Как быстро научится каратэ. Как научиться драться в домашних условиях

18.02.2020

Умение постоять за себя, защититься от нападений и издевательств сверстников или хулиганов, способность уберечь своих родных и близких - всеми этими качествами должен обязательно обладать каждый мужчина.

Кроме этого, с действа должны вырабатываться такие качества, как уважение к старшим, дисциплина, твёрдость характера, настойчивость и уверенность в себе. И с возрастом это понимают всё больше людей, встречаясь с различными препятствиями на своём пути.

Воспитание характера и уважение человеческих ценностей

Выработать в человеке вышеперечисленные качества способен спорт, особенно такой, который имеет контактную и соревновательную основу. Боевые искусства, независимо от вида, закаляют человека, заставляя встретиться лицом к лицу со своим страхом на соревнованиях. Ведь каждый спортсмен сражается не с противником, а с самим собой. Со своим "я", только вчерашним, пытаясь его победить, доказав себе и окружающим своё развитие и превосходство.

Именно с желанием воспитать в своём ребёнке навыки и принципы жизни настоящего мужчины часто родители отдают своих чад в различные секции боевых единоборств. В этой статье речь пойдёт о карате и о приёмах, которым можно или даже нужно обучиться, чтобы всегда уметь постоять за себя и ответить обидчикам по полной программе.

Капля теории

Не будем останавливаться на истории появления этого боевого искусства, описании его стилей. Суть карате, приёмы и технику можно раскрыть через путь духовного развития.

Быть каратистом означает владеть навыками и духовными учениями одного из видов этого боевого искусства. Из-за того, что стилей достаточно много, техника приёмов различная, а их реальная эффективность и прикладные качества различаются, стоит немного рассказать о существующих школах этого боевого искусства.

Для того чтобы понять, почему карате, приёмы которого доказывают свою эффективность уже на протяжении многих веков, имеет большое количество различных школ, приведём в пример следующую ситуацию.

Представьте себе, что вы пришли в первый раз обучаться в зал, где преподают какой-то из стилей карате. До этого вы никаким видом спорта, связанным с единоборствами, не занимались.

Так вот, по команде учителя или тренера (кому как удобно называть, в зависимости от разряда он может быть сенсеем, сенпаем, шиханом или др.) вы начинаете изучать карате, приёмы, а также их базовую технику. И, конечно же, как вы новичок, вы будете 100% копировать технику тренера и его движения. И так проходит день за днём, месяц за месяцем. Вы уже стали старшим учеником, получили чёрный пояс, начинаете помогать своему учителю в проведении тренировок.

Не зря великие мастера карате говорили о том, что для изучения одного удара нужно его выполнить 1000 раз, чтобы сформировался автоматический рефлекс и появилась А когда ученик повторит один и тот же удар более 5000 раз, то он уже может не только правильно бить, как показывал тренер, но и придумать свою технику выполнения удара.

Таким образом, вы уже владеете “своим” карате, приёмы которого модифицировали под своё усмотрение. По сути, вы уже сами можете преподавать свой изменённый стиль, если считаете, что он лучше, чем базовый.

Так и случалось со многими стилями карате, от которых отделялись свои учения. К примеру, первоначальная школа киокушин карате (далее - киокушин) взрастила множество сильных воспитанников, которые переставали разделять взгляды своего учителя. Они основывали свои собственные школы, в которых проводили обучение приёмам карате уже новых стилей, таких как ашихара-карате, кудо и другие.

На сегодняшний день существует очень много новых современных школ и течений карате, так же как и достаточно тех учений, которые дошли до современности ещё со времён Окинавского искусства.

Техника, приёмы карате. Различия

Придя в додзё (так называется помещение или зал, в котором проходят тренировки и обучение), вы услышите, что тренер даёт команды своим ученикам на непонятном языке. Не пугайтесь, ведь это из-за того, что родиной того или иного стиля карате могут являться любые восточные страны. А по традициям тренировка должна проводится именно на родном для боевого искусства языке. Зачастую можно услышать общение на японском или корейском языках.

Из-за этого в разных стилях карате название приёмов может различаться. Кроме этого, базовые движения того или иного приёма являются одинаковыми практически в каждом виде карате, но они могут отличаться некоторыми деталями. К примеру, при выполнении базовой техники в шотокан-карате исходное - на уровне пояса, а в киокушине - на уровне подмышки.

Некоторые основные приёмы карате

Научиться базовым техникам и приёмам любого из стилей - это задача сложная, но выполнимая. Легче всего овладеть ими удаётся под присмотром тренера. Несмотря на это, в течении девяностых годов двадцатого века, когда каждый подросток мечтал стать похожим на героя фильма “Малыш-каратист”, в Советском Союзе киоски были буквально забиты самоучителями по карате, которые, как утверждали издания, были способны обучить любого человека азам восточных боевых искусств.

В этой статье мы рассмотрим некоторые базовые приёмы карате для начинающих, которые будут разобраны на мельчайшие детали для понимания того, зачем их придумали и как их можно применить на соревнованиях или в реальном бою.

Первый приём

Его используют при сдаче нормативов на пояса, а также при отработке навыков защиты. Назвать его можно таким словосочетанием: “Хидари Дзенкуцу-Дачи Гедан Барай - Гьяку Цки Дзёдан”.

Начинать его выполнять необходимо так же, как и другие приёмы карате киокушинкай - из базовой стойки. Удобнее будет разобрать элементы движений, мысленно разбив тело на первую часть, которая начинается от пола до пояса, и вторую, включающую в себя остальную часть корпуса и руки.

Итак, приступаем к движениям. Левую ногу нужно оставить на месте, а правую поставить назад, немного развернув корпус в правую сторону. В такой позиции вы должны крепко стоять на ногах даже при сильных фронтальных толчках.

Постарайтесь подобрать стойку так, чтобы правая нога была полностью выпрямлена в колене и стояла на полу полностью всей стопой. Вы должны ощущать натяжение голеностопа.

Левую ногу необходимо держать под углом в 90 либо чуть больше градусов, в зависимости от вашей гибкости и силы квадрицепсов.

Полная концентрация на движениях

Во время того, как мы ставим правую ногу назад, руки тоже не оставляем без дела. Левую руку подносим к правому плечу, сжатую в кулаке, ладонью к себе. Одновременно полностью выпрямляем правую руку и опускаем вниз. Угол наклона между правой рукой и полом должен быть меньше 45 градусов.

Далее начинаем левую руку опускать вдоль правой, которую тем временем отводим назад, прижимая к корпусу. Это со стороны должно выглядеть так, как будто вы смахиваете с правой руки что-то левой. Это мы выполнили Гедан Барай - такой блок, который можно применять при захватах или же для защиты от прямых ударов ногой.

Затем из такого положения выполняем прямой удар правой рукой в голову противника. То есть мы сначала повалили соперника либо заблокировали его удар снизу и нанесли ответный удар задней рукой в голову.

Практическое применение первого приёма

Занимаясь карате, приёмы которого на первый взгляд кажутся неэффективными, необходимо понимать, зачем же каратисты тратят очень много времени на повторение одних и тех же движений.

Один великий боец сказал: “Я не боюсь того, кто знает 1000 разных ударов и повторил их по одному разу. Я боюсь того, кто знает 1 удар, но повторил его тысячу раз”.

Движения, которые используются в ударных единоборствах, не являются естественными для организма, поэтому очень важно выработать мышечную память, которая бы позволила выполнять их рефлекторно, не обдумывая каждый сантиметр движения.

С указанной целью каратисты и отводят много времени на отработку базовой техники. Но смысла от этого не будет, если тренер не расскажет, какое же прикладное применение возможно для тех или иных движений.

Полный мышечный контроль

Неудивительно, что немного различаются движения, использующиеся в классическом варианте, и те, которые подразумевает под собой реальное боевое карате. Приёмы выполняются в более свободной манере.

Поэтому сначала важно понять, для чего нужно сделать те или иные движения, а уже потом пытаться ими распоряжаться в бою.

Только таким образом можно исполнить эффективный приём карате. Боевой вариант описанного выше действия не подразумевает отвода левой руки в сторону по чёткой траектории и со сжатым кулаком.

Зачастую на мастер-классах такое движение выглядит просто как отмашка от быстро приближающейся угрозы в виде ножа или другого острого предмета. Шаг назад используют для того, чтобы уберечь корпус от повреждений и повалить соперника на себя.

Ну и, конечно, удар, как же без него оставить агрессора. Можно выполнять как в голову, так и в живот, грудь, плечо. В зависимости от того, насколько серьёзный противник стоит напротив вас.

Если к вам пристал пьяный, то будет вполне достаточно прямого удара в живот. Чем быстрее вы проведёте приём, тем он будет эффективнее, ведь неожиданность в бою играет немалую роль.

Второй приём

Рассмотрим приём из базовой техники "Миги Санчин-Дачи - Гьяку Шито Цуки - Ой Шито Цуки".

Первое движение - Миги Санчин-Дати. Для тех, кто не знает японский язык, непонятно, что же нужно сделать. Разберём этот приём, мысленно разбив тело на две части: первая - всё, что ниже пояса, вторая, соответственно, - всё, что выше средней линии.

Выполняется приём из исходной стойки, то есть ноги на ширине плеч, руки опущены.

Рассмотрим движения, которые осуществляются нижней частью тела. Первым делом стопу слегка разворачиваем вовнутрь, то же самое делаем с коленями. Немного присаживаемся, чтобы не стоять на прямых ногах.

Правую ногу слегка приподнимаем таким образом, чтобы она была оторвана от пола на несколько сантиметров, и ею можно было спокойно водить по полу. Приближаем её к левой ноге, а затем круговым движением по часовой стрелке, описывая круг и смещая центр тяжести, ставим на полшага вперёд.

Следим, чтобы стопа правой ноги после этого движения была немного развернута внутрь. Колено перемещаем в той же плоскости, что и стопу.

Что в это время делают корпус и руки?

Вторая часть тела не остаётся без действий. Как помните, две руки были опущены вниз, на уровень пояса. В то время как ногами выполняются описанные выше инструкции, необходимо скрестить руки и круговым движением наружу вывести их на уровень груди.

При этом они должны быть согнуты в локте примерно на 45 градусов, а кулаки необходимо полностью сжать.

Вот мы и заняли необходимую стойку. Миги означает, что в такой позиции правая нога должна быть впереди. А если перед Санчин-Дачи было Хидари, то это означало бы, что впереди должны быть левая нога.

Переходим к комбинации "Гьяку Шито Цуки - Ой Шито Цуки". Как можно догадаться, это удары руками. Гьяку Шито Цуки - это удар задней рукой, а Ой Шито Цуки - передней. В принципе, нигде, кроме как в карате, подобные удары не используются, хотя можно встретить что-то подобно в боксе. Часто боксёры наносят апперкоты по корпусу соперника. Траектория такого удара похожа на Шито Цуки.

Итак, из стойки Миги Санчин-Дати левую руку опускаем к поясу, распрямляем локоть до угла в 90 градусов и, поворачивая корпус право, наносим удар ею в воздух, представляя корпус противника.

В конечной точке, когда удар состоялся, начинаем разворачивать корпус в левую сторону, нанося удар правой рукой в ту же точку, куда ударили левой. Тем временем правая рука возвращается в исходное положение.

После того как выполнен удар Ой Шито Цуки, правую руку в исходное положение не возвращаем, а оставляем в такой же позиции.

Зачем нужен этот приём карате?

Боевой смысл движений и ударов, которые используются в этом приёме, скрыт от посторонних глаз, но стоит разобраться в каждом из действий, и тогда станет понятно, что и зачем делается.

Итак, представьте себе, что вы стоите на железнодорожном вокзале и ждёте прибытия поезда. В этот момент к вам пристаёт какой-то пьяница, начинает что-то рассказывать, угрожать. В конце концов, он подходит к вам и хватает вас за руки в попытке причинить вред.

Что делать? Воспользуйтесь базовой техникой карате. Вспоминаем то, как делаются описанные выше движения. То, что вы сведёте стопы внутрь, поможет крепче держаться на ногах. Шаг правой ногой вперёд по окружности позволит заступить за ногу хулигана. Вы окажетесь в положении, удобном для подсечки.

Круговые движения наружу позволят вам освободить руки из захвата. Далее выполняем два удара в живот и думаем, валить ли противника на пол. Всё предельно просто, и с точки зрения анатомии человека эффективно работает.

При этом неважно, сколько силы у вас и сколько у хулигана - подобные отключают предплечья человека, который вас схватил, так что в любом случае кисть разожмётся, и вы выберетесь из “объятий”.

Конечно, можно не заступать за ногу нападающего, тогда вы сможете выполнить контратаку без подсечек - такой вариант подойдёт, если вы не хотите, чтобы человек падал на землю (к примеру, при падении на асфальт есть шанс серьёзного повреждения головы, вплоть до потери сознания или летального исхода).

В разных видах карате существует более 100 приёмов и базовых техник, которым учатся на протяжении десятков лет, из года в год повторяя одни и те же движения.

Не стоит распылять своё внимание, в быстром темпе изучая каждое движение. Каждое действие необходимо отработать сотни, а то и тысячи раз. Только представьте себе: на тренировках каратисты могут отрабатывать один и тот же приём на протяжении нескольких часов в течение двух-трёх занятий!

Более того, учитель может разбить приём на несколько движений и прорабатывать каждое на разных тренировках. Зато потом, после того как ученики сложат воедино все изученные действия, они смогут осознанно выполнить сложный приём.

Стоит обязательно на это обратить внимание

На улице во время боя вы не найдёте ни единого мастера, который бы применял приёмы базовой технике в точности так, как они того требуют. Человек, который реально владеет приёмами карате, имеет возможность их видоизменять на ходу, адаптируясь к окружающей обстановке.

Описанные выше базовые приёмы и движения являются несложными и подходят начинающим каратистам. В статье специально приведены движения, которые начинаются с защиты, так как истинное карате не создано для того, чтобы быть агрессивным и использовать свои знания для умышленного причинения вреда.

Все тренеры учат тому, что лучший бой - несостоявшийся. Ведь одно дело - соперничать с людьми на ринге по определённым правилам, и совсем другое - на улице, где тебя просто могут ударить сзади тупым предметом.

Боевым искусствам лучше учиться с детства

Кроме практической пользы для защиты от хулиганов и задир в школе приёмы станут духовной опорой, которая будет способствовать развитию твёрдого, непоколебимого характера. Ведь не всегда родителям удаётся уделить достаточно внимания своим детям из-за работы и других хлопот. А наставления тренера и постоянное взаимодействие со сверстниками помогут воспитать целеустремлённую личность, которая не будет бояться препятствий на своём пути.

Но не переживайте - учиться никогда не поздно. Даже во взрослом возрасте вы сможете записаться в секцию и тренироваться.

В категории Карате находятся бесплатные онлайн видео уроки по этому виду спорта. Карате - это японское боевое искусство. Основным принципом карате является отсутствие насилия, т. е. карате, как боевое искусство не должно использоваться для причинения вреда другому человеку. Изначально карате создавалось для самозащиты, и каждый ученик должен был дать клятву о том, что будет использовать карате, только для самообороны и защиты других людей. В карате различают ученические степени (Кю) и мастерские степени (Даны). Внешним атрибутом той или иной степени является пояс. Белый и цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрный пояс - мастерским. Изучение карате по видео урокам будет полезно как для начинающих, так и для более опытных спортсменов. Видеоуроки из рубрики Карате Вы можете смотреть бесплатно в любое удобное время. К некоторым видео урокам по карате приложены дополнительные материалы для обучения, которые можно скачать. Приятного Вам обучения!

Всего материалов: 1
Показано материалов: 1-1

Страницы: 1

Каратэ киокушинкай для начинающих - общие сведения

Онлайн урок «Каратэ киокушинкай для начинающих - общие сведения» посвящен вопросу о том, что собой представляет этот вид спорта. Каратэ киокушинкай состоит из кихон (техника, которая выполняется на месте), тренировка, которая ведется в движении, раздел ката, кумитэ и т.д. Каратэ киокушинкай - это силовой атлетический стиль, корни которого происходят в Японии. Это не только спортивный стиль, но и большой культурный кластер. Первое, что должны знать начинающие каратисты, это то, как правильно...

Обучаясь карате-до, необходимо подготовиться к освоению достаточно сложных действий - ударов, защит, бросков, приемов. Для этого вначале следует отработать ряд стандартных положений тела, или стоек.

Хейсоку-дачи

Ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 1).

Мусуби-дачи

Пятки вместе, носки врозь под углом 90°. Вес тела распределяется равномерно на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 2).




Хейко-дачи

Ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги, корпус выпрямлен (рис. 3).




Дзенкуцу-дачи

Носок впереди стоящей стопы смотрит вперед на противника, стопа сзади стоящей ноги развернута наружу на 30–45°. Расстояние между правой и левой ступнями - ширина плеч, расстояние между передней и задней стопами - две ширины плеч. Стоящая впереди нога согнута в колене так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола, сзади стоящая нога выпрямлена. До 60 % веса приходится на стоящую впереди ногу, около 40 % - на стоящую сзади. Корпус выпрямлен, развернут на 30–45° (рис. 4, 5, 6).





Кокутцу-дачи Рис. 7.


Носок впереди стоящей ноги смотрит на противника, стопа стоящей сзади ноги развернута наружу на 90°. Условные линии, проходящие через ступни, образуют букву Т либо Г. Расстояние между ступнями - две ширины плеч. Обе ноги согнуты в коленях. До 70 % веса тела - на стоящей сзади ноге, около 30 % - на стоящей впереди. Корпус выпрямлен, развернут на 45° (рис. 7, 8, 9).




Шико-дачи Рис. 10.


Стопы ног располагаются симметрично на одной линии, расстояние между ними - две ширины плеч, ступни развернуты на 45° соответственно каждая. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Колени согнуты и развернуты максимально наружу. Корпус выпрямлен (рис. 10, 11, 12).




Киба-дачи Рис. 13.


Аналогична стойке шико-дачи, стопы параллельны друг другу (рис. 13, 14).



Некоаши-дачи Рис. 15.


До 90 % веса тела приходится на стоящую сзади ногу около 10 % - на другую. Опорная нога максимально согнута в колене, а стопа развернута наружу в пределах 45°. Передняя стопа поднята на носок так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола. В качестве стилевой особенности следует заметить, что колено опорной ноги максимально повернуто вперед. Корпус выпрямлен, плечи развернуты (рис. 15, 16, 17).






Последовательное обозначение ударов левой и правой руками вперед, в средний уровень - чу-дан-цуки (рис. 57, 58). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой. Последний удар сопровождается кяй. Рис. 57.




Последовательное обозначение защиты отбивом предплечья снизу вверх левой и правой руками - аге-уке (рис. 59, 60). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее - с кяй. Рис. 59.




Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем изнутри наружу левой и правой руками - учи-уке (рис. 61, 62, 63). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 61.





Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем снаружи внутрь левой и правой руками - сото-уке (рис. 64, 65, 66). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 64.





Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем сверху вниз левой и правой руками - гедан-барай (рис. 67, 68, 69). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 67.





После выполнения технических действий руками, подтягивая левую ногу к правой, переход в стойку хейсоку-дачи. Руки согнуты в локтях - хиките (рис. 70). Рис. 70.



Обозначение удара ногой в нижний уровень - ге-дан-гери (рис. 71, 72, 73). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 74). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой, затем правой ногой. Завершающие действия и той и другой ногой сопровождаются кяй. Рис. 71.






Обозначение удара подъемом ноги - кинтеки-гери (рис. 75, 76, 77, 78). Технические действия выполняются по 5-10 раз сначала левой, затем правой ногой. Последнее действие и той и другой ногой сопровождается кяй. При выполнении технического действия производится предварительный подъем колена (рис. 75). Рис. 75.






Перед выполнением следующего технического действия необходимо перейти из стойки хейсоку-дачи в стойку миги-дзенкуцу-дачи, отшагивая левой ногой назад, последовательно исполнив защиту сначала гедан-барай, затем мороте-учи-уке (рис. 79, 80, 81, 82). Защита гедан-барай выполняется с кяй, а мороте-учи-уке - с резким выдохом. Рис. 79.






Обозначение удара ногой в средний уровень - гя-ку-мая-гери (рис. 83, 84, 85, 86). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 83). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой ногой, затем, после смены стойки и выхода в хи-дари-дзенкуцу-дачи, правой (рис. 86). Последний удар правой и левой ногой сопровождается кяй. Рис. 83.






Перед выполнением следующего технического действия необходимо вернуться в стойку хейсо-ку-дачи и произвести руками хиките (рис. 87). Затем голова поворачивается в сторону выполнения удара ногой (рис. 88). Рис. 87.




Следующее техническое действие - комбинированное. Сначала выполняется защита ногой - ми-ка-цуки-гери, а затем обозначается режущий удар ребром стопы в сторону в нижний уровень - фу-микоми-еко-гери (рис. 89, 90). Технические действия выполняются сначала 5-10 раз левой ногой, затем, не меняя стойки, повернув голову вправо, правой (рис. 91). Завершающие действия и правой, и левой ноги сопровождаются кяй. Рис. 89.





Оставаясь в стойке хейсоку-дачи, руки в хиките, голову поворачивают прямо с одновременным выполнением в среднем темпе защиты мороте-ге-дан-барай, отставляя левую ногу в сторону и переходят в стойку хейко-дачи (рис. 92, 93). После совершения традиционного приветствия - выход с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы производятся за счет перемещения левой ноги (рис. 94, 95, 96). Рис. 92.







Сенчин-суги-кобо (омоте)

Из стойки готовности - хейко-дачи, при выполнении традиционного приветствия перейти в стойку хен-соку-дачи. Смена стойки осуществляется путем приставления левой ноги к правой (рис. 53, 54, 55).

Из стойки хейсоку-дачи, отставляя правую ногу назад, перейти в стойку хидари-дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты хидари-ге-дан-барай (рис 97, 98).




Передвижение вперед в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным обозначением удара одноименной рукой в средний уровень - ой-цуки-чедан (рис. 99, 100, 101). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-барай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 99.





После возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай и силовой сменой рук (рис. 102, 103, 104). При этом занимается положение, характерное для выполнения удара гяку-цуки. Рис. 102.





Передвижение вперед, в стойке дзенкуцу-дачи, через промежуточную стойку шико-дачи с одновременным обозначением удара разноименной рукой в средний уровень - гяку-цуки-чедан (рис. 105, 106, 107). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 105.





После выполнения движений второй дорожки и возвращения на исходное место производится разворот на месте на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке. После этого осуществляется движение вперед в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке одноименной рукой (рис. 108, 109, 110). Техническое действие выполняется 3–5 раз вперед, после разворота на 180° повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 108.





После выполнения движений второго прохода и возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-барай. После этого осуществляется движение вперед в стойке шико-дачи (корпус и условная линия, проходящая через стопы, располагаются под углом в 45°) с одновременным выполнением защиты рукой гедан-барай (рис. 111, 112, 113, 114). Техническое действие выполняется 3–5 раз при движении вперед, а затем в аналогичной стойке, отходя назад. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 111.






После выполнения последнего технического действия и возвращения на исходное место производится выход в стойку хейко-дачи с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в среднем темпе. Выход осуществляется подтягиванием стоящей сзади ноги через кратковременное принятие промежуточной стойки хейсоку-дачи (рис. 115). Рис. 115.



После выполнения традиционного приветствия - выход с одновременным выполнением защиты мороте-ге-дан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы выполняются за счет перемещения левой ноги (см. рис. 93, 94,95,96).

Закрепление изученной техники

Изученные упражнения и приемы необходимо закрепить. Для этого применяется моделирование вероятных действий при атаке и защите. Наиболее эффективны стандартное и многократное повторения упражнений. Выполнение ударов и защит с ограничением траектории движений позволяет прочно закрепить умения действовать в реальных пространственно-временных условиях, полученные в результате отработки специальных технических комплексов - ката.

В качестве вариантов вероятных атакующих и защитных действий может быть использована техника, разученная в комплексах тей-тай-ден-хо (омоте) и сенчин-суги-кобо (омоте):

Варианты отработки атакующих действий руками (рис. 116, 117);





Варианты отработки атакующих действий ногами (рис. 118, 119, 120, 121); Рис. 118.






Варианты отработки защитных действий руками (рис. 122, 123, 124, 125); Рис. 122.






Вариант отработки защитного действия ногой (рис. 126). Рис. 126.


Защита и контратака при ударе рукой в голову

Все действия выполняются из стандартного положения (рис. 127): атакующий находится в левосторонней стойке, а защищающийся - в стойке готовности.

Атакующий выполняет удар правой рукой в голову с одновременным шагом одноименной ногой вперед.

Прием № 1

1. Исходное положение (рис. 127).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 128). Рис. 128.



3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака разноименным ударом правой руки в голову атакующего (рис. 129). Рис. 130.



Прием № 2

1. Исходное положение (рис. 130).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 131). Рис. 131.



3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака ударом ребром ладони правой руки сверху (рис. 132). Рис. 133.



Прием № 3

1. Исходное положение (рис. 133).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 134). Рис. 134.



3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака ударами правой рукой в голову и корпус атакующего (рис. 135, 136, 137). Рис. 135.





Прием № 4

1. Исходное положение (рис. 138).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки вперед, разворачиваясь правым боком к атакующему с одновременной защитой правой рукой (рис. 139). Рис. 139.



3. Не меняя положения ног - удар правой рукой наотмашь в голову атакующего и разноименный удар левой рукой в корпус с выходом в правостороннюю стойку (рис. 140, 141). Рис. 140.




Прием № 5

1. Исходное положение (рис. 142).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит правой ногой назад в левостороннюю стойку с одновременной защитой левой рукой (рис. 143). Рис. 143.



3. Контратака правой ногой в корпус (рис. 144). Рис. 145.



Прием № 6

1. Исходное положение (рис. 145).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит левой ногой вперед, параллельно движению атакующего, с одновременной защитой левой рукой (рис. 146). Рис. 146.



3. Контратака разноименным ударом правой руки в корпус с одновременным выходом в левостороннюю стойку (рис. 147). Рис. 148.



Прием № 7

1. Исходное положение (рис. 148).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит левой ногой вперед, параллельно движению атакующего, с одновременной защитой локтем левой руки (рис. 149). Рис. 149.



3. Контратака разноименным ударом правым локтем по корпусу с одновременным выходом в левостороннюю стойку (рис. 150). Рис. 151.



Прием № 8

1. Исходное положение (рис. 151).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременным блокированием ладонью правой руки (рис. 152). Рис. 152.



3. Контратака ребром стопы правой ноги с одновременным захватом бьющей руки атакующего своей правой рукой (рис. 153). Рис. 154.



Прием № 9

1. Исходное положение (рис. 154).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременным блокированием ладонью правой руки (рис. 155). Рис. 155.



3. Захват бьющей руки атакующего своей правой рукой с одновременной контратакой круговым ударом правой ноги по корпусу (рис. 156, 157). Рис. 156.




Прием № 10

1. Исходное положение (рис. 158).



2. При атаке правой рукой в голову шаг левой ногой вперед-влево с одновременной защитой руками «накрест» (рис. 159). Рис. 159.



3. Захват бьющей руки атакующего двумя руками с одновременным резким рывком на себя, удар правым коленом в корпус (рис. 160). Рис. 161.



Прием № 11

1. Исходное положение (рис. 161).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед с одновременной защитой «квадрат» (рис. 162). Рис. 162.



3. Контратака правой рукой в голову и левой рукой в корпус (рис. 163, 164). Рис. 163.




Прием № 12

1. Исходное положение (рис. 165).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 166). Рис. 166.



3. Контратака в корпус тремя последовательными ударами руками (левой, правой и опять левой) (рис. 167, 168, 169). Рис. 167.





Прием № 13

1. Исходное положение (рис. 170).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременным скручиванием корпуса и защитой «квадрат» (рис. 171). Рис. 171.



3. Контратака левой ногой в корпус с одновременным шагом левой ногой вперед-влево, круговой удар ребром правой руки в голову (рис. 172, 173). Рис. 172.




Прием № 14

1. Исходное положение (рис. 174).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 175). Рис. 175.



3. Подтягивая левую ногу к правой и разворачиваясь правым боком к противнику, удар снизу-вверх локтем правой руки в голову (рис. 176). Рис. 177.



Прием № 15

1. Исходное положение (рис. 177).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся разворачивается на левой ноге правым боком к противнику с одновременной защитой двумя руками за счет использования вращательного момента (рис. 178). Рис. 178.



3. Контратака в голову ударом ребром ладони обеих рук с одновременным шагом правой ногой вперед-вправо (рис. 179). Рис. 180.



Прием № 16

1. Исходное положение (рис. 180).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 181). Рис. 181.



3. Не меняя положения ног, контратака ударом снизу-вверх локтем правой руки по корпусу (рис. 182). Рис. 183.



Прием № 17

1. Исходное положение (рис. 183).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 184). Рис. 184.



3. Не меняя положения ног, контратака круговым ударом локтем правой руки по корпусу (рис. 185). Рис. 187.



Прием № 18

1. Исходное положение, атака и защита аналогичны приему № 17 (рис. 183, 184).

2. Немного подтягивая левую ногу к правой, контратака круговым ударом локтем правой руки в голову (рис. 186).



Прием № 19

1. Исходное положение (рис. 187).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед с одновременной защитой двумя руками «накрест» (рис. 188). Рис. 188.



3. Разворот на месте на 180° и, захватив правой рукой бьющую руку атакующего, контратака ударом ребром ладони левой руки по шее наотмашь (рис. 189). Рис. 191.



Прием № 20

1. Исходное положение, атака и защита аналогичны приему № 19 (рис. 187, 188).

2. Разворот на месте на 180° и, захватив правой рукой бьющую руку атакующего, контратака ударом ребром ладони левой руки в пах (рис. 190).



Прием № 21

1. Исходное положение (рис. 191).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 192). Рис. 192.



1. Контратака в корпус двумя последовательными ударами руками левой, правой (рис. 193, 194). Рис. 193.




Прием № 22

1. Исходное положение (рис. 195).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 196). Рис. 196.



3. Контратака в корпус круговым ударом локтем левой руки (рис. 197). Рис. 198.



Прием № 23

1. Исходное положение (рис. 198).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед-вправо с одновременной защитой левой рукой (рис. 199). Рис. 199.



3. Контратака в корпус ударом правой руки снизу (рис. 200). Рис. 201.



Прием № 24

1. Исходное положение (рис. 201).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой локтем левой руки (рис. 202). Рис. 202.



3. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 203). Рис. 204.



Прием № 25

1. Исходное положение (рис. 204).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки (рис. 205). Рис. 205.



3. Разворачиваясь на месте на 180°, замах левой рукой с последующей контратакой левой рукой в пах (рис. 206, 207). Рис. 206.



Защита и контратака при ударе рукой в корпус

Все действия выполняются из стандартного положения (рис. 208): атакующий находится в левосторонней стойке, а защищающийся в стойке готовности.

Атакующий выполняет однотипный удар правой рукой в корпус с одновременным шагом одноименной ногой вперед.

Прием № 26

1. Исходное положение (рис. 208).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся разворачивается на месте влево в левостороннюю стойку с одновременной защитой двумя руками (рис. 209). Рис. 209.



3. Контратака в голову ударом правой руки наотмашь (рис. 210, 211). Рис. 210.




Прием № 27

1. Исходное положение (рис. 212).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево (рис. 213). Рис. 213.



3. Контратака в корпус внутренней части ладони левой руки (рис. 214). Рис. 214.



Прием № 28

1. Исходное положение (рис. 215).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой круговым ударом левым локтем (рис. 216). Рис. 216.



3. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 217). Рис. 218.



Прием № 29

1. Исходное положение (рис. 218).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой ударом ребром ладони обеих рук сверху (рис. 219, 220). Рис. 219.




3. Контратака в голову ударом левой руки наотмашь (рис. 221, 222). Рис. 221.




Прием № 30

1. Исходное положение (рис. 223).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево, одновременно зафиксировав бьющую руку атакующего в локтевом сгибе правой руки, с последующим переходом на болевой прием за счет воздействия предплечьем левой руки на плечевой сустав (рис. 224, 225, 226, 227). Рис. 224.






Прием № 31

1. Исходное положение (рис. 228).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки (рис. 229). Рис. 229.



2. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 230). Рис. 231.



Прием № 32

1. Исходное положение (рис. 231).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки - ладонь открыта (рис. 232). Рис. 232.



3. Контратака правой рукой в глаза (рис. 233). Рис. 234.



Прием № 33

1. Исходное положение (рис. 234).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременной защитой ударом кулаком правой руки сверху по запястью бьющей руки атакующего (рис. 235, 236). Рис. 235.




3. Контратака правой рукой в глаза с одновременным шагом правой ногой вперед (рис. 237, 238). Рис. 237.




Прием № 34

1. Исходное положение (рис. 239).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременной защитой ударом кулаком правой руки сверху по запястью бьющей руки (рис. 240, 241). Рис. 240.




3. Контратака ударом открытой ладонью правой руки в челюсть с одновременным шагом правой ногой вперед (рис. 242, 243). Рис. 242.




Прием № 35

1. Исходное положение (рис. 244).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся разворачивается на месте вправо на 90°, одновременно отводя ладонью левой руки от себя бьющую руку противника (рис. 245). Рис. 245.



3. Выполнив круговое движение по часовой стрелке левой рукой и выйдя с одновременным разворотом влево на 90° в левостороннюю стойку с одновременным захватом бьющей руки снизу, удар ребром правой руки сверху по правой ключице противника (рис. 246, 247). Рис. 246.




Прием № 36

1. Исходное положение (рис. 248).



2. При атаке правой рукой в корпус шагом левой ногой назад защищающийся уходит с линии атаки назад-влево (рис. 249). Рис. 249.



3. Контратака в корпус (рис. 250). Рис. 251.



Прием № 37

1. Исходное положение (рис. 251).



2. При атаке правой рукой в корпус шагом левой ногой назад защищающийся уходит с линии атаки назад-влево (рис. 252). Рис. 252.



3. Контратака в корпус боковым ударом ребром стопы правой ноги (рис. 253). Рис. 254.



Прием № 38

1. Исходное положение (рис. 254).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой одновременно с встречной контратакой разноименным ударом правой руки по корпусу (рис. 255). Рис. 256.



Прием № 39

1. Исходное положение (рис. 256).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой с одновременной встречной контратакой разноименным ударом правой руки по корпусу (рис. 257). Рис. 257.



3. Не меняя положения корпуса, отвод предплечьем правой руки бьющей руки атакующего назад-вправо (рис. 258). Рис. 259.



Прием № 40

1. Исходное положение (рис. 259).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой с одновременной встречной контратакой разноименным ударом правой руки в пах (рис. 260). Рис. 261.



Прием № 41

1. Исходное положение (рис. 261).



2. При атаке правой рукой в корпус выход правой ногой вперед с одновременной контратакой в корпус круговым ударом локтем правой руки (рис. 262, 263). Рис. 262.




Прием № 42

1. Исходное положение (рис. 264).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево (рис. 265). Рис. 265.



3. Продолжая движение, шаг правой ногой вперед-вправо, выходя за спину противника, с одновременной контратакой в спину ударом локтем правой руки назад (рис. 266, 267, 268). Рис. 266.





Прием № 43

1. Исходное положение (рис. 269).



2. При атаке правой рукой в корпус выход левой ногой вперед-вправо, разворачиваясь спиной к противнику (рис. 270, 271). Рис. 270.

Детей

«Дом детского творчества»

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КАРАТЭ

Составитель:

,

педагог дополнительного

образования МОУ ДОД «ДДТ»

Яшкинский район

Введение 3

1. Стойки 3

2. Передвижения в стойках 6

4. Защиты 12

5. Броски, болевые и удушающие приемы. 15

Заключение 16

Литература 16

Введение

Каратэ – это путь, по которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух, открывая в себе новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей.

Занимаясь каратэ, люди учатся не только и не столько технике нанесения ударов и постановки блоков, тактике и стратегии поединка, умению разбивать предметы, сколько образу жизни, пытаясь увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в Мире, и стремясь достичь гармонии с Природой.

Техника же каратэ – это совокупность стоек, ударов и защит, применение которых диктуется формальными упражнениями (ката), обстоятельствами кумитэ и возможностями каратэка.

Технически грамотным является тот, кто умеет точно и легко передвигаться по тотами, не суетясь и не делая ненужных мышечных усилий, в совершенстве владеет ударами и защитами, причем применяет их исключительно координировано в нужное время с необходимой силой, резкостью и быстротой.

Типовую технику каратэ составляют стойки, передвижения в стойках, удары и защиты.

1. Стойки

Стойка – это первый прием техники, которым овладевает обучающийся, начавший заниматься каратэ.

Под стойкой принято понимать исходное положение, которое позволяет каратэке постоянно быть в готовности осуществлять свои намерения.

Все приемы в каратэ можно правильно и эффективно выполнить, только имея прочную и устойчивую основу (стойку). Выбор стойки меняется в зависимости от обстоятельств, но в любом случае стойка должна быть естественной и позволять каратэке свободно перемещаться и при выполнении ката, и во время поединка (кумитэ).

Многие стойки, которые используются в современном каратэ, возникли из попыток древних мастеров подражать животным как в позах, так и в движениях. Они предназначались для обучения начинающих основам боевого искусства. Анализируя стойки, используемые в каратэ, можно заметить, что в них учтены возможные действия соперников: удары, подсечки, уходы. Кроме того, стойки позволяют скрывать свое психофизическое состояние. От правильного выбора стоек во многом зависит успех в поединке.

Поэтому изучение стоек – один из основополагающих аспектов овладения техникой каратэ. Правильное распределение веса тела, правильное расположение корпуса и ног в той или иной стойке имеет немаловажное значение при нанесении ударов, постановке блоков, уходах с линии атаки.

В ката в поединке (в зависимости от решаемых задач) могут применяться стойки защиты и стойки атаки. В стойках защиты тело больше всего закрыто от возможной атаки противника. В стойках атаки обеспечивается возможность нанесения ударов руками и/или ногами практически без изменения положения тела в пространстве.

Как правило, во всех стойках каратэ позвоночник перпендикулярен полу (земле) и любой его наклон вперед или назад – это результат неправильного обучения, итогом которого является поражение в поединке, невыполнение упражнения тамэшивари или же некачественное выполнение ката.

Существует несколько основных требований к стойкам:

1) равновесие должно сохраняться при любых атаках, контратаках или защитных действиях;

2) центр тяжести не должен выходить за контуры тела, крайними точками которого являются ступни ног;

3) любая стойка должна давать возможность наносить удары или ставить блоки;

4) переход из одной стойки в другую должен осуществляться с максимальной скоростью;

5) любая стойка должна обеспечивать защиту жизненно важных точек тела;

6) во всех стойках низ туловища должен быть напряжен, а верх – расслаблен.

Как уже отмечалось, каратэ начинается с изучения стоек, но их отработка не прекращается на протяжении всех занятий. Эффективность любого приема в каратэ зависит от стойки, в которую необходимо переместиться для нанесения удара или постановки блока, а также от скорости этого перемещения. Все это позволяет направить в заданную точку всю суммарную скорость, состоящую из скорости перемещения и скорости нанесения удара или постановки блока. Кроме того, правильная стойка обеспечивает устойчивость, необходимую для концентрации энергии при нанесении удара или постановке блока. В свою очередь, стабильная устойчивость обеспечивается за счет силы мышц ног.

Древние мастера для укрепления мышц ног стояли в той или иной стойке с грузом в руках, который иногда превышал вес самого мастера. Иногда опытные мастера становились на вершины двух столбов, вбитых в землю, воткнув вокруг них свои мечи лезвиями вверх, так, чтобы любое падение со столбов вело к смертельному исходу. Таким образом древние мастера могли стоять по несколько часов подряд, используя этот психологический метод для стимулирования мышечной и нервной системы и превращая тренировку по укреплению мышц ног в медитацию.

В настоящее время существует несколько способов укрепления мышц ног, которые делятся на статические и динамические. Один из способов – во время занятия стоять в статической стойке с грузом или без него не менее 15-20 мин. Динамические способы заключаются в приседаниях, прыжках, передвижениях в стойках с партнером на плечах и т. п.

На рисунке 1 показано несколько основных стоек (дачи) каратэ: хейсоку (поза ожидания), мусуби (непринужденная стойка), хейко (естественная стойка), некоаши (кошачья стойка), фудо (боевая стойка), киба (поза всадника), зенкуцу (поза лука и стрелы), кокуцу (поза тигра), шико (квадратная стойка).

При отработке стоек важно знать, что их классическое выполнение на занятиях далеко не всегда соответствует тем положениям, которые принимаются во время поединка. Единственно, что в них постоянно – это задача, заложенная в ту или иную стойку.

Рис.1 Стойки

1 – хейсоку; 2 – мусуби; 3 – хейко; 4 – некоаши; 5 – фудо; 6 – шико; 7 – зенкуцу;

8 – кокуцу; 9 - киба

2. Передвижения в стойках

Передвижения в стойках должны осуществляться быстро, легко и гибко. При передвижении сначала необходимо привести в движение бедра, а затем уже ноги (их движение должно быть наиболее быстрым). Следует обратить особое внимание на сохранение полного равновесия тела. Для этого центр тяжести тела должен располагаться как можно ниже, а нога опираться на всю ступню.

Различают передвижения в классических стойках при выполнении формальных упражнений (ката) и передвижения в бою (кумитэ).

При передвижениях в классических стойках обращают внимание на резкий сброс стопы перемещаемой ноги за счет мощного движения бедра, быстрое перемещение и занятие устойчивого положения. При этом особое внимание обращают на то, чтобы центр тяжести при передвижениях не изменялся, а ноги скользили по полу, причем без трения о поверхность.

В кумитэ передвигаются в основном приставными шагами. При передвижении вперед каратэка переносит вес тела на сзади стоящую ногу, освобождая при этом переднюю и слегка поднимая ее над полом, и производит толчок задней ногой. Передняя нога делает шаг вперед на заданное расстояние. Задняя нога подтягивается к передней и каратэка занимает положение, аналогичное исходному. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги.

Движение назад подобно движению вперед, только шаг назад делает задняя нога. Техника выполнения шага назад такая же, как и шага вперед.

Передвижение в сторону реализуется за счет бедер. При этом одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро. Особое внимание при передвижениях в сторону уделяется отработке ухода с линии атаки (таи сабаки), которое можно сравнить с вращением двери относительно дверных петель и которое осуществляется за счет резкого вращения влево или вправо верхней части туловища и последующего перемещения стоп.

Как уже отмечалось, передвижения приставным шагом являются основой передвижения в кумитэ. В то же время характер передвижений в кумитэ зависит и от дистанции. Так, на дальней дистанции каратэка постоянно двигается вперед или назад, влево или вправо по кругу. В бою же на средней дистанции в основном применяются шаги в стороны. На ближней дистанции приставной шаг еще более укорачивается.

Вторым основным видом передвижения является передвижение двойным шагом со скрещиванием и без скрещивания ног, когда, для того чтобы преодолеть длинную дистанцию, задняя нога либо быстро и мягко продвигается перед передней, которая в свою очередь сразу же выдвигается вперед, либо выталкивает переднюю ногу, подбивая ее под пятку.

При преодолении значительной дистанции можно использовать скачок, основу которого составляет длинный приставной шаг. Длина скачка вперед регулируется впереди стоящей ногой, а скачка назад – сзади стоящей. При скачке возможна фаза полета.

Большое значение при передвижениях имеет умение правильно выбирать дистанцию. С одной стороны, необходимо быть ближе к противнику, для того чтобы атаковать, а с другой – быть на удалении от противника, для того чтобы обезопасить себя от его атаки. С этой целью отрабатываются как мягкое и незаметное изменение дистанции, так и резкий ее разрыв. При этом следует заметить, что оптимальная дистанция определяется в зависимости от противника и собственной манеры ведения поединка. Поэтому, совершенствуя передвижения, необходимо отрабатывать различные маневры, цель которых – создание удобных позиций для атаки или защиты с последующей контратакой.

3. Удары

По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара: прямой, круговой, сверху вниз и снизу вверх.

В каратэ выделяют следующие основные удары:

руками (рис. 2): ой цки (удар рукой с шагом вперед одноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед правой ногой или удар левой ногой с шагом вперед левой ногой); гьяко цки (удар рукой с шагом вперед разноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед левой ногой или удар левой рукой с шагом вперед правой ногой); кизами цки (удар рукой с выводом вперед плеча бьющей руки); маитэ (удар передней рукой без смены стойки); моротэ цки (удар одновременно двумя руками); маваши цки (круговой удар рукой);

Рис. 2. Удары руками

1 – ой цки; 2 – гьяко цки; 3 – кизами цки; 4 – маитэ; 5 – моротэ цки; 6 – маваши цки

ногами (рис. 3): мае гери кекоми (прямой проникающий удар подушечкой ступни); маваши гери (удар по кругу подушечкой ступни или подъемом стопы); йоко гери кеаге (удар в сторону по восходящей траектории ребром стопы); йоко гери кекоми (проникающий удар в сторону ребром стопы); уширо гери (удар пяткой назад); йоко тоби гери (удар ребром стопы в прыжке); мае тоби гери (удар подушечкой ступни в прыжке); хиза гери (удар коленом);

https://pandia.ru/text/78/212/images/image004_13.jpg" width="350" height="448">.jpg" width="499" height="318">

Рис. 5. Ударные поверхности ног

1 – коши; 2 – какато; 3 – сокуто; 4 – хайсоку; 5 – чумасаки; 6 – хиза

Сила удара в большей степени зависит от скорости и техники удара, чем от физической силы человека. Практика каратэ убедительно показала, что если в ударе участвует большая масса, то такой удар не будет эффективным, им можно лишь отбросить противника или столкнуть его с места. Большая масса мешает увеличению скорости удара. Поэтому противник обычно успевает отразить такие удары, и они не доходят до цели. Вот почему большинство мастеров каратэ имеют относительно небольшую массу тела.

Удар в каратэ – это сложное по своему характеру движение, в основе которого лежит вращательное, поступательное или же вращательно-поступательное движение не только ударной частью тела, но и бедрами и туловищем. При этом движения ударной части тела, бедер и туловища органически связаны с передвижениями и перемещениями. Поэтому эффективность любого удара в каратэ определяется быстротой, точностью и последовательностью выполнения всей системы движений.

Например, при выполнении прямого удара кулаком левой руки в голову с шагом вперед тело посылается вперед толчком правой ноги. Поступательное движение тела создает сумму скоростей, от которых зависят сила и эффективность удара. Эту сумму помимо движения самого тела составляют последовательно рывок бедром, рывок плечом, разгибательное движение в локтевом суставе, а также вращение предплечья и кулака. Вся система движений удара заканчивается фиксацией кулака на цели.

Удары по кругу являются одними из самых сильных ударов в каратэ. В основе этих ударов лежит вращательное или вращательно-поступательное движение. В свою очередь, любое вращательное движение строится вокруг оси вращения. Угловая скорость, которую приобретает ударная часть тела при выполнении удара по кругу, во многом определяется тем, будет ли ось вращения закреплена (нога, через которую проходит ось вращения, стоит на полу) или свободна. При этом возможности для увеличения угловой скорости бокового удара при закрепленной оси вращения значительно больше. Повысить эффективность удара по кругу можно также, увеличив радиус вращения. На практике это означает, что чем дальше ударная поверхность будет находиться от оси вращения, тем эффективность удара будет выше за счет увеличения линейной скорости.

Основу скорости ударов сверху вниз и снизу вверх составляют скорость поступательного, вращательного или вращательно-поступательного движения ударной части тела. В свою очередь, эта скорость во многом определяется рывком бедра (чем быстрее движение бедра, тем сильнее и быстрее удар). Ценность этих ударов состоит в том, что ими можно относительно беспрепятственно, минуя защиту, поразить уязвимые точки противника. Эти удары можно применять с различной дистанции, при атаке и контратаке, на месте и в движении.

Помимо классификации ударов по направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают также атакующие, контратакующие и встречные удары.

Атакующий удар – это удар, основанный на инициативе, когда каратэка, обостряя обстановку поединка, сочетая передвижения, финты и обманные действия, сознательно идет на разумный риск и проводит свои излюбленные приемы.

Контрудар – это удар, выполненный непосредственно после защиты от удара противника. Им обычно пользуются те, кто обладает высокой техникой защитных действий. Применяя защиту, они создают удобное исходное положение для ответного удара.

Встречный удар построен на опережении атаки противника. Этот удар является наиболее острым и результативным. Его обычно применяют те, кто обладает хорошей реакцией. Воздействие встречного удара усиливается за счет движения противника вперед во время атаки.

Максимальной силы удара можно достигнуть только оптимальной скоординированностью движений всего тела (ног, туловища и рук), а также правильной работой суставов и мышц. Большое влияние на поражающую способность удара оказывает психическое состояние: при нанесении удара по противнику надо уметь не только попасть в него, но и, что не менее важно, не терять при этом равновесие, контролировать ситуацию и мгновенно переходить к следующим техническим действиям.

4. Защиты

Одну из главных сторон мастерства в каратэ составляет защита. Только умело и своевременно используя защитные действия можно добиться победы в поединке. Целью в каратэ является не нападение, а отражение нападения. Поэтому, например, все ката в каратэ начинаются с защиты, и лишь затем следует контратака.

Защита – ключ атаки. Она готовит исходное положение для нанесения атакующих ударов и способствует быстрому и своевременному переходу от оборонительных действий к наступательным.

Мастерство в каратэ во многом определяется умением правильно выбирать оптимальный вид и способ защиты от атаки противника. С помощью защиты обезоруживается противник и готовится собственная контратака. Кроме того, умелая защита, с одной стороны, придает уверенность и непринужденность в своих действиях, а с другой – утомляет противника, принуждая его промахиваться и напрягаться, выводит его из равновесия, заставляет его усомниться в своих силах.

Защитные средства – это наиболее сложные для освоения элементы техники каратэ. Дело в том, что, применяя ту или иную защиту, необходимо вовремя подметить исходное положение противника, увидеть начало его атаки и определить путь удара к цели. Поэтому отработка навыков защитных действий занимает в каратэ много места.

В каратэ применяются следующие виды защит: подставка, блок, уклон, нырок, уход.

Подставка является наиболее простым видом защиты. Подставка ладоней и предплечья часто применяется для защиты от удара рукой или ногой по кругу в голову, реже для защиты от прямого удара кулаком в голову. Очень важно при выполнении этой защиты не отворачиваться от удара противника, не поднимать высоко голову и не закрывать глаза. Защищаясь, необходимо занять удобное исходное положение для контратаки.

Для постановки блоков используют руки или ноги, а наряду с мощью блокирующей руки (ноги) используют энергию вращения бедер. В каратэ есть два основных варианта постановки блоков: жесткий блок, когда блоком атакуют ударную ногу (руку) противника, и мягкий блок, который используется для остановки или изменения направления удара противника.

Принцип постановки блоков в каратэ такой:

если удар идет сверху – блок идет снизу;

если удар идет снизу – блок идет сверху;

если удар идет слева – блок идет справа и наоборот.

В каратэ существуют десятки эффективных блоков, позволяющих осуществить надежную защиту. Среди них есть несколько основных блоков руками и ногами, являющихся базовыми в любых школах каратэ.

К основным блокам руками относятся: аге уке (верхний блок); гедан бараи (нижний блок); отоши уке (блок предплечьем вниз); учи уке (блок предплечьем наружу); сото уке (блок предплечьем вовнутрь) (рис. 6).

https://pandia.ru/text/78/212/images/image008_7.jpg" width="337" height="421">

Рис. 7. Блоки ногами:

1 – хиза уке; 2 – аши уке; 3 – сото аши уке

Защита нырком применяется от ударов по кругу руками и ногами в верхний уровень (дзёдан). Эта защита ценна тем, что оставляет руки и ноги свободными для контратаки, а противника заставляет промахиваться и терять равновесие. В основе защиты нырком лежит уклон с одновременным приседанием – настолько глубоким, что удар противника проходит мимо цели.

Защита уходом основана на движении ног. Суть защиты уходом заключается в том, чтобы стать недосягаемым для ударов противника. При этом уход может осуществляться влево, вправо, назад, а также вперед-влево, вперед-вправо, назад-влево, назад-вправо под различным углом (45, 90) к линии атаки противника. При уходе с линии атаки от ударов противника важную роль играет умение перемещать бедра (таи сабаки), когда одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро, которое неподвижно или испытывает небольшое перемещение. Отрабатывая защиту уходом, очень важно, применив уход, занять удобное исходное положение для контратаки, так как от нее зависит активность этой защиты.

5. Броски, болевые и удушающие приемы

В каратэ могут быть использованы все виды бросков, применяемых в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. Ситуацией, когда противник в результате броска оказался на полу, пользуются для его добивания ударом руки или ноги.

В каратэ стараются не проводить бросок непосредственно с захватом противника руками, так как это означает парализовать свои руки, что, в свою очередь, существенно повышает собственную уязвимость для ударов противника. В общем случае броски выполняют во время атаки с нанесением ударов или после блокирования атаки, пользуясь при этом благоприятной возможностью захвата противника за одежду или части тела.

Кроме того, в каратэ существует метод сутэми, который, в частности, заключается в том, что в ответ на мощную атаку противника падают на пол, преграждая путь противника своим телом и вызывая тем самым его падение.

Очень часто броски, особенно подсечки, используют не для того, чтобы бросить противника на пол, а для того, чтобы просто вывести его из равновесия с целью нанесения ему последующих ударов.

Удушающие приемы так же мало используются в каратэ, как и броски. Это обусловлено тем, что в основе каратэ лежит стремительная контратака или встречная атака в ответ на действия противника, скорость которых исчисляется долями секунды.

Для выполнения удушающего приема необходимо, чтобы противник находился очень близко, с тем чтобы можно было выполнить захват его одежды или соответствующим образом расположить ладони и предплечья на его шее. Затем следует удушающее действие путем воздействия на сонную артерию или дыхательное горло противника. Потеря сознания происходит через несколько секунд после начала удушения, а до этого необходимо обезопасить себя от возможных ударов противника.

Что касается болевых приемов, то их арсенал в каратэ по сравнению, например, с самбо небогат. Среди наиболее распространенных болевых приемов в каратэ можно выделить такие, как рычаг руки наружу или внутрь, загиб руки за спину, узел руки наверху, а также точечные удары кончиками пальцев в уязвимые точки тела. Однако отрабатываются и применяются болевые приемы, равно как и удушающие, далеко не во всех школах и стилях каратэ.

Заключение

Важнейшая проблема современного каратэ состоит в поиске оптимальных средств и методов повышения мастерства занимающихся. Повысить мастерство обучающихся можно двумя путями: индивидуализируя работу с ними и совершенствуя сами занятия. Все это требует обоснованного и своевременного применения тех методов и видов занятий, которые при решении конкретных задач могут дать максимальный эффект, а при совершенствовании личного мастерства – сформировать индивидуальный почерк ученика, развить его физические и психические способности.

Говоря о технике, тактике и стратегии каратэ, следует всегда помнить, что основу каратэ составляют не поединки, ката или тамашэвари, а укрепление духа, умение управлять своими эмоциями, умение добиваться поставленной цели, любить людей и окружающий нас Мир. Не пасовать перед трудностями и неудачами, а настойчиво идти по пути духовного и физического самосовершенствования – именно в этом ключевой смысл занятий каратэ. Основу этого пути составляет постепенное, неуклонное овладение техникой и тактикой, развитие дыхательных качеств и функциональных возможностей, а также познание и совершенствование себя. Практика показывает, что, для того чтобы добиться успехов в каратэ, нужны годы упорных занятий над собой. Дорогу осиливает только идущий.

Литература

1. Ашмарин и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978.

2. , Сафонов бой. – М., 1994.

3. Иванов-Катанский С. Базовая техника каратэ. – М., 2000.

4. Микрюков. Учебное пособие. М., изд. Центр «Академия», 2003.

Можете тренироваться хоть весь день, можете повторять каждое упражнение хоть по 100 раз, но не забывайте - есть риск перетренировки, этого нельзя допускать. Вам нужно найти такой ритм, чтобы вы ждали следующее занятие, понимаете?

Перед каждой тренировкой сделайте разминку. Особое внимание обратите на развитие гибкости - наклоны, махи, шпагаты и обычные школьные упражнения - вращения руками, наклоны головы, приседания и т.д.

Неделя 1.

Сидя на полу - удар ногой. Ударная поверхность - подушечки пальцев

Лежа на боку - удар йоко. Ударная поверхность - ребро стопы.

Лежа на животе - удар стопой назад

Стоя на одном колене - удар передней ногой вперед. Ударная поверхность - подушечки пальцев.

Затем - боковой удар (йоко)

Из того же положения - удар ногой назад.

Затем удар через партнера (можно вместо партнера использовать табуретку). Внимательно рассмотрите рисунки.

Удар, опираясь ногой на что-нибудь, назад. Бьет нога, которой опираетесь.

Затем удар с колена в сторону (йоко). Руками упираемся о стену.

Удар назад с колена, опираясь руками о стену.

Затем - прямой удар в живот. Ударная поверхность - подушечки пальцев.

Удар йоко-гири и удар назад. Внимательно смотрим рисунки

Похожие статьи