Каждый год игрушечная промышленность развивается, предлагая потребителю все новые товары взамен старых. Металлический конструктор, бывший сокровенной мечтой каждого советского мальчишки, казалось, сдал свои позиции более красочным пластиковым наборам Lego. Однако не стоит думать, что старое советское изобретение кануло в Лету, оно все еще востребовано и продолжает выпускаться.
Сегодняшние производители стали выпускать его в более широком ассортименте, и теперь он выглядит куда более конкурентным товаром, нежели до этого.
Преимущества
Популярность пластикового конструктора кажется очевидной: такой материал и ярче, и удобнее, и легче, и не ядовит, да и травму с его помощью нанести намного сложнее, чем металлической деталью. Однако именно набор из металла намного лучше развивает ребенка, причем разносторонне.
- Пластмассовые детали конструктора обычно характеризуются очень высокой привлекательностью для малышей, поскольку имитируют то, что должны имитировать в конкретно взятой сборке, но из-за этого их нельзя применить ни в каком другом варианте.
- Железные наборы комплектуются из универсальных деталей, давая возможность детской фантазии разыграться и создать нечто оригинальное, в том числе, благодаря компиляции деталей из двух разных наборов. При этом инструкция, позволяющая быстро собрать что-то конкретное, тоже присутствует.
- У деталей железного конструктора отсутствуют пазы, которые просто вставляются друг в друга, поэтому каждую деталь приходится привинчивать к другой при помощи винтиков, гаек и гаечного ключа – все необходимое, конечно, поставляется в комплекте. Получается, что процесс сборки становится куда более сложным, а потому и развивающий эффект получается более выразительным.
- Железный конструктор не создан для одних только мальчиков, им могут пользоваться и девочки . Пожалуй, девочке будет несколько сложнее придумать необычную идею для интересной сборки, но все же это возможно.
- Сегодня компании производят широчайший ассортимент наборов железного конструктора, потому подобрать нечто соответствующее для ребенка любого возраста (от дошкольника до подростка) не составит труда.
Недостатки
К сожалению, не существует таких товаров, у которых недостатков не было бы вовсе, и всеми любимые металлические конструкторы, естественно, тоже обладают определенными чертами, которые могут натолкнуть на сомнения относительно того, стоит ли вообще выбирать такой подарок. Детский железный конструктор обладает рядом недостатков, о которых нужно знать еще до покупки.
- Подарки такого рода подходят разве что для старших дошкольников, потому что детям до 6 лет покупка этой игрушки фактически противопоказана . Даже если детали конструктора выполнены в довольно крупных размерах, в наборе все равно присутствуют гайки и винтики с шайбами, которые очень легко проглотить. Следовательно, такой набор нередко воспринимается, как школьный, тогда как сама взаимосвязь со школой и обязанностями может уменьшить интерес малыша к конструированию.
- Железный конструктор позволяет самостоятельно сделать самые неожиданные поделки, однако это утверждение в большей степени справедливо по отношению к взрослым, тогда как для малышей задача может оказаться довольно скучной. Разбираться в сложных инструкциях станет ребенок от 10 лет и старше , да и то – только при наличии собственного сформированного интереса, а уж о самостоятельном проектировании новой игрушки в раннем возрасте и речи быть не может. Следовательно, дети воспринимают работу с таким конструктором в школьных стенах, скорее, как обязанность, чем как интересную и увлекательную игру, из-за чего теряется основная ценность набора.
- Безумная популярность пластиковых конструкторов для детей во многом обусловлена их яркостью, по этому показателю они существенно опережают любых конкурентов. Сегодня производители стараются раскрашивать даже металлические наборы, однако тягаться с яркостью пластиковых конкурентов им нереально. В результате ребенок воспринимает школьное конструирование как не очень удачную имитацию игры, вместо того, чтобы учиться непринужденно.
- Благодаря своей прочности, металлические детали обладают повышенной степенью травматизма. Понятно, что в качественном наборе не должно быть заострений или плохо обработанных поверхностей, но как минимум крупной деталью один ребенок может бросить в другого, и удар может оказаться довольно сильным. Дети, увы, не понимают опасности таких игр и потасовок, а потому, не раздумывая, могут нанести травму сверстнику при помощи игровых деталей.
Виды
Разновидностей металлических конструкторов довольно много – они могут быть маленькими или большими, предназначенными для детей разного возраста, универсальными или узконаправленными, способствовать сборке моделей из какой-то определенной отрасли. Если покупка осуществляется не для класса или кружка, а для одного ребенка, все эти детали обязательно должны быть учтены.
Следует понимать, что возрастные рекомендации указаны на коробке не просто так. Хотя ребенок может опережать своих сверстников по развитию или немного отставать от них, в целом такие указания весьма ценны, позволяя понять, будет ли интересно малышу, и сможет ли он справиться с задачей.
При этом задача все же должна быть достаточно сложной, если родители хотят получить явный эффект развития умственных способностей ребенка.
А чтобы он не заскучал, придется выбирать набор с определенным сюжетом, который близок ребенку. Следует признать, что подобная продукция в большей степени ориентирована все же на мальчиков, как ни стараются производители расширить ассортимент, все равно наборы касаются преимущественно сборки техники. Но и здесь не все так просто, поэтому стоит лишний раз поинтересоваться наборами, предлагаемыми в наше время.
- Тема будущего всегда была популярной среди детей, поэтому набор, из которого получается прекрасный робот-трансформер, станет отличным подарком для малыша . Как правило, такие наборы не предполагают большого количества собираемых моделей. Однако сам факт трансформера предполагает наличие хотя бы двух вариаций готовой модели, непохожих друг на друга.
- Детям также очень интересна тема полетов, и хотя времена повальной популярности Гагарина давно прошли, самолет или вертолет собственной конструкции все еще будет считаться весьма толковой игрушкой. Многие мальчишки мечтают подняться в воздух, а уж иметь право сказать, что ты самостоятельно собрал летательный аппарат, пусть и игрушечный – это очень весомый аргумент для уважения в кругу друзей.
- Типичные мужские интересы проявляются у мальчиков еще в детстве, поэтому юный механик наверняка обрадуется возможности собирать различную колесную технику. Хороший универсальный набор дает отличные возможности для этого: можно собрать трактор или танк, грузовик или даже простенький мотоцикл.
Такой 3D- моделью при желании можно даже играть, хотя в большей степени она все же является признаком инженерного гения мальчугана и поводом для его неизмеримой гордости.
Не стоит игнорировать и тот факт, что сейчас производители отошли от канона, согласно которому металлический конструктор должен представлять собой банальный набор гаек и шайб. Сейчас даже в металлический набор нередко входят детали из других материалов, чаще всего подразумевается, конечно же, пластик, способный имитировать шины автотранспорта, прозрачные стекла, и многое другое.
Другим популярным материалом для изготовления отдельных деталей выступает резина, которая также позволяет добиваться большей правдоподобности собранных моделей, чем обычно не грешат классические версии конструктора из железа. Однако революционной разработкой является классический винтовой конструктор с электромотором.
С одной стороны, ничего невероятного в таком решении нет, с другой – советские разработчики почему-то не догадались предусмотреть такой вариант. В результате добавления простого механического моторчика, аналогичного тому, что используется в игрушечных пластиковых машинках, собранные модели могут самостоятельно двигаться!
Естественно, детали обрабатываются таким способом, чтобы максимально совпадать с креплениями мотора, однако у юного инженера самооценка после работы с таким подарком просто зашкаливает: он ведь в буквальном смысле собрал самоходный механизм! После такого детства выбор в пользу какой-либо технической либо конструкторской профессии уже не должен никого удивлять, а ведь такой путь в нашей стране все еще считается почетным и прибыльным.
Особенности выбора
Большое разнообразие моделей, представленных на рынке, может запутать неопытного покупателя, потому стоит обратить внимание на важные детали, способствующие правильности выбора:
- сертификация качества – первый признак того, что изделие достойно покупки, тем более что увидеть его можно, даже не распаковывая товар;
- возрастное ограничение на упаковке указано не просто так: не стоит приобретать ребенку 4 лет конструктор, предназначенный для 9-летних, и наоборот;
- плохо обработанные металлические детали могут оказаться причиной получения травм, поэтому их следует осмотреть на предмет отсутствия острых краев или зазубрин;
- большое внимание следует уделить качеству крепежа, у которого не должно быть проблем со срезами и резьбой, иначе весь набор окажется бесполезным;
- при покупке конструктора для детей младше 5 лет все еще остается актуальной проблема проглатывания мелких деталей, потому в наборе не должно быть фрагментов размером меньше 50 мм;
- хотя в целом металл намного безопаснее того же пластика в плане экологичности, опасность может представлять образовавшаяся ржавчина или использованный некачественный краситель, поэтому при наличии странного запаха товар лучше не брать;
Хороший конструктор предполагает сборку многочисленных разных моделей из одного набора, но по своей направленности они должны хотя бы частично задевать сферу интересов конкретного ребенка.
Производители
В определенных ситуациях следует просто довериться производителю, зарекомендовавшему себя благодаря качественной продукции. Основная масса потребителей не зря выбирает тот или иной бренд: в век информационных технологий любой серьезный недочет быстро стал бы достоянием общественности, поэтому известные производители просто не позволяют себе делать свою работу плохо.
Среди российских торговых марок стоит выделить «Десятое королевство», которое ориентируется преимущественно на продукцию, рассчитанную на школьные уроки труда. Нельзя не обратить внимание и на продукцию бренда «Самоделкин», взявшего себе название в честь советского мультипликационного персонажа, собранного из деталей похожего конструктора. Российские конструкторы отличаются неплохим качеством и довольно демократичной ценой.
Заслуживают уважения также импортные наборы. Хотя западные игрушки традиционно воспринимаются как нечто яркое и красивое, и, будем честными, превосходящее отечественные аналоги, даже у американцев есть вариации на тему нашего железного конструктора. Другое дело, что выглядит подобная продукция куда красивее, например, снаружи может быть и не видно перфорации, проделанной для вкручивания болтов.
С другой стороны, такой конструктор обычно менее универсален, поскольку является своеобразным Lego, только сделанным из металла. Хорошим образцом такого товара можно назвать наборы, выпускаемые американской фирмой Meccano. Такая игрушка заняла бы достойное место в детской. Однако справедливым будет предположение, согласно которому импортная продукция обойдется родителям значительно дороже российской.
А вот у китайской продукции качество нередко такое же низкое, как и цена. Не стоит утверждать, что абсолютно все китайские конструкторы из металла вредны, хрупки или плохо обработаны, но подобные жалобы являются не таким уж редким явлением. Достойные образцы попадаются, но большой проблемой является то, что средний российский потребитель не запоминает китайские названия брендов, из-за чего товар из Китая для него – всегда абстракция.
Такие металлические конструкторы в последние годы приобретают все большую популярность в России, в том числе благодаря различным сервисам доставки покупок напрямую из Китая по буквально бросовым ценам.
При этом следует помнить, что такое приобретение – всегда риск траты денег, пусть и небольших, на товар, который совершенно не заслуживал потребительского внимания.
Обзор металлического конструктора №7 (производство РФ, Нижний Новгород) смотрите в следующем видео.
Именно таким мне запомнилось мое детство. Легкое в том числе и из-за обилия интересной техники и железа вокруг. Родители, особенно папа, с малых ногтей окружали меня очень интересными вещами - то двигатель от запорожца на кухонном столе, то разобранный для ремонта цветной ламповый телевизор, то портативная радиола Мрия, умевшая играть грампластинки на весу. Но самое главное, родители мне иногда покупали различные интересные конструкторы. И самым запоминающимся для меня был набор "Электротехника в 200-х опытах".
Фото из Виртуального музея и справочника - Отечественная Радиотехника ХХ века
Сейчас, к сожалению, таких не делают, в том числе и за рубежом. Я постоянно смотрю на полки магазинов с игрушками и у нас в стране, и когда езжу по Европе. Ничего подобного нет. А хорош этот конструктор был тем, что совмещал в себе массу самых разных деталей и компонентов, из которых можно было собрать как игрушки, так и проводить занимательные физические и электрические опыты. Например, можно было собрать телеграф.
Фото из сообщества Made in Leningrad
Или электродвигатель-вентилятор, или самодельную гальваническую батарею, в общем, конструктор соответствовал названию - можно было собрать две сотни уникальных поделок, не считая своих придуманных.
И вот сейчас, когда у меня растет сын, я тоже хочу окружить его интересными техническими штуками. И одна из них - это такой конструктор. Покупать некомплектные б/у 30-ти летней давности не хочется, ибо некомплект - это трагедия:) Да и найти его на барахолках практически невозможно. А вот собрать нечто подобное из доступных деталей вполне можно, причем без особых усилий.
Во-первых, основа, обычные недорогие металлические конструкторы, которые все еще можно купить в магазинах игрушек.
А во-вторых то, что оживит этот конструктор, добавит движения. Это моторчики, провода и батарейки. Где их брать? Ха, уверен, если у вас есть дети, вы знаете что такое китайские игрушки. Их непременно покупают в подарок детям как родители, так и бабушки, знакомые, гости родителей. Все эти летающие собачки, прыгающие машинки, гавкающие самолеты - все это ломается через час (день, неделю) и летит в мусорку. Но у меня они летят в мусорку только после добычи из них главного сокровища:)
Двигателей постоянного тока. С учетом того, что детей у меня растет четверо, накопилось этого богатства много. Чем же эти моторы могут помочь? А вот чем. Как-то пару лет назад мы ковырялись с сыном в моих инструментах и я внезапно ему предложил, а давай соберем автомобиль из палки. Кто же не согласится на такое? Мы взяли обрезок како-го то бруска, моторчик, гвозди, аккумулятор ААА и за 30 минут сварганили это.
Из гвоздей и палок, буквально, получилась неказистая самоходная игрушка. Ребенок не выпускал ее из рук весь вечер, а после демонстрировал всем гостям - "Смотрите, какой мы с папой лимузин сделали!" Вот тогда я и решил, пора делать такие штуки на более серьезном уровне. Сначала мы собрали ветряк, запоминающийся объект из последнего путешествия по Европе.
Он получился настолько крут, что оставалось только одно, запастись деталями для таких поделок в достаточных, промышленных, количествах:) На рынке я закупил всяких выключателей, держателей батареек, резинок. Бабушкам и знакомым было сказано, что теперь наш лучший подарок - металлический конструктор. И через некоторое время мы с сыном стали обладателями самого крутого комплекта из возможных. Можно было начинать творить.
Следующая наша поделка - самолет . Двухмоторный истребитель.
Там где самолет, там и вертолет. Несущему винту сын надстроил два дополнительных этажа, так ему показалось лучше.
С этой игрушкой-вертолетом ребенок играл дольше всего, ибо несущий винт легко использовался как дисковая пила болгарки - вертолетом было попилено немало вещей в доме - на радость маме:)
Сейчас она шагает с неохотой, надо механизм поднастроить.
Но сразу после изготовления шагашная машина, как прозвал ее сын, очень всех веселила бодрой поступью:)
И самая последняя из наших поделок. Для ее изготовления я купил на Алиэкспрессе комплект радиоуправления, пульт с приемником, моторчик с редуктором и колесами, рулевой сервопривод и платку управления мотором. Все эти штуки имеются на Али валом самых разных размеров, мощностей, возможностей. Сделали мы радиоуправляемый трицикл с полноценным управлением - газ, тормоз, рулевое.
Дури в в этом бешеном трицикле столько, что тронуться без пробуксовки сложно. Зато легко делать полицейский разворот.
Ниже видео неравного боя бешеной машинки и гусеницы. Гусеницу мы с сыном собрали для выставки в детском саду, там нужна была поделка из натурального материала, ну вот мы из кокосов, каштанов и элементов конструктора соорудили настоящую оооооооочень медленную гусеницу. Из-за медленности гусеницы видео слегка затяяяяяяяяяяянуто:)
Вот такие чудесные вещи можно делать из обычного металлического конструктора, обломков старых игрушек и некоторого количества покупных деталей. Единственный необходимый навык родителей - уметь немного паять, без этого будет сложно со всеми этими проводами, выключателями и батарейками. Ну и, конечно, фантазия, но обычно у детей ее даже больше, чем у взрослых, так что привлекайте ребенка, он вам подскажет, что нужно сделать.
Есть, конечно, другой путь. Например готовые комплекты Лего. У Лего есть ветряк.
Есть всякие гоночные машины и фуры.
В общем, у Лего есть все, включая роботов и комплекты для их настройки и программирования.
Но лично у меня не лежит к Лего душа. И у сына с Лего проблемы, один раз игрушку уронил, а она вдребезги на мелкие кубики, очень обидно все собирать заново. И стоит Лего немерянно, особенно интерактивные роботизированные комплекты с моторами или ограниченные серии всяких звездолетов из звездных войн. Наш металл побюджетней будет, даже с учетом покупки пультов на Али.
Еще есть оригинал металлического конструктора, Меккано. Но он опять же очень дорог и достать его в наших краях непросто. Поэтому вот, финальная фотка наших богатств.
Конструирование мотоциклов - занятие не менее увлекательное, чем создание любых других транспортных средств. К тому же мотоцикл, представляющий собой, по сути, обнаженную концепцию самодвижущегося механизма, требует большей конструкторской изощренности, изобретательского дара и чутья хорошего механика. Предлагаю на читательский суд свои идеи по конструированию самодельных мотоциклов. Могу сказать, что некоторый опыт в такого рода работе у меня есть: на смотре-конкурсе «Мотосам-90» был представлен мой самодельный - восьмой по счету - мотоцикл, фотографию которого читатели журнала могли увидеть в репортаже со смотра в № 2 за 1991 год. На фотографиях, которые представлены на этих страницах,- еще три мотоцикла моей конструкции. Об одном из них - последнем и наиболее удачном - я и хочу рассказать читателям.
За тринадцать лет я сконструировал и построил двенадцать двухколесных машин. Все они существенно отличались друг от друга. Причем два мотоцикла были спроектированы с частичным использованием схемы монокока, и три - полностью безрамными, с несущим корпусом-монококом. Именно такому конструкторскому решению я сегодня и отдаю предпочтение: оно представляется мне наиболее надежным и выгодным с точки зрения прочности, культуры веса и эргономики.
Надеюсь, что мой конструкторский опыт может оказаться полезным для тех, кто собирается делать мотоцикл.
Итак, что представляет собой обычный мотоцикл рамной конструкции? Упрощая ответ, можно сказать, что это рама, топливный бак, инструментальные ящики, корпус воздухофильтра с глушителем шума впуска, глушитель шума выпуска, заднее крыло с кронштейном заднего фонаря и номера, основание седла, багажник, а также килограмм всевозможных болтов, гаек, втулок, шпилек, шайб и резинок, с помощью которых все перечисленное соединяется в единую конструкцию.
Если просуммировать массы этих узлов и агрегатов, то получится весьма внушительная величина. К тому же собранное все это воедино образует далеко не эстетично выглядящий «скелет», имеющий множество потайных мест, где неизбежно будет собираться абсолютно неудалимая грязь - избавиться от нее можно, только полностью разобрав мотоцикл.
Проходит год-другой - и начинают дребезжать инструментальные ящики, ползти трещины по заднему крылу, отваливается номер вместе с кронштейном… А если мотоциклист, не дай Бог, попадает хотя бы в легкую аварию или даже попросту падает? В этих случаях гнется рама, появляются вмятины на баке и инструментальных ящиках. Еще больше неприятностей доставляют огромные нижние глушители, цепляющиеся на поворотах даже за ровный асфальт и существенно снижающие проходимость на плохих дорогах.
Всех этих недостатков лишена двухколесная машина, спроектированная по конструкторской схеме «монокок». Такой мотоцикл представляет собой моноблочную сварную коробчатую конструкцию, выполняющую функции всех перечисленных выше деталей и узлов. Интересно, что пространственная коробчатая конструкция существенно более жесткая и прочная, чем классическая рамная (включая и дуплексные рамы). Использование схемы «монокок» в конструкции мотоцикла не только уменьшает массу двухколесного транспортного средства, но и приближает к земле центр тяжести мотоцикла. Происходит это за счет того, что в такой конструкции инструментальный ящик и аккумуляторный отсек располагаются в нижней части корпуса, а легкий воздухофильтр с глушителем шума впуска - в верхней там, где у классических мотоциклов располагается пробка топливного бака. Забор воздуха производится над рулевой колонкой - в этой зоне наиболее чистый, обеспыленный воздух. Внутри монокока может располагаться и глушитель шума выпуска, однако при этом должна обеспечиваться надежная теплоизоляция от топлива и подушки седла.
1 – зеркало заднего обзора, 2 - потайная пробка топливного бака, 3 - компенсационная камера амортизатора, 4 - амортизатор с ходом пи ока 120 мм, 5 - качающийся рычаг, 6 -толкающий рычаг, 7 - тормозная тяга, 8 - задняя часть корпуса с глушителем выпуска (с л е в а) и маслобаком (справа), 9 - задний указатель поворота, 10 - фонарь стояночного света и стоп-сигнал (сдвоенный), 11 - выхлопная труба (с л е в а), 12 - тормозной диск диаметром 300 мм, 13 - «ловушка» цепи, 14 - звездочка заднего колеса (z=37), 15 - маятник подвески заднего колеса, 16 -ведущая звездочка (z=15), 17 - педаль ножного тормоза, 18 - рычаг задающей коробки передач, 19 - барабан лебедки, 20 - глушитель – резонатор, 21 - направляющая скоба троса лебедки, 22 - диск переднего тормоза диаметром 300 мм.
Рис. 2. Компоновка корпуса-монокока. Величина ячейки масштабной сетки - 100×100 мм.
На рисунках 1 и 2 - мой мотоцикл «эндуро» и его корпус-монокок с задней подвеской и защитной рамой двигателя. Масса монокока составляет всего лишь 23 килограмма, а полезный объем такого корпуса - около 56 литров, из них на топливные баки приходится 41 л (больше, чем у «Жигулей»!), полностью используется и оставшийся объем корпуса. При этом мотоцикл не выглядит громоздким. Напротив, он имеет сравнительно небольшие габариты - в частности, база машины составляет всего 1350 мм (меньше, чем у любого ижевского мотоцикла).
Надо сказать, что изготовить корпус-монокок ничуть не сложнее, чем сварить хорошую раму и оснастить ее всеми навесными деталями. Надо только строго придерживаться заранее разработанной технологии, чтобы все детали хорошо стыковались, и их было бы удобно сваривать.
Прорисовывая конструкцию корпуса, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить удобную посадку водителя - это особенно важно для мотоциклов типа «эндуро»,- а также безопасность перемещений мотоциклиста, удобство движений в положении сидя, в стойке и в оттяжке.
После выбора оптимального, на взгляд конструктора, компоновочного решения следует вычертить весь мотоцикл в натуральную величину - изобразить вид сбоку, сверху, спереди и сзади, а также прорисовать наиболее характерные сечения. Чем подробнее чертежная документация, тем проще пойдет дальнейшая работа по изготовлению двухколесной машины.
Двигатель рациональнее всего размещать непосредственно на оси маятника. При этом реакция от натяжения цепи привода замыкается непосредственно на маятник. А она далеко не маленькая - иной раз достигает предела прочности цепи на разрыв, то есть почти двух тонн! Крепить мощный и не слишком хорошо уравновешенный двигатель «Иж-Планета» (а также все кроссовые моторы) необходимо с помощью сайлент-блоков или резиновых подушек. Нужно лишь учитывать, что цепь не только тянет двигатель назад, но и разворачивает его в горизонтальной плоскости за счет несимметричного расположения цепи.
В работе по созданию корпуса-монокока очень удобно пользоваться методом объемного макетирования. При этом ма-‘ кет корпуса собирается из картонных заготовок, которые соединяются с помощью полосок бумаги и клея. В процессе изготовления макета, как правило, возникают изменения в конструкции корпуса, поскольку далеко не все можно предусмотреть в плоских чертежных проекциях. Одновременно с макетированием корпуса желательно прорабатывать технологическую карту его сборки - это обеспечит удобство сварочных работ. Необходимо при этом учитывать возможное коробление металлических заготовок при сварке корпуса при неравномерном нагреве. Имейте в виду, что детали, на которые крепятся маятник и рулевая колонка, привариваются в последнюю очередь. При необходимости следует произвести их подгонку к корпусу для того, чтобы на готовом мотоцикле плоскости колес совпадали с плоскостью симметрии корпуса-монокока.
Готовый объемный макет разрезается по местам склейки, и картонные выкройки элементов монокока нумеруются: именно по этим выкройкам будут вырезаться заготовки из стального листа соответствующей толщины - от 1,2 до 1,5 мм. Проще всего делать это с помощью зубила на массивной наковальне.
Сварку следует производить в строгом соответствии с технологической картой. Чтобы швы выглядели аккуратно и были прочными, кромки свариваемых деталей следует слегка отгибать, как это показано на рисунке 3.
Для обеспечения достаточной прочности корпусу-монококу целесообразно в его конструкцию ввести дополнительные усилители, отбортовки, ребра жесткости. Например, рулевая колонка на моем мотоцикле и поперечная балка жесткости, к которой приварен кронштейн единственного амортизатора задней подвески, дополнительно соединяются стальной трубой прямоугольного сечения 25×40 мм. Ко всему, внутри этой трубы удобно размещать электропроводку и тросы управления мотоциклом.
Конструкция глушителя шума впуска существенно влияет на мощность двигателя и его моментную характеристику. Чем больше его объем, тем, соответственно, легче «дышит» двигатель, тем меньше пульсации воздуха в фильтре, а значит, и меньше шума. Специалисты рекомендуют закладывать величину объема глушителя не менее 20 рабочих объемов двигателя. Тракт от воздухофильтра к карбюратору должен быть плавным, исключающим завихрения воздушного потока, которые ощутимо снижают мощность мотора.
После сварки корпус-монокок проверяется на герметичность - сначала водой, а затем чистым бензином. При отсутствии течи сварочные швы промазываются изнутри жидким эпоксидным клеем - он заполнит мелкие поры, свяжет кусочки шлака и капли металла - это особенно важно для глушителя шума впуска.
Задняя подвеска - маятникового типа, с консольным креплением колеса. Ход колеса - около 260 мм. Шарнир маятника - на шарикоподшипниках с уплотнением сальниками. Натяжение цепи - с помощью эксцентрика. Дисковый тормоз имеет механический привод.
Передняя подвеска - на базе вилки от кроссового мотоцикла СZ-516. Колесо- под шину в 21 дюйм, привод тормозных колодок дискового тормоза - гидравлический.
Мягкая подушка седла приклеивается непосредственно к корпусу-монококу, а чехол из искусственной кожи крепится к нему винтами впотай.
Хотелось бы предупредить читателей, не обладающих достаточным опытом конструирования мототранспортных средств, что создание самодельных двухколесных машин - дело весьма сложное. В этом материале я попытался рассказать о своей работе и тех идеях, которые я считаю перспективными для любительского мотоциклостроения. Однако начинающим мотостроителям я бы категорически не советовал на основе этого материала браться за создание мощной машины. Может быть, лучше начать с мототехники попроще. Ведь я шел к монококу, создав более Десятка промежуточных конструкций…
Алексей ГАРАГАШЬЯН, Санкт-Петербург