях: дух, обитающий в бане. ● Постоянный признак Банника косматость. Мог представляться в… … Энциклопедический словарь

- (Sponge) цилиндрическая щетка на длинном древке, служащая для чистки (банения) каналов орудий и труб торпедных аппаратов. Б. меньшего размера служит для смачивания каморы орудия (не имеющего воздушного продувания) водою после выстрела. Самойлов К … Морской словарь

Дух, щетка Словарь русских синонимов. банник сущ., кол во синонимов: 3 вымышленное существо (334) … Словарь синонимов

Дух бани в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья … Большой Энциклопедический словарь

БАННИК, банника, муж. (воен.). Цилиндрическая щетка на длинной палке для прочистки орудийного ствола. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

банник - I а; м.; воен. Щётка цилиндрической формы на длинной составной палке для чистки и смазки канала орудийного ствола. II а; м. В народных поверьях: дух, обитающий в бане. Постоянный признак Банника косматость. Мог представляться в образах старика,… … Словарь многих выражений

Банник - артиллерийская принадлежность, цилиндрическая щётка на длинном древке для чистки (банения) и смазки канала ствола артиллерийского орудия и для разряжания орудия (банник разрядник). Применяется также гидробанннк, позволяющий механизировать… … Словарь военных терминов

банник - pabūklo grūstuvas statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Priemonė vamzdžiui valyti, tepti ir sviediniui išimti. Pabūklo grūstuvą sudaro ilgas medinis kotas (sujungiamas iš kelių dalių) ir cilindrinis šepetys, t. p. specialus medinis prisriegiamas… … Artilerijos terminų žodynas

Деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко. Б. служит для отчистки канала орудия от порохового нагара, а также для тушения тлеющих частей картуза, остающихся в орудии невыброшенными и могущих при следующем заряжении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Теневой меч , Хейли Гай. По прибытии в зону боевых действий на Гератомро заслуженный лейтенант Банник с экипажем`Чести Кортейна` прикрепляются в качестве сил поддержки к роте танков типа`Теневой меч` - охотникам на…
  • Теневой меч , Хейли Гай. По прибытии в зону боевых действий на Гератомро заслуженный лейтенант Банник с экипажем "Чести Кортейна" прикрепляются в качестве сил поддержки к роте танков типа" Теневой меч"-охотникам на…

Банник, он же баенник, байнушко, лазник - персонаж славянской мифологии, относящийся к низшим духам.

Как ясно из названия, банник обитал в бане. По народным поверьям, банник живёт за печкой-каменкой или под полоком.

Существуют разные представления о его внешности:

  • В одних случаях банник является невидимым духом;
  • В других его представляют в виде голого старика с длинными волосами, покрытого грязью и листьями от банного веника;
  • Также банника представляют в виде какого-либо животного - кошки, собаки, зайца.

Злой дух

Банник в народных представлениях заметно отличается от своего собрата - домового. Это достаточно жестокий дух, которого обвиняют во всех несчастьях в бане: банник обдаёт купающихся кипятком, кидает в них раскалёнными камнями из печи, стучит в стены, пугая посетителей бани. Он может обдирать кожу и даже запаривать до смерти.

Рассказывали, что банник может вначале усыпить свою жертву, а потом толстыми губами прикладывается ко рту и закачивает в лёгкие горячий воздух, таким образом жертва «выжигалась» изнутри. Однако все эти проделки он производит лишь над теми, кто нарушает определённые запреты и неписаные правила. Например - моется в неподходящее время.


Банник фото

Банного духа можно задобрить, проще всего для этого оставить ему кусок ржаного хлеба, обильно посыпанного солью. А чтобы банник не вредил совсем, нужно взять чёрную курицу, задушить её и, не ощипывая, закопать под входом в баню, желательно это сделать накануне Чистого четверга.

Женские аналоги Банника

У банника были и женские «ипостаси». Обычно такой персонаж именовался баннихой или байницей. Представлялась она в виде страшной голой старухи. Также живёт под полоком и иногда имеет обличье кошки. Банниху называли и обдерихой - видимо, за её способность обдирать кожу парящимся в бане.

Другой вариант женщины-банника - Шишига. Так её называли из-за привычки укладывать волосы «шишом» на голове. Однако часто Шишига встречала человека в обличье его знакомого или знакомой, предлагала попариться в баньке и запаривала там его до смерти. Так она расправлялась с теми, кто шёл в баню с плохими намерениями и забывал перед этим помолиться.

Святочные гадания

Участвовал банник и в гаданиях на святки, причём достаточно фривольных. В полночь девушки становились у входа в баню и задирали юбки, обнажая ягодицы.. Если банник потрогает за попу рукой волосатой, то у девушки будет муж богатый, если рука будет голая - бедный, а если мокрая - пьяница.

Чего больше всего боится банник

Считалось, что нечистая сила страшится железных предметов. Баннику это тоже свойственно.

Банная мистика

Подобные мистические представления, связанные с банями, отражают коллективные знания о пользе банных процедур, а также элементарные представления о гигиене. Однако принятие бани в древности понималось не столько с практической стороны, сколько с религиозно-магической. «Неправильное» посещение бани (поход туда в одиночку, после полуночи, слишком частое мытьё и др.) считалось грехом и могло навлечь на человека гнев обитающих в бане духов.

А вот «правильное» посещение бани, по народным поверьям, могло не только смыть грязь, но и избавить человека от всех грехов и душевных болезней. Недаром говорили: «В бане помылся - как заново родился». В банях проводили магические обряды ведьмы и колдуны, принимались роды, там же жили роженицы вместе с новорождёнными. Любопытно, что «запарить» до смерти мог не только мифический банник: так в действительности поступали язычники - с теми, кого намеревались принести в жертву богам.

Банник. Поверье 1.

Ба́нник - дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Народные представления

Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие банника - обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.

Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха - лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком.

Другой вариант женщины-банника - Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой - у девушки будет богатый жених, если голой - бедный, а если мокрой - пьяница.

Любая нечисть очень боится железа, и банник не исключение.

БАННИК вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: БАННИК душит их или сдирает кожу; БАННИК пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. БАННИК может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. БАННИК иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.).

Из других функций БАННИКА следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой - будет жених богатый, если голой рукой - бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, БАННИК может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий БАННИКА, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха . Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки ; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о БАННИКЕ (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомойили родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Часто мы в сердцах говорим своему собеседнику:"Да пошел ты в баню!", а ведь мы при этом сулим человеку большие проблемы! Вы спросите, почему? Да потому что в бане обитает банник - типичная русская домашняя нечисть! Да, да именно банник, а не банщик. Банщик он кто? Здоровенный детина, который топит баньку, хлещет вас веничком и капает эвкалиптом на камушки.

А банник не такой, по свидетельствам преждевременно поседевших очевидцев, это голый пузатенький старичок с огромной косматой бородой, заплесневелой от постоянной влажности. Блин, да это рахитичный братец Деда Мороза, не иначе!:) Впрочем банник особо не светится, а предпочитает прятаться, как и всякая другая нечисть.

Сам банник очень силен, может придушить, оглушить, обжечь кипятком, и дверь при этом припрет, что хоть топором руби, не откроешь. Только святой водицей надо побрызгать. тогда отворится. Вообще баня издревне считается местом гиблым, на местах заброшенных бань никогда не строят домов. Любой путник ночью никогда не войдет в баню для ночлега.

Чтобы не гневать банника следует соблюдать его порядки!
Первый из законов: париться не более чем в три смены, "четвертый пар" - для самого банника и его кентов, других нечистых.
Второй закон: париться только в положенное время: до семи часов вечера - летом, и до обеда - зимой. И вообще никогда не заходить в баню после захода солнца. Блин, да мы же все его законы нарушаем! Че теперь делать? Что делать-что делать! В первую очередь надо побеспокоиться о чистоте и вывести плесень в бане, если она там завелась. Это можно сделать только при помощи полной дезинфекции специальными средствами.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи! "

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами - Полевиками.

Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.

Миф

Согласно славянским поверьям, в доме жил домовой, в водоёмах - водяной и русалки, в лесах - леший, даже в полях жили свои духи. И постройки вокруг избы тоже населены чудесными обитателями. В бане жил банник, по-другому его называли ещё Анчуткой.

Говорили, что банник маленький, лохматый. Он любил зло пошутить над человеком.

Рассказывали, что как-то девушка поспорила, что проведёт ночь в бане одна и за это время сошьёт себе рубаху. Ближе к полуночи стали анчутки, дети банника, собираться вокруг девушки и прибивать подол рубахи к полу. Прибивают и шепчут, что не выпустят, не выпустят. Смотрит девушка, и в самом деле трудно выбраться. А банник может и до смерти защекотать, а то и утащить к себе. Сообразила девица, что делать: решила распустить рубаху, в которую была одета, а из ниток этих новую шить. Распускала и шила, а как всё распустила, так и вырвалась из бани голая с новой рубахой в руках.

Банник.Поверье 2.

Банный, Байник, Баинник, Баенник – дух бань, злобный старикашка, облаченный в одеяния из опавших с банных веников листьев. Довольно часто Банники женятся на Кикиморах, союз с которыми порождает Анчуток.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане./span>

Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого.

Особо Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся. Иногда Банник пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. Банник может даже подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник.

Впрочем, с Банником можно поладить. Знающие люди всегда оставляют ему хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани. Но уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."

Есть поверье, что Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица.

Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о Баннике. Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Банник. Поверье 3.

На Руси было целых два банных духа: Банник и Банница, Банная Обдериха. Вопреки бытующему мнению в Рос­сии мылись всегда. Более того, баня считалась символическим, серьезным местом в русской усадьбе, местом пе­рехода из одного мира в другой. Обус­ловлено это было наличием в бане воды - особой сакральной силы. В бане могли и роды принять, и покойника об­мыть - вот вам и переход. Считалось, что границу эту охраняют солидные по­граничники, поэтому относились к ним с большим почтением. Есть целая схе­ма, как надо париться. Во хмелю в баню не ходи, по полкам не прыгай и не ори - накажут. Прояви уважение, как-никак в гости пришел. Может, ты и сам баню по­строил, но хозяева здесь - они. В об­щем, чего ни коснись - уйма знаковых мелочей, о которых мало кто помнит.

Банник в русских поверьях - это дух, живущий в бане. Его представляли в виде крошечного, но очень сильного лохматого старичка с длинной бородой, покрытой плесенью, одна рука у него мохнатая, а вторая - без волос.

Воздействию Банника предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, считалось, что всё это проказы Банника. Любимое развлечение Банника - ошпаривать моющихся кипятком и «стрелять» камнями в печи-каменке, раскалывая их. Ещё он любит пугать парящихся стуком в стенку. Однако серьёзно вредить людям (обдирать кожу или даже запаривать до смерти) Банник начинает лишь тогда, когда люди злостно нарушают традиционные банные запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся.

У Банника есть и свои «обязанности» - он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой - тогда бедный.

Добиваются доброго расположения Банника общеизвестным способом: оставляют ему в бане кусочек ржаного хлеба, густо посыпанный крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него охоту вредить, «дарят» Баннику черную курицу. Выстроив новую баню, черную курицу, не ощипывая у нее перьев, душат (но не режут), затем закапывают её для Банника под порогом.

Банный дух мог выступать и в женском обличье - Баннихи, Баенной матушки, Обдерихи. Обдериха выглядит как лохматая страшная старуха, иногда совсем голая. Людям она может показываться в виде обыкновенной гулящей кошки. Поверья о ней сходны с представлениями о Баннике, только Банниха, или Обдериха, не принимает участия в гаданиях.

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог и банник был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Все славянские боги — Сварог, Перун, Ярила — принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, банник обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что банник также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями — предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару — каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для банника подарок (как блюдечко с молоком для домового) — маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его — выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи и банник, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки — то бедным, если мокрой — то муж будет пьяницей, а если шершавой — то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног — коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет — безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев… Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями — баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника — не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт…

А на крыше сидел тот самый черный кот и рядом банник, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, — считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух банник не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным ‘вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Похожие статьи