Оборудование: Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы.
Программное содержание:
Учить детей выделять звук Ц в слогах, словах, предложениях. Добиваться правильного произношения в слогах и фразах.
- закрепить понятие «всегда твердый звук».
- совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- активизировать умственную деятельность, развивать память, внимание, восприятие, навыки самоконтроля.
- расширять словарь по теме «Цирк».
- формировать навыки общения и правильного поведения.
Методы и приемы:
Метод наглядного моделирования, метод самоконтроля.
План занятия:
- Организационный момент.
- Логопедический массаж.
- Определение темы занятия.
- Дыхательная гимнастика.
- Характеристика звука.
- Фонетические упражнения. Речевая гимнастика.
- Определение места звука Ц в словах.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Фонематический диктант.
- Работа с предложениями.
- Физкультминутка.
- Работа с карточками.
- Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?
2. Логопедический массаж:
Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.
Массаж пальцев рук:
«РАЗОТРУ СВОИ ЛАДОШКИ»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(растирание ладоней и пальчиков)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики»
Теперь у нас теплые ручки и мы можем приступить к массажу лица.
Массаж:
- массаж лба: от середины лба к вискам; от середины бровей к волосистой части головы;
- массаж щек: от висков к уголкам рта; от уголков рта к вискам; от уголков глаз к вискам;
- массаж подбородка: от крыльев носа к подбородку; от середины подбородка к ушам;
- массаж шеи.
3. Определение темы занятия:
Сегодня у нас необычное занятие. Прежде чем мы приступим к нему, давайте разгадаем загадку, которая укажет нам название места, куда так любят ходить ребята со своими родителями.
Загадка:
« На арене трюкачи,
Клоуны, жонглеры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех веселый».
Где это все происходит? (в цирке). Сегодня мы поговорим о цирке. Скажите, а кто нас встречает в цирке? Кого мы так любим и ждем? (перечисляют). Правильно, выход клоуна. Но прежде, чем раздать приглашения, нужно выполнить одно условие, определить, с какого звука начинается слово « цирк»? (со звука Ц). Молодцы. Теперь мы можем начать занятие (Раздают приглашения).
Так как, слово «цирк» начинается со звука Ц, то сегодня мы будем говорить о звуке и букве Ц.
4. Дыхательная гимнастика:
В цирке работают силачи и гимнасты. Они все очень сильные и умеют правильно дышать. Мы тоже можем выполнить дыхательную гимнастику, которая поможет нам правильно произносить звуки.
Упражнение « Звук Ц»
И.п. руки подняты вверх над головой, кулаки сжаты. Произнесение звука начинается со звука Т, резким движением руки опустить вниз и разжать кулаки на уровне диафрагмы, движение переходит в энергичное нажатие раскрытыми ладонями типа «насос» с произнесением звука С. Далее движение сокращается до встряхивания рук («Брызгалка») . Потом остается короткое движение «Брызгалки» на уровне губ.
Какой звук у нас получается? Какой звук мы слышим? (звук Ц).
5. Характеристика звука:
Мы уже с вами умеем составлять схемы, различаем звонкие и глухие звуки, умеем их различать по мягкости- твердости. Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый (составляют схему на доске, используя карточки).
6. Фонетические упражнения. Речевая гимнастика.
Мы также можем поиграть со звуком.
Фонетические упражнения:
- «кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦ……
- « девочка просит не шуметь детей»: ЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите! (звук произносится отрывисто)
А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать» (читают с плаката).
7. Определение места звука в словах:
Ребята, послушайте рассказ о цирке.
Чтение рассказа «Цирк»:
« В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей клоуны. Они шутят, публика смеется. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец».
Назовите все слова со звуком Ц (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец). Вы должны определить. где находится звук: в начале, середине или в конце слова? Положите перед собой схему и синий кружок. Самостоятельно определите место звука у себя на схеме. (дети определяют местоположение звука на схеме, после-проверяют).
8. Развитие зрительного гнозиса:
Дети, а на что похожа буква Ц? (демонстрация картинки). Послушайте стихотворения про букву Ц:
- Буква Ц- внизу крючок,
Точно с краником бочок.
- Вот такая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.
Из скольких элементов состоит буква Ц? (из 3-х элементов).
Не путайте ее с другими буквами.
9. Фонематический диктант:
Откройте свои тетради. Подпишите число. На следующей строчке поставьте точку. Сейчас мы напишем с вами фонематический диктант. Я вам продиктую звукосочетания, а вы мне запишите только согласные звуки.
Ацу,исе, иса, уцу, ицу, есу,ису, ецу, оцы, осы, оси.
Проверьте еще раз себя, найдите ошибки(читают,проверяют).
Поменяетесь тетрадями. Побудьте на время учителями. Оцените своих друзей.
10. Работа с предложениями:
Пока мы с вами писали диктант, я нечаянно перепутала все карточки и теперь не знаю, какая карточка подходит к схеме. Давайте, правильно разложим схемы к предложениям (работа у доски).
11. Физкультминутка:
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
(хлопают).
12. Работа с карточками.
Задание: вместо точек вставьте пропущенные буквы. Работа в тетради.
Какая буква пропущена? Буква Ц.
13. Подведение итогов:
Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. А я каждому из вас приготовила подарок- воздушный шарик.
Ц, ц (называется: цэ) — одна из букв, имеющаяся во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 23я, 24-ая - в русском, в белорусском - 25-ая, в украинском и сербском - 27-ая, в македонском - 28-я); употребляется также и в письменностях ряда народов не славянских.
В церковно- и старославянской азбуках именуется «цы» (ц.-с.) или «ци» (с.-с.), смысл которых не совсем понятен. Его относят: к форме имен. пад. мн. ч. мужского рода «ции» — от «кыи» — относительного и вопросительного местоимения (который, какой); к древнерусскому союзу «ци» («или», «верно ли, что», «разве»), соответствующему украинскому современному «чи»; имеются и иные версии.
В кириллице считается обычно по порядку 26-й (в с.-с. азбуке) или 25-й (в азбуке ц.-с.) и имеет вид ; 27-я по счёту в глаголице, имеет форму . Числовое значение в обеих азбуках — 900.
Происхождение буквы
Установить однозначно происхождение кириллического начертания буквы ц невозможно, так как подобной формы буквы входили во множество алфавитов тех времён: в эфиопской письменности, в арамейском письме и произошедших от него, напр., в еврейском צ (на концах слов ץ), в коптском — ϥ.
Варианты произношения
В современном русском языке
По одним источникам, произношение буквы Ц совпадает точно с аффрикатой [т̑с], т. е., слитным (без гласных и пауз между звуками) звукосочетанием [т] и [с]. В других источниках считается, что между аффрикатой [т̑с], которую обозначает буква «ц» (пацан), и сочетанием [т + с] (отсаживать) на слух имеется определенное отличие. В русском языке букву «ц» произносят твёрдо почти всегда перед звуками [а], [у], [о] и немного мягче перед [и] и [э].
Удвоенную букву "ц" (встречающуюся в заимствованиях) произносят одинарно, слегка дополнительно задерживаясь на [т], напр., в слове пицца верным будет произношение [пи́т̑ːса], а не [пи́т̑ст̑са]; аналогично произносят и сочетание «тц» (отца).
В иных языках
В прочих славянских языках, к примеру в украинском или болгарском, Ц может произноситься и «мягко» и «твёрдо». Например, украинскому языку свойственно мягкое [ц`]: пацюк, перець, Цюрупа, птиця; данный звук считают одним из самых трудных в украинском языке при изучении его фонетики русскоязычными обучающимися.
Правописание Ц с гласными
ЦА/ЦЯ, ЦЕ/ЦЭ, ЦУ/ЦЮ, ЦО/ЦЁ
В одних случаях альтернатива между написанием ца/ця, це/цэ, цу/цю, цо/цё может диктоваться произношением, в прочих — этимологией слов. Так, в словах исконно русских, сочетаний цё, ця, цэ, цю не бывает, но в иноязычных они допустимы: Цюрих, хуацяо, Цэцэрлэг, Пацёрковский; то же самое в сложных словах, обычно после ц с разделением слогов: спецэффект.
Букву ы пишут после ц:
В корнях ряда слов: цыган, цыц/цыцкать/цыкать, цыплёнок/цыпки/цыпочки цыркать, ещё (нескл.) мцыри и в иных словах с теми же корнями (до 1956 г. также цыновка, цыфирь, цынга, цырюльник, панцырь и др.); в начальной школе для запоминания слов с цы применяют мнемонический метод — цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц — который содержит практически все слова, с этой аффрикатой, имеющей букву ы в корнях слов;
В суффиксах -ын притяжательных прилагательных после буквенной основы ц: сестрицын, птицын (в фамилиях употребляется и -ын, и -ин — зависит от времени и места получения документов предками данного человека, напр.: Солженицын, Вицин);
В окончаниях на -ый прилагательных после буквенной основы ц, напр.: куцый, белолицый, -ые, -ы, -ым, -ых, -ыми;
В окончаниях существительных -ы после буквенной основы ц: отцы, улицы, лисицы, братцы;
В формах спряжений глагола сцать: сцыт, сцышь;
Во всех других случаях пишется и после ц, напр.: цифра, цирк, цивилизация.
В 1960-е г. ХХ в. имелся проект реформы правописания, где, среди прочего, предлагали ци писать вообще во всех аналогичных случаях. Этот проект широко обсуждался общественностью и оставил в памяти тогдашнего поколения написание огурци через и и заец через е.
Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.
Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы
Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.
Учим ребенка выговаривать звуки
Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.
Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?
Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.
Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.
Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?
Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.
Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.
Можно ли самостоятельно исправить произношение?
Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:
Нарушены не один-два, а три или более звуков;
Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);
Хотя бы незначительное снижение слуха;
Неврологические проблемы;
Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.
Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.
С чего начать?
С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.
1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].
Коси, коса, пока не высохла роса.
В зоопарке Зина видела разных зверей.
В конце деревни цветет акация.
2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].
У Наташи новая шуба и шапка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У причала кричали чайки.
Волки рыщут, пищу ищут.
2. Звук [л].
Клава надела на голову белый платок.
У Лёни болит левое колено.
3. Звук [р].
В порту разгружают пароходы.
Марина принесет грецкие орехи.
4. Все звуки.
Галин черный щенок резвится около дома.
Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.
Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.
Процесс работы над звуком
включает в себя четыре обязательных этапа:- подготовительный;
- этап постановки звука;
- этап автоматизации;
- этап дифференциации;
а также один дополнительный этап:
- введение звука в речь.
О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.
При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.
Подготовительный этап.
Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."
После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.
Этап постановки звука.
Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.
Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.
Автоматизация.
Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.
Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.
После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.
Дифференциация.
Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.
Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.
Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.
Введение звука в речь.
Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.
Работа над текстом.
1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.
2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.
3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.
4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.
Устное сочинение.
Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».
1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.
2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.
3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.
4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?
5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.
6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.
Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.