Хлеб и соль издавна были соединены вместе в русской речи, что нашло отражение в пословице: «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно». А само выражение «хлеб-соль» сначала означало просто еду, пищу, а позже - угощение. Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать - будет твоему дому достаток и полнота.
Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а соли - редкой в те времена специи- приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль».
Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию.
Стол, по обыкновению ломящийся от блюд, располагался в «красном углу» рядом с лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.
По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки.
После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.
Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между гостем и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!»
В 17 в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб - первое, что клали на стол за трапезой царя.
Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось пристальное внимание. Рассыплется соль - к беде, ссоре, ведь соль - символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал».
По старинному русскому обычаю родители встречают молодоженов с хлебом солью и приглашают всех гостей к праздничному столу.
Молодожены обязательно откусывают от каравая, выясняя, кто из них будет "первым" в семье, и принимая благословение своей семье.
Поговорки о хлебе и соли
- Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
- Я помню твою хлеб-соль
- Хлеб-соль взаимное дело
- От хлеба-соли не отказываются
- Хлеб да соль, и обед пошёл!
- Без хлеба-соли обедать не садятся
- Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
- Молода: хлебом-солью отца мать не объела
- Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
- Хлеб-соль да камень за пазухой носи
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
- После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
- Хлеб-соль платежом красна
- Хлеб-соль на столе, а руки свое(и)
- Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
- Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
- Хлеб-соль не бранится (не бранит)
- Боронись хлебом-солью
- Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
- Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
- Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
- Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
- За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
- «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»
- Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
- Лучше хлеба с солью не придумаешь
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.
Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.
Когда и где появилась традиция
То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.
На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба.
Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.
Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар.
Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания.
Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.
Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение «ты забыл мой хлеб да соль» считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.
Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. «Хлеб да соль», – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.
Традиций, то обязательно используйте обычай встречать молодых с караваем.
Каравай дороже золота
Но, чтобы «вставить» этот момент в торжество, нужно знать, как встречать молодых с хлебом-солью правильно. Помните, что это не просто ритуал, это древнейший обычай, который наполнен глубоким смыслом. Если провести его по всем правилам, дом супругов будет полной чашей. Не зря же в старину без него не обходилась ни одна свадьба.
Считается, что от которого уже откусили по кусочку новоиспеченные супруги, ни в коем случае нельзя выбрасывать или забывать, например, на месте празднования. Иначе достатка в семье не будет. Желательно, чтобы доели его сами супруги или же угостили им во время проведения торжества всех гостей. Те, в свою очередь, на угощение должны отвечать подарками.
Встречаем молодых правильно
Как встречать молодых с хлебом-солью грамотно? Давайте определимся сначала с местом встречи. Так как «хлеб мира» и «соль земли» символизировали принятие в семью, откуда был родом молодой муж, невестки, раньше на Руси пару встречали с караваем именно на пороге дома, где девушке теперь предстояло жить. В паре с караваем, как правило, «работали» и иконы, которые также встречали молодых - они были нужны для родительского благословления.
Сейчас времена несколько изменились, потому допускается, что момент, как встречать молодых после ЗАГСа, и место, где это произойдет, будут определяться, исходя из особенностей торжества. То есть это может случиться в ресторане, если супруги, после того как расписались, направились туда. Конечно же, гости должны будут опередить их, чтобы все подготовить. Но если есть желание, можно проделать все, как в древности - то есть местом, где супругам предложат хлеб-соль, станет квартира жениха.
Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы им эта процедура запомнилась надолго? Прежде всего родителям нужно подготовить заранее красивые слова. Важным будет и внешний вид каравая. Если вам изготовят его на заказ, то он точно станет изюминкой вечера. Потому что сейчас такие караваи украшают всевозможными цветами и даже фигурками - выглядит это весьма оригинально.
Традиция: кто и как
Но назревает и другой вопрос: кто встречает молодых с караваем? Тут все просто: хлеб и соль должны обязательно находиться в руках принимающей стороны, то есть родителей жениха. Молодые должны им поклониться, поцеловать хлеб и только после этого отломить, а еще лучше откусить от каравая по кусочку - именно последний вариант считается самым правильным.
По величине куска, кстати, определяют и хозяина в доме - им становится тот, что держит в руках большую часть каравая. Кусочек, перед тем как есть, нужно как следует посолить - считается, что этот раз был первым и последним, когда супруги насолили друг другу. Мать и отец невесты после этого подают паре напитки - содержимое бокалов нужно выпить до дна, а саму посуду разбить.
Перед тем как встречать молодых с хлебом-солью, родственники обычно устраивают для них еще и прохождение по живому коридору, где каждый осыпает молодоженов лепестками, рисом и монетками. Считается, что этот ритуал притягивает в молодую семью богатство. Ведь поток «мелочей», который обрушивается на молодых, ассоциируется с дождем, дающим жизнь любому ростку.
Хлеб-соль
ХЛЕБ-СОЛЬ. 1.
Традиционное народное название угощения (различных видов пищи и напитков). [Пётр:
] Принимай сватов, князь Роман Борисович.
[Буйносов:
] Обрадовали, дорогие сваты. Садитесь, дорогие сваты. Не побрезгуйте нашей хлебом-солью
(А. Н. Толстой. Пётр Первый).
2.
Пропитание; заботы, попечение. Замирая, Надя поднялась ей навстречу. Но бабка не обратила на неё никакого
внимания, а подошла к Ольге и низко поклонилась ей. - Ну спасибо тебе, дочка, - заговорила бабка Прасковья плаксивым голосом, - уважила мать-старуху, отблагодарила за хлеб-соль!
(Ю. Добряков. Кружева).
- От старинного славянского обычая, сохранившегося до наших дней: в знак уважения подносить при торжественной встрече каравай хлеба и соль тому, кого встречают.
Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Синонимы :Смотреть что такое "Хлеб-соль" в других словарях:
ХЛЕБ-СОЛЬ - ХЛЕБ СОЛЬ, хлебосоль жен. обед, стол, пища, предлагаемая посетителю, и угощенье. Хлеб соль водить, знаться, дружиться с кем. Я помню твою хлеб соль. Хлеб соль взаимное дело. От хлеба соли не отказываются. Не слушай хлеб соль, говорят за столом… … Толковый словарь Даля
хлеб-соль - водить хлеб соль.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. хлеб соль попечение, хлеб да соль, дружба, хлеб и соль, кушайте на здоровье, уход, заботы, угощение, гостеприимство,… … Словарь синонимов
Хлеб-соль - в нар. культуре символ гостеприимства, благополучия, достатка, жизни. Соль и хлеб рассматривали как единое, неразрывное и обязательное, ср.: хлеб соль не бранится, без соли и хлеба не естся, встретить Х. С. , на хлебе, на соли, да на добром… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ХЛЕБ-СОЛЬ - ХЛЕБ СОЛЬ, хлеба соли (устар. разг.). Дружеское угощение, а также вообще дружба, гостеприимство. Хлеб соль водить с кем н. Чуждаться чьего н. хлеба соли. Хлеб соль ешь, а правду режь (посл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
хлеб-соль - хлеб соль, хлеба соли … Орфографический словарь-справочник
ХЛЕБ-СОЛЬ - Величать хлеб соль. Яросл. Благодарить за угощение хозяев, выходя из за стола. ЯОС 2, 53. Водить хлеб соль с кем. Прост. Находиться в приятельских отношениях с кем л. БМС 1998, 601; Мокиенко 1986, 232; ФМ 2002, 582; ЗС 1996, 284; СПП 2001, 78; ДП … Большой словарь русских поговорок
хлеб-соль - см. хлеб; хле/ба со/ли, в зн. сущ. трад. нар. Угощение (первоначально в виде хлеба с солью) Угощайтесь, не брезгуйте хлебом солью. Хлеб соль! (пожелание приятного аппетита тому, кого застали за едой) Спасибо за хлеб соль! (за угощение и… … Словарь многих выражений
хлеб-соль - Гости на двор, так и ворота на запор (чтоб дольше задержать) Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не худ, кто хлеб соль помнит. От хлеба соли не отказываются. Ср. Жилец роскошной здесь столицы, Где воду невскую лишь пью Забуду ль я твои водицы … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Хлеб-соль - Хлѣбъ соль. Гости на дворъ, такъ и ворота на запоръ (чтобъ дольше задержать). «Хорошъ тотъ, кто поитъ да кормить, а и тотъ не худъ, кто хлѣбъ соль помнитъ». Отъ хлѣба соли не отказываются. Ср. Жилецъ роскошной здѣсь столицы, Гдѣ воду невскую лишь … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Устар. Прост. Приветствие тем, кого застали за едой. Поздоровавшись, Ларион говорит: Хлеб соль вашей милости! Садись с нами откушать, приглашает Фроська добродушно (Новиков Прибой. Лишний). В одном месте они [бурсаки] натолкнулись на кучку… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Книги
- Хлеб-соль , Владимир Красильщиков. Роман В. Красилыцикова посвящен людям, которые трудом своим ежедневно кормят нас, - целой династии пекарей. Дед героя - инженера-технолога крупного столичного хлебозавода, а в дальнейшем… Купить за 190 руб
- Хлеб, Соль, Вода (CDmp3) , Хабарова Кира. Музыкальный альбом - посвященный о. Николаю Гурьянову. Текст, музыка, вокал - Кира Хабарова. Общее время звучания 70 минут…