Перед школой ребёнок должен иметь представления о профессиях, уметь составлять предложения и строить ассоциативные связи, которые сможет обосновать. Помимо этого, у дошкольника должны уже иметься представления о буквах, он может читать по слогам и понимать прочитанное.
Задания направлены на закрепление имеющихся знаний у дошкольников, а также отработку новых понятий и подготовку к занятиям в школе.
Задание 1. Назови профессию на букву
Цель : отработать знания букв в алфавите; расширить словарный запас.
Материалы : карточки с написанными на них буквами.
Задание желательно выполнять в группе детей. Дошкольник вытягивает карточку, называет букву и профессию, начинающую с неё. Гарантируется, что на каждую букву существует такое слово, однако если у него не получается вспомнить, можно использовать слово, в котором буква стоит второй, третьей и так далее.
Задание 2. Кого я загадал?
Цель : научить использовать словарный запас; развить образное мышление.
Задание имеет более сильный эффект при работе в группе. По очереди каждый человек загадывает про себя профессию и представляет себя в её роли. Задача остальных: по описаниям ведущего отгадать, что именно он загадал. Ведущий постоянно меняется.
Задание 3. Он, она.
Цель : познакомить с понятием рода; закрепить навыки словообразования.
Взрослый начинает фразу по типу «Он…» и называет профессию в мужском роде. Специальность должна быть подобрана таким образом, чтобы без смысловой ошибки можно было составить женский аналог. Иногда для проверки внимательности дошкольника можно включать слова, которые можно отнести к обоим родам: врач, фотограф, пекарь, композитор. Или те, которые можно употребить только в одном роде: художник, художница; медсестра, медбрат; официант, официантка; учитель, учительница.
Задание 4. Если бы не было…
Цель : воспитывать осознание важности каждого ремесла.
Разговор подводится к тому, что было бы, если бы не имелось определённом ремесле. Дошкольник должен наиболее полностью выразить собственные мысли, одновременно с этим задействовав оба полушария мозга. Предложение начинается с фразы «если бы не было строителей…».
Задание 5. Я хочу быть!..
Цель : развить представления у дошкольников о том, какие действия потребуются для получения ремесла.
Ребенок рассказывает о том, кем бы он хотел стать. Можно также выдавать карточки с нарисованными на них специальностями. Потом взрослый задаёт наводящие вопросы, на которые дошкольник должен дать развёрнутый ответ.
Задание 6. Один - много.
Цель : совершенствовать словообразовательные процессы (в частности, образование множественного числа).
Взрослый приводит название профессии в единственном числе, задача дошкольника - согласовать слово во множественном числе.
Один врач - много… (врачей).
Один доктор - много… (докторов).
Одна няня - много… (нянь).
Один водитель - много… (водителей).
Загадки по теме
Театрализованная композиция по стихам Б. Заходера
«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ» для детей 6-7 лет.
Организация: МБДОУ «Детский сад №70»
Должность: музыкальный руководитель.
Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Цель: знакомство с профессиями через театрализованную деятельность.
Задачи.
Расширить знания детей о профессиях людей.
Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Обогащать язык детей русскими пословицами.
Побуждать детей к передаче игровых образов через мимику, пантомиму, интонацию.
Предварительная работа . Знакомство со стихами Б. Заходера, рассматривание иллюстраций в книге «Строители»; наблюдения за работой швеи, повара, шофёра (экскурсии на кухню, в швейную мастерскую кастелянши, по улицам города). Выполнение творческих заданий: как шьёт швея, как работает сапожник, варит суп мама, повар. Знакомство с трудом переплётчицы во время совместной починки книг воспитателя с детьми; в беседах с папами – знакомство с работой слесаря и монтёра.
Оформление зала. Дети (участники сценки) находятся за ширмой. Представление разворачивается перед ширмой, на которой развешены портрет Б. Заходера, картинки обложек книги «Строители», празднично оформленные на контуре книги.
Материал: скамейка, стул, театральная хлопушка, костюм слесаря и сапожника, поварские фартуки для взрослого и ребёнка, кастрюля, книга, чемоданчик слесаря (молоток, тиски, клещи, гаечный ключ, напильник, ножовка); корзинка, кошка, одежка для куклы; сапожки, молоток; портрет писателя, коврик, бутылочка «Клей»,
Ход композиции:
Выходят двое детей с одной стороны ширмы, встают перед ширмой.
1.Мальчик: У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
1.Девочка: Надо книгу в руки взять,(показывает книгу мальчику)
О профессиях узнать и решить, кем в жизни стать.
Дети садятся на скамейку около ширмы, открывают книгу, «читают».
С другой стороны ширмы выходят две девочки
2.Девочка: Дети читают,
Дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают ….
3. Девочка: И даже их мамы и папы не знают,
Кем вырастут дети!
2.Девочка: Смотрите сами,
Вот есть, например,
Детский писатель Борис Заходер (показывает на портрет писателя).
Он детям сочинял стихи,
Ответы в них найдете вы.
1.Мальчик: А может, снимем мы кино?
Понятно будет всем оно.
1.Девочка: Вот это идея! Пред нами профессий пройдет галерея.
Стихами поэта мы труд прославим
И радость ребятам доставим (дети уходят за ширму ).
Выходит девочка-ассистент режиссера, в руках у нее театральная «хлопушка». Перед каждой сценой, она ударяет в нее .
Девочка-ассистент: Итак! Дубль первый!
Сцена «Слесарь».
Мальчик: (Выбегает из-за ширмы) «Сам молчун, да руки громкие» . (Убегают).
Выходит мальчик в костюме рабочего, чемоданчик ставит на стул. Сам встает на колено, доставая инструменты, читает стихотворение.
Мальчик: Мне нужны такие вещи: (показывая каждую, выкладывает на стул)
Напильник
И ножовка.
А всего нужней
Девочка: Сноровка! (говорит девочка, выглядывая из-за ширмы).
Девочка-ассистент: А теперь дубль второй!
Сцена «Портниха».
Мальчик: «Для умелой руки все работы легки».
Девочка выходит из-за ширмы с корзинкой в руках, в которой сидит кошка. Садится на стул и ставит корзинку перед собой на пол. Шьет и читает строчки кошке.
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.(показывает изделие)
(Грозит пальчиком кошке).
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка!
Встает, берет корзинку. Повторяя 3 и 4 строчки, гладя кошку, уходит за ширму
Девочка-ассистент: Дубль третий! Сцена «Сапожник».
«За всякое дело берись смело».
С разных сторон ширмы выходят девочка и мальчик. Мальчик садится на стул, начинает работу. Выбегает девочка, держа в руках обувку, торопится, обращается к мастеру, показывает ему сапоги.
Девочка: Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги.
Сапожник берет сапоги и рассматривает, начинает ремонтировать. Девочка торопит.
Забивай скорее гвозди,
Мы пойдем сегодня в гости!
Забивай скорее гвозди,
Мы пойдем сегодня в гости!
Мастер возвращает сапоги. Девочка радостно рассматривает их, одевает на ноги и веселая убегает за ширму. Мастер уходит за ней.
Девочка-ассистент: Дубль четвертый! Сцена «Повара».
Мальчик: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!»
(Герои: повар взрослый, девочка, кошка, собака).
Девочка садится на стул, кошка и собака около нее на коврик. Повар выносит кастрюлю с поварешкой, ставит ее на стол, начинает «варить». Девочка, показывая на маму объясняет кошке и собаке.
Девочка-поваренок:
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого:
Это раз – и готово!
Повар: Если мама готовит обед!
Взрослый уходит. Девочка встает на место повара, варит и читает стихотворение, при этом показывая, как это трудно.
Девочка: Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда (Не пойму, в чем секрет!)-
Очень трудно готовить обед!
Девочка уходит за ширму, заложив руки за спину. Кошка и собака убегают за ней.
Девочка-ассистент: Дубль пятый. Сцена «Монтер».
Мальчик: «Люби дело – мастером будешь».
Из-за ширмы выходит мальчик с коробкой, садится на коврик, начинает рассматривать лампочки, выключатели и другие предметы, находящиеся в ней. С другой стороны ширмы выходят трое детей и внимательно наблюдают за его действиями. Девочка читает стихотворение.
Девочка: Посмотрите,
Как хитер этот маленький монтер.
Он пока проводит свет только там,
Мальчик монтер: Где тока нет! (Уходят) .
Девочка-ассистент: Дубль шестой. Сцена «Переплетчица».
Мальчик: «Каков мастер, такова и работа».
Из-за ширмы выходит девочка. У нее в руках потрепанная книжка. За девочкой, опустив голову, идет мальчик. За спиной в руках он держит большую бутылку, на которой написано «Клей».
Девочка: Заболела эта книжка.
Изорвал ее братишка.
(Смотрит на брата и, жалея его говорит).
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею.
Мальчик подает клей сестренке. Радостно обнявшись, дети убегают, взявшись за руки .
Девочка-ассистент: Дубль седьмой. Сцена «Шофер».
Девочка: «Кто работы не боится, у того она и спорится».
На сцене появляются сотрудник ГИБДД и дети с игрушками в руках. Мальчик-шофер, держа в руках руль, под веселую быструю музыку проезжает мимо них и встает по центру.
Мальчик-шофер: Качу, лечу во весь опор.
Я сам – шофер! И сам – мотор.
Нажимаю на педаль (показывает) ,
И машина мчится вдаль!
Все под музыку уходят за ширму .
Концовка.
Дети-ведущие: Мы вместе наш фильм от души создавали.
Стихи Заходера мы вам прочитали.
И вот час настал, и сделан наш фильм!
Актеры на сцену! Приветствуйте их!
Список использованной литературы.
1. «Строители» Б. Заходера.
2. «Кем быть» В. Маяковского.
Конспект НОД «Профессии разные нужны, профессии разные важны» для детей 5-6 лет.
Цель: закрепить знания детей о профессиях.
Задачи:
Обучающие:
Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий.
Развивающие:
Упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к различным профессиям.
Предварительная работа:
Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,
Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,
Разучивание стихов.
Методические приемы: игровые вопросы к детям, продуктивная деятельность детей
Оборудование: компьютер, Интерактивная доска, слайды с профессиями.
Проведение НОД:
Мотивация
Стоя в кругу, передавая мяч друг другу, предложить детям назвать профессии своих родителей.
Основная часть:
1.- Ребята, сейчас я предлагаю вам передавая мяч по кругу назвать профессии своих родителей.
2.- Итак, сегодня мы с вами поговорим о профессиях. А что такое профессия? (Ответы детей).
Существует очень много профессий. Вспомните, какие профессии есть у нас в детском саду (воспитатель, заведующий, методист, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник, музыкальный руководитель, завхоз, инструктор по физкультуре). Посмотрите, сколько профессий только в нашем детском саду.
Любую профессию можно определить по какому-то признаку. Сейчас я вам предлагаю игру, которая называется «Угадай профессию?» И если вы правильно угадаете, на экране появится отгадка:
1.таблетки, укол, палата – (врач);
2.светофор, жезл, свисток – (полицейский);
3.огонь, шланг, вода – (пожарный);
4.класс, парта, букварь – (учитель);
5.группа, дети, игрушки – (воспитатель);
6.обед, посуда, фартук – (помощник воспитателя);
7.руль, дорога, колесо – (водитель);
8.весы, покупатель, касса – (продавец);
9.письма, почтовый ящик, телеграмма – (почтальон);
10.тесто, батон, хлеб – (пекарь);
11.плита, половник, вкусный борщ – (повар);
12.ножницы, причёска, расчёска - (парикмахер);
13.Иголка, нитка, швейная машинка - (швея);
14.гуашь, альбом, кисть – (художник)
3.- При многих обязанностях человека в обществе о нём судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их, мы сейчас проверим.
(Пословицы и поговорки о труде).
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Полениться - и хлеба лишиться.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Умелые руки не знают скуки.
- Работе время, а потехе час.
- Судят не по словам, а по делам.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- Дело мастера боится.
- Было бы терпенье - будет и уменье.
4. Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
(на ковре лежат глобус, жезл, книга, половник, руль, музыкальный инструмент, кисточка, ведро, метла, стетоскоп)
Дети под муз. двигаются по кругу. Муз останавливается – дети берут предмет и говорят, кому он нужен.
5. Приглашаю детей к столу.
Посмотрите, какой на столе беспорядок. Давайте всё красиво разложим. Поделитесь на пары, соберите картинку . Назовите, кто изображён.
Серёжа, кто изображён у вас? (все ответы детей).
Подумайте и скажите, какая картинка лишняя.
Молодцы, справились с заданием. А теперь я предлагаю вам подумать, какая профессия самая важная. (Предположения детей).
6.- Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной строительной профессией- профессией архитектор. (Слайды)
Архитектор - означает «главный строитель». Архитекторы – специалисты, которые создают здания на бумаге, чертят его, указывают размеры окон, дверей, высоту крыши.
Архитектор следит за строительством до самого конца стройки.
Архитектор работает на мольберте, чертит карандашом с помощью специальных линеек на бумаге схемы будущего здания.
Многие сооружения настолько крепкие, что, простояв уже не одну тысячу лет, до сих пор восхищают своим величием и красотой, привлекая толпы туристов. (дворцы)
Очень много современных сооружений, которые покоряют своей красотой. (современные дома)
Понравилась вам профессия архитектора?
Я предлагаю всем сегодня стать архитекторами и нарисовать дом. Проходите за столы.
Напоминаю мальчикам о вежливости, пропустить девочек вперёд.
Напоминаю об осанке.
Лёня, с какой части нужно начать рисовать дом? (стены и крышу, а потом окна и другие детали)
Андрей, напомни нам, как нужно проводить линии? (линии проводим сверху вниз и слева направо)
Строители делают стены ровные, прямые, чтобы дом был прочный, красивый, чтобы он долго служил людям и в нем было приятно жить; окна в домах тоже располагаются ровными рядами.
Юля, как мы держим карандаш?
Предлагаю всем детям взять карандаш, показать, как они его держат.
Начинайте рисовать по нижнему краю бумаги, но оставьте полоску земли внизу листа.
В процессе рисования слежу за расположением рисунка, за использованием показанных ранее приемов рисования карандашом. Тем, кто действует неправильно, напоминаю, как нужно рисовать. Следить, чтобы дети правильно и свободно держали карандаш при рисовании линий, в случае надобности поправлять руку.
7.- Итак, архитекторы заканчивайте свои работы. Выкладывайте на стол свои рисунки.
Андрей, выбери, пожалуйста, наиболее красивые дома. Почему ты выбрал именно эти рисунки?
Скажите, пожалуйста, с какими профессиями мы сегодня познакомились?
Понравилось вам быть архитекторами?
Мне понравилось как вы работали. Из ваших рисунков мы организуем выставку.
Перед Вами плакат «Профессии в картинках для детей». С помощью него Вы сможете в простой и непринужденной форме рассказать о профессиях детям.
На плакате собраны такие профессии для детей, как: хирург, полицейский, официант, мясник, садовник, водопроводчик, парикмахер, политик, певец, портной, зубной врач, уборщик, ученый, пожарник, кассир, медицинская сестра, космонавт, оптик, фермер, врач, курьер, строитель, скульптор, повар, архитектор, детектив, водитель общественного транспорта, секретарь, оператор, учитель, ветеринар, механик, бизнесмен, мусорщик, художник, водитель, стилист, электрик, юрист, менеджер по продажам, плотник, горничная, бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист. Здесь вы сможете узнать многое о профессиях летчика, пожарного, врача, которые считаются одними из самых опасных. В этом вам помогут картинки, стихи, загадки, рассказы, фото, видео презентация, песни и мультфильм.
Как работать с карточками?
Картинки и фото «Детям о профессиях» Вы можете распечатать и повесить дома на уровне глаз ребенка, иногда подходите к нему и рассказывайте о профессиях детям. Такой плакат с иллюстрациями и фото будет лучшим вариантом знакомства детей с профессиями.
Как еще с помощью этого плаката можно рассказать о профессиях детям?
Распечатайте сразу два плаката, один из них разрежьте на карточки и соотносите с ребенком нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Можно также взять лупу и искать какую-то конкретную профессию с детьми, например, врача, пожарного или летчика. Когда Вы ее найдете, поговорите немножко об этой профессии с детьми. Когда Ваш ребенок будет хорошо ориентироваться в профессиях - разнообразьте занятия - спрашивайте его, чем занимается тот или иной человек данной профессии? Таким образом, получится хорошая беседа о профессиях с детьми.
Скачать бесплатно плакат с картинками и фото «О профессиях детям» можно здесь. Нажмите на картинку: Игры с плакатом «О профессиях детям» расширят кругозор ребенка, разовьют его внимательность, память, мелкую моторику пальцев рук.
Попробуйте и Вы поиграть со своими детьми. Кроме того, здесь Вы можете бесплатно скачать карточки с профессиями для детей - профессии в картинках и фото (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).
Песни, стихи, загадки и рассказы
Изучить с ребенком профессии помогут песни, стихи, загадки, рассказы для детей. В каждом из них отражены самые ответственные и нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Кем бы ребенок ни хотел стать, он должен осознать, в чем сложности или преимущества разных видео деятельности. Песни, стихи, рассказы и загадки помогут ему это сделать без труда.
Сборник стихов о профессиях
Кроме того, рассказы, загадки, песни и стихи на тему «Профессии» можно использовать на тематическом вечере, посвященном различным призваниям. Короткие загадки, рассказы, стихи и песни могут пригодиться даже в детском саду, если проходит соответствующее занятие. Скачать песни, загадки, рассказы и стихи для детей о профессиях можно на сайте.
Видео материалы
По методике Домана
от Клуба увлеченных мам
Отдельные профессии
Бухгалтер
Полицейский
Пожарный
Строитель
Архитектор
Мультфильм, видео презентация – тоже прекрасные помощники взрослого в работе с детьми. В них представлено описание многих видов деятельности (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).
Видео презентация, тематические ролики, мультфильм представляют любую профессию, которая может быть интересна малышу. Если мультфильм преподносит изображения в рисованном виде, то видео презентация дает возможность ребенку представить, как выглядит представитель той или иной профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). В этом отношении видео презентация превосходит мультфильм. Ее можно применять на уроках и тематических занятиях. В то же время смотреть мультфильм с детьми бывает намного интереснее, преподнося попутно свой рассказ.
Презентация или мультфильм могут содержать небольшой рассказ или стихотворение о профессии, например, врача или пожарного, фото представителей какого-то рода деятельности. Составить рассказ по ним воспитатель или родитель вполне сможет сам. Старших детей можно попросить самостоятельно сочинить рассказ о деятельности пожарного, врача, летчика и т.д. Спросите детей, почему работа учителя и врача считается самой сложной и ответственной. Кстати, именно во врача ребята часто играют в детстве. Чем же привлекает их эта работа? Наверное, возможностью помочь другим?
Любая профессия нужна и важна: дети должны это знать. Прививать уважение к чужому труду необходимо уже с самого раннего возраста.