Побелка известью – проверенный поколениями способ обработки поверхностей стен и потолков. Несмотря на ассортимент современных строительных материалов, известь не покидает полки магазинов. В чём же секрет?
Побелка известью или мелом: что выбрать?
Побелка как способ отделки поверхностей жилых помещений становится всё менее популярна. Современные материалы всё чаще появляются в наших квартирах, и возиться с белильным раствором уже нет особого желания. Но, тем не менее, на известковую и меловую побелку всё ещё есть спрос. Данный способ отделки широко применяется в учебных и медицинских учреждениях, в помещениях хозяйственного назначения и т.п.
В квартирах также можно встретить побелку, например, на потолке в кухне или ванной комнате. Довольно часто используется белильный раствор для отделки гаража, сарая и погреба на приусадебных территориях. А если выехать за пределы города, то в сёлах до сих пор можно встретить аккуратные белые домики, в которых центральное место занимает, конечно же, печь. Побелка печи известью актуальна и на сегодняшний день.
Если появилась необходимость в побелке, то в первую очередь нужно выбрать материал, на основе которого будет изготовлен белильный раствор. Самые распространённые варианты – мел и известь. Конечно же, каждый из вариантов имеет свои положительные и не очень свойства. Что вы о них знаете? Ничего? Тогда знакомьтесь:
Известь – материал, который получается в процессе обжига карбонатных горных пород. Применяется как в строительстве, так и для получения различных химических соединений. Для беления используется гашёная известь, которая получается путём соединения известкового порошка с водой. Обладает следующими положительными характеристиками:
- доступная и низкая стоимость материала;
- имеет бактерицидные свойства;
- устойчива к колебаниям температуры;
- влагоустойчива;
- способна затягивать небольшие трещины;
- хорошо держится на кирпиче, камне, дереве и штукатурке.
Побелка известью имеет и отрицательные моменты:
- возможны дефекты (полосы, разводы, пятна);
- присутствует вероятность получения ожога.
Так как известь – это натриевая щёлочь, то при работе с ней необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы обезопасить своё здоровье.
Мел – распространённый и привычный материал натурального происхождения. Достоинства меловой отделки:
- доступная цена;
- экологичность;
- глубокая белизна цвета;
- легко смывается – легко удалить слой белил;
- простота и безопасность в работе.
Недостатки:
- легко смывается – не пригоден во влажной среде;
- возможны дефекты (пятна, разводы, пузыри и т.п.).
Как гасить известь для побелки правильно и безопасно?
В том случае, если известь оказалась более подходящим вариантом для отделки необходимых поверхностей, то нужно ознакомиться с правилами её приготовления и гашения. Приобрести эту щёлочь можно в строительном магазине в гашённом (порошок, тесто) и негашёном виде (комки). В первом случае её сразу можно добавлять в раствор, а во втором – предварительно погасить.
Перед тем, как гасить известь для побелки, нужно убедиться, что все меры предосторожности соблюдены и нет никакой опасности для здоровья. Для безопасной работы необходимо:
- надеть спецодежду и резиновые перчатки;
- глаза защитить специальными очками, а нос – респиратором;
- гасить известь только в металлических ёмкостях;
- выбирать хорошо проветриваемое помещение для этой процедуры.
В случае попадания извести на кожу необходимо немедленно промыть большим количеством проточной воды в течение15 минут, а потом обязательно обратиться к врачу.
После соблюдения всех процедур по мерам предосторожности можно приступать к гашению извести. Гашение – это химическая реакция, в ходе которой известь взаимодействует с водой. В результате можно получить пушонку (порошок) или известковое тесто, что будет зависеть от количества используемой воды.
Для получения пушонки необходимо взять 1 часть извести и 1 часть воды, т.е. 1 кг комков извести на 1 литр воды. В чистую глубокую ёмкость кладутся комки, которые затем заливаются холодной и чистой водой. Вступая в реакцию, известь очень сильно нагревается, что сопровождается шипением и брызгами. Пройдёт около 30–40 минут, прежде чем щёлочь успокоится. После этого её нужно размешать деревянной палочкой. В итоге, после испарения влаги, получится порошок.
Известковое тесто – это пластичная масса, для приготовления которой потребуется 1 часть щёлочи и 3 части воды. Дальнейший процесс ничем особо не отличается: в ёмкость с комками извести добавляется вода небольшими порциями и постепенно помешивается. В процессе реакции влага испаряется, но её содержание в конечном продукте будет больше, что позволит получить тестообразную консистенцию. С помощью теста укрепляют цементно-песчаные растворы и готовят растворы для штукатурных работ.
То как развести известь для побелки дома зависит от того, в каком виде имеется щёлочь, её можно готовить по нескольким рецептам. Обязательными ингредиентами во всех составах являются вода и поваренная соль, поэтому следует проверить их наличие. А далее выбираем рецепт, адаптируем под необходимый объём и готовим белильный раствор, примерный расход которого составляет 0,5 л на 1 м2 поверхности.
Рецепт 1. Пушонка – 400 г, вода – 600 мл, соль поваренная – 5 г, олифа – 0,3 ст.л. Все ингредиенты тщательно смешать и пропустить через сито с целью удаления комков. Для придания голубоватого оттенка в полученный раствор можно добавить ультрамарин – 20–25 г.
Рецепт 2. Тесто – 3 кг, вода – 10 л, поваренная соль – 100 г. Тесто разводится в половине объёма воды и получается известковое молоко. Соль разводится отдельно в 1 литре горячей воды, добавляется в молоко и тщательно размешивается. Красящие составы также замачиваются отдельно в воде и постепенно вливаются в раствор. Перед использованием белильную массу доводят до объёма 10 литров, добавляя необходимое количество воды.
Число и последовательность операций по окраске водными составами зависят от вида поверхности, окрасочного состава и требований, предъявляемых к качеству окрашенной поверхности. Технологические операции, выполняемые при подготовке и окраске водными составами поверхностей внутри помещений, приведены в таблице.
Технологические операции |
Окраска |
||||||
клеевая |
известковая |
силикатная |
эмульсионная |
||||
простая |
улучшенная |
высококачественная |
по штукатурке и бетону |
по дереву и кирпичу |
|||
Очистка поверхности |
|||||||
Первое грунтование |
|||||||
Шпатлевание трещин и раковин |
|||||||
Шлифование подмазанных мест |
|||||||
Первое сплошное шпатлевание |
|||||||
Шлифование |
|||||||
Второе сплошное шпатлевание |
|||||||
Шлифование |
|||||||
Вторая огрунтовка |
|||||||
Третья огрунтовка с подцветкой |
|||||||
Окрашивание |
Примечание . Знаком «+ » обозначены выполняемые операции, а знак «- » показывает, что данная операция не выполняется.
Окраску клеевыми составами начинают только после высыхания последнего слоя грунтовки, не позднее чем через 24 ч после ее нанесения. При этом окрасочные составы наносят дважды. При ручной окраске используют кисти-макловицы, маховые кисти и валики с чехлами из поролона или губчатой резины.
Для окрашивания потолка применяют составы с меньшим количеством клея. Потолки обычно окрашивают в два приема. Первое окрашивание производят кистями, при этом движение кисти должно соответствовать направлению падающего из окна света (рис. 1). Когда подсохнет первый слой, поверхность покрывают вторым тонким слоем колера из краскопульта.
Рисунок 1. Направление окрашивания поверхностей
При окрашивании поверхности ручным краскопультом (рис. 2) работу ведут два маляра: один непосредственно производит окраску, а второй нагнетает окрашивающий состав в баллон краскопульта. Баллон вмещает 3 л окрасочного состава. К баллону краскопульта подсоединяют два рукава - напорный и всасывающий, а также удочку с форсункой. Перед началом работы необходимо проверить герметичность соединений. Всасывающий рукав опускают в емкость с окрасочным составом. В самом баллоне находится плунжерный насос и два шаровых клапана. При подъеме ручки насоса создается разница давлений в баллоне и емкости с краской, что позволяет открыться всасывающему клапану. Окрасочный состав через фильтр и всасывающий рукав поступает в баллон. Когда ручку насоса опускают, всасывающий клапан закрывается и открывается нагнетательный. Окрасочный состав под давлением начинает поступать в нагнетательный рукав, а затем в удочку к форсунке. При нажатии на рычаг крана удочки окрасочный состав с силой вылетает из форсунки и распыляется по поверхности в форме факела.
Рисунок 2. Ручной краскопульт СО-20Б: 1 - баллон; 2 - удочка; 3 - форсунка; 4 - ручка плунжерного насоса; 5 - нагнетательный рукав; 6 - рычаг крана; 7 - фильтр с всасывающим рукавом
При работе с удочкой необходимо соблюдать правильное расстояние между форсункой и окрашиваемой поверхностью (рис. 3). При чрезмерном удалении форсунки краска будет стекать по поверхности, а при чрезмерном приближении - отскакивать от поверхности, что приведет к перерасходу окрасочного состава.
Стены окрашивают кистями и валиками в два приема, но сначала у потолка шнуркой отбивают верхнюю границу окрашивания цветным колером.
Рисунок 3. Положение форсунки относительно окрашиваемой поверхности: а - правильное положение удочки; б - положение, вызывающее потеки краски; в - положение, вызывающее отскок краски
При работе маховыми кистями поверхность окрашивают в два приема: окраска - горизонтальными движениями; растушевка - вертикальными движениями. Окраска макловицами не требует поперечной растушевки, и окрасочный состав наносят вертикальными движениями вверх-вниз. При этом высокие помещения окрашивают методом «кисть в кисть» (рис. 4), чтобы стыки окрашенных участков не успевали подсыхать и были незаметны на поверхности.
Рисунок 4. Окраска поверхностей кистью-макловицей методом «кисть в кисть»
Окраска известковыми составами получится прочной, если известь успеет карбонизироваться, т. е. гидрат оксида кальция, входящий в состав известковой краски, превратится в кристаллический углекислый кальций. Для этого необходима влажная среда. Поэтому известковыми составами лучше окрашивать влажные поверхности, не подверженные действию солнечных лучей и сухого ветра.
Наносят известковую краску краскопультом или маховыми кистями. При этом приемы работ при окраске стен и потолков такие же, как и при окраске клеевыми составами.
Окраску силикатными составами производят валиком или кистью через 10... 12 ч после нанесения грунтовки. Краску при однотонном покрытии наносят в один-два слоя. Второй слой наносят через 10... 12 ч. Если необходимо нанести рисунок, то применяют резиновый валик. При этом краску наносят через 1...2 ч после первого окрашивания.
Приемы работ кистью и валиком такие же, как и при окраске клеевыми составами.
Окраска водоэмульсионными составами ведется по чистым, сухим, хорошо подготовленным, огрунтованным поверхностям.
Для нанесения водоэмульсионных красок используют кисти и валики. Кистями краску на поверхность стены наносят вертикальными мазками на расстоянии 5... 7 см друг от друга. Растушевывают краску по поверхности горизонтальными и вертикальными движениями.
Перед окраской всей поверхности валиком окрашивают кистью-ручником углы и другие труднодоступные места (у плинтусов, на границе окраски). При окраске валик перемещают вертикальными движениями сверху вниз, перекрывая захватки окраски на 2...3 см.
Водоэмульсионные краски высокой вязкости наносят в один слой, а менее вязкие - в два слоя. Второй слой наносят только после полного высыхания первого.
Новые поверхности. Прежде всего исправляют дефекты, замазывают их раствором, сглаживают торцом дерева, кирпичом (лещадью). Поверхность обильно смачивают водой; Как только вода впитается без остатка, тут же по влажной поверхности выполняют огрунтовку или сразу окрашивают за два раза. В первую очередь окрашивают потолки, затем стены. Вторую окраску выполняют после высыхания первой. Окрашивать можно без огрунтовки. Однако поверхность лучше сначала огрунтовать, а затем окрасить за один-два раза. Если после первой огрунтовки или окраски на поверхности выявятся дефекты, их исправляют. Окрашивание или грунтование известковыми составами выполняют по влажным поверхностям, что обеспечивает их лучшее сцепление с поверхностью, а окраска приобретает повышенную прочность. Старые поверхности осматривают, очищают от слабо держащегося набела, ремонтируют, смачивают водой и окрашивают. Гораздо лучше предварительно огрунтовать и только затем окрасить поверхность.
ОКРАШИВАНИЕ КЛЕЕВЫМИ (МЕЛОВЫМИ) СОСТАВАМИ
Новые поверхности. Прежде всего прочищают и исправляют дефекты, затем сушат, грунтуют и окрашивают. Если после огрунтовки останутся незначительные дефекты, то их исправляют клеевой шпаклевкой с грунтовкой (рецепт 15), сушат и окрашивают. В первую очередь грунтуют и красят потолки, затем - стены. Чтобы получить более чистую окраску, стены часто торцуют. Старые поверхности осматривают и исправляют различные дефекты, сушат, грунтуют и красят. Если поверхности чистые и набел на них прочно держится, можно выполнить так называемую растушевку. Для этого поверхности хорошо размывают водой и тщательно растушевывают. Получается чистая, гладкая, однотонная окраска. При желании после размывки и растушевки можно приготовить жидкий колер и по слегка просохшей поверхности произвести окраску. Вместо кисти можно использовать краскопульт или садовый опрыскиватель. Если пылесосом или опрыскивателем выполнить окраску по сухому основанию, то колер будет слабо держаться, так как ложится на запыленную поверхность. Если при огрунтовке или размывке ранее нанесенный окрасочный состав начинает трескаться и вздуваться, в этом случае поверхности следует хорошо намочить водой и дать им просохнуть. Вздувшийся набел станет легко счищаться скребком или шпателем. Счищать набел следует как можно чище. Затем с помощью кисти размывают очищенные от набела поверхности. Размывку лучше всего выполнить за два-три раза, чтобы полностью удалить старый набел. Если этого не сделать, то оставшиеся следы краски будут выделяться после окраски бугорками. Огрунтовку и окраску выполняют как обычно. Когда краска трескаетсй и вздувается на неоштукатуренных бетонных панелях или плитах, то ее также следует намочить водой, счистить, а затем промыть поверхности горячей водой не менее трех раз, лучше всего только что вскипевшей. При этом с панелей и плит удаляется выступившая смазка. Просушив поверхности, их покрывают крепкой грунтовкой за один или два раза. Если грунтуют за два раза, то в первый раз применяют горячий состав, а во второй - холодный. По высохшей грунтовке выполняют шпаклевку и зачищают ее. Шпаклеванные поверхности грунтуют и окрашивают. Вместо шпаклевания поверхности можно перетереть. Перетирку выполняют после счистки набела и промывки горячей водой. Раствор применяют цементный или известковый. Техника перетирки описана в «Штукатурных работах». После перетирки поверхности сушат, грунтуют и окрашивают. Следует иметь в виду, что на хорошо промытых водой поверхностях шпаклевка или перетирка держится прочнее.
ОКРАШИВАНИЕ КАЗЕИНОВЫМИ ИЛИ СИЛИКАТНЫМИ СОСТАВАМИ
Предварительно подготовляют поверхности, удаляют слабо держащуюся краску, ремонтируют, сушат, грунтуют такой же, но более жидкой краской и окрашивают.
ОКРАШИВАНИЕ ВОДОЭМУЛЬСИОННЫМИ СОСТАВАМИ
Поверхности подготовляют как обычно. Клеевые, известковые, казеиновые краски полностью удаляют. Выполняют проолифку, шпаклевку, масляную грунтовку и окраску. Перед окраской шведским или финским эмульсионным составом поверхности очищают от пыли, грязи, ремонтируют, сушат и без огрунтовки окрашивают за один или два раза.
ОКРАШИВАНИЕ МАСЛЯНЫМИ СОСТАВАМИ
Правильно приготовленная и нанесенная краска после высыхания блестит. Однако со временем краска теряет блеск, загрязняется, постепенно разрушается. Чтобы красочное покрытие было прочным и долговечным, окрашивание масляными и тому подобными красками выполняют за два-три раза. Если переплеты, полы, крыши окрасить за один раз, это приведет к частым повторным окраскам, а следовательно, к перерасходу материалов и нерациональному использованию рабочей силы. Масляные краски надо наносить только на совершенно сухие поверхности тонким ровным слоем. Набирать кистью или валиком следует как можно меньше краски, а окрашивать как можно большую площадь. Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий. В целях ускорения работы малоукрывистые краски не следует наносить толстыми слоями, так как, высыхая, они морщатся и трескаются. Происходит это потому, что сначала высыхает и образует твердую пленку поверхностный слой, под которым остается жидкая краска. При дальнейшем высыхании это приводит к образованию морщин и трещин, а окраска выглядит некрасиво и быстро разрушается. Густые краски разбавляют различными растворителями, что дает возможность наносить краски тонкими слоями, кроме того, краски хорошо растекаются, образуя ровное покрытие. Это облегчает работу и улучшает качество выполненной окраски. При Окрашивании масляными красками по шпаклевке часто выполняют обычную проолифку, которая увеличивает расход материалов - вместо двух требует трех окрасок. Вместо Проолифки поверхности лучше огрунтовать жидкой краской, которая хорошо закрывает нанесенную шпаклевку. Краску следует процедить через частое сито - она станет однородной, без сгустков и крупных частиц.
ОКРАШИВАНИЕ ЭМАЛЕВЫМИ СОСТАВАМИ
При умелой окраске эмалью можно получить исключительно гладкую, как бы зеркальную поверхность. Однако следует иметь в виду, что в состав эмалей входят смолы, загустевающие при низкой температуре. Загустевшие эмали ложатся на поверхность толстым слоем, при высыхании морщатся, и изделия приобретают некрасивый вид. Эмали хорошо разливаются по поверхности, не оставляя грубых полос, если их применяют подогретыми. Для подогрева посуду с эмалью ставят в горячую, а еще лучше в кипящую воду. Нагретую эмаль тщательно перемешивают, чтобы она была совершенно однородной как по составу, так и по температуре. Подогревать эмаль следует до 60-80°. Изделия под окраску эмалями подготовляют точно так же, как и под масляные окраски. Некоторые эмали приготовляют на летучих растворителях, поэтому подогревать их можно только в закрытой посуде, соблюдая при этом противопожарные меры, так как растворители весьма взрывоопасны. Эмали выпускают для окраски кистями или только для механического распыления. Эмали, предназначенные для механического распыления, непригодны для работы кистями, потому что из них быстро улетучивается растворитель и они плохо разливаются на поверхности, оставляя грубые полосы. Некоторые эмали изготовляют на основе синтетических смол. Поверхности перед их окраской не требуют проолифки. Их только грунтуют специальной грунтовкой заводского изготовления или же грунтовками, приготовляемыми на месте работ из этой же эмали, разведенной до нужной густоты соответствующим растворителем.
ПОКРЫТИЕ ОКРАШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛАКОМ
Окрашенные масляными красками поверхности покрывают масляными лаками, чтобы придать им повышенный блеск и продлить срок службы краски. Все лаки, в том числе и масляные, содержат смолы, которые при низкой температуре загустевают и ложатся грубым слоем. Поэтому лаки подогревают так же, как и эмалевые краски, хорошо размешивают и только после этого наносят их с помощью кисти на окрашенные масляной краской и хорошо просушенные поверхности. Наносить лак следует как можно более тонким слоем, за один или два раза. Второй слой лака наносят только на хорошо просохший первый слой.
ОКРАШИВАНИЕ ПЕРЕПЛЕТОВ, НАЛИЧНИКОВ, ДВЕРЕЙ, ПЛИНТУСОВ
Особенно тщательно окрашивают.углы переплетов, потому что здесь чаще всего бывают пропуски. Нанесенную окраску или эмаль растушевывают вдоль брусков переплета. Около стекол не должно быть неокрашенных мест. Следы краски со стекол после ее высыхания удаляют стамеской или острым ножом. Чтобы не пачкать стекла краской, применяют предохранительные щитки. Переплеты после окрашивания оставляют открытыми на двое суток, чтобы краска полностью высохла в местах притвора. При окрашивании двери краску сначала наносят поперёк, тщательно ее растушевывая, а затем растушевывают по высоте двери. Работу можно выполнять кистями или валиками. Окрашивая наличники, краску растушевывают по их длине. Чтобы случайно не закрасить приборы, их надо отвернуть и поставить на место только после высыхания краски. Окрашивая плинтусы, надо соблюдать осторожность, чтобы не запачкать пол и стены. Для этого следует применять щитки. Соблюдать осторожность надо при окраске наличников и их кромок, примыкающих к стенам.
Окраска штукатурки может стать целой проблемой. Технология окраски штукатурки имеет много нюансов, особенно в свете того, что штукатурный слой может располагаться как внутри здания, так и снаружи. Воспользуйтесь советами от профессионалов, чтобы правильно осуществить окраску штукатурки. Оправдана известковая окраска внутренней и уличной штукатурки. Чтобы известковое покрытие было качественным, необходимо соблюсти все тонкости технологии известковой побелки.
Возьмите негашеную известь и залейте ее водой в соответствующей емкости. Полученный раствор держат на воздухе около двух суток. Можно купить уже готовую гашеную известь. Лучше всего использовать жидкое известковое молоко. Его достаточно нанести на обрабатываемую поверхность от трех до пяти слоев. Для повышения износостойкости будущего покрытия достаточно всего лишь пожертвовать 1 столовую ложку обезжиренного творога на ведро известкового раствора.
Процесс создания известкового побелочного покрытия:
- нанесите побелку на чистую поверхность с помощью распылителя, кисти или щеткой, лучше всего производить все работы в прохладную сырую погоду;
- после твердения слоя наносят новый, состоящий от трех до пяти слоев;
Состав для создания первого слоя сильно разбавьте водой и внесите 5% от общего объема раствора.
Известь во влажном состоянии имеет сильную разъедающую способность. При работе с известковой побелкой используйте респиратор, специальную защитную одежду, перчатки и очки. также необходимо предохранять от ее пагубного воздействия древесину, лакированные и металлические элементы. Если в глаза попали брызги известки, не медлите ни минуты: промойте слизистые большим количеством воды. Рекомендуется обратиться к врачу во избежание неприятных последствий.
Небрежность и нарушение технологии нанесения побелочного слоя сильно снижают его качество и прочность. Он быстро отслаивается от непригодных для его использования оснований или при нанесении слишком толстым слоем. Особенно уязвима известковая побелка в жаркую ветреную погоду и под воздействием прямых лучей солнца. Кроющая способность значительно ухудшается, если основание переувлажнено. Пигментированная известковая краска не редко ложится пятнами, если Вы неравномерно перемешаете пигмент или разные участки основания имеют разный коэффициент впитывания краски.
Известково-цементные краски используются для наружных работ. Цементные хороши и для внутренних и для уличных работ. Применяют их именно по свежей штукатурке. Их предварительно в значительной степени разводят чистой водой. Твердение происходит одинаково хорошо как под водой, так и на воздухе.
Известковая окраска может производиться не только при наружных и временных работах, но и для выполнения качественной внутренней отделки. Важнейшим преимуществом известковых окрасок является то, что они пригодны для сырых мест и могут наноситься на непросохшую известковую штукатурку. Следует еще раз напомнить, что применяемые при известковой окраске пигменты должны быть щелочеустойчивыми.
Достаточной щелочеустойчивостью обладают окись хрома, перекись марганца, охра, сиена, умбра, мумия, сурик железный и некоторые сорта ультрамарина. Рекомендуется брать для окраски известь жирную, загашенную не менее чем за 10-15 дней.
Применяются следующие рецепты известкового состава для окраски:
- На 10 л состава берут около 2,5-3,5 кг известкового теста, 50-100 г соли поваренной, или 200 г алюминиевых квасцов, или 250 г сернокислого технического глинозема, а затем добавляют щелочеустойчивых пигментов до получения требуемого тона.
Приготовление колера производится путем разведения известкового теста в 5 л воды, добавления растворенной в воде (лучше горячей) соли и введения в раствор при постоянном перемешивании недостающего количества воды и приготовленной заранее из пигментов пасты.
- Известковое тесто разводится до рабочей консистенции 3-процентным раствором нашатыря (на ведро раствора 300 г нашатыря), а затем добавляется замоченное в воде красящее вещество. Весь красочный состав процеживается через сито с 1200 отверстиями в 1 см 2 .
Краска наносится на поверхность маховой кистью или краскопультом, но лучшие результаты можно получить при грунтовке кистью и нанесении краски краскопультом. Если применяется ручная окраска, поверхность обрабатывается под торцовку. Известковая окраска легко поддается возобновлению. В качестве грунтовки для нее применяется также грунт-мыловар.