В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.
План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.
Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).
Папа Урбан II освящает Клюни III
Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.
Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.
Капитель колонны
Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая
Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела
Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.
Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.
Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.
Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская
Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.
В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.
В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.
Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.
Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.
С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.
Часовня Жана Бурбонского
В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.
Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни
Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали
Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.
Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.
Аббатство Клюни расположено во Франции в городе Клюни в департаменте Сона и Лаура. Это один из древнейших монастырей Франции. Более тысячи ста лет прошло со дня его основания. Интересна история создания этого монастырского комплекса. Монастырь был сооружен на землях, которые служили охотничьими угодьями герцогу Гильому Первому Благочестивому.
В 910 году здесь начинается строительство монастыря монахов бенедиктинского ордена. В первые годы своего существования монахи были полностью освобождены от уплаты всех налогов и подчинялись лишь самому папе Римскому. Со всех сторон монастырь окружали мощные крепостные стены. Строительство первой церкви было начато аббатом Клюни в 910 году и продолжалось на протяжении 17 лет. В 981 году в аббатстве дополнительно был построен новый более крупный храм.
Со временем численность монахов возрастала, и территория монастыря увеличивалась. Шло строительство новых сооружений. В 1088 году был заложен Большой собор Клюнийского аббатства.
Собор святого Михаила был построен в романском стиле. Его строительство было завершено в 15 веке. Собор украшала резьба по камню и росписи мастеров средневековой живописи. В 1081 году Собор был разрушен. В 1088 году в аббатстве закончили строительство третьей церкви. Этот храм считался самым большим из храмов западного христианского мира.
В 1095 году папа Урбан II освятил все пять алтарей храма. Часть этого собора сохранилась и до наших дней. В 1562 гугеноты совершают нападение на монастырь, грабят его и уничтожают постройки. Но еще большие разрушения постигли монастырь во время французской революции в 1790-м году.
До разорения монастыря революционными толпами здесь была прекрасная библиотека, в которой хранились ценнейшие экземпляры, также в Клюни процветали разные виды искусств, включая музыку и живопись. Сегодня уцелевшие рукописи из библиотеки Клюни хранятся в Париже в Национальной библиотеке.
Наибольший расцвет аббатство Клюни достигло в тысяча сорок девятом – тысяча сто девятом годах во время правления шестого настоятеля Гуго Семурского. В этот период клюнийские монастыри появляются не только во Франции, но и в Испании, Италии, Германии, Англии. Клюнийский орден имел широкую разветвленную сеть во многих странах Европы.
На протяжении нескольких веков тысячи монахов жили здесь по уставу святого Бенедикта. В разное время настоятелями монастыря были Ришелье и Мазарини. Из стен монастыря вышли четыре папы. В конце эпохи средневековья и с началом эпохи Возрождения политическое и экономическое значение аббатства Клюни ослабевает, а во время французской революции монастырь подвергается разрушению и грабежам.
Сегодня на территории монастыря сохранились лишь остатки собора, постройки 17 – 18 веков, дворец Жана Бурбонского, построенный в 15 столетии, здание 13 века под дубовым покрытием, а также останки барабанных башен. Монастырь Клюни – это одна из главных религиозных святынь западного христианского мира.
Аббатство Клюни расположено в одноименном французском городе, который возник по ходу истории вокруг самого монастыря. Город Клюни располагается к северу от Леона (Leon), во французском департаменте Сона и Лаура (Saône-et-Loire). Будучи комплексной постройкой, аббатство Клюни было возведено в римском стиле, с тремя церквями, отстроенными в период между 10-м и началом 12-го века.
Статья: Аббатство Клюни (Cluny Abbey)
Аббатство Клюни – это впечатляющий монастырь, построенный монахами бенедиктинского ордена. Тысячи монахов проживали здесь по уставу Святого Бенедикта (St. Benedict), ныне же монастырь Клюни – это уникальная религиозная святыня с историей более чем 1100 лет. Клюни был центром главного монашеского движения в средние века и крупнейшим религиозным зданием вплоть до расширения Базилики Святого Петра в Риме (St. Peter Basilica, Rome).
Аббатство Клюни расположено в одноименном французском городе, который возник по ходу истории вокруг самого монастыря. Город Клюни располагается к северу от Леона (Leon), во французском департаменте Сона и Лаура (Saône-et-Loire). Будучи комплексной постройкой, аббатство Клюни было возведено в римском стиле, с тремя церквями, отстроенными в период между 10-м и началом 12-го века.
История Клюни начинается с 910-го, с монастыря, построенного на охотничьих угодьях, пожертвованных Гильомом I Благочестивым (William I the Pious), герцогом Аквитании (Aquitaine) и графом Оверни (Auvergne). Герцог принял решение освободить монахов аббатства от всех налогов и сборов и настоял на том, чтобы они молились исключительно за его душу. Ожидалось, что Гильом не останется покровителем монастыря, однако сохранит свой контроль над ним и будет оказывать влияние на монахов. На деле же, монастырь не подчинялся не только светским правителям, но и самому местному епископу. Монахи из Клюни были подотчетны напрямую папе.
Отделения аббатства Клюни, или его филиалы, стали называть "приоратами", и подобного рода система управления монастырями заложила основы для новой практики. До появления Клюни большинство монастырей были полностью автономны и поддерживали связь друг с другом только неофициально. Тем не мене, "старший" в цепочке других монастырей Клюни наблюдал за тем, что происходит в его филиалах, и эта система прекрасно работала среди монахов аббатства. Около 1016-го такие нововведения позволили существенно расширить власть папы Римского.
30 сентября 1088-го началось строительство третьей церкви аббатства Клюни, часть от которой сохранилась до наших дней. Это была самая большая церковь в христианском мире, и остается таковой по сей день. В 1095-м пять алтарей храма были освящены папой Урбаном II (Urban II).
В течение последующих веков Клюни приобрел своих последователей по всей Европе. В 12-м веке в членстве Клюни насчитывалось порядка 10 тыс. монахов, четверо из которых позже стали верховными суверенными понтификами.
Гугеноты в 1562""-м разграбили аббатство полностью. Однако полный крах Клюни пришел во время Французской революции, когда вернулись "старорежимные настроения" и управляемые толпы крестьян наполовину разрушили монастырь. После продажи комплекс несколько десятилетий служил в качестве каменоломни. В настоящее время большая часть Клюни похоронена в руинах, которые, однако, по-прежнему свидетельствуют о том, насколько велики были размеры монастыря.
В южном крыле, в наиболее сохранившейся части церкви, возвышается Колокольня Святой Воды (The belfry of the holy water) с прекрасными колоннами коринфского ордера. В монастыре также есть готическое здание 13-го века, которое на самом деле служит погребом, над которым находятся склады для муки. Эта часть комплекса в настоящее время превратилась в небольшой музей, где можно увидеть модели аббатства, драгоценные артефакты и те части зданий, которые безвозвратно потеряны.
Сегодня аббатство Клюни считается одним из чудес древнего мира.
В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.
План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.
Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).
Папа Урбан II освящает Клюни III
Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.
Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.
Капитель колонны
Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая
Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела
Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.
Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.
Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.
Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская
Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.
В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.
В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.
Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.
Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.
С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.
Часовня Жана Бурбонского
В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.
Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни
Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали
Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.
Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.
Аббатство Клюни, расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.
К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.
В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.
Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:
1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.
2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.
3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году.
К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.
Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.
В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.
Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.
Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:
* Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.
* Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.
* Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей – шедевры романской скульптуры.