Тест на тему кровь медицинский. Тест по биологии «Состав и функции крови

23.01.2020
Внутренняя среда организма. 1 вариант.

1. В состав крови не входят:

А) нейроны Д) кровяные пластинки

В) лейкоциты Е) тромбоциты

С) эритроциты

2. Особенности строения эритроцитов человека связаны с выполняемой ими функцией:

А) выработка антител Д) перенос кислорода

В) участие в иммунной защите Е) участие в свертывании крови

С) обезвреживание бактерий

3. Большая часть плазмы крови составляют:

А) глюкоза Д) вода

В) белки Е) жиры

С) нуклеиновые кислоты

4. Лимфа образуется из:

А) тканевой жидкости Д) плазмы крови

В) тромбоцитов Е) лейкоцитов

С) эритроцитов

5. Антигенами называют:

А) вещество, связанное со свертыванием крови

В) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ

С) чужеродные для организма вещества

Д) форменные элементы крови

С) особый белок, который назвали резус – фактор

6. Заболевшему дифтерией необходимо срочно вести:

А) антигены Д) вакцину и физиологический раствор

В) вакцину Е) сыворотку

С) физиологический раствор

7. Кровь красного цвета за счет:

А) лейкоцитов Д) кровяной сыворотки

В) кровяной плазмы Е) эритроцитов

С) фибрина

8. Кровь людей I группы можно переливать людям:

А) только со 2 группой крови Д) только с 4 группой

В) с любой группой крови Е) только с 1 группой

С) только с 3 группой крови

полая вена

9. В одном кубическом миллиметре крови содержится эритроцитов:

А) около 5 млн. Д) от 100 тыс. до 200 тыс.

В) от 3 тыс. до 4 тыс. Е) от 5 тыс. до 10 тыс.

С) от 200 тыс. до 300 тыс.

10. Если от цельной крови отделить клетки крови, то остается:

А) физиологический раствор Д) плазма

В) гамма – глобулин Е) форменные элементы

С) сыворотка

11. Заболевание, связанное с резким снижением свертываемости крови – это:

А) тромбоз Д) лейкемия

В) стенокардия Е)варикозное расширение вен

С) гемофилия

12. Кровь относится к ткани:

А) поперечнополосатой Д) мышечной

В) соединительной Е) нервной

С) эпителиальной

Внутренняя среда организма. 2 вариант.

1. Продолжительность сердечного цикла сердца человека в состоянии покоя составляет примерно:

А) 0,8 сек. Д) 0,4 сек.

В) 0,3 сек. Е) 0,5 сек.

С) 1 секунду

2. При малокровии в крови уменьшается содержание:

А) кровяной плазмы Д) эритроцитов

В) лейкоцитов Е) тромбоцитов

3. Группа крови у человека:

А) изменяется после пятидесяти лет В) изменяется 2 – 3 раза в детском возрасте

С) не изменяется в течение жизни Д) изменяется после переливания

Е) изменяется только у универсальных доноров

4. Пульс прощупывается на:

А) нижней полой вене Д) легочной артерии

В) легочной вене Е) височной артерии

5. Между предсердием и желудочком располагается клапан:

А) лунный Д) ступенчатый

В) полулунный Е) створчатый

С) венозный

6. Основная функция кровеносной системы:

А) перенос веществ Д) движение

В) накопление питательных веществ Е) расщепление питательных веществ

С) синтез белков

7. Физиологический раствор вводят больным для восполнения недостатка:

А) лейкоцитов Д) кровяных пластинок

В) эритроцитов Е) лимфы

С) плазмы

8 В сыворотке отсутствует:

А) гемоглобин Д) резус - фактор

В) альфа – глобулин Е) гамма - глобулин

С) фибриноген

9. Свертыванию крови препятствует:

А) тромбин Д) гемоглобин

В) фибриноген Е) гепарин

С) фибрин

10. Гипертония – заболевание системы органов:

А) дыхательной Д) мочевыделительной

В) половой Е) сердечно - сосудистой

С) пищеварительной

11. Тромбоциты:

А) поглощают и переваривают микробов Д) препятствуют свертыванию крови

В) участвуют в свертывании крови Е) переносят питательные вещества

С) переносят кислород

12. Стенки кровеносных сосудов образованы из:

А) поперечно – полосатой сердечной мышцы

В) гладкой мышечной ткани С) двуглавой мышцы

Д) трехглавой мышцы Е) поперечно – полосатой скелетной мышцы

13. Сужают просвет артерий отложения:

А) холестерина Д) ацетилхолина

В) гемоглобина Е) гликогена

С) адреналина

14. Клетки – «пожиратели»:

А) лизосомы Д) фагоциты

В) пластиды Е) митохондрии

С) рибосомы

15. Способность организма вырабатывать особые белки – антитела обеспечивает:

А) постоянство внутренней среды В) превращение фибриногена в фибрин

С) иммунитет Д) переваривание чужеродных частиц Е) защиту от образования тромбов

16. Снабжает кровью сердце:

А) аорта Д) верхняя полая вена

В) нижняя полая вена Е) венечная артерия

С) легочная артерия

17. Искусственный активный иммунитет можно приобрести:

А) переболев болезнью Д) от родителей

В) сделав прививку Е) внутриутробно

С) при введении лечебной сыворотки

18. Стенки сердца состоят из ткани:

А) поперечно – полосатой сердечной Д) эпителиальной

В) поперечно – полосатой скелетной Е) соединительной

С) гладкой мышечной

19.Какая система обеспечивает клетки кислородом.

А) легкое В) сердце. С) дыхательная система. Д) кровеносная система. Е) нервная система.

20. С бактериями и инородными телами борются

А) соли кальция. В) лейкоциты. С) эритроциты. Д) тромбоциты. Е) плазма.

21. Основная роль гемоглобина.

А) перенос кислорода. В) перенос углекислого газа. В) предотвращает закисление крови.

Д) свертывание крови. Е) образовании тромба.

22. Кровь и органы кровообращения являются производными

А) эктодермы. В) энтодермы. С) мезодермы.

Д) эктодермы и энтодермы. Е) энтодермы и мезодермы.

А) 83%. В) 80-85%. С) 90-92%. Д) 95%. Е) 98%.

24. Эритроциты образуются в

А) печени. В) легких. С) селезенке. Д) красном костном мозге. Е) миокарде.

25. Сыворотка крови-это

А) плазма крови с глобулинами. В) плазма крови без глобулинов.

С) плазма крови без фибриногена. Д) плазма крови с альбуминами.

Е) плазма крови без альбуминов.

Вопросы и тесты для самоподготовки студентов по теме: «Кровь».
1. Что такое гомеостаз?
2. Функции крови
3. Состав и свойства плазмы крови
4. Осмотическое и онкотическое давление плазмы
5. Понятие о гипертонических, гипотонических и изотонических
растворах
6. РН крови. Ацидоз и алкалоз
7. Форменные элементы крови. Эритроциты. Их строение, функции
8. Места образования и разрушения эритроцитов
9. Продолжительность жизни эритроцитов. Количество в норме
10.Гемоглобин. Физиологические и патологические соединения
11.Показатели гемоглобина в норме. Прибор для его определения
12.СОЭ. Показатели СОЭ в норме. Прибор для его определения
13.Лейкоциты. Строение, функции, свойства
14.Места образования и разрушения лейкоцитов
15.Продолжительность жизни лейкоцитов. Количество в норме
16.Классификация лейкоцитов. Лейкоцитарная формула
17.Тромбоциты. Строение, функции
18.Места образования и разрушения тромбоцитов
19.Продолжительность жизни тромбоцитов. Количество в норме
20.Гемостаз, его виды
21.Фазы свертывания крови
22.Свертывающая и противосвертывающая системы
23.Группы крови человека по системе АВ0, их краткая характеристика
24.Гемолиз, его виды
25.Резус­фактор, его значение
26.Резус­конфликт
В – 1
Задание №1.Заполните таблицу.
Белки плазмы
Значение
Другие вещества
плазмы
1.

2.
3.

1)Плазма а) 60­70%
2)Форменные элементы б) 55­60%
3)Белки плазмы в) 1%
4)Минеральные соли г) 40­45%
5)Циркулирующая кровь д) 30­40%
6)Депонированная кровь е) 7­8%

Эритроциты
1. Количество
2. Место образования
3. Строение клетки
4. Продолжительность жизни
5. Место разрушения
6. Функции
Задание №4.Заполните графологическую структуру.
Лейкоциты
Гранулоциты
?
Задание №5. Заполните таблицу.
Функции
Константы крови
Количество в
Приборы для определения
норме
1. Гемоглобин
2. СОЭ
Задание №6. Заполните графологическую структуру:
Гемостаз – это?

?
Коагуляционн
процесс №1
процесс №2
Задание №7. Заполните таблицу.
Группы крови
Агглютиногены
находятся в?
Агглютинины
находятся в?
0 (I)
А(II)
В(III)
АВ(IV)
Задание №8.Ответьте на вопрос.
Что такое гемолиз? Назовите известные вам виды гемолиза.

Карта самостоятельной работы студента
В – 2
Задание №1.Заполните таблицу
Константы
Определение
Чем обеспечивается
Осмотическое давление
Онкотическое давление
Реакция крови
Задание №2.Установите соответствие.
1) Смещение РН крови в щелочную сторону а) гиповолемия
2) Смещение РН крови в кислую сторону б) алкалоз
3) Соотношение объёма плазмы к в) гематокрит
форменным элементам г) гиперволемия
4) Уменьшение объема крови д) ацидоз
Задание №3.Заполните графологическую структуру.
Лейкоциты
1. Количество
2. Место образования
3. Строение клетки
4. Продолжительность жизни
5. Функции
Задание №4. Заполните таблицу.
Физиологические
соединения
гемоглобина
Патологические
соединения
гемоглобина
Функции
гемоглобина
Содержание
гемоглобина в
норме
Состав
гемоглобина
Преобразования
гемоглобина после
разрушения эритроцитов
Задание №5. Заполните графологическую структуру.
Тромбоциты
1. Количество
2. Место образования
3. Строение клетки
4. Продолжительность жизни
5. Функции

Задание №6. Заполните графологическую структуру.
Фазы свертывания крови
I фаза?
II фаза?
III фаза?
Задание №7. Заполните таблицу «Варианты агглютинации»
Цоликлон анти ­ А
Цоликлон анти ­ В
Группы крови
­
+
?
?
­
?
+
?
?
?
В(III)
АВ(IV)
Задание №8. Ответьте на вопрос.
Что такое резус­фактор? Почему он имеет особое значение при беременности?


В – 1
Задание №1.
1. Альбумины (4,5%) обеспечивают онкотическое давление, связывают лекарственные
вещества, витамины, гормоны
2. Глобулины (2­3%) обеспечивают транспорт жиров, глюкозы, меди, железа;
выработку антител и
α β
и ­агглютининов
3. Фибриноген (0,2­0,4%) участвуют в свертывании крови
 Органические вещества: мочевина, креатинин, аминокислоты, жиры,
углеводы, витамины, глюкоза, ферменты, гормоны и др.
Неорганические вещества: соли К, Са, Nа, Мg, Cl и др.
Задание №2.
1) б
2) г
3) е
4) в
5) а
6) д
Задание №3.
1. Количество эритроцитов – у мужчин 4 – 5 млн., у женщин 3,7 – 4,5 млн.(в 1мм3)
2. Место образования – красный костный мозг
3. Строение клетки – безъядерные клетки, форма двояковогнутого диска, содержит
гемоглобин
4. Продолжительность жизни – 80 – 120 дней
5. Место разрушения – печень, селезенка
6. Функции – дыхательная, питательная, защитная, буферная
Задание №4.
Лейкоциты: гранулоциты (зернистые) и агранулоциты (незернистые)
Гранулоциты: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы
Агранулоциты: моноциты, лимфоциты
Нейтрофилы являются фагоцитами, поглощают и переваривают бактерии, микробы.
Эозинофилы фагоцитируют биологически активные вещества и аллергены. Базофилы
принимают участие в развитии аллергических реакций, вырабатывают гепарин и гистамин.
Моноциты фагоцитируют не только чужеродные вещества, но и собственные клетки при их
повреждении и гибели.
Лимфоциты принимают участие в гуморальном иммунитете, вырабатывают
иммуноглобулины; осуществляют функцию иммунного надзора, защиты от всего
чужеродного.
Задание №5.
Гемоглобин – у мужчин 130 – 160 г/л; у женщин – 120 – 140 г/л; гемометр Сали.
СОЭ – у мужчин 1 – 10 мм/ч; у женщин 2 – 15 мм/ч; прибор Панченкова.
Задание №6.
Гемостаз – остановка движения крови по кровеносному сосуду (остановка кровотечения).

2 механизма остановки кровотечения: сосудисто­тромбоцитарный; коагуляционный.
Сосудисто­ тромбоцитарный (микроциркуляторный) включает 2 процесса:
1) Сосудистый спазм; 2) образование тромбоцитарной пробки.
Задание №7.
Агглютиногены А и В находятся в эритроцитах. Аггютинины
I(0) –
; αβ II(А) – А; β III(В) – В; α IV(АВ).
α β
и
находятся в плазме.
Задание №8.
Гемолиз – процесс внутрисосудистого распада эритроцитов и выхода из них гемоглобина в
плазму. Виды гемолиза: осмотический, химический, механический, термический,
биологический, внутриаппаратный.
Эталоны ответов карты самостоятельной работы
В – 2
Задание №1.
Осмотическое давление – давление, которое оказывают растворенные в плазме вещества.
Оно зависит в основном от содержания в ней минеральных солей.
Онкотическое давление – часть осмотического давления, создаваемое белками плазмы.
Определяется на 80% содержанием альбуминов.
Реакция крови – 7,36 – 7,42. Поддержание постоянства реакции крови достигается за счет
буферных систем крови.
Задание №2.
1. б
2. д
3. в
4. а
Задание №3.
Количество лейкоцитов – 4 – 9 тыс (в 1 мм3).
Места образования ­ красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, тимус.
Строение клетки – ядерные, бесцветные, подвижные, форма изменчивая.
Продолжительность жизни – 15 – 20 дней, лимфоциты – до нескольких лет.
Функции – защитная, выработка антител, ферментативная, антитоксическая, иммунная.
Задание №4.
Физиологические соединения гемоглобина: оксигемоглобин, дезоксигемоглобин,
карбгемоглобин;
Патологические соединения гемоглобина: карбоксигемоглобин, метгемоглобин.
Функции гемоглобина: дыхательная, поддержание постоянства РН крови.
Гемоглобин – у мужчин 130 – 160 г/л; у женщин – 120 – 140 г/л.
Состав гемоглобина: белок глобин и группа гем (четыре молекулы). Гем имеет в своем
составе атом железа.
При разрушении эритроцитов гемоглобин после отщепления гема превращается в желчный
пигмент – билирубин, который с желчью поступает в кишечник, где превращается в
стеркобилин и уробилин, выводимые скалом и мочой.
Задание №5.
Количество тромбоцитов – 180 – 320 тыс. (в 1мм3)

Место образования – красный костный мозг
Строение клетки – безъядерные тельца овальной или округлой формы
Продолжительность жизни – 2 – 10 дней
Функции – участвуют в свертывании крови, способны к фагоцитозу, выделяют в кровь
биологически активные вещества (серотонин, адреналин и др.).
Задание №6.
Фазы свертывания крови:
I фаза ­ неактивный тромбопластин + Са и другие факторы плазмы = активный
тромбопластин II фаза ­ протромбин + факторы плазмы + витамин К = тромбин
III фаза – фибриноген + факторы плазмы =фибрин (образование тромба).
Задание №7. Реакция агглютинации.
Цоликлон анти­А цоликлон анти­В группа крови
­ ­ I(0)
+ ­ II(А)
­ + III(В)
+ + IV(АВ)
Задание №8.
Резус­фактор – резус агглютиноген, содержащийся в эритроцитах у 85% людей – резус­
положительных. Резус­фактор передается по наследству и имеет особое значение при
беременности. Если женщина резус­отрицательная, то плод может унаследовать от отца
резус­фактор (будет резус­положительным). Кровь плода в организме матери вызывает
образование антирезус­агглютининов, и если эти антитела поступят через плаценту к
плоду, то произойдет агглютинация. При высокой концентрации антирезус­агглютининов
может наступить смерть плода и выкидыш.

Тестовые задания к практическому занятию по теме:
«Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови»»
В – 1
Выберите один правильный ответ.
1. Плазма от общего объема циркулирующей крови составляет:
1) 8 ­ 10 %
2) 40 ­ 45 %
3) 55 ­ 60 %
4) 90 ­ 92 %
2. Клетками крови являются:
1) альбумины, глобулины
2) фибриноген
3) эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
4) тканевые базофилы
3. Дыхательную функцию выполняют клетки крови:
1) тромбоциты
2) эритроциты
3) лейкоциты
4) лимфоциты
4. Осмотическое давление крови в основном обеспечивается:
1) белками плазмы
2) минеральными солями
3) фибриногеном
4) соотношением гидроксильных и водородных ионов
5. Раствор с более высоким осмотическим давлением, чем давление плазмы, называют:
1) гипертоническим
2) изотоническим
3) гипотоническим
4) физиологическим
6. Сдвиг реакции крови в кислую сторону называется:
1) алкалоз
2) ацидоз

Кровь

1 вариант

Задания уровня А

1. Внутреннюю среду организма составляют

А) кровь и лимфа

Б) кровь и межклеточное вещество

В) кровь, лимфа и тканевая жидкость

Г) плазма крови, лимфа, межклеточное вещество

2. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то нижнюю часть пробирки займут

А) эритроциты Б) плазма

3. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А) эритроциты Б) лейкоциты

4. От чего зависит красный цвет эритроцитов?

А) от фибрина Б) от хлорина

В) от хлорофилла Г) от гемоглобина

5. Кровь состоит из

А) форменных элементов Б) плазмы и форменных элементов

В) межклеточной жидкости и клеток Г) лимфы и форменных элементов

6. Фагоцитоз был открыт

7. Первую прививку против оспы осуществил:

А) Эдвард Дженнер Б) Луи Пастер

В) Илья Ильич Мечников Г) Иван Михайлович Сеченов

8. Антитела – это:

9. Универсальными донорами считаются люди с:

10. В свертываемости крови принимают участие

А) лейкоциты и витамины Б) тромбоциты и белок фибриноген

В) эритроциты и лейкоциты Г) белки крови.

11. Сколько камер в сердце человека:

А) две Б) три В) четыре Г) шесть

12. При сокращении предсердий:

13. Прочными и упругими стенками обладают

А) артерии Б) вены

15. Из желудочков кровь поступает

А) в предсердия Б) в артерии

В) в вены Г) в капилляры

А) в аорте Б) в венах

17. Гипертония –это…

А) пониженное давление Б) повышенное давление

В) пульс Г) иммунитет человека

18. Какая кровь течет по легочной вене (малый круг кровообращения) человека

А) артериальная Б) венозная

В) смешанная Г) нет верного ответа

19. Симпатический нерв вызывает

Задания уровня В

Венозная кровь течет

1. из правого предсердия в правый желудочек

2. из левого предсердия в аорту

6. из правого желудочка в легочные артерии

1. эритроциты а) переносят О 2

В) удаляют СО 2 из клеток и тканей

Г) не имеют ядра

Д) вырабатывают антитела

Е) имеют ядро

Кровь

2 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Жидкая часть крови называется

А) эритроциты Б) плазма

В) лейкоциты Г) тканевая жидкость

2. Мелкие безъядерные клетки крови, двояковогнутой формы

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

3. Фагоцитоз осуществляют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

4. Кровяными пластинками называют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

5. Лейкоциты образуется в

А) красном костном мозге Б) желтом костном мозге

В) в лимфатических узлах Г) в кровяном русле

6. Антигены – это

А) особые клетки крови

Б)чужеродные тела (вирусы и бактерии)

В) особые белки крови

Г) бактерии -симбионты

7. Вакцина представляет собой

А) активных возбудителей Б) готовые антитела

8. Естественный иммунитет связан:

Г) ответы А и Б верны

9. Универсальными реципиентами считаются люди с:

А) первой группой крови Б) второй группой крови

В) третьей группой крови Г) четвертой группой крови

10. Гомеостаз – это

А) свертываемость крови

Б) постоянство состава внутренней среды организма

В) постоянная изменчивость внутренней среды организма

Г) повышенное артериальное давление

11. Сколько слоев выделяют в стенке сердца

А) один Б) два В) три Г) четыре

12. Наибольшее давление крови наблюдается в:

А) аорте Б) крупных венах

13. В малом круге кровообращения кровь насыщается:

А) кислородом В) углекислым газом

В) азотом Г) угарным газом

14. Большой круг кровообращения начинается в:

В) правом предсердии Г) левом предсердии

15. Во время (диастолы) паузы сердца

А) створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

Б) створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты

В) и створчатые и полулунные клапаны закрыты

Г) и створчатые и полулунные клапаны открыты

16. Из предсердия кровь поступает

А) в желудочек Б) в артерию

В) в вену Г) в капилляры

17. Кармановидные клапаны находятся

А) между предсердиями и желудочками

Б) на границе желудочков сердца и артериями

В) на границе предсердий и артерий

Г) в венах

18. Биологическая фильтрация лимфы происходит в:

19. Адреналин вызывает

А) учащение сердечного ритма Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм Г) другой ответ

Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

По артериям большого круга кровообращения у человека течет кровь

1) от сердца

2) к сердцу

4) насыщенная кислородом

В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к которой он относится

В) стенки толстые и упругие

Е) имеют клапаны

Кровь

3 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Омывает клетки и осуществляет обмен веществ

В) лимфа Г) все ответы верны

2. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов

А) меди Б) цинка

В) железа Г) кальция

3. В свертывании крови участвуют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

4. Клетки крови с хорошо развитыми ядрами называют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) все клетки содержат ядро

5. Не растворимый белок плазмы, образующий тромб

А) фибриноген

Б) протромбин

В) фибрин

Г) белки не участвуют в свертываемости

6. Естественный иммунитет связан:

А) с накоплением определенных антител в крови;

Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;

В) с введением готовых антител в кровь человека.

Г) ответы А и Б верны

7. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) никакие не способны

8. Сыворотка, вводимая в организм больного для борьбы с инфекцией, содержит:

А) активных возбудителей Б) антитела против возбудителей

В) ослабленных возбудителей Г) плазму крови

9. У 15% людей на Земле:

А) положительный резус-фактор

Б) отрицательный резус-фактор

В) нейтральный резус- фактор

Г) у всех людей одинаковый резус- фактор

10. Фагоцитоз был открыт

А) И.П. Павловым Б) Л. Пастером

В) И.И. Мечниковым Г) И.М. Сеченовым

11. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются:

А) артерии Б) вены

В) капилляры Г) лимфатические сосуды

12. Мельчайшие кровеносные сосуды

А) артерии Б) вены

В) капилляры Г) лимфатические сосуды

13. Большой круг кровообращения начинается в:

А) правом желудочке Б) левом желудочке

В) правом предсердии Г) левом предсердии

14. При сокращении желудочков:

А) створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты

Б) створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

В) и створчатые и полулунные клапаны закрыты

Г) и створчатые и полулунные клапаны открыты

15. Наибольшее давление крови наблюдается в:

А) крупных венах Б) аорте

В) капиллярах Г) тканевой жидкости

16. Сердце состоит из…

А) двух предсердий и одного желудочка

Б) одного предсердия и двух желудочков

В) двух предсердий и двух желудочков

Г) одного предсердия и одного желудочка

17. Почему кровь движется по сосудам?

А) работа сердца

Б) разное давление в сосудах

В) благодаря сокращению скелетных мышц

Г) все ответы верны

18. Донор 4-й группы крови может дать кровь больному с группой крови

А) любому Б) только второй

В) только своей В) только третьей

19. Блуждающий нерв вызывает

А) учащение сердечного ритма Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм Г) другой ответ

Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

Артериальная кровь течет

1. из правого предсердия в легочную артерию

2. из левого желудочка в аорту

3. из левого предсердия в левый желудочек

4. в нижней и верхней полых венах

5. из легочных вен в правое предсердие

6. из легочных вен в левое предсердие

В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к которой он относится

1. эритроциты а) переносят О 2 от органов дыхания к клеткам тела

2. лейкоциты б) захватывают и переваривают чужеродные тела

В) удаляют СО 2 из клеток и тканей

Г) не имеют ядра

Д) вырабатывают антитела

Е) имеют ядро

Кровь

4 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Терморегуляцию, гуморальную регуляцию в организме осуществляет

А) кровь Б) тканевая жидкость

В) лимфа Г) все ответы верны

2. Тромбоциты – это

А) Крупные двояковогнутые, ядерные клетки

Б) Маленькие безъядерные пластинки

В) Амебовидные клетки с ядром

Г) особый белок в крови

3. Какой витамин необходим для образования сгустка при травмах

А) витамин А Б) витамин С

В) витамин Д Г) витамин К

4. Плазма крови на 90% состоит из..

А) воды Б) белка

В) форменных элементов Г) неорганических веществ

5. Эритроциты образуется в

А) красном костном мозге

Б) желтом костном мозге

В) в лимфатических узлах

Г) в кровяном русле

6. Клетки крови, способные вырабатывать антитела

А) лейкоциты Б) тромбоциты

В) лимфоциты Г) эритроциты

7. Иммунитет, возникший после перенесенного заболевания, является

А) естественный Б) искусственный

В) пассивный Г) нет верного ответа

8. Антитела – это:

А) особые клетки крови; Б) вирусы и бактерии;

В) особые белки крови. Г) бактерии симбионты

9. Сколько групп крови существует у человека:

А) три Б) четыре В) пять Г) шесть

10. Резус- это

А) белок, которые находятся в плазме крови

Б) заболевание крови

В) белок, которые содержатся на эритроцитах

Г) вещество, связанное со свертыванием крови

11. Лимфа образуется из …

А) крови Б) плазмы

В) тканевой жидкости Г) лейкоцитов

12. Органы кровообращения это -

А) сердце Б) сосуды

В) сердце и сосуды Г) сердце, сосуды, костный мозг

13. Сосуды, по которым кровь течет к сердцу, называются:

А) артерии Б) вены

В) капилляры Г) лимфатические сосуды

14. Малый круг кровообращения начинается в:

А) левом желудочке Б) правом желудочке

В) правом предсердии Г) левом предсердии

15. В большом круге кровообращения кровь насыщается:

А) кислородом Б) углекислым газом

В) азотом Г) угарным газом

16. Наименьшая скорость движения крови наблюдается

А) в аорте Б) в венах

В) в капиллярах Г) везде одинаковая

17. Биологическая фильтрация лимфы происходит в:

А) лимфатических узлах Б) лимфатических сосудах

В) лимфатических капиллярах Г) крови

18. В венах имеются

А) створчатые клапаны Б) полулунные клапаны

В) кармановидные клапаны Г) нет клапанов в венах

19. Ацетилхолин вызывает

А) учащение сердечного ритма Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм Г) другой ответ

Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

По артериям малого круга кровообращения у человека течет кровь

1) от сердца

2) к сердцу

3) насыщенная углекислым газом

4) насыщенная кислородом

5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах

6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах

В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к которой он относится

1. артерии а) сосуды несущие кровь от сердца

2. вены б) сосуды несущие кровь к сердцу

В) стенки толстые и упругие

Г) сосуды впадают в левое предсердие

Д) сосуды отходят от правого желудочка

Е) имеют клапаны

Ответы

Тип урока – обобщающий

Форма урока – тематический учет знаний.

Методы:

    репродуктивный

    частично поисковый

Класс – восьмой

Понятия: внутренняя среда организма, кровь – строение и функции, группы крови, переливание крови, иммунитет, органы кровообращения, транспортные системы организма, кровотечения, пульс, давление.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “ Кровь и кровообращение ”.

Ожидаемый результат: овладение учащимися умениями выделять главное в изученном материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний.

Обучающие задачи: учащиеся

1.Умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;

2. Используют свои знания в конкретной практической ситуации;

3.Учатся находить необходимую информацию, используя И.Т.

Развивающие задачи: учащиеся

    анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;

    делают выводы о значении анатомических знаний;

    формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
    использованием ИТ.

Воспитывающие задачи: учащиеся

    повышают биологическую культуру,

    проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни,

Материалы и оборудование

    компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации к уроку; прибора explorer GLX -

    на столах каждого ученика «Листок учета знаний»

    индивидуальные карточки-задания,таблицы «Органы кровообращение»

Ход урока.

    Организационный момент - 1 минута.

    Актуализация знаний.5 мин

    Физ. минутка 4 мин

    Тематический учет и контроль знаний - 30 минут

    Рефлексия 5 минут

Для актуализации знаний учащимся предлагается просмотр видеофильма удивительный рассказ «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» (приложение №1)

Физ.минутка: «Подсчет пульса» с использованием прибора explorer GLX - Используя прибор explorer GLX, учащиеся подсчитывают пульс до физических упражнений и после.

Тематический учет и контроль знаний

К уроку подготавливается “Листок учета знаний”, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка, которая ставится в журнал. У более сильных учеников есть возможность получить дополнительную оценку, выполняя в ходе урока более сложные задания

Листок учета знаний

Фами-лия, имя

Понятий-ный диктант

Программированное задание (тест)

Узнай биологи-ческий объект

Уст-ный ответ

Письмен-ное задание

Итого-вая отмет-ка

Дополни-тельная оценка

Понятийный диктант

Каждому варианту (их 2) нужно письменно дать три определения по теме “Кровеносная система ”. На выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Затем ученики, сидящие за одной партой меняются выполненными заданиями и проверяют работы (ученик первого варианта отвечает устно, учитель корректирует ответ и в результате обсуждения формируется эталон ответа. Ученик второго варианта сверяет ответ соседа с эталоном, ставит отметку о правильности или неправильности ответа. Таким же образом проверяем второй вариант, но сейчас в роли учителя выступают дети сидящие на первом варианте. После того как все определения проверены, на листочке ставится итоговая оценка по этому типу заданий, которая в конце урока заносится в “Листок учета знаний”).

Таким же образом проверяются остальные типы заданий кроме программированного задания.

1-вариант

Фамилия _________________________________

Определение

Вакцина____________________________________

Артерии _________________________________________

Иммунитет______________________________________

Критерии оценки:

3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4”1 правильный ответ – “3”

Нет правильных ответов – “2”

Итого:

2-вариант Фамилия _____________________________

Определение

Отметка о правильности выполнении

Письменно пояснить три определения

Антиген____________________________________

Кровообращение ____________________________________________

Внутренняя среда организма______________________________________

Критерии оценки: 3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4” 1 правильный ответ – “3” Нет правильных ответов – “2”

Итого:

Программированный опрос

На ответы отводится не более пяти минут. Работу учащиеся выполняют по программе «Тестировщик» на компьютерах. (Приложение № 2)

1-вариант

Задание

1.В каком процессе участвуют тромбоциты: А. транспорт О2 В.Иммунитет С.определение групп крови д. свертывание крови

2. Какая причина вызывает малокровие? А. недостаток лейкоцитов В. Недостаток тромбоцитов С. Избыток лейкоцитов Д. недостаток эритроцитов 3. Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения? А.Левое предсердие В.правое предсердие С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Как отличить левый желудочек от правого желудочка А. по расположению В. По толщине мышечного слоя С. По направлению движения крови Д. не отличаются. 5. Какой тканью образован миокард? А. поперечнополосатой сердечной мышечной тканью В. поперечнополосатой скелетной мышечной тканью С. Гладкой мышечной тканью Д. кроветворной тканью

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3”2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

Дополнительный вопрос: Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 4 группу крови А. 1 и 4 группы крови В. 1 и 2 группы крови С. Любую группу крови Д. только 4 группу крови

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1. В каком процессе участвуют лейкоциты:

А. свертываемость В. Транспорт кислорода

С. Иммунитет

Д. определение групп крови

2. Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 2 группу крови?

А. 1 и 4 группу крови

В. 1 и 2 групп крови

С. 2 и 4 группы крови

Д. только 2 группу крови? 3.Какой камерой заканчивается большой круг кровообращения? А.Левое предсердие

В.правое предсердие

С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Назовите основную причину движения крови по сосудам? А. Работа сердца В. Сокращение стенок сосудов С. Сокращение скелетных мышц Д. ритм дыхания

5. Назовите фактор который, который Не влияет на работу сердца А. Ионы Са В.Ионы К

С. Ионы Магния Д. адреналин

Критерии оценки:

Итого:

Дополнительный вопрос:

Постоянство состава внутренней среды организма получило название ….а) гемостаза; в) фагоцитоза; б) гомеостаза;г) ибринолиза.

Узнай биологический объект

Это задание рассчитано на 3-4 минуты. Дети на листочках подписывают названия органов обозначенных на рисунках, которые дополнительно выдаются к этому типу задания. (Приложенте №3)

1-вариант

Задание

Отметка о правильности выполнения

Кровеносная система:

Состав крови:

2_____________________________________________

4____________________________________________

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5” 6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”2 правильных ответа – “2”0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия __________________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

Что обозначено цифрами на рисунке:

Строение сердца:

1_____________________________________________

2_____________________________________________

3______________________________________________

4_____________________________________________

5_____________________________________________

Состав плазмы:

1______________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5”

6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

Устный ответ

Должен быть кратким, четким, мотивированным (не более 1 минуты на один вопрос). Дети первого варианта тихонько отвечают на вопрос соседу со второго варианта, затем учитель спрашивает одного из ученика первого варианта и в результате беседы формулируется правильные ответ. Ученик второго варианта ставит отметку за данный соседом ответ в зависимости от правильности ответа. Затем отвечает ученик второго варианта ученику первого варианта.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

    Что можно сказать о состоянии здоровья человека, если известны результаты его анализа крови?

    Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?

    Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

    Как называются «клетки пожиратели» способные к движению при помощи ложноножек, как амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Кем было открыто и подробно изучено это явление?

    Какие клетки встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами?

    Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления?

Критерии оценки:

5-6 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2”

1 правильных ответов – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

    1. Как называются клетки крови открытые Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в процессе развития?

    Называть причины, виды заболевания органов кровообращения.

    Виды кровотечений, способы оказания первой помощи?

    Вы учите уроки. Какой орган при этом получает больше крови?

    Какое действие оказывает адреналин на величину кровеносных сосудов?

    12. Почему происходит омертвление тканей конечности, если наложенный на неё жгут не ослабляют в течение длительного времени?

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

Письменное задание

Это задание рассчитано на 5 минут. Ученики письменно заполняют листочек с заданием.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Установите соответствие между структурными компонентами крови и их функциями:

Структурный компонент

Выполняемая функция и химическая природа

Соли кальция

Растворимый белок алвзмы

плазма

Обеспечивает иммунитет

фибрин

Транспорт кислорода

Фибриноген

Нерастворимый белок в тромбе

Антитела

Участвует в свертывании

Транспорт гормонов

Критерии оценки:

6 правильных ответов – “5”

4-5 правильных ответов – “4”

3 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание Установите соответствие между клетками крови и их функциями:

Клетки крови

Выполняемая функция

Т-лимфоциты

Транспорт кислорода

В-лимфоциты

Свертываемость крови

Эритроциты

Клеточный иммунитет

Тромбоциты

Выроботка антител

Фагоциты

Обнаружение антигенов

Определение групп крови

Транспорт гормонов

После того как сделаны все задания и поставлены оценки по каждому типу работ, заполняется “Листок учета знаний”. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы одно за задание ученик получил двойку. Итоговую оценку ставит учитель. В ходе урока некоторые дети отвечали на дополнительные вопросы и им выставлялись отметки о степени правильности ответов. Дополнительную оценку также ставит учитель за дополнительные выполненные задания по карточкам. (приложение № 3)

Рефлексия: учащимся предлагается составить ЭССЕ на тему « Кровь и кровообращение»

Используемая литература: учебник Биология 8 класс, автор Алимкулова Р. и др издательство «Атамура»,журнал Биология в школе. -2002. -№4. Слободяник Р. Ф. Тематический учет знаний, «Учителю биологии» 1998 год, М.Н. Панкина., «ЧЕЛОВЕК АНАТОМИЯ,ФИЗИОЛОГИЯ,ГИГИЕНА» поурочные тесты и задания, автор Г.И. Лернер, издательство «Аквариум» -1998 г.

Приложение №1 «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» Если бы можно было взглянуть на какую-нибудь часть нашего тела, все равно какую в микроскоп- открылось бы удивительная картина. Наша грудь, спина, руки и ноги, уши и пальцы - словом, все части нашего тела кажутся цельными и плотными. А на самом деле они составлены из бесчисленного множества мельчайших частиц- клеток. Эти клетки так малы, что глазом их не различить. Человек живет до тех пор, пока живы клетки, из которых состоит его организм. Но всему живому, и клеткам в том числе, надо дышать. Значит им нужно откуда-то получать кислород. Кто же доставляет всем клеткам нашего организма необходимую пищу и кислород? Это делает кровь. Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организму, как водопроводные трубы проложены по всему дому, в котором ты живешь. Одни сосуды широкие и плотные, как резиновый шланг от велосипедного насоса. Другие настолько узкие, что через них не пропустить и волоса. Стенки этих сосудов такие тонкие, что сквозь них легко просачиваются растворы. Как вода по трубам обегает весь дом и попадает в каждую квартиру, так по широким и узким трубочкам сосудов по телу все время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм. По пути кровь забегает в клетки и разносит им пищу и кислород. А заодно уносит с собой скопившиеся в клетках отходы и вредную углекислоту, образующуюся в клетках при дыхании. Где же спрятан тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит кровь в сосуды и заставляет обегать ее все тело? Такой необыкновенный мотор – наше сердце. Человеческое сердце невелико. Это плотный и мускулистый мешочек, размером немного больше кулака. Внутри он делиться перегородками на 4 камеры: правое и левое предсердие, правый и левый желудочек. В перегородках между предсердиями и желудочками есть отверстия, соединяющиеся между собой. Из левого желудочка сердца выходит короткая и широкая трубка самого большого сосуда –аорта. По ней сердце выталкивает организм ярко-алую кровь, полную кислорода и питательных веществ. Более мелкие сосуды - артерия разносят кровь по всему телу. Пробегая по клеткам, доставляя им пищу и кислород, забирая углекислоту и отходы, кровь постепенно становиться темно-вишневой. Эта загрязненная, темная кровь бежит по телу уже по другим тонким сосудам-венам. А затем она собирается в двух широких и толстых трубках – верхней и нижней полых венах и по ним возвращаются обратно в сердце. Но где, же кровь обновляется? В каком месте она оставляет собранную ею углекислоту и получает новый запас кислорода? Происходит это в легких. Здесь находиться главная станция отчистки.Когда сердце разжимается, оно всасывает из вен собранную ими испорченную кровь. А затем сердце сжимается, вновь и через другие сосуды гонит кровь в легкие. В легких всегда много воздуха. Они наполняются при каждом вздохе. Пробегая по легким, кровь жадно вбирает живительный кислород. В то же время она отдает легким скрывшуюся в ней углекислоту и человек ее выдыхает. Насытившись кислородом и освободившись от углекислоты, кровь снова становиться ярко- алой. Теперь она готова опять к следующему путешествию по организму. Разжимаясь, сердце вытягивает из легких эту обновленную кровь, а затем, сжимаясь новым толчком, посылает ее в путь. Так обстоит дело с кислородом и углекислотой. А где же получает кровь питательные вещества и когда сдает отбросы? Баз снабжения в нашем теле несколько, это желудок, кишечник, печень. В них все время идет работа – готовится для клеток различные питательные растворы. Пробегая по телу, кровь заглядывает по пути в желудок, кишечник забирает приготовленные там питательные растворы и разносит их по всему организму. Скопившиеся в клетках отходы кровь забирает собой и по пути передает их почкам, потовым железам и другим органам, чья задача удалять из организма все ни нужное и вредное. Пока жив человек его сердце все время находится в движении.

(Приложение №4)

Задания: - вспомнить, что означают эти цифры.

1. 90 % (количество воды в крови)

2. 250-300 г. (масса сердца)

3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5. 0,8 сек (длительность сердечного цикла)

6. 5 млн/ мм з (количество эритроцитов)

7. 0,5-1,2 мм/сек (скорость тока крови в капиллярах)

8. 120/80 мм.рт.ст. (нормальное артериальное давление крови)

9. 6-9 тыс/мм з (количество лейкоцитов)

10. 0,5 м/сек (скорость тока крови в аорте)

« Прием в травм . пункте » - оказать первую медицинскую помощь.

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ: Артериальное. Жгут выше раны на 1,5 -2 ч. Стерильная повязка. Доставить к врачу.

2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: Наложить повязку, доставить к врачу.

3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, закрыть бактерицидным пластырем.

«Найди ошибку»

Сердце.

Сердце -двигатель крови в организме. Это трехкамерный (4 - х) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца, около 500 г (300 г). И снаружи, и внутри сердце в ы стлано однослойным эпителием (снаружи -соединительная ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца - аорта -начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепо замкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система -посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

Решение задач

1. У человека цвет крови - красный, у головоногих моллюсков -голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

Ответ: У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета -гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.

2. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно - медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Ответ: В пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта, кровь отличается содержанием Г е, входившего, в состав гемоглобина и если в пепле обнаружится повышенное содержание Ге, значит, на одежде была кровь. 3.У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов. Таблетки бронхикум, анальгин, витамины «Реви т ». Ответ: Бронхикум - лекарство от кашляАнальгин - обезболивающееРевит – витамины. Гематоген - ябл оки , гранаты - для повышения гемоглобина.

Хурьма - рекордсмен по количеству F е среди фруктов, родина - Китай.

1

4

2

5

3

Вторую группу крови можно переливать:

II - I

I - III

I - IV

Кровь первой группы можно переливать всем остальным группам без неблагоприятных последствий. Люди с первой группой являются универсальными донорами, но им самим можно переливать кровь только их группы. Наряду с универсальными донорами имеются и универсальные реципиенты. Это люди, кровь которых принадлежит к четвёртой группе. Им можно переливать кровь любой группы. Людям, имеющим кровь второй и третьей групп, можно переливать кровь первой группы и их собственной.

В течение всей жизни человека его группа крови не меняется. Таким образом, вторую группу крови можно переливать людям с первой и второй группой.

В свёртывании крови принимают участие ионы:

железа

кальция

магния

При повреждении кровеносного сосуда вытекающая из него кровь свёртывается в течение 3-4 минут, образуя красный сгусток, который закрывает просвет сосуда и препятствует дальнейшей потере крови. Главная реакция, ведущая к появлению сгустка крови, — образование нерастворимых нитей белка фибрина из растворённого в плазме белка фибриногена. Фибриноген и другие вещества, участвующие в свёртывании крови, являются постоянными компонентами крови. Однако процесс свёртывания у здоровых людей происходит только после ранения сосудов и выхода из них крови. Это объясняется тем, что процесс свёртывания крови запускается продуктами распада повреждённых клеток стенок сосуда и гибели тромбоцитов.

В свёртывании крови (гемостаз ) принимают участие ионы соли кальция (витамин К ). Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свёртываться не будет.

Этапы свёртывания крови.

Естественный врождённый иммунитет — это:

невосприимчивость к инфекции, обусловленная наследственными особенностями вида

невосприимчивость к инфекции, обусловленная получением антител через плаценту

невосприимчивость к инфекции при перенесении данного заболевания

Естественный врождённый иммунитет — это: иммунитет являющийся наследственным признаком данного вида животных. Например, кролики и собаки невосприимчивы к полиомиелиту (детскому параличу), а человек — к возбудителю чумы рогатого скота и т. д.

Лейкоциты участвуют:

в клеточном и гуморальном иммунитете

только в реакциях клеточного иммунитета

только в фагоцитозе

Различают клеточный и гуморальный механизм иммунитета. Клеточный — уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами, гуморальный — его уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворёнными в крови.

В-лимфоциты нейтрализуют чужеродные антигены, образуя в ответ на их появление антитела. Т-лимфоциты участвуют в реакциях клеточного иммунитета, опознавая чужеродные ткани и органы, а также опухолевые клетки; участвуют в отторжении трансплантатов. Вырабатывают гамма-глобулин.

Искусственный активный иммунитет — это:

введение в организм сыворотки, содержащей готовые антитела

невосприимчивость к инфекции, обусловленная получением антител через плаценту или с молоком матери

введение в организм вакцины, на которую вырабатываются антитела

Искусственный активный иммунитет получается путём прививки здоровым людям убитых или ослабленных культур болезнетворных микробов и вирусов, микробных ядов токсинов. Введение в организм этих препаратов (вакцин ) — имитирует заболевание в лёгкой форме и активизирует защитные силы организма, вызывая в нём образование соответствующих антител.

Центральные органы иммунной системы:

тимус и селезёнка

красный костный мозг и тимус

миндалины и лимфатические узлы

Центральные органы иммунной системы: красный костный мозг и тимус.

Антитела плазмы крови образуются:

плазматическими клетками

всеми лейкоцитами

эритроцитами

Плазматические клетки (плазмоциты) — это класс лейкоцитов, образующихся из В-лимфоцитов.

Плазмоциты — часть иммунной системы, функция которых заключается в выработке специфических иммуноглобулинов (антител). В-лимфоцит получает сигнал о том, или ином антигене и после этого оседает в лимфатических узлах, где начинает преобразовываться в плазматическую клетку. Одновременно начинают образовываться клетки памяти, способные реагировать на антиген через месяцы и даже годы после первого вторжения. Продолжительность жизни плазмоцитов составляет всего несколько дней, а клетки памяти сохраняются намного больше, и могут даже сохраняться до конца жизни. Если произойдет повторное вторжение того же самого антигена, то клетки памяти быстро начинают синтезировать антитела в огромном количестве, и им не надо будет тратить время на распознавание появившегося антигена.

У взрослых плазмоциты отсутствуют, а у детей они могут содержаться в незначительных количествах.

Плазматические клетки, образуются в периферической крови во время вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха, инфекционный мононуклеоз).

Функции белков плазмы крови:

участие в свёртывании крови

обеспечивают вязкость крови и участвуют в реакциях иммунитета

оба ответа правильные

В поддержании гомеостаза участвуют:

кровеносная, дыхательная, пищеварительная и выделительная системы

нервная, половая, дыхательная системы

эндокринный аппарат

В поддержании гомеостаза роль различных органов организма не одинакова. Система органов пищеварения обеспечивает поступление в кровь питательных веществ. Органы кровообращения осуществляют непрерывное движение крови и приносят кислород и питательные вещества клеткам, а продукты распада уносят от них. Органы дыхания обеспечивают поступление кислорода в кровь и удаление углекислого газа. Через лёгкие, почки, кожу из организма происходит удаление конечных продуктов обмена веществ.

В поддержании гомеостаза важную роль играет нервная система. Быстро реагируя на изменения внешней или внутренней среды она постоянно изменяет деятельность органов. Благодаря развитию приспособлений, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, его клетки менее подвержены изменяющимся условиям внешней среды. Нарушение гомеостаза приводит к значительным изменениям в работе органов и к различным заболеваниям.

Форменные элементы крови образуются в:

жёлтом костном мозге и почках

лимфатических узлах, селезёнке, красном костном мозге и тимусе

селезёнке и железах смешанной секреции

Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты — безъядерные, красные двояковогнутые клетки крови. Они образуются в красном мозге плоских костей из ядерных, стволовых клеток. Тромбоциты образуются в красном костном мозге. Лимфоциты, разновидность лейкоцитов, образуются в лимфоузлах, миндалинах, аппендиксе, селезёнке, тимусе, костном мозге.

Вид иммунитета, при котором вводится сыворотка заражённых животных, содержащей готовые антитела:

искусственный пассивный

искусственный активный

врождённый

Искусственный пассивный иммунитет создаётся путём введения в организм сыворотки, содержащей готовые антитела и антитоксины (вещества, обезвреживающие продукты жизнедеятельности микроорганизмов) против микробов и их ядов — токсинов. Пассивно приобретённый иммунитет сохраняется обычно недолго (не больше месяца), но зато проявляется почти сразу же после введения лечебной сыворотки. Своевременно введённая сыворотка, содержащая уже готовые антитела, обеспечивает успешную борьбу с инфекцией, которая развивается так быстро, что организм не успевает выработать достаточное количество антител и больной может умереть. После некоторых инфекционных заболеваний иммунитет не вырабатывается, например, ангина, которой можно болеть много раз. Такой иммунитет используют в лечебных и профилактических целях.

Похожие статьи