Художник штук описание картины страж рая.

13.02.2020

Франц Штук, сын баварского мельника, в 13 лет уже публиковал рассказы с собственными иллюстрациями в детском журнале. В 15 лет он поступил в мюнхенскую Школу художественных ремесел, а через три года — в Королевскую академию художеств. Штук не слишком прилежно посещал занятия, зарабатывая на жизнь графическими работами в популярных сатирических журналах, книжных издательствах и т.д. Рисунки 19-летнего художника были опубликованы в венском сборнике «Аллегории и эмблемы».

Живописные работы Штук впервые представил публике в 1889 году на выставке Академии художеств в Стеклянном дворце, и за работу «Страж рая» был удостоен золотой медали. Штук становится не просто модным художником, но одним из наиболее значительных представителей эстетики стиля модерн. Созданные им образы из библейской и античной мифологии и, в равной мере, портреты современников — экспрессивные, с налетом инфернальности, насыщенные эротикой — раскрывают тему непреодолимой силы инстинктов и вызывают в памяти другие идеи времени, высказанные Фридрихом Ницше, Зигмундом Фрейдом, Чарльзом Дарвином.

Франц фон Штук
Страж рая
1889
Холст, масло. 250×167
Вилла Штука, Мюнхен

Штук также занимался скульптурой и декоративным искусством, в частности изготавливал рамы для своих картин.

В 1993 году Штук выступил одним из соучредителей Мюнхенского Сецессиона; его выставочные афиши стали узнаваемым символом объединения.

Франц фон Штук
Афиша Международной художественной выставки Общества изящных искусств (Сецессион)
1893
Цветная литография

В том же году на Всемирной выставке в Чикаго художник получил золотую медаль. Выставки его работ прошли в Мюнхене и Берлине, Санкт-Петербурге и Москве, Венеции и других городах. С 1894 года Штук был включен в состав комиссии, отвечающей за государственные закупки произведений искусства, и оказывал большое влияние на баварскую художественную политику. В 32 года он получил звание профессора Мюнхенской Академии художеств и стал одним из самых влиятельных учителей Германии; среди его многочисленных студентов числятся, в частности, Пауль Клее и В. В. Кандинский. В дальнейшем Штук получил звание почетного члена ряда других европейских академий художеств.

В 1897 году Штук женился и тогда же начал строительство собственной виллы в Мюнхене. Задумав реализовать в своем жилище идею синтеза искусств, Штук самостоятельно спроектировал весь ансамбль, в том числе выполнил бронзовые скульптуры и декоративные панно. Созданная по его эскизам мебель принесла Штуку золотую медаль парижской Всемирной выставки 1900 года. В 1905 году за творческие заслуги Штук получил личное дворянство и прибавление частицы «фон» в фамилии.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Биография

С 1895 года Штук - профессор Академии художеств, среди его учеников - Василий Кандинский , Пауль Клее , Йозеф Хенгге, Георг Карс, Пауль Штолльрайтер и Генрих Штриффлер. В 1906 году Франц фон Штук получил дворянский титул . В одном ряду с Францем фон Ленбахом и Фридрихом Августом фон Каульбахом фон Штук является ярким представителем мюнхенской школы изобразительного искусства .
Вдохновлённый творчеством Арнольда Бёклина , Штук писал паряще-нереальные картины на сюжеты из мира фантазий и аллегорий , символические образы, как, например его «Грех » (1893) и «Война » (1894). Многие из его крупноформатных произведений отличает двусмысленно-эротическая атмосфера. Картины фон Штука, изображавшие часто обнажённые женские и мужские тела, получили в викторианскую эпоху у публики необычайно сильное художественное восприятие со слегка «истерическими » чертами.

Вилла Штука

Воззрения фон Штука на целостное художественное произведение отражает построенная в 1898 году на Принцрегентенштрассе (нем. Prinzregentenstraße ) в мюнхенском районе Хайдхаузен вилла Штука с мебелью по собственным эскизам и скульптурами . За свои достижения в г. незадолго до смерти фон Штуку был присвоено звание почётного доктора Мюнхенского технического университета . В настоящее время на вилле размещается художественный музей.

Фон Штук похоронен на кладбище Вальдфридхоф в Мюнхене.

Галерея

    Franz von Stuck Ringelreihen.jpg

    Хоровод. 1910. Частная коллекция

Напишите отзыв о статье "Штук, Франц фон"

Примечания

Литература

  • Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989. ISBN 5-210-00073-7
  • Mendgen, Eva. Von Stuck. Köln: Benedikt Taschen Verlag. 1995. ISBN 3-8228-8888-5 .
  • Franz von Stuck und seine Schüler, ISBN 3-923244-09-6

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Штук, Франц фон // Европейское искусство: Энциклопедия: В 3 т. - М.: Белый город, 2006.
  • // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Штук, Франц фон

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]
Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь.
Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.
Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу.
Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.
– Soyez homme, mon ami, c"est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.

Франц фон Штук (нем. Franz von Stuck; 1863—1928) — немецкий живописец и скульптор. Сын деревенского мельника, Франц фон Штук учился в Королевской школе искусств и ремёсел в Мюнхене, а затем в Мюнхенской академии художеств. Фон Штук увлекался новыми художественными техниками и жанрами и вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 г. Мюнхенский сецессион. С 1895 г. Штук — профессор Академии художеств, среди его учеников — Василий Кандинский, Пауль Клее, Йозеф Хенгге, Георг Карс, Пауль Штолльрайтер и Генрих Штриффлер. В 1906 г. Франц фон Штук получил дворянский титул. В одном ряду с Францем фон Ленбахом и Фридрихом Августом фон Каульбахом фон Штук является ярким представителем мюнхенской школы изобразительного искусства.

Грех. 1893. Новая пинакотека. Мюнхен

Вдохновлённый творчеством Арнольда Бёклина, Штук писал паряще-нереальные картины на сюжеты из мира фантазий и аллегорий, символические образы, как, например его «Грех» (1893) и «Война» (1894). Многие из его крупноформатных произведений отличает двусмысленно-эротическая атмосфера. Картины фон Штука, изображавшие часто обнажённые женские и мужские тела, получили в викторианскую эпоху у публики необычайно сильное художественное восприятие со слегка «истерическими» чертами.

Саломея. 1906. Городская галерея в доме Ленбаха. Мюнхен

Воззрения фон Штука на целостное художественное произведение отражает построенная в 1898 г. на Принцрегентенштрассе (нем. Prinzregentenstraße) в мюнхенском районе Хайдхаузен вилла Штука с мебелью по собственным эскизам и скульптурами. За свои достижения в 1928 г. незадолго до смерти фон Штуку был присвоено звание почётного доктора Мюнхенского технического университета. В настоящее время на вилле размещается художественный музей.

Люцифер

"Чувственность", 1891

Сфинкс

Юдифь и Олоферн. 1927. Собрание Отто Хайльманна. Мюнхен

Юдифь и Олоферн.

Мари в красной шляпке. 1902. Частная коллекция. Мюнхен

Тилла Дюрье в образе Цирцеи. 1889. Старая национальная галерея. Берлин

Сусанна и старцы. 1913. Частная коллекция

"Купание Сусанны", 1913

Хоровод. 1910. Частная коллекция

Весна. 1909. Музей земли Гессен. Дармштадт

Сражающаяся амазонка. 1897. Бронза, ранее в Каринхалле, ныне в Эберсвальде

Медуза, 1892

Эрнст Юнгер в своей книге "Strahlungen" пишет: "[Гитлер] имел бледное, ярко выраженное лицо лунатика. Он вытягивал силы из неопределенности, собирал и отражал их как вогнутое зеркало; он был ловец мечты. Позднее я видел портрет его матери; это поучительно. Такие портреты пробуждают мысли о потустороннем, о демонических, таинственных сказках, которые никогда не будут написаны. Вероятно, он провел юность в мечтах". "... Годы спустя Гитлер узнал свою мать на одной из картин Франца фон Штука "Медузы" ... Еще одна картина Штука, датируемая 1899 гю (годом рождения Гитлера), которую художник называл своей "первой" и на которой изображен Бог войны Вотан с чертами лица, сильно напоминающими лицо фюрера. Черная, падающая на лицо прядь волос, щеточка усов, героический взгляд и рука, фанатически сжатая в кулак, - все это присутствует удивительным образом. Вотана сопровождает стая волков. Псевдоним Гитлера в "период борьбы" был именно "Волк" (Wolf). Например, дети Зигфрид и Винифред Вагнер звали его только "дядя Вольф". "Говорит дирижер Волк", - так он обращался по телефону к Винифред. Во внешнем облике и манере держаться партийного вождя и рейхсканцлера всегда можно было узнать юного представителя богемы... " // Вернер Бройнингер "Противники Гитлера по НСДАП. 1921-1945".

Медуза

Играющий Фавн

Ludwig van Beethoven, 1900

"Сизиф", 1920

Поцелуй Сфинкс

Амур Император

Пигмаион

Раненая амазонка

"Юный Бахус", 1901

Франц и Мария

Убийца

Страж рая

Потерянный рай

"Битва за женщину", 1905

"Геркулес и гидра", 1915 г.

Битва фавнов

Танцовщицы

"Автопортрет с женой в ателье", 1902

Ветер и Волны

Вода и Огонь

Франц фон Штук (1863-1928) - немецкий живописец и скульптор.

Биография Франца фон Штука

Сын деревенского мельника, Франц фон Штук учился в Королевской школе искусств и ремёсел в Мюнхене, а затем в Мюнхенской академии художеств.

Фон Штук увлекался новыми художественными техниками и жанрами и вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 г. Мюнхенский сецессион.

С 1895 г. Штук - профессор Академии художеств, среди его учеников - Василий Кандинский, Пауль Клее, Йозеф Хенгге, Георг Карс, Пауль Штолльрайтер и Генрих Штриффлер.

В 1906 г. Франц фон Штук получил дворянский титул.

В одном ряду с Францем фон Ленбахом и Фридрихом Августом фон Каульбахом фон Штук является ярким представителем мюнхенской школы изобразительного искусства.

Творчество Франца фон Штука

Вдохновлённый творчеством Арнольда Бёклина, Штук писал паряще-нереальные картины на сюжеты из мира фантазий и аллегорий, символические образы, как, например его «Грех» (1893) и «Война» (1894).

Многие из его крупноформатных произведений отличает двусмысленно-эротическая атмосфера.

Картины фон Штука, изображавшие часто обнажённые женские и мужские тела, получили в викторианскую эпоху у публики необычайно сильное художественное восприятие со слегка «истерическими» чертами.

Франц фон Штук воспринял многие черты переходной художественной эпохи, какой в историческом плане был стиль модерн.

Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX — начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, — поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, он пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика.

Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях Франца фон Штук. В них можно найти примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических приемов. Штук сочетал в своих картинах черты академического натурализма и стиля модерн.

Под влиянием Фридриха Ницше создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито брутальной символикой. Но в моменты прозрений у этого художника рождались столь оригинальные соединения поэзии и разоблачительного исследования, романтизма и натурализма, которые, свидетельствуя о новом понимании возможностей изобразительного искусства, являли собой настоящие структурные открытия. Такие произведения шокировали зрителя, вызывая нередко оторопь и скандалы среди публики, но позже получали высокую оценку своей поэтической интонацией и новизной мысли.

Франц фон Штук известен также как портретист («Автопортрет с женой», 1907, Вилла Штука; «Мэри в красной шляпке», 1902, частное собрание; все работы — в Мюнхене).

Изготовлял эффектные декоративные рамы для своих картин. Его дар дизайнера-декоратора развернулся при постройке и оформлении собственного дома — Виллы Штука, для которой он исполнил ряд бронзовых скульптур («Атлет», «Амазонка», 1890-е) и декоративных панно (Помпеянская стена и др.).

Работы художника

  • Грех. 1893. Новая пинакотека. Мюнхен
  • Саломея. 1906. Городская галерея в доме Ленбаха. Мюнхен
  • Юдифь и Олоферн. 1927. Собрание Отто Хайльманна. Мюнхен
  • Мари в красной шляпке. 1902. Частная коллекция. Мюнхен
  • Тилла Дюрье в образе Цирцеи. 1889. Старая национальная галерея. Берлин
  • Сусанна и старцы. 1913. Частная коллекция
  • Хоровод. 1910. Частная коллекция
  • Весна. 1909. Музей земли Гессен. Дармштадт

Библиография

  • Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989. ISBN 5-210-00073-7
  • Mendgen, Eva. Von Stuck. Köln: Benedikt Taschen Verlag. 1995. ISBN 3-8228-8888-5.
  • White, Mark. Stuck and the Third Reich. London: Faber and Faber. 2001. ISBN 0-5712-7789-6.
  • Franz von Stuck und seine Schüler, ISBN 3-923244-09-6.

Франц фон Штук - крупнейший мастер немецкого модерна

Франц Штук (нем. Franz von Stuck , 1863 - 1928) - крупнейший мастер немецкого модерна. «Князь живописи» так называли его современники. Трудно было найти на рубеже Х1Х и ХХ веков художника, который пользовался бы такой популярностью. В 1892 г. Франц фон Штук становится лидером и одним из основателей мюнхенского Сецессиона, ставшего цитаделью не только немецкого, но и европейского модерна, художником, который выступил против косности, как в искусстве, так и в жизни. Стремление Штука сделать всю свою жизнь искусством хорошо описал А.Бенуа в 1896 г., вспоминая первую встречу с художником в 1896г.: «Блиставший аполлоническим блеском, точно озаренный ореолом славы, красавец, пожиратель женских сердец, Штук вышел по-театральному одетый в бархат, держа в левой руке палитру, с которой текли необычайно яркие колеры на роскошной мозаичный пол его новехонькой виллы».

Франц фон Штук по происхождению совсем не дворянин, напротив, он из низкого сословия, сын мельника, которому в жизни приходилось ох, как нелегко! Это он позже, будучи знаменитым художником, получит дворянский титул, женится на аристократке, построит сам себе виллу в Мюнхене, получит профессорскую должность в Академии художеств. А тогда, в 80-х г.г., он полного курса в Академии художеств так и не прошел, достиг высот своего искусства самоучкой.

Его произведения зачастую имели скандальную известность, что, впрочем, было характерно для модернистов и символистов. Скандальность заключалась в языческом преклонении перед женским телесным воплощением и эротическим подтекстом. Вот, например, «Саломея» (1905), написанная на известный библейский сюжет. У Штука дочь Иродиады - роковая женщина, воплощающая в себе идею губительной страсти. Танцующая Саломея показана на фоне темно-синего ночного неба с мириадами мерцающих золотых звезд. Есть в этом что-то космическое.

А вот другие картины, написанные раньше: «Грех» (1893) и «Сфинкс» (1895), пронизанные «пряной чувствительностью». Картины и притягивают, и отталкивают одновременно. В обеих картинах преобладают темные краски, они как будто передают состояние души, когда, говоря словами Ф.Гойи, « сон разума порождает чудовищ», когда человеком овладевают низменные чувства, не поддающиеся разуму и потому несущие смерть.

Картина «Грех». В ней злую притягательную силу олицетворяет собой огромная змея, обвившаяся вокруг обнаженного торса женщины и положившая свою страшную голову ей на плечо. Шкура змеи высвечивается на общем темном фоне фосфоресцирующей чешуёй, пронзительные глаза устремлены на зрителя и как будто его гипнотизируют. Настоящий змей-искуситель и порок в женском воплощении.


Картины «Война» (1889) и «Люцифер» (1890) отмечены влиянием Ф.Ницше, его идеей о сверхчеловеке. Оказало ницшеанство влияние и на интерпретацию античных сюжетов. Художник стремится подчеркнуть в них «дионисийское» (разнузданное, выражающее себя в свободной игре жизненных сил), а не «аполлоническое» (размеренное) начало.

Отсюда и увлечённость Штука безудержными ритмами быстрых танцев: «Танцовщицы» (1896), «Весенний хоровод» (1909). Последняя картина относится к более позднему периоду и знаменует влияние на художника импрессионистов.

Краски приобрели более яркие оттенки и воздушность, стоит только посмотреть на «Ветер и волны» (1928).


В более поздние годы Штука привлекает тема весны. Для него это время безудержного проявления жизни и чувств, что очень заметно в картине «Весенний хоровод». Но он не ограничивается только весенними образами, живопись его становится многозначной - явное влияние символистов. Вот, например, картина «Весна» (1909). По утверждению немецкого искусствоведа Габлера, «символическая фигура девушки на фоне светлого неба не является выражением только радостного пробуждения природы. Её остановившийся взгляд придает её лицу двойственное выражение. Несгибаемо-прочный ствол яблони слева и плавно изгибающаяся берёза справа также подчеркивают двойственную натуру изображённой».

Для художников модерна было свойственно работать в разных областях искусства. Франц фон Штук не был исключением. Он пробовал себя и в скульптуре, и декоративно-прикладном искусстве, но самым значительным его увлечением была архитектура. Штук всегда мечтал преобразовать жизнь средствами искусства. И выражением этой мечты стало строительство виллы в Мюнхене (1898). В противоположность своей живописи на античную тематику мастер воплотил в своём архитектурном сооружении аполлоническое начало. Один из биографов Штука писал: «Этот дом есть единое целое от порога до крыши. Здесь нет ничего лишнего, а есть красивая и чистая гармония». Эта вилла была явлением в архитектурной жизни на рубеже столетий и предопределила собой рождение в недрах модерна неоклассицистического направления.

Говоря о вкладе Штука в художественную культуру, достаточно сказать, что он был учителем некоторых художников-модернистов, к примеру, В.Кандинского и Пауля Клее, его влияние испытали на себе М.Добужинский и Чюрлёнис, Эдвард Мунк и немецкие экспрессионалисты.

Франц фон Штук (Franz von Stuck) (1863-1928), немецкий живописец и скульптор, один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков. Родился Штук в Теттенвейсе 23 февраля 1863 в баварской крестьянской семье. Приехав в Мюнхен, занимался в 1881-1884 годах в городской художественно-ремесленной школе и Политехникуме.
В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина.
В молодости Штук много работал как художник прессы (для журналов "Югенд", "Пан" и других изданий). Штук являлся одним из основателей (1892) и президентом Мюнхенского сецессиона", он рисовал афиши для его выставок; композиция с Афиной-Палладой (1889) стала популярным символом этого объединения.

Штук завоевал известность своими аллегорико-мифологическими картинами, где характерные для символизма темы "рокового" эротического влечения и разгула иррациональных, "демонических" стихий получили особенно броское, нередко брутальное выражение («Борющиеся фавны», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен; «Люцифер», 1890, Национальная галерея, София; «Поцелуй сфинкса», 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Вакханалия», 1905, Кунстхалле, Бремен). Архетипическими стали созданные им образы женщин-вамп («Грех», 1893, Новая пинакотека; «Саломея», 1906, Дом-музей Ф.фон Ленбаха) и военного насилия («Война», 1889, Новая пинакотека).
Франц фон Штук воспринял многие черты переходной художественной эпохи, какой в историческом плане был стиль модерн.
Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX - начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, - поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, он пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика. Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях Франца фон Штук. В них можно найти примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических приемов. Штук сочетал в своих картинах черты академического натурализма и стиля модерн. Под влиянием Фридриха Ницше создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито брутальной символикой. Но в моменты прозрений у этого художника рождались столь оригинальные соединения поэзии и разоблачительного исследования, романтизма и натурализма, которые, свидетельствуя о новом понимании возможностей изобразительного искусства, являли собой настоящие структурные открытия. Такие произведения шокировали зрителя, вызывая нередко оторопь и скандалы среди публики, но позже получали высокую оценку своей поэтической интонацией и новизной мысли.
Франц фон Штук известен также как портретист («Автопортрет с женой», 1907, Вилла Штука; «Мэри в красной шляпке», 1902, частное собрание; все работы - в Мюнхене). Изготовлял эффектные декоративные рамы для своих картин. Его дар дизайнера-декоратора развернулся при постройке и оформлении собственного дома - Виллы Штука, для которой он исполнил ряд бронзовых скульптур («Атлет», «Амазонка», 1890-е) и декоративных панно (Помпеянская стена и др.). Преподавал в мюнхенской Академии художеств.
Умер Штук в Мюнхене 30 августа 1928 года.

Автопортрет с женой в ателье
1902, Частное собрание, Мюнхен

Мэри в красной шляпке
1902, Частная коллекция, Мюнхен

Франц фон Штук 1863-1928. Искусство и обольщение

«Многозначный символ - вот главное
выразительное средство в искусстве».

В искусстве, как и на каждом поприще, бывают счастливчики и неудачники. Франц фон Штук, бесспорно, принадлежал к первым.
Судьба ему улыбалась. Его картины сразу стали широко известны публике и быстро приобрели высокую стоимость.
Он женился на красивой знатной женщине и позднее сделался владельцем великолепной виллы, одной из достопримечательностей Мюнхена, известной как «Villa Stuck».

Родившись в семье мельника в 1863 году, Франц уже подростком мечтает стать художником. Никто тогда и не подозревал, что ещё через 15 лет он совершит переворот в умах художественной элиты Германии.
Живописи и рисунку Франц обучался в Мюнхене, сначала в мастерских Политехнической школы, а с 1885 года - в Мюнхенской Академии художеств.
Стиль молодого художника сложился под влиянием натурализма в традициях Франца фон Ленбаха и мрачного мистического символизма искусства Арнольда Бёклина (автора одной из самых популярных картин конца XIX века - «Острова мёртвых»).
От Бёклина начинается несколько запоздалый поворот в истории искусства Германии. Молодые немецкие художники, разочаровавшись в мертвенном идеализме академической живописи, ждали смелого вождя.

Им стал Франц фон Штук. Кстати, приставку «фон» сын мельника приобрел лишь в 1906 году, когда он был возведен в дворянское сословие.
Достаточно взглянуть на лицо художника на его автопортретах и фотографиях, красивое, но грубоватое, пышущее здоровьем и энергией, чтобы понять - перед нами прирождённый язычник.
И не зря Штук избрал геральдическим символом на своём гербе именно языческого танцующего кентавра.
Научившись владеть карандашом, Франц сразу стал рисовать обнаженное тело.
Меньше всего он хотел подражать великим язычникам античности и Возрождения.
Рисуя далекое античное прошлое, художник боготворит человеческое тело во всём могуществе свободы, страсти, страдания.
С 1895 года Франц Штук стал одним из основателей и президентом объединения «Мюнхенский Сецессион», он основал журнал «Югенд» (« Jugeng»), от названия которого произошло общеизвестное название немецкого стиля модерн - «Югендстиль» («Jugendstil»).

Работал в это время Франц Штук с огромным упорством и трудолюбием.
Он создавал живописные работы, часто применяя смешанную технику, гравюры, декоративные панно, ваял скульптуры, обращался к прикладному искусству, делал иллюстрации для газет и журналов, писал свои знаменитые плакаты для выставок «Сецессиона». Это было время, когда огромный успех Франца фон Штука был уже состоявшимся фактом культурной жизни.

Основой его работ были аллегорические и символические образы и понятия.
Перед зрителем проходит их целая галерея: сфинкс, сирена, фавны, змеи, роковые женщины, грех, сладострастие, невинность, весна, война и т.д.
Почти все сюжеты пронизаны пантеистическим чувством преклонения перед природой, тоской по культуре далекого прошлого человечества, в них четко прослеживаются мотивы одиночества, борьбы добра и зла, духовность и инстинкты смерти и разрушения.
Преобладающий, и, пожалуй, самый эффектный элемент композиций Штука - отражение психологии ужаса. Вот таинственное чудовище, полудева - полурысь сжимает в объятиях художника, отдающего жизнь в этой блаженной пытке («Поцелуй сфинкса», 1895г., Будапешт), а вот исполинский удав с пронизывающим взглядом обвивается вокруг обнаженной женщины («Грех», 1893г., Мюнхен).
Змеи как вечное искушение - излюбленный символ Штука. Он в совершенстве изучил извивы их скользких тел и зловещую красоту их маленьких головок с жестокими глазами, металлическую радужность змеиной кожи-чешуи.
Одной из самых известных работ Франца фон Штука является «Саломея» (1906г., Мюнхен). Как красивая кобра изогнулась Саломея в дерзком босоногом танце, бросая вызов черному небу своим снежно-матовым телом. Золотой Телец уже одурманил её кровь.
За свой танец Саломея попросит у царя Ирода бесценное - голову Иоанна Крестителя.

Франц Штук прекрасно понимал, в чём состоит магия искусства. На торжественных приёмах на «Вилле Штук» бывало, чуть ли не половина Мюнхена (как не вспомнить «Великого Гэтсби» Скотта Фитцжеральда). Изобилие напитков и невероятных блюд под пикантными соусами, тысяча ярких свечей в бронзовых канделябрах, и, конечно, почти столько же женских глаз, восхищенных хозяином, его размахом и вкусом.
А право посетить мастерскую художника было для них знаком особого расположения. Раскаляясь и безумствуя у холста, Штук создавал вокруг себя особое энергетическое поле потрясающей силы.
В этот момент он сам становился, похож на Пана, исполняющего свой древний танец.
Построенная и убранная по собственным рисункам хозяина, вилла являла собой слияние эллинского искусства с изысканным комфортом «нового стиля».
Францу Штуку вообще была близка идея взаимосвязи различных видов искусства, которую символисты взяли у романтиков. Это особенно заметно в интерьере его жилища, в декоративных панно, бронзовых скульптурах, декоративных чашах - наутилусах, в особом дизайне рам для своих картин.
После Первой мировой войны популярность Штука пошла на убыль. Новые времена потребовали новых живописных идей и форм. К тому же художник никак не откликнулся на драматические события современной жизни.
Однако созданного художником оказалось достаточным, чтобы считать его одним из самых замечательных мастеров периода «модерна».
Творчество Франца фон Штука - антипод импрессионизму. Но годы показали, что его творчество не привело живопись последователей в тупик.
Оно оказало огромное влияние на европейских экспрессионистов и модернистов.
Умер художник Франц фон Штук 30 августа 1928 года, будучи уже общепризнанным и уважаемым мэтром, отмеченным различными наградами, членом ряда зарубежных академий искусств, в т.ч. Венской Академии искусств и Шведской Королевской Академии изобразительных искусств в Стокгольме.
Источник

Похожие статьи