Сочинение-эссе по сказке-были Платонова «Неизвестный цветок. Платонов, анализ произведения неизвестный цветок, план Неизвестный цветок проблема

23.04.2020

Сочинение

Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» ставит перед читателями важный вопрос — что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи? Содержание этого произведения заставляет нас поразмышлять над поставленной проблемой.

Главный герой рассказа — маленький цветок, выросший между камнями и глиной. Это одинокое и слабое существо изо всех сил боролось за свою жизнь. Днем цветок ловил былинки плодородной земли, а ночью выращивал росу. Так и проходили его дни — в вечной борьбе за существование.

Но в этом цветке, даже не знавшем своего имени, было много сил — он хотел жить, стремился к солнцу, свету, радости. Автор пишет, что «цветок… не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал».

Несмотря на все трудности, в положенный срок растение зацвело. Его цветок, невзрачный с виду, был похож на светлую звезду и очень душист. Именно по запаху его нашла девочка Даша. Она восхитилась стойкостью и силой маленького неизвестного цветка и решила ему помочь. Вместе с другими пионерами девочка удобрила всю землю на пустыре, чтобы цветку было радостно и привольно расти.

Но, когда Даша пришла следующим летом навестить неизвестный цветок и его детей, то очень удивилась. На пустыре росли всевозможные растения, но все они были не такими — пахли слабее или выглядели иначе. И лишь среди камней девочка нашла цветок, похожий на тот, прошлогодний: «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

Получается, что все заботы ребят были излишними? Ведь все равно цветок захотел расти и жить среди камней, борясь с трудными условиями жизни. Может быть, этот неизвестный цветок так сильно благоухал лишь потому, что существование его было тяжелым и ему приходилось каждую минуту сражаться за свою жизнь? Именно тогда он в полной мере чувствовал радость от того, чего добился.

Правы ли были пионеры, помогая цветку? Думаю, конечно, да. Ведь дети помогли вырасти десяткам новых цветов, не таким сильным и храбрым, как неизвестный цветок. Да и то, что Даша обратила внимание на цветок, заговорила с ним, было для героя рассказа очень важным. Мне кажется, это вдохновило его на дальнейшую борьбу и жизнь.

Я считаю, что каждый из нас должен помогать тем, кто слабее, тем, кто нуждается в помощи. Это дает силы и вдохновение для того, чтобы жить дальше. И тогда вокруг будет меньше голосов, просящих о помощи. Тогда мир будет счастливее.

«Неизвестный цветок» Платонов

«Неизвестный цветок» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок » относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Класс: 5

“Неизвестный цветок” – один из последних рассказов писателя. Произведение заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.

Не менее важная идея сказки “Неизвестный цветок” – идея жизни. Вдумаемся в смысл фразы: “Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет”. Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением. .

Урок внеклассного чтения в 5-м классе по произведению А.П. Платонова “Неизвестный цветок” Вокруг тебя – Мир! помогает ребятам найти истинные ценности, поверить в себя, найти своё “Я”.

В процессе работы над текстом произведения даю возможность ребёнку поверить в себя, ориентирую на ценностно-смысловое развитие личности. Чтобы литературное произведение стало личностно-значимым, в процессе творческой деятельности:

  • создаю условия для определения собственной позиции в оценке нравственных ценностей к личной идентификации в общечеловеческой культуре;
  • воспитываю, развиваю, эмпатию, чувство милосердия, культуру диалога;
  • прививаю любовь к русскому языку как носителю гуманитарных ценностей.

Урок внеклассного чтения по сказке А. П. Платонова “Неизвестный цветок” (5класс)

Цели урока: создавать условия, способствующие активной деятельности сознания ученика.

  • развивать речь учеников путем решения проблемных ситуаций;
  • формировать умение сравнивать и анализировать, делать выводы;
  • воспитывать в ребенке нравственные качества;
  • показать присутствие личностных характеристик деятельности учителя.

Оборудование урока:

  • портрет А. П. Платонова;
  • иллюстрации к произведению А. П. Платонова “Неизвестный цветок”;
  • дидактический материал, таблица;
  • фонограмма: Григ. Опера “Пер. Гюнт. Утро”;
  • живой цветок.

Эпиграф к уроку

А тебе не надоело
ничего не видеть рядом,
быть слепым и равнодушным
к человеческой судьбе!
Изгони из сердца скуку,
ничего не жди от мира,
и тотчас безмерно щедрым
мир откроется тебе!

А. Рудаки

Ход урока

I. Организационный момент

Вместе мы проведем урок литературы. Хочу, чтобы вы думали, размышляли, высказывали свое мнение, стали моими помощниками, ведь урок – это творчество, урок – это открытия.

Y Мобилизующий этап

Что же готовит нам этот урок? Какое открытие нас ждет? Давайте обратимся к мысли персидского поэта А. Рудаки. Прочитайте высказывание, оно перед нами.

А тебе не надоело
ничего не видеть рядом,
быть слепым и равнодушным
к человеческой судьбе!
Изгони из сердца скуку,
ничего не жди от мира,
и тотчас безмерно щедрым
мир откроется тебе!

II. Изучение нового материала

    Этап актуализации знаний

– Как вы думаете, о чем говорит поэт?

(Ответ учащихся)

Конечно, ребята, видеть мир вокруг себя, делать маленькие открытия, не быть равнодушным к людям, к тому, что нас окружает. Тема так и звучит: “Вокруг тебя – Мир”. Запишите на листе, который перед вами. Все записи мы делаем на этом листе.

    Этап создания проблемной ситуации

Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Что увидели интересного сегодня?

(Ответы учащихся)

Оказывается, каждый, если очень постарается, может открыть свою тайну в мире, которому и нужны твое внимание, твое сострадание, твоя защита. Тайна нашего урока сокрыта в сказке А. П. Платонова “Неизвестный цветок”.

– Что нам нужно знать и уметь, чтобы разгадать ее?

Конечно, нужно знать произведение, делиться своими впечатлениями, уметь делать выводы, открывать для себя мир.

    Этап формирования проблемы

Что особенно запомнилось в сказке? Что удивило в героях?

    Этап изучения нового материала

Откроем заветную страничку в книге. Что подсказывают названия:

1) Сказка; 2) Быль; 3) “Неизвестный цветок”.

    Этап восприятия текста

Разделите текст на 4 части. Озаглавьте их. (Самостоятельная работа).

  1. История жизни цветка до знакомства с Дашей
  2. Разговор с девочкой
  3. Новая жизнь пустыря
  4. Год спустя

Поработаем над I частью. Найдите, какими словами заканчивается I часть? Кто бы хотел выразительно прочитать эту часть?

Ребята, как вы считаете, кто эмоциональнее передал историю жизни цветка? Обратим внимание на главного героя. Кто он?

    Этап анализа текста

Как жилось цветку на пустыре? Да, он действительно

– скучал;
– ему было трудно;
– он страдал.

Найдите в тексте слова и предложения (одно, два), подтверждающие ваши ответы, заполните таблицу по вариантам.

Если будут затруднения, обратитесь к соседу по парте, ко мне. В конце работы сделайте выводы.

1) Работа с таблицей

Какие вы нашли слова, подтверждающие, что он

– скучал;
– трудился;
– страдал.

Цветок страдал, скучал, трудился, но что же было главное для него? Но самое главное для него было – жить. Вот какое важное открытие мы с вами сделали. Важнее всего – жизнь. Давайте запишем на листе наше первое открытие.

У любого цветка есть стебель, венчик, листья, цветок растет, ловит лучи солнца, многие борются за существование. Чем цветок из сказки не похож на все остальные цветы? (Ответы учащихся).

Правильно, ребята, он был живой, наделён чувствами, волей, как человек, он умел говорить, у него вырос сын.

2) Словарная работа

Как называется изобразительно-выразительное средство, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ?

Назовите вид тропа? (Ответ)

Какие виды тропов вам встретились в первой части? (Ответы)

– Какие чувства вызывают эти слова?

К тем, кто страдает, относиться нужно добрее, внимательнее, бережнее.

Молодцы, вы открыли ещё одну тайну – быть милосердными!

Кому поведал о своей жизни цветок? Почему именно Даше?

Она внимательна, смогла увидеть, ощутить его голос-благоухание. Что обозначает это слово?

Да, ребята, тайна открывается внимательным людям. Быть внимательным к миру – это наше третье открытие.

Найдите диалог девочки и цветка.

Кто бы хотел исполнить чтение по ролям? (чтение по ролям)

Какую роль ты исполнишь?

Вы видели, как писатель тщательно подбирает каждое словечко. Попробуйте и вы выбрать слова к образу. Перед вами образ семечка и цветка, рядом слова для справок. Соотнесите их. Прочитайте, распределите слова.

Семечко
П _ _ _ _ _
риютилось
т _ _ _ _ _
омилось
н _ _ _ _ _
апиталось
в _ _ _ _ _ _
пилось

Цветок

Ж _ _
ил
р _ _
ос
с _ _ _ _ _ _
обирал
с _ _ _ _ _ _
торожил
т _ _ _ _ _ _
рудился
р _ _ _ _ _ _ _ _ _
адовался

Каким мы видим цветок? Интересно было работать со словами писателя? Интересно, но не всегда легко. Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, сострадания, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь, так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несет свет своей души людям. Какое открытие вы сейчас сделали? Да, ребята, очень важно нести добро людям. Это еще одно наше открытие. Побудем и мы в роли цветка, подарим друг другу минуты радости.

    Этап эмоционально-психологической разгрузки

Григ. Опера “Пер Гюнт. Утро”.

Я буду добрым волшебником. У меня в руке нет волшебной палочки, но у меня есть волшебные слова. Слушайте их, и они помогут вам.

В саду лежало маленькое сморщенное зернышко. Ему было темно и холодно (присядьте, опустите головку, прикройте её руками). Пришел садовник, он полил семечко, стал ухаживать за ним. С теплым весенним солнышком семечко начало медленно расти. У него появляется росточек (вытягиваем ручку вверх, кулачки сжаты).

Затем другой росточек. Растет стебелек (поднимаемся), тянется к солнцу (поднялись на цыпочки, опустились). Появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (разжимаем кулачки). Росток превращается в красивый, сильный цветок. Он с каждым днем хорошеет. Присмотритесь к друг другу, улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы. Присаживайтесь.

Мне приятно видеть море чудесных улыбок, приятно, что вы смогли сделать важные открытия. Какие это открытия? Я думаю, что каждый из вас сможет увидеть друг друга, открыть окно в мир добра, милосердия, любви. А все эти открытия и есть великое чудо. Творите чудеса, открывайте мир!

Сегодня и я для себя сделала открытие. Вы умеете работать. Выставление оценок.

III. Подведение итога урока

IV. Домашнее задание

Большое спасибо всем за сотрудничество.

Мне было приятно общаться с вами в атмосфере тепла и уюта. Поэтому я хочу вам сделать подарок – сказку, а вернее, начало сказки с живым персонажем.

Родилась сказка в моём саду. Однажды поздней осенью я увидела в саду росточек Дерева счастья. Как он жил, я не знаю, побудьте соавтором природы и догадайтесь сами. Творите, фантазируйте! Это и будет ваше домашнее задание. Напишите о своём открытии.

Похожие статьи