Рождение бога Пана. - Миф о Пане, побеждаемом богом Эротом. - Нимфа Сиринга. - Миф о превращении в сосну нимфы Питис. - Миф о боге Пане и нимфе Эхо. - Панический страх.
Рождение бога Пана
Пан - очень древнее божество, преимущественно почитавшееся в Аркадии. Пан - бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охранитель стад. На обязанности бога Пана лежит забота о стадах и об их размножении.
Бог Пан явился на свет с рогами, козлиными ногами и большой бородой. Бог Пан считается сыном бога Гермеса (Меркурия), этого посланника богов и посредника, а потому и, естественно, отца божества, переходного от высших богов к низшим, являющимся в мифах древней Греции в образе животных.
По-видимому, рождение такого странного сына произвело очень неприятное впечатление на мать бога Пана, да и боги Олимпа, которым Гермес, отец Пана, показал его, встретили появление бога Пана всеобщим смехом.
В одном из гомеровских гимнов это происшествие рассказывается следующим образом: «Бог Гермес отправился в Аркадию пасти стада простого смертного, потому что там жила прекрасная нимфа, дочь Дриона, покорившая сердце хитроумного бога. От этого союза родился странный ребенок с козлиными ногами, с густой бородой и с челом, украшенным двумя рогами. Мать, объятая ужасом при виде такого страшилища, убежала, покинув сына на произвол судьбы, но Гермес, нисколько не смущаясь его странным видом, взял его на руки, и, гордый и радостный, отнес его на Олимп, где показал его всему собранию богов. Все бессмертные развеселились при виде такого уродца и назвали его Паном».
В Лувре находится прекрасная античная статуя бога Пана, в которой с большим мастерством подчеркнуты все животные черты, характеризующие это божество.
Иногда, впрочем, бога Пана изображают с человеческими ногами. На некоторых античных монетах бог Пан является даже в образе юноши, но при нем всегда отличительные признаки бога Пана - пастушья палка и пастушья свирель (σύριγξ).
Писатели античности изображали бога Пана всегда стариком и поразительно некрасивым.
Бог Пан недолго оставался на Олимпе. Он любит больше всего лес, горы и поля. Бог Пан то пробирается сквозь чащу лесов, то карабкается на недоступные скалы и оттуда наблюдает за стадами или же рыскает по горам и перескакивает через пропасти. Бог Пан вечно в движении, и даже вечером, утомленный своими дневными странствованиями, Пан не может спокойно отдохнуть, а играет на свирели, и ее нежные звуки привлекают прекрасных , которые приходят плясать на траве под эти звуки. И бог Пан не может усидеть, он появляется среди них и носится в дикой пляске, пугая нимф своими прыжками.
Миф о Пане, побеждаемом богом Эротом
Все нимфы смеялись над уродливым богом Паном, и он решил никогда никого не любить. Но жестокий бог (Купидон), с которым он однажды попробовал бороться, ранил сердце бога Пана, зажег в нем неугасающую любовь к нимфам, и бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из них.
Нимфа Сиринга
Однажды бог Пан встретил целомудренную нимфу Сирингу. Единственной страстью нимфы Сиринги была охота. Бог Пан тотчас же воспылал любовью к Сиринге, но жестокая нимфа не только не захотела слушать признаний бога Пана, а бросилась еще бежать от него. Преследуемая богом Паном, нимфа Сиринга добежала до реки Ладона, у которой Сиринга стала просить защиты. Бог реки Ладон превратил нимфу Сирингу в тростник. Огорченный бог Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки, трогающие даже сердца жестоких нимф.
Таким образом была изобретена пастушья свирель (σύριγξ), что имя Сиринга как раз и означает в переводе с древнегреческого языка. Бог Эрот (Купидон), желая утешить огорченного Пана, предсказал ему, что его игра на свирели будет привлекать к нему всех красавиц-нимф. Предсказание коварного бога любви исполнилось. Нимфы, едва заслышав свирель Пана, сбегались и плясали вокруг этого уродливого бога.
Миф о превращении в сосну нимфы Питис
Бог Пан скоро позабыл свою любовную неудачу. Пану вновь понравилась нимфа Питис, которая, восхищенная его музыкой, приблизилась к богу Пану и стала отвечать на его вопросы.
Но нимфу Питис любил холодный и страшный Борей - бог северного ветра. Увидав свою возлюбленную, увлеченную игрой другого бога, бог Борей воспылал ревностью и принялся дуть с такою силой, что бедная нимфа Питис, не устояв на ногах, упала в пропасть и разбилась.
Боги, тронутые горестной судьбой нимфы Питис, превратили ее в сосну, и с тех пор это дерево посвящено богу Пану, которого иногда изображают с венком из сосновых веток на голове. Само имя Питис означает в переводе с древнегреческого языка «сосна».
Миф о боге Пане и нимфе Эхо
Так же несчастливо окончилась для бога Пана его попытка союза с нимфой Эхо, превратившейся в скалу. От нимфы Эхо остался только ее голос - эхо.
Панический страх
Бог Пан, как символ темноты, нагоняет на людей страх (панику). Бог Пан также не любит, когда тревожат его покой шумом. Тогда раздается грозный голос бога Пана, нагоняя на всех страх - панику.
Бог Пан приводит в ужас путников своим внезапным появлением на дороге перед ними. Благодаря богу Пану люди часто испытывали панический страх - ничем не объяснимый ужас.
Вообще, всякий испуг или страх, являющийся без основательных причин, приписывался влиянию бога Пана. Этим паническим страхом объясняли также внезапное бегство с полей битв. Так, например, афиняне верили, что они только при помощи бога Пана победили многочисленных персов, бежавших с поля сражения при Марафоне. В благодарность за это афиняне посвятили богу Пану священное место, поставили там много статуй Пана и учредили в честь его праздник с жертвоприношениями и шествиями.
Культ бога Пана, как покровителя и охранителя домашних животных, относится к самому древнейшему периоду истории древней Греции. Примитивные статуи бога Пана были снабжены очень реальным символом бога, заботящегося о размножении и увеличении стада, - изображением фаллоса. В те отдаленные времена греческой архаики такой реализм не считался безнравственным.
Зато когда стада не размножались, пастухи осыпали ударами розог изображение нерадивого божества.
Бог Пан считался также богом света, шумной музыки и шумного веселья.
Только впоследствии, под влиянием орфической поэзии, бог Пан является олицетворением вселенной. Свирель бога Пана о семи трубках в философском истолковании мифов означала гармонию вселенной.
В правление римского императора Тиберия, как рассказывает предание, раздался однажды громкий горестный крик: «Великий Пан умер, умер великий Пан». С тех пор никто не слыхал ничего больше о боге Пане. А сам этот возглас («Умер великий Пан!») считается символом конца античного язычества.
ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.
Луперкалии - фестиваль эротизма February 8th, 2011
Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля.
В древнем Риме февраль был официальным началом весны и считался месяцем ритуальных очищений. В это время в домах осуществлялись ритуальные уборки: дома подметались, посыпаясь затем солью и пшеницей, называемой „спелт“.
15 февраля справляли знаменитые Луперкалии — первоначально праздник пастухов в честь бога Фавна, по прозвищу Луперк в другом написании — Фаунус, Луперкус. .
Фавн в древнеримской мифологии — бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников. В древнегреческой мифологии ему соответствует Пан.
Согласно мифам, Пан — веселый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший и игравший на свирели. Представлялся грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом. А потому вызывал ужас, и именно отсюда выражение „панический страх“.
По сведениям Плутарха в его „Сравнительных жизнеописаниях“, очистительные жертвы — для того, чтобы оживить плодородие земли, стад и самих людей — приносили в священном гроте Луперкаль у подножия Палатинского холма, где, по преданию, жила некогда волчица (по-латыни — lupa, по-русски — лупа), выкормившая братьев Ромула и Рема.
В античное время детская смертность была очень высока, В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.
Священники приносили в жертву козла — для плодородия и собаку — для духовного очищения. Кровь предназначалась для ритуального орошения посевов. Юные жрецы шкуры нарезали полосками, окунали их в священную кровь, и начинали свой ритуальный бег вокруг Палатинского холма, шлепая кожаными ремнями женщин. Те же, приветствуя такие прикасания, охотно подставлялись, веря, что очистительные удары исцеляют от бесплодия и способствуют вынашиванию плода и легким родам.
Но, оказывается, этот языческий „волчий“ праздник плодородия и изобилия не заканчивался этим благочинным ритуальным действом. Луперкалии это еще и время буйства чувственных вакханалий: обнаженные мужчины (но в набедренных шкурах) дарили грубые ласки встречным женщинам — целовали, стегали ремнями, желая им быть плодовитыми.
В античное время детская смертность была очень высока, В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.
Согласно «Иллюстрированной истории Рода», написанной Уильямом М. Купером, главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Записи говорят, что даже Марк Антоний бежал как Луперци. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола.
Оказывается, накануне Луперкалий, 14 февраля, в Древнем Риме отмечался праздник в честь Юноны, богини брака, материнства и женщин она же — богиня „лихорадочной“ любви Juno Februata, Юно (Джун) Фебруата. В этот день девушки, написав свое имя на куске пергамента, бросали их в большую урну.
Холостякам, выбиравшим себе пассию до следующего 14 февраля, ничего не оставалось, как уповать лишь на удачу. По крайней мере, пара должна была провести этот праздничный день вместе, танцуя и веселясь. Если судьба оказывалась благосклонной к случайным партнерам, жребийный союз перерастал в брачный
Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом
христианства, этот еще долгое время существовал.
История праздника дня святого Валентина берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима.
В греческой мифологии бог лесов, покровитель пастухов
Альтернативные описанияВ греческом миифологии покровитель всей природы
В старой Польше, Литве, Белоруссии, на Украине: помещик, барин
Вежливое обращение к мужчине в Польше
Господин по-польски, по-украински
Дворянин-землевладелец
Господин, угодивший в Польшу
Картина Врубеля
Козлоногий греческий бог стад, лесов и полей
Лесной бог, покровитель стад и пастухов (греческая мифология)
Пастушеский бог
Польский феодал
Помещик, дворянин в Польше, Литве, дорев. Украине и Белоруссии
Приставка, означающая всеохватность
Роман К. Гамсуна
Спутник Сатурна
Стихотворение М. Лермонтова
Греческий аналог Фавна
Польский барин
Тот, кто не пропал
Господин из Кракова
Какой древнегреческий бог соответствует римскому Фавну?
Изобретение свирели приписывается этому греческому богу
Роман польского писателя Генрика Сенкевича «... Володыевский»
Опера украинского композитора Н. В. Лысенко «... Коцкий»
Поэма польского поэта Адама Мицкевича «... Тадеуш»
Картина французского живописца Н. Пуссена «... и Сиринга»
Мать ужаснулась, увидев свое безобразное и волосатое дитя, однако «высшее общество» его вид развеселил, поэтому его и нарекли «понравившийся всем»
Опера русского композитора Римского-Корсакова «... воевода»
Козлоногий греческий бог лесов и полей
. «глава семьи» по-польски
Барин, боярин в Польше, Украине
Бог пастухов в древнегреческой мифологии
В греческой мифологии - покровитель всей природы
Картина русского художника М. Врубеля
Лесной бог, покровитель стад и пастухов
Обращение к мужчине в Польше, Чехии, Словакии, Западной Украине
Помещик, дворянин в Польше, Литве, дореволюционной Украине и Белоруссии
Карточная игра
. «... или пропал» (посл.)
Госполин из Кракова
Или пропал (погов.)
Сеньор из Кракова
Герр из Варшавы
Герр для фрау из Бреслау
Бог пастухов у эллинов
Герр для польской фрау
Польский господин
Или пропал
Польский мужик
Бог пастухов
Дворянин в Польше
Господин в Польше
Уважаемый поляк
Бог лесов с картины Врубеля
Зюзя из кабачка
Козлоногий бог
Полький барин
Обращение к поляку
Польский помещик
Герр для фрау из Варшавы
Бог природы и пастухов
Ясновельможный...
Спутник Сатурна
Помещик, барин в старину на Украине, в Польше
В греческом миифологии покровитель всей природы
Картина М. Врубеля (1899)
Стихотворение М. Лермонтова
. "Глава семьи" по-польски
М. южн. зап. барин, боярин. Жили себе пан да панья, сказ. Он живет паном, хорошо, в достатке. Панок, полупан, небольшой. Паны, в разн. русск. губ. ляхи и литва, переселенные в давние войны, в виде ссылки. Панки, забытые потомки мордовских Князей, как мурзы у татар. Панок, перм. вят. свинчатка, гвоздырь, бабка или козна, налитая свинцом, боек; в Словарь Академии ошибочно названный папок. Кур. корытце для рубки в нем мяса? см. панка. Панки мн. сиб., почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных. Паныч, барченок; холостой барин; паненка, барышня, девица; пани(я), барыня. Панство, состоянье пана, барство. Пановать, панствовать, барствовать, жить барином. Панованье ср. панское житье. Панствуй и барствуй, до поры и времени. Панщина южн. панчизна зап. барщина, работа на помещика. Панщины не переработаешь. на том свете будет панщина: станем под панов дрова подкладывать. Паново добро, барина; панское слово, барское. Панской товар, красный, аршинный, фабричные ткани. Панские ряды. Панские чулки, олон. вязанные на пяти прутках или спицах, для отличия от крестьянских, вязаных на одной. Панской, твер. о вещи, щегольская, на барский лад сделанная; зап. южн. вообще барский. Не диво, что у пана жена хороша! Сегодня пан, а завтра пал (или завтра пропал). Дома пан, а в людях болван. Или пан, или пропал. Полон чан, так сам себе пан. Был и пан, да пропал. Не велик пан, перелезешь и сам. Богат Иван богат и пан. Зажить бы паном все придет даром! Лихо зажить паном все пойдет даром! Пал пан на воду, сам не потонул и воды не помутил (лист с дерева). Все паны скинули кафтаны (жупаны), один пан не скинул кафтан? лиственные деревья и сосна
Опера русского композитора Римского-Корсакова "... воевода"
Опера украинского композитора Н. В. Лысенко "... Коцкий"
Роман польского писателя Генрика Сенкевича "... Володыевский"
Какой древнегреческий бог соответствует римскому Фавну
Поэма польского поэта Адама Мицкевича "... Тадеуш"
Картина французского живописца Н. Пуссена "... и Сиринга"
Мать ужаснулась, увидев свое безобразное и волосатое дитя, однако "высшее общество" его вид развеселил, поэтому его и нарекли "понравившийся всем"
. "... или пропал" (посл.)
Польский или украинский господин
Решительное: "... или пропал!"
Представитель римского божественного пантеона, весельчак и добряк Фавн покровительствовал скотоводам и земледельцам. Его прототипом в греческой мифологии был бог Пан. Фавн - это очередной греческий бог, которому поклонялись и приносили дары. В его ведомстве находились поля, пастбища, леса и рощи. Согласно мифам, дедом Фавна был почитаемый бог земледельцев Сатурн, а отцом - Пикус, бог полей и лесов.
Тот, кто покровительствовал пастухам
В истории Древнего Рима существовал период, когда из года в год 15 февраля граждане Рима отмечали священные луперкалии, приуроченные Рему и Ромулу - основателям столицы будущей империи. Тех самых братьев, которых выхаживала и кормила своим молоком волчица. Младенцы укрывались в гроте до тех пор, пока их случайно ни обнаружил пастух в святилище, где обитал Фавн (это божество, уважаемое пастухами и земледельцами), расположенном на склоне Палатинского холма.
Луперк - второе имя Фавна, которое ему дали пастухи. Они верили, что божество оберегает от волков стада овец. Кстати, Лупарк у древних римлян ассоциировался с волком, поэтому и празднество изначально было приурочено культу этого животного.
Празднование луперкалий 15 февраля. Ритуалы
Фавн - бог плодородия, поэтому ему поклонялись и его почитали, даже был особенный праздник в его честь. Ритуал происходил следующим образом:
- Главным пунктом празднества считалось жертвоприношение. Для этого выбирались собака и козел (в других источниках - коза и козел). У жертвенника (алтаря) были поставлены двое юных парней. К ним должна поочередно подойти каждая из луперок, чтобы прикоснуться ко лбу ножом, лезвие которого было в крови принесенного в жертву животного. Далее жрица смачивала козью шерсть в молоке и быстро ею вытирала кровь со лба юноши, который в этот момент должен изображать радостное настроение. Фавн в римской мифологии не был злым божеством. Он любил подшутить, хотя его шалости порою были жестокими. Именно поэтому его задабривали подарками и жертвоприношением.
- После жертвоприношения со шкур животных вырезали полоски для жрецов-луперок: широкие, чтоб надевать в качестве и узкие - ремни (фебруа). Шумная толпа голых луперок, у которых лишь бёдра прикрыты козьими шкурами, с возгласами устремлялась из Луперкала к Палатинскому холму. Они бежали вокруг священного холма и хлестали ремнями каждого, кто встретится на их пути. Это обряд искупления и очистки от всего того, что накопилось в течение предыдущего года. Поэтому никто не пытался уклониться от ремня луперки. Особенно охотно подставляли себя женщины, которые верили, что бичевание священным козьим ремнем гарантирует им плодовитость и счастливую супружескую жизнь.
Празднование фавналий
О том, насколько искренне любили и трепетно почитали римляне своего бога Фавна, свидетельствует наличие в календаре приуроченного ему ещё одного праздника - фавналий, которые отмечали 5 декабря.
В этот день божеству приносили в жертву молоко, вино и козла. После жертвоприношения организовывался веселый пир, с обязательным символическим присутствием на нем виновника торжества - доброго и веселого бога Фавна.
Отмечали праздник с полным размахом. Скот получал полную волю. Предоставленные сами себе, животные беспрепятственно гуляли в лесах и на полях. Также у пахотных животных появлялась еще одна возможность отдохнуть. Даже рабам предоставлялась свобода. Оставленные без присмотра, подневольные люди в этот день веселились где только можно - на перекрестках дорог, на лугах. Фавн - это любимый Бог простых рабочих людей.
Характер Фавна и его взаимоотношения с людьми
Свойственная божеству доброжелательность совсем не мешала проявлению некоторых шалостей в отношении того, кто в лесу нарушил его покой. Фавн в древнеримской мифологии мог, например, либо потешить, либо испугать того, кто углубился в лес. Стоило кому-либо уснуть, как Фавн разные страшилки. Дар пророчества передался Фавну от отца Пикуса. Поэтому посредством шелеста листвы Фавн мог предсказывать будущее тому человеку, со стороны которого чувствовалась благосклонное отношение. Для этого надо было пойти в священную рощу и, подстелив шкуру жертвенной овцы, задремать на ней. Во сне должно посетить пророчество.
Фавн - это особое существо, которое почиталось обычными работниками. Пастухи и земледельцы больше всего боялись разгневать именно его. Поэтому регулярно приносили ему разнообразные дары.