К урбан-байрам ("Ид Аль-Адха) - Праздник жертвоприношения, один из двух великих Праздников в Исламе, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца мусульманского календаря - З уль-Хиджа.
В это время мусульмане вспоминают о великом смирении и богобоязненности Пророка Ибраhима, который был готов покорно выполнить Повеление Всевышнего - принести в жертву своего сына Исма"ила. Но когда он уже собрался совершить К урбан (жертвоприношение), ему было дано знать, что вместо сына Аллаh Повелел принести в жертву овцу. Это было великим испытанием для Пророка Ибраhима, которое он прошел достойно. Ведь сказано нам, что Пророки - лучшие из людей, они являются для нас примером во всем, в том числе и в соблюдении Повелений Создателя.
Праздники для мусульман - это время проявления покорности Господу, благодарности Всевышнему за ниспосланные им блага, время глубокой душевной радости и единения с собратьями по Вере. Одной из особенностей Праздника К урбан-байрам является то, что в этот день и в последующие три дня Ат-Ташрик мусульмане совершают К урбан, а затем раздают мясо родным, близким, а также бедным, нуждающимся, даже если это посторонние для них люди. Таким образом, этот великий Праздник символизирует милосердие и единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.
По мазhабу имама Аш-Шафи"ий К урбан - это утвержденная сунна, то есть это не является религиозной обязанностью мусульманина, но за такое благое дело, которое регулярно совершал Пророк Мух аммад, мир Ему, обещано большое вознаграждение. По мазhабу имама Абу-Х анифы для богатого (у кого есть нисаб) К урбан является уаджибом.
На что следует обращать внимание при выборе жертвенного животного?
При выборе жертвенного животного обращайте внимание на его возраст, здоровье и наличие недостатков. Принимается как К урбан: овца или баран не моложе года, коза, бык или корова старше двух лет, верблюд, достигший полных пяти лет. Причем овца или коза могут быть принесены в жертву от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Но лучше, когда каждый человек отдельно совершает К урбан, даже если он зарежет одну овцу. Желательно, чтобы жертвенное животное было упитанным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые, плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому не принимается в качестве К урбана хромое, слепое или больное животное, если его болезнь заметна снаружи, а также, если у него полностью или частично отрезано ухо. А если на животном есть клеймо, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, то оно цвета шерсти животного сказано, что лучше приносить в жертву животное с белой шерстью, чем с черной. Известно, что Пророк Мух аммад, мир Ему, своей благословенной рукой совершал К урбан и приносил в жертву двух баранов, которые были большими и жирными.
Можно ли поручить кому-нибудь совершение К урбана?
Можно поручить совершение К урбана мусульманину-мумайизу. При этом поручитель делает намерение о совершении К урбана или в момент поручения, или во время совершения К урбана. Мужчине желательно самому совершить К урбан, а женщине лучше поручить это другому. Но даже если это совершается по поручению, лучше присутствовать во время того, как режут животное.
Не совершают К урбан за того, кто не поручал этого, или за умершего, который не поручил при жизни совершить К урбан.
Как лучше распорядиться мясом К урбана?
Желательно треть мяса отдать своей семье, треть подарить беднякам и еще треть раздать в качестве милостыни тем, кому хотите. Если Курбан был выполнен в результате назра (торжественного обещания), тогда хозяину не дозволено самому кушать это мясо, а если как сунна, тогда дозволено.
Если кто-то совершил К урбан-уаджиб, то ему нельзя продавать мясо, шкуру, жир и другие части животного. Если человек не может или не хочет использовать шкуру и другие части животного, то он может их подарить кому-нибудь.
Курбан-байрам или Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى - праздник жертвоприношения) в исламе — это день радости, благодарения, поклонения, братства, солидарности и нравственности. Мусульманин должен воспользоваться этим днем, чтобы быть ближе к Всевышнему Аллаху.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждый народ имеет свой праздник, и это — ваш праздник».
Здесь он сослался на то, что эти два праздника (Ид аль-Фитрр и Ид аль-Адха) предназначены исключительно для мусульман.
У мусульман нет больше праздников кроме этих двух. Анас (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел в Медину, люди Медины праздновали два праздника. В эти два дня у них были карнавалы и фестивали. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил ансаров (мусульман Медины) об этом. Они ответили, что до ислама у них были карнавалы в эти два радостных дня. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вместо этих двух дней, Аллах назначил два других дня, которые лучше, дни Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха» (Абу Дауд).
Эти два праздника являются одними из знамений Аллаха, к которым мы должны проявить внимание и понять их цели. Ниже мы подробно рассмотрим правила и этикет праздника Курбан-байрам (Ид аль-Адха).
Правила Курбан-байрама
- Пост. Поститься в этот день — харам. Согласно хадису Абу Саид аль-Худри (да будет Аллах доволен им Аллах), в котором сообщено, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день Фитр и в день Адха (Муслим).
- Праздничная молитва. Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва является ваджиб (должное, но не с такими вескими доказательствами, как у фард). Это по мнению ученых ханафитского мазхаба и шейха аль-Ислам ибн Теймии. Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва — это фард Кифайа (обязательный для мусульманской общины). Этого мнения придерживаются Ханбалиты. Третья группа придерживается мнения, что молитва Ид аль-Адха — это сунна муаккада (действия, которые Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выполнял постоянно и пропускал очень редко). Это мнения разделяют маликиты и Шафииты.
- Дополнительные молитвы. Нет дополнительных молитв, которые проводятся перед или после праздничной молитвы. Ибн Аббас сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), молился в день Ид аль-Адха в два ракята без дополнительных молитв перед и после. Это в случае, если молитва возносится на открытом пространстве. Однако, если люди совершают праздичную молитву в мечети, то они должны молиться два ракята молитвы Тахиятуль-масджид (после входа в мечеть).
- Участие женщин в праздничной молитве. В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждому настоятельно рекомендуется принимать участие в праздничной молитве и состязаться друг с другом в благочестии и богобоязненности. Женщина в момент месячных не должна оставлять поминания Аллаха или места собраний с целью поиска знаний и поминания Аллаха — кроме мечетей. Женщины, безусловно, не должны выходить на улицу без хиджаба.
Этикет Курбан-байрам
- Гусль (полное омовение). Считается правильным принять ванну в день Ид аль-Адха, прежде чем отправиться на молитву. Было сообщено, что Саид ибн Джубайр сказал: «Три вещи являются сунной в день Ид: отправиться в место совершения праздничной молитвы, принять ванну и поесть перед выходом (если это Ид аль-Фитр)».
- Еда перед выходом на молитву . В отличии от праздника Ид аль-Фитр в который рекомендуется принять нечетное количество фиников перед выходом на молитву, в Курбан-байрам рекомендуется не есть до окончания праздничной молитвы, когда можно употребить мясо жертвенного животного.
- Такбир в день Ид аль-Фитр . Это является одной из самых больших сунн в этот день. Аль- Даракутни и другие сообщили, что когда Ибн Умар выходил на Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, он усердно читал такбир, пока не достигал места молитвы и продолжал делать такбир, пока не приходил имам.
- Поздравления с праздником . Люди могут обмениваться поздравлениями и добрыми пожеланиями на Ид, в любой словесной форме. Например, они могут сказать друг другу «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Да примет Аллах от Вас и от нас), «Ид мубарак» (Счастливого праздника). Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди встречали друг друга в день Ид, они говорили: «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Передано Ибн Хаджаром)
- Одевание своей лучшей одежды в день Ид . Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «У пророка (мир ему и благословение Аллаха) был джубба (плащ), который он носил на Ид и по пятницам». Аль- Байхаки сообщил, что Ибн Умар носил его лучшие одежды на Ид, таким образом, мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда они выходят на Ид.
- Изменение маршрута по возвращении с праздничной молитвы . Джабир ибн Абдулла (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял свой маршрут по возвращению в день Ид с праздничной молитвы. (Аль -Бухари).
Практически в каждой стране люди отмечают те или иные праздники, которые могут быть международными, национальными, религиозными, местными и так далее.
В мусульманском мире тоже имеются свои особенные торжественные дни, и некоторые из них напрямую связаны с исламской религией. Однако из-за наличия в исламе множества различных течений и правовых школ, некоторые праздники могут признаваться таковыми в одних общинах и не отмечаться - в других.
Лишь 2 праздника считаются общими для всех мусульман - это праздник разговения (Ид аль-Фитр, Ураза гает, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан гает, Курбан-байрам). На это указывает хадис Посланника Всевышнего (с.г.в.), гласящий: «Воистину, Творец заменил их (доисламские праздники - прим. IslamGlobal ) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (приводит Абу Дауд).
Остановимся на этих торжественных датах подробнее.
Как отмечается Ураза-байрам
День разговения (Ураза-байрам) - праздник, отмечаемый мусульманами по случаю окончания , который соблюдается верующими в Священный месяц Рамазан. Он приходится на первый день месяца Шавваль (в 2019 году - 4 июня) и продолжает отмечаться ещё два дня.
Элементы праздника следующие:
1. Выплата фитр-садака
На протяжении месяца Рамазан правоверные выплачивают специальную милостыню - она служит своеобразным актом материальной поддержки нуждающихся и способом очищения от маленьких грехов, которые были совершены в течение священного месяца ислама. В хадисе говорится: «Посланник Всевышнего обязал раздавать закят уль-фитр как средство очищения от скверных и пустых слов для постящегося, а также как угощение для нуждающегося» (Абу Дауд).
Отсюда следует, что тем, кто не пожертвовал садака фитр на протяжении Рамазана, надлежит выплатить её в День разговения, однако совершить это нужно до начала праздничной молитвы.
2. Праздничная молитва (гает-намаз)
Важнейшим событием этого дня для верующих должно стать совершение праздничного намаза. Время его совершения наступает приблизительно через полчаса после восхода солнца и завершается в момент нахождения солнца в зените.
В то же время в среде мусульманских богословов имеется разброс мнений относительно необходимости совершения данной молитвы. Одни мусульманские учёные относят это к категории необходимых деяний (ваджиб), другие же полагают, что выполнение ид-намаза желательно (суннат).
Кроме того, богословы разошлись во взглядах и насчёт возможности индивидуального совершения данной молитвы. Одни уверены, что читать праздничный намаз дозволено только с джамаатом, то есть коллективно, другие же полагают, что его совершение допускается и индивидуально.
При этом все мусульманские учёные едины во мнении, что от коллективного чтения ид-молитв в мечетях освобождаются следующие категории людей:
- женщины, которым праздничный намаз лучше совершить дома и в индивидуальном порядке;
- несовершеннолетние (с исламской точки зрения), то есть дети, не достигшие полового созревания;
- путники - ими, согласно Шариату, признаются люди, отдалившиеся от дома на расстояние более 87 км и на срок не более 15 суток;
- недееспособные как физически, так и душевно больные люди.
Перед праздничной молитвой мусульманам надлежит очиститься путём совершения полного омовения (), одеть чистую и красивую одежду и надушиться благовониями.
Сам праздничный намаз в целом схож с любым иным намазом, хотя и имеет свои отдельные особенности. Молитва состоит из двух ракаатов, в каждом из которых верующие совершают по 3 такбира. А в первом ракаате за прочтением суры , как правило, следует сура «Высочайший».
Кроме того, правоверные в этот день обычно навещают родственников, совершают благие дела, раздают милостыню, посещают могилы своих покойных родных и близких и т.д.
Как провести Курбан-байрам
Вторым по счёту, но не по значению, в исламском вероучении идёт праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-байрам). Его отмечают десятого числа месяца Зуль-Хиджа (в 2019 году он приходится на 11 августа) - спустя 70 дней после праздника разговения. В этот день мусульмане начинают совершать курбан в знак благодарности своему Создателю за те блага, коими Он их наделил. Само жертвоприношение может длиться до четырёх дней (см. ниже).
Ид аль-Адха включает следующие религиозные обряды:
1. Совершение праздничного намаза
Аналогично Дню разговения, верующие в Ид аль-Адха совершают праздничный намаз, который не имеет никаких отличительных особенностей от намаза, совершаемого в Ид аль-Фитр.
2. Жертвоприношение
Основное же событие Курбан-байрама - это, безусловно, сам обряд жертвоприношения. Совершение его в этот день восходит ко временам Пророка Ибрахима (а.с.), когда Аллах ниспослал тяжелейшее испытание, а именно - приказал ему принести в жертву своего старшего сына, Пророка Исмаила (а.с.). Убедившись, что Ибрахим (а.с.) готов с достоинством пройти данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу зарезать в качестве жертвы барана. В сборнике хадисов от Абу Дауда даже можно встретить изречение Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Жертвоприношение - это сунна Пророка Ибрахима».
Обряд жертвоприношения в Ид аль-Адха входит в число наиважнейших видов поклонения Единому Богу. Ведь в Своём Откровении Он призывает нас:
«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)
Однако в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения жертвоприношения. Одни относят это к категории необходимых действий (ваджиб). И в качестве довода приводят вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят жертвоприношение в Курбан-гает к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис: «Пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (Муслим). В данном случае эта часть учёных заостряет внимание на словах «кто желает совершить жертвоприношение…», что, на их взгляд, прямо указывает на желательный характер данного обряда.
Совершить курбан верующие могут как в 10-й день месяца Зуль-Хаджа, так и в последующие три дня, именуемые днями ташрика, которые так же считаются праздничными днями.
Добавим, что в Курбан-байрам, как и в день празднования Ид аль-Фитр, правоверные посещают своих родственников, усердствуют в совершении благих дел, раздают милостыню и т.д.
Различаются два вида желательных намазов (суннат-намазов): первый вид –это суннат-амазы, которые желательно совершать в одиночестве, например,ратибат, зуха, аввабин и др. Второй вид –это суннат-намазы, которые желательно совершит коллективно, то есть в джамаате.Об этом втором виде намазов и пойдет речь в нашей статье. Одним изних является суннат-намаз, который совершается в праздники Ид аль-Адха и Ид ал-Фитр.
Праздничный намаз (салат аль-идайн) является настоятельно рекомендуемой сунной. Есть слабое мнение, что это фарз аль-кифая (всеобщая обязанность, которая считается выполненной, если кто-либо из жителей того или иного населенного пункта совершит его). Салат аль-идайн совершают как в праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха), так и в праздник разговения, по завершении священного месяца Рамадан(Ид аль-Фитр). Этот намаз желательно совершить в джамаате, но может совершить один человек, а также путник и женщин. Время совершения этого намаза наступает с заходом солнца в праздничный день и продолжается до перехода солнца за зенит. Но желательно (сунна) отложить этот намаздо тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей.
Этот намаз представляет собой два ракаата обычного намаза с намерением совершить суннат-намаз Ид аль-Фитр или Идаль-Адха. После вступления в намаз читается молитва Ваджахту, затем следует семь раз произнести «Аллаху акбар», поднимая каждый раз руки, какпри вступлении в намаз. Между каждыми двумя такбирами желательно произнести «СубханаЛлахи вальхамду ли Лляхи ва лаиляха илляЛлаху ваЛлахуакбар». Затем произносится тааввуз (Аузуби Лляхи мина шшайтани рражим), и читается аль-Фатиха. После суры аль-Фатиха читается сура, и далее совершается обычный намаз. Когда встают на второй ракаат, не считая такбир, который произносится при вставании, произносят пять такбиров, как в первом ракаате. Важно знать, что все эти такбиры не являются фарзом, поэтому, если их забыли произнести, то их не компенсируют . Если человек, забыв произнести эти такбиры, начнёт читать суру аль-Фатиха, то считается, что он упустил произношение этих такбиров.
После суры аль-Фатиха в первом ракаате желательно прочесть суру Каф или суру Аль-Аала, а во втором ракаате – Аль-Камар или Аль-Гашия.
После завершения намаза желательно прочитать две хутбы, подобные по условиям и составным частям обеим , которые читают перед джума-намазом. В хутбе на Ид аль-Фитр желательно рассказать людям о , а в хутбе Ид-аль-Адха желательно разъяснить вопросы жертвоприношении. Первую хутбу желательно начать с произношения такбира (Аллаху Акбар). В первой хутбе такбир читают девять раз друг за другом, а во второй произносится семь такбиров.
Перед обоими праздниками желательно совершить полное омовение (искупаться). Время купания наступает после полночи в ночь перед праздничным днем. Желательно также использовать благовония и нарядиться, как на джума-намаз,в самую лучшую и дорогую одежду. Молодым и симпатичным девушкам нежелательно приходить на праздничный намаз, а пожилые женщины могут прийти, если им разрешат их мужья. Но и они не должны использовать благовония и должны выйти в домашней одежде.
Желательно совершать праздничный намаз в мечети, кроме тех случаев, когда люди не помещаются в мечеть. Имаму желательно назначить человека, чтобы тот помолился с больными и немощными людьми в больницах.
По пути на намаз и обратно желательно идти разными дорогами (маршрутами), чтобы оба маршрута в Судный день засвидетельствовали об этом. Предпочтительнее прийти на намаз заранее, а имаму желательно прийти поближе ко времени совершения намаза. Праздничный намаз в день жертвоприношения (Ид аль-Адха), желательно совершать как можно скорее, в начале отрезка времени, отпущенного на намаз, ибо сразу после намаза желательно совершить обряд жертвоприношения. А намаз в день разговения (Ид аль-Фитр) желательно немного отложить ввиду того, что желательно раздать до праздничного намаза.
В праздник разговения желательно немного поесть до намаза, а в праздник жертвоприношения, наоборот, желательно воздержаться от употребления пищи до завершения праздничного намаза.
Некоторые люди ошибочно полагают, что в праздник жертвоприношения пост соблюдается до тех пор, как употребить в пищу мясо жертвенного животного, но это явная ошибка. Более того, держать пост в эти праздничные дни запрещено. Необходимо лишь простое воздержание от употребления пищи до завершения намаза, а после намаза и от еды не воздерживаются.
Желательно при возможности идти на праздничный намаз спокойной походкой и пешком. Имаму нежелательно совершать другой суннат-намаз до праздничного намаза, ибо это противоречит тому, что делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), но другим людям разрешается совершать иные суннат-намазы до совершения праздничного намаза.
Чтение такбирав праздничные дни
После захода солнца в ночь на праздничный день желательно читать такбир. Этот такбир читается громко, во всех местах – дома, на улице, в мечетях и на рынках. Желательно читать его до тех пор, пока имам не приступит к совершению намаза в день праздника разговения (Ид аль-Фитр). В Ид Аль-Фитр также не читают такбир после намазов.
В праздник жертвоприношения желательно начать чтение такбира с утра дня Арафа и продолжать чтение до послеобеденного намаза последнего дня ташрика (айям-ат-ташкрик – три дня после дня жертвоприношения). В эти дни такбир особенно желательно читать после каждого фарз-намаза,а также после возмещаемого исуннат-намазов.
Самой лучшей формулой этоготакбира являются следующие слова:
اَلله ُاَكْبَر اَلله ُاَكْبَر اَلله ُاَكْبَر لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَر الله ُاَكْبَر وَللهِ الْحَمْدُ
ويستحب أن يزيد بعد الثالثة :
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ла илаха илляЛлахуваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли Ллахи ль-хамд »– три раза.
После третьего раза желательно добавить:
الله ُاَكْبَر كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً
«Аллаху Акбар кабиран ва ль-хамду ли Ллахи касиран ва субханаЛлахи букратан ва асила».
Поматериалам книги Имама Ан-Навави «Минхаджат-талибин »
Подготовил: Ахмад Магомедов
Вчера снимал в Дубае праздник Ид аль-Адху (Курбан-байрам), праздник жертвоприношения. В моей ленте было уже очень много постов о том, как встретили этот праздник в Москве, могу сказать, что Дубай мало чем отличается от Москвы. Меня больше всего удивило, что понаблюдать за обрядом приходит целыми семьями, очень много детей, все с интересом смотрят, как режут животным. Под катом репортаж из скотобойни, если вы более впечатлительны, чем дубайские малыши, то .
Согласно Корану, Архангел Джабраил (явился к пророку Ибрахиму) во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком. Праздник символизирует милосердие, величество Бога и то, что вера - лучшая жертва.
Как мне рассказали, власти Эмиратов борются с антисанитарией и не разрешают приносить жертвы на улице, поэтому к восьми утра на скотобойни выстроились огромные очереди.
Большинство приехало на машинах, те, кто пришел пешком, стояли в общей очереди.
Многие животные сопротивлялись, их приходилось нести на шее.
На скотобойни 2 отделения, для коров и верблюдов и для овец с баранами.
Услуга принесения в жертву любимного питомца стоит всего 150 рублей. Каждому животному присваивается номер.
Все уплачено, можно начинать.
Местное телевидение тоже снимало репортаж.
На конвеере животное поступает в цех...
Где ему перерезают горло. Только в этом цеху вчера было зарезано 3000 баранов и овец.
За происходящим внимательно наблюдают хозяева.
Сюда приходят семьями, маленькие мусульмане в восторге от зрелища. Чтобы было удобно наблюдать, для зрителей сделали специальный коридор со стеклянными стенами.
Видео пойдет в семейный архив.
Ути-пути!
Стол выдачи заказов. На все уходит не больше 10 минут.
Детей очень много, кажется, все получают большое удовольствие от аттракциона.
Кстати, Ид аль-Адха традиционно начинается через 70 дней после окончания поста и длится три дня. В честь этого мусульманского праздника в торговых центрах Дубая проводятся многочисленные распродажи.
Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. Как сказал об этом Всевышний: «…то ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты».
Но многие жители Эмиратов предпочитают приносить жертвы по-старинке, в пыльных дворах.
Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка - двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.
Кстати, в большинстве дворах убивали и разделывали почему-то именно верблюдов.
В дело вовлечена вся семья.
Хорошо иметь дорой внедорожник с большим багажником.
Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.