Как пишется мягкий знак в наречиях. Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий."

23.03.2021

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 2»

Ступинского муниципального района

Московской области

Урок

Правописание наречий.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Русский язык

7 класс

Язинцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий.

Методика: адаптивное обучение.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания

Цель: проверить умение отличать наречия от других частей речи.

Блиц-турнир. Задание было дано заранее. Первая группа задает вопросы, вторая – отвечает на них, затем наоборот, вторая спрашивает, а первая отвечает.

  1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них наречия. Укажите признаки наречия, похожие на признаки деепричастия.
  2. Определите синтаксическую роль наречия в данных предложениях. Что общего у наречий с другими частями речи и чем отличаются наречия от них?
  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  1. Повторение правописания ь в разных частях речи (таблица на экране). Фронтальная работа.

Ь после шипящих

Пишется

Не пишется

Сущ. 3-го скл. (рожь )

Сущ. Не 3-го скл.(карандаш, рощ, дач )

Крат. прил. (могуч )

Глагол 2-го л. ед.ч.

(-ешь/- ишь )

Неопр.ф. (беречь )

Повел. накл. (отрежь )

Наречия:

настежь; вскачь, сплошь , кроме искл.

Наречия, после ж (кроме настежь ):

Уж, замуж, невтерпеж – искл.

  1. Создание проблемной ситуации. (Часть таблицы закрыта.)

Учитель . Наш давний знакомый Петя Ошибкин написал слова настежь, вскачь без ь . (На экране высвечиваются слова.) Он рассуждал так: « На конце слов после шипящих не пишется ь , это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописания этих слов.)

В словах какой части речи он написал ь ? Какой будет тема урока?

(Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране – слайд.)

  1. Объяснение нового материала

После каких шипящих пишется (не пишется) ь ? (Ученики формулируют правила.)

Правило первое . На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж .

Правило второе . На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, в после буквы ж пишется только в одном слове настежь .

Алгоритм рассуждения

  1. Определите, какая это часть речи.
  2. Если это наречие, посмотрите, входит ли оно в состав исключений.
  3. Если не входит в состав исключений, пишите мягкий знак.
  1. Первичная проверка усвоения знаний

Работа с учебником. Читаем материал параграфа. Правило заучиваем наизусть. Организуем парную работу по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учеников.

Теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов настежь, вскачь, сплошь . (Ученики объясняют правило.)

  1. Первичное закрепление знаний

Задание . (Выполняется у доски.) Спишите, подчеркните изученную орфограмму. Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.

  1. Закажи Балде службу,/ Чтоб стало ему невмочь,/ А требуй, чтобы он её/ Исполнил точь-в-точь. (А.Пушкин)
  2. Шалун уж отморозил пальчик. (А.Пушкин)
  3. Небо было сплошь покрыто тучами. (М.Горький)
  1. Закрепление нового материала
  1. Работа по группам.

Дифференцированные задания

1-я группа

Работа по заданию учебника, упр. 265. Помощь – таблица на слайде. (Проверка консультантами.)

2-я группа

А. Работа на компьютерах. Диктант.

  1. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 2) Землю вскачь не пашут. 3) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Когда долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

Б. Работа по карточке . Вставьте пропущенные буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ пократься тучами, медленно теч_, копченый лещ_, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.

(Уровень знаний определяет компьютерная программа.)

3-я группа

Работа на компьютерах

Ученики выполняют тестовые задания по обучающей программе на диске, на мониторе они видят результат своей работы. (Имеется режим выставления оценок.)

Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7-й класс, РС СО-ОМ.

Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

  1. Дидактическая игра (На экране проектора)

Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи.

Кроссворд

Выберите из цепочек слов наречия и заполните кроссворд по горизонтали

  1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
  2. замуж, тягач, задач, могуч;
  3. прочь, страж, тягуч, льешь;
  4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
  5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
  6. молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
  7. настежь, передач, блестящ, бородач.

Где спряталось наречие уж?

Задание . В каждую из 5 строчек таблички впишите существительные, в середине которых встречается буквосочетание уж .

Ключ:

  1. дужка; 2- кружка; 3- пружина; 4-пичужка; 5-подружка.
  1. Работа с разноуровневыми карточками

Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему о правописании мягкого знака после шипящих на конце разных частей речи – существительного, краткого прилагательного, наречия.

Задание для 1-го уровня ь . В скобках напишите часть речи этого слова и, кроме того, форму существительного, прилагательного, глагола.

Например, проголода ешь ся (глагол, 2-е л. ед.ч.).

Задание для 2-го уровня . Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь . В скобках напишите часть речи этого слова.

Например, зелень пастби щ (сущ.).

Задание для 3-го уровня . Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь.

Вариант 1

  1. зелень пастбищ_;
  2. нужно береч_;
  3. установившаяся тиш_;
  4. взять реванш_;
  5. воздух свеж_;
  6. радость встреч_;
  7. проголодаеш_ся;
  8. открыть настеж_;
  9. голос чарующ_;
  10. быстро учиш_;
  11. интересный репортаж_;
  12. отреж_ кусочек;

Слов с ь _______?

Вариант 2

  1. отвлеч_ внимание;
  2. множество неудач_;
  3. военная мощ_;
  4. удачный розыгрыш_;
  5. кактус колюч_;
  6. зарево пожарищ_;
  7. сумел увлеч_ся;
  8. быстро унистож_;
  9. среднерусский пейзаж;
  10. мчаться вскач_;
  11. ужасно тощ_;
  12. ничего не помниш_.

Слов с ь ______?

  1. Работа с текстом по картине

Учитель . Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высвечивается репродукция картины. Текст на столах учеников.)

Задания для работы с текстом

Прочитайте текст.

Определите стиль текста.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Напишите мини-сочинение на заданную тему.

В конце января выдается удивительный день. Не пряч_тесь от зимы выйдите на улицу. Послушайте как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ неожиданно проглянул настойчивый солнечный луч_. Ему невтерпеж_ растопить слежавшийся снег на скатах крыш_ и увидеть как бьется из-под земли ключ. Ведь весна уже не мираж_ а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна соседних дач_. Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек: глагол, прилагательное, наречие, существительное . На вопрос учителя ученик поднимает карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак?

В словах какой части речи после шипящих никогда не пишется мягкий знак?

В словах какой части речи мягкий знак после шипящих не пишется только в словах-исключениях?

В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода, числа и падежа?

К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?

  1. Свободное домашнее задание
  1. Работа с тестами по русскому языку:

М.Т. Баранова и др., учебник для 7-го класса;

  1. Напишите сочинение-эссе с изученной орфограммой, используя дополнительную литературу и ресурсы интернета.

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Цель урока - формирование умений в употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи:

образовательные:

Познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Выработать стойкие навыки написания мягкого знака после ши­пящих на конце наречий;

Систематизировать знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»;

развивающие:

Формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике;

Развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и ана­литическое мышление, творческие способности;

Развивать логически связную устную и письменную речь учащих­ся;

воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, волю, общительность, коммуни­кативность;

Воспитывать культуру речи;

Чувство коллективизма и ответственности при работе в парах, группах.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», музыкальное произведение в записи Л. Бетховена.

Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий (45 мин.).

Методика адаптивного обучения

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Повторение.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4. Создание проблемной ситуации. Объяснение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знания.

б. Первичное закрепление знаний.

7. Закрепление.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его вьполнения.

Ход урока.

Организационный момент. Постановка цели урока.

Цель: создание работоспособной атмосферы на уроке, психологического комфорта, настроя на изучение темы.

Как настроение, ребята? Мы продолжаем изучение темы «Наречие», познакомимся се­годня с новой орфограммой.

2. Проверка домашнего задания (З мин.).

Цель: проверка умения отличать наречия от других частей речи.

Блиц - турнир. Задание было дано заранее. 1 группа задает, вторая - отвечает. Затем вторая задает, а первая отвечает.

1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них только наречия. Указать признаки наречия, похожие с деепричастием.

2. Даны предложения. Определить синтаксическую роль наречия.

Что общего и чем отличаются наречия от других частей речи?

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (З мин.).

Цель: подготовка учащихся к восприятию темы. На экране - таблица.

Повторение правописания Ь в разных частях речи. Фронтальная работа.

Ь после шипящих

Ь пишется

сущ. 3-го скл. (рожь) №8

Ь не пишется

сущ. не 3-го скл.

(карандаш, рощ, дач)

крат.прил. (могуч) №20

глагол 2-го л.ед.ч. (–ешь) №22

Неопр.ф. (беречь)

Повел.накл. (отрежь) №47

наречия: настежь №63

наречия: после ж,

уж, замуж, невтерпеж – искл.

После ш и ч (вскачь)

Словарь: настежь - на «стеж» («крюк») - буквально «на дверном крюке», т.е. «открыто»

4.Создание проблемной ситуации. Часть таблицы с орф№бЗ закрыта.

Учитель. Ребята, наш давний знакомый, Петя Ошибкин, написал слова настеж_, вскач_ без Ь. (На экране высвечиваются слова). Он рассуждал так: «На конце слов после ши­пящих не пишется Ь, это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописа­ния этих слов).

В словах какой части речи он написал Ь? Какой будет тема урока?

(Побуждение к формулированию проблемы)

Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране - слайд.

5. Объяснение нового материала (5 мин.).

Цель: знакомство учащихся с правилом написания Ь на конце наречий.

Учитель. Давайте посмотрим, как пишутся наречия. На что обращаем внимание? После каких шипящих пишется (не пишется) Ь?

Ученики сами формулируют правило.

Правило первое. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Правило второе. На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, а после бук­вы ж не пишется, кроме одного слова- исключения настежь.

Алгоритм рассуждения по применению правила:

1) Определить, какая это часть речи.

2) Если это наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений.

З) Если нет, пиши мягкий знак.

5. Первичная проверка усвоения знаний (2 мин.)

Цель: проверка уровеня знаний учащихся.

Работа с учебником. Читается материал параграфа 44. Правило заучивается наизусть. Организуется парная работа по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.

Вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

А теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов. (Ученики объясняют правило).

6. Первичное закрепление знаний (5 мин.).

Цель: закрепление необходимых знаний на уроке.

Словарная диктовка. 1) Закажи Балде службу,! Чтоб стало ему невмочь,! А требуй, что­бы он ее/ Исполнил точь-в-точь. (А.С. Пушкин). 2) Шалун уж заморозил пальчик. (А. С. Пушкин). З) Небо было сплошь покрьгго тучами. (М. Горький). Выполняется у доски. Списать, подчеркнуть изученную орфограмму.

Делается вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.

7. Закрепление (10 мин.).

Цель: закрепление умения находить данную орфограмму и применение правила на практи­ке.

1.Работа по группам. Дифференцированные задания.

Цель: закрепление знаний учащихся по изученной теме.

I группа. Работа по заданию учебника, упражнение 265. Помощь - таблица на слайде. Проверка консультантами.

2группа. Работа на компьютерах. Программированный диктант.

1) Матушка-рожь кормит всех сплошь.2) Землю вскачь не пашут. З) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

2) Работа по карточке. Вставить пропущенные буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, ударить наотмаш_, вернуться заполноч_, ждать не­втерпеж_, сплош_ покрыться тучами, медленно теч_, копченый лещ, спряч_тесь от до­ждя, день хорош_, сделать шалаш_.

Определяет уровень знаний компьютерная программа.

3группа. Работа на компьютерах. Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7класс, РС СО-ОМ. Учащиеся работают по обучающей программе диска. Вьполнение тестовых заданий. Выполняя

задания на мониторе, учащиеся видят резуль­тат своей работы. Имеется режим выставления оценок.

Вывод о написании Ь на конце наречий.

2.Дидактическая игра . На экране проектора (2 мин.).

Цель: проверка умения отличать наречие от других частей речи.

Учитель . А теперь давайте немного поиграем: заполним кроссворд, вписав в него наречия.

    Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

    замуж, тягач, задач, могуч;

    прочь , страж, тягуч, льешь;

    наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;

    училищ, вскачь , толочь, помощь;

    Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

    Настежь , передач, блестящ, бородач.

«Агентство Шерлока Холмса»

Операция «Где спряталось наречие «уж»?»

Задание. Напишите существительные, в которых встречается « - уж – «

Подведение итогов игрового момента. Устное поощрение ответов учащихся.

3. Работа с разноуровневыми карточками (3 мин.)

Цель: проверка уровня усвоения темы.

Учитель. А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности. Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Задача очень проста: укажите количество слов, в которых необходим мягкий знак.

Уровень 3 Вариант 1

1)зелень пастбищ_(Р.п.мн.ч.);

2)нужно береч_(глагол);

З)установившаяся тиш_(ж.р.);

4)взять реванш_(м.р.);

5)воздух свеж_(кр.прил.);

6)радость встреч_(Р.п.мн.ч.);

7)проголодаеш_ся (глагол);

10)быстро учиш_(глагол);

11)интересный репортаж_(м.р.);

12)отреж_ кусочек (глагол); Слов с Ь ___ ?

Уровень 4 Вариант 1

1) зелень пастбищ_(сущ.);

2)нужно береч_(глагол);

З)установившаяся тиш_(сущ.);

4)взять реванш_(сущ.);

5)воздух свеж_(прил.);

6)радость встреч_(сущ.);

7)проголодаеш_ся (глагол);

10)быстро учиш_(глагол);

11)интересный репортаж_(сущ.);

12)отреж_ кусочек (глагол);

Слов с Ь ____ ?

Уровень 5 Вариант 1

1)зелень пастбищ_;

2)нужно береч_;

З)установившаяся тиш_;

4)взять реванш_;

5)воздух свеж_;

6)радость встреч_;

7)проголодаеш_ся;

10)быстро учиш_;

11)интересный репортаж_;

12)отреж_ кусочек;

Слов с Ь ____?

Уровень 3 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(Р.п.мн.ч);

З) военная мощ_(ж.р.);

4) удачный розыгрыш_(м.р.);

5) кактус колюч (кр.прил.);

б) зарево пожарищ_(Р.п.мн.ч.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(м.р.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(кр.прил.);

Слов с Ь ___ ?

Уровень 4 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(сущ.);

З) военная мощ_(сущ.);

4) удачный розыгрыш_(сущ.);

5) кактус колюч(прил.);

б) зарево пожарищ_(сущ.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(сущ.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(прил.);

12) ничего не помниш_(глагол);

Слов с Ь ___ ??

Уровень 5 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание;

2) множество неудач_;

З) военная мощ_;

4) удачный розыгрыш_;

5) кактус колюч_;

б) зарево пожарищ_;

7) сумел увлеч_ся;

8) быстро уничтож_;

9) саванный пейзаж_;

10) мчался вскач_;

11) ужасно тощ_;

12) ничего не помниш_.

Слов с Ь? ?

Показ правильных ответов на слайдах.

Учащимися делается вывод об употреблении Ь в разных частях речи.

Проводится физминутка (звучит классическая музыка Бетховена для детей).

4. Работа с текстом по картине (10 мин.).

Цель: проверка уровеня речеведческих и правописных умений и навыков, развитие логически связной речи.

Учитель. Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высве­чивается репродукция картины. Текст на столах учеников).

Задания для работы.

Прочитайте текст (один ученик читает).

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста (художественный).

Докажите свое мнение. Обратите внимание на образные средства языка.

Выполните задания: вставьте пропущенные буквы, расставьте занятые. Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ. Не пряч_тесь от природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему невтерпеж_ расто­пить лед на скатах крыш_ и увидеть как бьет из-под земли ключ. Это не блаж_. Ведь весна уже не мираж_а реальность. Нельзя пренебреч_

законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна соседних дач. Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину К. Юона «Конец зимы. Полдень».

А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины К. Юона? Составьте предложения по началу:

Глядя на картину К. Юона, я думаю... Звучит музыкальный фрагмент.

Учитель. «И забываю мир - и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображень­ем, и пробуждается поэзия во мне...».

Ученики пишут мини-сочинение. Затем 2-З ученика читают. Работы анализируются, выставляют оценки сами учащиеся.

Учитель. Ваши работы становятся все интереснее, ярче, выразительнее. Какие слова классиков можно вспомнить? (Ученики вспоминают слова К. Паустовского и др.).

8. Рефлексия. Подведение итогов урока (1 мин.) Результат достижения цели.

Учитель. Сегодня мы с вами изучили тему «Мягкий знак после шипящих на конце на­речий». Какие цели мы ставили на уроке? На экране высвечиваются цели урока. Дос­тигли мы их? Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы подни­маете карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих

всегда пишется мягкий знак?

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

В словах какой части речи
после шипящих никогда не

пишется мягкий знак?

В словах какой части речи

мягкий знак после шипящих не пишется

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Олько в словах-исключениях?

В словах какой части речи написание мягкого

знака после шипящих зависит от рода,

числа и падежа?

К какой части речи относятся слова настежь,

навзничь, прочь?
Выставление оценок учителем и их мотивирование.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

(1 мин.) Цель: развитие памяти, самодисциплины, целенаправленное усвоение знаний и умений, полученных на уроке.

Свободное домашнее задание.

1. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова «Русский язык» Е.М.Сергеева. Тестовые задания по русскому языку (тест 28, 29).

2. Написать сочинение-эссе с изученной орфограммой, ис­пользуя дополнительную литературу и ресурсы Интернет.

Учитель. На экране стихотворение, которое включает слова на изученную орфограм­му.

После уроков вскачь опасно

Спускаться со второго этажа.

Хотя и настежь двери,

Но не стоит спешить домой после звонка.

Совету моему уж внемли, школьник,

Точь-в-точь исполни ты его.

И маме не придется позже

Лечить ушибы тела твоего.

Благодарю вас!

Список использованных источников

Для учителя.

1. Барова Е.С.,Воронова Е.Н. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 7 класса Р.Н. Бунеева и др. М.: Баласс, 2008г. (Образовательная система «Школа 2100»

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7 класс. Книга для учителя. М., «Просвещение». 1999г.

3. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов – на Дону. Издательство «Феникс» 2006г.

4. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. (М.: Просвещение): 7-й класс». Издательство «Экзамен» М., 2010, УМК.

5. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Москва. «Просвещение». 2002г.

Для родителей.

    Ленская Т.С. , Угроватова Т.Ю. Русский язык. Орфография. В 4 ч. (Домашний репетитор). М.,: Айрис-пресс. 2003г.

Для учащихся.

    Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение». 1995г.

    Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. М., «Просвещение». 1984г.

    Реурсы Интернет.

4. PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс”, ООО “Кирилл и Мефодий”, www. KM.ru.

Похожие статьи
 
Категории

Отчеты об использовании (ОИЛ), воспроизводстве, охране, защите лесов Форма подачи утверждена законодательством. Для недропользователя, лесная декларация и отчеты об использовании, являются важными элементами документооборота. Дальневосточная лесоустроительная компания оказывает помощь в оформлении и утверждении лесоустроительной документации.
Видеоматериалы