Что за «ли»? Что за «мон».

28.01.2020

Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
ЛИ
МОН -
сразу
станет
кисло.

Он писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. Случилось это вот как. Однажды он услышал, как маленький мальчик декламировал:
Не могу уже сидеть!
Не могу уже лежать!
Надо будет поглядеть,
Не смогу ли я висеть…

Тут он и подумал:
А напишу-ка я стихи
О том,
Как я пишу стихи о том,
Как я пишу стихи о том,
Как я пишу стихи…

Стихи получились
Д
Л
И
Н
Н
Ы
Е,
Длиннее
Шеи
Жирафа.
Их можно читать
Со стула,
Но лучше всего –
Со шкафа.


Генрих Сапгир. Фото Дмитрия Савицкого А если говорить серьёзно (а только так и надо говорить), Сапгир был одним из тех, кто вернул в стихи для малышей поэзию. Ведь как было раньше? «Буду делать хорошо и не буду плохо». Причём речь шла только о том, чтобы хорошо учиться и переходить улицу в положенном месте, есть манную кашу и не бить стёкол… Ну и так далее.
А ведь вы, дети, народ очень суровый. Если вас начинают пичкать нравоучениями, если вы услышите в стихах (и не только) хоть одну фальшивую ноту, вам тут же станет скучно. Но фальшивых нот не бывает, когда взрослые играют с детьми на равных, если они играют не понарошку, а взаправду.
Во что можно играть? Можно в прятки, можно в салочки или в казаков-разбойников. А ещё играть можно так, чтобы слова заплясали, загудели, запели…

А начиналось все так.
В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»
– О чем? – спросил Сапгир.
– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.
– А если апрель, то можно я напишу про котов?
– Хорошо, – сказал дядя Юра.
И получились такие стихи:

Мяу! Наконец тепло. Весна.
В апреле кошкам не до сна.
Не понимаю, как в апреле
Ребята могут спать в постели.
Гуляли бы себе по крышам
Под месяцем большим и рыжим.


И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет «Людоед и Принцесса, или Всё наоборот»:


Кадр из мультфильма "Принцесса и Людоед" (художник Владимир Пальчиков) Принцесса
Была прекрасная,
Погода
Была ужасная.
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась
Принцесса в лесу.

Смотрит – полянка
Прекрасная,
На полянке землянка
Ужасная.

А в землянке –
Людоед:
– Заходи-ка
На обед.
Он хватает нож,
Дело ясное,
Вдруг увидел,
Какая… прекрасная!

Людоеду сразу стало
Худо.
– Уходи, – говорит, –
Отсюда.
Аппетит, – говорит, –
Ужасный.
Слишком вид, – говорит, –
Прекрасный!
И пошла
Потихоньку принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая
Легенда ужасная!
Вот какая
Принцесса прекрасная!

А, может быть, было всё наоборот:
Принцесса
Была ужасная,
Погода
Была прекрасная.
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась
Принцесса в лесу.
Смотрит – полянка
Ужасная,
На полянке землянка
Прекрасная.
А в землянке Людоед:
– Заходи-ка
На обед.
Он хватает нож,
Дело ясное,
Вдруг увидел,
Какая… ужасная!

Людоеду сразу стало
Худо.
– Уходи, – говорит, –
Отсюда.
Аппетит, – говорит, –
Прекрасный.
Слишком вид, – говорит, –
Ужасный.
И пошла
Потихоньку принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая
Легенда прекрасная!
Вот какая
Принцесса ужасная.


Обложка книги "Азбука в стихах и картинках" Книжки Сапгира стояли на полках рядом с очень серьёзными книжками. На этих же полках можно было найти стихи и других людей. Мои, например. Однажды, послушав стихи Генриха Сапгира, я подумала:
А напишу-ка я стихи о том…
И пошла к нему в ученицы. Между прочим, чтобы научиться писать, надо научиться слушать. Сначала других, потом себя. И стараться, когда сочиняешь, не пропустить ни одной фальшивой ноты – иначе всё пропало! Потом, после детских стихов, я принялась за стихи для взрослых. С тех пор так и пишу. Так и живу. Причём живу я не где-нибудь, а в городе Париже!

А ещё среди моих учителей был человек с мудрыми глазами ребёнка и белой, как снег, шевелюрой. Его звали . Генрих Сапгир перевёл стихи Дриза с языка идиш и подарил их детям, которые читают по-русски.

Запрягайте, чудаки,
Веники в коляску,
Уложите чемоданы,
Приезжайте в сказку!
Если вы приедете,
То не пожалеете.
Там на синем коврике
Будут плавать лебеди,
Чёрный козлик
С обезьянкой
Будут фрейлехс
Танцевать,
А разбитая шарманка
Будет охать и вздыхать.
Будет щука
Кувыркаться,
А на белом потолке
Будет прыгать
И смеяться
Шут в зелёном колпаке,
Будет чайник
Бить в ладоши:
Вот так штука!
Браво! Бис!
Вы довольны?
И я тоже –
Ваш
Овсей Овсеич
Дриз.
(Перевод Г.Сапгира)


Как работали вместе эти два человека – отдельная песня, или даже поэма. Вот приходит Овсей Овсеевич к Генриху Вениаминовичу, радостный и, как всегда к середине дня, в приподнятом настроении. «Генрих, я тут, пока к тебе ехал, сочинил в трамвае стихотворение. И подстрочник записал на талончике. Так ты мне его переведёшь?»
И Генрих переводил!..

Детские стихи пишут, чтобы было интересно самому, чтобы понравилось взрослым, чтобы обрадовались дети. А как можно заставить их радоваться? Начать с ними играть — но важно, чтобы игра нравилась самому поэту. Можно, например, рассказать детям о том, что всё взаимозаменяемо: сегодня принцесса прекрасная, а погода ужасная, а завтра может быть совсем наоборот. И ещё неизвестно, что лучше, а что хуже, да и вообще - что такое хорошо и что такое плохо?


Рисунок Гавриила Заполянского А на кого был похож Генрих Сапгир? У него было узкое лицо и острые, как у эльфа, уши. А ещё он носил серебряный перстень с зелёным камнем и бархатный пиджак, тоже зелёный, как трава:
Надеть бы
Зелёный пиджак
И прыгнуть бы
В небо -
Вот так!
И скакать
И плясать
По лугам,
Удивляясь
Проворным ногам.
Мне б зелёную
Скрипку
Достать,
Я сумел бы
Кузнечиком
Стать.

Кому первому читают свои стихи поэты? Взрослые - взрослым, а детские - детям, в первую очередь своим. Дети вообще очень строгая публика, а свои - в особенности. У Сапгира были две дочки. Они давно выросли и уже читали папины стихи своим детям. А что это доказывает? Это доказывает, что вечная детская редакция Страны Смеянцев работает 365 дней в году, а в високосный год - даже на день больше. Каждый день. И даже вечером, и даже ночью…

По вечерам,
По вечерам
Луна глядится
В стёкла рам.
И спать ложатся
Чудаки,
Надев пенсне
Или очки,
Чтобы яснее
Видеть сны,
Слетающие к ним
С луны.

Причём одни
Привыкли брать
Карандаши
С собой в кровать,
Чтоб всё во сне
Нарисовать,
Другие -
Свой магнитофон,
Чтоб записать
Красивый сон.

А этот пасмурный
Старик
Всегда одетый
Спать привык.
И без галош
И без пальто
Он не ложится
Ни за что.
Его задумчивые сны
Всегда дождливы
И грустны.

А вот - лукавый
Бородач.
Он под подушкой
Прячет мяч.
Он знает,
Что во сне опять
Он будет бегать
И играть.
Лужайка будет,
Солнца свет -
И будет снова
Восемь лет.

Я из тех, кто не поливает рыбный стейк лимоном и просит не класть дольку лимона в солянку, если есть возможность попросить. И даже шмыгая носом в осеннюю непогоду, не давлю лимон в черный чай "для здоровья" (кстати, в болгарском перце и капусте витамина С содержится больше, чем в лимоне ) и не ароматизирую им воду в летнюю жару. Не люблю лимон, и всё тут.

Но в косметическом плане он иногда преподносит некислые сюрпризы. Вот, например, японская соль для ванн с лимоном, произрастающим в японском же городе Сетоути.

Но едва взглянешь на фигурную упаковку, сразу станет кисло мило, уж настолько она симпатичная! В окошке в форме ванны видна яркая соль, а на листочке написано, что внутри находятся два пакетика соли.

На обратной стороне коробочки - еще больше японских иероглифов...

Позабавило, что производитель решил не тратить силы на перевод описания или списка ингредиентов, но совесть не позволила не написать на английском: "Не есть!" . Ну и "мейд ин Джапан", куда ж без него.

Коробка объемная, боковушки держатся на кружочках скотча.

Застежка стыдливо прикрывается картонным листиком.

Внутри аккуратно сложены два пакетика.

Признаюсь, поначалу отнеслась скептично к количеству соли в каждом.


Там же буквально по столовой ложке соли! Растворятся, я и не замечу... Морально была готова сыпать сразу два.

Пакеты снабжены надрезами и легко открываются , так что за ножницами тянуться не нужно.


Солька красивая, как мелкий янтарь!


Пахнет очень приятно. Не кислым, набившим оскомину, лимоном, а, скорее, цветами лимонного дерева. Свежий и горьковатый одновременно, местами даже с ноткой ванили.

К сожалению, отдушки не хватает на ароматизацию воды. Раствор соли не пахнет.

Зато красителя хватает! Это от одного пакетика соли получится такой насыщенный цвет:


К счастью, ванна и кожа не окрасились совсем . Мелкие ранки раствор японского лимона не щипал, так что, наверное, концентрация самой соли действительно небольшая.

Что касается эффекта, то соль немного смягчила кожу и слегка защитила от негативного воздействия жесткой водопроводной воды . Никакой сенсации, просто легенькое смягчение.

В данном случае эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение приносят продукту больше плюсов, чем реальный эффект. Но я и не против! Не всем же быть полезными, нужно же кому-то быть красивым Эту соль очень приятно использовать, на этом и остановимся, а кожу будем увлажнять лосьоном.

Где купить - понятия не имею. Нашла только официальную страничку (не магазин) продукта ... конечно же, всё на японском. У сайта Charley ZZZ есть и англоязычная версия , но именно лимонная соль в международном ассортименте отсутствует.

ТЕМА: Предложение и слово.

ЦЕЛЬ: - Дать понятие о слове, дифференцировать понятия предложения и слова.

ЗАДАЧИ: - Уточнять знания детей о том, что предложения состоят из слов,

связанных между собой по смыслу.

Учить определять количество слов в предложении.

Учить составлять предложения из определенного количества слов.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные, предметные картинки, схемы предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I .Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II . Повторение пройденного материала.

Л. - Из чего состоит речь?

Как определить, что предложение закончилось в устной речи? На письме?

Какие знаки могут стоять в конце предложения?

Как связаны предложения в тексте?

III .Объяснение нового материала.

1.Сообщение темы занятия.

Игра “Доскажи словечко”

Не послушал зайка папу –

отдавили зайке …(лапу).

Дети в скверике сидели

И мороженое…(ели).

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ….(лисица).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния ….(сверкнула)

Л. – Что вы добавляли?

Д. – Слово.

Л. – А как вы думаете, что такое слово.

2.Понятие о слове.

Л. – Послушайте стихотворение

Что за ЛИ?

Что за МОН?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

«ЛИ-МОН»,

(Г. Сапгир)

Сразу станет кисло

Л. – Правильно, каждое слово имеет свое значение. Слово может обозначать предмет (дождь, самолёт, рука), действие (идёт, летит, пишет), признак (мелкий, стальной, мягкий). Слово понадобилось человеку для того, чтобы назвать всё, что есть в мире. Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.

Слова бывают разные:

Хорошие, простые,

Слова бывают праздные-

Ненужные, пустые

(А.Барто)

Л. – Как можно объяснить смысл этого стихотворения.?

Л. – Почему ненужные слова не надо употреблять в речи? (они засоряют нашу речь. Трудно слушать человека который употребляет ненормативную пустые слова

3.Дифференциация слова и предложения.

Л. – Как вы думаете, что можно составить из слов?

Д. – Предложения.

Л. – Составьте предложения по картинкам, лежащим у вас на столах.

Что больше слово или предложение?

Почему?

4.ФИЗМИНУТКА.

Упражнение для мышечной релаксации. Изобразите лист, который падает с дерева. Исходное положение – стоя прямо с высоко поднятыми руками. Сначала свободно, расслабленно опустите кисти рук, затем опускаются, «падают» локти, затем «падают» руки, затем опускаемся на корточки. Лист упал.

5.Разбор предложения.

Л. – Составьте предложение из 3-х слов по картинке.

Л. – Что вы составили?

Сколько слов в предложении?

Какое слово на первом месте? На втором, на третьем месте?

    Выкладываем схему предложения из полосок - слов.

Начертите схему этого предложения в тетради.

/____________.

____ ____ ____

III . Закрепление.

Что такое текст?

Что такое предложение?

Как обозначается на письме начало предложения?

Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения на письме?

Из чего состоит предложение?

Как пишутся слова в предложении?

Что больше, предложение или слово?

Назовите слова.

Релаксация. 2Ручеёк радости»

Дети берутся за руки и говорят друг другу по очереди приятные. добрые слова..

Литература.

    Коррекция письменной речи. Жуковская Л,Г., Терешкова Е.Б.

    Школа развития речи. Т.Н.Соколова.

    Запоминай –ка. Н.И.Невзорова

Похожие статьи