Способы передвижения животных полости тела пересказ. Внешний вид животных и способы их перемещения

23.01.2020

Плаванье, ползанье, ходьба, прыжки, летание – какой вид передвижения круче?

Передвижения, то есть способность перемещаться с одного места на другое, ‒ один из важнейших признаков подавляющего большинства животных и играет огромную роль в их жизни. Благодаря активному перемещению с места на место происходит быстрая смена условий жизни, она ведет к совершенствованию всей организации животных, в первую очередь их нервной системы и органов чувств. Животным, способным к быстрому передвижению, легче защищаться от неблагоприятных условий существования, от различных врагов. Кроме того, благодаря перемещению происходит расселение вида, захват новых территорий с несколько отличными условиями жизни, а это способствует проявлению изменчивости ‒ предпосылке возникновения новых подвидов и видов.

В зависимости от условий среды и образа жизни в процессе эволюции у животных выработался определенный способ передвижения: плаванье, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки, планирование, летание.

Особенно разнообразно передвигаются наземные четвероногие животные. Подавляющее большинство их может не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, некоторые планируют. У них наблюдаются различные виды ходьбы (аллюра): очень медленный, быстрый или медленный рисеподобный шаг, быстрая рысь, прыжок, иноходь, галоп.


Медленный вид ходы ‒ это шаг, при котором животные по очереди очень медленно опираются на три или четыре ноги, вынося одну из них вперед. Так движутся, например, черепахи. Примерно 400 м проходят они в час. Но среди пресмыкающихся есть животные, которые передвигаются очень быстро. К ним относятся многие ящерицы ‒ жители открытых пространств (степей, пустынь, полупустынь). Такие ящерицы не ползают на брюхе, а бегают на вытянутых ногах с высоко поднятым брюхом.

Из-за скорости передвижения некоторые из ящериц получили соответствующие названия: прыткая ящерица, быстрая ящерица. К быстробегающим принадлежат агамы, песчаная, такырная и другие круглоголовки, наземные виды игуан, настоящие ящерицы и другие. Для них характерно передвижение рысью, а некоторые из них при быстром беге поднимают передние конечности и двигаются только на задних (некоторые игуаны, американские ящерицы-бегуны).


Самым быстрым видом передвижения является галоп. Он характерен для некоторых млекопитающих: почти всех копытных, хищников, беличьих, зайцеобразных. Чемпионом среди них есть гепард. Догоняя добычу он за короткое время развивает огромную скорость ‒ около 112-115 км / ч. Ему нужно только две секунды, чтобы бег его достигал уже 70 км / ч, а 650 м он пробегает за 20 секунд.

Одним из способов передвижения некоторых четвероногих животных являются прыжки в длину и высоту. И в этом способе перемещения есть свои рекордисты. В прыжках в длину особенно отмечаются кенгуру, в частности большой серый и большой рыжий. Хотя передние конечности этих животных развиты настолько, что они могут на них опираться, когда пасутся, однако прыжки на задних конечностях ‒ основной способ их передвижения. В этих гигантских животных на длинных и узких задних конечностях с крепкими когтями чрезвычайно развитая мускулатура, что дает им возможность осуществлять невероятной длины прыжки. Иногда они могут прыгать на 12 м в длину, развивая при этом скорость до 50 км / ч, но не на долгое время. Древесные кенгуру могут прыгать на 15-18 м, но не в длину, а сверху вниз, с одной ветки на другую.


Прыгать в длину приходится и некоторым хорошим бегунам ‒ хищникам и копытным. Известный «спринтер» вилорог во время бега может делать прыжок до 6 м в длину, а чернопятая антилопа ‒ более 10 м. Длинные прыжки делают все представители семейства кошачьих, в том числе крупные ‒ рысь, леопард, тигр, лев, гепард прыгают на значительное расстояние (гепард до 9 м).

В каждом классе позвоночных есть свои рекордсмены. Так, в классе рыб выпрыгивать из воды на значительную высоту могут такие пресноводные рыбы, как белый амур и толстолобик. Высота их прыжков достигает 4 м, а длина ‒ 8 м. В классе земноводных африканская гигантская лягушка Голиаф прыгает на 4 м. Из птиц выпрыгивать из воды на ледовую кромку высотой до 2 и более метров могут пингвины.

Передвигаться по земле с определенной скорость могут и безногие животные, например змеи. Способность передвигаться в воздухе присуща многим животным, даже типичным водяным жителям. Так, в тропических и субтропических морях живут летающие рыбы.

Планирующие полеты могут делать земноводные, из пресмыкающихся лучшим планеристом считается летучий дракон. Планирующие прыжки делают также некоторые млекопитающие, в частности шерстокрылы ‒ жители тропических лесов Явы, Суматры, Калимантана, Филиппин. Их летательная перепонка покрыта шерстью и соединяет шею, конечности и хвост. Они чемпионы среди «планеристов». Прыгая с верхушки дерева, шерстокрылы широко расставляют ноги и вытягивают хвост, от чего растягивается летательная перепонка, и тогда, почти не снижая высоты, они могут пролетать до 130-140 м. Значительно уступают шерстокрылам грызуны-летяги, которые очень похожи на белок. Максимальное расстояние их полета ‒ 30-60 м.


Настоящий полет ‒ это активное движение с помощью крыльев. Первыми, таким образом, начали передвигаться насекомые. Для них характерно наличие двух или одной пары крыльев и сильно развитых мышц. В лучших летунов на такие мышцы приходится 15-25% веса тела. Среди насекомых рекордсменом скорости является бабка коромысло: в секунду она пролетает 32 м, следовательно, 114 км / ч. Известны факты, когда австралийских бабок ловили в открытом море в 900 милях от материка.

С бабочек самыми скоростными летунами являются бражники ‒ большие и сильные ночные насекомые, передние крылья в которых длинные и узкие и вместе с задними сцеплены в единую летательную плоскость. Скорость полета таких бражников, как молочайный, олеандровый, мертвая голова, достигает 60 км / ч. Эти бабочки могут преодолевать за короткое время большое расстояние.


Полет ‒ типичный способ передвижения птиц. Вся их организация ‒ внешнее и внутреннее строение, физиология ‒ подчинены полету. Находиться долгое время в воздухе могут буревестники, альбатросы, грифы, орлы, но это благодаря парящему полету (пассивному), при котором птицы используют ветер или восходящие воздушные потоки, а взмахов крыльями не делают.

Из млекопитающих к настоящему и длительному полету приспособлены только рукокрылые. Их своеобразные крылья ‒ это эластичная кожистая перепонка между удлиненными четырьмя пальцами передних конечностей, которая переходит на предплечье, плечо, стороны тела, охватывает задние конечности (без стоп) и хвост.


Плавание ‒ самый древний вид передвижения живых организмов, но присущий он не только водным животным, которые постоянно живут в воде, в ней добывают пищу, в ней размножаются, но и многим наземным. Чемпионами по плаванию считаются древние обитатели морей ‒ кальмары. Благодаря «реактивному двигателю» ‒ воронке ‒ они могут развивать огромную скорость ‒ до 200 км / ч.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка

Партизанского муниципального района

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

для учащихся 7 классов

«Способы передвижения животных.

Полости тела»

Разработан и проведен

учителем биологии

Логиновой Е.Н.

Цель урока :

Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных.

Сформировать понятие «полость тела».

Задачи урока:

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

    предметные: подчеркнуть, что движение – одно из основных проявлений жизни у животных; расширить знания учащихся о полостях тела, их видах, способах передвижения животных и жизненных формах, ориентировать на системное восприятие многообразия движений в органическом мире;

    метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам;

    личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник,конверты с иллюстрациями и опорными словами, задания для групповой работы, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

Методы обучения: репродуктивный,проблемный и частично-поисковый методы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.

Технология: обучение в сотрудничестве

Принципы: научности, доступности, здоровьясбережения, занимательности, логичности

Подход: Системно-деятельностный

Виды деятельности: поисковый, исследовательский

План работы:

I Организационный этап

II Мотивационно-ориентировочный

    Актуализация знаний

    Мотивация

    Целеполагание

III Изучение нового материала

    Решение проблемы

    Самостоятельная работа обучающихся

    Обсуждение результатов работы

IV Подведение итогов работы

V Закрепление

VI Рефлексия

VII Информация о домашнем задании

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемые

результаты

I Организационный этап

Приветствие, призыв к учащимся оценить свою готовность к уроку, скорректировать ее при необходимости.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя.

Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Позитивный настрой на работу

Мотивационно-ориентировочный

    Актуализация знаний

    Мотивация

    Целеполагание

Какой раздел мы изучаем? (эволюция строения и функций органов и их систем)

От изучения внешних покровов мы перешли к изучению внутренних систем органов, какую систему органов мы изучили на прошлом уроке? (ОДС)

Ребята решите биологические задачи (тексты с задачами находятся у учащихся на партах, работа по решению ведётся в парах).

Задача 1. (слайд 1)

Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
- могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно

Задача 2. (слайд 2) В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?
- в связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад

Задача 3. (слайд 3)

Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
- кости тонкие, заполнены воздухом
- челюсти без зубов

Задача 4. (слайд 4)

Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
- это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел.

- Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

Сейчас предлагаю посмотреть видеофрагмент.

Учащиеся формулируют тему урока. (слайд 6)

Какие цели поставим?(слайд 7)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Решают задачи, повторяя материал прошлого урока

Просмотр видеофрегмента

Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока.

Формулирование учащимися темы и целей урока

Изучение нового материала

    Постановка проблемной ситуации

    Решение проблемы

    Самостоятельная работа учащихся

Физкультминутка

    Обсуждение результатов работы

Мир живой природы находится в непрерывном движении. Движение - одно из основных свойств живых организмов. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции.

Передвижение всего организма с одного места на другое называется ЛОКОМОЦИЕЙ. (слайд 8)

Проблемный вопрос:

А зачем животные движутся? (слайд 9)

Поиск пищи

Спасение от хищников

Расселение

Поиск половых партнеров.

А как же классифицировать эти способы передвижения?

Для того, чтобы это выяснить, давайте поработаем с дополнительной литературой по данной теме. (Приложение 1)

Учащиеся читают тексты, из дополнительной литературы, и работая в группах составляют схему (систему) из опорных понятий и иллюстраций животных, которые предложены им в конвертах. (К-картинка)

(амебоидное, движение, жгутики, реснички, мышечное, ложноножки, амёба (К), эвглена зелёная (К), инфузория туфелька (К), сокращение мышц, черви, дождевой червь (К), (белая планария (К), моллюски, хордовые, лягушки (К), птица (К), реактивный, каракатица (К), мускулистая нога, волны сокращения подошвы ноги, гребешок (К), прудовик обыкновенный (К), варан (К), собака (К)

Закройте глаза,

расслабьте тело,

Представьте – вы птицы,

вы вдруг полетели!

Теперь в океане

дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо,

вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Представители одной из групп читают текст «Полости тела» на стр. 202 – 203 учебника и

отвечают на вопросы:

Что такое полость тела?

Какие функции выполняет?

У кого впервые в процессе эволюции появилась полость тела?

В чем принципиальное отличие животных с первичной и вторичной полостью тела. Приведите примеры.

Чем отличается полость тела хордовых животных от кольчатых червей?

Составьте модели полостей тела, используя подручный материал. (слайд 10,11)

После выполнения задания одна из групп представляет полученную ими схему.

Группа, изучающая полости тела представляет свою работу одноклассникам.

С какими способами передвижения мы сегодня познакомились?
Амебоидное движение. Движения при помощи жгутиков и ресничек. Движение с помощью мышц

Учащиеся высказывают свое мнение на поставленный вопрос

Работа в группах по изучению предложенного материала.

Учащиеся выполняют упражнения

Отвечают на вопросы, работают с дополнительной литературой

Представители остальных групп знакомятся с полученными результатами, анализируют работу, вносят коррективы.

Возникновение проблемной

ситуации

Решение проблемной ситуации

Учащиеся выдвигают собственный алгоритм деления животных по способам передвижения

Делают выводы

Закрепление

Задание лабиринт по теме «Движение организмов». (Приложение 2) (слайд 12)

Из школьного фольклора «Задача должна быть кусачей, иначе она не задача»

Решение задач (слайд 13)

(Выполняется при наличии времени)

Определите скорость змеи, если за 15 мин она проползает 2,7 км.

Задача решается по формуле =S/t (м/с) 2700 м/900 с = 3 м/с);

У африканских страусов на ногах всего 2 пальца, что, впрочем, не мешает им очень быстро бегать.

За какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 80 км /ч.

(решение: 80х1000/3600 = 22,2 м/с; 100/22,2 = 4,5с)

Выполняют задание, вычленяют ключевое слово –ЛОКОМОЦИЯ

Решают задачи межпредметного характера (связь с физикой)

Систематизация нового «открытого» знания

Подведение итогов

Итак, скажите какие цели, мы поставили перед собой в начале урока?

Мы ответили на все вопросы урока?

Рассуждают, отвечают.

Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке

Рефлексия

- Скажите ребята, вам понравился урок?

А что понравилось больше всего?

Перед вами лежат листки цветной бумаги, выберите тот, который сходен с вашим сегодняшним настроением от урока:

белая плохое,

желтая среднее,

зеленая хорошее)

Выбирают «цвет настроения»

Удовлетворенность учащихся уроком.

Постановка домашнего задания

Параграф 38.

Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амёбы, в этом месте на её теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела - ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, организм буквально скользит по поверхности. Такое передвижение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови).

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или волнообразно шевелясь, жгутики и реснички создают движущую силу и двигаются тупым концом вперёд. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде (инфузориям, эвглене, вольвоксу, различным зооспорам, спер­матозоидам).

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться.

У круглых червей мышцы только продольные, поэтому они могут изгибать своё тело, но не способны вытягивать или укорачивать его. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, цепляется при движении за неровности почвы.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”. Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие, личинки стрекоз, и медузы освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости. Осьминоги и каракати­цы при таком способе передвижения развивают скорость до 3600 м в минуту (216 км в час)

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и другие образования, например крылья у насекомых. Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

Мощные мускулы рыбы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Мышцы обеспечивают движения плавников. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - красивое и завораживающее зрелище. В удивительно сильном теле змеи синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело.

Активно могут летать только насекомые, птицы и лету­чие мыши. У птиц передние конечности превратились в крылья. Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду. Способ передвижения на ко­нечностях значительно уменьшает трение. Тело не волочится по земле, а поддерживается на весу. Как следствие этого значительно возрастает скорость движения – бегом, иногда прыжками (кузнечики, кенгуру). Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения.

А по бегу чемпионом является гепард, который за час пробегает около 112 км и может догнать любое дикое животное, даже антилопу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 29 г. Томска

ул. Новосибирская, Томск, 634049, тел./ факс директор(382 2) 67 86 91; заместители(382 2) 67 54 80;

e - mail : gimnasium [email protected] tomsk . net ,

Цели урока:

· Познакомить учащихся с основными типами движения животных;

· Показать эволюционное направление в изменении способов движения;

· Сформировать представления о полости тела, её видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типов полостей тела животных.

Задачи урока :

    Обучающие : рассмотреть понятие “движение” как информационный объект. Познакомить учащихся с основными типами движения животных; показать эволюционное направление в изменении способов движения; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных; повторить понятия равномерно и неравномерного движения “движения”;

· Развивающие : развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.

    Воспитательные : формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в группе.

ТСО, оборудование : ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, энциклопедии “Мир вокруг нас”, “Жизнь животных”, CD Энциклопедия Кирилла и Мефодия, разработанные учителем тесты.

Оформление доски : На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке.


Тип урока : изучение нового материала

Ход урока

I. Организация начала урока

II. Проверка домашнего задания

1 вариант:

Какой скелет называют наружным?

Ответ: Наружным называют скелет, который расположен снаружи. Наружный скелет имеют раковины моллюсков, хитиновый покров насекомых и ракообразный. (ученик прикрепляет к доске листы с видами наружного скелета)

Какой скелет называют внутренним?

Ответ: Внутренний скелет у позвоночных животных. Скелет снаружи покрыт мышцами и кожей. Внутренний скелет также у головоногих моллюсков. (ученик прикрепляет к доске листы с видами внутреннего скелета)

2 вариант:

Карточки с изображением животных.

https://pandia.ru/text/80/122/images/image007_53.jpg" width="119" height="48">.jpg" width="107" height="75">.gif" width="646" height="367">

III. Изучение нового материала

План:

I. Типы передвижения животных.

II. Лабораторная работа.

III. Полость тела.

1. Актуализация знаний

Движение – это основа всего живого на земле.

Мир живой природы находится в непрерывном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Растения поворачивают свои листья к солнцу, всё живое растёт. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции

2. Теоретический материал

Движение - одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих активных способов передвижения, их можно разделить на 3 основных типа: Приложение (Презентация сопровождает объяснение нового материала)

    Амебоидное движение. Движения при помощи жгутиков и ресничек. Движение с помощью мышц

I. Типы передвижения животных.

1. Амебоидное движение

Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови). Пока у биологов нет единого мнения о том, что является причиной амебоидного движения. У клетки образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и форма самой клетки

2. Движения при помощи жгутиков и ресничек.

Движения при помощи жгутиков и ресничек характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

Но есть еще большая группа животных. А как передвигаются они.

3. Движение с помощью мышц.

Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Характерно для беспозвоночных и позвоночных животных.

Любое движение - это очень сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме.

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться. За счет сокращения мышц и осуществляется движение.


У круглых червей поочередное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счет этих телодвижений червь двигается вперед.

Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперед.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”.

У круглых и кольчатых червей кожно-мускульный мешок взаимодействует с заключенной в нем жидкостью (гидроскелет).

Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.

Членистоногих отличает наружный скелет.

Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги. Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.

Паукообразные передвигаются на ходильных ножках, а мелкие пауки, образующие паутину, могут перемещаться с помощью ветра.

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых. У кузнечиков с низкой частотой биения крыльев мышцы прикрепляются к их основаниям.

Рыбы

Мощные мускулы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Эти боковые мышцы не сплошные, а состоят из отдельных пластинок мышечных отрезков, или сегментов, которые идут один позади другого и разделены между собой тонкими волокнистыми прослойками (при варке эти прослойки разрушаются, и тогда вареное мясо легко распадается на отдельные сегменты). Число сегментов соответствует числу позвонков. Когда в каком-нибудь сегменте сокращаются соответствующие мышечные волокна, то они тянут позвонки в свою сторону, и позвоночник изгибается; если же сокращаются мышцы на противоположном боку, то и позвоночник изгибается в другую сторону. Таким образом, и скелет рыбы, и одевающая его мускулатура имеют метамерное строение, т. е. состоят из повторяющихся однородных между собой частей - позвонков и мышечных сегментов. Мышцы обеспечивают движения плавников, челюстей и жаберных крышек. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

- Сильная мускулатура и твердый гибкий позвоночник обусловливают способность рыбы к быстрому перемещению в воде.

Земноводные

По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Пресмыкающиеся

Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - удивительно красивое и завораживающее зрелище. Кажется, ничего не происходит. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. Ощущение легкости передвижения змеи обманчиво. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры, то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос... Чем длиннее тело, тем больше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей все удлинялось и удлинялось. Число позвонков у змей может достигать 435 (у человека, для сравнения, всего 32-33).

Ползание змей может быть достаточно стремительным. Однако даже самые быстрые змеи редко развивают скорость, превышающую 8 км/ч. Рекорд скорости ползания - 16-19 км/ч, и принадлежит он черной мамбе.

Существуют еще прямолинейный, или гусеничный способ ползания, и прерывистый ход по песку.

На суше движения крокодила менее быстры и проворны, чем его движения в воде, где он превосходно плавает и ныряет. Его длинный и мускулистый хвост сдавлен с боков и служит хорошим рулевым веслом, а пальцы на задних ногах связаны между собой плавательной перепонкой. Кроме того, вода облегчает и вес тела этого грузного животного, одетого кожным панцирем из роговых щитков и чешуй, которые расположены продольными и поперечными рядами. Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду.

Птицы

Наиболее развиты (до 25% от массы птицы) мышцы, двигающие крыльями. Наиболее развиты у птиц большие грудные мышцы, опускающие крылья, которые составляют 50% массы всей мускулатуры. Поднимают крылья подключичные мышцы, которые также хорошо развиты и расположены под большими грудными. Сильно развиты у птиц мускулы задних конечностей и шеи.

Млекопитающие

Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения. Сильно развиты мышцы нижней челюсти, жевательные мышцы, а также диафрагма. Это куполообразная мышца, отграничивающая брюшную полость от грудной. Ее роль заключается в изменении грудной полости, что связано с актом дыхания. Значительно развита подкожная мускулатура, приводящая в движение отдельные участки кожи. На лице она представлена мимической мускулатурой, особенно развитой у приматов.

4 . Лабораторная работа по теме « Изучение способа передвижения животных »

Оборудование: изображения животных (презентация), натуральные объекты (паук птицеед, аквариумные рыбки).

Ход работы:

1. Рассмотрите животных. Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений.

Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении. Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.

2. Заполните таблицу.

Движение животных.

5. Полости тела . (Рассказ учителя биологии)

У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела – целом. Это пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами животных. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции:

· Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).

· Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать друг от друга.

· Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.

· Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.

· Учувствует в осморегуляторных процессах в организме.

Впервые полость тела возникает у круглых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются ненужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, простирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поделена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиальных клеток. Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток, называется вторичной полостью тела.

У всех хордовых полость тела вторичная. В отличие от кольчатых червей вторичная полость тела хордовых не содержит полостной жидкости, и внутренние органы свободно располагаются в полости.

IV. Закрепление знаний

Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На работу 2 минуты.

    Улитка Краб Майский жук Рыба

Ответ: Лишнее животное – рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

2. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

    Голубь Кошка Окунь Рак

Ответ: Лишнее животное – рак, так как у него наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет

3. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

    Кальмар Мидия Бабочка Краб

Ответ: Лишнее животное – кальмар, так как у него внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

4. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

    Ящерица Воробей Бабочка Лошадь

Ответ: Лишнее животное – бабочка, так как у нее наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет.

Как могут двигаться животные в пространстве? (Совместно с учениками составляется ассоциативная структурно – логическая схема)

V. Домашние задание

Изучить § 38, ответить на вопросы в конце параграфа.

Лабораторная работа

по биологии:

«ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ »

Ученицы 7 «В» класса

МБОУ СОШ №6

г. Белая Калитва

Кушнеровой Алеси

Лабораторная работа № 10

« ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель работы: познакомиться с многообразием способов передвижения в

природе.

Оборудование: 3-5 животных по выбору учителя (все животные в

соответствующих садках, чашках, клетках, аквариумах,

террариумах).

Ход работы:

1. Рассмотрите животных, находящихся перед вами.

Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений.

Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении.

2. Наблюдайте за животными, изменяя условия среды.

Определите характер движения животного; способность менять способы движения; число способов передвижения для каждого объекта.

Движение - одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих активных способов передвижения, их можно разделить на 3 основных типа:

I. Типы передвижения животных.

1. Амебоидное движение

Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови). Пока у биологов нет единого мнения о том, что является причиной амебоидного движения. У клетки образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и форма самой клетки.


2. Движения при помощи жгутиков и ресничек.

Движения при помощи жгутиков и ресничек

характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

Но есть еще большая группа животных. А как передвигаются они?

3. Движение с помощью мышц.

Движение с помощью мышц о существляется у многоклеточных животных. Характерно для беспозвоночных и позвоночных животных.

Любое движение - это очень сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме.

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться. За счет сокращения мышц и осуществляется движение.

У круглых червей поочередное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счет этих телодвижений червь двигается вперед.

Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперед.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”.

У круглых и кольчатых червей кожно-мускульный мешок взаимодействует с заключенной в нем жидкостью (гидроскелет).

Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.

Членистоногих отличает наружный скелет.

Многие ракообразные

для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги. Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.

Паукообразные передвигаются на ходильных ножках, а мелкие пауки, образующие паутину, могут перемещаться с помощью ветра.

У большинства членистоногих

специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых. У кузнечиков с низкой частотой биения крыльев мышцы прикрепляются к их основаниям.

Рыбы


Скелет рыбы, и одевающая его мускулатура имеют метамерное строение, т. е. состоят из повторяющихся однородных между собой частей - позвонков и мышечных сегментов. Мышцы обеспечивают движения плавников, челюстей и жаберных крышек. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

- Сильная мускулатура и твердый гибкий позвоночник обусловливают способность рыбы к быстрому перемещению в воде.

Земноводные

по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Пресмыкающиеся

Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - удивительно красивое и завораживающее зрелище. Кажется, ничего не происходит. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. Ощущение легкости передвижения змеи обманчиво. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры, то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос... Чем длиннее тело, тем больше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей все удлинялось и удлинялось. Число позвонков у змей может достигать 435 (у человека, для сравнения, всего 32-33).

Ползание змей может быть достаточно стремительным. Однако даже самые быстрые змеи редко развивают скорость, превышающую 8 км/ч. Рекорд скорости ползания - 16-19 км/ч, и принадлежит он черной мамбе.

Существуют еще прямолинейный, или гусеничный способ ползания, и прерывистый ход по песку.

На суше движения крокодила менее быстры и проворны, чем его движения в воде, где он превосходно плавает и ныряет. Его длинный и мускулистый хвост сдавлен с боков и служит хорошим рулевым веслом, а пальцы на задних ногах связаны между собой плавательной перепонкой. Кроме того, вода облегчает и вес тела этого грузного животного, одетого кожным панцирем из роговых щитков и чешуй, которые расположены продольными и поперечными рядами.

Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду.

Птицы

Наиболее развиты (до 25% от массы птицы) мышцы, двигающие крыльями. Наиболее развиты у птиц большие грудные мышцы, опускающие крылья, которые составляют 50% массы всей мускулатуры. Поднимают крылья подключичные мышцы, которые также хорошо развиты и расположены под большими грудными. Сильно развиты у птиц мускулы задних конечностей и шеи.

Млекопитающие

Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения. Сильно развиты мышцы нижней челюсти, жевательные мышцы, а также диафрагма. Это куполообразная мышца, отграничивающая брюшную полость от грудной. Ее роль заключается в изменении грудной полости, что связано с актом дыхания. Значительно развита подкожная мускулатура, приводящая в движение отдельные участки кожи. На лице она представлена мимической мускулатурой, особенно развитой у приматов.

Полости тела.

Полостью тела беспозвоночных и позвоночных животных называют пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Впервые полость тела возникает у круглых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются ненужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, простирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поделена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиальных клеток. Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток, называется вторичной полостью тела.

У всех хордовых полость тела вторичная. В отличие от кольчатых червей вторичная полость тела хордовых не содержит полостной жидкости, и внутренние органы свободно располагаются в полости.

Проделав данную работу, я изучила способы передвижения животных, а также сделала вывод, что движения характерны для всех живых организмов. Движения осуществляются с помощью приспособлений: жгутиков, ресничек и мышц.

Понятие движения.

  • Движение – главное свойство живых организмов.

  • Движения делятся на три группы:

  • 1. Амебоидное движение присуще корненожкам (амебам), а также клеткам крови лейкоцитам. Это движение происходит благодаря выростам цитоплазмы.

  • 2. Движение с помощью жгутиков и ресничек наблюдается у простейших животных.

  • 3. Движение с помощью мышц у большинства животных.


Амебоидное движение.


Движение простейших. Эвглена зеленая.


Движение с помощью мышц.


Движение моллюска


Полет птиц – движение в воздухе.


Виды плавания: на воде


Под водой




Движение медузы- реактивное


Движение змеи


Самые быстрые животные – гепарды. Они могут бежать со скоростью 120 км в час


Кенгуру- рекордсмен по прыжкам в длину.


Самое медлительное животное?


Ответьте на вопросы.

  • 1. На какие три группы делятся движения?

  • 2. Приведите примеры каждого типа.

  • 3. Какие виды движений осуществляются с помощью мышц?

  • 4. Назовите особые способы передвижения

  • 5. Какие животные самые быстрые, какие самые медлительные?

  • 6. Рекордсмены среди животных.

  • 7 Приспособления для передвижения.


Похожие статьи