Мудрость и готовность выслушать - вот те качества, которые неизменно привлекают нас в людях. И именно они становятся причиной того, что девушки и женщины влюбляются в священников. Кто, как не исповедник, которому вы доверяете свои тайны, поймёт и утешит? Кто, как не проповедник, вовремя скажет нужное слово? Поход в церковь неизменно приносил вам умиротворение. но теперь всё изменилось, и вы задаёте себе тысячу вопросов: я люблю священника - что делать? Можно ли любить священника или это грех?
Любить священника - это грех?
Сама по себе ваша влюблённость никому навредить не может. Однако, скорее всего, вам всё же придётся пожертвовать этой любовью ради собственного душевного спокойствия. К сожалению, церковные требования к православным священникам довольно суровы. Им запрещены любые внебрачные отношения с прихожанками, неженатому пастырю запрещено жениться после принятия сана, а женатому нельзя разводиться и вступать в брак повторно (даже если первая жена умерла). Это объясняется тем, что у священника должна быть только одна любовь (имеется в виду любовь к богу), священник должен сохранять нравственную чистоту, служить примером для паствы. Другими словами, страсть и интриги служителя церкви касаться не должны.
Именно поэтому ваша любовь вряд ли найдёт отклик в сердце священнослужителя. Нужно понимать, что отношения с вами могут закончиться для него потерей церковного сана. Человек, который выбрал эту долю сознательно, не откажется от неё ради отношений с прихожанкой. Поэтому ваша влюблённость, увы, изначально обречена на то, чтобы оставаться безответной. Не находя выхода, это чувство будет точить вас изнутри, мешать вам полноценно жить. Жаль, что нельзя запретить себе любить человека! С этим чувством придётся побороться, но мы уверены, что у вас получится справиться.
Что делать, если я люблю священника против своего желания
Сердцу не прикажешь, но если уж ваше сердце посетила любовь, не убивайте её, а направьте в другое русло. Наши советы, возможно, помогут вам.
- Мы уже сказали об этом выше, но стоит повторить: не рассчитывайте на взаимность. Для священника влюбиться в прихожанку, говоря светским языком - должностное преступление. Почитайте также нашу статью о том, как справиться с безответной любовью (она скоро появится на сайте).
- Пословица «С глаз долой - из сердца вон» иногда действительно работает. Пока вы чувствуете запретную любовь в своём сердце, старайтесь избегать визитов в любимый храм. Каждый раз видя объект своей страсти, слушая его, разговаривая с ним, вы подбрасываете топливо в бак вашей влюблённости. Найдите другую церковь, которую вы смогли бы посещать без греховных мыслей.
- В вашем случае как нельзя лучше работает простой совет: поговорите с тем, кто вам так нравится. Часто такие разговоры могут только усугубить ситуацию, когда объект вашей страсти сам плохо понимает, что он чувствует и хочет. Но духовный пастырь выслушает вас с вниманием и даст ответ с присущей ему мудростью. Возможно, его слов будет достаточно, чтобы полностью исправить положение. И не бойтесь, что упадёте в его глазах или он потеряет уважение к вам, ведь наставлять на путь истинный и является его задачей.
- Если вы влюбились в священника, это может свидетельствовать о том, что у вас мало близких людей, которые заботятся о вас, выслушивают, дают наставления. Вам стоит отвлечься, наполнить свою жизнь новыми людьми и занятиями. Найдите, чем занять время - пусть это будет церковный хор, благотворительность или что-то, не имеющее прямого отношения к вашей вере. Добрые дела и общение с другими людьми принесут вам море положительных эмоций, в котором постепенно растворятся ваши сомнения.
Я люблю священника и думаю, что это взаимно
Очень жаль, но, скорее всего, вы заблуждаетесь. Участие и заботу со стороны священника некоторые прихожанки принимают за выражение романтических чувств. На самом деле, безусловно, священнослужитель относится ко всей своей пастве с любовью, именно поэтому он и посвятил свою жизнь людям. Но эта любовь в равной мере относится ко всем прихожанам и, конечно, не имеет романтической окраски. Если вы знаете своего духовника долгие годы, он намного старше вас - скорее всего, его чувства к вам можно назвать отеческими, но это не влюблённость.
Но что, если вы точно знаете, что ваше чувство взаимно? Вернёмся к началу этой статьи и напомним, что отношения с вами представляют для священнослужителя огромный соблазн и способны положить конец его духовному призванию. Поэтому, даже если вы узнали об ответных чувствах, будьте мудрее и выше соблазна. Помните, что даже если о вашем романе никто не узнает, по церковным правилам ваш возлюбленный должен быть предан анафеме.
Если же в вас священник, то подумайте и о том, что ваше счастье может стать несчастьем другой женщины. Хотели бы вы оказаться на её месте?
Однако закончить эту статью нам хотелось бы на мажорной ноте. Помните, что прежде всего все мы - люди, и любовь помогает нам делать друг друга счастливее. История знает примеры того, как любовь прославила священника - вспомните Пьера Абеляра и его возлюбленную Элоизу. Будучи епископом, Абеляр Элоизу, она родила ему сына. Эта любовь противоречила всем канонам церкви, однако вдохновляет поэтов и по сей день. К несчастью, Элоизе не у кого было спросить совета, когда она поняла, что влюбилась в священника. А может, к счастью?.. Решать вам!
Продолжая тему идеализации духовенства, считаю, что необходимо затронуть еще один аспект взаимоотношений священника и его паствы. Через это искушение прошли многие отцы, и многие из них не устояли. Это искушение влюбленностью прихожанок.
Приходы в основном наполнены женщинами. А у большинства женщин в нашей стране личная жизнь не сложилась. Многие разведены, а то и не по одному разу, у кого-то за плечами одинокое материнство, у кого-то текучка кадров из десятка-другого «мужей», у кого-то раннее вдовство, у кого-то тяжелый брак с кулаками, изменами или беспробудным пьянством мужа. В целом это состояние можно охарактеризовать фразой «А счастья все нет». Где еще искать утешения несчастной женщине, как не в храме? Сюда в последней надежде приходит она излить свои слезы, а здесь… А здесь – Он. Батюшка.
Люди часто влюбляются в тех, кто их слушает. Например, в психолога. В России культура общения с психологами только-только начинает складываться. Их роль на протяжении десятилетий выполняли приходские священники. Для женщины особенно важно быть выслушанной, услышанной, понятой. Священник становится тем человеком, который всегда готов откликнуться на ее душевные страдания. И не просто человеком. Мужчиной.
Женщина начинает испытывать потребность общаться с ним, как можно чаще, быть ему нужной, находиться рядом. Происходит эмоциональная привязка к личности священника, причем зачастую не к истинной его личности, а образу, рожденному исполнением служебных обязанностей. Это можно сравнить с влюбленностью в актера, когда поклонницы начинают испытывать чувства к образам, создаваемым на экране и отождествляемым с личностью исполнителя. Но кинозвезды как правило бесконечно далеки от простого народа, а вот священник вполне досягаем. Его можно видеть каждый день, с ним можно поговорить, к нему можно прикоснуться. Близость вожделенного объекта открывает большие возможности для его дальнейшего завоевания.
Говорят, что поклонницы есть у каждого священника, и в жизни большинства из них хотя бы раз возникала ситуация, связанная с проявлением влюбленности со стороны прихожанки. Бывает даже так что женщина ради «любимого» батюшки начинает «воцерковляться» - в кавычках, потому что истинная причина начала религиозной жизни не в желании спастись, а в желании быть рядом с объектом своих чувств, а исполнение обрядов становится пропуском на пути к достижению заветной цели - быть рядом с ним. Но такие истории редко заканчиваются благополучно, а точнее сказать - никогда.
Влюбленность женщины в священника не укроется от посторонних глаз, особенно женских. Женщины вообще обо всем догадываются очень быстро. Это только кажется, что никто ничего не видит и не понимает. На самом деле искрящиеся любовью глаза, счастливое выражение лица помимо воли расскажут обо всем сторонним наблюдателям. И вот уже по приходу поползли слухи, доброжелатели матушке доложили, и обстановка очень быстро становится взрывоопасной.
Последствия такого увлечения священником всегда прежде всего ударяют по самому священнику, хотя в большинстве эпизодов он не виновен в том, что вызвал такие чувства у прихожанки. Если он женат, то между ним и супругой могут начаться трения, и это обычно тоже не укрывается от посторонних глаз. Если он монах или целибат, то и тут ничего хорошего не выйдет - к таким «обожалкам» на приходах относятся очень неодобрительно. Между прихожанами, наблюдающими развитие таких love story, нередко начинается раздрай, смущение, многие покидают приход. Новости очень быстро достигают и ушей церковного начальства. Кто пострадает в этом случае? Конечно священник.
Обожательнице ничего не сделаешь, она архиерею или благочинному не подвластна. А вот священник - лицо подчиненное. Его могут перевести на другой приход, от греха подальше. Иногда даже в другую епархию. Той, которая стала виновницей всех этих потрясений, ничего - она через месяц уже будет обихаживать другого священника, а семье пострадавшего батюшки придется сниматься со всем скарбом, начинать жизнь заново в новом непривычном месте. А если священник, не дай Бог, ответит взаимностью, то вполне может попасть под запрет, потому что по канонам Православной Церкви принявший сан не может ни романы на стороне крутить, ни повторно жениться.
Если такое произойдет, то очень велика вероятность, что священником он больше никогда не будет. И кстати, очень часто расстриженный батюшка теряет всякую привлекательность в глазах так усердно добивавшейся его прихожанки, и та испаряется, оставив после себя разоренное гнездо. Страдает семья священника, страдают прихожане, подрывается авторитет Церкви - вот что происходит в итоге.
Любовь к священнику - большой искус для женщин, и от него никто не застрахован. Любая прихожанка: юная девушка, мать большого семейства, почтенная мадам с проседью волосах - могут поддаться этому искушению. Бывает даже, что на приходе несколько женщин «любят» священника и объединяются в группу, между членами которой царит конкурирующая дружба: кто богаче букет на день ангела преподнес, кто сколько раз у него за день благословился, кому какие слова он сказал. Однажды на приходе, где настоятелем был священник-целибат, мне пришлось наблюдать таких кумушек, которые буквально гонялись за бедным священником, борясь за его внимание. Они не позволяли ему ни по телефону поговорить, ни поисповедовать - постоянно маячили у него перед глазами, влезали в разговоры и при этом едва ли не отталкивали друг друга от «любимого» батюшки. Нам с ним удалось поговорить только после того, как он запер изнутри двери церкви.
С возникающим влечением надо бороться сразу, когда оно только зародилось, как только появилась первая вожделенная мысль. От соблазнов надо уходить, вплоть до смены прихода, но чаще женщины поступают с точностью наоборот - кидаются в омут страсти с головой, лелея в душе надежду завладеть священником. Начинается искушение со стремления быть нужной - не приходу, а именно ему, батюшке. Донести до сторожки сумку, довезти его до дома или на требу, предложить зашить воротничок, накормить обедом… За на первый взгляд невинными и благими действиями часто прячется желание войти в жизнь священника на особых правах, по сути это сигналы, означающие «Я хочу быть с тобой!». И очень часто это выглядит и ощущается как конкуренция с матушкой, женой священника, желание занять ее место.
Лицам женского пола следует быть очень осторожными в стремлении оказать личную услугу «своему» настоятелю или окормляющему священнику. Подобные знаки внимания не понравятся никакой из жен, не понравятся они и матушке. Поэтому, если в ваши обязанности на приходе не входит подшивание карманов и ношение сумок, лучше не предлагать.
Как быть, если священник сам обратился с подобной просьбой? Можно выполнить, но не допуская мысли о том, что на вас наконец-то обратили внимание, не испытывая торжества над неумехой-матушкой, которая не в состоянии присмотреть за мужем, или восторга по поводу того, что в жизни этого священника вы теперь будете играть самую большую роль. А можно и отказаться, ничего страшного не произойдет.
Конечно, подобные проявления симпатии - повод для серьезной исповеди и тяжелой духовной борьбы. Со страстью, тем более связанной с плотским ее проявлением, бороться трудно. И здесь немалую роль могут сыграть другие прихожане. Обычно они занимают пассивную позицию в таких ситуациях - за глаза могут осуждать, возмущаться, посмеиваться, кто-то покинет приход, но редко когда они проявляют активную позицию и вмешиваются в происходящее. А напрасно. Очень часто именно общественное мнение помогает привести в чувство преследующую священника женщину. Невмешательство очень часто воспринимается как молчаливое одобрение, а сама такая «любовь» - как посланная свыше. Был случай в жизни знакомого монаха, когда прихожане девицу просто под белы рученьки выпроваживали из храма, а окончательно вразумила ее беседа с другом батюшки, который довольно жестко разложил все по полочкам.
Чтобы не возникало таких ситуаций и чтобы не стать виновницей беды, нужно помнить золотое правило: соблюдай дистанцию. Надо соблюдать дистанцию в отношениях, помнить о том, что священник - это не подружка, которая всегда в твоем распоряжении и с которой можно классно поболтать по душам. И серьёзно подумать, что именно вы хотите заполучить, попав в фавориты к дорогому батюшке.
О пользе ограничений и опасности подмены духовной жизни – архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, преподаватель аскетики.
Фото: © Наталья Горошкова/Православная жизнь
– Отче, в преддверии Великого поста хотели бы поговорить о пользе воздержания и ограничений. В основном пост рассматривается как гастрономическое воздержание, нам же хотелось поговорить о воздержании чувств и эмоций. Затронем старую, но актуальную проблему.
Проблема влюбленности в монахов и священнослужителей не нова, не так ли? Она существовала и сто лет назад, и ранее.
– Такое случалось и ранее, и сегодня есть в Церкви. Например, митрополит Никодим (Ротов) вспоминал, когда он был еще молодым иеромонахом и служил в одном из сельских приходов, девчонки прямо облепляли окна его дома. Им было интересно, чем монах занимается вечером. (Улыбается.) Вот такое было искушение у человека. Ему пришлось попросить архиерея, чтобы его перевели в другое место.
Протоиерей Глеб Каледа в книге «Домашняя церковь» называет девушек, женщин, которые увлекаются монахами или священниками, – рясофилками. Он советует решительно с этим бороться, пресекать подобные отношения, потому что они не во спасение души ни для одной, ни для другой стороны.
– Какова причина таких нездравых отношений?
– Все мы нуждаемся в заботе, в особом отношении, в любви. Священник – пастырь по своему призванию и послушанию – старается каждому человеку уделить сугубое внимание, вникнуть в проблему, помочь разобраться в неурядицах семейных отношений и других вопросах. И такое внимание зачастую воспринимается в искаженном свете.
Сегодня проблема отношений остро стоит во многих семьях. Люди не могут правильно выстроить домашнюю церковь. И когда приходят к священнику со своими вопросами, тем более если батюшка молодой, привлекательный, ему открывают душу. Пастырь же находит подходящие слова – и волей- неволей человек начинает увлекаться внешностью, красотой, голосом, разными достоинствами священнослужителя. И это, в конце концов, приводит к тому, что прихожанин перестает надеяться на Бога, а полагается исключительно на объект, которым увлечен.
– И не к Богу в храм приходит, а к этому священнослужителю…
– Да. И ищет не Богообщения, а общения с конкретным священником. Случается катастрофа – подмена Христа, подмена духовной жизни.
Эти отношения построены не на каком-то самоотвержении, а на исключительно душевных человеческих ощущениях. И самое страшное, что они воспринимаются как сугубое действие благодати Божией.
– Какие известны примеры из церковной истории?
– С подобной проблемой столкнулся такой великий святой, как Иоанн Кронштадтский. Вокруг него образовался круг любителей, преимущественно женского пола. Они бегали за священником толпами, проходу не давали. Дошло до того, что его начали соотносить с Христом, и даже были такие люди, которые хотели святого распять.
– До чего доходит фанатизм…
– Подобное случилось и с отцом Тихоном (Агриковым), известным духовником Троице-Сергеевой Лавры. За ним буквально гонялись поклонницы. Таким образом еще и спецслужбы КГБ его специально провоцировали для скандала. Священнику приходилось скрываться от этих женщин, которые его провоцировали, не давали возможности заниматься своими делами, служить.
Это щепетильная, острая, непростая проблема.
Федор Михайлович Достоевский описывает историю, произошедшую с иеродиаконом Нилом – реальным насельником Троице-Сергиевой Лавры. В его келье хранились личные ценные вещи одной поклонницы, которая ему всячески помогала, боготворила.
Но была и вторая горячая поклонница. И однажды, когда иеродиакон ушел на службу, одна из этих женщин осталась в его келье, а в это время пришла другая, у которой тоже имелся ключ, и увидела первую лежащей в кровати монаха. Случился скандал. Одна обвинила другую в краже. Был суд. Эти события просочилось в светскую прессу, что, естественно, дало повод для великого соблазна среди верующих.
– Достоевский на тот момент был уже человеком глубоко воцерковленным?
– Да. Миновала бурная молодость, прошли революционные увлечения. Достоевский стал православным верующим консервативных взглядов. Он пишет, что на суде заслуженно освистали монаха, но акцентирует, что во всем Промысл Божий: хорошо, что этот гнойник сейчас вскрылся и отцу Нилу не придется больше лукавить и вести двойную жизнь. Он может покаяться или просто уйти из монастыря и служить в миру, не обманывая ни себя, ни других.
– Наверное, все священники с этим в той или иной мере сталкивались, особенно молодые.
– Безусловно. Отец Глеб Каледа советует: «Не дайте повода ищущим повода». Если такие искушения случаются, то нужно их не медля пресекать и советовать той или иной прихожанке идти в другой храм.
– Важно, когда священник сохраняет трезвомыслие в этом вопросе и сам не впадает в прелесть. Бывают случаи, когда монах поддерживает такое чувство у прихожанок и купается в нем. Ему приятно внимание. Нужны духовные силы монаху, чтобы уйти от такого соблазна.
– Сегодняшнее непростое и нестабильное время откладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности. Особенно важна нынче борьба за сохранение целомудрия. Нужно понимать, что все начинается на уровне помыслов, и незаметно человек все глубже и глубже проваливается в эту трясину. Поэтому нельзя допускать и в мыслях такие влечения. С этим как с огнем играть нельзя. Велика ответственность каждого пастыря за погубленные им души.
– Беспорядок и хаос в стране вносит беспорядок в души. Люди теряют почву под ногами. То, что было ранее незыблемо – верность, чистота, сегодня высмеяно и обесценено.
– Почему это происходит? Почему многие люди себя ощущают одинокими, в том числе в семье?
Это связано со всем нам присущим самолюбием. Мы думаем, что нам все должны, что муж/жена особой любовью, заботой обязаны облечь. При этом каждый из нас забывает, что нам самим следует отдавать любовь, а не ждать её от других, важно самим нести её своим близким и в мир, жертвовать собой.
А где царят корыстные отношения, наступает кризис, разрастается тотальное неудовольствие. Там нет любви.
– Кто-то сказал, что у любви есть один глагол – отдавать.
– Жертвенные отношения, самоотдача могут формироваться только на основе правильной веры в Бога, с понимания высшего смысла любви, а когда вера слабенькая, тогда возникшее из-за каких-то пустяков недоверие быстро разрывает семейные узы и люди начинают искать увлечения на стороне.
– И обманчиво считают это высшей любовью.… Хотя к тому же присутствует эгоистическое желание получить от священника внимание к своей персоне, почувствовать особое расположение.
– Это прелесть, а не любовь. Если бы влюбленная особа думала о душе священнослужителя, она бы не вредила ему своим ненужным вниманием и недопустимой привязанностью.
– Повсюду наблюдаются закостенелый эгоизм, мы не хотим себя хоть в чем-то ущемлять. Есть монахи, которые ведут «гламурную жизнь» похлеще, чем в миру…
– Современному человеку сложно понять, зачем ограничивать себя. Я недавно общался со священником, который служит в одной из преуспевающих западных стран. Он рассказал: когда говорит людям, что нужно поститься, ограничивать себя, смиряться, чтобы побороть ту или иную страсть, они обижаются и некоторые перестают посещать храм. Люди не воспринимают аскезу, хотя соглашаются, что нужно добрые дела делать, социальным служением заниматься, но только не отказывать себе ни в чем, ничем не ограничивать.
В результате – большой процент слабоумия и помешательства. Люди, которые себя ни в чем не ограничивают, у которых нет никакой мотивации для преодоления себя, ради духовного возрастания, нередко сходят с ума. Здесь скрывается основная причина так называемого старческого маразма.
– Аскеза нынче непопулярна, считается архаизмом. Вам, преподавателю аскетики, как удается рассказывать молодым людям о необходимости таковой сегодня?
– Я читаю курс по аскетике, вводная часть – это обоснование дисциплины, её функционального значения. На аскетике строится Православие, это основа основ. Но, повторяюсь, сегодня, как никогда трудно говорить об аскезе.
Ограничения никому не нравятся. Жить и не напрягаться – кредо молодых людей.
Это ложное чувство жалости к себе, разрушительное по сути, не позволяет человеку развиваться.
И если человек себя не ограничивает ни в чем, он неизбежно станет жестоким, равнодушным, неспособным сострадать, сорадоваться. И любые отношения и вся его жизнь тогда имеют исключительно корыстный характер.
Когда же человек перестает отличать зло от добра, когда он зациклен на своей персоне, он становится болен и опасен для общества.
Беседовала Наталья Горошкова
Очень сложно дружить священнику и прихожанину. Дело в том, что если мы говорим о прихожанине, как о духовном чаде священника, пусть даже не по самому большому гамбургскому счету, то для того, чтобы священник мог быть по-настоящему и духовником, и другом, он должен быть святым. Тогда действительно его человеческая, обычная жизнь, в которой собственно и происходит дружба, никоим образом не может ни смутить, ни поставить под сомнение его качество как духовника.
Дело в том, что для того, чтобы священник был по-настоящему духовником, прихожанин должен испытывать к нему большое доверие. Глубина этого доверия и глубина того, насколько в свою душу этот прихожанин будет пускать священника, может быть разная, но если доверия нет, то никакое духовничество невозможно в принципе. Священники, как и все остальные люди, далеки от идеала, у них есть и свои слабости, своя жизнь, которая не связана непосредственно с богослужениями, с разговорами только о Боге, о каких-то важных духовных вопросах. Священник в личной жизни чаще всего - обычный человек, который если и не совершает каких-то серьезных грехов, то в своей повседневной будничной жизни, своими будничными разговорами, шутками, может серьезно разочаровать человека, который ищет с ним близости. И поэтому, в большинстве случаев, когда такая дружба складывается и если священник действительно не святой, то этот священник перестает быть по-настоящему духовным руководителем для этого человека. И это необходимо понимать заранее - и священнику, и его потенциальному другу. Потому, что да, такая дружба возможна, но и разочарование практически неизбежно.
И если человек это разочарование преодолевает, если ему хватает и глубины, полноты души, ума, жизненного опыта, то такая дружба может быть очень хорошей и полезной. Но такой священник, еще раз говорю, как правило, перестает быть духовным руководителем. Хотя он может и остаться собеседником и советчиком.
Священник и старые друзья
Я вообще не верю в то, что детская или юношеская дружба, именно как дружба, сохраняется в зрелой жизни за редкими исключениями. У меня есть знакомые и друзья, с которыми мы учились в школе или те, с которыми учились в институте. Мы и сейчас перезваниваемся или встречаемся с кем-то раз в год, с кем-то три раза в год. Но это же не дружба. Это воспоминание о дружбе. Нам хорошо вместе посидеть, поговорить о былых временах. Мы доверяем друг другу и если что, готовы помочь.
Старые школьные друзья иногда присылают мне своих детей на серьезные разговоры. И я иногда с их детьми общаюсь больше, чем с ними самими.
То, как они приняли факт моего священства, вообще отношения к дружбе тоже не имеет. Много людей из моей прошлой жизни по-разному приняли мое обращение к христианству и мое рукоположение. Кто-то одобрял, кто-то не одобрял. Дружба здесь ни при чем.
Разбираем «Жигули»
Серьезная дружба взрослых мужчин требует большого времени и большого доверия. Хотя приятельские отношения могут завязываться достаточно быстро. Дружат всегда по какому-то поводу. Кто-то дружит по поводу совместной учебы или службы в армии. Кто-то - коллекционирования черепах, кто-то - по поводу увлечения астрономией.
Друзья вместе ходят в гараж разбирать старые «Жигули», они там об этом дружат. Когда изменяется интерес, кончается дружба. Женщины дружат, например, по поводу детей. Дети выросли, кончается дружба, если не появилось нового повода для дружбы. Нет, у них прекрасные друг к другу чувства, они прекрасно живут этими воспоминаниями, они могут поздравлять друг друга с днем рождения, приглашать на крестины внуков. Но дружба - это что-то живое сейчас для обоих. Вот бабушки на лавочке дружат. И очень мучительно бывает, когда бабушка переезжает в новый район, а там нет на лавочке ее старой подружки.
Священник и прихожанка
Я не верю в дружбу между мужчинами и женщинами. Просто не важно, священник он, не священник, прихожанка она, не прихожанка. Мужчины и женщины дружить не могут, за какими-то редчайшими исключениями: если она крокодил, он импотент и так далее. А так дружба между мужчиной и женщиной всегда грозит перейти во влюбленность. Я знаю людей, я же священник. Никакого романтизма в этом отношении в принципе не испытываю. Я столько видел греха и вижу непрерывно, что как я могу верить во что-то хорошее здесь. Да, бывают священники, я лично знаю несколько человек, которые развелись со своими женами, сложили сан или наоборот, не разводились, но живут в блуде. Не надо дружить с прихожанами, с прихожанками - тем более.
Священник и скворец
Все люди ходят на работу, правда. Наше общение, ограничивающееся нашими должностными обязанностями, - это рабочие отношения. А когда мы вместе после работы в баню пошли - это дружба, ну приятельство, по крайней мере. Я дружбу понимаю максимально широко - от легких приятельских отношений до глубоких и преданных дружеских отношений. А священство - это гораздо больше, чем просто работа. И священник, в общем, не должен дружить ни с кем из своих прихожан. Он может и должен понимать их жизнь. Они могут много и глубоко общаться. Они могут и должны помнить и поддерживать друг друга. Но не приятельствовать. Я не говорю, что не имеют права, но лучше не нужно. А вообще лучше как скворец. У него скворечник в одном месте, а еду он добывает в километре от скворечника. Помните: «Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед, и с другом не будет драки, если у вас друга нет». Наличие друзей подразумевает и драки, если не физические, то, по крайней мере, какие-то другие - ссоры, разногласия, выяснения отношений. И лучше, чтобы этого не было в храме.
На дистанции
Любому руководителю необходимо соблюдать дистанцию. Не только духовному, а даже просто светскому, административному. Как правило, директор не должен дружить со своими сотрудниками. А священник - духовный руководитель и административный при этом, если он настоятель храма. Он не должен в этом смысле дружить ни с кем.
У меня есть несколько примеров, когда я моих друзей сам не исповедую, а отправляю их к знакомым батюшкам, если у них нет духовника. Но, как правило, у них есть свои духовники. У меня исповедуются люди, которые дружат с другими священниками, но у них не исповедуются.
Подготовила Оксана Головко
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю - новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем - пишите в редакцию, по адресу[email protected]
Как помочь себе пережить чувство влюбленности к священнику, если оно занимает все мысли? Страсть ли это, грех ли, искушение, когда сердце приходит в трепет, а разум недоумевает, как это произошло и для чего? Простите! Фотиния.
Отвечает священник Антоний Скрынников:
Здравствуйте, Фотиния!
Согрешать можно не только делами, но и мыслями. Святой Иоанн Лествичник говорит, что мысль становится грехом тогда, когда мы с ней соглашаемся и пускаем в сердце. Если к вам приходят греховные мысли, то вы не должны развивать их дальше в своем воображении, так как их источником являются бесы.
Именно поэтому Церковь держит за обязательное правило для будущего клирика женитьбу или постриг в монашество. Чтобы не было таких искушений ни у прихожанок, ни, тем более, у самого пастыря.
Самый лучший совет в вашей ситуации, если есть такая возможность, начать ходить на богослужение в другой храм. Если такой возможности нет, то нужно сократить время общения до минимума, исповедоваться у других священников. Потому что вы смущаете не только свое сердце и душу, но можете смутить священника. Вы должны понимать, что у вас не может быть никаких отношений.
С уважением, священник Антоний Скрынников.