Полный, заполненный пропановый баллон. Сколько осталось газа

01.05.2020

Как узнать наполненность баллона. Какое давление газа при замене гарантировано. Как связано давление в пропановом баллоне и количество оставшегося газа? Как определить, полностью ли заправили баллон или обманули? (10+)

Как узнать, сколько газа в баллоне? Давление после заправки и в процессе эксплуатации

Материал является пояснением и дополнением к статье:
Газовые баллоны бытовые.
Безопасная эксплуатация бытовых газовых баллонов.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости , чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Редуктор газовый. Принцип действия. Как отрегулировать выходное давлен...
Как устроен газовый редуктор. Принцип действия. Как отрегулировать давление на в...

Автономная газификация жидким пропан-бутаном. Отзыв. Личный опыт....
Обзор опыта автономной газификации, установки газгольдера для сжиженного газа. Т...

Горелка плиты гаснет, горит слабо или слишком сильно. Причины....
Обзор неисправностей кухонной газовой плиты. Слабое или слишком сильное горение,...

Газовая отопительная горелка - регулировка, перевод (метан / пропан)....
Регулировка газовой отопительной турбо-горелки. Как перевести на другой тип газа...

Утепление водопроводных труб. Защита от замерзания....
Водопровод своими руками. Внешний, незамерзающий. Прокладка водопроводных труб з...

Газовая плита. Перевод на природный / сжиженный, баллонный газ. Перест...
Как перевести кухонную газовую плиту на другой газ, поменять местами горелки, за...

Как отремонтировать холодильник. Неисправности - не морозит...
Обзор неисправностей холодильников и способов их устранения. ...

Автономное, бесперебойное питание энергоэффективного циркуляционного н...
Советы по подключению циркуляционного насоса через ИБП (UPS)...


Здесь собраны самые часто -задаваемые вопросы по установке и эксплуатации газобаллонного оборудования. Некоторые вопросы раскрыты в полной мере, другие рассматриваются в отдельных статьях и на них указаны ссылки. Поехали…

Какой газ используется в ГБО?

В ГБО используется сжиженный природный газ (он же пропан, он же пропан-бутан, он же LPG) или компримированный природный газ (он же КПГ, он же метан, он же CNG). Поскольку в России метан слабо распространен, то в дальнейшем речь пойдет о пропане и оборудовании для него. Пропан - третье по объему использования моторное топливо в мире.

Опасно ли ГБО в автомобиле?

Нет, не опасно. Автомобиль, работающий на газе безопасней, чем на бензине. Газ сам по себе нейтрален. Его температура воспламенения выше, чем у бензина или дизельного топлива. Опасна смесь газа с воздухом, поэтому в газовом баллоне, в отличие от бензобака, нет воздуха, а значит нет взрывоопасной смеси. Современные газовые баллоны оснащается четырьмя клапанами безопасности, которые исключают вероятность взрыва или утечки газа.

Насколько выгодна установка ГБО?

Установка газового оборудования выгодна для большинства автомобилей. Этот вопрос отдельно рассмотрен в статье «Установка ГБО: преимущества и недостатки». Чтобы рассчитать выгоду от использования на вашем автомобиле - воспользуйтесь калькулятором окупаемости установки ГБО .

На какие машины устанавливается газовое оборудование?

Технические решения существуют для любых автомобилей: бензиновых и дизельных, инжекторных и карбюраторных, с прямым впрыском и с распределенным, с турбиной или без. Вопрос только в экономической целесообразности: установка на некоторые автомобили стоит больших денег и будет окупаться не один год.

Из чего складывается стоимость ГБО?

Цена установки состоит из цены оборудования и цены за работу. Работа в установочных центрах стоит практически одинаково. Разница зависит от нескольких факторов:
- двигатель автомобиля: количество цилиндров и мощность
- бренд оборудования
- тип редуктора: с совмещенным газовым клапаном или с раздельным
- тип и качество рампы форсунок
- тип и емкость газового баллона
- материал газовых магистралей
- качество расходных материалов
Одни ставят дорогое оборудование и предупреждают об этом, другие придерживаются золотой середины, третьи демпингуют и собирают комплекты из откровенного хлама.
Советую не кидаться на дешевые варианты и тщательно обсуждать комплектацию до установки. Поговорку «скупой платит дважды» никто не отменял.

Сколько времени занимает установка?

Полная установка ГБО занимает 1 рабочий день.

Можно ли установить ГБО самостоятельно?

Если у вас достаточно навыков - вы сможете это сделать. Но такая установка обернется рядом сложностей в будущем:
- В нужный момент у вас может не оказаться специального инструмента
- Вы не зарегистрируете оборудование в ГИБДД
- Вряд ли вы правильно настроите программное обеспечение
- Вы не опрессуете баллон
- У вас не будет гарантии завода изготовителя на оборудование.
то серьезные ограничения и я советую подумать, прежде, чем принять решение о самостоятельной установке. Поручите ее авторизированному центру, где обученные специалисты помогут с выбором оборудования и установят ГБО на вашу машину по действующим правилам и стандартам.

Будет ли автомобиль ездить на бензине после установки ГБО?

Да, газовое оборудование позволяет переключиться на бензин в ручном режиме в любой момент. Когда газ закончится, машина автоматически переключится на бензин и просигнализирует об этом.
Для людей, которые путешествуют на дальние расстояния, дублирующая топливная система является преимуществом. При возникновении проблем с одним топливом, можно переключиться на другое.

Есть ли риски при установке ГБО?

При установке ГБО сертифицированным мастером и его регулярном обслуживании никаких рисков использования нет.

Какие гарантии на газовое оборудование?

На электронный блок управления и редуктор - гарантия 2 года или 80 000 км. На остальные компоненты - 1 год или 75 тыс. км.

Влияет ли ГБО на ресурс двигателя?

Газовое оборудование облегчает работу двигателя. Использование ГБО позволяет увеличить ресурс работы двигателя и топливной системы в 1,5–2 раза. О влиянии газа на двигатель рассказано в статье «Установка ГБО: преимущества и недостатки»

Что меняется в автомобиле при установке ГБО?

Компоненты ГБО являются дополнительными и не заменяют собой бензиновые элементы. В любой момент газовое оборудование можно снять и привести машину в изначальное состояние.
Под капот устанавливается электронный блок управления с датчиками и проводкой, газовый редуктор, фильтр и рампа газовых форсунок. Газ подается в двигатель через врезки во впускной коллектор.
К редуктору подводятся газовые магистрали от газового баллона. Он размещается в багажнике либо в нише запасного колеса. К газовому баллону подключается выносное заправочное устройство. Оно выводится в лючок бензобака, врезается в бампер, либо выносится под бампер. Установке газовых баллонов и ВЗУ будет посвящена отдельная статья

Обязательна ли регистрация газового оборудования в ГИБДД?

Да, согласно закону установленное ГБО должно быть зарегистрировано в ГИБДД. Порядок установки ГБО такой:
- Оформить «Заявление о внесении изменений в конструкцию транспортного средства (ТС)» в Отделе Регистрации и Технического осмотра Транспортных Средств ГИБДД по месту регистрации автомобиля.
- Получить по данному заявлению разрешение на установку.
- Установить ГБО в сертифицированном установочном центре
- С пакетом документов из установочного центра получить в ГИБДД «Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности».
Это будет документом о том, что автомобиль переведен на газ законно. Регистрации ГБО в ГИБДД будет посвящена отдельная статья.

Насколько увеличится расход газа по сравнению с бензином?

В зависимости от качества настройки ГБО и соотношения в смеси пропана и бутана, расход газа будет превышать расхода бензина на 10–15%.

Как меняется динамика автомобиля на газу?

Газ горит медленнее, чем бензин. Его использование снижает нагрузку на поршневую группу, но вызывает ухудшение динамики. Для ГБО 2 поколения на 20%, для ГБО 4 поколения на 2–5% (в зависимости от степени сжатия). Этот вопрос мы рассматривали в статье «Мифы о ГБО: правда или вымысел?»

Отчего возникают ошибки двигателя при установке ГБО?

Ошибки двигателя появляются по разным причинам. При работе ГБО они часто связаны с качеством газо-воздушной смеси: слишком богатая или слишком бедная. Чтобы решить проблему заедьте в сервис и мастер поправит газовую карту чтобы ошибка не возникала.

Как ГБО влияет на лямбда-зонд?

ГБО никак не влияет на работоспособность лямбда зонда. Современное газовое оборудование наоборот использует эти данные в работе.

С какой периодичность менять воздушный фильтр после установки ГБО?

Порядок замены воздушного фильтра установлен заводом - изготовителем автомобиля и при установке ГБО не меняется.

С какой периодичностью регулировать клапана двигателя после установки ГБО?

Порядок регулировки клапанов двигателя установлен заводом - изготовителем автомобиля и при установке ГБО не меняется.

Периодичность технического обслуживания газового оборудования

Замена фильтра паровой фазы - каждые 10 000 км. не реже 1 раза в год
Проверка герметичности системы - каждые 10 000 км.
Замена фильтра высокого давления - каждые 30 000 км
Проверка и настройка ПО - при необходимости.
ТО следует проходить в специализированном сервисе. Работы выполняются сертифицированным специалистом.

Куда устанавливается газовый баллон?

В зависимости от конструкции автомобиля, газовый баллон устанавливают в багажник, в нишу запасного колеса (легковые автомобили), под кузов (внедорожники), на крышу или сбоку (автобусы, газели). Удобный вариант для легковых автомобилей - в нишу запасного колеса. Так пространство багажника остается свободным. Для автомобилей с запасными колесами R13-14 подходят баллоны объемом от 35 до 42 литров, для R15-16 от 53 до 60 литров. В седаны с нескладываемыми задними сиденьями возможна установка цилиндрического баллона между колесными арками.

Как узнать остаток газа в баллоне?

Индикатор остатка газа можно вывести на кнопку переключения топлива. Точность показаний индикатора невысокая, поскольку на кнопке всего 5 светодиодов. Правильнее ориентироваться по пробегу, обнуляя его при каждой заправке. Однажды замерив пробег на полном баке, вы будете знать сколько топлива осталось.

Как заправляться газом?

Машину заправляют газом через выносное заправочное устройство. Оно устанавливается в багажник, врезается в бампер, в лючок бензобака или крепится под бампером. У каждого способа свои достоинства и недостатки. ВЗУ под бампер - дешево, но оно часто в грязи. В багажнике - дешево и удобно, но при отсоединении заправочного пистолета газ попадает в багажник. На некоторое время запах газа остается. ВЗУ в лючке бензобака - удобно, но дорого. Приходится возить с собой переходник и при каждой заправке его вкручивать. Устанавливается не на каждое авто. Есть риск поцарапать машину сорвавшимся пистолетом. ВЗУ в бампере - удобно, дешево, подвержено загрязнению. В зависимости от бюджета на установку, рекомендую ставить ВЗУ в лючок бензобака или врезать в бампер.

Куда устанавливается кнопка переключения топлива?

Кнопка переключения топлива устанавливается в салон автомобиля, чтобы водителю было удобно пользоваться. Возможна установка на фальш - кнопки, на панель рядом с замком зажигания или торпеду КПП.

Какие бывают газовые баллоны?

Для пропан-бутана выпускают 2 вида баллонов: цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические устанавливаются в багажник между арками, а тороидальные в нишу запасного колеса.
Строение и установка газовых баллонов рассматривается в отдельной статье
Сколько газа входит в баллон при заправке?
По нормам безопасности газовый баллон заполняется на 80%. Остальные 20% используются как паровая подушка, поэтому при нагревании жидкого газа давление в баллоне держится норме и он не взорвется. В стандартный 53-литровый баллон помещается 42 литра газа.

Сколько времени заправляется баллон?

До отсечки баллон заправляется за три - пять минут.
Как часто необходимо проверять баллон? Согласно действующим в правилам, переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов проводится раз в 2 года. Акт переосвидетельствования требуется для прохождения техосмотра.

Как проходит ТО у автомобилей, оборудованных ГБО?

Владельцам автомобилей с ГБО при прохождении техосмотра нужно в дополнение к стандартному комплекту документов иметь с собой паспорт на баллон, акт об установке газового оборудования на автомобиль, копию сертификата установщика на право установки ГБО.

Что такое ВЗУ?

ВЗУ - «Выносное заправочное устройство». Через него автомобиль заправляют газом. В него встроен обратный клапан, который предотвращает выход газа из баллона и газовой трубки при отключении заправочного пистолета.
Варианты установки ВЗУ:
- Под задний бампер автомобиля или на фаркоп;
- В задний бампер автомобиля. Устанавливается в пластмассовый кожух;
- В лючок бензобака. При заправке используется съемный переходник.

Можно ли курить в автомобиле с ГБО?

Можно. Установка ГБО не устанавливает дополнительных ограничений при использовании автомобиля.

Работает ли газовое оборудование зимой?

Да, зимой ГБО работает в штатном режиме. Подробнее об этом в статье: Особенности использования ГБО в зимний период.

Почему нельзя заводиться на газе?

В ГБО 4 поколения в форсунки подается уже испаренный газ. Чтобы перевести газ из жидкого состояния в газообразное нужно затратить определенное количество энергии на его обогрев. При переходе газа из жидкой фазы в паровую поглощается энергия тепла охлаждающей жидкости (около 40 градусов). Поэтому, если переключиться на газ на холодном двигателе, мембраны внутри редуктора потеряют эластичность и порвутся. Тогда редуктор выйдет из строя. По этой причине переход на газ осуществляется при температуре охлаждающей жидкости не ниже 45 градусов.

Почему зимой газ дороже?

В соответствии с ГОСТ 20448–80 различают летнюю и зимнюю газовую смесь. Химические свойства пропана и бутана различны, поэтому летом их смешивают в пропорции: 40% на 60%, а зимой 60% на 40%. Отсюда и разница в цене.

Не работает ГБО. В чем причина?

Газовое оборудование может отказать по разным причинам. Чтобы не гадать - обращайтесь к квалифицированным мастерам - они помогут решить проблему.

Кислород

Параметры и размеры кислородных баллонов можно посмотреть по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего для газов на Рр ≤ 19,7МПа». Наиболее популярными являются баллоны объемами 5, 10 и 40 литров.

По ГОСТ 5583-78 «Кислород газообразный технический и медицинский» (приложение 2), объем газообразного кислорода в баллоне (V) в кубических метрах при нормальных условиях вычисляют по формуле:

Vб — вместимость баллона, дм3;

K1 - коэффициент для определения объема кислорода в баллоне при нормальных условиях, вычисляемый по формуле

К 1 = (0,968Р + 1) * *

Р - давление газа в баллоне, измеренное манометром, кгс/см2;

0,968 - коэффициент для пересчета технических атмосфер (кгс/см2) в физические;

t - температура газа в баллоне, °С;

Z - коэффициент сжигаемости кислорода при температуре t.

Значения коэффициента К1 приведены в таблице 4, ГОСТ 5583-78.

Посчитаем объем кислорода в самом распространенном баллоне в строительстве: объемом 40л с рабочим давлением 14,7МПа (150кгс/см2). Коэффициент К1 определяем по таблице 4, ГОСТ 5583-78 при температуре 15°С:

V = 0,159 40 = 6,36м3

Вывод (для рассматриваемого случая): 1 баллон = 40л = 6,36м3

Пропан-бутан

Параметры и размеры кислородных баллонов для пропана, бутана и их смесей можно посмотреть по ГОСТ 15860-84. В настоящее время применяются четыре типа данных изделий, объемами 5, 12, 27 и 50 литров.

При нормальных атмосферных условиях и температуре 15°С плотность пропана в жидком состоянии составляет 510 кг/м3, а бутана 580 кг/м3. Пропана в газовом состоянии при атмосферном давлении и температуре 15°С равна 1,9 кг/м3, а бутана - 2,55 кг/м3. При нормальных атмосферных условиях и температуре 15°С из 1 кг жидкого бутана образуется 0,392 м3 газа, а из 1 кг пропана 0,526 м3.

Посчитаем вес пропанобутановой смеси в самом распространенном баллоне в строительстве: объемом 50 с максимальным давлением газа 1,6МПа. Доля пропана по ГОСТ 15860-84 должна быть не менее 60% (примечание 1 к табл.2):

50л = 50дм3 = 0,05м3;

0,05м3 (510 0,6 + 580 0,4) = 26,9кг

Но из-за ограничения давления газа 1,6МПа на стенки в баллон этого типа не заправляют более 21кг.

Посчитаем объем пропанобутановой смеси в газообразном состоянии:

21кг (0,526 0,6 + 0,392 0,4) = 9,93м3

Вывод (для рассматриваемого случая): 1 баллон = 50л = 21кг = 9,93м3

Ацетилен

Параметры и размеры баллонов для ацетилена можно посмотреть по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего для газов на Рр ≤ 19,7МПа». Наиболее популярными являются баллоны объемами 5, 10 и 40 литров. Корпус ацетиленового баллона отличается от корпуса кислородного баллона меньшим размером.

При давлении 1,0 МПа и температуре 20 °С в 40л баллоне вмещается 5 – 5,8 кг ацетилена по массе (4,6 – 5,3 м3 газа при температуре 20 °С и 760 мм.рт.ст.).

Приближенное количество ацетилена в баллоне (определяется взвешиванием) можно определить по формуле:

Va = 0,07 Е (Р – 0,1)

0,07– коэф., который учитывает количество ацетона в баллоне и растворимость ацетилена.

Е – водяной объем баллона в куб.дм;

Р – давление в баллоне, МПа (давлении 1,9 МПа (19,0 кгс/см2) при 20 °С по ГОСТ 5457-75 «Ацетилен растворенный и газообразный технический»);

0,1 – атмосферное давление в МПа;

Вес 1 м3 ацетилена при температуре 0°С и 760 мм.рт.ст. составляет – 1,17 кг.

Вес 1 куб.м ацетилена при температуре 20°С и 760 мм.рт.ст. составляет 1,09 кг.

Посчитаем объем ацетилена в баллоне объемом 40л с рабочим давлением 1,9МПа (19кгс/см2) при температуре 20°С:

Va = 0,07 40 (1,9 – 0,1) = 5,04м3

Вес ацетилена в баллоне объемом 40л с рабочим давлением 1,9МПа (19кгс/см2) при температуре 20°С:

5,04 1,09 = 5,5кг

Вывод (для рассматриваемого случая): 1 баллон = 40л = 5,5кг = 5,04м3

Двуокись углерода (углекислота)

Углекислота (по ГОСТ 8050-85 «Двуокись углерода газообразная и жидкая») применяется как защитный газ для электросварочных работ. Состав смеси: СО2; Ar + CO2 ; Ar + CO2 + O2. Еще производители могут маркировать ее как смесь MIX1 – MIX5.

Параметры и размеры баллонов для ацетилена можно посмотреть по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего для газов на Рр ≤ 19,7МПа». Наиболее популярными являются баллоны объемами 5, 10 и 40 литров.

При рабочем давлении углекислоты в баллоне 14,7 МПа (150 кгс/см2) коэффициент заполнения: 0,60 кг/л; при 9,8 МПа (100 кгс/см2) – 0,29 кг/л; при 12,25 МПа (125кгс/см2) – 0,47 кг/л.

Объемный вес углекислоты в газообразном состоянии равен 1.98 кг/м³, при нормальных условиях.

Посчитаем вес углекислоты в самом распространенном баллоне в строительстве: объемом 40л с рабочим давлением 14,7 МПа (150 кгс/см2).

40л 0,6 = 24кг

Посчитаем объем углекислоты в газообразном состоянии:

24кг / 1,98 кг / м3 = 12,12м3

Вывод (для рассматриваемого случая): 1 баллон = 40л = 24кг = 12,12м3

Когда такой вопрос возникает дома, ответить на него легко. Ставим баллон на весы, снимаем показатели, вычитаем массу пустого баллона – и готово! А что делать, если эту информацию требуется получить в походе?

Есть, по крайней мере, три метода определения остатка газа в баллоне, которые можно применить в таком случае. Вот они, начиная с самого точного:

1. Метод конденсата
2. Метод плавающего баллона
3. Встряхивание баллона.

С третьим номером знакомы все, кто пользовался газовой горелкой или лампой. Каждый раз, когда баллон попадает в руки, мы автоматически встряхиваем его, чтоб почувствовать, сколько в нем осталось топлива. Точность такого метода далека от истины. Зато, можно показать всем, какой ты крутой и опытный турист:)

Самый точный метод – определение остатка по конденсату. Понаблюдайте за баллоном с утра или во время приготовления пищи. При подходящей влажности, на поверхности баллона вы заметите мелкие капли конденсата. Уровень, где заканчивается конденсат, соответствует уровню газа в баллоне. При определении остатков таким методом, не забывайте, что дно баллона – вогнутое.

Метод плавающего баллона лишь немного уступает по точности “конденсатному”, зато для него не нужно ждать подходящей влажности, а достаточно найти природную емкость с водой (дождевая лужа, углубление ниже родника, любой водоем или ручей). Если вы пользуетесь маленьким баллоном, то будет достаточно и походного котелка, заполненного водой наполовину. Сейчас я детальней расскажу про этот метод.

Сначала подготовимся: нанесем на баллон разметку. Полностью заправленный баллон опускаем вверх ногами в емкость с водой, придерживая его в вертикальном положении. Водостойким маркером отмечаем уровень, по который погрузился баллон.

Затем проделываем тоже самое с пустым баллоном. Если у вас нет пустого, то разметку можно продолжить, когда израсходуете газ из полного баллона.

В походе, когда нужно узнать остаток газа, опускаем баллон в любой водоем и смотрим, до какого уровня он погрузился. Чем ближе уровень воды к нижней метке (когда баллон перевернут), тем меньше газа осталось в баллоне.

Опускать баллон в воду лучше с одетым пластиковым колпачком, чтоб избежать попадания воды к резьбе. Проникшую под колпак воду необходимо убрать.

Тем, кто пользуется баллонами Kovea емкостью 450 грамм, открою секрет: метки находятся на расстоянии 60 мм и 105 мм от дна баллона.

Если вы знаете другие методы, пожалуйста, делитесь информацией:)

Спасибо, что читаете Про Походы!

*Бажаєте підтримати розвиток ПроПоходи? Купуйте спорядження в наших партнерів через посилання нижче. Ми отримаємо невелику комісію з вашої покупки, а ви не витратите жодної додаткової копійки.

  • Інтернет-магазин Вершина
  • Інтернет-магазин Gorgany
  • Також ви можете сказати кодове слово “ПроПоходи” касирові в будь-якому магазині мережі Gorgany і ми теж отримаємо комісію з вашої покупки.

Если указатель уровня бензина – обязательный атрибут на панели приборов в салоне любого авто, то следить за наличием топлива в машине с газовым оборудованием не всегда имеется возможность. К примеру, электромеханический датчик уровня газа ГБО 4 поколения, предусмотрен стандартной комплектацией пропанового оборудования. 2-е поколение комплектуется только механическим стрелочным указателем на мультиклапане баллона, однако он не отличается большой точностью. Да и контролировать уровень газа удобней, глядя на индикатор в салоне машины, а не в багажнике. Проверять остаток метана, ввиду его газообразного состояния, возможно лишь по давлению, которое показывает штатный манометр.

Без специальных приборов, приблизительный остаток газа (), можно узнать только опытным путём (по пробегу). После полной заправки баллона счётчик спидометра (одометр) сбрасывается на ноль, а авто эксплуатируется исключительно на газовом топливе до его полной выработки. После этого засекается пройденное расстояние и определяется удельный расход газа, который будет служить индикатором при дальнейших поездках.

Очевидно, что точность и удобство применения приведённого выше способа оставляет желать лучшего, по нескольким причинам:

  • добросовестность заправщиков не всегда соответствует ожиданиям;
  • влияние климатических условий при передвижении;
  • манера эксплуатации транспорта.

Поэтому, чтобы узнать, сколько газа осталось в баллоне, разумней воспользоваться плодами технического прогресса.

Виды датчиков

Классифицировать датчики уровня газа четвёртого поколения пропановых газовых систем (их ещё называют датчиками уровня топлива – ДУТ) можно по двум основным параметрам:

  1. по сопротивлению (у большинства моделей оно составляет 50 кОм либо 90 Ом);
  2. по количеству контактов (их может быть два или три).

Датчики ГБО (резистивный и с микросхемой)

ДУТ ГБО 4 поколения снабжён стрелкой и устанавливается на мультиклапан . Этот прибор является самостоятельным указателем, также он передаёт показания на переключатель (кнопку) газ/бензин со светодиодной индикацией. На кнопке расположены 4 (реже 3) зелёные и одна красная лампочка, которая загорается при снижении уровня газа до 5-10% от объёма, при этом пищит тройной звуковой сигнал и система переходит на бензин. Шаг отображения составляет порядка 10 л. Не то чтобы очень информативно, но ведь и бензиновый датчик далеко не идеален в этом отношении.

Самым «продвинутым считается » решение, вывести индикацию уровня газа на штатном топливном указателе, когда бензиновый индикатор, расположенный на приборной доске, работает в двух режимах. То есть, если двигатель работает на бензине, прибор показывает остаток именно бензина, а при переключении на газовую смесь датчик соответственно «переориентируется». Такой метод возможен только при вмешательстве в приборную панель автомобиля и переделке ДУТ ГБО. К тому же осуществить данную затею можно не на всех машинах.

Видео материал о внедрении датчика уровня газа ГБО 4 поколения на панель приборов:

Также, не так давно в продаже появились электронно цифровые (сенсорные) указатели количества газа. Такой датчик работает автономно, не имея связи с элементами газового оборудования. Специальный излучатель подсоединяется снизу баллона, где он, выполняя расчёт уровня топлива, проецирует показания на индикатор в салоне авто.

Ультразвуковой датчик уровня

Для метанового газобаллонного оборудования также существует манометр с выводом индикации давления газа в салон авто.

Электронно-цифровой указатель (метановый манометр)

Устройство и принцип работы газовых датчиков

Уровень находящейся в баллоне жидкой фракции пропанобутановой смеси фиксирует поплавок, такой же как и в бензиновом баке. Однако газовый баллон, в отличие от бензобака, герметичен и находится под высоким давлением, поэтому связка «поплавок-датчик» работает с учётом этой особенности. А именно, перемещение поплавка вызывает вращение подвижного магнита, расположенного в корпусе мультиклапана, который передаёт вращение на магниты стрелочного указателя.

Механическая часть у датчиков идентична, но ДУТ четвёртого поколения, ещё передаёт сигнал на кнопку ГБО с помощью встроенных последовательно соединённых резисторов или микросхемы. Где дорожка из светодиодов показывает остаток топлива.

Как вывести индикацию уровня газа в салон авто с ГБО 2 поколения

Владельцы могут самостоятельно присоединить датчик уровня газа и вывести его показания на кнопку в салоне авто. Для того чтобы осуществить возможность контроля остатка топлива в машине с газовым оборудованием второго поколения, достаточно всего лишь подобрать нужную клавишу выбора топлива с индикацией и датчик/указатель к ней. При этом важно помнить о соблюдении как минимум двух условий:

  • мультиклапан должен быть класса А (иметь внутреннюю полость для установки датчика);
  • сопротивление датчика должно быть идентичным сопротивлению переключателя.

Подбор клавиши с индикацией и датчика к ГБО 2 поколения:

Подключение и настройка датчика ГБО 4 поколения

Для оборудования самостоятельно докупать ничего не нужно: как уже отмечалось выше, электронный указатель (чаще всего это WPG, WPGH (HALLA), WPGH-1 или Stag WPG-4) и кнопка-индикатор включены в комплект поставки. А вот настройка и калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения потребуется.

В первую очередь, для того чтобы корректно откалибровать датчик, нужно убедиться, что и поплавка выполнена правильно.

Затем установить указатель и произвести его первичные настройки (позиционирование). Для этого в корпусе многофункционального клапана имеются по три отверстия с каждой стороны ушка датчика. Далее согласно схеме по подключению ДУТ (идёт в комплекте), соединить разъёмы на ЭБУ оборудования с датчиком.

Схема подключения датчика указателя количества газа

Начальная тарировка датчика производится по ходу и в процессе первой заправки (то есть при пустом баллоне). После чего можно применить несколько методов регулировки. Но в любом случае понадобятся:

  • ноутбук со специальным программным обеспечением (в частности, для STAG это AC GAS SYNCHRO);
  • соединительный шнур с USB-разъёмом для подсоединения к диагностической колодке ГБО.

Первый метод заключается в подгонке, т.е. заправить 10 литров пропан-бутана на заправке. Установить данное значение в программе, затем израсходовать топливо. Потом опят заправиться, но уже 20 л., выставить параметры и т.д.

Следующие способы – это ручная калибровка и автонастройка.

Опыт настройки и эксплуатации датчиков уровня газа говорит о том, что, несмотря на все усилия, точной калибровки всё равно не получается. Связывают это с овальной формой газового баллона, несовершенством конструкции поплавка и специфическими свойствами жидкой газовой фракции. Так что дорога для дальнейшей модернизации ГБО остаётся открытой.

Более подробно о том, как выполняется автоматическая настройка и ручная калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения можно узнать из видео:

Похожие статьи