Источник для создания повести кавказский пленник. Из истории рассказа «Кавказский пленник

12.02.2020

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

История создания рассказа

Льва Николаевича Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ


познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,

вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция»,

помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа


Лев Николаевич Толстой –

п исатель, общественный деятель, педагог

В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог устроить ещё 20 в окрестностях, и это занятие очень его увлекло.

В 1871 г. он начинает составлять «Азбуку» - школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Книга открывается алфавитом; каждую из букв иллюстрирует картинка: «А» - арбуз, «Б» - бочка, «Р» - рыба.

Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов нравоучительного характера. Все вы помните «Притчу про лгуна», которая повествует о мальчике, трижды обманывавшем пастухов. Когда на охраняемое им стадо действительно напали волки, крики о помощи оказались бесполезными: юному лжецу никто не поверил.


История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году.

1872 г.

Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе.


История создания рассказа

«Кавказский пленник»

В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной.

Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.


История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.


История создания рассказа

«Кавказский пленник»

У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли.

Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.


История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена.

Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа

«Кавказский пленник».


История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Прочитав название, предположите, о чём пойдет речь в произведении?

Сюжет рассказа прост:

попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог .


История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Кто такой кавказский пленник?

Кавказский пленник -

человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе.

Предположите, почему же Л.Н.Толстой даёт название рассказу «Кавказский пленник», а не «пленники»?

В плен попадают два офицера, но лишь один из них оказался по-настоящему «пленён». Другой офицер сумел освободиться, именно он – герой рассказа Толстого.


Сюжет и композиция рассказа

«Кавказский пленник»

Работа с терминами

небольшое повествовательное произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах жизни человека.

Рассказ - это…

Эпизод - это…

изображение одного события, имеющего начало и конец.

цепь событий, происходящих в произведении.

Сюжет - это…

Композиция - это…

построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

Перечислите элементы композиции.

Экспозиция.

Развитие действия.

Кульминация.

Развязка.


Композиция рассказа

«Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Заполните таблицу после прочтения произведения.


Желаю внимательного прочтения рассказа

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.

Кавказский пленник

Иллюстрация 1916 года (Michael Sevier)
Жанр рассказ
Автор Лев Николаевич Толстой
Язык оригинала русский
Дата написания
Дата первой публикации , журнал «Заря »

Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник ».

История

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своём дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» . По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя ,

Мирный чеченец Садо, с которым ехал Л. Н-ч, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил её своему другу Л. Н-чу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Л. Н-ч, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло их. Они успели приблизиться к Грозной , где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.
Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шел медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и еще четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем , горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утесов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое - Толстой и Садо - по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам, вместе с Садо, во весь дух помчался вперед к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер, убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под нее высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях.

Во время активного составления «Азбуки» Толстой написал рассказ о кавказском пленнике. Посылая рассказ Н. Н. Страхову в марте 1872 года, Толстой отметил :

Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в журнале «Заря» (1872, № 2). Он вошёл в «Четвёртую русскую книгу для чтения», вышедшую 1 ноября 1872 года .

Сам Толстой высоко оценивал свой рассказ и упоминал его в трактате «Что такое искусство? » в следующем контексте :

…свои художественные произведения я причисляю к области дурного искусства, за исключением рассказа «Бог правду видит », желающего принадлежать к первому роду, и «Кавказского пленника», принадлежащего ко второму.

При этом «второй род» хорошего искусства определяется им там же как «искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусство всемирное».

Комментируя данный трактат, философ Лев Шестов замечает, что «…он на самом деле превосходно понимает, что никогда его „Кавказский пленник“ или „Бог правду знает, да не скоро скажет“ (только эти два рассказа из всего, что им написано, относит он к хорошему искусству) - не будут иметь для читателей того значения, которое имеют не только его большие романы - но даже „Смерть Ивана Ильича “» .

Сюжет

Действие происходит во время Кавказской войны . На Кавказе служит офицер Иван Жилин. Его мать присылает письмо, в котором просит навестить её, и Жилин выезжает из крепости вместе с обозом. Обоз едет медленно, и Жилин и другой офицер - Костылин - решаются поехать вперёд одни. Потом они натыкаются на нескольких конных «татар» (горцев-мусульман). Когда Костылин видит татар, он уезжает, бросая Жилина одного, а те подстреливают лошадь оставшегося офицера и берут его в плен.

Жилина привозят в горное село, где продают Абдул-Мурату. У того же хозяина позже оказывается Костылин, которого также поймали татары. Абдул заставляет офицеров написать письма домой, чтобы за них дали выкуп. Жилин указывает на письме не тот адрес, понимая, что его матери всё равно не собрать требуемой суммы.

Жилин и Костылин живут в сарае, а днём на ноги им надевают колодки . Жилин мастерит кукол, привлекая местных ребят и прежде всего - 13-летнюю дочь Абдула, Дину. Во время прогулок по аулу и окрестностям Жилин прикидывает, в какую сторону можно бежать обратно в русскую крепость. По ночам он делает подкоп в сарае. Дина иногда приносит ему лепёшки или куски баранины.

Когда Жилин замечает, что жители аула встревожены из-за смерти одного из односельчан в бою с русскими и легко могут сорвать свой гнев на пленных, он решается на побег. Они с Костылиным ночью пролезают в подкоп и пытаются пробраться к лесу, а оттуда к крепости. Однако из-за неповоротливости тучного Костылина они не успевают дойти - их замечают татары и привозят обратно. Теперь их сажают в яму и не снимают на ночь колодок. Дина продолжает иногда носить Жилину еду.

Понимая, что горцы боятся прихода русских и могут убить пленных, Жилин однажды с наступлением ночи просит Дину принести ему длинную палку, с помощью которой он вылезает из ямы. Разболевшийся и раскисший Костылин остаётся там. Жилин пытается сбить замок с колодок, но не может этого сделать, в том числе и с помощью Дины. Пробравшись через лес, на рассвете главный герой выходит к расположению русских войск. Впоследствии Костылина с крайне подорванным здоровьем выкупают из плена.

Отзывы

«Кавказский пленник» написан совершенно особым, новым языком. Простота изложения поставлена в нем на первом плане. Нет ни одного лишнего слова, ни одной стилистической прикрасы... Невольно изумляешься этой невероятной, небывалой сдержанности, этому аскетически строгому исполнению взятой на себя задачи рассказать народу интересные для него события «не мудрствуя лукаво». Это подвиг, который, пожалуй, окажется не под силу ни одному из прочих корифеев нашей современной литературы. Художественная простота рассказа в «Кавказском пленнике» доведена до апогея. Дальше идти некуда, и перед этой величественной простотой совершенно исчезают и стушёвываются самые талантливые попытки в том же роде западных писателей.
Тема «русский среди чеченцев» - это тема «Кавказского пленника» Пушкина. Толстой взял то же название, но рассказал всё по-другому. Пленник у него русский офицер из бедных дворян, такой человек, который всё умеет делать своими руками. Он почти что не барин. Попадает он в плен потому, что другой, знатный офицер, ускакал с ружьем, не помог ему, а сам тоже попался. Жилин - так зовут пленника - понимает, за что горцы не любят русских. Чеченцы люди чужие, но не враждебные ему, и они уважают его храбрость и умение починить часы. Пленника освобождает не женщина, которая в него влюблена, а девочка, которая его жалеет. Он пытается спасти и своего товарища, взял его с собой, но тот несмел, неэнергичен. Жилин тащил Костылина на плечах, но попался с ним, а потом убежал один. Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза - спокойная, никаких украшений в ней нет и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину - хорошему человеку, и того, что мы про него знаем, нам достаточно, да он и сам не хочет знать про себя многого.

Экранизации

Аудиопостановки

Существует несколько аудиоверсий рассказа:

  • Бруно Фрейндлих , запись 1960 года.
  • Л. Толстой. «Кавказский пленник» (Цикл/Серия: Аудиособрание сочинений. Том 4) - читает Вячеслав Герасимов. Студия АРДИС, 2003.
  • Л. Толстой. «Кавказский пленник» - читает Владимир Шевяков . Художественный руководитель - заслуженная артистка России Наталия Литвинова. Общее время звучания - 67 минут. 1С:Аудиокниги, 2006. ISBN 5-9677-0344-6 .

В школьном курсе русской литературы рассматривается вопрос, почему рассказ назван «Кавказский пленник» Л.Н. Толстым. Ведь он мог использовать любое другое название, которое бы отражало суть произведения. Например, «Жилин», «Побег», «Побег из кавказского плена» или, наконец, «Пленник Кавказа». За ответами стоит обратиться к жизни Льва Николаевича или к сюжету самого рассказа.

Сказать о влиянии известных произведений наверняка невозможно, только лишь предположить. Скорее всего, Толстой решил создать более жизненное произведение, без романтики. Его повесть имеет счастливое завершение в отличие от трагедий, разыгравшихся в поэмах Пушкина и Лермонтова. Ведь произведение писалось для детей по специальному заказу для «Азбуки».

2. Освещение актуального вопроса русских пленных на Кавказе.

В середине 19 века шла ожесточенная война на Кавказе. Свое отражение она получила во многих произведениях русской литературы. Лев Николаевич изложил свое видение вопроса плена. Поэтому и название он выбрал соответствующее.

3. Воспоминание о случае из своей жизни.

В своих дневниках писатель описывает случай, произошедший на Кавказе. Он едва не попал в плен. Возможно, в повести раскрыты его чувства в тот момент. Также можно предположить, что Жилин – это олицетворение самого Льва Николаевича, так бы вел себя он, оказавшись в плену у горцев.

4. Соответствие содержанию.

Стоит ли искать сложный подтекст там, где его не было? Просто из всех возможных вариантов названий о пленнике был выбран именно этот.

Краткое содержание

Главный герой – офицер Жилин, который служил на Кавказе. Получил он однажды письмо от матери, в котором женщина сообщала, что нашла сыну прекрасную партию. Ему пора было приехать домой погостить, а по возможности и свадьбу сыграть.

Отправился военный в путь. Время было неспокойное – шла война между Россией и Кавказом. Поэтому передвижение населения крепости осуществлялось на обозе в сопровождении солдат несколько раз в неделю.

Жилин не мог ехать с обозом из-за его неторопливого передвижения, поэтому вырвался вперед. К нему присоединился еще один русский военный – Костылин. Оторвавшись от сопровождения, они подвергаются нападению татар, которые берут русских в плен.

Пленных закрывают в сарае и заставляют писать родным письма с просьбой прислать выкуп. Костылин сразу подчинился. А Жилин письмо написал, но адрес указал неверный, ведь его пожилая мама не имела таких денег, да и расстраивать сын ее не хотел.

Костылин с нетерпением ждет ответа из дома, а его «сожитель» разрабатывает план побега. Жилин времени зря не теряет: рукодельничает и чинит различные вещи. Кукол из глины он выставляет на крышу, чтобы девочки, живущие неподалеку, могли их увидеть.

Только хозяйская дочка Дина осмелилась взять куклу. Она с удовольствием с ней играла: наряжала, качала, укладывала спать. Но женщина, которая жила под одной крышей с девочкой, рассердилась и разбила ее. Тогда Жилин сделал игрушку еще лучше прежней и подарил Дине. В знак благодарности она принесла пленнику кувшин с молоком.

Так они подружились. Хозяйская дочка привязалась к Жилину, носила ему тайком молоко и сырные лепешки. Он же с удовольствием делает для нее разных куколок. Узнав о том, что у пленного золотые руки, хозяин принес ему поломанные часы. За то, что Жилин их починил, татарин подарил ему один из своих старых бешметов.

Скоро вся окрестность знала, что русский пленник мастер на все руки. И тогда к нему начали ходить татары, каждый со своей просьбой. Один раз даже попросили больного вылечить. Так Жилин наладил хорошие отношения со многими жителями поселения. Его доброе сердце покорило даже хозяйскую собаку, которую он смог приручить.

Офицер делает в сарае подкоп, постепенно изучает дорогу, по которой лучше убежать. Через несколько дней после поминок убитого татарина, Жилин решается на побег. Уговаривает Костылина бежать с ним. Ночью пленники совершают задуманное.

Добравшись до леса, Костылин сбавляет темп, у него разбиты ноги в кровь. Просит его оставить, но Жилин даже слышать об этом не хочет и тащит товарища на спине. Случилось так, что беглецов увидел татарин, проезжавший по лесу. Он сообщил хозяину и другим жителям о побеге. Русских быстро догнали с собаками.

Один татарин предлагает убить слишком шустрых пленных, но хозяин отказывается. В этот раз товарищей посадили в яму, одели кандалы. Заставили еще раз написать родным о выкупе. И предупредили, что если через две недели денег не будет – их убьют.

В таких условиях Жилин теряет надежду на возвращение домой. Но его спасением оказывается Дина, которая приносит еду. Тогда Жилин решил попросить ее о помощи. Девочка ночью принесла длинную палку, по которой пленник выбрался наверх. На предложение Жилина бежать Костылин отвечает отказом, и тогда пленник совершает побег сам.

Трогательное расставание с Диной запомнилось русскому офицеру на всю жизнь. Девочка плакала, она привязалась к доброму человеку. На дорогу хозяйская дочь положила в карманы Жилина сырные лепешки. В знак благодарности пленник погладил Дину по голове и скрылся в темноте.

Колодка мешает Жилину идти, он выматывается, и тогда начинает передвигаться ползком. Таким образом беглец добирается до степи, за ней находились русские солдаты. Во время пересечения открытого пространства Жилина замечают татары и начинают преследование. От безысходности беглец начинает звать на помощь и махать руками.

К счастью, солдаты услышали крик и подоспели быстрее татар. Так был спасен офицер, который после всех событий остался служить на Кавказе. А домой так и не поехал. Он посчитал, что не судьба. Костылин тоже был спасен – его выкупили родные за пять тысяч.

Из содержания понятно, что герой Жилин по фамилии читателям не известен. Поэтому, если назвать произведение его именем, то не будет понятно, о чем пойдет речь. Ведь суть повести заключается не в том, чтобы рассказать о личности русского офицера. Основная идея – поведать читателям о судьбах русских пленников на Кавказе. Ведь имя Жилина так и не указано, не описана его внешность, потому как этот образ является собирательным.

Это интересно:

В литературе существует несколько произведений с одноименным названием «Кавказский пленник», одна поэма принадлежит руке А. С. Пушкина, вторая – М. Ю. Лермонтова. Также существуют рассказы: неизвестного автора, подписавшегося Н. М., и написанный Л. Н. Толстым. Похожую повесть явил свету В. Маканин, которую назвал «Кавказский пленный».

В рассказе Владимира Маканина «Асан», повествующий о военных действиях в Чечне, главный герой имеет фамилию Жилин, как у Толстого.

По мотивам произведения сняты несколько одноименных фильмов. Один из них – это классическая экранизация, а действие второго происходит во время войны в Чечне.

Возможно, Толстой использовал материалы других произведений при написании рассказа. Это могли быть одноименные произведения того же Пушкина или Михаила Юрьевича Лермонтова, а также неизвестного Н. М. Повесть последнего автора вызвала у Толстого некоторое напряжение, потому как содержала некоторые ошибки, которые писатель в своем творчестве не допускал. Также основой произведения могли послужить «Воспоминания кавказского офицера» - записки полковника Торнау.

Интересное занятие – предполагать, почему то или иное произведение так называется, хотя некоторые из них имели совершенно другие рабочие названия. Так, например, многие интересуются, почему повесть называется «Ася» И. С. Тургенева или «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Конечно же, наверняка может рассказать только сам автор.

Урок № 36.

Тема. Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа
«Кавказский пленник». Яснополянская школа.

Цель:

· познакомить ребят с фактами биографии Л.Н.Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявить историко-литературные основы рассказа;

· формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развиватьнавыкиработы с иллюстрациями;

· воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н.Толстого.


Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

· Родился Л.Н.Толстой 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

· Прадед – Пётр Андреевич Толстой.

· Дед со стороны матери – князь Николай Сергеевич Волконский.

· Дед писателя со стороны отца – граф Илья Андреевич Толстой.

· Отец поэта – граф Николай Ильич Толстой.

· Мать поэта – Мария Николаевна Толстая (урожд.Волконская).

· Родство с А.С.Пушкиным, с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

· 1844 г. – поступление в Казанский университет.

· 1851 г. – на военной службе на Кавказе. Присоединение Кавказа к России. Кавказская война на картинах художников.

· Историко-литературные источники «Кавказского пленника».

2.1.Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

Предки Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых ещё при царе Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I, который пожаловал ему графский титул за дипломатические и военные заслуги.

Дед писателя со стороны матери – «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский – участвовал в русско-турецкой войне и вышел в отставку в чине генерал-аншефа.

Дед писателя с отцовской стороны – граф Илья Андреевич Толстой – служил во флоте, а затем в лейб-гвардии в Преображенском полку. Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – участвовал в Отечественной войне 1812 г., попал в плен, был освобождён русскими войсками.

По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиным. Их общим предком был боярин И.М.Головин, сподвижник Петра Первого, вместе с ним обучавшийся корабельному делу в Голландии. Одна из его дочерей И.П.Головина – прабабка поэта, другая – прабабка матери Толстого.

Толстой был в родстве с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

Детство в старинном родовом имении, семейные предания, рассказы родных и близких о русской истории, в частности о событиях 1812 и 1825 гг., оставили неизгладимый след в сознании юного Толстого, повлияли на формирование его мировоззрения, а затем отразились в его творчестве.

Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Мария Николаевна была на редкость душевным человеком, добрым, отзывчивым. Она получила превосходное образование – знала французский, немецкий, английский, итальянский языки, играла на фортепиано, рисовала и «была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа».

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети ценили за гуманное отношение к крепостным, любовь к образованию.

Отец первым заметил способность своего младшего сына к живописному восприятию художественного слова.

Когда Толстому шёл девятый год, отец в первый раз повёз его в Москву. Здесь мальчик впервые узнал, что, кроме семьи и усадьбы, существует большой, неизвестный ему мир. Летом 1837 г., поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался отец.

Через несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Лёвочку, его трёх братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша – тётушка Пелагея Ильинична Юшкова.

В 1844 г. писатель поступил сначала на восточный факультет Казанского университета, затем перевёлся наюридический. В 1847-м он оставил университет и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 г. уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил «очень безалаберно».

В 1851 г. Л.Н.Толстой поступил на военную службу.

2.2. Сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.

Начало царствования Николая I было связано с войнами в Закавказье. В 1828 г. закончилась война с Ираном, а в 1829 г. Россия разгромила Турцию. Эти войны завершились подписанием договоров, в результате которых в 1829 г. было завершено присоединение к России всего Закавказья.

Горцы же объявили священную войну – газават. В 1834 г. их вождём-имамом был провозглашён Шамиль. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государстве Шамиля, а также жесточайший гнёт постепенно разлагали его государство изнутри. К 1864 г. была покорена западная часть Северного Кавказа, и Кавказская война закончилась.

2.3. Сообщение «искусствоведа» о картинах Франца Алексеевича Рубо, посвящённых теме войны на Кавказе.

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей.

С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события, знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.

Картина Франца Рубо «Штурм аула Гимры». В ходе Кавказской войны 1817-1864 годов этот неприступный горный оплот защищал отряд горцев во главе с имамом Гази-Магомедом. Аул был взят 17 октября 1832 года русским отрядом под командованием генерала Г. В. Розена численностью около 10 тыс. человек.

После ожесточенного штурма русские ворвались в Гимры. Тогда Гази-Магомед и 15 мюридов, среди которых был и будущий имам Шамиль, укрылись в сторожевой башне. Оттуда они пытались прорваться в горы. Во время схватки почти все они, в том числе и сам имам, погибли. Шамилю удалось спастись.

2.4. Сообщение «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «кавказский пленник».

«Кавказский пленник» - рассказ (иногда называется повестью) Льва Толстого, повествующий о русском офицере в плену у горцев. Написан рассказ для «Азбуки», впервые опубликован в 1872 году в журнале «Заря». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.

Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник».

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя,мирный чеченец Садо, с которым ехал Лев Николаевич, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Льву Николаевичу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Садо и Льва Николаевича. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.

2.5. Слово учителя.

Толстой был не только гениальным художником слова, но и выдающимся педагогом. В 1859 г. он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле. Один из её учеников, Василий Морозов, рассказывает: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но ещё с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьёзный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».

Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. В Яснополянской школе изучались 12 предметов: чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение и др. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Ребята сеяли и выращивали лён, горох, морковь, репу и сами убирали урожай.

В начале 1870-х гг. Толстой составил и издал свою «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких», что по его «Азбуке» все русские дети будут получать свои первые «впечатления поэтические».

Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

«Кавказский пленник», созданный Толстым для«Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г., вполне отвечает этим требованиям, и писатель был им очень доволен. Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Такова сила настоящего, большого искусства.

Летом 1873 г. известный русский художник Иван Николаевич Крамской жил недалеко от Ясной Поляны. Крамской исполнил много портретов для Третьяковской галереи, ему очень хотелось написать и портрет Толстого, книги которого он горячо любил.

2.6. Обращение к репродукции портрета Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского.

2.7. Выявление первоначальных впечатлений о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Назовите наиболее важные эпизоды рассказа.

Кто из героев вызвал ваши симпатии и почему?

III.Подведение итогов урока.

Какие исторические факты положены в основу произведения «Кавказский пленник»?

Какие литературные произведения оказали влияние на замысел рассказа «Кавказский пленник»?

Назовите книгу, в которую вошёл рассказ «Кавказский пленник».

Как было организовано обучение в Яснополянской школе Л.Н.Толстого?

IV. Домашнее задание.

2.Составить устные портреты героев рассказа по 1 и 2 главам рассказа (Жилин, Костылин, Дина, татарин с красной бородой, черноватый).

3.Составить описание быта татар.

4.Выписать из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина в плену (3 глава).

5.Инд.задание: художественный пересказ 1 главы рассказа.

6.Групповое задание: чтение по ролям эпизода от слов «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед…» до конца 2 главы.

Льва Толстого зря считают сугубо серьезным, «взрослым» писателем. Помимо «Войны и мира», «Воскресенья» и других сложнейших произведений, он написал ряд рассказов и сказок для детей, разработал «Азбуку», по которой обучал грамоте крестьянских ребятишек. Повесть «Кавказский пленник» входит в неё и пользуется неизменным интересом у всех поколений девчонок и мальчишек с конца 19 века и по сию пору.

Жанр и место произведения в творчестве писателя

«Кавказский пленник» Толстого, краткое содержание которого мы сейчас рассмотрим, исследователи называют небольшой повестью или крупным рассказом. Путаница в жанровой природе произведения связана с его нестандартными размерами, большим количеством действующих лиц, несколькими сюжетными линиями и конфликтами. Сам же автор определял его как «быль», т.е. повествование о реально произошедших делах и событиях. Действие рассказа разворачивается на Кавказе, во время войны с горцами. Стоит отметить, что тема на этом для писателя не оказалась завершённой, а «Кавказский пленник» Толстого (краткое содержание следует ниже) - не единственным произведением, связанным с нею. «Казаки» и «Хаджи-Мурат» тоже посвящены описанию военных столкновений, особенностям взаимоотношений людей разных культур и национальностей и содержат немало интересных наблюдений и колоритных зарисовок. Напечатана повесть была в 1872 г, в журнале «Заря». С советских времён и по сей день она входит в школьные программы большинства бывших союзных республик.

История создания

Что же представляет собой «Кавказский пленник» Толстого? Краткое содержание его можно соотнести с реальными событиями, участниками которых стал Толстой. Он сам служил на Кавказе, был участником боевых действий и однажды едва не попал в плен. Чудом спасся Лев Николаевич и его товарищ Садо, чеченец по национальности. Ощущения, пережитые ими во время приключения, и легли в основу повести. Что касается названия, то с ним связаны некоторые литературные ассоциации. В частности, с южной романтической поэмой Пушкина. Правда, «Кавказский пленник» Толстого (краткое содержание повести даёт полное представление о методе написания) относится к реалистическим произведениям, но соответствующий «экзотический» колорит в нём ощущается явственно. Хочется отметить ещё такую деталь. Толстой придавал повести большое значение, т.к. это был образец его новой прозы, своего рода эксперимент в области языка и стиля. Потому, отправляя работу критику Николаю Страхову, просил его обратить внимание именно на эту сторону произведения.

Сюжет и герои

Итак, о чём же нам поведал Толстой («Кавказский пленник»)? Краткое содержание повести можно свести к нескольким сюжетным линиям. Небогатый русский офицер Жилин, несущий службу в отдалённой крепости, получает от старушки-матери письмо с просьбой приехать на побывку, свидеться. Попросив отпуск, он вместе с обозом отправляется в путь. С Жилиным едет ещё один офицер, Костылин. Так как обоз движется медленно, дорога длинная, а день жаркий, приятели решают не дожидаться сопровождения и преодолеть оставшуюся часть пути самостоятельно. У Костылина есть ружьё, лошади под обоими хорошие, и даже если попадутся на глаза горцам, сумеют избежать стычки. Однако из-за костылинской оплошности и трусости офицеры попадают в плен. Их поведение в даёт яркое представление о характере и типе личности каждого. Костылин грузен внешне и столь же апатичен, неповоротлив внутренне. Попав в беду, он смиряется с обстоятельствами, спит или ворчит, жалуется. Когда татары требуют написать просьбу о выкупе, герой выполняет все условия. Он пассивный, флегматичный, лишён всякой предприимчивости. Совсем иное дело - Жилин. Ему явно симпатизирует Толстой. «Кавказский пленник» (краткое содержание позволяет раскрыть смысл заглавия) потому и назван в единственном числе, что именно этот персонаж является главным действующим лицом, настоящим героем. Не желая обременять мать долгами, Жилин подписывает письмо неправильно, завоёвывает у жителей аула авторитет и уважение, находит общий язык с девочкой Диной и дважды организует побег. Он не падает духом, борется с обстоятельствами, не бросает товарища. Волевой, энергичный, предприимчивый, отважный, Жилин добивается своего. С таким не страшно идти в разведку. Это надёжный человек, простой какие всегда были близки и интересны писателю.

Именно в обаянии личности Жилина, занимательности сюжета, простоте и лаконичности языка кроется секрет огромной популярности повести.

Похожие статьи