Изготовление по-настоящему качественных трубок - кропотливый процесс, подразумевающий множество этапов. Сегодняшний рассказ посвящен изготовлению трубок мастером Александром Бондаревым.
Как и многие мастера Александр самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.
Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.
Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.
Бриар — это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.
Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.
Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй — сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.
Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.
У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр:)
Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой:)
Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.
А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.
Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.
Очень важный этап — сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.
Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.
Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.
Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.
После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.
С лаками трубки не дружат, только полировка.
Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.
Заключительный штрих — печать мастера.
На каждой трубке проставляется маркировка в виде фамилии мастера, даты рождения трубки и ее качества. У каждого трубочника своя шкала и он на свое усмотрение оценивает трубки.
Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.
А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки:)
«Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо»:) Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.
Вот так выглядит готовая трубка. На изготовление этой трубки у меня ушло два полных рабочих дня. Это большая удача: в среднем на трубку уходит больше времени, поскольку часто заготовки уходят в брак из-за скрытых дефектов материала (трещины, каверны). Плюс у меня было заранее подготовленное колечко из бивня мамонта.
Материал, из которого делаются трубки, называется бриар. Это нарост в корневой системе древовидного вереска - деревца, обитающего вокруг средиземного моря в засушливом климате в каменистой почве. В этом пористом наросте деревце накапливает влагу, а из грунта впитывает минералы, делающие его твердым и почти не горючим. Именно такие сложные условия произрастания делают этот материал идеальным для изготовления курительных трубок.
На этом снимке грубо вырезанный и расчерченный блок. В исходном блоке трубка размещена под углом, потому прежде чем вырезать, пришлось наклеить на эпоксидку обрезки бриара. Сейчас они видны по углам. Это упростит фиксацию заготовки в токарном станке. А в последствии эти уголки срежутся.
У деревянной части трубки - стаммеля - будет два отверстия. Одно в чубуке для крепления мундштука (мортиз), и одно в чаше - табачная камера. Из дна мортиза в одно табачной камеры будет просверлен дымовой канал. Оси всех трех сверловок находятся в одной плоскости, она расчерчена посередине блока.
Это колечко из бивня мамонта. Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.
Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.
Вот так выглядит сам бивень.
Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.
На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.
Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.
Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.
Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.
Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.
Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.
Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.
Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.
Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.
За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.
На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.
Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.
В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.
Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.
Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.
Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.
На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.
Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.
Затем уже грубо вывожу всю форму.
Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.
Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.
Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.
На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.
Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.
Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:
Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.
Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.
Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.
На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.
Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.
Поточил еще.
Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.
Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).
Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.
Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.
Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.
Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.
Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.
Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.
Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.
Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.
Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.
На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.
Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова. В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.
11 Янв 2013Из чего делают курительные трубки?
Многие люди, задумываясь о первой покупке, чаще всего представляют себе курительную трубку просто как некое изделие из дерева с мундштуком. Однако придя в магазин и увидев широкий ассортимент трубок, мы понимаем, что не все так просто, как мы себе это представляли. Так из чего же делают трубки? Какими они бывают?
Глиняные трубки | Clay Pipes
Глина, пожалуй, является одним из самых древних материалов, из которого когда-либо изготавливали трубки для курения на «Большой Земле». Это и не удивительно, так как глиняные изделия проходят закалку огнем и температура горения табака вряд ли чем-либо сможет навредить материалу трубки.
Трубки из глины делают по сей день и у таких трубок есть свой круг поклонников, но есть у этих трубок и ряд существенных минусов: трубки из глины, как и многие изделия из нее, достаточно хрупки, к тому же, они легко нагреваются и об такую трубку можно обжечься. Иногда можно встретить глиняные трубки с двойными стенками и прослойкой воздуха между ними, что значительно снижает риск ожога.
Также, к минусам курительных трубок из глины можно отнести повышенную влажность курения и отсутствие такого фактора, как «вкус трубки». В наши дни глиняные трубки представляют собой, по сути, больше декоративные изделия, нежели утилитарные. Они чаще других встречаются в различных музеях, но в обиходе современного курильщика уступили место трубкам из других материалов.
Фарфоровые трубки | Porcelain Pipes
Курительные трубки из фарфора еще сравнительно недавно были очень популярны в Европе. По сути, фарфоровыми в них были только чаши и иногда часть чубука, все остальное представляло собой полет фантазии мастера. Трубки могли быть небольшими и аккуратными, а могли достигать в длину полуметра и более. Чаши фарфоровых трубок нередко расписаны вручную, но современные трубки из фарфора в большинстве своем принадлежат к классу сувениров.
Пенковые трубки | Meerschaum Pipes
Курительные трубки из пенки (meerschaum, нем. – морская пена) появились примерно в первой трети XVIII века. Наиболее крупные месторождения этого минерала (сепиолита) находятся в Турции и у берегов Африки. Также есть отложения сепиолита и в Феодосии. Пенка из различных регионов отличается плотностью, но в целом представляет собой пористый и легкий минерал практически белого цвета. Пенка хорошо впитывает влагу и является жаростойким материалом. Это, а также низкая теплопроводность сепиолита, сделала этот минерал популярным для изготовления курительных трубок. Податливость пенки при обработке, позволяет делать трубки самых невообразимых форм, украшенных фигурами и узорами, поражающими количеством деталей.
На рубеже XIX-XX веков в качестве материала для изготовления трубок была популярна танзанийская пенка (Африка). Минерал, добытый в этом регионе, обладал достаточной пористостью, и при этом его прочность позволяла не «дрожать над трубками». Но из-за постоянной политической нестабильностью этого региона, приводившей к перебоям с поставками минерала, производители были вынуждены отказаться от закупок сепиолита в Африке. Тогда на сцену вышла пенка из Турции. Она заметно мягче танзанийской и трубки из нее более хрупкие, но и сегодня трубки из сепиолита пользуются немалой популярностью у курильщиков.
На рынке присутствует несколько типов пенки, из готорых делают трубки, и о двух из них стоит поговорить отдельно – это блочная и прессованная пенка. В первом случае трубку вырезают из цельного куска (блока) минерала. Во втором – пенковую крошку прессуют, заливая клейким веществом. Трубки из прессованной пенки значительно дешевле, но и качество их сильно уступает трубками из цельного блока.
Кукурузные трубки | CornCob Pipes
Трубки из кукурузы обязаны своим рождением голландскому ремесленнику, перебравшемуся на ПМЖ в Америку. Он обосновался в небольшом поселке на берегу Миссури, благодаря чему трубки получили название «Missouri Meershaum». Изначально это название было именем собственным, которое носила и продолжает носить компания, которая выпускает кукурузные трубки, но постепенно «миссурийской пенкой» стали называть все подряд трубки из кукурузы, сделав это название нарицательным.
Трубки в буквальном смысле делают из початков кукурузы, которые продолжительное время сушатся и с которых оббивают зерна. В середине початка сверлят табачную камеру, вставляют чубук с мундштуком и трубка готова. Кукурузные трубки являются, по сути, одноразовым инструментом для курения, но их дешевизна и нестандартный внешний вид делают их довольно популярными среди курильщиков.
Подробнее о кукурузных трубках вы сможете прочесть в одном из номеров нашего журнала.
Калабаш, трубки из тыквы | Calabash
Изначально калабаши изготавливались (и продолжают изготавливаться) действительно из тыквы, которой во время выращивания придавали необходимую форму. Полость внутри высушенной тыква играет роль большой воздушной камеры, в которой остывает дым. Сам же табак тлеет в камере, которая изготавливается из морской пенки или фарфора.
Оригинальные калабаши представляют собой достаточно крупные трубки, имеющие U-образную форму и характерную «шляпу-гриб» из вставки. Иногда вместо тыквы используют дерево различных пород со вставками из бриара или пенки. Также, «миниатюрные копии», лишенные воздушных камер, оригинальных калабашей вырезают из пенки или бриара, повторяя общую форму калабаша. В конструктивной части такие трубки могут иметь мало общего с тыквенными трубками, но характерные линии контура дали название одной из форм курительных трубок .
На рисунке слева вы видите как раз одну из таких трубок: великолепную работу датского мастера Тома Элтанга – трубку, сделанную из бриара в форме калабаша.
Falcon Pipes
Курительные трубки, получившие название Falcon, представляют собой гибридные трубки с основанием из металла со сменными чашами из пенки или бриара, которые вкручиваются в основание. Эти трубки ничем особенным не выделяются и являются, в общем-то, очередным и пройденным этапом эволюции курительных трубок.
Я сознательно внес трубки Falcon в статью, описывающую материалы, используемые для изготовления трубок, а не в раздел, посвященный формам трубоок. Использование в конструкции металла не позволяет мне опустить упоминание об этих трубках в этой статье.
Бриаровые трубки
Бриаром (bruyere, briar, etc.) называют шарообразный плотный нарост у основания куста вереска, переходящий в корни. Основными регионами, поставляющими бриар для трубок, являются Корсика, Алжир, Италия и Греция. Отличительными особенностями бриара является его относительная жаропрочность. Тем не менее, новые бриаровые трубки необходимо обкурить – в процессе обкуривания трубки на стенках табачной камеры образуется тонкий углеродный слой – нагар – дающий дополнительную защиту табачной камере, а также собирающий излишнюю влагу, образующуюся при курении. Хорошо просушенный бриар довольно легок, что позволяет держать трубку в зубах без особых усилий. Если, конечно, он не величиной с дом.
При всей своей плотности и трудности в обработке, бриар, как любая древесина, пронизан капиллярами, благодаря которым трубка может «дышать» – собирать и возвращать вкус куримого в ней табака. Эта особенность, которой обладают, в общем-то, только курительные трубки из вереска, породила появление такого термина, как «вкус трубки», который приобретает трубка по мере курения. Каким он будет – хорошим или плохим – зависит от качества бриара, качества изготовления трубки, от степени обкуренности трубок и, конечно же, от характера куримого в ней табака.
Благодаря своим свойствам, бриар на сегодняшний день является самым популярным материалом для изготовления курительных трубок. Многие курильщики считают его лучшим, что вполне заслуженно, и даже единственно приемлемым материалом для изготовления курительных трубок.
Post Scriptum
В наши дни можно встретить курительные трубки из куда большего количества материалов, чем перечислено в этой статье: полностью из металла, из углеродного волокна, из прессованной стружки и жаропрочного пластика, из различных пород фруктовых и не очень дерева. Электронная начинка многих современных (стремящихся стать модными) трубок, их hi-tech-дизайн или же наоборот, стремление всеми средствами упростить иудешевить производство трубок, породило большое количество «монстров», напрочь лишенных того, за что мы любим курительные трубки – их способность доставлять удовольствие курильщику своим вкусом и вкусом куримого табака. Если наши с вами стремления схожи, то, мне кажется, на подобные «поделки» нет смысла даже обращать внимание.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-219849-29", renderTo: "yandex_rtb_R-A-219849-29", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Многие согласятся, что курение стало обычным делом в нашей повседневной жизни. Сейчас модно курить вейпы, кальяны, сигареты, бонги, а некоторые все-еще предпочитают окунуться в атмосферу прошлого с помощью курительной трубки. В этой статье мы поговорим о том, что же представляет из себя подлинная курительная трубка, разберемся из чего производят этот аксессуар для курения и постараемся определить какому устройству из былых лет стоит отдать предпочтение настоящему джентльмену.
Что такое курительная трубка
Курительная трубка представляет собой специальное приспособление, предназначенное для курения табака, который предварительно подготавливают и нарезают. Именно курительная трубка была тем самым аксессуаром, с помощью которого все человечество пристрастилось к пагубной привычке. Данный вид курения был очень популярен почти до середины XX века, пока его не потеснили сигареты и папиросы. И хотя в настоящее время такой способ курения не очень популярен, европейские курительные трубки из дерева до сих пор находят своих истинных ценителей, и пользуются популярностью в узких аристократических кругах общества.
Восточной модификацией курительной трубки является кальян. Только он имеет более сложное устройство и предназначается для курения не сухого табака, а влажных табачных и бестабачных смесей, курительных камней и кремов.
Все курительные трубки имеют схожее устройство и состоят из следующих частей:
- чаша,
- камера,
- чубук,
- мундштук,
- прикус,
- шейка мундштука,
- дымовой канал;
- фильтр
Каждая из частей выполняет определенную функцию. Но сейчас мы не будем на этом останавливаться.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-219849-21", renderTo: "yandex_rtb_R-A-219849-21", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");Перед тем, как приступить к курению, необходимо предварительно очистить устройство от сгоревшего табака и грязи, и только потом набить новым. Казалось бы, что курительная трубка очень простое приспособление и для ее курения, кроме табака, больше ничего не требуется. Но это не так. Есть много необходимых аксессуаров упрощающих процесс подготовки к курению, а также предназначенных для ухода за этим устройством. Это различные топталки, ершики, ножики и т.д.
За все время существования курительной трубки, ее внешний вид и отношение к ней очень сильно изменились. Из простого и дешевого приспособления, она превратилась в часть имиджа. И это уже не продукт массового производства с низким качеством, а дорогой единичный товар, в последнее время авторского исполнения. Набирает популярность коллекционирование раритетных экземпляров, создаются сообщества их ценителей.
Материалы
Всем, кто хочет приобщиться к культуре курения трубок, следует знать, что их разновидностей существует очень большое количество. Классифицируют их по следующим параметрам:
- материалу изготовления;
- форме.
В этой статье мы более подробно опишем материалы, из которых производят эти устройства, а какие формы бывают, расскажем в следующий раз.
Дерево
Одними из самых популярных являются курительные трубки из дерева. Чтобы они хорошо и долго служили, необходимо тщательно подходить к выбору древесины, из которой сделана трубка. Вид древесины влияет не только на прочность и форму устройства, но и на вкус табачного дыма. Самой лучшей древесиной является бриар, но он и стоит не дешево.
Бриар – это плотный древовидный нарост между корнем и стволом кустарника из семейства вересковых. Лучше всего подойдет древесина средиземноморского бриара, выросшего на богатых кремнием почвах. Высокое содержание кремния не позволяет трубке гореть, а пористая структура этой древесины замечательно впитывает влагу, которая образовывается во время курения. Самые лучшие экземпляры получаются из 80-100 летних растений.
Курительные трубки из бриара не только огнестойкие. У них есть особенность собирать и возвращать аромат табака, который в них курили. Это и есть вкус трубки, который устройство приобретает в процессе его эксплуатации. Каким будет этот вкус, будет зависеть от качества древесины, качества обработки, от того, как часто пользуются устройством и, естественно, от табака, который курят.
Недорогие курительные трубки производят из груши или бука. Прочая древесина подходит хуже, а хвойные породы для этой цели вовсе не годятся. Дешевые курительные трубки могут быть из разных фруктовых деревьев, березы или бука, но покупать их не стоит. Поскольку при курении они прогорают, придавая дыму неприятный привкус, а влага собирается и вытекает из мундштука вместе со смолами и пеплом.
Иногда можно встретить курительные трубки из морты – мореного дуба, пролежавшего веками в торфе или глинистой почве. Такая древесина очень прочная и хорошо подходит для таких устройств. Но поскольку запасы этого материала не большие, то для промышленного производства морта не используется.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-219849-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-219849-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Морская пенка
Отличным материалом для курительных трубок является пенка (Meerschaum). Слово Meerschaum переводится с немецкого языка как «морская пена» и хорошо характеризует такие качества как легкость и белизну. Пенкой называют сепиолит – это пористый минерал белого цвета, самый качественный добывается в Турции, неподалеку от города Эскишехир. Пенковые трубки имеют такие же свойства, что и бриаровые – они жароустойчивы, слабо теплопроводны и гигроскопичны, что очень важно для этих устройств. За счет высокой влагопоглощающей способности пенковая трубка со временем меняет цвет с белого на золотистый, вишневый или коричневый. Невозможно угадать, через сколько времени устройство поменяет цвет – может пройти и 2 месяца и год. В большей степени на это будет влиять частота и интенсивность курения, а в меньшей — сорт табака.
Преимущество пенковых трубок перед бриаровыми в том, что устройство из пенки можно курить несколько раз в день, тогда как бриаровые необходимо сушить после каждого сеанса курения. Но изделия из сепиолита очень хрупкие и обращаться с ними нужно очень аккуратно.
Тыква
Также существует курительная трубка из тыквы, которая носит название калабаш. Calabash в переводе с английского — бутылочная тыква или горлянка. Долгое время производили трубки из тыквы с чашами из морской пенки или фарфора, но их создание очень трудоемкое и, на сегодняшний день, эти устройства очень дорогие. Поэтому и используют красное дерево или бриар для создания курительных устройств, придавая им похожие формы, и выдают их за калабаш.
Главной особенностью трубки из тыквы является наличие воздушной камеры, которая расположена ниже чаши. В этой камере дым охлаждается и смягчается.
Трубки из тыквы и из пенки очень схожи функционально, но дым с калабаша получается гораздо мягче и прохладнее.
Кукуруза
Одними из недорогих устройств, считаются курительные трубки из кукурузы. Их производят из кукурузных початков, которые предварительно подсушивают около 2-х лет. Затем из них формируют чаши, погружают в смесь на основе гипса, а затем покрывают лаком.
Кукурузные трубки не нуждаются в обкуривании, как бриаровые, поэтому могут быть рекомендованы новичкам в качестве первой трубки. Из недостатков можно отметить то, что их необходимо долго просушивать, а так же их небольшой строк эксплуатации – меньше чем за два года они прогорают. Но, поскольку это дешевые курительные трубки, то их можно просто заменить новыми, ведь в плане вкусовых качеств они являются достойной альтернативой устройствам из бриара.
Другие материалы
Трубки из глины в наше время не популярны в плане курения, хотя они прочны и их легко изготавливать. В большинстве случаев такие экземпляры пополняют частные коллекции. То же самое касается и фарфоровых устройств.
Металл для трубок используется, в основном, как отделка или для некоторых деталей. Курительные устройства с металлической чашей не очень удобны для курения табака, поскольку очень сильно нагреваются, а вот для курения наркотических веществ они вполне могут использоваться.
Также, в последнее время, появились трубки из пластика. Но это совсем неподходящий материал для такого устройства и не может использоваться по назначению, их можно покупать в качестве сувениров.
Мы рассмотрели только некоторые материалы, из которых делают курительные трубки. Но в погоне за низкой ценой, не стоит забывать о своем здоровье. Ведь правильная курительная трубка не будет стоить дешево, зато будет более качество фильтровать табачный дым и приносить удовольствие вкусом Вашего любимого табака.
Как и обещал, публикую статью об изготовлении курительной трубки . Отснял заготовку на каждом этапе, но все никак руки не доходили написать для каждой фотки текст. Огромная, как выяснилось, работа.
UPDATE !!!
Статья уже здорово устарела, а написать новую
все времени нет:) Зато есть более свежее видео, вернее,
целый фильм . Это 2015 год. Как найду время, обязательно
сниму новое видео, и отдельные видео по разным этапам
процесса. Так что переходите по ссылке,
подписывайтесь на канал:)
Это колечко из . Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.
Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.
Вот так выглядит сам бивень.
Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.
На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.
Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.
Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.
Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.
Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.
Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.
Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.
Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.
Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.
За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.
На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.
Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.
В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.
Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.
Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.
Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.
На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.
Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.
Затем уже грубо вывожу всю форму.
Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.
Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.
Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.
На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.
Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.
Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:
Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.
Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.
Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.
На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.
Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.
Поточил еще.
Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.
Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).
Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.
Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.
Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.
Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.
Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.
Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.
Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.
Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.
Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.
На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.
Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова . В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.