С храповым механизмом и крепится стопорным кольцом. Специальные шлицы на корпусе втулки позволяют установить кассету в правильном положении.
Инструменты необходимые для снятия кассеты
- Ключ "хлыст" - представляет собой ключ с прикреплённой цепью велосипеда;
1. Снимите колесо велосипеда, затем установите съемник так, чтобы его шлицы полностью вошли в пазы стопорного кольца.
2. Установите хлыст на звёздочку так, звенья его цепи плотно сидели на её зубьях. Ручка хлыста должна располагаться справа от кассеты, а цепь сверху.
3. Разводной ключ наденьте на съемник кассеты и проверните его против часовой стрелки, при этом нужно удерживать рукоятку хлыста не давая звёздочкам крутиться.
Если цепь соскакивает, то возможно, что звёзды кассеты сильно изношены, или хлыст неисправен. Попробуйте в этом случае накинуть его на большую звёздочку.
4. Открутите стопорное кольцо до конца, затем снимите о разложите звёзды и промежуточные шайбы. Раскладываете всё по порядку так, чтобы при сборке не перепутать ничего.
Кассета снята , теперь её можно почистить или поменять.
При установке кассеты главное не перепутать порядок установки деталей. Для того, чтобы правильно установить звёздочки, на них есть пазы с разной шириной, а на втулке такие же шлицы, благодаря им зубья встанут в нужном порядке.
1. Некоторые велосипедисты советуют смазывать поверхность втулки перед установкой кассеты, но я думаю, что это будет лишним. Во-первых, шанс коррозии слишком низок. Во-вторых, трение между втулкой и звёздочкой также не настолько большое, чтобы нанести повреждение. В-третьих, на смазку может прилипнуть пыль и песок, что как раз и может привести к ускоренному износу деталей.
Нанести смазку следует только на резьбу стопорного кольца, тогда в следующий раз открутить его будет легче.
2. Надевайте по очереди звёздочки, но не забывайте и о проставочных кольцах. В некоторых кассетах все или несколько звёздочек могут быть соединены в один не разборный узел - "паук". Но чаще всего все звёздочки идут раздельно.
3. В некоторых кассетах для установки последней звёздочки надо на её нажать. Проверьте ещё раз, всё ли установлено правильно, одной рукой нажмите на последнюю звёздочку, а другой рукой накрутите стопорное кольцо.
4. Закрутите кольцо до упора, но не затягивайте пока. Проверьте ещё раз, чтобы все звёздочки были параллельны друг другу, стояли ровно. Если вас что то смущает разберите кассету и устраните неисправность.
5. Если вы уверены, что собрано всё правильно, тогда возьмите съёмник кассеты и затяните стопорное кольцо по часовой стрелке до конца.
Всё, кассета собрана. Ещё раз осмотрите правильность сборки и можно устанавливать колесо на место.
Осмотрите кассету на предмет износа и повреждений и убедитесь, что ее замена необходима. Кроме того, заодно неплохо было бы потрясти из стороны в сторону ось, чтобы проверить износ подшипников. Если ось имеет боковой люфт, то вам, возможно, имеет смысл поменять подшипники оси заднего колеса. Для этого можно отнести колесо в ближайшую веломастерскую, но при желании вы можете провести замену самостоятельно, предварительно изучив соответствующее руководство.
После того, как вы убедились, что кассета подлежит замене, приступайте к ее демонтажу. Положите колесо на плоскую поверхность кассетой вверх. Далее вам потребуется цепной хлыст и съемник кассеты: оберните хлыст по часовой стрелке вокруг самой большой звездочки кассеты и вставьте съемник в открытый паз на колесе, расположенный рядом с осью; это место на кассете легко найти по наличию там стопорного кольца с 12 зубьями. На этом кольце - обычная резьба, которая откручивается против часовой стрелки. Для того чтобы стронуть кольцо, возможно, придется приложить немалое усилие, а при откручивании оно, скорее всего, будет издавать скрежещущие звуки, вызываемые блокирующими зубьями.
После снятия стопорного кольца кассету нужно просто сдвинуть вбок, и она вынется; скорее всего, при этом она разберется на части - несколько отдельных звездочек, прокладки и оставшиеся звездочки единой сборкой.
Замените кассету. ВСЕГДА обращайте особое внимание на то, чтобы новая кассета обеспечивала то же самое передаточное отношение; никогда ставьте новую кассету с иным передаточным отношением. Дело в том, что все детали трансмиссии подобраны с расчетом на определенное передаточное отношение, и не стоит менять характеристики отдельных элементов, иначе нарушится общая гармония всей конструкции. Кассету 11-32 следует заменять только на кассету 11-32. Как правило, значение передаточного отношения выбито на одной из звездочек кассеты. Можно пойти другим путем и определить передаточное отношение, сосчитав зубцы звездочки высшей передачи (самого большого диаметра) и зубцы звездочки низшей передачи (самого маленького диаметра); полученные два числа и будут передаточным отношением.
После установки на место звездочек нужно закрутить стопорное кольцо, удерживающее кассету на месте. НИКОГДА не затягивайте кольцо слишком сильно, потому что его резьба очень мелкая, и чрезмерным усилием ее можно случайно сорвать. Кассета зацепляется со стопорным кольцом специальными зубцами, которые препятствуют самопроизвольному откручиванию. При снятии или установке стопорного кольца эти зубцы могут издавать скрежещущие звуки.
Любой велолюбитель должен уметь ремонтировать и чистить байк. Одна из главных деталей велосипеда, требующих систематической очистки – это кассета на заднем колесе. Кассета является функциональным передаточным узлом скорости.
Существенный минус трещотки – если повредился один участок звёздочки, приходится заменять весь механизм.
Кассета выполняется в виде набора звёзд соединённых с барабаном свободного хода на задней втулке. Детали узла разборные, укрепляются торцовой гайкой удерживающей зубцы, и предотвращающей свинчивание крепления на ходу байка.
Популярные материалы для кассет
Кассеты производятся из разных материалов и различаются определённым уровнем прочности и износостойкостью:
Кассеты из алюминиевого сплава обладают маленьким весом и низкой плотностью. Популярны среди опытных велосипедистов для снижения массы байка.
Титан – качественный материал со средним весом и плотностью. Титановые кассеты характеризуются высоким уровнем прочности и не подвергается коррозии. Единственный минус титановых кассет – высокая цена.
Сталь – самый популярный материал для производства велосипедных деталей. Существенный недостаток – большой вес.
Преимущество – прочный металл, устойчив к механическим нагрузкам. Стальные детали подвергаются , поэтому рекомендуется покупать хромированный, никелированный или вороненый вариант.
Количество звёзд
Кассеты подбираются по количеству звёзд. Старые велосипедные кассеты в основном с семью звездами, в настоящее время на шоссейный и горный байк устанавливают 8/10/11 и даже 12 звездные кассеты.
Определить количество звезд можно по маркировке, например, 11-36 T, 10 speed обозначает количество зубьев (1 малая, 36 большая) и 10 звезд.
Инструкция по снятию кассеты
В начале с велосипеда снимается колесо и ось диска, после этого открывается доступ к кассете.
Съём кассеты производится с применением 12-зацепного съёмника, гаечного или газового ключа и хлыста.
Съёмник - это ключ среднего размера со шлицевым отверстием под барабан.
Этапы работы:
- Хлыстом зафиксировать кассету и начинать откручивать стопорное кольцо газовым ключом или съёмником.
- Ключ установить внутрь кассеты до плотного вхождения шлицов в пазы втулки.
- Цепь хлыста насаживать звеньями на зубы большой звезды так, чтобы рукоятка находилась справа.
- Придерживая хлыстом звезду раскручивать незамкнутое кольцо съёмником или газовым ключом.
- Открутив кольцо поочередно снимать и раскладывать звездочки и разделители.
- Детали осматриваются на наличие повреждений, стёртости или загрязнения. Поврежденные детали необходимо заменить.
Необходимые инструменты
Очищение и смазка
При работе элементы деталей портятся от воздействия слипшейся грязи, в таком виде у кассеты намного быстрее стачиваются зубы.
Неразобранную кассету лучше чистить с помощью специальной плоской щетки с длинными и жесткими ворсинками способными проникать в сложные зоны и вычищать загрязнения из механизма.
Если звёздочки полностью разобрать, то можно применить простую щетку и моющее средство.
После того, как вся грязь очищена насухо вытереть каждую деталь. Одновременно с кассетой необходимо .
Серьезный подход с полной демонтировкой кассеты целесообразен для любителей поездок по лесным и болотным массивам.
Велосипедистам, катающимся по асфальтированным дорогам можно обойтись велосмазкой по периметру кассеты и цепи.
Наносить смазку следует только на полностью осушенную после мытья цепь.
После нанесения смазки на цепь надо прогнать её по всем звездочкам кассеты, для этого переключают скорости и рукой вращают шатуны, чтобы цепь перескакивала со звезды на звезду.
Цепь с малой звезды пройдет до большой и в обратном порядке. Кассету смазывать не надо, цепь сама смажет контактные участки зубьев кассеты и роликов заднего переключателя.
Ставим кассету на место
Установление кассеты прямо противоположно демонтажу. При монтаже следует проследить плотное насаждение звёздочек на шлицы втулки.
Насаживать звезды следует с максимальной осторожностью, чтобы не повредить фланцы шлицов.
С помощью набора гаечных ключей натянуть все звезды и шурупы на втулку, после этого завинтить прижимную гайку по резьбе против часовой стрелки.
Важно соблюсти точный порядок посадки звезд для плотного сцепления с дистанционными кольцами. Если неправильно насадить детали, звезды будут находиться на большом расстояние друг от друга, это исказит работу переключателя скоростей.
Торцевую гайку необходимо затягивать на максимальный уровень гаечным или газовым ключом. Для закручивания гайки с обратной нарезкой колесо устанавливается в горизонтальном положении, для увеличения напора на газовый ключ.
Подробная видеоинструкция об обслуживании кассеты и втулок:
Трансмиссия играет очень важную роль в работе всего велосипеда, поэтому вы должны внимательно следить за износом отдельных ее частей. Особенно это касается звездочек заднего колеса, которые со временем выходят из строя. Изношенную звездочку необходимо как можно быстрее заменить, и сделать это не составит особого труда.
Необходимый набор инструментов
Перед тем как приступить к процессу замены, обзаведитесь необходимыми инструментами, которые могут вам пригодиться. Это:
- Хлыст
- Сьемник кассеты
- Рожковой и разводной гаечные ключи
Как правильно разобрать кассету?
Для начала снимите с велосипеда заднее колесо. Сделать это очень просто. Ключом отвинтите гайку и сбросьте цепь. Обладателям горных моделей достаточно просто надавить на специальное крепление и колесо будет демонтировано.
Далее на шлицевую гайку кассеты устанавливаем съёмное приспособление. Здесь нам понадобится хлыст, который предотвратит проворачивание кассеты. Во время того, как разводным ключом вращаем съёмник, удерживаем хлыстом наибольшую звезду.
Процесс демонтажа и замены звездочки
При помощи гайки откручиваем кассету и снимаем ее с колеса. Внимательно осматриваем звезды и определяем какая из них пришла в негодность. Начинайте с самых маленьких и заканчивайте наибольшими.
Трансмиссия велосипеда создана таким образом, что вы имеете возможность заменить только изношенные звезды, а не всю кассету целиком. Поэтому, осмотрев кассету, вы извлекаете из нее отработанные детали и заменяете их на новые. Вытащить звезду из кассеты очень легко, этому способствует специальные заклепки. Главное внимательно запомните порядок расположения звезд, чтобы не запутаться с их установкой обратно.
В комплектации некоторых байков вы можете обнаружить так называемых «пауков». Это группа из нескольких звезд, которые неразрывно связаны между собой. В таком случае вам придется заменить всего паука.
Многие велолюбители сталкиваются со следующей проблемой. После замены нескольких звезд ощущается большой дискомфорт в работе цепи. Это связано с тем, что цепь уже прошла определенный пробег, износилась и теперь ей трудно взаимодействовать с новыми деталями. Поэтому специалисты рекомендуют осуществлять одновременную замену цепи и износившихся звездочек. Это значительно минимизирует сложности в работе трансмиссии вашего байка.
Что вы должны знать о синглспиде?
Если вы являетесь обладателем односкоростного велосипеда, процесс замены задней звезды будет упрощен до минимума. Вам достаточно просто разжать стопорное кольцо. Если родное кольцо пришло в негодность, его необходимо немедленно заменить, даже если вы в ближайшее время не собираетесь производить замену звезд. В противном случае цепь потеряет свою фиксацию, а это грозит люфтом.
Процесс замены кольца очень прост, вам не нужно производить малейших силовых манипуляций. Поэтому если вы говорим об односкоростном велосипеде, здесь все очень легко и понятно. Однако обладатели таких моделей должны осуществлять процесс демонтажа кассеты только в том случае, если произошел износ одной или нескольких наибольших звезд. Если из строя начала выходить маленькая звездочка - это не повод для беспокойства.
На чем бы вы ни катались, помните, что и простейший дорожный велик и суперскоростной байк нуждаются в исправной работе трансмиссии. Сильно изношенная цепь и звезды не дадут вам проехать даже пару метров. Внимательно следите за механикой и своевременно осуществляйте замену изношенных запчастей. Исправный байк - главный залог вашей безопасности и классной, беспроблемной езды!
Велосипедистам часто приходится обслуживать свое транспортное средство самостоятельно – каждый раз обращаться в специализированные ремонтные сервисы будет достаточно дорого. Многие элементы велосипеда и снять, и поставить достаточно легко и просто, но есть такие детали, которые требуют и применения специфических инструментов, и некоторых знаний. К таковым относится и кассета – деталь, которая крепится на заднюю втулку.
- съемник стопорного кольца кассеты;
- «хлыст» — специальный ключ, к которому прикреплена велосипедная цепь (фрагмент);
- разводной ключ.
Можно, конечно, обойтись и без указанного специфического инструмента. Причем, таких способов 2 и оба «сработают» на 100%:
- Садимся на велосипед и едем в ближайший специализированный магазин велозапчастей и инструмента, приобретаем необходимые ключи и съемники.
- Снимаем кассету с помощью отверток, молотка и различных ключей – поставленная задача будет решена, но вот кассету, да и часть других механизмов велосипеда, придется выбросить.
Обязательно подготовьте зону с ровной поверхностью, которая должна быть в пределах вытянутой руки от велосипеда – именно так можно будет сохранить и не потерять все детали велосипедной кассеты.
Пошаговая инструкция по снятию кассеты:
Обязательно следите за тем, чтобы снятая кассета, а также звездочки и все крепежные элементы располагались в съемном виде ровно в том порядке, в котором они были в исходном варианте.
После снятия кассеты можно приступать к ее очистке и смазке – эти процедуры входят в число обязательных для регулярного сервисного обслуживания двухколесного транспортного средства.
Как установить кассету на велосипед
Прежде всего, следите за тем, чтобы сборка кассеты соответствовала разложенным/снятым деталям. Для облегчения этого процесса на звездочках имеются пазы разных размеров (для каждой звездочки – индивидуальный), а на втулке подходящие шлицы. Именно правильному совмещению пазов и шлицев все звездочки встанут в определенном порядке.
При установке кассеты на велосипед нужно учитывать некоторые важные моменты:
Снять и установить кассету не представляет трудностей, потому что при наличии минимального набора инструментов и хотя бы начальных знаний технического плана вся работа займет немного времени, максимум 60 минут. Но даже если подобный процесс предстоит провести впервые, не стоит пасовать – опыт съема и установки кассеты обязательно пригодится еще не раз. Дело в том, что опытные велосипедисты рекомендуют проводить подобное техническое обслуживание кассеты велосипеда не реже 1 раза в год.