Шестикрылый архангел. Херувимы и серафимы

23.01.2020

Шестикрылые серафимы - это верховные ангелы, наиболее приближенные к Богу в христианской и иудейской религиозных традициях. Они обладают колоссальными силами и возможностями, практически равными божественным - сам Сатана ранее был одним из них.

В статье:

Кто такие шестикрылые серафимы

Прежде чем говорить о значении серафимов в общепринятом христианском богословии, следует внимательно узнать истоки, от которых произошли эти могущественные существа. Само слово «сераф », или же «сараф », в древнеиудейском языке обозначало огонь, а конкретнее - непосредственно языки пламени или же дракона. Кроме этого, в некоторых случаях данное слово также означало молнию, любого летающего змея или даже грифона. Именно с этой, «змеиной» сущностью серафимов связано большинство чудес, творимых ветхозаветными пророками. Отчетливо прослеживается в этом значении серафимов и связь с сиррушем - таинственным змееподобным существом или драконом, занимавшем важное место в древневавилонской мифологии.


Так, именно серафимы в ветхозаветные времена часто становились исполнителями всех пророчеств Господних, ниспосылая наказания беспутным язычникам, которые были противны Божьему лику.
Серафимов обозначал и змей на знамени Моисея. В целом же непосредственно в Библии эти ангельские существа упоминаются крайне редко. А наиболее исчерпывающее их описание представлено в книге Пророка Исайи, где и описывается наличие у них шести крыльев. Одну пару они используют для полёта, другими двумя закрывают лицо и ноги соответственно. В этом же описании указывается и то, что они беспрестанно прославляют Бога своими песнями и гимнами.

Небесные серафимы являются одними из немногих высших, исключительно добродетельных существ, которые могут изображаться в иконографии при помощи красных цветов, что символизирует их огненную сущность и невероятные способности, равно как и олицетворение силы, близкой к господней.

Известные ангелы Серафимы и их имена

Следует отметить, что чаще всего в христианских и иудейских религиозных книгах серафимы упоминаются без каких-либо личных атрибутов и имен. С одной стороны это подчеркивает их крайне высокое положение в небесной иерархии, а с другой - демонстрирует их как наиболее праведных и чистых проводников Божественного Замысла. Тем не менее целый ряд источников указывает на то, что в чине Серафимов находится целый ряд относительно известных ангелов.

Так, в раннехристианских источниках упоминается Иехоэл, являющийся предводителем всех Серафимов. Кроме того, он единственный, кто знает истинное имя Божье. Также, Иехоэл является личным врагом демона Левиафана и неустанно сдерживает его от попыток нанести вред человечеству и Небесам. Известен и серафим Израэль - хоть некоторые и склоняют его к чину , известная литература упоминает, что он является шестым среди всех ангелов, находящихся подле престола Божьего.

Многие теологи и исследователи считают, что именно чином серафима обладает ангел Уриил, являющийся одним из самых частых персонажей различных неканонических и апокрифических писаний. Тем не менее в большинстве официальных источников он не имеет никаких присущих серафимам атрибутов, изображаясь как обычный ангел или архангел с двумя крыльями.

Множество демонов также ранее были серафимами – как сам Сатана, так и, например, его вторая рука - , а также и . Именно они и являются основными владыками ада, отвечая за самые важные смертные грехи и соблазняя людей и других ангелов на злые поступки. Это логично, особенно если вспомнить большинство легенд о падении Сатаны. Упоминается, что его сила была практически равна Божьей, и он был самым сильным из всех ангелов, а значит - он однозначно принадлежал к чину серафимов.

Молитвы к серафимам и обращения к ним

Как таковые молитвы серафимам возносятся крайне редко. Обычно, в православии предпочитают обращаться к каким-либо конкретным святым, к личному ангелу-хранителю, либо же к Небесным силам в целом. Именно в таких обращениях ко всем Небесным Силам и фигурируют Серафимы, причем, во многих из таковых молитв в очередной раз указывается страшная сила их и внешний вид, что намекает о том, что они долгое время были орудием кары господней, как и ангелы смерти.

В целом, обращения к серафимам, архангелам и всему сонму Сил Небесных произносятся во времена самой сильной нужды. Также, их можно читать перед началом какого-либо особенно ответственного дела, в котором необходима будет любая возможная помощь – чем больше она будет, тем лучше. Итак, данную молитву необходимо читать только после недельного поста, предварительно исповедовавшись в храме:

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.

Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.

О серафимах, несмотря на их важную роль и приближенность к Богу, известно крайне мало. Эти шестикрылые ангелы способны изменить жизнь каждого человека как в лучшую, так и в худшую сторону. До сих пор сохранились притчи про карающих серафимов, обращавших в прах целые народы.

По Д. и Н. Зима

Значение и происхождение имени: "Огненная, пламенная" (библейск.)

Энергетика имени и характер: Серафима – имя очень интересное. Во-первых, оно в полном смысле этого слова ангельское, так сказать, на одной ступени с Херувимами. Во-вторых, в отличие от Херувимов, "ангелообразность" Серафимы не так уж заметна, а стало быть, не мозолит глаза и лишает имя излишней претенциозности. В-третьих же, у имени очень своеобразная энергетика, что, в общем-то, и является наиболее интересным.

Нетрудно заметить, что по своему звучанию имя Серафима начинается на каком-то подъеме, а заканчивается гораздо более спокойным выдохом, как будто человек вздохнул с облегчением. Таким образом, в энергетике создается некий контраст – напряжение в начале делает Серафиму довольно чувствительным человеком, а облегчение в конце дает душевному напряжению спокойный и безопасный выход. Все это может оказать очень благотворное влияние на ее судьбу, и хотя положительная энергетика – это еще не характер, тем не менее у Серафимы много шансов на то, чтобы соответствовать своему неординарному имени.

Как правило, Симу еще с детства отличает подвижность и жизнерадостный оптимизм, да и с возрастом мрачное настроение для нее малохарактерно. Она добра и отзывчива, всегда готова прийти на помощь, вот только нередко повышенная чувствительность делает ее довольно обидчивой. Впрочем, обиды не задерживаются в душе Серафимы надолго и быстро проходят, уступая место привычному оптимизму и добродушию. Она очень общительна и обладает неплохим чувством юмора, что и вовсе облегчает общение с ней. Неудивительно, если рядом с ней будет множество друзей и приятелей. В семейной жизни у Серафимы тоже не предполагается особых сложностей, в большинстве случаев ее девичья влюбчивость в замужестве уступает место более глубоким и зрелым чувствам, а душевность, доброта и быстрая отходчивость Симы не дают обычным в семье недоразумениям превратиться в повод для развода.

Следует также отметить мечтательность Серафимы – бывает, что мечты о каком-то светлом будущем помогают ей быстро вернуть душевное равновесие. Жаль только, что для реализации своих мечтаний в реальной жизни Серафиме недостает некоторой настойчивости – как ни странно, мешает присущий ей оптимизм и легкость. Особенно это касается успеха в карьере и помыслов о своей финансовой независимости, здесь ей не обойтись без воспитания в себе упорства и целеустремленности.

Секреты общения: Серафиму не так уж сложно задеть за живое, и хотя обиды живут в ее душе недолго, это еще не означает, что она вернет свое благорасположение к обидчику – если обида будет глубока, она может попросту перестать общаться с этим человеком. Другое дело, что ей чужды мысли о какой бы то ни было мести. В людях же Серафима наиболее всего ценит искренность, честность и постоянство.

След имени в истории:

Легенда о серафимах

"У каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал" – так описывает ветхозаветный пророк Исайя серафимов – ангелов, особо приближенных к Богу.

Интересно, что еще в начале VI века Псевдо-Дионисий Ареопагит составил четкую таблицу всех ангельских чинов, видимо, исходя из того соображения, что если все "на земле, как на небе", то и в небесных сферах должна иметься своя иерархия. Так, если верить этому ученому богослову, ближе всех к Богу находится так называемая первая триада: серафимы, херувимы и престолы, вторая триада состоит из господства, силы и власти, третья же, находящаяся в непосредственной близости к человеку, – это начала, архангелы и ангелы.

Возвращаясь же к серафимам, они, согласно "Книге Еноха", находятся на шестом небе, в ведении самого архангела Гавриила. Интересно, что этот ангельский чин, давший начало таким звучным и кротким именам, как Серафим и Серафима, на самом деле всегда представлялся грозным и устрашающим. Действительно, один из самых распространенных сюжетов христианской иконописи – серафим, который, касаясь уст пророка горящим углем, взятым прямо с жертвенника, очищает их, тем самым приготовляя его к служению. Это и неудивительно, ведь прообразом серафима послужил не кто иной, как древневавилонский шестикрылый демон, в каждой руке держащий по змее. Вдохновленный этими легендами, А. С. Пушкин написал стихотворение "Пророк", хорошо отразившее христианские представления об опыте общения человека с грозными, испускающими свет серафимами, совсем не похожими на розовощеких младенцев-ангелочков:

"…И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился …

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста отверстые мои

Вложил десницею кровавой".

По Хигиру

Женская форма от мужского имени Серафим. Древнееврейское слово «серафим» означает: огни, светочи, огненные ангелы (Серафима - пламенная).

Серафима, Сима - не модное сегодня имя. Между тем оно дарит человеку прекрасный характер. Это ласковые, добрые люди, не способные причинить боль другому, никогда не повышающие голоса. Не случайно окружающие зовут их не иначе как ласкательно: Симочка.

Внешне они похожи на отцов, но, как правило, бывают невысокого роста, полноватые, что в молодости не мешает им быть очень подвижными.

Серафимы - великие труженицы, отличные кулинарки и очень заботливые матери. Крайне редко выходят замуж повторно, прежде всего из-за детей, опасаясь, что отчим, каким бы он ни казался хорошим, все же внесет диссонанс в их уютный семейный мир. В то же время Серафимы необычайно доверчивы и потому нередко оказываются обманутыми, не слишком-то счастливыми в браке.

Выбирая в жены Серафиму, следовало бы помнить, что с ней надо обращаться бережно, как с ребенком, ибо у нее легкоранимое сердце.

На старости лет у Серафимы частенько возникают проблемы с поджелудочной и щитовидной железами.

1. Личность: те, кто открывают тайны жизни

2. Цвет: зеленый

3. Основные черты: возбудимость - восприимчивость - общительность - интуиция

4. Тотемное растение: клен

5. Тотемное животное: форель

6. Знак: рыбы

7. Тип. Неврастеничные холерики с неустойчивой нервной системой. Легко разочаровываются, любая неудача доводит их до отчаяния. Родители не должны потакать их капризам, а учить их владеть своими эмоциями.

8. Психика. Они безусловно обаятельны, это «женщины-дети», которых хочется охранять и оберегать. Если жизнь становится слишком трудной для их восприимчивой натуры, замыкаются в себе. С детства их необходимо учить держать свое слово и не отступать перед опасностью.

9. Воля. Очень переменчива.

10. Возбудимость. Более чем сильная.

11. Скорость реакции. Это женщины непредсказуемых молниеносных реакций, как и их тотем - форель.

12. Поле деятельности. Они не очень активны. Интересуются медициной (педиатрией, гинекологией) и дошкольным воспитанием. Это отличные матери, нежные и преданные жены.

13. Интуиция. Придают чрезмерное значение интуиции. Живут в таинственном мире «знаков» и предчувствий.

14. Интеллект. Интеллектуалки, но действуют так стремительно, что нередко совершают огромные промахи. У них слабая память, они забывают обо всем на свете - начиная от зонтика и кончая мужем!

15. Восприимчивость. Очень отзывчивы, но несколько беспечны. В их внимательных глазах можно прочитать огромную любовь, нежность и стремление к спокойной, беспроблемной жизни.

16. Нравственность. Такому характеру противопоказаны строгие запреты, они могут только принести вред, эти женщины прежде всего нуждаются в любви и нежности.

17. Здоровье. Не очень крепкое, зависит от психического состояния. Подвержены заболеваниям кишечника и половых органов.

18. Сексуальность. Само это слово пугает их! Не знают и не хотят понимать своих желаний, поэтому нередко имеют дело с партнерами, далекими от идеала. Но знают ли они сами, каков их идеал и чего они хотят от жизни?

19. Активность. Складывается из мечтаний, неоправданного энтузиазма, экстравагантных устремлений. Откладывают на завтра то, что можно и нужно сделать сегодня.

20. Общительность. Нуждаются в любви и не выносят одиночества. Очень сильно поддаются влиянию и приспосабливают свой образ жизни к тем, кого любят. Очень привязаны к семье и друзьям.

21. Заключение. Это обворожительные и притягательные женщины. Очень изменчивые, и поэтому понять их довольно трудно.

Херувим (Керувим) был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3.24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крильями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх 25.18, Исх 37.7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх 36.35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3Цар 6.23 и дал.). Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар 6.29,32,35, 2Пар 3.7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар 7.29,36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс 79.2, Пс 98.1). Так как Бог желал являтся своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1Цар 4.4, 2Цар 6.2, 4Цар 19.15, Ис 37.16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез 1.22,26,28, Иез 10.18–20).
Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Яхве, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т.д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений.
Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных.
С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в От. Иоанна, которые уподоблялись – первое – льву, второе – тельцу (быку), третье – человеку, четвертое – летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4.6 и дал.).
Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Откр 5.13,14). Также Пс 148.1 призывает все создание к такому прославлению.
Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр 9.5 греч. текст) – не животные, но живые существа.
Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т.е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова), потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т.е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.
(Библейский словарь Нюстрема )

Основная цель херувимом - доносить до людей Божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках ангельской иерархии.
Христианское богословие изначально не имело определённого взгляда на природу херувимов, мнения разделялись в вопросе, являются ли они существами или всего лишь символами и образами для представления действий Бога. Следуя за Филоном Александрийским видели в херувимах лишь символическое значение Иероним Стридонский (IV век) и Феодорит Кирский (V век). Однако уже Климент Александрийский (II-III века) начинает отходить от такого понимания, называет херувимов «песнословящими духами», но продолжает делать основной акцент на символичности их образа:
«…Имя Херувима означает «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени… изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании.»
Климент Александрийский. Строматы.
Начиная с IV века устанавливается преобладающим учение о том, что херувимы являются существами, хотя и обладают определённой символикой. Иоанн Златоуст дал следующее понятие херувимов, ставшее традиционным для христианства к окончанию эпохи Вселенских соборов:
«Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь - все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.»
Иоанн Златоуст
Феодор Студит называет Херувимов «наивысшими из всех и ближайшими к Богу», его мнение поддерживают католические (Фома Аквинский) и протестантские (Кейль) богословы.

Свойства херувимов описал Дионисий Ареопагит в своём сочинении «О небесной иерархии»:
«Наименование же Херувимов означает их силу - знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство - преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии»
В богослужении на литургии поётся молитва, называемая херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря.
Иже Херувимы та́йно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.
Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуи́а, аллилуиа, аллилуия.
Перевод: [Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…
…чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа

Серафимы

Серафимы т.е. пламенные – небесные существа, которые в видении пророка Исайи стояли вокруг Яхве, сидящем в храме на престоле высоком и превознесенном – «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое и двумя ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: свят, свят, свят, Господь Саваоф!» Храм колебался от звука голоса их и наполнялся фимиамом. Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения, после чего Иегова послал его проповедывать (Ис 6.2 и дал.).
(Библейский словарь Нюстрема )

Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений: пылающий, огненный, языки пламени; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон.
Эти значения используются в следующих местах Священного писания:
«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис. 21:6)
«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис. 21:8)
«не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29)
«аспиды и летучие змеи» (Ис. 30:6)
Серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи; они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:
«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3)
Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает Серафим, чтобы горячим углем очистить его от скверны:
«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)
Второе упоминание о Серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), и дошедшие до нас на древнегреческом языке.
«И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр 4:6-9)
Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте.
В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.
Согласно толкованию Антония Великого,
«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое - лицу тельца, третье - лицу льва, четвёртое - лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.»
Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого

Молитва Святым Небесным бесплотным Силам

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
1. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
2. Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.
3. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
4. Святые Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
5. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
6. Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
7. Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
8. Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
9. Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.

Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.

Серафимы и Херувимы принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.

Кто такие херувимы и серафимы

Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.

Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.

Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.

В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.

Отличия серафимы херувимы престолы

Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:

  • они имеют по 6 крыльев;
  • 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
  • 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
  • на двух оставшихся летают.
  • Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель!… Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.

В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:

  • Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
  • все кругом пронзают ярким огнем;
  • освобождают сердца от грехов и воспламенять;
  • образ их неугасим.

Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:

  1. Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
  2. У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
    • Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
    • Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
    • Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
    • Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.

После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.

Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:

  • его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
  • крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
  • имеют 4 крыла и лик человеческий;

Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.

Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.

Имена серафимов и херувимов

Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.

Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.

Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.

А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.

Изображения на иконах и отображение в литературе

Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.

На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.

В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:

  • Пушкин А. С. «Пророк»;
  • Гумилев Н. С. «О тебе»;
  • По Э. «Призрачный замок».

В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.

Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) . Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы. В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Престолы - «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы - творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола. Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

Серафимы

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте. В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

Херувимы

Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах. Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11-19).

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:

Похожие статьи