Интонация завершения разделения выделения примеры. Памятка о знаках препинания

16.02.2020

Общие сведения

В русском языке 10 знаков препинания. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Вообще, без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления. На первый взгляд, трудно разобраться в их постановке, но научиться этому можно, нужно только знать пунктуационные правила.

Функции знаков препинания

1.Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)

2.Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).

Виды знаков препинания

1.Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч..

2.Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

Пунктуационные знаки

Употребление

Примеры формулировок в сочинении

Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.

Приведу в пример предложение № 3: «В лесу стало тихо.» Это законченное высказывание, в котором повествуется о наступлении вечерней тишины и спокойствия. Точка обозначила конец предложения.

Многоточие

Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).

Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например).

Многоточие стоит в конце предложения № 17: «Как бы вам объяснить попонятнее…» Этот пунктуационный знак указывает на конец завершенного высказывания. Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь.

Например, предложения № 23 и 24: «Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…» В конце обоих высказываний стоит многоточие. С одной стороны, этот знак обозначает конец завершенного высказывания, отделяет одну мысль от другой. С другой стороны, многоточием обозначается неожиданный переход от одного высказывания к другому, быстрая смена событий.

Возьмем, к примеру, предложение № 14: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Гоголь поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка автора, видимо, размышляющего, стоит ли указывать место действия.

Восклица-

тельный знак

Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.

«Как жаль, что птицы улетели!» Это предложение (№4) представляет собой законченную мысль. Автор, находясь в лесу, с сожалением замечает, что стало очень тихо. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения.

Вопроси-тельный знак

Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).

Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.

Посмотрим на предложение № 16: «Который час?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание принадлежит Павлу, герою рассказа, который ожидает ответа.

«На выставке были представлены самые последние (?) модели отечественных автомобилей.» Читая это предложение, мы понимаем, что автор высказывания сомневается, несколько неуверен в приводимом факте.

Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

Разделительный знак запятая несколько раз употребляется в предложении: «Ромашки, одуванчики, лютики, клевер – полевые цветы.» (№ 13) Здесь перечисляются однородные члены (подлежащие), соединенные бессоюзной связью. Границы между ними обозначают запятые.

Два простых предложения в составе сложного бессоюзного (№ 18) разделены запятой: «Гремел гром, сверкала молния.» Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость.

Вот, например, предложение № 2: «Лил дождь, косой и мелкий.» Запятая здесь употреблена неслучайно. Ею обособлены однородные одиночные определения, которыми образно рисуется осенний дождь в городе.

Двоеточие

Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.

Рассмотрим предложение: «Печален я: со мною друга нет.» (№ 20) Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием.

«На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники.» В этом простом предложении перечисляются однородные члены. Это подлежащие, которые обозначают названия пернатых. Обобщающее слово «птицы» употреблено перед ними. Для отделения его от однородных членов поставлено двоеточие.

В тексте есть предложение № 15. Оно состоит из слов автора текста («Он спросил») и прямой речи («Который час?»), принадлежащей герою рассказа Владимиру. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение.

Точка с запятой

Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).

Автор использует точку с запятой в предложении: «Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.» (№ 16) Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлен точка с запятой.

Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.

Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Настанет утро – двинемся в путь.» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире.

Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире.

Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

Автор, анализируя стихи российского поэта, приводит такие строчки: «Как писал Блок, «и вечный бой, покой нам только снится». (предложение № 29) Цитата из произведения заключена в кавычки, тем самым обозначается смена автора речи.

Например, предложение № 27 представляет собой высказывание русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить о «высоких персонах». В словах писателя мы слышим иронию, а потому часть слов заключена в кавычки.

Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.

«Летом (скорее всего в июле) мы отправимся в круиз по Черному морю.» Прочитав это предложение, мы видим обстоятельство времени «летом», которое уточняется словами «скорее всего в июле». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки.

Сочетание восклица-тельного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).

Пример предложения: Вряд ли!..

Сочетание вопроситель-ного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.

Пример предложения: В чем же его обаяние? В уме его?.. Во взгляде?..


Образец сочинения

Точка и многоточие – важные знаки препинания письменной речи

Точка и многоточие – важные знаки письменной речи. Точка – один из знаков завершения, она обозначает интонацию конца высказывания и ставится в конце повествовательного предложения, которое выражает законченную мысль. Не будь этого знака, мы бы не делали пауз между высказываниями, а потому не поняли бы, где завершается одна мысль и начинается другая. Точка обозначает интонацию конца. Многоточие тоже может завершать фразу, но функция знака препинания иная. Рассуждая на какую-либо тему, повествуя о чем-либо, автор речи, бывает, не решается высказать свою мысль полностью, о чем-то умалчивает. Многоточие нужно, чтобы выразить эту недосказанность и размышление. При этом оно может сочетаться как с вопросительным, так и с восклицательным знаками. В первом случае автор спрашивает о чем-либо, во втором выражает эмоции (удивление, радость и проч.). Кроме того, случается, что этот знак употребляется и внутри предложения, когда цитируется
чье-либо высказывание не полностью. Многоточие мы ставим на месте пропущенных слов.
Посмотрим на отрывок из текста. Рисуя своего героя, автор описывает его речь (предложение № 24), особенно много внимания уделяет голосу (предложение № 25), манере общаться с людьми. Высказавшись, Н.Гейнце завершает свои мысли, которые представляют собой повествовательные предложения, поэтому в конце мы видим точки. Рассказывая о том, какое впечатление производил Берсеньев на окружающих, писатель приводит в качестве примера слова некоторых из них: «Как вам сказать… я не знаю… но он очарователен.» Многоточие здесь неслучайно. С его помощью подчеркивается, как женщины размышляют, пытаются понять, чем герой привлекал к себе. Да и сам Н.Гейнце, погрузившись в свои мысли, задумывается, в чем же обаяние Берсеньева: «В уме его?.. Во взгляде?.. Или в его голосе?..» Эти вопросы он, размышляя, задает себе, но не сразу готов ответить на них, а потому здесь многоточие сочетается с вопросительным знаком.
Итак, точка и многоточие – важные знаки письменной речи.













1 из 12

Презентация на тему: Знаки завершения, разделения, выделения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

УУД Познавательные: адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий. Умеют слушать. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в спорах, обсуждениях. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Функции знаков препинания завершение предложения разделение на смысловые отрезки. ? ! (Конец предложения.) , (ОЧ, части сложного предложения) ; (части слож. предложения) – :(при, прямой речи, диалоге) « » │ , │ – – () (Выделительными являются парные знаки препинания.) Знаки завершения Знаки выделения выделение смысловых отрезков Знаки разделения

№ слайда 6

Описание слайда:

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препина ния. Сделайте морфемный разбор слов, в которых пропущены буквы. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения. 1) И кочи и моховые3 б_лота и пни - всё хорошо под с_янием лун ным. (Н. Некрасов) 2) Добыча была хорошая два больших сига несколь ко суд_ков щука и целых пять штук стерлядей. 4 (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Мел кий ненас_ный дождик шёл уже трет_й день. И зверьк_м и птичкам и бабочкам и жукам всем 1 было нехорошо. (М. Богданов) 4) (Не)вдалеке стояла телега запряж_нная лошадью сп_койно ждавшей перевоза. 5) Море вздраг_вало и покрываясь мелкой ряб_ю осл_пительно ярко отр_жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря_ных улыбок.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Назовите знаки завершения, знаки выделения, знаки разделения. Самых больших своих сокровищ мы, разумеется, (не)зам_чаем. Кто(же) думает о воздухе, которым дыш_т? Но стоит (не)надолго зад_ржать дыхание, как тут(же) (не)вольно вспомн_шь, что без воздуха (не)возможно жить. Точ(?)но так(же) (не)льзя жить и без родного языка. Что(бы) оц_нить это б_гатство, пр_дстав(?)те себя в мире, где все всегда молчат... Но есть (не)малые р зличия между воздухом и языком. Судите сами. Воздухом все люди пользуют_ся в равных кол_ичествах. Другое дело - родная речь. Хотя это б_гатство то(же) (не)(под)замком, все вл_деют им (не)од_наково. В русском языке сотни тысяч_ слов. Иной усво_т две-три тысячи и (не)обычайно доволен собой. Люди его, конеч(?)но, пон_мают, он так(же) вполне успешно общае(тся, ться) с другими. Чего ещ_ желать? Может быть, и нам остановиться на этих трех тыс_чах? Ведь познание языка труд. (За)чем(же) трудиться зря? (По А. Митяеву) Сочинение-миниатюра. Напишите мини-рассуждение по содержанию текста так, чтобы ВАША позиция была чётко выражена.

Знаки препинания традиционно подразделяют на три группы: 1.знаки завершения, которые ставятся в конце предложения. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие; 2. знаки разделения, которые используются между однородными членами, между однородными членами и обобщающим словом, между частями сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения, между словами автора и прямой речью (диалогом) , между подлежащим и сказуемым; в неполном предложении. Разделительными являются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. знаки выделения, которые необходимы для обособления а) придаточного (ых) предложения (ий) в составе сложноподчинённого предложения, б) специфических конструкций в составе простого осложнённого предложения, таких, как: причастный оборот, деепричастный оборот, вводные слова, вставные предложения, обращения. 3.Выделительными являются парные знаки препинания, такие, как две запятые, два тире, кавычки, скобки. https://otvet.mail.ru/question/82763805

Описание слайда:

Слайд 1

ПУНКТУАЦИЯ И ОРФОГРАФИЯ (§ 1). ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ (§ 2)

Слайд 2

УУД
Познавательные: адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий. Умеют слушать. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в спорах, обсуждениях. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Слайд 3

Проверка домашней работы
Упр. 2 (в РТ Богдановой)

Слайд 4

Словарная работа
Орфографический срез.

Слайд 5

Функции знаков препинания
завершение предложения
разделение на смысловые отрезки
. ? ! (Конец предложения.)
, (ОЧ, части сложного предложения) ; (части слож. предложения) – :(при  , прямой речи, диалоге)
« » │ , │ – – () (Выделительными являются парные знаки препинания.)
Знаки завершения
Знаки выделения
выделение смысловых отрезков
Знаки разделения

Слайд 6

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препина­ния. Сделайте морфемный разбор слов, в которых пропущены буквы. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
1) И кочи и моховые3 б_лота и пни - всё хорошо под с_янием лун­ным. (Н. Некрасов) 2) Добыча была хорошая два больших сига несколь­ко суд_ков щука и целых пять штук стерлядей. 4 (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Мел­кий ненас_ный дождик шёл уже трет_й день. И зверьк_м и птичкам и бабочкам и жукам всем 1 было нехорошо. (М. Богданов) 4) (Не)вдалеке стояла телега запряж_нная лошадью сп_койно ждавшей перевоза. 5) Море вздраг_вало и покрываясь мелкой ряб_ю осл_пительно ярко отр_жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря_ных улыбок.

Слайд 7

??
Какие знаки препинания могут стоять внутри предложения? Что может разделять запятая? Двоеточие? Тире? Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Почему знаки выделения так называются? Что они могут выделять в предложении?

Слайд 8

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Назовите знаки завершения, знаки выделения, знаки разделения.
Самых больших своих сокровищ мы, разумеется, (не)зам_чаем. Кто(же) думает о воздухе, которым дыш_т? Но стоит (не)надолго зад_ржать дыхание, как тут(же) (не)вольно вспомн_шь, что без воздуха (не)возможно жить. Точ(?)но так(же) (не)льзя жить и без родного языка. Что(бы) оц_нить это б_гатство, пр_дстав(?)те себя в мире, где все всегда молчат... Но есть (не)малые р зличия между воздухом и языком. Судите сами. Воздухом все люди пользуют_ся в равных кол_ичествах. Другое дело - родная речь. Хотя это б_гатство то(же) (не)(под)замком, все вл_деют им (не)од_наково. В русском языке сотни тысяч_ слов. Иной усво_т две-три тысячи и (не)обычайно доволен собой. Люди его, конеч(?)но, пон_мают, он так(же) вполне успешно общае(тся, ться) с другими. Чего ещ_ желать? Может быть, и нам остановиться на этих трех тыс_чах? Ведь познание языка труд. (За)чем(же) трудиться зря? (По А. Митяеву) Сочинение-миниатюра. Напишите мини-рассуждение по содержанию текста так, чтобы ВАША позиция была чётко выражена.

Слайд 9

??
Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения? Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют? Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют?

Слайд 10

Знаки препинания традиционно подразделяют на три группы:
1.знаки завершения, которые ставятся в конце предложения. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие; 2. знаки разделения, которые используются между однородными членами, между однородными членами и обобщающим словом, между частями сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения, между словами автора и прямой речью (диалогом) , между подлежащим и сказуемым; в неполном предложении. Разделительными являются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. знаки выделения, которые необходимы для обособления а) придаточного (ых) предложения (ий) в составе сложноподчинённого предложения, б) специфических конструкций в составе простого осложнённого предложения, таких, как: причастный оборот, деепричастный оборот, вводные слова, вставные предложения, обращения. 3.Выделительными являются парные знаки препинания, такие, как две запятые, два тире, кавычки, скобки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой… Отрывок из семейного письма А. Чехова

2 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока «Так, – сказала ….., …..-одиночка. – Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас». Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки. Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения еще древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.

3 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока Прибежал Чудак – …………… знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошел от латинского восклицания Io, выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году. А американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд призывал отказаться от восклицательного знака: "Ставить его – писал он, – это все равно, что смеяться над собственной шуткой".

4 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока Притащился кривоносый ………….. знак. Задаёт он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?» Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю, – ответил шут. – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задает дурацкие вопросы». Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам: то ли братьям фон Шпейер, которых в Венеции звали да Спира, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное "?".

5 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока - Где ставятся эти знаки препинания? - Каково их назначение? - Приведите свои примеры. Знаки завершения

6 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока Заявили …….: «Мы – особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ». Истинная правда: запятая – самый распространенный знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьешься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».

7 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока «Мигающее» в стихах Маршака двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. До середины XIX века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причем даже в середине слова: к примеру, вместо Helsinki они часто пишут H:ki. ………, мигая, Закричало: «Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой».

8 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока Сомерсет Моэм писал о …., что в нем есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором его можно было бы заменить элегантной точкой с запятой или четкими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращенной русской грамматике» изящно обозначил …., как знак мыслеотделительный. Свое двусложное название …. получило от французского глагола со значением «растягивать». Популяризировал …. неугомонный Николай Михайлович Карамзин, но истинным его апологетом называют Марину Цветаеву.

9 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока - Где ставятся эти знаки препинания? - Каково их назначение? - Приведите свои примеры. Знаки разделения − :

10 слайд

Описание слайда:

Попробуем определить тему нашего урока Объясните постановку знаков препинания: Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Меж гор, лежащих полукругом, Пойдём туда, где ручеёк… Урну с водой уронив, Об утёс её дева разбила. - Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: Я плакать, я рыдать готова!.. Придаточное предложение Причастный оборот Деепричастный оборот Обращение Как называется этот знак препинания? Каково его назначение? Какие знаки выделения Вам известны?

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ Упражнение 7, стр.10 ПРОВЕРЯЕМ: Предложения с разделительными запятыми: Ты у меня одна заветная, Я помню вальса звук прелестный Других не будет никогда. Весенней ночью в поздний час, Белой акации гроздья душистые Его пел голос неизвестный, Вновь аромата полны, И песня чудная лилась. Вновь разливается песнь соловьиная В тихом сиянье луны!

13 слайд

Описание слайда:

ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ Упражнение 7, стр.10 ПРОВЕРЯЕМ: Предложения с выделительными запятыми: Ямщик, не гони лошадей!

14 слайд

Описание слайда:

ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ Упражнение 7, стр.10 ПРОВЕРЯЕМ: Предложения со знаками выделения и разделения: Гори, гори, моя звезда, Мне некуда больше спешить, Гори, звезда приветная! Мне некого больше любить, Дремлют плакучие ивы, Ямщик, не гони лошадей! Низко склонясь над ручьём, Струйки бегут торопливо, Шепчут во мраке ночном!

Похожие статьи