Купить ребенку приспособление для обучения ходьбе. Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности

08.10.2020

Топ-топ… Ура! Малыш шагнул.

Робкий шажочек, затем еще. И вдруг - упал! Как хорошо, если на мягкий ворсистый ковер…

А если - на дорогу? Вот уж точно не миновать слез, ушибленных ладошек и испачканной одежды, казалось бы.

Или можно пережить первые самостоятельные пешие прогулки без досадных неприятностей?

Что такое поводок для ребенка?

Вероятно, в детстве многие играли в «лошадку»: впереди бегущий ребенок был подхвачен веревочкой за пояс или подмышками, а концы веревки удерживал «наездник». Эта детская забава послужила примером для создания детского поводка.

Детский поводок, или вожжи, или шлейка - приспособление, которое обеспечит малышу безопасность во время обучения ходьбы, а маме позволит снять нагрузку со спины. Довольно неудобно водить ребенка за обе ручки, когда маленький первооткрыватель требует шагать еще и еще.

Зачем ребенку поводок для ходьбы?

Когда малыш только начинает осваивать хождение, его движения неуверенные, плохо скоординированы. При помощи вожжей взрослому удобно контролировать передвижения ребенка, предотвращать падения. Ручки малыша не заняты, и это помогает балансировать, удерживать равновесие, играть.

Отправляясь с малышом, например, за покупками, можно быть уверенным, что начинающий бегун не потеряется в толпе, не убежит далеко, будет в поле зрения мамы.

Важно помнить! Нельзя все время водить малыша со страховкой! В безопасных местах стоит отпускать ребенка бегать самостоятельно. Ведь если он не научится падать, то не узнает, что такое осторожность.

Поводок для ребенка: за и против

Среди родителей нет однозначного мнения о пользе поводков. Некоторые приобретают их заранее, еще до рождения, а потом активно используют. Особыми ценителями этого изобретения можно назвать мам, имеющих более одного карапуза. Им не по наслышке известно о том, как тяжело гулять с активным малышом.

Противники вожжей их использование считают неприемлемым. Это, по их мнению, унижает ребенка, ставя на один уровень с выгуливаемыми на поводке животными. Также есть мнение, что у детей портится осанка и психика.

У детского поводка, несомненно, есть плюсы:

  • защита от падений и травм
  • поводок подгоняется индивидуально под размеры ребенка
  • в поводке малыш ощущает равновесие, и ему приходиться ножки ставить правильно: опираться всей стопой
  • доступная цена

Главный недостаток - этическое и эстетическое восприятие окружающих. В нашей стране вожжи для ходьбы мало распространены, и у многих, встретивших на улице малыша на поводке, это зрелище вызывает недоумение и осуждение.

При длительном ношении в течение дня вожжи могут натереть нежную кожу ребенка.

Важно! Поводок для ходьбы - это не средство обучения, а только подстраховка при обучении ребенка ходьбе!

Виды поводков для обучения ходьбы ребенка

Существует несколько видов детских поводков. Их отличие друг от друга - в конструкции и способе крепления.

Поводки с жесткой ручкой держателем и мягкими трусиками для фиксации

Внешне эта модель напоминает известные всем «прыгунки»: текстильные прочные трусики и длинные лямочки, заканчивающиеся держателем. Это одни из самых безопасных поводков. Такая модель позволяет равномерно распределять нагрузку на неокрепший позвоночник крохи.

Недостатком может послужить цена, самая высокая на эту модель среди всех видов поводков для детей.

Если во время прогулки не используется подгузник - можно быть готовым стирать поводок после каждого использования.

Поводки, которые крепятся на груди, подмышками и на плечах ребенка


Очень удобный вариант. Позволяет избегать натирания благодаря вшитой тканевой вкладке на груди.

Ремешки регулируются, можно подобрать оптимальную длину. Это дает возможность надевать вожжи даже на объемную зимнюю одежду.

Иногда ремешки могут из-за своего высокого положения натирать подмышки, поэтому надевать их лучше на плотную одежду с рукавом.

Поводки из строп и застежек

Эта модель самая простая. Состоит из строп и застежек, регулируемых по всей длине.

Использовать такой поводок можно только тогда, когда малыш уже уверенно стоит на ножках: поводок лишь контролирует равновесие, но не обеспечивает поддержки.

Стропы могут врезаться в кожу ребенка и натирать.

Большим плюсом является низкая стоимость.

Поводок-рюкзак

Выглядит этот вариант как рюкзачок за спиной ребенка, а к рюкзачку крепится поводок.

Очень подходит гиперактивным малышам, не стесняет движений. Однако в таком поводке поддержка плечевого пояса минимальна, и для плохо ходящего малыша этот поводок не подходит.

Детский поводок для ходьбы: на что обратить внимание?

Выбрав ту или иную модель вожжей, стоит проверить, насколько она отвечает требованиям безопасности и комфорта.

  1. Безопасность. Несколько важных правил! При покупке важно определить прочность строп и застежек. Не стоит покупать модель на липучках, иначе ребенок сможет сам снимать с себя поводок. Нельзя позволять ребенку играть с поводком самому или с другими детьми. Необходимо следить, чтобы стропы не перекручивались вокруг шеи ребенка
  2. Комфорт. Материалы, из которых изготовлен поводок для обучения ходьбе, должны быть прочные, но не жесткие, чтобы кожа крохи не натиралась и не передавливалась. Стропы должны быть отрегулированы индивидуально под рост и комплекцию малыша.
  3. Цена. Самый простой поводок для хождения стоит от ста рублей. Чем известнее бренд и усложнённая модель - тем выше цена. Для желающих сэкономить, но иметь качественный детский поводок, можно изготовить эту вещицу собственноручно.

Обратите внимание! Использовать поводок для ходьбы нельзя ранее 8 месяцев, пока малыш не начнет передвигаться, хотя бы держась обеими ручками руки взрослых.

Поводок для ребенка своими руками

Некоторые мастерицы шьют поводок самостоятельно. Преимущество самодельного поводка – возможность регуляции длины ручек и выбор подходящей расцветки.

Чтобы сшить поводок, понадобится около 4 метров текстильной стропы или крепкой тесьмы и 4 полуавтоматические застежки - фастекса.

  1. Сначала нужно измерить обхват груди ребенка. Измерять нужно в одежде по сезону, когда планируется ходьба. Нужно не забыть оставить небольшой запас для застежек.
  2. Затем измеряется длина будущих лямочек: от середины груди ребенка через плечо к спине. Лямки нужно приметать к детали-грудке.
  3. Замеряется ручка поводка такой длины, чтобы взрослому было удобно, не наклоняясь, водить малыша.
  4. К детали-грудке пришивается ручка поводка.
  5. К концам тесьмы прикрепляются застежки.
  6. К груди можно пришить тонкую подушечку, чтобы малышу было комфортнее.
  7. Поводок готов.

Эта самая простая модель детских вожжей не требует особых швейных навыков. Можно даже обойтись без швейной машины. Потратив совсем немного денег и времени, получится соорудить вещицу не хуже тех, что предлагает индустрия товаров для малышей.

Поводок для ребенка: отзывы родителей

Ольга Шипунова (Омск). Когда нашей слишком активной дочке в 11 месяцев приобрели вожжи, я наконец, узнала, что такое спокойные прогулки. Мы выбрали модель Love&Carry. Я довольна. А дочке тоже нравится, можно хватать руками все что угодно вместо того, чтоб давать их мне, и спокойно бегать.

Юлия Акимкина (Белово). У меня двойняшки. Когда вылезли из коляски, я не могла гулять с ними одна. Купили поводки Lindam. Очень удобные, не натирают! И мне все равно, что бабульки шушукаются. Главное, теперь гуляем безопасно, и про разбитые коленки забыли.

Анна Лаврова (Новосибирск). Бабушка подарила шлейку фирмы Chicco. Очень симпатичная, с медвежонком на груди. Гулять с ней не смогли, ребенку было неудобно бегать на привязи. А вот пристегиваться в коляске или стульчике нам понравилось. Эта шлейка универсальная оказалась.

Ирина Шабалина (Мурманск). Поводок BabyOno – вещь отличная, качественная. Но мы сами виноваты, что мало ей пользовались. Ходить стали летом, в жару. Мне страшно было, что сквозь футболочку потное тельце натрет. Носили осенью немного, но уже мало нуждались в поддержке - сами бегали.

Полина Костюк (Москва). Может, я неправильно пользовалась детским поводком, но мне он категорически не понравился. Купили польскую модель Womar. Сын после первой прогулки натер подмышки. Надевали на теплую кофточку потом - все равно трет. Не советую никому этот поводок.

Сергей Овчинников (Пермь). Пару раз гулял с внуком - «без ног и спины остался». Посоветовали поводок купить. В нашем магазине только от фирмы Малышастик оказались. Недорого совсем. Спина у меня теперь не устает, и внук не убегает. Дочка с зятем сперва смеялись, но потом и сами стали поводок брать для прогулки со своим сорванцом.

Поводок для ходьбы существенно облегчает маме прогулки с малышом. Простая конструкция обеспечивает крохе поддержку и не позволяет упасть. Можно без страха переводить ребенка через дорогу: он не вырвется и не попадет на проезжую часть. Можно смело отправляться в магазин: в толпе малыш не заблудится, а мама свободной рукой сможет нести покупки. Можно просто гулять на площадке и знать, что прогулка обойдется без ушибов и царапин.

Неодобрение окружающих? Для тех, кто этого остерегается, стоит подумать, что важнее: отсталые взгляды на жизнь и воспитание или комфорт ребенка и собственное спокойствие.

Современные производители детских устройств предлагают потребителю массу красочных приспособлений. Они предназначены для правильного физического развития детей и отвечают всем правилам безопасности. Яркие, привлекательные, с дополнительными игровыми панелями детские тренажеры и приспособления очень популярны на отечественном рынке. Все они имеют весомые и убедительные преимущества. Но наряду с плюсами, эти предметы оказывают негативное влияние на физическое развитие ребенка.

Прыгунки — враг детского позвоночника

Этот детский спортивный тренажер родители начинают использовать еще до того момента, как малыш начнет самостоятельно передвигаться. Считается, что прыгунки приносят массу удовольствий ребенку. Но наслаждение они доставляют только мамочке, которая сможет на некоторое время заняться домашними делами.

Ребенок, находясь в прыгунках и оставшись без родительского внимания, быстро теряет интерес к прыжкам. Кроме того, приспособление ограничивает свободу перемещения ребенка и может навредить его естественному развитию. Отталкиваясь от пола двумя ножками, малыш привыкает к этим движениям, и без ходунков будет стараться возобновить эти же движения. В результате регулярные падения скажутся на самостоятельном хождении.

Не стоит забывать и о хрупком позвоночнике ребенка. Во время прыжков в прыгунках основная нагрузка ложится на спину. Поэтому частые прыжки в приспособлении приведут к искривлению позвоночника.

Крайне нежелательны прыгунки детям, имеющие повреждения кожи в области касания с деталями приспособления. Прыгунки довольно сильно сдавливают промежность малыша и могут вызвать аллергические реакции.

Ходунки: травмоопасно и бесполезно

Многие родители считают, что ходунки ускоряют развитие малыша. И очень в этом ошибаются. Это приспособление влияет только на ту группу мышц, которая отвечает за формирование походки. Конечно, очень удобно посадить ребенка в ходунки и отвлечься на разговор с любимой подружкой, зная, что с малышом ничего не случится. Но ходунки имеют многие недостатки.

При помощи этого приспособления ребенок самостоятельно долго не научится ходить, так как конструкция сама сможет его донести в любое место помещения. Кроме того, у него не будет развиваться вестибулярный аппарат. А из-за неправильного распределения нагрузки и нарушения кровообращения могут деформироваться не только позвоночник, а и стопы.

Ходунки надежно защищают малыша от падения, и вне этого приспособления ребенок не сможет избежать травм. В довершении этого, они препятствуют выработке защитной реакции, ведь натолкнувшись на барьер, ребенок не увидит опасности.

Маленькие дети познают окружающий мир через осязание и вкусовые рецепторы. Находясь в ходунках, дотянуться до многих предметов становится невозможным.

Поводок (вожжи) для детей: вы точно хотели ребенка, а не собаку?

Это приспособление придумано для непоседливых и любознательных детей, которые на прогулке каждый раз стремятся проявить самостоятельность и убежать от взрослых. Больше того, они помогают удержать равновесие и контролировать падения малыша. Это безобидное изобретение провоцирует массу негодований со стороны окружающих, так как вызывает ассоциацию «выгуливания собачки».

Вред детских вожжей заключается в том, что они тормозят психологическое развитие малыша. Находясь постоянно на поводке, ребенок не может беспокоиться о своей безопасности. Следовательно, он не научится самостоятельно принимать решения, не получит элементарных навыков развития и не разовьет у себя чувство ответственности за свою жизнь.

Более того, поводок дает понять ребенку, кто доминирует во многих отношениях без возможности изменения ситуации. Таким образом, дети не усваивают многих уроков, упускают возможность учиться и не понимают, когда нужно сотрудничать или слушать взрослых.

Рюкзак-кенгуру: удобно, но опасно

Новомодный рюкзак-кенгуру уже смогли по достоинству оценить многие родители, ведь он сильно облегчает переноску маленьких детей. Он регулируется под любого взрослого, тип одежды (летнюю и зимнюю) и может легко менять положение ребенка. Рюкзаки отлично поддерживают поясницу, тем самым предотвращая появление болевых ощущений. Находясь в такой «сумке», ребенок чувствует полную безопасность, а руки мамы или папы в это время полностью свободны.

Несмотря на эти достоинства, рюкзак-кенгуру имеет некоторые негативные стороны. Так как малыш долгое время находится в висячем положении, вся нагрузка идет на неокрепший позвоночник и область промежности. Впоследствии это приводит к деформации позвоночного столба и повреждениям кожи на внутренней поверхности ножек. Большой минус окажет и болтающаяся голова, если она не прижата к взрослому. Узкое сидение может нарушить кровоток в малом тазу и ножках малыша. Эти негативные стороны больше относятся к конструкции рюкзака. Но не стоит забывать, что даже в правильно подобранной заплечной сумке кенгуру малыш должен находиться не более двух часов.

Обратите внимание на безвредную альтернативу кенгурушки — .

Манеж: психологи предупреждают

Очень полезный и практичный манеж для детей вызывает неоднозначную реакцию со стороны психологов. С одной стороны, безопасность манежа позволяет оставить ребенка одного на некоторое время, а с другой стороны, он ограничивает движения и свободу маленького человечка. Ограниченность препятствует нормальному физическому развитию и лишает возможности активно двигаться.

Подрастая, ребенок стремится познать окружающий мир. Первые его самостоятельные передвижения – ползание. К сожалению, манеж упускает эту возможность. Он только позволяет малышу вставать на ножки (или садиться), держаться за опору и передвигаться вдоль края.

В манеже малыш часто чувствует себя беспомощным, так как не имеет возможности дотянуться до того, что его привлекает. Препятствие становится непреодолимым, и первый опыт несостоятельности может закрепиться надолго на подсознательном уровне. Более того, находясь длительное время в манеже, ребенок теряет тесный контакт со взрослыми, что сказывается на его психологическом развитии.

Множество родителей вырастили здоровых и счастливых детей, не прибегая к использованию этих средств с сомнительной пользой. Попробуйте и вы!

Первые шаги ребенка – долгожданная радость для родителей, однако, такая радость может быть омрачена большим количеством падений и связанных с ними травм. Обеспечить полную безопасность для начинающих ходить могут вожжи для детей.

Это довольно простое приспособление пригодится для контроля ребенка, который еще только учится ходить и неуверенно стоит на ножках. Вожжи или поводок для обучения ребенка ходьбе пригодится тем родителям, которые физически не могут водить малыша за руки (например, при болях в спине), которые часто бывают с малышом в местах скопления людей (вокзал, торговые центры), и для тех, кто хочет облегчить себе период бурного роста физической активности ребенка. Удобны вожжи и для тех, у кого дети погодки или двойняшки.

Производители предлагают несколько моделей детских вожжей для ходьбы в зависимости от возраста и личных предпочтений родителей.

О чем следует помнить, выбирая вожжи для малыша?

  1. Безопасность . Выбирая вожжи, проверьте, насколько прочны стропы и фиксаторы. Во время прогулок не позволяйте ребенку играться самостоятельно поводком или водить с помощью вожжей других детей. Не выбирайте вожжи, которые фиксируются при помощи липучек, их ребенок сможет отстегнуть самостоятельно.
  2. Комфорт . При покупке вожжей учитывайте степень комфортности приспособления: материалы не должны натирать ребенку кожу или передавливать его во время перемещения.

Некоторых родителей, которые считают вожжи удачным и полезным приспособлением, от покупки вожжей останавливает цена. В этом случае многие мамы задаются вопросом, как сделать вожжи для ребенка самостоятельно. Предлагаем вам мастер-класс по пошиву самой простой модели детских вожжей. Для этого не нужно быть профессиональной швеей, и можно даже обойтись без швейной машинки.

Вожжи для детей своими руками

Для изготовления поводка понадобится 4 метра текстильной стропы и 4 фастекса (полуавтоматическая пластмассовая застежка). Чтобы правильно рассчитать длину строп, следует измерять ребенка и прибавить несколько сантиметров для одежды и запаха.

ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.

ХОДЬБА – циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении . Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением .

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

Обычная ходьба,

Ходьба на носках, на пятках,

Ходьба с высоким подниманием колена,

Ходьба широким шагом,

Ходьба приставными шагами (прямо и боком),

Ходьба перекатом с пятки на носок,

Ходьба в полуприседе и приседе,

Ходьба выпадами,

Ходьба скрестным шагом,

Гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

Нет согласованности движений рук и ног;

Не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд;

Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй;

При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив;

Плохо используется пространство зала

Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; - Учить ходить с высоким подниманием колен;

Учить перешагивать через предметы; - Учить ориентировке в пространстве

Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено);

При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги; - Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы

Средний дошкольный возраст

Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой;

Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд;

Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов;

В целом ходьба ещё недостаточно совершенна;

Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

Формировать правильную осанку;

Учить детей ходить по наклонной плоскости;

Знакомить детей с техникой приставного шага;

Учить координировать движения рук во время ходьбы

Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок);

Следить за правильной осанкой; - Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.

Старший дошкольный возраст

Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо);

В индивидуальных заданиях дети теряются

Учить детей правильно дышать; - Учить детей энергично размахивать руками;

Отрабатывать легкость походки и координацию движения

Обращать внимание на положения рук при ходьбе, на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка;

Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д.

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы , недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы - научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок , что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;

2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

3) ходьба приставным шагом;

4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, - на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Дети 7 -го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений , ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно овладевают ее техникой .

В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе - ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.

Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью , с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.

Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа ; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы , с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Упражнения в ходьбе, предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями. Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40-50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30-45 см; ходьба в чередовании с бегом.


Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

В каком возрасте дети начинают ходить

По условной норме, основанной на статистических данных, малыши начинают ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому выход за указанные рамки не является обязательным признаком какой-либо патологии развития. Есть дети, которые в 7 месяцев встают на ноги, а через некоторое время уже ходят. Другие, наоборот, в полтора года еще не осваивают навык самостоятельной ходьбы. Это зависит от различных факторов:

  • Наследственность. Врачи обычно спрашивают, в каком возрасте мама и папа освоили тот или иной навык. Если кто-то из родителей в детстве поздно начал ходить, скорее всего, малыш тоже не будет торопиться сделать первый шаг.
  • Телосложение. Крепким детям все навыки обычно даются труднее, поэтому ходить они также начинают позже своих худеньких и легких сверстников.
  • Пол ребенка. Девочки часто опережают мальчиков в развитии, это касается и навыка самостоятельной ходьбы.
  • Степень развития мышц тела и чувства равновесия. Этот фактор во многом зависит от родителей, которые с помощью упражнений могут помочь малышу укрепить мускулатуру и научиться держать равновесие.
  • Темперамент. Спокойные и склонные к созерцанию дети могут ползать дольше и пойти позже, чем активные карапузы, стремящиеся удовлетворить свое любопытство.
  • Психологическая атмосфера в доме. Постоянные ссоры в семье могут привести к стрессу у малыша. Он не будет пытаться ходить самостоятельно, пока не почувствует себя в полной безопасности.

Опережение и запоздание

Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.

Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.

Как определить, что малыш готов к ходьбе

Перед тем как заняться обучением ребенка самостоятельному хождению, родителям следует понаблюдать за ним, чтобы определить, готов ли он к этому.

Малыш физически и психологически готов начать ходить, если он способен:

  • вставать на ноги, держась за неподвижную опору, садиться из этого положения;
  • самостоятельно подниматься с коленей;
  • длительное время находиться в вертикальном положении;
  • стоять без поддержки;
  • делать попытки передвижения, придерживаясь за мебель или стены;
  • отпустить опору, чтобы сделать 1-2 шага.

Рецепт по случаю: :

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз. При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
  • Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании. Повторить 5-7 раз.
  • Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
  • Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
  • Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для освоения навыка ходьбы

Следующий комплекс предназначен для выполнения с детьми, уверенно стоящими на ножках:

  • Поставить ребенка на пол спиной к себе, придерживая одной рукой за живот. Другой рукой взять малыша за голень, поднимая согнутую в колене ногу крохи. Держать в поднятом положении 5-7 секунд. Повторить по 2-3 раза с правой и левой ногой.
  • Исходное положение – как в упражнении № 1. Держа рукой согнутую ножку ребенка, сделать движение, имитирующее перешагивание препятствия (чуть выпрямляя ногу вперед и вниз). Повторить 3-5 раз, чередуя ноги.
  • ИП – как в упражнении № 1. Положить перед ребенком большую книгу или прочную коробку высотой 6-7 см. Взяв ногу малыша за щиколотку и согнув в колене, поставить ее на «ступеньку», плотно прижав стопу к поверхности. Поддерживая ребенка, помочь ему опереться на эту ногу, выпрямляя ее и поднимаясь на коробку. Вторую ногу поставить рядом. Снова спуститься и повторить 3-5 раз каждой ногой. Когда начнет хорошо получаться, можно будет поставить 2-3 ступеньки разной высоты.
  • Повернуть ребенка спиной к себе, придерживая под мышками и поставив его стопы на свои. Пошагать немного по комнате, чтобы малыш мог понять принцип и закрепить для себя это движение.
  • Положить перед малышом небольшой легкий мячик. Взяв рукой слегка согнутую ногу ребенка, ударить ею по мячу. Повторить 4-5 раз каждой ногой. После этого можно предложить крохе попробовать самостоятельно ударить мячик ногой.

Когда ребенок освоит ходьбу, важно следить, чтобы его походка была правильной: малыш должен ставить стопы параллельно и не расставлять слишком широко.

Стимулирование интереса к ходьбе

Пока малыш не поймет, что самостоятельное передвижение – интересное занятие, благодаря которому можно узнать и увидеть много нового, у него не будет стимула учиться ходить. Родителям придется проявить смекалку, чтобы побудить свое чадо оторваться от опоры.

  • Предложить игрушку ребенку, стоящему возле опоры. Малыш возьмет ее одной рукой. После этого предложить ему другую, не менее привлекательную игрушку. Чтобы взять ее, ребенку придется отпустить и вторую руку, стоя без поддержки.
  • Поставить несколько стульев на небольшом расстоянии друг от друга, положив на них интересные предметы. Ребенок сможет переходить от одного из них к другому. Со временем стулья отодвигаются все дальше друг от друга.
  • Совместные игры с родителями – самое интересное, что можно предложить ребенку. Малышу понравится вместе с мамой и папой штурмовать диваны и преодолевать небольшие препятствия из различных предметов домашней обстановки (подушек, валиков и т. д.).
  • Побудить ребенка к самостоятельному передвижению поможет пример других детей, умеющих хорошо ходить и даже бегать. Пусть кроха понаблюдает, как весело проводят на детской площадке время те, кого уже не водят за руку.

Приспособления-помощники

Ходунки

Эти приспособления созданы больше для удобства родителей, чем для развития детей. Ходунки дают возможность маме освободить руки, наблюдая за ребенком, чтобы успеть сделать что-то по дому. Они смягчают удары об окружающие предметы, предоставляют крохе некоторую самостоятельность и мобильность. Малыш не может упасть или наткнуться острый угол. Но нельзя надолго оставлять ребенка в ходунках, это может нанести вред детскому организму.

  • Процесс обучения ребенка ходьбе не ускорится, поскольку при передвижении в ходунках задействованы другие группы мышц. Малыш носочной частью ног отталкивается от опоры, а не переступает, как это должно быть при ходьбе. Это может в дальнейшем спровоцировать неправильный вариант ходьбы – на носочках.
  • Ребенок, слишком рано помещенный в ходунки, может пропустить такой важный этап развития, как ползание. В итоге его мышцы и суставы не будут подготовлены к прямохождению должным образом. В ходунках вертикальная нагрузка на слабый позвоночный столб возрастает, что в будущем может привести к нарушению осанки и более серьезным последствиям.
  • При таком передвижении не задействованы и не укрепляются мышцы спины, что может привести к проблемам с позвоночником.

Для здоровых детей допустимо находиться в ходунках не более 30-40 минут в день. Приспособления категорически противопоказаны малышам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим рахитом, имеющим сниженный или повышенный мышечный тонус, а также детям, которые еще не умеют уверенно сидеть.

Ходунки-каталка

В отличие от ходунков, в которых малыш сидит, ходунки-каталки предназначены для детей, уверенно стоящих на ногах. Такие ходунки ребенок толкает перед собой, свободно передвигаясь. Яркие и интересные приспособления нравятся малышам, ведь на их передней части обычно располагаются различные развивающие игрушки. С такими помощниками даже самые осторожные дети смогут освоить навык хождения, не боясь при этом упасть.

Вожжи для детей

Предназначены для поддержки плохо держащего равновесие малыша, который учится ходить. Приспособление позволяет мамам и папам уберечь кроху от падений. При этом родителям не нужно нагибаться и напрягать спину.

Опасность заключается в том, что с помощью такого поводка нельзя научить ребенка держать равновесие. Он привыкнет к тому, что нет необходимости соблюдать осторожность при падении. А ведь кроха должен научиться падать, чтобы избежать серьезных травм.

Выбор первой обуви

Правильный выбор первой обуви очень важен для здоровья опорно-двигательного аппарата малыша. Она надежно защищает ножки крохи от механических повреждений, а также помогает сформировать стопы ребенка. Качественная и правильно подобранная обувь поможет придать крохе устойчивости и сделает его первые шаги более уверенными.

Для определения размера нужно поставить малыша на лист плотной бумаги или картона и обвести каждую стопу карандашом. С вырезанным трафаретом можно отправляться в магазин. Если одна стопа окажется чуть больше, подбирать размер следует именно по ней.

Лучше остановить свой выбор на детской обуви, которая соответствует следующим критериям:

  • изготовлена из натуральных материалов;
  • легкая по весу;
  • имеет высокий задник для жесткой и надежной фиксации пятки;
  • с закрытым круглым носком;
  • подошва нескользкая и не чрезмерно мягкая, имеет рельефную поверхность и каблук примерно 0,5 сантиметра;
  • надежно фиксирует ногу в щиколотке.

Многие родители сразу покупают для своего малыша ортопедическую обувь. Данный вид обуви является лечебным и приобретается только по врачебным показаниям. Рекомендация к ношению ортопедической обуви дается специалистом с учетом диагнозов, подтвержденных рентгеновскими снимками.

Не следует покупать обувь на размер больше. В обуви, которая не подходит по размеру и болтается на ногах, малыш начнет подворачивать носки внутрь, постоянно держа колени в полусогнутом состоянии.

Чтобы научить малыша ходить, сначала его следует к этому подготовить. Необходимо стимулировать ребенка к новым достижениям, ориентируясь при этом на его настроение. Если кроха отказывается что-либо выполнять, нельзя настаивать и принуждать, этим можно полностью отбить у него желание передвигаться самостоятельно и отодвинуть освоение навыка ходьбы на неопределенное время.

Похожие статьи